Журналистика и международное право массовой
информации
информации
В общетеоретических чертах и свойствах журналистика
рассматривается:
1.
Как
особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки,
организационно состоящий из системы учреждений;
2.
Как вид общественно-политической, информационной,
идеологической, организационной, творческой деятельности;
3.
Как система произведений, подготовленных и скомпонованных
по определенным закона в номере газеты, журнала, в программе радио и
телевидения, в книге;
4.
Как
совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки,
передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для
организации функционирования журналистики.
5.
Как
система специфических средств (печать, радио, телевидение и интернет),
использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой
деятельности.
В связи с тем, что средства массовой информации и коммуникации (СМИ
и К) работают не только в границах данного государства, но и проникают через
государственные границы, возникает ряд международно-правовых проблем.
В 1928 году, еще, когда радиовещание делало только первые шаги,
Лига Наций после соответствующего совещания экспертов приняла Резолюцию, в
которой констатировалась опасность передач, враждебных духу сотрудничества
государств.
В 1938 года под эгидой Лиги Наций была разработана и вступила в
силу Конвенция об использовании радио в интересах мира. В ней говорилось, что
радиовещание не должно наносить ущерб доброму международному согласию, должно
способствовать улучшению взаимопонимания народов. Радиопередачи, побуждающие
население к актам, несовместимым с внутренним порядком, признавались
недопустимыми.
В 1947 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция, в
которой подвергалась осуждению пропаганда, способная создать или усилить угрозу
миру, имеющая целью нарушение суверенитета и вмешательства во внутренние дела
другого государства.
С развитием средств связи через космос, возникает ряд юридических
вопросов, вызванных возможной и подготавливаемой деятельности непосредственного
телевидения (НТВ) – ведения через спутниковые связи телевизионных передач прямо
на телеприемники, минуя наземные приемные станции.
В соответствии с международным договором 1967 года об использовании
космического пространства должны быть определены нормы деятельности НТВ.
В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «О
разработке международной конвенции о принципах использования государствами
искусственных спутников для непосредственного телевещания». В ней указывалось
на недопустимость превращения НТВ в источник международных конфликтов,
использования телевидения для вмешательства во внутренние дела других
государств. В резолюции говорилось, что НТВ должно вестись на основе принципов
невмешательства, равенства, сотрудничества, взаимной выгоды.
Важнейшим международно-правовым документом является Заключительный
Акт совещания по безопасности и сотрудничеству Европы, подписанные всеми
странами Европы, а также США и Канадой, Заключительный Акт содержит
совокупность принципов, которыми должны руководствоваться страны-участники
совещания в Хельсинки (1975 год).
В этом документе имеются специальные разделы,
посвященные информационной деятельности. В соответствии с декларацией
принципов, которыми государства-участники совещания должны руководствоваться во
взаимных отношениях, журналисты обязаны исходить из правительственного
суверенитета, невмешательства во внутренние деля стран, уважения прав человека,
должны стремиться к установлению сотрудничества между государствами, добросовестно
выполнять обязанности по международному праву.
Международное взаимодействие в области информации, внутренняя и
международная деятельность должны протекать на основании этих согласованных
принципов. Хельсинкский документ создал хорошую базу для добрососедских
отношений, в том числе и в области международных информационных обменов.
В 1978 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию об основных принципах,
касающихся вклада СМИ и К в укрепление мира и международного взаимопонимания, в
развитие прав человека и в борьбу с пропагандой расизма и апартеида и
подстрекательства к войне». Распространяемая информация не должна представлять
собой вмешательства во внутренние дела других стран, равно как и противоречить
всем другим основным принципам международного права, которые лежат в основе
международных отношений в любой области.
В свете изложенного без существенных оговорок нельзя согласиться с
концепцией «свободного потока информации» на международном уровне.
Независимость СМИ и К не должна отрицать международную ответственность
государств за деятельность своих национальных СМИ и К на трансграничном уровне.
В резолюции Генеральной Ассамблее ООН 59 (I) от 14 декабря 1946
года отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто
пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года
право и свобода каждого человека «искать, получать и распространять информацию
и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19) не
могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека признается,
что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям.
Критериями таких ограничений являются
несколько факторов:
1- они должны быть установлены законом;
2- они могут устанавливаться исключительно с целью обеспечения
должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения
справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в
демократическом обществе.
Статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах
1966 года добавляет к этому перечню право законодательного ограничения свободы
информации «для охраны государственной безопасности», «здоровья или
нравственности населения».
Вполне очевидно, что распространение массовой информации за пределы
границ государства местонахождения источника информации предполагает и
международно-правовые ограничения свободы информации.
Помимо содержательного аспекта существует и важный технический
аспект в сфере международного использования СМИ и К. Не будь международного
сотрудничества в деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под
тяжестью взаимных помех, а транслируемая продукция не достигала бы зарубежного
потребителя из–за таможенных барьеров.
Поэтому государства заключают многосторонние и двусторонние
договоры, организующие международные потоки обменов информационными
материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и
рекомендательного характера, регулирующие международные обмены массовой
информацией.
Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции из страны в страну
регулируется главным образом таможенным законодательством. Вместе с тем,
имеется ряд международных договоров.
В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО
Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми
материалами образовательного, научного и культурного характера, которое
предусматривает взаимное предоставление его участникам таможенных льгот на ввоз
и вывоз указанным материалов.
Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями регулирует
обмен между государствами изданиями просветительно-культурного и
научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство
поощрять и облегчать обмен изданиями, как между правительствами, так и между
неправительственными просветительскими и культурными учреждениями, не
преследующими коммерческие цели. По конвенции, обмены осуществляются через
национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свой центры
от уплаты таможенных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении
таможенных формальностей. Конкретные вопросы
обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.
Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе выразили в Заключительном акте 1975 года намерение способствовать
улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий,
периодических и непериодических, из других государств–участников на основе
заключения между их фирмами и компетентными организациями соответствующих
соглашений и контрактов.
Современное международное право запрещает распространение
определенных идей и поощряет распространение других. Резолюция Генеральной
Ассамблеи ООН № 110 (II) от 3 ноября 1947 года осуществляет любую форму ведущейся
в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить
угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 127 (II) от 15 ноября 1947
года предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением
ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным
отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и политических
правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна
быть запрещена законом.
В 1978 году была принята декларация ЮНЕСКО об основных принципах,
касающихся вклада СМИ и К в укрепление мира и международного взаимопонимания, в
развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к
войне.
Принципы НТВ – непосредственного телевидения, – принятые ООН в 1982
году, исходит из применимости к этой деятельности международного права, включая
Устав ООН, а также из необходимости ее совместимости с суверенными правами
государства, с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений
и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания
международного мира и безопасности.
На основании вышесказанного, мы можем сформулировать ряд
специальных принципов, регулирующих международное использование СМИ и К:
- каждое государство имеет право на распространение массовой
информации за пределами своих границ;
- государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать
распространение ряда антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда
войны, расовой дискриминации, апартеида, а также и порнографии и т.п.;
- государства обязаны воздерживаться от использования и пресекать
использование национальных СМИ и К для вмешательства во внутренние дела
государств и от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной
пропаганды в отношении других государств;
- государства обязаны поощрять распространение прогрессивных
общедемократических идей;
- государства вправе противодействовать распространению через СМИ и
К идей, противоречащих основным принципам международного права;
- все народы имеют право на свободный доступ к сведениям,
распространяемым с помощью СМИ и К;
- все государства имеют право развивать свои СМИ и К и использовать
их в трансграничном масштабе;
- государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью
национальных органов СМИ и К, распространяющих идеи и сведения за границей.
Говоря о международно-правовом статусе журналистов, следует
отметить следующее: журналисты не могут претендовать на дипломатические
привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от
имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных
информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем существует всеобщее понимание большой роли журналистов
в деле развития отношений между странами и народами. Поэтому
государства–участники ОБСЕ в Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года
согласились с необходимостью улучшать условия работы журналистов, что
предусмотрено в Заключительном Акте ОБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных
виз без чрезвычайной задержки, выдачи многократных виз сроком на один год и
облегчение поездок по стране.
С другой стороны, на самих журналистах лежит ответственность за то,
что какое влияние их работа оказывает на климат в отношении между народами.
Соответственно, многие понимают так называемые кодексы профессиональной этики
журналистов. Однако попытки международной организации журналистов (МОЖ),
существующей с 1946 года, выработать единственный международный кодекс
поведения для журналистов успехом не увенчались. МОЖ среди прочих целей
занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных
конфликтах, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к
Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает
специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных
профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта,
рассматриваются как гражданские лица, т.е. некомбатанты. Они пользуются защитой
в соответствии с Женевскими Конвенциями и Дополнительным протоколом 1977 года.
Журналисты могут получать удостоверение личности единого международного
образца, которое приводится в приложении к Протоколу. Удостоверение выдается
правительством государства–гражданства журналиста или государством
национального информационного агентства, в котором журналист работает. Этот
документ удостоверяет статус журналиста.
Автор Мухаммад аль-БУХАРИ: Профессор, доктор политических наук. Ташкент 12.08.2012г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий