среда, 29 октября 2014 г.

Тема № 7. Эффективность международного обмена информацией


Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Тема № 7.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
7.1- Международные средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций.
7.2- Средства коммуникации как источник международного обмена информацией
7.1- Международные средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций. Международные средства массовой информации и коммуникации участвуют в формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в мышлении аудитории.
Международный обмен информации способствует формированию общественного мнения, помогает принять аудитории конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение или же отказаться от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо:
1.           Уметь противостоять антипропаганде, направленной на аудиторию;
2.           Уметь использовать международные средства массовой информации для коммуникации и принятия инициативы против антипропаганды;
3.           Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4.           Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские кампании в некоторых случаях могут проводиться для улучшения международных отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для измерения отражения международных информационных кампаний, можно выделить следующие: индуктивный подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации образования в армии США; (Information and Educational Division) посредством прикладных исследований во время второй мировой войны; после этого были исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых была измерена эффективность коммуникации закрытым экспериментом (Controlled experiment). Опора была сделана на следующие элементы:
1)           Коммуникатор (Communicator): Эффект информационного материала повышается, если коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией аудитории, и аудитория теряет из виду источник информации через короткое время. Это явление получило название «эффект спящего» (The sleeper effect). Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации: возраст, пол, внешний вид коммуникатора;
2)           Информационный материал (Message): Было установлено, что повышение эффективности международной информационной кампании, может произойти, если информационный материал будет совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями. Также было обнаружено, что передача проблемы без комментариев имеет большее влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия. В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с высшим образованием и более высоким уровнем культуры, так же, как и при условии оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это ведёт к антипропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем. В случае, если источники и методы передачи информации были использованы с развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем:
3)     Средства коммуникации (Medium): Информационный материал и средства передачи информации тесно связаны друг с другом, так как информационный эффект зависит от метода изложения и передачи материала. Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов средств массовой информации и коммуникации в среде аудитории, на которую направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то считает лучшим средством радио, а кто-то телевидение. Мнения учёных на этот счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это опять-таки только предположения. Средства, используемые в разных странах, весьма различны.
4)     Аудитория (Audience): Влияние на аудиторию определяется степенью её знаний, культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций, уровня образования, общественного, экономического положения, системы управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей региона и других факторов.
Следующий метод: Дедуктивный подход – теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория познания (Cognitive theory) старается объяснить процесс формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса и при этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека, используя это в процессе коммуникации.
7.2 - Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
1. Процесс коммуникации. Процесс коммуникации в международном обмене информацией является группой средств, связанных между собой в целях достижения реакции между людьми. Некоторые объясняют, что изменение понятий происходит посредством языка или любого другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести изменения в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс коммуникации.
Другими словами, процесс коммуникации чаще всего обусловливается стремлением аудитории участвовать в восприятии информации или в передаче идей, а также ее идеологических позиций.
В коммуникации этот процесс происходит путём обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее эффективным средством коммуникации между объектом и субъектом. История науки о коммуникации восходит к Аристотелю, который заложил основы науки того коммуникативного процесса, который наблюдается и в наши дни, связь между оратором – субъектом и массами – объектом.
Согласно этой теории, субъект должен эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию, чтобы воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля, коммуникация теряет эффект, если речь субъекта непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя три следующие составные: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации, должен чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы, а также внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.
Коммуникативная ситуация, по мнению Ибн Халдуна, объясняется следующими положениями:
1)           Передатчик информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации.
2)           Корреспонденция. Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект.
3)           Получатель информации – объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и достоверности информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его моральное поведение и ценностные качества.
Очевидно, что мировоззрение Аристотеля в области коммуникации более объективно и всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн Халдуна, которое более идеалистично, но очень близко современной этике коммуникации.
Существует ряд современных теорий коммуникации. Например, теория Колина, которая выражается в следующей последовательности:
1.           Субъект, передающий информацию.
2.           Корреспонденция, для переработки которой человек использует разум и психологические качества: память, познание и внимание.
3.           Отражение и обратный эффект, показывающие степень поглощения информации.
На этом круг коммуникации замыкается.
Эта теория опирается на умственные способности человека, которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон связывал свою теорию коммуникации с явлением удовольствия. Согласно этой теории, объект испытывает удовольствие оттого, что читает, слушает или видит, особенно, если присутствуют музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное давление на субъект. Здесь прослеживается несколько условий:
1)           Общественная идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень восприятия информации с общественной и культурной точек зрения;
2)           Корреспонденцию нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;
3)           Объект имеет возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты, а не, например, предоставленные исполнительными органами материалы, из которых массы не могут узнать источник передаваемой информации и, естественно, лишены возможности убедиться в ее достоверности.
Теория Лазара Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим образом:
1.           Субъект–это тот, кто готовит и передаёт материал.
2.           Корреспонденцию субъект направляет к объекту через средства массовой информации и коммуникации.
3.           Объект – это аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого необходимо повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами общественного мнения, которые располагают доверием аудитории. Так, представление о лидерах общественного мнения как важных источниках информации, было получено в результате научных исследований, которые были проведены в сельской местности. Лидер общественного мнения, это монополист средств массовой коммуникации, формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде, который отвечает вкусу потребителей, то есть объекта.
Теория коммуникации Эсфероса рассматривает коммуникативный процесс как общественное явление, которое действует внутри общества и связано с другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса, данная проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в следующем:
1.           Субъект – общество;
2.           Корреспонденция выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения;
3.           Объект – тоже общество;
4.           Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые наравне с политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны доступны всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.
Теория Вифера и Шеннона определяет связь между субъектом и объектом так:
1)           Субъект – социолог, который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком виде, чтобы её можно было передать через каналы коммуникации объекту.
2)           Корреспонденция представляет собой, так называемые инструкции, которые социолог хочет передать объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации.
3)           Объект – потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт ей первоначальную форму. Здесь основное место принадлежит способности мышления и восприятия объекта.
Теория Ходента разделяет коммуникативный процесс на семь составных:
1)           Проблема.
2)           Субъект.
3)           Корреспонденция.
4)           Средства.
5)           Передатчик (в некоторых случаях).
6)           Средства приёма.
7)           Эффект.
Здесь возникает вопрос, насколько и каким образом средства массовой информации и коммуникации удовлетворяют общественные потребности человека.
Ответ заключается в том, что средства распространения информации облегчают процесс двусторонней коммуникации. Это значит, что средства массовой информации и коммуникации передают информацию о событиях, имеющих общественную важность.
Человек не всегда поддерживает связь с другими людьми и ввиду этого испытывает чувство одиночества и неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко ведёт к пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении пессимистического настроя в том смысле, что особенность звука способна преодолеть подобное психологическое состояние и в данном случае эффект радио значительнее, по сравнению с телевидением.
Замечено, что большинство одиноких людей придают особое значение средствам массовой информации и коммуникации как способу общения и это общение проходит различные уровни адаптации, а средства массовой информации и коммуникации компенсируют его путем удовлетворения потребности человека в коммуникации.
Человек, таким образом, посредством средства массовой информации и коммуникации может поддерживать связь с государственными и общественными деятелями, принимать участие в обсуждении различных всевозможных проблем, поддерживать диалог и по желанию прекращать его.
Удовлетворение потребностей при помощи средства массовой информации и коммуникации стало одним из важнейших элементов жизни современного человека. Проблема адаптации сегодня связана с вопросами: Что?; Как? и Почему?
Человек нуждается в адаптации для получения информации, знаний и образования. Она обусловливает поведение человека, и он через неё принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей. Итак, воздействие средств массовой информации и коммуникации на человека в этой области значительно.
2. Соотношение между элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим образом:
1. Источник – человек или группа людей. Это важный фактор в коммуникации. Его цель – изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может не хватать нужных и подходящих источников информации, профессионализма в подготовке содержания информации. Если источником является конкретный человек, необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а также учитывать содержание информационного материала, те информационные средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на процесс коммуникации в обучении.
2. Для того чтобы круг коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено – принимающий информацию субъектЕсли источником и её потребителем будет одно лицо, то в данном случае он и объект, и субъект. Информация субъекта, направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация потребителя – объекта. В случае негативного отношения объекта – потребителя к источнику – процесс обучения теряет свою эффективность. В результате у объекта появляется отношение к восприятию субъекта как, например, к трудным для чтения книгам или другому трудно доступному учебному материалу. То есть, он не в состоянии принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала тоже требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам определяет для себя важность чтения и слушания. Он не может рассуждать в постоянно изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации.
3. Корреспонденция, или информационный материал. Содержание корреспонденции и его анализ важный элемент в области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов в качестве символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к затруднению её понимания. Что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса коммуникации, например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не учёл уровень знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод изложения и содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации не будет воспринята объектом независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным.
4. Между субъектом и объектом должен существовать определённый уровень общения. Иногда источник не имеет ясной картины об уровне восприятия объекта. Поэтому язык, примеры, стиль которые применяются в процессе передачи информации, не всегда способствуют полному пониманию и восприятию информации потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать информацию только посредством своего опыта и имеющейся у него информации относительно данного материала.
В заключение нужно отметить, что средства коммуникации являются основой основ для обмена идеями и информацией между членами общества.



Комментариев нет: