четверг, 11 июня 2020 г.

Правильное использование информации государственным органами

Правильное использование информации государственным органами
Министерство Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский Государственный Институт Востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ


Политические процессы в СМИ
Ташкент - 2005

Тема Х
ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Информация сама собой теряет свою важность, если государство не может ее правильно использовать, поэтому для достижения этих целей необходимы органы трех видов;
1)            которые собирают информацию по мере возможности наиболее точно;
2)            которые объясняют эту информацию, обычно эта работа осуществляется специализированными структурами, которые анализируют и сортируют информацию, исходя из ее важности и значения;
3)            которые уточняют анализы и принимают окончательное решение о тех проблемах, которые стоят перед государством.
Стало известно, что государства занимаются сбором необходимой информации во всех областях. Не смотря на отсутствие законодательной основы, которая позволяла бы им заниматься таким родом деятельности. Также в международном праве не содержится актов, которые дают государству права в области получения и передачи информации другим государствам, от которых зависит его судьба. Кроме права государства в послании дипломатических представительств и обязательства принимать их. Что может служить основой для достижения права получения информации согласно известному методу наблюдения в целях получения информации в рамках ограничения согласно международному праву. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств.
В результате таких дипломатических работ возникают много споров, особенно в разделении работ между теоретической и практической дипломатией, которая содержит в себе функции сбора информации, так как это очень сложный процесс и очень трудно поставить границы между теорией и практикой. Примером таких споров является расхождение мнений в кругу работ советских органов безопасности, которые работали внутри США. Ответственные лица в МИДе США жаловались на жесткие мероприятия министерства юстиции против них. Эти мероприятия противоречили неписаным законам между двумя государствами в области безопасности, особенно если вопрос касается тех, кто использует дипломатическую неприкосновенность.
Стало известно, что в мае 1996 года группа британских дипломатов в Москве занималась шпионажем, когда исследовала факт покупки агентами ирландской республиканской армии IRA оружия с ядерными элементами у русских мафиози. В последствии Россия была вынуждена объявить персонами «нон грата» британских дипломатов в России по обвинению в шпионаже. Согласно  информации британских спецслужб МI–6, Британия приняла адекватное решение.
ФАКТОРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ПРИ СБОРЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
Итак, серьезная критика, направленная в адрес дипломатической неприкосновенности, заключается в том, что она используется как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения двух факторов:
1) безопасности принимающего государства;
2)необходимой безопасности, которую требует дипломатическая работа.
Дипломатическая неприкосновенность сотрудников выражается также в привилегиях на транспорт, освобождение от наблюдения за почтой, от прослушивания телефона, позволение свободного перемещения и т.д.
При сборе необходимой информации одного государства о другом возникает важная проблема, которая заключается в том, что получаемая информация, может угрожать национальной безопасности другого государства.
Вопрос определения той информации, которая входит в рамки секретности и той, которая не входит в эти рамки, является сложным, их почти невозможно разделить, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом. И эта проблема стала еще сложнее в сегодняшнем мире, который переживает информационную революцию, благодаря которой легко можно получить информацию в результате продолжающегося научного прогресса во всех областях сбора и передачи информации. Как попадающей под эти ограничения и входящей в рамки тайной информации, угрожающей безопасности государства, и так и не входящей в рамки секретности.
Информация, которую может получить одно государство о другом государстве, может угрожать его национальной безопасности. В силу своей важности, информация, касающаяся государственной безопасности, обычно держалась под грифом секретно, и, считалось, что попытка получения этой информации входит в рамки уголовного расследования согласно уголовному законодательству. Такая информация разнообразна, и политика, дипломатия, экономика и военные тайны должны оставаться в секрете ради безопасности государства в целом. Право получения дипломатических посланий и информации не должно быть ограничено, так как это противоречит международным законам. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств. В результате дипломатических работ возникает очень много споров, особенно между теоретической и практической дипломатией, первая из которых не содержит в себе функции сбора информации. Это очень сложная ситуация и очень трудно поставить границы между ними.
ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
Серьезная критика направляется в адрес тех дипломатов, которые используют дипломатическую неприкосновенность, как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения двух принципов:
1)      безопасности принимающего государства;
2)     необходимой информации, в результате оглашения которой, государство может получить оборонительные возможности.
Природа этой информации и ее категории разделяются между собой. Например, общая свобода внутри самого государства, а также проблема достижения равновесия, необходимого для безопасности каждого человека. Каждый человек должен стремиться защищать свои права, поэтому важно, для сохранения баланса, создать межгосударственное соглашение о безопасности и правах человека.
ИНФОРМАЦИЯ В РАМКЕ СЕКРЕТНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН
В законодательстве некоторых стран отмечено, что информация входит в рамки секретности, если она касается исключительно этого государства и обеспечивает ему безопасность (Бельгия и Люксембург), или государственного права против другого государства (Исландия), или вопросов которые важны для государственной безопасности (Голландия), или сведений, которые связаны с национальной обороной, экономикой и политикой (Швейцария, Франция).
В законодательствах других государств, таких как Бельгия, Люксембург, Голландия, Швейцария и Югославия, не дается конкретных определений тайн, касающихся безопасности и обороны, так как это является очень широким и одновременно разнообразным понятием, имеющим разные виды. Эту информацию нельзя ограничить, так как в результате суды получат безграничные полномочия в толковании законодательных актов.
Другие государства пытаются противостоять любой возможности толкования оборонительных тайн и оглашения этих тайн в общих фразах, как, например, во Франции статья 2/1/78, Итальянский уголовный кодекс, который отличает эти тайны, природу и мудрость этих тайн, как в статье 258 уголовного кодекса Франции и Италии. Причиной этого является тот факт, что тайна возникает от природы самих вещей или согласно приказу компетентных лиц власти. Здесь заметно, что французский законодатель не ограничился защитой только тайной информации, касающейся национальной обороны Франции. Он охватил ,согласно указу 11 июня 1952 г., и тайную информацию государств-членов НАТО.
Следуя практике развивающихся стран, Египетское законодательство определило группу информации, которая стоит под грифом секретно и связана с обороной страны по своей природе. Пункт 1 статьи 52 уголовного кодекса Египта гласит: «Военные, политические, экономические и промышленные тайны знают только те лица, которые имеют отношение к этому. Необходимо сохранять эти сведения в интересах государства».
Доктор Мамдух Шавки – посол МИДа Египта (чрезвычайный и полномочный посол Египта в Узбекистане) в своей статье «Национальная безопасность и международные отношения», которая была опубликована в журнале «Международная политика», дал следующие определения:
·           Военная информация – это факты, которые касаются военной подготовки страны, ее мощи и средств ее защиты, информации о военных действиях на суше, море и в воздухе, вне зависимости от того мирное это время или военное. Сюда также входит и информация, касающаяся секретного оружия или способов применения и защита от этого оружия, военные планы, дата и место проведения военных действий, а также указания военного руководства офицерам и солдатам;
·           Политическая информация – это сведения, касающиеся действующей внутренней и внешней политики или того, что государство намерено предпринять, когда эта информация даже косвенно касается обороны страны. Информация, касающаяся прошлой политики страны, теряет свое значение.
·           Дипломатическая информация – это факты, касающиеся дипломатических связей с другими государствами, например, намерение государства разорвать политические отношения с конкретными государствами или признание революционной организации, которая противостоит правительству, а также дипломатические связи с другими государствами в целях объединения усилий в решении международных конфликтов, касающихся безопасности государства;
·           Экономическая информация связана с промышленной мощью страны. Она не ограничивается государственными промышленными предприятиями, она также охватывает частные компании, которые помогают государству в производстве продукции, нужной для обороны страны. Это, например, продукция, которую выпускает одна компания для вооруженных сил, которая будет использована как военное снаряжение.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СЕКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Нельзя понимать, что вся эта информация: военная, политическая, дипломатическая и экономическая, связана с секретами обороны страны. Для этого необходимы два условия:
Первое: Эта информация должна быть связана с обороной страны. Значит, она касается суверенитета государства и средств его обороны во всех областях в мирное и военное времена.
Второе: эта информация должна быть по своей природе той секретной информацией, которая недоступна каждому. Понятие обороны страны не ограничивается только военными вопросами, а охватывает все вопросы внешней безопасности страны: военные, политические, дипломатические и экономические, в мирное и военное время, прямо или косвенно.
Секретность не является неделимым признаком информации. Она представляет собой относительную юридическую информацию, с которой через некоторое время снимается гриф «секретно». Гриф «секретно» добавляется в определенное время согласно требованию безопасности страны в данное время. Поэтому иностранные корреспонденты, информационные советники, информационные атташе, аккредитованные в любом государстве, должны ознакомиться не только с содержанием законодательных актов о журналистской деятельности тех стран, где они аккредитованы, но и с содержанием уголовного кодекса этих стран и особенно, что касается работы журналистов.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Также есть ряд проблем, которые связаны с получением информации у государства незаконным путем или негласно. Эта проблема возникла в результате научного прогресса в области информации и носителей информации. Традиционный способ получения информации осуществлялся между государством и конкретными лицами, гражданами этого или других государств, дающих эту информацию, или гражданами нейтральных государств, занимающихся шпионажем в интересах какого–то одного государства. Но классическая картина изменилась, и сегодня эта связь стала прямой между двумя государствами без посредников для передачи информации. Это случилось благодаря получению необходимой информации прямо с искусственных спутников или шпионских самолетов. Раньше цель определяла природу действия, а в результате развития роли государства в этих связях средство стало определять природу действия.
С этим также связана и другая проблема, возникающая в результате получения информации через искусственные спутники, шпионские самолеты или электронные дистанционные наблюдения в помощь определенному государству, а государство, являющееся объектом наблюдения, не знает об этом. Здесь возникает, вопрос о размерах обязательств о передаче сведении она будет держать эту информацию как козырную карту, и использовать ее как политическое давление.
Рекомендации по семинарам.
10.1. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
10.2. Принципы дипломатической неприкосновенности.
10.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
10.4. Проблемы получения информации и их решения.


Комментариев нет: