Международный информационный
обмен с точки зрения национальной безопасности
Министерство
Высшего и Среднего Специального Образования Республики Узбекистан
Ташкентский
Государственный Институт Востоковедения
Мухаммад
аль-БУХАРИ
Политические
процессы в СМИ
Ташкент
- 2005
Тема IX
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
Государственные функции сводятся к
следующим трем основным пунктам:
1)Защита
независимости;
2)Утверждение
государственного суверенитета;
3)Сохранение
внутренней безопасности, в широком смысле этого слова, а, в частности, это
существование законной власти, которая может достичь лучшей благополучной жизни
и удовлетворения людских нужд во всех областях.
Государство стремится к достижению этих
целей через ряд проектов, каждый из которых связан с осуществлением хотя бы
одной из намеченных целей, а также делает все возможное для создания равновесия
и интеграции всех этих целей через единую стратегию. Государство пытается
создать гармонию между этими целями и требованиями и осуществить их как на
внутреннем, так и на внешнем уровнях. Такая единая политика называется Политикой Национальной Безопасности,
которая помогает противостоять против других государств в том виде, который
обеспечит ей возможности сохранения своего национального строя и
неприкосновенности ее территорий.
Не смотря на то, что национальные интересы
государств отличаются друг от друга, они сходятся в понятии и осуществлении
первых двух функций. Что же касается третьей функции, то здесь проявляются
различия в результате противоречий внутренних систем и интересов. Эти различия
наиболее видны в государствах, поддерживающих капиталистическую идеологию, а
также в тех государствах, которые поддерживали социалистическую или
коммунистическую идеологии до распада бывшего Советского Союза.
Государство через свою политику национальной
безопасности старается защитить свое существование, исходя из своих собственных
возможностей противостоять окружающей его опасности, определять доходы и
возможности адекватно природе и размерам этой опасности, ставя перед собой
вопрос ограничения возможностей ООН в выполнении своих обязанностей полностью и
влияния великих держав на любые действия ООН. Поэтому государство стремится
существующими методами определить угрожающую ему опасность как внутри, так и за
его пределами. И сделать оно это сможет лишь в случае правильного использования
таких методов как военный, экономический, политический, то есть когда это будет
необходимо. А иначе как же сохранить равновесие между возможностями и
стремлениями?
ПОЛИТИКА
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Политика национальной безопасности содержит
в себе все мероприятия, направленные на защиту своего существования и
достижения своей безопасности, особенно в таких сферах как политика, вооружение
и экономика. Обычно составлением таких политических планов занимаются
внутригосударственные специализированные органы. Вот как выглядят три основных
аспекта этого плана:
1) Политический
аспект. Он делится на три основных направления:
·
внешняя
политика. В результате сплетения интересов различных государств
посредством научно-технического прогресса в области связи и коммуникации были
устранены границы и расстояния между государствами. Каждое государство строит
отношения с другими государствами, имеющими различные идеологические
направления. Внешняя политика государства может складываться следующим образом:
полным сотрудничеством, которое иногда достигает полного объединения или
конфедерации во всех его проявлениях; единоборством и применением вооруженных
сил, поиском холодной войны, или же стремлением установить свою власть и
влияние на другие страны;
·
внутренняя
политика. Она охватывает все, что касается внутренней
государственной политики: конституцию, различные законодательные акты, а также
планы общественного и экономического развития, мероприятия, обеспечивающие
безопасность и порядок внутри государства;
·
государственная
дипломатическая деятельность. Государство поддерживает
связи с другими государствами дипломатическим путем, во избежании прямых
столкновений с другими государствами. Поддержание межгосударственных связей
превентивного характера выполняется путем переговоров и убеждений, заключением
договоров и вступлением в союзы. Также государство стремится использовать
возможности системы коллективной безопасности в рамках ООН для достижения своих
целей. В этом случае целью политики национальной безопасности является
утверждение места государства в международном сообществе и стремление влияния
на другие государства независимо от того соседи они или нет.
2) Экономический аспект. Экономическая
сторона политики национальной безопасности является очень важным моментом,
главным образом, она связана с вопросом обеспечения экономических потребностей
и возможностей, направленных на другие государства, которые также нуждаются в
экономической поддержке со стороны других государств. Очень важно располагать
экономическими возможностями, так как их можно использовать как козырную карту
для достижения своей безопасности. Эти возможности помогают государству иметь
свой собственный капитал, опытные кадры, продукты производства, сырье и рынки
для освоения коммерческих мероприятий.
Поэтому государство стремится повысить свою
промышленную мощь и делает все, чтобы обеспечить себя необходимым сырьем и
продуктами питания. Также оно стремится поднять квалификацию кадров в
промышленных отраслях и, в дополнение к этому, поддерживает свою финансовую
мощь для погашения своих долгов, а также и для того, чтобы не трогать основные
нужды государства.
Экономическая
сторона охватила обширную область, которая превосходит реальные государственные
возможности и активность всех ее членов. Экономическая сторона также охватывает
внутренние и внешние связи, в том числе и развитие своих возможностей в плане
научного прогресса средств производства и т. д., что можно осуществить путем
использования экономических факторов для непосредственного влияния на
международные отношения через конкретные методы, которые соответствуют
собственной внешней политике.
В
результате особого влияния экономической стороны на политику национальной
безопасности экономическая информация не уступает по важности ни
дипломатической, ни военной информации. Она охватывает все, что касается
экономических интересов государства, не смотря на то собственные ли это
интересы или его интересы с другими государствами мира, вне зависимости от
уровня их отношений. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что
экономический аспект представляется очень важным, так как имеет большое влияние
на национальную безопасность государства.
3) Военный
аспект. Цель военного аспекта
политики национальной безопасности – это защита государственной
неприкосновенности и целостности против любой внешней агрессии. В этой связи
государство работает на подготовку своих вооруженных сил и обеспечивает их
современным оружием, также оно обращает особое внимание на оборонительные
планы, вне зависимости от того время ли это мира или вооруженных конфликтов, и
также на подготовительные оборонительные планы и необходимые исследования для
противостояния ожидаемым и неожиданным опасностям. Также государство
одновременно присоединяется к ряду оборонительных договоров, которые могут дать
отпор любой агрессии любого вида, которая может возникнуть извне.
Обычно
военный аспект в политике национальной безопасности маленьких государств
ограничивается укреплением своей государственной мощи для самозащиты против тех
агрессоров, которые могут подчинить их себе. А те государства, которые имеют
экспансионную политику, используют свои военные возможности как угрозу или
прямую агрессию на другие государства. Поэтому маленькие государства стремятся
повысить свое влияние через ряд оборонительных договоров или военных союзов,
исходя из специфики граждан этого государства, правительства, которое управляет
ими, уровня их культуры, а также общественно-экономического состояния
взаимоотношений между членами общества и конкретными лидерами в конкретное
время, идеалов, которые поддерживают общественное мнение в этих государствах.
Здесь необходимо обратить внимание на
оборонительные возможности государства. Известно, что нельзя отрицать важность
военного преимущества государства даже во время переговоров, когда положение
государства, имеющего военную силу, является в центре сил против тех
государств, которые вооружены слабо.
Для достижения
действительной национальной безопасности необходимо создать равновесие между
реальными источниками экономическими и финансовыми ресурсами и целями, которые
имеет государство с расчетом необходимости укрепления военной мощи государства
используя эти ресурсы, сохраняя определенное их количество для блага своих
граждан. Государственная экономическая структура может нести экономический груз
в результате достижения внутренней и внешней политики государства.
Дополнением к другим факторам, которые
создают внутреннюю и внешнюю политику национальной безопасности можно назвать
поведение и желание людей, индивидов, национальный приоритет данного
государства, форму правительства, уровень культуры, экономическое и
общественное состояние всех членов общества, а также лидеров этого общества в
конкретный период и идеологические теории, которые поддерживают общественное
мнение внутри этих государств. Это значит, что людская сила, которой
располагает государство, и то, чем она (эта сила) может пожертвовать ради
безопасности государства, общественная структура, которая контролирует
внутреннее положение и источники богатства, а также его военная сила, на
сколько оно может ее использовать – все эти факторы необходимы и важны для
успеха политики национальной безопасности и, прежде всего, нуждаются в
информации.
Государство должно
строить свои связи успешно, для этого у государства должны быть все возможности
обеспечения информацией о происходящем вокруг нее в разных уголках мира, а
также возможность анализировать разные позиции и разных людей, и руководство,
которое может правильно направить к достижению национальных интересов.
Рекомендации по семинарам.
9.1.
Государственные функции.
9.2. Понятие
политики национальной безопасности.
9.3.
Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика
государства.
9.4. Принципы
внешней политики Республики Узбекистан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий