суббота, 11 февраля 2012 г.

Роль Народной дипломатии в укрепление дружбы и экономическо-общественого сотрудничество

Дипломатия является одним из основных средств внедрения внешней политики государства, а задачей Министерства иностранных дел является дипломатическая деятельность посредством центральных департаментов. Установлено, что в составе посольств и консульств, действующих за рубежом, работают советники или атташе в области военной, экономической информации, и все они подчиняются председателю дипломатического корпуса (послу), но на самом деле они подотчены тому официальному органу, который их послал.
История показывает, что дипломатические отношения раньше были тайными, но постепенно стали гласными. Это произошло после важных событий в истории дипломатии, когда большевики после захвата власти в России в 1917г., придали огласке все секретные обязательства Российской империи. Во второй раз это произошло в 1918г., когда президент США Вильсон сделал заявление, содержащее 14 принципов. В третий раз, когда Лига Наций всех государств выдвинула требования о том, что её члены должны регистрировать свои договоры и свои международные обязательства, чтобы Лига признала их документально и официально. После 2–ой Мировой войны эту роль выполняет ООН, распространяя договоры и обязательства в рамках открытой дипломатии.
Не смотря на это, дипломатическая практика многих стран продолжает оставаться тайной. Например, переговоры о соглашениях, договорах, сторон по некоторым секретным пунктам в целях соблюдения требований национальной безопасности и высшего национального интереса, а также необходимости внешней политики государства. В современном мире дипломатия подразделяется на:
Классическую дипломатию, которая осуществляется, через двусторонние переговоры и действует по сей день;
Дипломатия конгрессов или коллективная дипломатия осуществляется через международные конгрессы, семинары, встречи. Она охватывает такие области международных отношений как политическая, экономическая, юридическая, общественная, профессиональная, научная, культурная и т.д. Коллективная дипломатия требует от представителя, участвующего в международных форумах, кругозора и глубоких знаний по теме международного конгресса, а также владения информационными возможностям, когда он выступает с заявлением внутри конгресса или за его пределами, или делает заявление в СМИ.
Парламентская дипломатия или дипломатия международных организаций осуществляется посредством дипломатических маневров или «закулисных игр». Здесь видна особая роль политических, экономических, международных и региональных группировок, влияние международного порядка на дипломатическую практику в управлении борьбой между государствами и их внешней политикой, а также разнообразие политических позиций в международных отношениях, например, в дипломатических отношениях, осуществляющихся под эгидой ООН.
Дипломатия в верхах - вид, являющийся достижением современности. Она отличается быстротой в принятии важных решений, чему способствует глобальное развитие средств коммуникации и транспорта, и что, в свою очередь, влияет на дипломатическую практику. Раньше, в основном, опирались на самих дипломатов, а сегодня их роль изменилась, и они, в большинстве случаев, стали выполнять указания своих правительств. Для обсуждения важных вопросов сегодня стали обычными встречи глав государств и правительств. Такие встречи подготавливаются через дипломатические каналы или другие виды дипломатических работ таких, как культурная и экономическая дипломатия, что обеспечивает продолжительность отношений.
народная дипломатия - в ее рамки входит связи с общественностью, дипломатия СМИ, дипломатия общественных и профессиональных организаций, научных, культурных, экономических и политических учреждений через связи с организациями, адекватными им в разных странах мира. Народная дипломатия в целом стремится служить интересам государства, его внутренней и внешней политике.
20 век стал свидетелем широкомасштабного и всестороннего развития практики дипломатических миссий, куда сегодня входят советники и атташе по делам культуры, торговли, информации, военному делу и т.д. Работа дипломатических миссий зависит от уровня развития представляемого ими государства и стремления данного государства увеличить число членов своей дипломатической миссии, работающих за рубежом, обеспечить дипломатические представительства различными специалистами, которые будут служить его интересам, а также выполнять конкретные задачи, требующие решения.
Советники или атташе по делам информации осуществляют функции распространения и международного обмена информацией посредством связей с влиятельными группами тех государств, где они аккредитованы. В эти группы входят: руководители государства, члены парламента и политических партий, лидеры общественного мнения, оппозиция и другие группы, оказывающие непосредственное влияние на политические решения.
Одновременно они выполняют функции общения с аудиторией через написание статей и наблюдение за реакцией на публикуемый материал в СМИ, а также посредством чтения лекций и проведения пресс-конференций, участия в радио- и телепередачах, печатных изданиях, проведения информационных выставок, туристических декад, поддержки туризма и обмена ознакомительными делегациями и т.д.
Информационные советники или атташе информируют свое государство о своей деятельности в данной стране, о ее политическом и экономическом положении, позиции общественного мнения и развитии пропаганды оппозиции, а также предлагают способы по работе с этой пропагандой.
Республика Узбекистан, с первых дней своей независимости укрепляет свои дипломатические представительства за рубежом посредством деятельности информационных атташе. Для этого при Министерстве иностранных дел было создано информационное агентство «ЖАХОН», занимающееся отправкой за рубеж информационных атташе, непосредственно подчиняющихся информационному агентству. Информационные атташе регулярно посылают в агентство репортажи и отчеты о своей работе, а также о состоянии общественного мнения страны, где они аккредитованы, отвечая на все интересующие Узбекистан вопросы. Одновременно они подчиняются главе узбекского дипломатического представительства в тех государствах, где они аккредитованы.
Таким образом, мы ведем насколько народная дипломатия в рамках связи с общественностью, одновременно сопоставима с классической дипломатией и играет важную роль в укреплении дружеских отношений.
В древние времена отношения были прямы и просты, но постепенно они стали осложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов 20 века, международные отношения стали сплетаться друг с другом, что произошло благодаря современным средствам массовой коммуникации, которые смогли усилить эффективность связи с общественностью в международных отношениях.
Связи с общественностью является связующим звеном между одним обществом и другим путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии, исходя из важности личности и общественных слоев, силы и влияния общественного мнения в разных обществах на разных уровнях: экономических, политических, общественных учреждениях, организациях и гражданских институтах в рамках международный обмен информацией (МОИ).
Международный обмен информацией является одним из видов международных отношений. МОИ появился и стал функционировать после создания Лиги наций, и был утвержден после создания ООН и других международных организаций. В современной истории международные сотрудники занимаются информационной практикой и служат интересам международных организаций, строго подчиняясь управлению этих международных организаций. Они сохраняют нейтралитет в отношении членов международных организаций, когда делают информационные заявления, коммюнике, в публикации документов, чтении лекции или в своей работе в информационных центрах международных организаций в разных странах мира.
В Узбекистане серьезное внимание связи с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. Было создано информационное агентство “ЖАХОН” при министерстве иностранных дел республики Узбекистан 8 ноября 1995 г., в целях распространения объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство.
Информационное агентство «ЖАХОН» издает и распространяет за рубежом информационные бюллетени, справочники, каталоги, буклеты, а также аудиовизуальную продукцию, раскрывающую потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества. Кроме того, сотрудниками агентства осуществляется сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном.
Журналисты Агентства подробно освещают даты образования государств и республики. Для этого готовятся интервью с послами, представителями иностранных государств, фирм и компаний с последующей публикацией в центральных газетах.
Все собственные корреспондентами Агентства также являются пресс-атташе посольства Р. Уз. за рубежом. Установленные ими тесные контакты со СМИ стран пребывания позволяют периодично публиковать обширные материалы о тех преобразованиях, которые происходят в республике, знакомить зарубежных читателей с историей, культурой, обычаями Узбекистана.
Кроме того, ИА «ЖАХОН» как самостоятельно, так совместно с посольствами Р.Уз. организует поездки зарубежных корреспондентов в Узбекистан, где им оказывается всесторонняя помощь, начиная от встречи и организации съемок до сопровождения в области. Представители СМИ при непосредственной помощи сотрудников Агентства получают необходимую достоверную информацию от официальных лиц республики. Почти все зарубежные корреспонденты, прибывшие в Узбекистан и посетившие такие города как Самарканд, Бухара, Хива, и другие исторические места республики, конечно, уезжают с массой впечатлений. Итогом этих поездок обычно становятся многостраничные публикации в известных зарубежных журналах и газетах. Подготовленные видеоматериалы дают яркое представление об Узбекистане и его сегодняшнем дне.
Хотелось бы отметить, что ИА «ЖАХОН» имеет свою страницу в системе «Интернет» на нескольких языках. Страница ежедневно обновляется свежей информацией о происходящих в Узбекистане событиях, размещает материалы на актуальные темы.
В Агентстве хорошо налажена и издательская деятельность. Здесь ежемесячно издается «Дипломатическая панорама» для диппредставительств Республики Узбекистан за рубежом и аккредитованных иностранных представительств в Ташкенте, а также выпускаются информационно-справочные материалы, рассчитанные для работников внешнеполитических организаций, историков, политологов, деятелей науки, студентов-международников.
21 ноября 1996г. был создан Информационный центр при аппарате Президента Узбекистана. Для ознакомления общественности о продолжающихся демократических реформах в республике и изучения реакции на политические и общественные процессы как внутри, так и за пределами страны через сеть ИНТЕРНЕТ.
В 1997г. был организован Совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основные задачи Совета являются:
Координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом;
Содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о республике Узбекистан - как суверенного демократического и правового государства, активного партнера зарубежных стран в культурных, научных и мирохозяйственных связях;
Сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами;
Развитие с международными, неправительственными организациями, в том числе со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций;
Создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования;
Организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей, теле и кинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексы мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам;
Содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их объединениями;
Осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии;
Выступления в средствах массовой информации по вопросам международных культурно-просветительских связей;
Осуществление издательской деятельности;
Участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении;
Привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей;
Привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов;
Участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом;
Организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями;
Изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах;
Выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом, с помощью, представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет:
Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг;
Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях;
Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан;
Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временные структурные формирования для выполнения своих уставных задач;
Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией «Ноу-хау» и др.;
Научно-технические разработки и их внедрение;
Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.
Совет объединяет 35 обществ дружбы со странами: Европы и Америки 14; Азии, Африки и стран Тихоокеанского региона 13; стран СНГ 8; и имеет Департаменты по Областям: Ташкентский; Сырдарьинский; Джизакский; Самаркандский; Кашкадарьинский; Сурхандарьинский; Ферганская долина; Андижанский; Наманганский; Бухарский; Хорезмский и Каракалпакская автономная республика.
История показывает, что все арабских странах независимость Узбекистана признали сразу после её оглашения, многих из них подписали меморандумы для установления дипломатических отношений с Узбекистаном среди них Египет в 23.01.1992г.; КСА в 20.02.1992г.; Оман в 22.04.1992г.; Сирия в 24.04.1992г.; Йемен в 25.05.1992г.; Бахрейн в 29.05.1992г.; Алжир в 30.06.1992г.; ОАЭ в 25.10.1992г.; Тунис в 26.11.1992г.; Иордания в 15.021993г.; Ирак в 19.06.1993г.; Марокко в 11.10.1993г.; Кувейт в 08.07.1994г.; Палестин в 14.09.1994г.; Катар 27.11.1997г.,
С первых дней независимости значительное развитие получили дипломатические отношения между Узбекистаном и арабскими странами, особенно в рамках и Дипломатия в верхах и после визитов президента Ислам Каримов в КСА 1992г.; Египет в 1992г. и 2007г.; Палестин в 1998г.; Кувейт в 2004г.; ОАЭ в 2008г.; Оман в 2009г.; Катар в 2010г.
Визита в Узбекистан председателя национальной администрации Палестина Ясира Арафата в 1994г. Заместителя премьер-министра ОАЭ Ашшеха Мухаммада Бен Рашед Ал Мактума в 2007г.; и Эмира Кувейта Ашшеха Сабаха аль-Ахмада аль-Жабера аль-Сабаха в 2008г..
Одновременно наблюдалось развитие между ними классической дипломатии, Парламентской дипломатии, и Дипломатии конгрессов, но, к сожалению, возможность народной дипломатии не использована полностью и до настоящего дня работали только 2 общества дружбы: Узбекистан – Египет и Узбекистан – Иордания. Я уверен в том, что будет создан ряд обществ дружбы между Узбекистаном и арабским странам, которые будут, действовать на укрепление дружбы и экономическо-общественого сотрудничества между ними в рамках обширных возможностей народной дипломатии.
Автор. Мухаммад аль-Бухари, гражданин Сирии, доктор политических наук, профессор кафедры «Связи с общественности и рекламы» факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека
05.02.2012г.

Комментариев нет: