вторник, 14 августа 2012 г.

Журналистика и международное право массовой информации


Журналистика и международное право массовой
информации

В общетеоретических чертах и свойствах журналистика рассматривается:
1.                 Как особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений;
2.                 Как вид общественно-политической, информационной, идеологической, организационной, творческой деятельности;
3.                 Как система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным закона в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге;
4.                 Как совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для организации функционирования журналистики.
5.                 Как система специфических средств (печать, радио, телевидение и интернет), использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой деятельности.
В связи с тем, что средства массовой информации и коммуникации (СМИ и К) работают не только в границах данного государства, но и проникают через государственные границы, возникает ряд международно-правовых проблем.
В 1928 году, еще, когда радиовещание делало только первые шаги, Лига Наций после соответствующего совещания экспертов приняла Резолюцию, в которой констатировалась опасность передач, враждебных духу сотрудничества государств.
В 1938 года под эгидой Лиги Наций была разработана и вступила в силу Конвенция об использовании радио в интересах мира. В ней говорилось, что радиовещание не должно наносить ущерб доброму международному согласию, должно способствовать улучшению взаимопонимания народов. Радиопередачи, побуждающие население к актам, несовместимым с внутренним порядком, признавались недопустимыми.
В 1947 году Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция, в которой подвергалась осуждению пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру, имеющая целью нарушение суверенитета и вмешательства во внутренние дела другого государства.
С развитием средств связи через космос, возникает ряд юридических вопросов, вызванных возможной и подготавливаемой деятельности непосредственного телевидения (НТВ) – ведения через спутниковые связи телевизионных передач прямо на телеприемники, минуя наземные приемные станции.
В соответствии с международным договором 1967 года об использовании космического пространства должны быть определены нормы деятельности НТВ.
В 1972 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «О разработке международной конвенции о принципах использования государствами искусственных спутников для непосредственного телевещания». В ней указывалось на недопустимость превращения НТВ в источник международных конфликтов, использования телевидения для вмешательства во внутренние дела других государств. В резолюции говорилось, что НТВ должно вестись на основе принципов невмешательства, равенства, сотрудничества, взаимной выгоды.
Важнейшим международно-правовым документом является Заключительный Акт совещания по безопасности и сотрудничеству Европы, подписанные всеми странами Европы, а также США и Канадой, Заключительный Акт содержит совокупность принципов, которыми должны руководствоваться страны-участники совещания в Хельсинки (1975 год).
В этом документе имеются специальные разделы, посвященные информационной деятельности. В соответствии с декларацией принципов, которыми государства-участники совещания должны руководствоваться во взаимных отношениях, журналисты обязаны исходить из правительственного суверенитета, невмешательства во внутренние деля стран, уважения прав человека, должны стремиться к установлению сотрудничества между государствами, добросовестно выполнять обязанности по международному праву.
Международное взаимодействие в области информации, внутренняя и международная деятельность должны протекать на основании этих согласованных принципов. Хельсинкский документ создал хорошую базу для добрососедских отношений, в том числе и в области международных информационных обменов.
В 1978 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию об основных принципах, касающихся вклада СМИ и К в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу с пропагандой расизма и апартеида и подстрекательства к войне». Распространяемая информация не должна представлять собой вмешательства во внутренние дела других стран, равно как и противоречить всем другим основным принципам международного права, которые лежат в основе международных отношений в любой области.
В свете изложенного без существенных оговорок нельзя согласиться с концепцией «свободного потока информации» на международном уровне. Независимость СМИ и К не должна отрицать международную ответственность государств за деятельность своих национальных СМИ и К на трансграничном уровне.
В резолюции Генеральной Ассамблее ООН 59 (I) от 14 декабря 1946 года отмечалось, что «свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года право и свобода каждого человека «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» (ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека признается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям.
Критериями таких ограничений являются несколько факторов:
1- они должны быть установлены законом;
2- они могут устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Статья 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года добавляет к этому перечню право законодательного ограничения свободы информации «для охраны государственной безопасности», «здоровья или нравственности населения».
Вполне очевидно, что распространение массовой информации за пределы границ государства местонахождения источника информации предполагает и международно-правовые ограничения свободы информации.
Помимо содержательного аспекта существует и важный технический аспект в сфере международного использования СМИ и К. Не будь международного сотрудничества в деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под тяжестью взаимных помех, а транслируемая продукция не достигала бы зарубежного потребителя из–за таможенных барьеров.
Поэтому государства заключают многосторонние и двусторонние договоры, организующие международные потоки обменов информационными материалами. Насчитывается свыше 50 многосторонних актов договорного и рекомендательного характера, регулирующие международные обмены массовой информацией.
Вопросы ввоза и вывоза тиражированной продукции из страны в страну регулируется главным образом таможенным законодательством. Вместе с тем, имеется ряд международных договоров.
В 1954 году вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, которое предусматривает взаимное предоставление его участникам таможенных льгот на ввоз и вывоз указанным материалов.
Конвенция 1958 года о международном обмене изданиями регулирует обмен между государствами изданиями просветительно-культурного и научно-технического характера. Ее участники взяли на себя обязательство поощрять и облегчать обмен изданиями, как между правительствами, так и между неправительственными просветительскими и культурными учреждениями, не преследующими коммерческие цели. По конвенции, обмены осуществляются через национальные центры книгообмена. Государства согласились освободить свой центры от уплаты таможенных пошлин и обеспечить благоприятные условия при выполнении таможенных формальностей. Конкретные вопросы обменов подлежат урегулированию в двусторонних соглашениях.
Государства-участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выразили в Заключительном акте 1975 года намерение способствовать улучшению распространения на их территориях газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из других государств–участников на основе заключения между их фирмами и компетентными организациями соответствующих соглашений и контрактов.
Современное международное право запрещает распространение определенных идей и поощряет распространение других. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 (II) от 3 ноября 1947 года осуществляет любую форму ведущейся в любой стране пропаганды, имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 127 (II) от 15 ноября 1947 года предлагала государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между государствами. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом.
В 1978 году была принята декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада СМИ и К в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне.
Принципы НТВ – непосредственного телевидения, – принятые ООН в 1982 году, исходит из применимости к этой деятельности международного права, включая Устав ООН, а также из необходимости ее совместимости с суверенными правами государства, с развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания международного мира и безопасности.
На основании вышесказанного, мы можем сформулировать ряд специальных принципов, регулирующих международное использование СМИ и К:
- каждое государство имеет право на распространение массовой информации за пределами своих границ;
- государства обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовой дискриминации, апартеида, а также и порнографии и т.п.;
- государства обязаны воздерживаться от использования и пресекать использование национальных СМИ и К для вмешательства во внутренние дела государств и от клеветнических кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других государств;
- государства обязаны поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей;
- государства вправе противодействовать распространению через СМИ и К идей, противоречащих основным принципам международного права;
- все народы имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью СМИ и К;
- все государства имеют право развивать свои СМИ и К и использовать их в трансграничном масштабе;
- государства обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов СМИ и К, распространяющих идеи и сведения за границей.
Говоря о международно-правовом статусе журналистов, следует отметить следующее: журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты, поскольку не осуществляют представительских функций от имени государства своего гражданства. Обычно они аккредитуются при местных информационных агентствах по соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем существует всеобщее понимание большой роли журналистов в деле развития отношений между странами и народами. Поэтому государства–участники ОБСЕ в Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года согласились с необходимостью улучшать условия работы журналистов, что предусмотрено в Заключительном Акте ОБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных виз без чрезвычайной задержки, выдачи многократных виз сроком на один год и облегчение поездок по стране.
С другой стороны, на самих журналистах лежит ответственность за то, что какое влияние их работа оказывает на климат в отношении между народами. Соответственно, многие понимают так называемые кодексы профессиональной этики журналистов. Однако попытки международной организации журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года, выработать единственный международный кодекс поведения для журналистов успехом не увенчались. МОЖ среди прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтах, часто оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает специальные меры по защите журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, т.е. некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими Конвенциями и Дополнительным протоколом 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение личности единого международного образца, которое приводится в приложении к Протоколу. Удостоверение выдается правительством государства–гражданства журналиста или государством национального информационного агентства, в котором журналист работает. Этот документ удостоверяет статус журналиста.

Автор Мухаммад аль-БУХАРИ: Профессор, доктор политических наук. Ташкент 12.08.2012г.

Комментариев нет: