Информационное планирование и международные
информационные компании
Министерство
Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский
Государственный Институт Востоковедения
Мухаммад
аль-БУХАРИ
Политические
процессы в СМИ
Ташкент
- 2005
Тема
XV
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ
В результате глобального прогресса в науке и
технике средств массовой коммуникации, произошли значительные изменения в
международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль
государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его
роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам,
что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете
или полном контролировании государством, или относительном контролировании
процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21–го века, после
создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий
и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и
количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации
сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к.
огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в
одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции
людей на международные события, и процесс международного обмена информацией
стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования
информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном,
так и на международном уровне. Планирование информационных работ является
основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит
определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и
внешней политике государства. Концентрация материальных и технических
возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков
достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются
политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ
Планирование информационных работ состоит из
следующих двух частей:
1)
Теоретическая
часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи,
элементы и гибкие цели, которые не содержат значительных и конкретных задач.
Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом
применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных
альтернатив средств достижения цели информационного плана, необходимых
мероприятий и проблемы их практического применения для осуществления цели
плана, как показано на следующей схеме (смотри схема 1):
Во время составления любого плана необходимо определить его
общие рамки, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для
выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного
плана.
После определения общих рамок плана
начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени
и средств, необходимых для ее достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют
ежегодные планы, и средние планы, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет,
но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы,
превышающие 7–лет срок.
Обычно средние и длительные планы
подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех
возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем
самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов
выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на
квартальные и т. д.
При этом специалистам в области
информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование
является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения
внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме
того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное
выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов
достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей.
Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов
успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной
цели.
Необходимо изучить, насколько эти
цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность
достижения цели при их изменении. Это поясняется на нижеследующей схеме (см.
схема 2):
После изучения цели начинается
процесс выбора методов из располагаемых альтернатив. После тщательного изучения
альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное
составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам,
показанным на схеме 3.
Составители
информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников
и стараться сохранять инициативу. Кроме того, составление международного
информационного плана должно основываться на большом количестве информации об
его объектах. Необходимо использование группы специалистов в области
планирования: экономики, внешней политики, международного информационного
обмена, международных средств массовой информации, политических систем,
технологий международных средств коммуникации. А также с использованием опыта
информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях.
Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих
практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так
как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и
достижению поставленных целей.
2) Практическая часть информационного
плана соответствует принципам и целям международного информационного плана.
Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и
средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана
и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит
и с кем говорит?
Ø аккредитованная
дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с
общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки,
художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты,
конференции, средства массовой информации и коммуникации – все это является
средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов
международного информационного плана:
1)
высшее руководство
страны
2)
лидеры и члены
парламента и парламентская оппозиция
3)
лидеры политических
партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции)
4)
лидеры
профессиональных общественных и массовых организаций
5)
руководство СМИ
6)
предприниматели,
бизнесмены и т.д.
7)
религиозные,
этнические, культурные, национальные меньшинства или группы
8)
соотечественники в
эмиграции
9)
культурные и
религиозные организации
10)
участники культурных
и художественных фестивалей
11)
участники спортивных
состязаний
12)
участники
международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов
13)
посетители
международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и
художественных выставок
14)
аудитория через СМИ.
Через
последовательное наблюдение за этапами выполнения международного
информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят
объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает
мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы,
оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей
сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией
ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного
информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории,
где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения.
Субъектам
планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса
международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке
основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут
быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной
эффективности и влияния.
Рекомендации
по семинарам.
15.1. Понятие информационного
планирования.
15.2. Современные коммуникативные
сети, международные информационные компании.
15.3. Теоретические и практические
стороны планирования в международных информационных компаниях.
Схема
1
ЦЕЛИ
|
ГИБКИЕ
ЦЕЛИ
|
КОНКРЕТНЫЕ
ЦЕЛИ
|
СРЕДСТВА
|
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРОВ
|
ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ
|
ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
|
Схема 2
НЕОБХОДИМЫЕ
СРЕДСТВА
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ
|
ВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА
|
СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ
НЕОБХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ
|
ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО
ПОДХОДИТЬ ЦЕЛЬ
|
Схема
3
Определение целей и содержания информационного
материала
|
Определение сферы выполнения
|
Методы
|
Объект информационного материала
|
Материальные и людские возможности
|
Ответственный за выполнение плана
|
Ответственный за наблюдением и
выполнением плана
|
Анализ и оценка эффективности
|
Срок выполнения
|
Система наблюдения за
выполнение плана
|
Рекомендации
по курсовым работам и проектам
1.
влияние процессов демократических преобразований на СМИ
Республики Узбекистан.
2.
Основные направления информационной политики Республики
Узбекистан.
3.
Доступ к информации и право на её получение в
законодательстве Республики Узбекистан.
4.
Попытки ООН и др. международных организаций в решении
проблем по международному информационному обмену.
5.
Политика информационной безопасности в Республике
Узбекистан.
6.
Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан
и пути их предотвращения.
7.
Место и роль ИА «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан в
системе СМИ РУ, в информировании населения.
8.
Место и роль ИА «УзА» в системе СМИ РУ, в информировании
населения.
9.
Место и роль «РАДИОВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в
информировании населения.
10.
Место и роль «ТЕЛЕВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в
информировании населения.
11.
Место и роль «ПРЕССЫ» в системе СМИ РУ, в информировании
населения.
12.
Характеристика и направленность периодической печати РУ.
13.
Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА»,
«ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан
и её связей с зарубежными государствами.
14.
Взаимоотношение местной и международной рекламы и
национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
15.
Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан.
16.
СМИ в законодательстве РУ.
17.
Издательская деятельность в законодательстве РУ.
18.
Авторские права и смежные права в законодательстве РУ.
19.
Гарант и свобода доступа к информации в законодательстве
РУ.
20.
о мерах по организации разработки программы развития
компьютерных и информационных технологий в РУ, и обеспечения широкого доступа к
международным информационным системам «ИНТЕРНЕТ».
21.
Деятельность иностранных журналистов в РУ.
22.
влияние процессов международного информационного обмена
на Республику Узбекистан.
23.
Основные направления внешней политики Республики
Узбекистан в рамке международного обмена информацией.
24.
Доступ к информации и право на её получение в
законодательстве Республике Узбекистан.
25.
Политика информационной безопасности в Республике
Узбекистан.
26.
Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном
информационном обмене (на примере деятельности ИА «ЖОХОН»).
27.
Роль и функции Совета Общества Дружбы и
культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами по
международным связям с общественностью.
28.
Роль связи с общественностью в государственных и
правительственных организациях Республики Узбекистан.
29.
Роль информационных агентств «ЖОХОН», «УзА»,
«ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики
Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
30.
Взаимоотношение международной рекламы и национальной
культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
31.
Основные принципы политики информационного планирования
Республики Узбекистан.
32. Международный информационный обмен с точки зрения
национальной безопасности, государственные функции
Комментариев нет:
Отправить комментарий