понедельник, 27 октября 2014 г.

Тема № 6. Международный информационный поток и международный обмен информацией


Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Тема № 6.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
6.1- Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания.
6.2- Международный обмен информацией и формирование мнения.
6.3- Международный обмен информацией и международное сотрудничество.
6.4- Методы, способы и технология международных средств массовой информации и коммуникации.
6.5- Культурные аспекты международного обмена информацией.
После распада СССР появились новые независимые государства. Они, а также страны бывшей социалистической ориентации, обрели политическую независимость. Но, тем не менее, некоторые из них попали под влияние других развитых стран. Наряду с этим существуют страны, которые упорствуют в неподчинении развитым странам. (Добавим к этому постоянное стремление наций нестабильных регионов, требовать отделения и национального суверенитета, получения политической самостоятельности).
Позиция силы и её влияние на международный обмен информацией является результатом научно–технического прогресса именно в области коммуникации. Сегодня многие страны мира имеют более тесные связи, расстояние между ними как бы сократилось.
Международный обмен информацией и коммуникацией играет особую роль в международных отношениях, в формировании национальной активности народов. Но, с другой стороны, международный обмен информацией имеет неравнозначный характер. Это один из важнейших аспектов международной политики. Становится очевидным, что свободный поток информации является односторонним. Для того чтобы он стал по-настоящему свободным, необходимо утвердить равновесие между странами в этом направлении. Существует целая серия дисбалансов:
1.           между развитыми странами, менее развитыми и развивающимися;
2.           между странами с разным политическим, экономическим и общественным строем;
3.           между развитыми странами с одинаковой политической системой, так как они всё ещё имеют разные возможности;
4.           между крупными державами и небольшими государствами;
5.           между развивающимися странами, так как одни из них имеют очень высокий национальный доход (в основном, от экспорта природных ресурсов), а другие очень низкий;
6.           между объёмом позитивной и негативной информации.
Все вышеперечисленные виды дисбаланса не ограничиваются только информационным потоком, коммуникацией или международным обменом информацией, но включают в себя все виды подготовки и распространения информации в целях научного развития, экспорта и импорта современных технологий. В результате, это приводит к увеличению пропасти между странами–поставщиками информации и странами–потребителями.
Это подтолкнуло государства, входящие в международные союзы, такие, например, как Организация Неприсоединения, Организация Исламского Конгресса и региональных союзов, Лига арабских государств и Организация африканского единства, создать независимые международные средства массовой информации, утвердить равновесие в потоке информации и уменьшить её негативное влияние.
Международные союзы призвали эти страны к созданию новой мировой системы международного обмена информацией вместо уже существующей системы, которая была бы более гибкой и свободной, справедливой, эффективной и уравновешенной. Она должна быть построена на принципах демократии и равноправия между всеми странами мира. Поток информации, система международного обмена информации и коммуникации тесно связаны с понятиями «свобода информации», «свободный поток информации», «равновесие в потоке информации», или «свободное развитие средств массовой информации и коммуникации».
Но существует ряд проблем, возникших в результате некоторых политических действий, ограничивающих свободу международного обмена информацией. Эти проблемы можно легко устранить. Необходимо стремление стран и народов к преодолению таких проблем, как, например, насилие против журналистов, жёсткая цензура и закон, занесение фамилий некоторых журналистов в чёрный список (то список тех, чьи материалы не публикуются), запрет на свободное передвижение журналистов, газет, книг, запрет на их импорт и экспорт из развитых стран, это связано с угрозой утечки новейших технологий.
Принцип свободного потока информации был использован как одно из политических средств в ходе конфронтации между социалистическими странами во главе с бывшим СССР и развитыми капиталистическими странами во главе с США в годы холодной войны. Наряду с этим велась экономическая борьба: богатые страны использовали экономическое давление на развивающиеся и бедные страны для достижения своих целей во внешней политике. В связи с этим, развивающиеся страны рассматривают принцип свободного потока информации для устранения монополии промышленно–развитых стран на поток информации, поступающей в развивающиеся страны.
Понятие «свободная информация» для них означает двусторонний поток информации, как утверждение справедливости в международном обмене информацией.
Принцип свободного потока информации привёл только к одностороннему потоку информации (радио и телепередач, компьютерных и культурных продуктов) из промышленно–развитых стран в менее развитые и развивающиеся страны. Это лишь укрепило монополию развитых стран.
Односторонний поток информации, опираясь на исторические и культурные факторы, может влиять на страны даже в пределах одного географического региона. В Европе страны, контролирующие поток информации на европейском континенте, никогда не акцентируют внимание в своих средствах массовой информации и коммуникации на достижениях и успехах малых европейских стран.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы:
1.           Огромный поток информации идёт с североамериканского и европейского континентов.
2.           Односторонний поток информации концентрируется на севере и направляется к югу земного шара, который принимает более 90% информационных материалов через Лондон, Париж и Нью–Йорк.
Здесь ясно прослеживается неравенство в объёме производства газет, журналов, книг, радио–телепередач, других информационных материалов, а также неравенство в распространении этих материалов через международные сети средств массовой информации и коммуникации. Это отражает реальное положение дел в международном информационном обмене. Вот почему страны–монополисты средств коммуникаций были недовольны стремлением группы стран неприсоединения укрепить своё положение в международном обмене информацией.
Односторонний поток информации стал отражением монополии в политическом, экономическом строе развитых стран, которые оказывают значительное влияние на весь мир и постоянно утверждают зависимость менее развитых стран от них. Это достигается путём концентрации международных средств массовой информации и коммуникации на проблемах, конфликтах, терроре, имеющих место в менее развитых государствах.
Международный поток информации является вертикальным, а не горизонтальным, потому что он односторонний. Всё вышеприведённое указывает на формулу силы в международном обмене информацией и в рамках международных отношений.
После глобального развития современных средств коммуникации, информация стала одним из видов услуг, товаром. То есть сформировался способ её передачи, приёма и хранения. Коммерческая информация заняла большую площадь в общем потоке информации. Её печатают газеты, журналы, транслируют на радио и телевидении, передают через международные компьютерные сети. А это понижает культурную и общественную ценность международных средств массовой информации и коммуникации во внутреннем обмене информацией.
6.1 - Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания. Джоан Джалтунг (Gohan Galtung) провёл исследования направленности международного потока информации. И вывел следующую формулу: центр–край. Он внедрил эту формулу в теорию международной монополии. И разделил мир на две части: центр – представляет страны монополисты, а края – страны зависимые от первых. Он пришёл к следующим выводам:
1.           вертикальный процесс является основным фактором, который утверждает несправедливость между государствами;
2.           «центр» – это монополист всего потока информации в мире;
3.           информация, идущая от «центра», занимает главное место в содержании зарубежной информации поступающей в средства массовой информации и коммуникации стран – «краёв», больше чем информация о странах – «краях» поступает в средства массовой информации и коммуникации стран – «центра»;
4.           наличие незначительного информационного потока о странах – «краях»;
5.           международный поток информации является одним из основных аспектов международного обмена информацией и коммуникацией;
6.           четыре международных телеграфных агентства (AP, AFP, UPI и Reuter) являются монополистами потока внешней информации большинства стран Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. А телеграфное агентство ТАСС являлось основным источником информации для большинства социалистических стран до распада социалистической системы и СССР.
Общий объём информации, который распространяют четыре главных телеграфных агентства, составляет 32.850.000 слов ежедневно и распределяется между ними в следующем соотношении: (AP) 17,000,000 слов, (UPI) 11,000,000 слов, (AFP) 3,350,000 слов, (Reuter) 1,500,000 слов, ежедневно 32.850,000 слов.
В следующем показываем объём информации, который выдают ежедневно остальные телеграфные агентства мира: (Германия DPA) 115,000, (Италия ANSA) 300,000, (Испания EFE) 500,000, (Югославия Tanyug) 75,000, (APS) 100,000, ежедневно 1,090,000 информации.
Эти еще раз подтверждают, насколько сильна монополия основных четырёх телеграфных агентств в международном потоке информации.
Исследования показывают, что эти телеграфные агентства концентрируют свою информацию только на негативных явлениях менее развитых и развивающихся стран. Например, на такие, как насилие, коррупция, катастрофы, а не на информации об экономическом и культурном развитии стран. События подаются без раскрытия причин, которые их вызвали. При этом информация обычно касается государственного аппарата управления, а не широких слоёв общества. Исследования показали также, что влияние общественных и культурных различий между народами играет немаловажную роль в потоке международной информации. Эти различия являются причиной, замедляющей процесс международного обмена информацией.
Сегодня просмотр телевидения ежедневно занимает значительное время. Международный поток информации через спутниковое телевидение оказывает влияние, особенно на женщин и детей, так как в развитых странах именно они проводят у экранов большую часть времени. Здесь следует заметить, что к ним относятся также всё население менее развитых стран. Западная информационная телевизионная модель является преобладающей в развивающихся странах, но, как и социалистическая модель, она не отвечает требованиям этих стран.
Сегодня, мировые банки, международные страховые, морские, авиационные и трансконтинентальные компании, а также агентства связи и другие, используют современные средства коммуникации: телекс, факс, компьютерные сети, телефоны и спутниковую связь. Международная коммуникация стала возможна благодаря глобальному научному и техническому развитию в системе электронной коммуникации через спутниковую связь.
Это дало возможность США, которые ушли вперёд в сфере электронной спутниковой связи и владеют самой широкой компьютерной сетью на международном уровне (ИНТЕРНЕТ), захватить монополию в этой важной области на мировом рынке.
В 1981 году США отвечали за передачу и распространение 80% данных и информации в мире, благодаря революции в вычислительной технике, то есть компьютерам, которые проникли во все сферы жизни и коммуникации и стали их неотделимой частью. Американская компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ является центром всех сетей, где происходит накопление информации, поступающей из 21000 информационных сетей, хорошо организованных и скоординированных, что облегчает процесс вызова информации любым абонентом. Компьютеры, через развитые технологии коммуникации, используют телефонную сеть, спутниковую связь для передачи своей информации 33 млн. абонентов по всему миру.
6.2- Международный обмен информацией и формирование мнения. Средства массовой информации и коммуникации участвуют в формировании негативного представления или абсолютного понимания народами друг друга. Это явление результат неравноправного потока информации, и её искажение в отношении менее развитых и развивающихся стран, через материалы, которые публикуются и распространяются информационными монополистами. Даётся только негативный портрет этих стран: нестабильность, анархия, насилие, коррупция и неудачи. Ряд исследователей пришли к заключению, что отдельные физические лица (журналисты) формируют визуальное представление о народах, подавая информацию как полностью достоверную.
Ценность таких выводов зависит от географических, политических и этнических факторов и некоторых других сторон этих государств. Специалисты в области коммуникации в западных странах акцентируют внимание именно на конфронтации и противостоянии таких стран, то есть на любой негативной информации при оценке государств и обществ.
Исследования показали, что образование в любом государстве, это независимый и влиятельный фактор в процессе прогноза знаний. И то, что среди информационной аудитории более любознательны – мужчины, они стремятся узнать политические и экономические особенности стран, но не их культурные и моральные ценности. То есть, интеллектуальное развитие человека находится под влиянием международной информации, которую он получает в необъективном виде:
1.           Международная информация опирается в основном на интересы Запада, так как источники информации западные;
2. Информирование о развивающихся государствах подаётся с негативной точки зрения;
3. Международная информация, полученная с Запада – усложнённая, а не упрощённая. Международный поток служит в основном для формирования позитивного мнения о Западе, вместе с этим он формирует интеллектуально-негативный портрет развивающихся стран, как то: анархия, террор, коррупция и их неудачи в рамках международного обмена информацией.
6.3 Международный обмен информацией и международное сотрудничество. Развивающиеся страны потребовали создания новой международной системы в международном обмене информацией, для улучшения положения развивающихся стран в процессе международного информационного обмена.
Некоторые улучшения были действительно достигнуты. Это произошло после возникновения новых информационных систем, создания телеграфных агентств, относящихся к региональным и международным организациям и союзам. Эти международные телеграфные агентства The Inter Press Service (IPS) специализировались на распространении информации о развивающихся странах и работе, направленной на укрепление и поддержку прямого информационного обмена между развивающимися странами, а также на распространении информации о развивающихся странах в средствах массовой информации и коммуникации Европы и Северной Америки. Их представительства находятся в более 60 странах, 2/3 из них – в развивающихся государствах.
Международные телеграфные агентства IPC достигли двустороннего соглашения с 30-ю государственными агентствами об обмене информацией. Необходимо отметить, что IPS направляли своё внимание на достижение экономического, общественного и научного развития. Соглашения были достигнуты с рядом международных организаций ООН для распространения информации о видах деятельности этих организаций.
Международные телеграфные агентства IPS получают 70% своей информации через корреспондентов в развивающихся странах, а остальные – 30% через государственные телеграфные агентства развивающихся стран, с которыми были достигнуты соглашения об информационном обмене, равно как и с небольшими независимыми телеграфными агентствами.
Международные телеграфные агентства IPS распространяют ежедневно информацию через две основные сети, вещание ведётся на испанском языке – около 30 тыс. слов и на английском языке – 20 тыс. слов ежедневно. Наряду с этим ведётся перевод и распространение этой информации – частично на французском, немецком, португальском, арабском, голландском, норвежском и шведском языках. А следующем показываем разделение телеграфных агентств развивающихся стран в сети распространения информации IPS:
АНГЛИЙСКАЯ СЕТЬ: Жана - JANA, Ливия; Ина – INA, Ирак; Вам – WAM, ОАЭ; Мане – MANE, Нигерия; Кона – QNA, Катар; Тап – TAP, Тунис; Лакаруват – LAKAPUVAT, Шри–Ланка; Вафа – WAFA, Палестина; Ипс–тап - IPSTAP, Тунис; Ипс–жана - IPSJANA, Ливия; Апа – APA, Австрия; Джи Эн Эй – GNA, Гренада; Пи Эн Эй – PNA, Филиппины.
ИСПАНСКАЯ СЕТЬ: Венпресс – VENPRESS, Венесуэла; Нотимекс – NOTIMEX, Мексика; Тан–юк – TANJUG, Югославия; Колпеса – COLPISA, Испания; Эй Эн Эн – ANN, Никарагуа; Ай Эф ди ЭЙ – IFDA, Международная; Пи Эл - P.L., Куба; Болпресс – BOLPRESS, Боливия; Илет – ILET, Мексика; Кона – QNA, Катар; Колпресс – COLPRESS, Колумбия; Эквапресс – ECUAPRESS, Эквадор; Ина – INA, Ирак; Жана – JANA, Ливия; Вам – WAM, ОАЭ; Панапресс – PANAPRESS, Панама; Домпресс – DOMPRESS, Доминикан; Нан – NAN, Нигерия; Ар Эс Эс – RSS, Непал.
Из вышеперечисленного мы можем сделать следующий вывод: международные телеграфные агентства IPS занимают своё особое место в международном обмене информации, рассматривают положение развивающихся стран с различных позиций, и стремятся объективно показать проблемы развивающихся стран.
В заключении нужно отметить, что свободный поток информации на сегодняшний день является односторонним и служит интересам промышленно–развитых стран–монополистов.
Развивающиеся страны с тревогой наблюдают за создавшимся неравноправным положением, что выражается в монополии развитых стран на современные средства коммуникации и информации, использование их в своих целях, пропаганды своих интересов, для того, чтобы показать неспособность развивающихся стран решить свои экономические, технические и научные проблемы.
Согласно модели Джоан Джалтунг «Gohan Galtung» «центр–край» мир разделён на две части, которые неравноправны. «Центр» создал и руководит монополией, его представляют промышленно–развитые страны. «Края» – менее развитые и развивающиеся страны, находятся в зависимости от «центра». В международном обмене информацией одни оказываются вверху – промышленно–развитые страны, а другие внизу – менее развитые и развивающиеся страны. Прибавим к этому монополию четырёх международных телеграфных агентств: UPI, AP, AFP и Reuters, источников зарубежной информации в большинстве стран мира, через которые ежедневно передаются 32.850.000 слов плюс фотоснимки и телематериалы.
Современные глобальные средства коммуникации и международная компьютерная сеть, спутниковые телеканалы могут заметно потеснить существующую монополию, и могут помочь в создании новой международной информационной системы, которую пытаются создать развивающиеся страны.
Новая информационная система должна противостоять информации, исходящей из развитых стран, которые акцентируют внимание на негативных явлениях относительно развивающихся стран. То есть новая информационная система должна играть важную роль в международных отношениях вообще.
Это требует от развивающихся стран времени и твёрдого решения. Для быстрого решения этой проблемы, необходимо своевременно реагировать на постоянные международные перемены, и особенно изменения связанные с распадом социалистической системы и СССР, который подготовил мир к принятию в будущем нового международного строя, противопоставленного положению «холодной войны» между Востоком и Западом.
Это связано с коренными изменениями в структуре различных политических систем, с преодолением барьеров, стоящих перед созданием новой международной, демократичной, информационной системой. Она должна отвечать требованиям времени, требованиям аудитории и выбирать лучшие элементы для международного обмена информацией. Международный обмен информацией должен содействовать улучшению положения менее развитых и развивающихся стран в рамках новой международной, демократичной, информационной системы.
Призыв к новой информационной системе направлен не только на достижение справедливости и равновесия в процессе информационного обмена, но и на достижение морального и психологического эффекта. Изменение положения в международной информационной системе, и улучшение положения международного обмена информацией невозможно без опоры человека на себя и на собственные ресурсы, а не на внешние факторы.
Наряду с этим отмечается стремление развивающихся стран развивать свои экономические, технологические и научные потенциалы для создания современных средств массовой информации и коммуникации, которые бы поставляли свою продукцию на информационный рынок без посредников.
6.4 - Методы, способы и технология международных средств массовой информации и коммуникации. Научные исследования показали, что основные элементы успеха информационно–пропагандистской компании, направленной на зарубежную аудиторию, находятся в зависимости от методов, техники и тактики работы журналистов. Это, прежде всего, убеждение всей аудитории в достоверности подаваемых фактов, в целях достижения поставленных задач информационного проекта. Эти исследования также показали, что методы, применяемые в информационно–пропагандистских кампаниях, преследуют следующие цели:
1. Привлекают внимание аудитории, убеждают в достоверности содержания, используя интересы, взгляды и уровень культуры потребителей информационных материалов. При подготовке информации используется стиль, близкий аудитории, что делает информацию доступной для понимания и правдоподобной. Так как сомнение и неверие вызовут противоположную реакцию, ослабят эффект информационной кампании, и она не достигает ожидаемых результатов. Таким образом, иногда используется техника обмана (lie techhique), путём чётко выработанного стиля информационного материала. Читатель не может обнаружить хорошо замаскированного обмана.
2. Информационно–пропагандистская компания стремится получить материалы, поддерживающие её цели, планы, стиль работы. Международные средства массовой информации и коммуникации, в своих пропагандистских компаниях, используют «метод повторения» (Repetition) в изложении проблемы, для полного закрепления информации в памяти аудитории, для достижения максимального эффекта, что возможно через повторение материала в соответствующее время, приемлемым образом. Используется и, так называемый, «метод преувеличения» (Exaggeration), который невозможно обнаружить потребителю информации. Информация преувеличивается с целью достижения нужного эффекта, как в моральном, так и в духовном отношении. Это делается для оправдания и поддержки ряда фактов и позиций, которые выглядят неприглядно.
Самый распространённый метод это метод косвенных нападок, когда обвиняется конкретный человек, группа или государство. Такой метод воздействует эффективнее, чем прямое обвинение. Информация преподносится, как неоспоримый факт, не подлежащий сомнению и обсуждению. Это делается с целью недопущения сомнений у аудитории.
Средства массовой информации и коммуникации постоянно стремятся к сближению с аудиторией. Для этого используются люди, хорошо знакомые с культурой, интересами, увлечениями и всем тем, что близко той или иной аудитории. То есть материал подаётся в хорошо воспринимаемом для аудитории стиле. Кроме того, эти люди стремятся идентифицировать  себя с аудиторией в ходе информационно–пропагандистской кампании.
Международные средства массовой информации и коммуникации во время таких кампаний пользуются проверенными источниками  для подготовки материалов, с целью завоевания большого доверия у аудитории, и утверждения материала, направленного к ней. Вместе с тем они игнорируют нападки противников, если они не могут им ответить.
Международные средства массовой информации и коммуникации пользуются ясным и доступным языком изложения во избежание двусмысленного понимания, они также могут использовать ложные (False Association) факты для навязывания аудитории одной конкретной позиции, опираясь при этом на накопленный опыт. Это оказывает сильное влияние на малообразованную аудиторию. Во многих случаях международные средства массовой информации и коммуникации используют эмоции в пропагандистской кампании, стадный инстинкт (Herd Instinct) аудитории в информации, направленной к группе людей, которых связывает что-либо общее: религия, раса, пол, климат, профессия, работа, организация, гражданство. Общеизвестно, что очень трудно определить, какое место в международных средствах массовой информации и коммуникации занимает этика журналистской работы. Так как иногда международные средства массовой информации и коммуникации вынужденно или умышленно используют приёмы, противоречащие общепринятой этике работы журналистов, это делается для достижения своих личных целей.
6.5- Культурные аспекты международного обмена информацией. В международных информационно–пропагандистских кампаниях присутствует и культурная сторона, - международная культурная пропаганда. Эффективность её роли повышается в зависимости от силы, места и роли государства на международной арене. Различные страны стремятся распространить свою культуру на другие регионы, особенно в слаборазвитых странах. Это явление получило название культурной колонизации. Но развитие международных отношений сегодня требует плодотворного сотрудничества в области культуры разных народов, так как существует большая разница между обменом культурами и односторонним влиянием какой бы то ни было культуры за счёт подавления национальной культуры. Такое навязывание культуры оказывает влияние на другие государства в рамках международных пропагандистских кампаний, включая литературу, искусство, спорт, международный культурный обмен, предоставление стипендий для учёбы, приглашение интеллигенции слабых стран посетить более развитые для ознакомления с культурными достижениями последних. Например, США проводят свои культурно–пропагандистские кампании через международные средства массовой информации и коммуникации и через американские информационные службы, которые действуют за пределами США. Стремясь к распространению английского языка и американских образовательных систем за рубежом, США принимают иностранных студентов, которые приезжают с целью получения образования в высших учебных заведениях США, через договорённости между США и другими странами.
Англия, используя свои средства массовой информации и коммуникации, внедряет пропагандистские, информационные, культурные международные кампании и через Британский Совет, который получает 1/3 средств от Британской организации развития за рубежом. В сферу деятельности этого совета входят образовательные функции в рамках программы технической помощи. Он имеет свои представительства более чем в 80 государствах, где проводится обучение английскому языку. Акцент делается на подготовку учителей английского языка в этих странах. Британский совет имеет библиотеки более чем в 50 странах мира, стремится к развитию отношений между учёными, художниками, техниками и другими слоями интеллигенции в развивающихся странах, предоставляет стипендии для студентов этих стран. Но положение служащих Британского Совета за рубежом отличается от положения аккредитованных дипломатов: иногда представитель Британского Совета за рубежом является культурным атташе в посольстве.
Франция тоже внедряет свои международные информационно–пропагандистские и культурные кампании, как через международные средства массовой информации, так и через ассоциацию Альянс Францез (Alliance Francaise), которая была создана в 1883 году с целью повышения влияния Франции за рубежом и распространения французской культуры и языка за рубежом. Альянсу Францез подчиняются 1010 комитетов и обществ, работающих за рубежом, которые организуют конгрессы, встречи, открывают библиотеки, имеют более 600 центров в разных странах мира.
Общеизвестно, что государство проводит свою культурную пропаганду за рубежом через культурные центры, которыми управляют советники и атташе по культуре, аккредитованные в дипломатической миссии. Государства, возможности которых открыть культурные центры в других странах ограничены, опираются на советников и атташе по культуре, аккредитованных в посольствах.
Однако положение вещей за последние 20 лет изменилось, так как информация вышла далеко за границы национального уровня (Informationalization). Приёмы и средства сбора, обработки и использования информации претерпели существенные изменения. Быстрое развитие получила технология коммуникации через сеть и радиосеть, а также микроиф (кабель) и оптико–волоконные каналы, технология спутниковой связи, компьютерные программы, радио и телевидение получили широкое распространение.
Эти изменения принесли с собой культуру межнационального характера. Культурный обмен трансформировался из вертикальной организации в горизонтальную. Теперь народы связаны друг с другом посредством электронных систем, а не географическим соседством. Эта связь происходит не в рамках отечественной или национальной культуры. Некоторые объясняют это явление как информацию, упразднившую политические границы между государствами или как межнациональную культуру с целью американизации (Americanization).
По данному поводу в свое время возникло множество вопросов. Основной проблемой было культурное подчинение и распространение культурного производства. Проблема доступа к политической, экономической и общественной информации через средства массовой коммуникации привела к созданию новой международной системы информации и организации потока информации. А также к управлению этим потоком на расстоянии, определению государственной политики в общественных, культурных, экономических областях и т.д., к развитию технических возможностей, к пересмотру понятий «национальный», «отечественный», «культурный», исходя из исторических и культурных ценностей.
Вышеперечисленные проблемы часто являются предметом обсуждений на международном уровне. В отношении стран третьего мира стоят проблемы, связанные с тем, что государства африканского континента, Азии и Ближнего Востока в большинстве своём получили независимость сравнительно недавно и до сих пор решают проблемы, оставленные колониальным периодом.
Здесь следует сказать о независимых государствах, возникших после распада социалистической системы и СССР, в которых ещё остро стоит вопрос перехода к рыночной экономике и проблема отечественного суверенитета. Государства стремятся к быстрому разрешению подобных проблем, стремятся занять своё место в международной информационной системе для эффективного участия в процессе международного обмена информацией.



Комментариев нет: