суббота, 18 февраля 2012 г.

Развитие и современное состояние СМИ Иордании


Развитие и современное состояние СМИ Иордании

Автор: Муваффак Мухаммед Ахмед Ажлоуни, соискатель кафедры «Связи с общественностью и рекламы», факультета журналистики, Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека.
СМИ в Иордании возникли после окончания 1-ой мировой войны в 1921 году. Именно в этот период на восточный берег Иордании прибыл принц Абдулла Бин аль-Хусейн и было создано княжество восточной Иордании. Принц Абдулла привез с собой в княжество восточной Иордании СМИ из Альхижаз, где издавались несколько газет в том числе «Альфаллах», «Жролаззираил», «Бариид альхижаз». Данный период можно охарактеризовать как настоящее зарождение СМИ в княжестве, но необходимо отметить, что в 1927 году на территории княжества осуществляли свою деятельность лишь частные газеты. С этой даты начинали издаваться в княжестве ряд газет в том числе «Жазира туль араб», «Ащариаб», «Садоль араб», активизировалась деятельность частных газет, изданы ряд законов о СМИ, обеспечена финансовая стабильность. Кроме того были определены понятия о СМИ и их важности, а также появился ряд ведущих журналов и авторских колонок. Отметим, что сначала СМИ Иордании находились на финансировании интеллигенции и народа, это было связано с нехваткой финансовых средств у правительства. Также необходимо подчеркнуть, что возникновение СМИ Иордании сопровождало создание радиовещательной станции, которая была открыта сразу после окончания британского мандата на Палестину в 1948 году. В 1958 была создано управление по национальной ориентации, а в 1964 году образовано Министерство культуры и информации Иордании. В 1968 было основано Иорданское телевидение, а в 1972 году спутниковое телевидение. В 1969 году было создано информационное агентство «Питра».
Иорданская пресса
В целом иорданская пресса и СМИ уделяли особое внимание литературе, а также политическим и общественным темам и проблемам экономики.
Облик Иорданской прессы и этапы ее развития
Первый период 1920-1946 гг.
1) Вначале пресса была государственной и постепенно открыла путь для частной прессы.
2) Журналисты этого периода продолжали профессиональные традиции старшего поколения.
3) В этот период начала образовываться частная пресса, но до стабилизации ее ситуации в следующих этапах развития СМИ в Иордании она не была периодичной.
4) Пресса осуществляла свою деятельность под строгой цензурой закона и ограничений, которые исходили со стороны правительства. В этот период в работе журналистов присутствовал ряд ограждений, которые препятствовали их развитию.
5) Большинство журналистов были арабами, которые приехали из соседних государств или профессиональные мастера пера не граждане Иордании, которые прибыли туда ради спасения и безопасности.
6) Большинство газет этого периода были еженедельные или выходили 2 раза в месяц, также наблюдались и ежедневные газеты, но они печатались непостоянно иногда с большими перерывами.
7) Большинство газет того времени имели короткую жизнь по финансовым или политическим причинам.
8) Газеты этого периода особое внимание уделяли публикации литературы, рассказов, стихов и статьям политической и общественной тематик.
9) Газеты этого периода не выходили периодично строго по дате и все издавались только в столице Иордании.
10) Реклама и объявления в газетах того времени были ограничены и это влияло на их существование.
11) В этот период тираж газет был ограничен и не превышал 3-х тысяч экземпляров, а в 40-х гг. достиг нескольких тысяч экземпляров.
12) В этот период рубрики в газетах поражали разнообразием, но были непостоянны, а также часто менялось количество колонок и размер газет.
13) Источники информации газет этого периода были ограничены, преимущественно использовалась местная информация или новости из некоторых арабских газет. Информация, предоставляемая информационными агентствами, почти не использовалась.
14) В этот период возникла оппозиционная пресса, которая играла роль в освещении общественного мнения.
Второй этап 1946-1970
1) В этот период в приоритете было издание ежедневных газет, а еженедельные издания ушли на второй план.
2) Газеты этого периода вначале подчинялись закону печати и распространения печати, которые были изданы в 1953-55 гг. Статьи первого закона были почти либеральные и утвердили свободу печати.
3) Законы этого периода предоставили возможность изданию партийных и идеологических газет разных направлений.
4) Газеты того периода в журналистских материалах использовали свободу выражения, особенно в 50-е гг., это был лучший период с точки зрения свободы слова.
5) В этот период влияние правительства на деятельность СМИ было достаточно масштабным, в связи с этим прекратилось существование некоторых идеологических и партийных газет. Особенно в 1957 году после издания закона, запрещающего политические партии. Кроме того в этот период наблюдалось слияние нескольких центральных ежедневных газет в две компании, в целях организации их дальнейшей деятельности. До 1969 года эти издания были государственными.
6) В этот период улучшилось состояние и положение ежедневных газет. Они стали выходить регулярно, увеличилось количество их страниц до 6 стр., в газетах было 8 колонок, а также значительно расширилась тематика журналистских материалов, начали публиковаться международные новости.
7) Ежедневные газеты приобрели информационный характер, и появилось жанровое разделение, то есть простая информация значительно отличалась от аналитической статьи.
8) Источниками информации для газет в 50-е гг. служило арабское информационное агентство, а также журналисты получали сведения из арабских и зарубежных радио эфиров, также корреспонденты пользовались официальными источниками, в том числе управление печати и распространения, которое с 1956 года издавало информационные бюллетени. Необходимо подчеркнуть, что в 60-е годы значительно увеличилось количество корреспондентов газет и стали печататься материалы разных информационных агентств.
9) В этот период в Иордании возникли первые газеты на английском языке.
10) В этот период издавалось большое количество журналов и бюллетеней государственных и негосударственных учреждений.
11) В этот период возникла специализированная литературная пресса, а также ежедневные и еженедельные газеты стали выпускать литературные и общественные приложения.
12) В этот период формировался облик Иорданской прессы, издания получали финансовые средства, а также улучшилась ситуация в области профессиональных кадров. Все это связано с повышением уровня образования в Иордании и постоянно возрастающей восстребованностью прессы.
Третий этап 1971-1989 гг.
Можно сказать, что характер развития СМИ в Иордании этого периода тесно связан с предыдущими этапами.
1) Основное место в газетах стали занимать информационные материалы, а также наблюдалось активное использование информации, которую предоставляли местные арабские информационные агентства.
2) Реклама и объявления стали занимать второе место площади страниц газет. Это позволило выпускать газеты без финансового давления со стороны правительства, но ухудшило стиль и язык.
3) На страницах газет активно печатались аналитические материалы и комментарии, они стояли на 3 месте после информационных материалов, рекламы и объявлений.
4) В этот период ежедневная пресса получила широкое распространение и три ежедневные газеты публиковались тиражом 200.000 экземпляров ежедневно, соответственно расширилось количество читателей и рекламодателей. Подчеркнем, что иногда реклама достигала 45% от общей площади газеты.
5) Ежедневные газеты в этот период уделяли большое внимание изданию литературных и культурных приложений периодично.
6) Опубликованные материалы этого периода отражали тяжелый труд и профессионализм журналистов
Возникновение желтой прессы
Возникновение ежедневной желтой прессы в Иордании началось с 1989 года после демократических преобразований, именно тогда стали издаваться ряд газет в том числе «Ахер Хабар» и «Шейлан», которые успешно печатали материалы о работе парламента и вскоре стали популярными и широко распространенными. Возникновение этих газет произошло одновременно с демократическими преобразованиями в Иордании и у читателей того времени поменяли предпочтения, в связи с этим стали востребованны еженедельные газеты, которые освещали события, которые не успевали напечатать в ежедневных газетах. Периодику этого периода отличал ряд особенностей:
1) нестабильность, не периодичность издания;
2) нехватка финансирования;
3) в приоритете находились еженедельные, а не ежедневные газеты;
4) большое количество на страницах газет литературных трудов всех видов рассказов, романов, стихотворений, литературной критики;
5) большинство редакторов и владельцев газет и журналов этого периода были литераторами. В качестве примера приведем Мухаммада аль Шариги, который был редактором газеты «Ашар аль араби» и «Таисиир Забьян», а также владел газетой «Аль жазир» и был ее главным автором, Мустафу Вахби Атль владелец газеты «Аль ан ба». Литературная пресса во всех ее видах играла особую роль в формирование идеологических, общественных и политических мыслей в иорданском обществе. Газеты становились все более и более востребованными среди граждан. Это было связано прежде всего с тем, что людям очень нравилось читать литературный труд авторов несмотря на то стихи это или статьи. Необходимо отметить, что в связи с ростом профессионального уровня печатаемых в газетах материалов значительно возросло количество образованного населения. Кроме того более широкий слой молодежи Иордании стал интересоваться литературой.
Идеологические газеты и плюрализм
1952 - 1967
1967 – 1989гг. - период слияния газет. 13 декабря 1989 года был новый этап, в рамках которого пресса стала сопровождать демократию, которая началась в Иордании.
После 1989 года в Иордании продолжились демократические реформы, а также происходили важные политические события, которые затронули весь мир и Ближний Восток, в том числе распад бывшего СССР и вторая война в Заливе, когда Ирак захватил Кувейт. В целях создания мира на Ближнем Востоке в 1991 году была организована мадридская конференция и в 1994 году подписано иорданско- израильское соглашение «Уади араба». Несомненно, что все эти факторы значительно повлияли на информационную картину и культурную картину Иордании, большинство художественных произведений стали отражать политические события современности и сравнивать текущую ситуацию в княжестве с тем положением, которое было в начале 50-х годов.
Необходимо отметить, что 5 октября 2008 года на открытии второй сессии парламента в своем докладе король Иордании Абдулла 2 Ибн аль – Хусейн вновь осветил информационные темы и сильно критиковал работу СМИ. В рамках своего выступления короли четко определил как должны работать СМИ и какую роль они должны играть, а также призвал к повышению их качества и отметил, что журналистика «Высокая профессия, цель которой сохранить интересы общества и формировать общественное мнение без заблуждения и превратить собственное мнение в общую правду». Кроме того, по мнению короля, СМИ должны действовать эффективно и дать возможность Иордании: «Достичь свое достойно место на арабском и международном уровнях». Также король подчеркнул, что СМИ являются «глазами людей на правду и одной из основ демократического общества». В этих целях король призвал к «Поддержке принципов профессионализма, реальности для сохранения необходимого баланса между свободой прессы и личными правами». Официальная позиция иорданских СМИ: создание иорданской информационной системы для достижения культурного, общественного, экономического, политического развития, которое сопровождает политическая откровенность. Необходимо развивать новое видение для СМИ Иордании, которое имеет в виду дух современности и служит целям Иорданского государства и формирует суть родины. При этом надо постоянно совершенствовать уровень профессионализма журналистов, для того, чтобы СМИ Иордании имели возможность конкурировать со средствами массовой информации других стран.
Требования короля Иордании к развитию СМИ
1. Создать современные государственные СМИ, основанные на стимулировании плюрализма и уважении всех мнений. Практиковать информационную деятельность, основанную на профессионализме, свободе творчества и ответственности.
2. Укрепить независимость информационных учреждений и их руководителей через:
Независимость руководства информационных учреждений;
Независимость информационных учреждений при принятии решений;
Открыть возможность перед частным сектором для владения СМИ;
Дать возможность информационным учреждениям для того, чтобы они могли играть свою роль в освещении общественного мнения.
3. Поднять профессиональный уровень сотрудников СМИ через:
Развитие кодекса информационной чести;
Постоянное осуществление подготовки, переподготовки и специализации сотрудников средств массовой информации;
Редактирование закона об информации, журналистики и частных инвестициях в прессу и информацию;
Постоянно следить за технологическими и техническими изменениями, происходящими в современном мире.
На этой основе основными функциями СМИ являются:
1) Соблюдать приоритеты и интересы общества.
2) Создание знаний и образований направленность их действий.
3) Создание общественной культуры которая помогает организовать жизнь людей.
4) Отражать мнения общества и отстаивать общие интересы.
5) Защита прав человека.
6) Создавать благоприятный имидж Родины как внутри страны, так и за рубежом.
7) Выполнять роль мониторинга в рамках ответственной свободы, высокого профессионализма и правдивости.
Исходя из королевских распоряжений и требований стало необходимым повышение уровня свободы информации. В свою очередь пресса кроме выполнения информационной функции должна способствовать активному экономическому и политическому развитию страны.
Наблюдатели СМИ Иордании отмечают масштабность достижений, которые достигнуты в этой сфере за время правления короля Абдуллы 2. Это связано прежде всего с тем, что перед СМИ были поставлены конкретные цели и выработан четкий путь развития, а также обеспечена свобода слова. Необходимо подчеркнуть, что в целях более активного развития независимых СМИ было упразднено Министерство информации, в связи с чем значительно уменьшилось воздействие на все официальные негосударственные СМИ. Кроме того за время правления короля был осуществлен ряд законодательных реформ в области СМИ, а также внесены изменения и дополнения в информационное законодательство. Все эти меры были предприняты в целях укрепления свободы слова в СМИ.
Видение короля Абдуллы 2 ибн аль-Хусейн на будущее СМИ Иордании
Король во всех своих докладах, которые касаются СМИ Иордании отмечает необходимость создания Иорданской современной информационной системы, которая могла стать основой для достижения общественного, политического и культурного развития станы. Также король отмечает, что необходимо развивать новое видение для СМИ Иордании, которое соблюдает дух времени и может служить целям иорданского государства.
Информационная направленность опирается на:
Стимулирование плюрализма, и уважение всех мнений, путем освещения разнообразных точек зрения в призме независимости и ответственности.
Формирование имиджа родины во всех направления, как в внутри страны, так и за рубежом.
Укрепление независимости в информационных учреждениях и их руководства через:
Независимость управления информационных учреждений и независимость принятия решений. Открыть возможность перед частным сектором для владения СМИ и дать возможность этим учреждениям для того, чтобы играли роль мониторинга общественного мнения в призме ответственной свободы, независимости и развитого профессионализма.
Поднять профессиональный уровень сотрудников СМИ через:
Поднять профессиональный уровень сотрудников СМИ через:
Развитие кодекса информационной чести;
Постоянное осуществление подготовки, переподготовки и специализации сотрудников средств массовой информации;
Редактирование закона об информации, журналистики и частных инвестициях в прессу и информацию;
Постоянно следить за технологическими и техническими изменениями, происходящими в современном мире.
Роль и функции иорданских СМИ:
1) Соблюдать приоритеты и интересы общества.
2) Создание знаний и образований направленность их действий.
3) Создание общественной культуры которая помогает организовать жизнь людей.
4) Отражать мнения общества и отстаивать общие интересы.
5) Защита прав человека.
6) Создавать благоприятный имидж Родины как внутри страны, так и за рубежом.
7) Выполнять роль мониторинга в рамках ответственной свободы, высокого профессионализма и правдивости.
Современное состояние иорданской прессы
В настоящее время в Иорданском королевстве работает информационное агентство «Питра» и оно является государственным информационным агентством. Оно было учреждено в 1965 году, его штаб квартира находится в столице Амман. До этого «Питра» было известно под названием иорданское информационное агентство, а с 16 августа 1980 года получило название информационное агентство «Питра». В настоящее время с 1959 года в Иордании выходит еженедельная газета «Ахбар аль Исборг» тираж 100.000 экз., газета «Аль жанахир» издается с 1967 года тираж 90.000 экз., газета «Аддустур» с 1967 года - тираж 90.000 экз., газета «Аль ахбар» - с 1975 года тираж 15.000 экз., газета «Джордан таймс» на английском языке - с 1975 года тираж 15.000 экз., журнал «Аль акса» - с 1970 года.
Использованная литература.
1.Ибрагим аль Фаюми «Этика журналистики Иордании: цифры и показатели», журнал «Афкар», №103-104, 1991 год, стр. 41-51.
2. Адиб Маруа «Арабская пресса: возникновение и развитие», издательство «Мэншуурат мактабеталь хаят», Бейрут, 1961 год.
Амаал сад аль Мутаами «Введение в журналистику», издание 1, «Даар ва мактабет аль исрак», Танта, Египет, 2003 год.
4. Имтиан Асмади, доклад на тему «Культурные приложения: практическое видение», был зачитан на конференции культурной информации, которая прошла в королевском культурном центре 26 июля 2010 года.
5. Ибрахим Сакижха «Пресса но», «Мактабет аль муаса асса хафия аль ордуния», 1999 год.
6. Торкий Массар, доклад о истории иорданской информации, «Мунтада ассака афа аль ордуни», Эрбет , 10 ноября 2011 год.
7. Тасиир абу Аржа «Современная иорданская пресса: исследования о ее происхождении и развитии», журнал «Аль босаир», том 1, №1, 1996 год, стр. 207-244.
8. Хусейн Жума «Художественная и литературная жизнь в Иордании в ХХ веке», «Даар аль янаабим», Амман, 2004 год.
9. Хамиль Сабад «История печати на Ближнем Востоке», Египет, «Даар аль маариф», издание 1, 1958 год.
10. Зияд абу Ранима «Опыт исламской прессы в Иордании в 50-е гг.», газета «Алькифаах аль ислами», «Даар аль вусалк», Кувейт, 1 издание, 1986 год.
11. Шукри Жабриин Хаджи «Литература в прессе Иордании во время княжества», Министерство культуры, Амман, 2002 год.
12. Мухаммад абу Софа «Исследование прессы в Иордании с 1920-1996 гг.», «Мактабет аль Мухтаси», издание 1, Амман, 1996 год.
13. Махмуд ашиариф «Видение о прессе и информации», «Мактаабе аддустур аттижария», Амман, 2004 год.
14. Ислам Сулейман Мусса «Особенности современной иорданской прессы на примере ежедневной газеты «Аррай»», журнал «Абхаз аль ярмук», серия гуманитарных общественных наук, том 4 №1, 1988 год, стр. 81-115.
15. Ислам Сулейман Мусса «Иорданская пресса: критическое исследование ее развития и законов 1920-1988 гг.», журнал «Абхаз аль ярмук» серия гуманитарных общественных наук, том 5 №1, 1989 год, стр. 227-266.
16. Ислам Сулейман Мусса «Развитие иорданской прессы 1920-1997 гг.», издание комитета истории Иордании, Амман, 1998 год.
17. Наби Хадад «Пресса в Иордании: исследования опыта Жума Халмад», «Муасасет аммун льдерасад ва ниир», 2003 год.
18. Культурное приложение газеты «Рааль», 1 января 2010 года.
19. Культурное приложение газеты «Рааль», 25 июня, 2010 год.
20. Информационный бюллетень о «Ррай», 2006 год.

Комментариев нет: