воскресенье, 22 января 2012 г.

Культурные аспекты международного обмена информацией

Культурные аспекты международного обмена информацией

В международных информационно–пропагандистских кампаниях присутствует и культурная сторона, - международная культурная пропаганда. Эффективность её роли повышается в зависимости от силы, места и роли государства на международной арене. Различные страны стремятся распространить свою культуру на другие регионы, особенно в слаборазвитых странах. Это явление получило название культурной колонизации.
Но развитие международных отношений сегодня требует плодотворного сотрудничества в области культуры разных народов, так как существует большая разница между обменом культурами и односторонним влиянием какой бы то ни было культуры за счёт подавления национальной культуры. Такое навязывание культуры оказывает влияние на другие государства в рамках международных пропагандистских кампаний, включая литературу, искусство, спорт, международный культурный обмен, предоставление стипендий для учёбы, приглашение интеллигенции слабых стран посетить более развитые для ознакомления с культурными достижениями последних.
Например, США проводят свои культурно–пропагандистские кампании через международные средства массовой информации и коммуникации и через американские информационные службы, которые действуют за пределами США. Стремясь к распространению английского языка и американских образовательных систем за рубежом, США принимают иностранных студентов, которые приезжают с целью получения образования в высших учебных заведениях США, через договорённости между США и другими странами.
Англия, используя свои средства массовой информации и коммуникации, внедряет пропагандистские, информационные, культурные международные кампании и через Британский Совет, который получает 1/3 средств от Британской организации развития за рубежом.
В сферу деятельности этого совета входят образовательные функции в рамках программы технической помощи. Он имеет свои представительства более чем в 80 государствах, где проводится обучение английскому языку. Акцент делается на подготовку учителей английского языка в этих странах.
Британский совет имеет библиотеки более чем в 50 странах мира, стремится к развитию отношений между учёными, художниками, техниками и другими слоями интеллигенции в развивающихся странах, предоставляет стипендии для студентов этих стран. Но положение служащих Британского Совета за рубежом отличается от положения аккредитованных дипломатов: иногда представитель Британского Совета за рубежом является культурным атташе в посольстве.
Франция тоже внедряет свои международные информационно–пропагандистские и культурные кампании, как через международные средства массовой информации и коммуникации, так и через ассоциацию Альянс Францез (Alliance Francaise), которая была создана в 1883 году с целью повышения влияния Франции за рубежом и распространения французской культуры и языка за рубежом. Альянсу Францез подчиняются 1010 комитетов и обществ, работающих за рубежом, которые организуют конгрессы, встречи, открывают библиотеки, имеют более 600 центров в разных странах мира.
Общеизвестно, что государство проводит свою культурную пропаганду за рубежом через культурные центры, которыми управляют советники и атташе по культуре, аккредитованные в дипломатической миссии. Государства, возможности которых открыть культурные центры в других странах ограничены, опираются на советников и атташе по культуре, аккредитованных в посольствах.
Однако положение вещей за последние 20 лет изменилось, так как информация вышла далеко за границы национального уровня. Приёмы и средства сбора, обработки и использования информации претерпели существенные изменения. Быстрое развитие получила технология коммуникации через сеть и радиосеть, а также микроиф (кабель) и оптико–волоконные каналы, технология спутниковой связи, компьютерные программы, радио и телевидение получили широкое распространение.
Эти изменения принесли с собой культуру межнационального характера. Культурный обмен трансформировался из вертикальной организации в горизонтальную. Теперь народы связаны друг с другом посредством электронных систем, а не географическим соседством. Эта связь происходит не в рамках отечественной или национальной культуры. Некоторые объясняют это явление как информацию, упразднившую политические границы между государствами или как межнациональную культуру с целью американизации (Americanization).
По данному поводу в свое время возникло множество вопросов. Основной проблемой было культурное подчинение и распространение культурного производства. Проблема доступа к политической, экономической и общественной информации через средства массовой коммуникации и коммуникации привела к созданию новой международной системы информации и организации потока информации. А также к управлению этим потоком на расстоянии, определению государственной политики в общественных, культурных, экономических областях и т.д., к развитию технических возможностей, к пересмотру понятий «национальный», «отечественный», «культурный», исходя из исторических и культурных ценностей.
Вышеперечисленные проблемы часто являются предметом обсуждений на международном уровне. В отношении стран третьего мира стоят проблемы, связанные с тем, что государства африканского континента, Азии и Ближнего Востока в большинстве своём получили независимость сравнительно недавно и до сих пор решают проблемы, оставленные колониальным периодом.
Здесь следует сказать о независимых государствах, возникших после распада социалистической системы и СССР, в которых ещё остро стоит вопрос перехода к рыночной экономике и проблема отечественного суверенитета. Государства стремятся к быстрому разрешению подобных проблем, стремятся занять своё место в международной информационной системе для эффективного участия в процессе международного обмена информацией.
Международные средства массовой информации и коммуникации участвуют в формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в мышлении аудитории.
Международный обмен информации способствует формированию общественного мнения, помогает принять аудитории конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение или же отказаться от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо:
1. Уметь противостоять анти пропаганде направленной к аудитории;
2. Уметь использовать международные средства массовой информации для коммуникации и принятия инициативы от анти пропаганды;
3. Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4. Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские кампании в некоторых случаях могут проводиться для улучшения международных отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Мухаммад аль- Бухари: доктор политических наук. профессор, факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека.

Комментариев нет: