понедельник, 13 августа 2012 г.

Национальное согласие на примере узбекского опыта


Национальное согласие на примере узбекского опыта

Нет никакого преувеличения в моих словах о том, что в ходе ежедневного просмотра и отслеживания мною различных информационных источников и изучения международных событий, происходящих во всем мире, все более растет мое восхищение и уважение к узбекскому народу и его мудрому руководству во главе с президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым. Уважение к руководству, подарившему своему народу спокойствие и стабильность, которой он наслаждается, живя в гармонии и согласии. Руководству, которое смогло найти  верный путь для преодоления  всех проблем и трудностей, с которыми оно столкнулось. Руководству, которое смогло преодолеть многочисленные проблемы благодаря своей мудрости и их своевременному решению, без всякого промедления с тем, чтобы гарантировать населению Узбекистана мир и безопасность, необходимые для социального и экономического развития государства.
Сегодняшний мир характеризуется  борьбой и столкновениями на религиозной, национальной почве, расовой дискриминацией во многих  его странах. Особое внимание привлекают национально-религиозные противоречия в Ираке, где борьба в условиях иностранной оккупации продолжается по сегодняшний день. Ливан, разделенный шесть десятилетий назад колониальными властями по классовому и религиозному принципам, и поныне не может преодолеть разрушительные последствия,  несмотря на отражение атак и сопротивление агрессии. Судан, который переживает острую религиозную и расовую борьбу. Господствующее положение в Конго, Уганде, Нигерии, Сомали, на Кипре, в Афганистане. Эти и другие страны мира переживают племенной, классовый, религиозный, национальный и расовый раскол, поощряемый извне.
Мое восхищение и уважение к узбекскому руководству и народу формировалось примерно на протяжении тридцати лет, в течение которых я проживаю в Узбекистане и работаю в учреждениях высшего образования республики. Почти ежедневно по роду своей деятельности мне приходится встречаться с представителями различных слоёв обшества. Я имею возможность наблюдать за тем, с какой решительностью и смелостью молодая независимая республика  приступила к осуществлению реформ экономики и преобразований в обществе. Республика Узбекистан состоит сегодня из Каракалпакской автономии и 12 областей, 163 районов и 119 городов. Население республики достигает порядка более 25 млн граждан. По численности населения Узбекистан занимает третье место среди стран, входящих в состав СНГ, уступая лишь России и Украине.
Возрастной состав населения страны распределяется следующим образом: 40% от общего числа граждан- до 14 лет, 55%- люди, достигшие возраста от 15 до 64 лет и 5%- граждане свыше 65 лет. Эти цифры свидетельствуют о том, что половина граждан Узбекистана представляет собой трудоспособных граждан, способных к увеличению производительности труда. В связи с этим особое значение приобретает проблема рационального использования трудовых ресурсов. Большие успехи достигнуты в области образования. Основное население имеет среднее образование, уровень его составляет 99,15 % (1998).Это весьма успешный показатель  решения проблемы по ликвидации неграмотности среди населения во всем мире.
В отличие от многих других стран  мира Узбекистану характерна сосредоточенность населения в селах, где удельный вес граждан составляет 61,6% всей численности. Доля городского населения составляет 38,4%, что способствует решению производственных проблем, присущих жизни в больших городах. В городах проживают представители порядка 130 наций и народностей, доля узбеков среди которых составляет 75%.
Большинство народностей прибыли сюда в результате миграционных процессов и изменения демографической структуры во времена старой тоталитарной системы бывшего Союза. С первых дней обретения независимости узбекское руководство приступило к реализации устойчивой политики и разработке особой стратегии, направленной на сплочение этих народностей в составе единого государства. В национальный состав республики входят узбеки, каракалпаки, русские, таджики, казахи, татары, киргизы, корейцы, украинцы, туркмены, уйгуры, турки, немцы, азербайджанцы, беларусы, евреи, арабы, персы, армяне и представители других народов. После провала административно-командной системы Советской власти стало достоверным, что всякое попирание национальных и религиозных чувств, игнорирование традиций и культуры, расовая дискриминация создают предпосылки для невозможности всякого объединения людей. Узбекский президент Ислам Каримов в своей работе «Узбекистан на пороге ХХI века», опубликованной на арабском языке в Бейруте, правдиво высказал мысль о том, что стремление любой нации к осуществлению ее нужд и интересов за счет умаления достоинств другой нации ведет к потере национального самосознания. Необходимо положить конец любым проявлениям превосходства или пренебрежения представителем одной национальности перед другим.
В ходе своих наблюдений я отметил какие неимоверные усилия прилагает узбекское руководство с момента обретения независимости для того, чтобы оказать сопротивление любому проявлению характерных родоплеменных и территориальных особенностей. Все граждане являются, по сути, строителями государства и необходимо полностью обеспечить всех членов общества равными правами, не взирая на эти особенности.
Эта политика отражена действующей Конституции Республики Узбекистан, принятой узбекским парламентом 8.12.1992. Согласно конституции узбекский народ является единственным источником государственной власти. Народ Узбекистана составляют граждане республики независимо от их расовой, религиозной и национальной принадлежности. Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа и ставятся на всеобщее голосование (референдум). От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис (Парламент) и Президент республики. Никакая часть общества, политическая партия, общественное движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
Согласно Конституции система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Общественная жизнь в республике развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, достоинство и другие неотъемлемые права.
Ни один закон не может противоречить Конституции. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и равны перед законом.
Общественными объединениями признаются профессиональные союзы, политические партии и движения. Создание тайных организаций запрещается. Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела.
Закон гарантирует всеобщее право выдвижения своей кандидатуры в парламент. Не могут быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы или работающие в религиозных организациях. В Узбекистане зарегистрирована 2222 (2007г.) религиозная организация.
Всем известно, с каким одобрением была встречена программа узбекского президента Ислама Каримова, призывающая к необходимости борьбы с любыми проявлениями насилия, религиозной и расовой дискриминации, доставшимися исторически как наследство от старой системы, от бывшего Союза. Президент Каримов остановил свой выбор на передовом опыте развития общества, предусматривающем мирное сосуществование религии и государства, где государство охраняет религии и предоставляет свободу действий и заключения договоров с тем, чтобы предоставить священнослужителям возможность стабильной работы на благо страны в мире и спокойствии.
В Ташкенте в 2000 г. отдел undp ООН привел следующие данные: В Республике Узбекистан число зарегистрированных действующих религиозных организаций составляет 1671. Из них 1555-исламские, 8-бехаистские, 8-еврейские, а остальные - христианские. 26 из них православные, а 44 католические. Также существуют и другие религиозные организации и центры. В отчете указано на наличие 10 исламских образовательных учреждений, 8 из которых основаны после достижения Узбекистаном независимости. В них проходят обучение 994 студента и работают 169 преподавателей, из которых 78 обладают дипломами высшего образования.
Христианское учреждение образования - одно. Оно основано в 1998 году. В нем обучаются 13 учеников и работают 13 дипломированных преподавателя.
О том, какое значение принадлежит в Узбекистане исламу, говорят следующие факты: количество святынь достигает 160 мест. Более 2000 мечетей, расположенных в различных уголках республики. За годы независимости десятки тысяч мусульман имели возможность совершить хадж к исламским святыням в КСА.
Со дня провозглашения независимости в Узбекистане ведется неустанная работа над поддержанием демократических принципов. Уважительное отношение к любому обществу и социальной прослойке, правам наций и народностей. Уважение к традициям и обычаям, вероисповеданию, национальному языку любого народа, проживающего на узбекской земле. Построение суверенного государства, система власти которого основана на принципе разделения властей, признание многопартийности, запрет партий и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан. Запрет партий и движений, пропагандирующих социальную, национальную, расовую и религиозную вражду.
Здесь, в обстановке терпимости, мира и понимания, проживают представители 130 наций и народностей, приверженцы 18 религий и религиозных сект.
Общественными объединениями в Узбекистане признаются профессиональные союзы, политические партии и массовые движения, зарегистрированные в установленном порядке.
1.                 Народно-демократическая партия Узбекистана, основанная в 1991 году. Лидер партии - Аслиддин Рустамов. Партия насчитывает в своих рядах 580 тысяч членов.
2.                 Узбекская социал-демократическая партия «Адолат» представляет интеллигенцию и деятелей культуры и искусства. Имеет целью осуществление справедливости. Создана в 1995 году. Лидер партии – Тургунпулат Даминов. В ее рядах 51 тыс. человек.
3.                 Демократическая партия « Миллий тикланиш». В ее составе интеллигенция. Цель этой партии - возрождение узбекской национальной культуры и традиций. Основана в 1995 году. Ее лидер – известный журналист Хуршид Дустмухаммад. Ряды насчитывают около 50 тысяч членов, 25% среди них составляют женщины.
4.                 Национал – демократическая партия «Фидокорлар». Существовала раньше. В 2000 году объединилась с партией «Ватан тракияти», основанной в 1992 году. В составе этой партии представители различных социальных слоев населения. Преобладающее большинство ее членов – молодежь. Ряды партии насчитывают 61 тысячу человек, объединенных единой целью: оказание поддержки проводимым в республике социальным, экономическим и политическим реформам. Основана в 1999 году. Лидер – Ахтам Турсунов.
5.                 Движение бизнесменов. Либерально-демократическая партия нового стиля. Включает в свои ряды представителей различных слоев населения. В составе преобладающее количество составляет новый социальный класс общества- коммерсанты, торговцы, товаропроизводители и труженики сельского хозяйства. Основана в 2003 году. Лидер партии – Мухаммаджон Ахмаджонов. Ряды партии насчитывают 135 тысяч членов.
Стремление этих партий – осуществление социально – экономических реформ, проводимых в республике. Также организована деятельность Комитета узбекских женщин, молодежного движения «Камолот», трудовых профсоюзов и десятков других общественных организаций, признанных законом. Все эти организации имеют своих представителей в узбекском парламенте.
Директор представительства американского национально- демократического института в Ташкенте Ричард Глоуб стал свидетелем той большой роли, которую играют политические партии в установлении демократии и их действенной помощи в осуществлении реформ во всех сферах жизни общества. Он заверил, что множество взглядов и мнений позволяет партиям достигнуть взаимопонимания, несмотря на различия в их партийных программах. Он добавил также, что преобразования, происходящие в Узбекистане, стали весьма ощутимыми и проявляются в либерализации и готовности к диалогу.
Нельзя не отметить, какого развития достигли после достижения независимости средства массовой информации Узбекистана. Сегодня их количество составляет 1092. Это 683 газеты, 198 журналов, 80 теле и радиостанций, 34 телеканала, 93 негосударственных электронных СМИ, 4 агентства новостей. Некоторые из них вещают помимо официального узбекского языка на языках национальных меньшинств: каракалпакском, русском, казахском, таджикском, киргизском, туркменском, корейском, татарском, уйгурском и др. Вещают на языках меньшинств, которые стали иметь свои культурные национальные центры, разрешенные законом. Все они работают на основе государственного соглашения.
 5 политических партий в политической жизни, местные органы власти, комитеты народной инициативы, куда могут вступать граждане, независимо от их партийной принадлежности. Конституционная защита. Свобода смены власти на основе всеобщего голосования. По мнению А.Саидова, директора государственного центра Узбекистана по правам человека, основанием этому служат документы, изданные ООН. Особенно «Декларация прав человека» 1948г., «Политические права граждан» 1966г., документы ОБСЕ и особенно материалы Парламентского Союза, опубликованные в 1994г. Этот Союз состоит из 129 государств, среди которых  и Республика Узбекистан.
Я посчитал своим долгом поделиться вкратце своим мнением об этом исключительном опыте узбекского Президента И.Каримова. Опыте, который заслуживает изучения. Опыте, который послужит народам, претерпевающим сегодня национальную, расовую, классовую борьбу и религиозный раскол во многих уголках мира. Опыте, который поможет им раз и навсегда покончить с несправедливостью и наслаждаться жизнью в спокойствии, стабильности, равенстве в правах и обязанностях, как живет древний узбекский народ.

Автор Мухаммад аль-Бухари Гражданин САР Д.П.Н. ТашГИВ. 04.03.2007г.

Комментариев нет: