Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Тема № 7.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
7.1- Международные
средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций.
7.2- Средства
коммуникации как источник международного обмена информацией
7.1- Международные
средства массовой информации и коммуникации и формировании позиций. Международные средства массовой информации и коммуникации участвуют в
формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в
процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в
мышлении аудитории.
Международный обмен
информации способствует формированию общественного мнения, помогает принять
аудитории конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение или же отказаться
от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько
эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства,
насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления
информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а
могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.
Журналистам, участвующим
в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых
принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной
пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо:
1. Уметь
противостоять антипропаганде, направленной на аудиторию;
2. Уметь
использовать международные средства массовой информации для коммуникации и
принятия инициативы против антипропаганды;
3. Подавать
аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4. Уметь
измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех
получит пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные
обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти
параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские
кампании в некоторых случаях могут проводиться для улучшения международных
отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых
для измерения отражения международных информационных кампаний, можно выделить
следующие: индуктивный подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации образования в армии
США; (Information and Educational Division) посредством прикладных исследований во время
второй мировой войны; после этого были исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых
была измерена эффективность коммуникации закрытым экспериментом (Controlled experiment). Опора была сделана на следующие элементы:
1) Коммуникатор
(Communicator): Эффект информационного материала повышается,
если коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с
позицией аудитории, и аудитория теряет из виду источник информации через
короткое время. Это явление получило название «эффект спящего» (The sleeper effect). Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации:
возраст, пол, внешний вид коммуникатора;
2) Информационный
материал (Message): Было установлено, что повышение эффективности
международной информационной кампании, может произойти, если информационный
материал будет совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и
идеологическими позициями. Также было обнаружено, что передача проблемы без
комментариев имеет большее влияние на малообразованную аудиторию, так как
становится легче для восприятия. В то же время полный анализ проблемы может
оказывать влияние на аудиторию с высшим образованием и более высоким уровнем
культуры, так же, как и при условии оппозиционного отношения определенной
аудитории к содержанию информации. Это ведёт к антипропаганде аудитории,
которая может иметь место в будущем. В случае, если источники и методы передачи
информации были использованы с развитием событий в прошлом и с прогнозированием
в будущем:
3) Средства коммуникации (Medium): Информационный материал
и средства передачи информации тесно связаны друг с другом, так как
информационный эффект зависит от метода изложения и передачи материала.
Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов средств массовой
информации и коммуникации в среде аудитории, на которую направлена информация.
Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект информации для
аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то считает лучшим
средством радио, а кто-то телевидение. Мнения учёных на этот счёт расходятся:
некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это опять-таки только
предположения. Средства, используемые в разных странах, весьма различны.
4) Аудитория
(Audience): Влияние на аудиторию определяется степенью
её знаний, культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций,
уровня образования, общественного, экономического положения, системы
управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей
региона и других факторов.
Следующий метод: Дедуктивный
подход – теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование
позиций. Теория познания (Cognitive theory) старается объяснить
процесс формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса
и при этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека,
используя это в процессе коммуникации.
7.2 - Средства
коммуникации как источник международного обмена информацией:
1. Процесс коммуникации. Процесс коммуникации в международном обмене информацией является группой
средств, связанных между собой в целях достижения реакции между людьми.
Некоторые объясняют, что изменение понятий происходит посредством языка или
любого другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести
изменения в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс
коммуникации.
Другими словами, процесс
коммуникации чаще всего обусловливается стремлением аудитории участвовать в
восприятии информации или в передаче идей, а также ее идеологических позиций.
В коммуникации этот
процесс происходит путём обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является
наиболее эффективным средством коммуникации между объектом и субъектом. История
науки о коммуникации восходит к Аристотелю, который заложил основы
науки того коммуникативного процесса, который наблюдается и в наши дни, связь
между оратором – субъектом и массами – объектом.
Согласно этой теории,
субъект должен эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию,
чтобы воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля,
коммуникация теряет эффект, если речь субъекта непонятна и не воспринята
объектом.
Линия связи между
субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя
три следующие составные: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации, должен
чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы, а также
внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы
воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение
аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.
Коммуникативная
ситуация, по мнению Ибн Халдуна, объясняется следующими
положениями:
1) Передатчик
информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и
в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации.
2) Корреспонденция.
Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями
и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект.
3) Получатель
информации – объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и
достоверности информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его
моральное поведение и ценностные качества.
Очевидно, что
мировоззрение Аристотеля в области коммуникации более
объективно и всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн Халдуна,
которое более идеалистично, но очень близко современной этике коммуникации.
Существует ряд современных
теорий коммуникации. Например, теория Колина, которая
выражается в следующей последовательности:
1. Субъект, передающий информацию.
2. Корреспонденция,
для переработки которой человек использует разум и психологические качества:
память, познание и внимание.
3. Отражение
и обратный эффект, показывающие степень поглощения информации.
На этом круг
коммуникации замыкается.
Эта теория опирается на
умственные способности человека, которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон связывал
свою теорию коммуникации с явлением удовольствия. Согласно этой теории, объект
испытывает удовольствие оттого, что читает, слушает или видит, особенно, если
присутствуют музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное давление на
субъект. Здесь прослеживается несколько условий:
1) Общественная
идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень восприятия
информации с общественной и культурной точек зрения;
2) Корреспонденцию
нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал
поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;
3) Объект
имеет возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты,
а не, например, предоставленные исполнительными органами материалы, из которых
массы не могут узнать источник передаваемой информации и, естественно, лишены
возможности убедиться в ее достоверности.
Теория Лазара
Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим образом:
1. Субъект–это
тот, кто готовит и передаёт материал.
2. Корреспонденцию
субъект направляет к объекту через средства массовой информации и коммуникации.
3. Объект
– это аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого
необходимо повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами
общественного мнения, которые располагают доверием аудитории. Так,
представление о лидерах общественного мнения как важных источниках информации,
было получено в результате научных исследований, которые были проведены в
сельской местности. Лидер общественного мнения, это монополист средств массовой
коммуникации, формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде,
который отвечает вкусу потребителей, то есть объекта.
Теория коммуникации Эсфероса рассматривает
коммуникативный процесс как общественное явление, которое действует внутри
общества и связано с другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса,
данная проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в
следующем:
1. Субъект – общество;
2. Корреспонденция
выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения;
3. Объект – тоже общество;
4. Средства
массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые
наравне с политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны
доступны всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.
Теория Вифера и Шеннона определяет
связь между субъектом и объектом так:
1) Субъект
– социолог, который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для
объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком
виде, чтобы её можно было передать через каналы коммуникации объекту.
2) Корреспонденция
представляет собой, так называемые инструкции, которые социолог хочет передать
объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации.
3) Объект – потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт
ей первоначальную форму. Здесь основное место принадлежит способности
мышления и восприятия объекта.
Теория Ходента разделяет
коммуникативный процесс на семь составных:
1) Проблема.
2) Субъект.
3) Корреспонденция.
4) Средства.
5) Передатчик (в некоторых случаях).
6) Средства приёма.
7) Эффект.
Здесь возникает вопрос,
насколько и каким образом средства массовой информации и коммуникации
удовлетворяют общественные потребности человека.
Ответ заключается в том,
что средства распространения информации облегчают процесс двусторонней
коммуникации. Это значит, что средства массовой информации и коммуникации
передают информацию о событиях, имеющих общественную важность.
Человек не всегда
поддерживает связь с другими людьми и ввиду этого испытывает чувство
одиночества и неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко
ведёт к пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении
пессимистического настроя в том смысле, что особенность звука способна
преодолеть подобное психологическое состояние и в данном случае эффект радио значительнее,
по сравнению с телевидением.
Замечено, что
большинство одиноких людей придают особое значение средствам массовой
информации и коммуникации как способу общения и это общение проходит различные
уровни адаптации, а средства массовой информации и коммуникации компенсируют
его путем удовлетворения потребности человека в коммуникации.
Человек, таким образом,
посредством средства массовой информации и коммуникации может поддерживать
связь с государственными и общественными деятелями, принимать участие в
обсуждении различных всевозможных проблем, поддерживать диалог и по желанию
прекращать его.
Удовлетворение
потребностей при помощи средства массовой информации и коммуникации стало одним
из важнейших элементов жизни современного человека. Проблема адаптации сегодня
связана с вопросами: Что?; Как? и Почему?
Человек нуждается в
адаптации для получения информации, знаний и образования. Она обусловливает
поведение человека, и он через неё принимает конкретные решения для
удовлетворения своих потребностей. Итак, воздействие средств массовой
информации и коммуникации на человека в этой области значительно.
2. Соотношение между элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим
образом:
1. Источник – человек
или группа людей. Это важный фактор в коммуникации. Его цель –
изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может
не хватать нужных и подходящих источников информации, профессионализма в
подготовке содержания информации. Если источником является конкретный человек,
необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а
также учитывать содержание информационного материала, те информационные
средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на
процесс коммуникации в обучении.
2. Для того чтобы круг коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено –
принимающий информацию субъект. Если источником и её потребителем
будет одно лицо, то в данном случае он и объект, и субъект. Информация
субъекта, направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация
потребителя – объекта. В случае негативного отношения объекта – потребителя к
источнику – процесс обучения теряет свою эффективность. В результате у объекта
появляется отношение к восприятию субъекта как, например, к трудным для чтения книгам
или другому трудно доступному учебному материалу. То есть, он не в состоянии
принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала тоже
требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам определяет
для себя важность чтения и слушания. Он не может рассуждать в постоянно
изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации.
3. Корреспонденция,
или информационный материал. Содержание корреспонденции и его анализ
важный элемент в области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов
в качестве символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к
затруднению её понимания. Что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса
коммуникации, например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не
учёл уровень знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод
изложения и содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации
не будет воспринята объектом независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому
субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал
должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным.
4. Между
субъектом и объектом должен существовать определённый уровень общения. Иногда
источник не имеет ясной картины об уровне восприятия объекта. Поэтому язык,
примеры, стиль которые применяются в процессе передачи информации, не всегда
способствуют полному пониманию и восприятию информации потребителем. В такой
ситуации объект может воспринимать информацию только посредством своего опыта и
имеющейся у него информации относительно данного материала.
В заключение нужно
отметить, что средства коммуникации являются основой основ для обмена идеями и
информацией между членами общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий