Перспективы узбекско - арабского сотрудничества
Мухаммад аль-БУХАРИ, Доцент, ТашГИВ. (Эр-Рияд (КСА): Журнал «Тижарат Аррияд» № 482/2002г. С. 56-59.)
Узбекско - арабские отношения имеют общие исторические корни, которые берут начало с середины VII века. В то время Мавераннахр был в составе арабско-исламского Оммавийского государства. Нельзя отрицать тот факт, что культурно - политические отношения того времени были построены задолго до исламского завоевания, в частности, отношения между Мавераннахром с Сирией и Месопотамией. Однако в начале VIII века оно находилось в рамках этого государства, границы которого протянулись с запада на восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены.
В истории имеются немало фактов движения арабско-исламских войск на восток. Распространение ислама на территории Мавераннахра началось с завоевания Сасанидского государства в Персии (633 г.) В 674 году исламские войска под командованием Абдуллы Бин Зияда вторглись в этот регион. Однако большой переворот произошел после того, как в 705 году наместником Хуросана был назначен Кутейб Бин Муслим Ал-Бахили. Он захватил Бухару (709 г.), Хорезм и Самарканд (612 г.). К 715 году весь восточный регион вплоть до Ферганской долины был подчинен арабско-исламскому халифату.
Современные узбекские ученые Бурибай Ахмедов, Захидулла Мунавваров считают, что одна из причин стремительного завоевания и распространения новой религии на этой территории была связана с постоянными междоусобицами среди местных властителей. Арабско-мусульманские полководцы уделяли особое внимание этому региону после того, как ситуация в Хуросане разрешилась в их пользу. Кроме того, узбекские ученые отмечают, что арабы сыграли прогрессивную роль в регионе. Проблемы местного населения в большинстве случаев решались мирным путем. Люди, принявшие новую религию, освобождались от налогов (хирадж, жизя). Узбекские ученые обращают особое внимание на то, что нельзя сравнивать арабско-исламское завоевание с монгольским или русским, большевистским нашествием, так как ислам сыграл положительную роль в объединении различных государств, городов, племен и народов. Кроме того, нельзя не отметить его влияние на культуру и поведение людей этого региона, благодаря которому были ликвидированы множество общественных недостатков того времени. Ученые также отметили большое значение арабского языка в ознакомлении народов Центральной Азии с творчеством древнегреческих ученых, работами китайских изобретателей.
Следует отметить огромную роль в развитии исламско-арабской культуры, которую сыграли народы Центральной Азии, особенно узбеки, а также их участие в развитии человеческой цивилизации средних веков. Свидетельством тому могут послужить ряд известных исламских личностей, выходцев из Центральной Азии. В их числе ученый астроном Ахмед Аль-Фергани (умер в 850 г.), ученый математик Мухаммад Бин Муса Аль Фергани (783 – 850 гг.), известный философ Абу Наср Аль-Фараби (873-950гг.), врач-энциклопедист Абу Али Хусейн Ибн Сино (980-1037гг.), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Аль Беруни (973 – 1048гг.), энциклопедист Фахриддин Аррази, филолог и мухаддис Аззамахшари (1075-1144), и шейх мухаддисов Имам Аль Бухари и многие другие.
Следует отметить участие узбекских ученых в арабско-исламской и мировой цивилизации на протяжении многих веков. Их творения мы можем видеть и в нынешние дни. Это ученые, покинувшие Мавераннахр с целью овладеть наукой и посетить известные в то время научные центры - Дамаск, Багдад, Барса и Каир. Особый вклад в это наследие внес имам всех мухадисов Абу Абдулла Исмоил Аль Бухари (809 – 869гг.). Он написал более 20 произведений о науке сказаний пророка (хадис). Наиболее известное среди них - это «Ал Жамиъ Ассахих» («Правильное полное собрание сказаний пророка»). Оно содержит в себе 7250 сказаний пророка. Помимо этого, существует наследие, которое оставили после себя другие ученые, занимающиеся наукой о сказаниях пророка. Например, Ас-Самаркандий (785 – 868 гг.) и Ал – Хамазарани (1048 – 1140 гг.)
В течение столетий арабские эмигранты обосновались на территории Мавераннахра. Это благоприятствовало полной интеграции арабов и народов Центральной Азии. В нескольких населенных пунктах, где проживает коренное население, и в сегодняшние дни можно встретить выходцев из арабских стран, в частности, в вилоятах Бухары, Самарканда, Кашкадарьи, Сурхандарьи. Здесь до сих пор сохранились особенности быта, хотя родной язык утерян.
Анализ различных исторических источников показал, что отношения арабов с народами данного региона стали постепенно ослабевать с началом вторжения монгольских войск в XII-XIII вв. В результате, образовалось Монгольское государство, которое ослабило влияние арабского языка и культуры на территории Мавераннахра. Однако оно не смогло негативно повлиять на исламскую культуру, так как сами монголы принадлежали исламской вере. Это воздействие ослабилось даже после создания государства Тимуридов (основатель - Амир Темур (Темурлан) (1336-1405гг.)), которая заняла территорию разгромленного Монгольского государства и в течение нескольких исторических периодов имела в своем составе Мавераннахр, Иран, Афганистан, Кавказ, Месопотамию, Сирию и Северную Индию. В разгар его процветания столицей был выбран Самарканд. Современная Республика Узбекистан занимает ее центральную часть или середину, так называемого, Русского Туркестана начала XX века.
После распада государства Тимуридов в Туркестане образовались 3 независимых государства: Бухара, Хива, Коканд. Это событие открыло аппетит Российской империи - расширение своих территориальных владений. Российская империя порвала все связи, которые были между Туркестаном и арабско-исламским миром, и с того времени регион стал называться Русским Туркестаном. В начале XX века в регион пришла коммунистическая советская власть, сдавившая его своей железной рукой. Двусторонние отношения между арабскими государствами и странами региона были ограничены лишь официальными связями, которые можно было осуществить только через Москву. В редких случаях, по словам узбекского ученого Захидуллы Мунавварова, у Ташкента были связи с арабскими столицами, так как большевистские русские оккупанты ликвидировали всякую возможность создать непосредственные связи между Узбекистаном и арабскими государствами. «Несмотря на ограничения, - продолжает З. Мунавваров, - на основе культурных связей, которые раньше объединяли арабов и узбеков, и были созданы арабско-узбекистанские отношения после приобретения независимости».
Новая великая конкуренция
Для арабов факт провозглашения независимости Узбекистана в сентябре 1991 года был неожиданным, так как они с осторожностью оценивали реалии советского влияния на республику. Кроме того, связи с республикой были непрочными, поэтому в начале процесс сближения арабских государств с Узбекистаном проходил очень медленно. После развала Советского Союза арабские государства начали устанавливать дипломатические отношения с Российской Федерацией и странами СНГ, образовавшегося на основе бывших советских республик, приобретших независимость. Это происходило во время тяжелого исторического периода, когда арабы были заняты вопросами освобождения Кувейта от Иракского вторжения. В то время ожидалось международное решение проблемы Ближнего Востока и результаты подготовительных работ созыва Международной Мадридской Мирной конференции, посвященной проблемам Ближнего Востока.
Нужно отметить, что огромное количество конференций и семинаров по вопросам Ближнего Востока проходили в различных арабских государствах. Все эти мероприятия были направлены на поиск лучшего пути для создания двусторонних отношений со странами Центральной Азии, в том числе Узбекистаном. Однако эти попытки не оправдались, несмотря на то, как арабские страны дипломатически признали независимость Узбекистана. В марте 1992 года арабские государства решили подписать документы о дипломатических отношениях с Республикой Узбекистан. В них говорилось об активизировании связей со стороны арабских государств со странами Центральной Азии: открытие посольств данных государств, создание двусторонних отношений во всех сферах, а также открытие арабско – культурных центров в государствах Центральной Азии. Мы видим, что посольства таких стран, как Египет, Иордания, Палестина, Алжир, Саудовская Аравия и Кувейт были открыты в Ташкенте - столице Узбекистана. Государство Египет - единственное арабское государство, которое открыло свой культурный центр в Узбекистане. В то же время, следует отметить, что ни одно арабское государство не открыло центр для инвестиций и предоставления финансово-экономической, юридической консультации. Ведь, по сути, это является основой основ активизации двусторонних торговых и экономических отношений. Вот почему развитие политических и экономических отношений протекает медленно, и не соответствует связям, которые были исторически сложены между двумя странами. Сегодня в эпоху глобализации, которую возглавляет США и посредством этого влияет на международные отношения в однополюсном мире, особое значение играют экономические связи. Говоря о взаимных арабских и узбекских отношениях необходимо отметить тот факт, что были проведены специальные исследования в научных центрах и центрах принятия решений в арабском мире и Узбекистане по поводу новой ситуации, сложившейся в Центральной Азии с приобретением независимости ее пяти республик. В результате анализов и научных исследований, была выявлена сеть взаимных интересов, объединяющая Узбекистан и арабские государства. Основным требованием к двум сторонам является поиск и создание группы политических направлений, гарантирующих защиту интересов. Мы думаем, что в строительстве двусторонних отношений между арабскими государствами и Узбекистаном необходимо принять во внимание ряд следующих факторов:
1) Это независимое политическое экономическое развитие Республики Узбекистан, сразу выделившее ее среди других независимых республик Центральной Азии. Это развитие сказалось на существующей жесткой конкуренции между различными региональными и международными центр силами, стремящихся повлиять на независимую модель экономического и политического развития республик Центральной Азии. Некоторые наблюдатели определили данное явление как «новая великая конкуренция». Она отличается от той конкуренции, которая существовала в Туркестане между Великобританией и Российской империей в XIX веке и в начале XX века, когда ожидались окончательные результаты новой всемирной конкуренции и ее прямое влияние, как на Центральную Азию, так и на арабские государства. Это можно объяснить тем, что Узбекистан находится в центре региона, соединяемого Азию с Европой. Все что происходит в Узбекистане, так или иначе сказывается на событиях, особенно тех, которые происходят в арабском регионе и на Ближнем Востоке в целом. По прогнозам египетского ученого Ибрахима Арафата, региональные конфликты Центральной Азии, начало гонок вооружения в данном регионе, создание зоны безъядерного оружия в Центральной Азии обязательно отражаются в арабском мире. Он также полагает, что интересы арабов заключаются в необходимости создания и применения специальной программы развития будущих отношений с государствами Центральной Азии, особенно с Узбекистаном. Все это нужно осуществить, отталкиваясь от общественного мнения и позиции руководителей этих государств по отношению к национальным интересам. Таким образом, никакие региональные или международные центр силы не смогут воздействовать на государства Центральной Азии.
Стратегическое расположение и большие ресурсы
2) Экономические интересы, имеется в виду важность геополитического расположения Узбекистана, а также наличие богатых природных ресурсов, развитый технологический и человеческий потенциал. Можно предположить, что на данном основании Узбекистан может стать важным компаньоном для совместных арабско-узбекских инвестиций, которые можно создать на основе арабских финансовых ресурсов и богатом узбекском потенциале. Такие совместные инвестиции дают возможность разнообразить традиционные экономические альтернативы, существующие между арабскими государствами и Узбекистаном. Посредством новых альтернатив можно использовать опыт и возможности арабских государств и Узбекистана одновременно. Это отмечают ряд арабских исследователей, выдвинувших следующее предположение: если будет создан новый экономический блок, то он будет внедрен в мировую цивилизацию, будет актуален и на стратегическом уровне, так как республики Центральной Азии владеют перспективными научными и стратегическими возможностями. Добавим к этому большой вооруженный потенциал некоторых из этих государств. Эти направления, которые влияют и направляют развитие конкуренции между соседними странами (Россия, Китай, Саудовская Аравия, Турция, Иран, Пакистан, Индия, Израиль) и данным регионом, обязательно повлияют на стратегическое равновесие в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целом.
3) Помимо этого, существует особый стратегический интерес, так как Узбекистан с первых дней независимости стремится к интеграции в мировое сообщество. Узбекистан стал играть ведущую роль в Центральной Азии, и начал принимать активное участие в решении региональных конфликтов, особенно в афганском. Когда Президент И. Каримов вышел с инициативой создать в Центральной Азии зону безъядерного оружия, то стало ясно, что Узбекистан является главной силой в Центральной Азии. Любые связи между государствами Центральной Азии обязательно проходят через Узбекистан. Это историческая роль республики, которую она играет в международных отношениях с государствами региона.
4) Роль Узбекистана в представлении толерантного образа ислама в противовес движения религиозных экстремистов, которое сопровождает независимость республик Центральной Азии. Их целью является противоборствовать с конституционным политическим режимом региона и стремление изменить его с помощью вооруженных сил и насилия для достижения поставленной цели. Именно это особо подчеркнул Президент И. Каримов, определяя угрозы безопасности и стабильности Узбекистана. На сегодняшний день стало известно, что некоторые из этих сил и направлений поддерживались определенными силами, находившимися в Афганистане. Среди них были и арабские представители, которые назывались афганскими арабами. После вывода Советских войск из Афганистана была передана информация об их разрушительной силе. Это подтверждает неправильное понимание силы ислама и шариата во время его распространения на территории соседних государств после распада СССР. Возникла угроза безопасности и мира не только Центральной Азии, но и арабских народов, а также угроза перспективам развития арабских отношений с государствами региона. Яркое тому доказательство – событие 11 сентября 2001 года в США, и его последствия на местном и международном уровне.
Исходя из этого, в интересы арабов входит истолковать истинный образ ислама перед народами Центральной Азии. Это осуществимо путем тесного сотрудничества с законным правительством государств региона Центральной Азии в области политики, экономики и распространения истинной исламской культуры, ее толерантного облика, укрепляя арабско-узбекские узы. Эта цель также входит в стремления Узбекистана. Ярким тому примером послужат мероприятия, проводимые представительствами исламских фондов Кувейта в Узбекистане.
Обозреватели определили, что Узбекистан также имеет свои интересы в арабских государствах. Результаты тщательного анализа внешней политики Узбекистана показали, что узбекское руководство имеет ряд важных интересов, связывающих его с арабскими государствами. К примеру, арабские страны являются областью для разнообразия альтернатив во внешней политике Узбекистана, потому что на фоне международной конкуренции, происходящей в круге Центральной Азии, видна важность арабских стран в качестве глубокого рубежа в цивилизации, культуре, географии, которая сближает и укрепляет связи с Узбекистаном. Как было уже отмечено раньше, такие огромные экономические возможности как источник инвестиций и потребительских товаров, рынок рабочей силы, технология и производство Узбекистана. К дополнению этому арабы не имеют никаких региональных или политических претензий к Узбекистану. На основе этого тесное сотрудничество с арабскими государствами обеспечит Узбекистану расширение своих возможностей в создании внешней политики. То есть, составит ее международную и равноправную стабильную позицию, обеспечивающую ее национальные интересы, создаст новый стратегический проспект. Все это осуществимо для Узбекистана посредством поддержки арабской группы, имеющей равноправные связи с другими силами в мире. В то же время, это также удовлетворит интересы арабской группы. Не секрет, что чем больше возможных альтернатив будет у Узбекистана, тем больше будет возможностей маневрировать в области международных отношений, что обеспечит лучшие условия в отношениях с международными компаньонами. Группа арабских стран, особенно арабских государств залива, во главе королевства Саудовской Аравии является финансово-экономической силой, позволяющая создать выгодные условия для инвестиций в Узбекистане и одновременно даст республике возможность эффективно использовать свои ресурсы. Некоторые арабские государства имеют технологический потенциал, который необходим Узбекистану в сегодняшнем процессе формирования молодого государства. Это особенно важно в период экономических преобразований рыночной экономики, которая до сих пор продолжается и требует создания экономической и банковской системы. Кроме того, как некоторые арабские государства, так и Узбекистан могут сотрудничать в области подготовки кадров в экономических, научных и аграрных сферах.
Области совместных инвестиций
Для изменения пока неясной картины в узбекско-арабских отношениях необходимы инвестиции. В арабские инвестиции в государственном проекте развития в области экономики и производства в Узбекистане в области сельского хозяйства, животноводства, нефтехимии, промышленности, воздушных автомобилестроительных железнодорожных сообщений. Создается возможность взаимоподдержки и доверия между арабскими государствами и государствами Центральной Азии, особенно Узбекистаном, не имеющего выхода на открытое море. Это укрепит арабский авторитет во внутреннем многонациональном обществе Узбекистана и взаимопонимание между народами и правительствами, образуется почва для экономических интересов, в которых заинтересованы обе стороны.
Узбекистан имеет стратегические национальные интересы, которые подразумевают важность сотрудничества с арабскими государствами, необходимость использовать это для укрепления узбекско-арабского партнерства. Стратегические интересы исходят из ряда конкретных факторов: политические, экономические, религиозные и культурные, которые связывают арабов с народами Центральной Азии на протяжении всей истории, как было уже отмечено ранее. Ни Царская Россия, ни советское руководство не смогли уничтожить этот факт. Кроме того, необходимо обратить внимание на уникальные обстоятельства: возможность притока инвестиций в Узбекистан и обеспечение любых финансово-экономических, коммерческих отношений. Они будут способствовать успешному развитию в интересах двух сторон, если инвестиции будут направлены в проекты экономического общественного развития, разработанного на научных основаниях правительством Узбекистана для подъема национальной экономики.
Узбекистан владеет огромным богатством: сельское хозяйство, животноводство, огромные запасы природных ресурсов. Производит такие виды промышленных продуктов, необходимых арабским государствам, как металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная техника, тракторы, автомобили, самолеты, а также сырье, используемое в промышленности. Помимо этого, нужно отметить разнообразие источников энергии, высококвалифицированные научно-технические кадры, огромный опыт в области мелиорации и сельского хозяйства в пустынных зонах. Все это необходимо для развития инфраструктуры национальной экономики. А это уже считается хорошей базой для будущего сотрудничества Узбекистана с любым из арабских государств, так как является большой областью для инвестиций арабского капитала.
Говоря о сельскохозяйственном богатстве, мы видим, что сегодня Узбекистан занимает 4 место в производстве хлопка в мире и 2 место по экспорту среди государств-производителей хлопка. Узбекистан ежегодно производит около 4 млн. тонн этого важного стратегического сельскохозяйственного продукта. К этому можно добавить производство более 30 тыс. тонн шелкового кокона, а также большое разнообразие сельскохозяйственных продуктов, включающие более 3 млн. тонн овощей и фруктов, которые можно обработать и подготовить к экспорту более половины зарубежных рынков. Среди них и арабские рынки, если бы были арабские инвесторы, желающие заниматься этим направлением. Помимо этого, огромный потенциал в области животноводства, позволит стать основным экспортером в обеспечении мясом рынков арабского государства залива, разумеется, если были бы найдены правильные совместные инвестиции в данном направлении.
Что касается полезных ископаемых, которые включают золото, серебро и другие драгоценные металлы плюс природный газ и нефть. Узбекистан занимает 4 место в производстве золота в мире. Ежегодно производит 70 тонн золота. Занимает 2 место среди государств в СНГ после Российской Федерации, которая производила 130 тонн золота в 1995 год, а также частично эксплуатирует курьеры 96 металлов, среди них титан, магний, серебро, медь, цинк, уран, ситронтиум (?) и другие ископаемые.
На данный момент можно использовать арабские инвестиции в этих областях путем поддержки международных банков и финансистов узбекской стороны. Инвестиции в Узбекистане сегодня базируются на крепкой законодательной базе, отвечающей требованиям иностранных инвесторов и обеспечивающей их интересы, а также интересы развития национальной экономики Узбекистана. Она также гарантирует активизацию двусторонних соглашений в области транспорта, торговли и экономического сотрудничества, подписанного между правительством Узбекистана и некоторыми арабскими странами. До сих пор не действует правовая база, еще не вышедшая на свет, потому что, как мы полагаем, о ней не известно многим арабским инвесторам. Причиной этому является отсутствие научных арабских центров изучения рынка инвестиций и оказания правовой консультации в Узбекистане. Мы считаем, что среди научных иностранных и совместных центров исследования возможностей зарубежных инвесторов и двусторонних инвестиций, многие из которых аккредитованы в Ташкенте, есть примеры, незаинтересованных поддержать перспективу арабско-узбекского экономического сотрудничества. Это понятно, потому что рынок инвестиций, прежде всего, начинается с конкуренции и стремления сохранить по мере возможности монополию в инвестиционных рынках. Отсюда возникает вопрос: будут ли арабские инвестиционные учреждения инициировать и открывать свои представительства в Республике Узбекистан, исходя из соображений, не упустить возможность успешного использования зарубежных инвестиций, пока не стало поздно. Этот вопрос мы оставим для тех, кто уполномочен принимать решение.
Мухаммад аль-БУХАРИ, Доцент, ТашГИВ. (Эр-Рияд (КСА): Журнал «Тижарат Аррияд» № 482/2002г. С. 56-59.)
Узбекско - арабские отношения имеют общие исторические корни, которые берут начало с середины VII века. В то время Мавераннахр был в составе арабско-исламского Оммавийского государства. Нельзя отрицать тот факт, что культурно - политические отношения того времени были построены задолго до исламского завоевания, в частности, отношения между Мавераннахром с Сирией и Месопотамией. Однако в начале VIII века оно находилось в рамках этого государства, границы которого протянулись с запада на восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены.
В истории имеются немало фактов движения арабско-исламских войск на восток. Распространение ислама на территории Мавераннахра началось с завоевания Сасанидского государства в Персии (633 г.) В 674 году исламские войска под командованием Абдуллы Бин Зияда вторглись в этот регион. Однако большой переворот произошел после того, как в 705 году наместником Хуросана был назначен Кутейб Бин Муслим Ал-Бахили. Он захватил Бухару (709 г.), Хорезм и Самарканд (612 г.). К 715 году весь восточный регион вплоть до Ферганской долины был подчинен арабско-исламскому халифату.
Современные узбекские ученые Бурибай Ахмедов, Захидулла Мунавваров считают, что одна из причин стремительного завоевания и распространения новой религии на этой территории была связана с постоянными междоусобицами среди местных властителей. Арабско-мусульманские полководцы уделяли особое внимание этому региону после того, как ситуация в Хуросане разрешилась в их пользу. Кроме того, узбекские ученые отмечают, что арабы сыграли прогрессивную роль в регионе. Проблемы местного населения в большинстве случаев решались мирным путем. Люди, принявшие новую религию, освобождались от налогов (хирадж, жизя). Узбекские ученые обращают особое внимание на то, что нельзя сравнивать арабско-исламское завоевание с монгольским или русским, большевистским нашествием, так как ислам сыграл положительную роль в объединении различных государств, городов, племен и народов. Кроме того, нельзя не отметить его влияние на культуру и поведение людей этого региона, благодаря которому были ликвидированы множество общественных недостатков того времени. Ученые также отметили большое значение арабского языка в ознакомлении народов Центральной Азии с творчеством древнегреческих ученых, работами китайских изобретателей.
Следует отметить огромную роль в развитии исламско-арабской культуры, которую сыграли народы Центральной Азии, особенно узбеки, а также их участие в развитии человеческой цивилизации средних веков. Свидетельством тому могут послужить ряд известных исламских личностей, выходцев из Центральной Азии. В их числе ученый астроном Ахмед Аль-Фергани (умер в 850 г.), ученый математик Мухаммад Бин Муса Аль Фергани (783 – 850 гг.), известный философ Абу Наср Аль-Фараби (873-950гг.), врач-энциклопедист Абу Али Хусейн Ибн Сино (980-1037гг.), ученый-энциклопедист Абу Рейхан Аль Беруни (973 – 1048гг.), энциклопедист Фахриддин Аррази, филолог и мухаддис Аззамахшари (1075-1144), и шейх мухаддисов Имам Аль Бухари и многие другие.
Следует отметить участие узбекских ученых в арабско-исламской и мировой цивилизации на протяжении многих веков. Их творения мы можем видеть и в нынешние дни. Это ученые, покинувшие Мавераннахр с целью овладеть наукой и посетить известные в то время научные центры - Дамаск, Багдад, Барса и Каир. Особый вклад в это наследие внес имам всех мухадисов Абу Абдулла Исмоил Аль Бухари (809 – 869гг.). Он написал более 20 произведений о науке сказаний пророка (хадис). Наиболее известное среди них - это «Ал Жамиъ Ассахих» («Правильное полное собрание сказаний пророка»). Оно содержит в себе 7250 сказаний пророка. Помимо этого, существует наследие, которое оставили после себя другие ученые, занимающиеся наукой о сказаниях пророка. Например, Ас-Самаркандий (785 – 868 гг.) и Ал – Хамазарани (1048 – 1140 гг.)
В течение столетий арабские эмигранты обосновались на территории Мавераннахра. Это благоприятствовало полной интеграции арабов и народов Центральной Азии. В нескольких населенных пунктах, где проживает коренное население, и в сегодняшние дни можно встретить выходцев из арабских стран, в частности, в вилоятах Бухары, Самарканда, Кашкадарьи, Сурхандарьи. Здесь до сих пор сохранились особенности быта, хотя родной язык утерян.
Анализ различных исторических источников показал, что отношения арабов с народами данного региона стали постепенно ослабевать с началом вторжения монгольских войск в XII-XIII вв. В результате, образовалось Монгольское государство, которое ослабило влияние арабского языка и культуры на территории Мавераннахра. Однако оно не смогло негативно повлиять на исламскую культуру, так как сами монголы принадлежали исламской вере. Это воздействие ослабилось даже после создания государства Тимуридов (основатель - Амир Темур (Темурлан) (1336-1405гг.)), которая заняла территорию разгромленного Монгольского государства и в течение нескольких исторических периодов имела в своем составе Мавераннахр, Иран, Афганистан, Кавказ, Месопотамию, Сирию и Северную Индию. В разгар его процветания столицей был выбран Самарканд. Современная Республика Узбекистан занимает ее центральную часть или середину, так называемого, Русского Туркестана начала XX века.
После распада государства Тимуридов в Туркестане образовались 3 независимых государства: Бухара, Хива, Коканд. Это событие открыло аппетит Российской империи - расширение своих территориальных владений. Российская империя порвала все связи, которые были между Туркестаном и арабско-исламским миром, и с того времени регион стал называться Русским Туркестаном. В начале XX века в регион пришла коммунистическая советская власть, сдавившая его своей железной рукой. Двусторонние отношения между арабскими государствами и странами региона были ограничены лишь официальными связями, которые можно было осуществить только через Москву. В редких случаях, по словам узбекского ученого Захидуллы Мунавварова, у Ташкента были связи с арабскими столицами, так как большевистские русские оккупанты ликвидировали всякую возможность создать непосредственные связи между Узбекистаном и арабскими государствами. «Несмотря на ограничения, - продолжает З. Мунавваров, - на основе культурных связей, которые раньше объединяли арабов и узбеков, и были созданы арабско-узбекистанские отношения после приобретения независимости».
Новая великая конкуренция
Для арабов факт провозглашения независимости Узбекистана в сентябре 1991 года был неожиданным, так как они с осторожностью оценивали реалии советского влияния на республику. Кроме того, связи с республикой были непрочными, поэтому в начале процесс сближения арабских государств с Узбекистаном проходил очень медленно. После развала Советского Союза арабские государства начали устанавливать дипломатические отношения с Российской Федерацией и странами СНГ, образовавшегося на основе бывших советских республик, приобретших независимость. Это происходило во время тяжелого исторического периода, когда арабы были заняты вопросами освобождения Кувейта от Иракского вторжения. В то время ожидалось международное решение проблемы Ближнего Востока и результаты подготовительных работ созыва Международной Мадридской Мирной конференции, посвященной проблемам Ближнего Востока.
Нужно отметить, что огромное количество конференций и семинаров по вопросам Ближнего Востока проходили в различных арабских государствах. Все эти мероприятия были направлены на поиск лучшего пути для создания двусторонних отношений со странами Центральной Азии, в том числе Узбекистаном. Однако эти попытки не оправдались, несмотря на то, как арабские страны дипломатически признали независимость Узбекистана. В марте 1992 года арабские государства решили подписать документы о дипломатических отношениях с Республикой Узбекистан. В них говорилось об активизировании связей со стороны арабских государств со странами Центральной Азии: открытие посольств данных государств, создание двусторонних отношений во всех сферах, а также открытие арабско – культурных центров в государствах Центральной Азии. Мы видим, что посольства таких стран, как Египет, Иордания, Палестина, Алжир, Саудовская Аравия и Кувейт были открыты в Ташкенте - столице Узбекистана. Государство Египет - единственное арабское государство, которое открыло свой культурный центр в Узбекистане. В то же время, следует отметить, что ни одно арабское государство не открыло центр для инвестиций и предоставления финансово-экономической, юридической консультации. Ведь, по сути, это является основой основ активизации двусторонних торговых и экономических отношений. Вот почему развитие политических и экономических отношений протекает медленно, и не соответствует связям, которые были исторически сложены между двумя странами. Сегодня в эпоху глобализации, которую возглавляет США и посредством этого влияет на международные отношения в однополюсном мире, особое значение играют экономические связи. Говоря о взаимных арабских и узбекских отношениях необходимо отметить тот факт, что были проведены специальные исследования в научных центрах и центрах принятия решений в арабском мире и Узбекистане по поводу новой ситуации, сложившейся в Центральной Азии с приобретением независимости ее пяти республик. В результате анализов и научных исследований, была выявлена сеть взаимных интересов, объединяющая Узбекистан и арабские государства. Основным требованием к двум сторонам является поиск и создание группы политических направлений, гарантирующих защиту интересов. Мы думаем, что в строительстве двусторонних отношений между арабскими государствами и Узбекистаном необходимо принять во внимание ряд следующих факторов:
1) Это независимое политическое экономическое развитие Республики Узбекистан, сразу выделившее ее среди других независимых республик Центральной Азии. Это развитие сказалось на существующей жесткой конкуренции между различными региональными и международными центр силами, стремящихся повлиять на независимую модель экономического и политического развития республик Центральной Азии. Некоторые наблюдатели определили данное явление как «новая великая конкуренция». Она отличается от той конкуренции, которая существовала в Туркестане между Великобританией и Российской империей в XIX веке и в начале XX века, когда ожидались окончательные результаты новой всемирной конкуренции и ее прямое влияние, как на Центральную Азию, так и на арабские государства. Это можно объяснить тем, что Узбекистан находится в центре региона, соединяемого Азию с Европой. Все что происходит в Узбекистане, так или иначе сказывается на событиях, особенно тех, которые происходят в арабском регионе и на Ближнем Востоке в целом. По прогнозам египетского ученого Ибрахима Арафата, региональные конфликты Центральной Азии, начало гонок вооружения в данном регионе, создание зоны безъядерного оружия в Центральной Азии обязательно отражаются в арабском мире. Он также полагает, что интересы арабов заключаются в необходимости создания и применения специальной программы развития будущих отношений с государствами Центральной Азии, особенно с Узбекистаном. Все это нужно осуществить, отталкиваясь от общественного мнения и позиции руководителей этих государств по отношению к национальным интересам. Таким образом, никакие региональные или международные центр силы не смогут воздействовать на государства Центральной Азии.
Стратегическое расположение и большие ресурсы
2) Экономические интересы, имеется в виду важность геополитического расположения Узбекистана, а также наличие богатых природных ресурсов, развитый технологический и человеческий потенциал. Можно предположить, что на данном основании Узбекистан может стать важным компаньоном для совместных арабско-узбекских инвестиций, которые можно создать на основе арабских финансовых ресурсов и богатом узбекском потенциале. Такие совместные инвестиции дают возможность разнообразить традиционные экономические альтернативы, существующие между арабскими государствами и Узбекистаном. Посредством новых альтернатив можно использовать опыт и возможности арабских государств и Узбекистана одновременно. Это отмечают ряд арабских исследователей, выдвинувших следующее предположение: если будет создан новый экономический блок, то он будет внедрен в мировую цивилизацию, будет актуален и на стратегическом уровне, так как республики Центральной Азии владеют перспективными научными и стратегическими возможностями. Добавим к этому большой вооруженный потенциал некоторых из этих государств. Эти направления, которые влияют и направляют развитие конкуренции между соседними странами (Россия, Китай, Саудовская Аравия, Турция, Иран, Пакистан, Индия, Израиль) и данным регионом, обязательно повлияют на стратегическое равновесие в Центральной Азии и на Ближнем Востоке в целом.
3) Помимо этого, существует особый стратегический интерес, так как Узбекистан с первых дней независимости стремится к интеграции в мировое сообщество. Узбекистан стал играть ведущую роль в Центральной Азии, и начал принимать активное участие в решении региональных конфликтов, особенно в афганском. Когда Президент И. Каримов вышел с инициативой создать в Центральной Азии зону безъядерного оружия, то стало ясно, что Узбекистан является главной силой в Центральной Азии. Любые связи между государствами Центральной Азии обязательно проходят через Узбекистан. Это историческая роль республики, которую она играет в международных отношениях с государствами региона.
4) Роль Узбекистана в представлении толерантного образа ислама в противовес движения религиозных экстремистов, которое сопровождает независимость республик Центральной Азии. Их целью является противоборствовать с конституционным политическим режимом региона и стремление изменить его с помощью вооруженных сил и насилия для достижения поставленной цели. Именно это особо подчеркнул Президент И. Каримов, определяя угрозы безопасности и стабильности Узбекистана. На сегодняшний день стало известно, что некоторые из этих сил и направлений поддерживались определенными силами, находившимися в Афганистане. Среди них были и арабские представители, которые назывались афганскими арабами. После вывода Советских войск из Афганистана была передана информация об их разрушительной силе. Это подтверждает неправильное понимание силы ислама и шариата во время его распространения на территории соседних государств после распада СССР. Возникла угроза безопасности и мира не только Центральной Азии, но и арабских народов, а также угроза перспективам развития арабских отношений с государствами региона. Яркое тому доказательство – событие 11 сентября 2001 года в США, и его последствия на местном и международном уровне.
Исходя из этого, в интересы арабов входит истолковать истинный образ ислама перед народами Центральной Азии. Это осуществимо путем тесного сотрудничества с законным правительством государств региона Центральной Азии в области политики, экономики и распространения истинной исламской культуры, ее толерантного облика, укрепляя арабско-узбекские узы. Эта цель также входит в стремления Узбекистана. Ярким тому примером послужат мероприятия, проводимые представительствами исламских фондов Кувейта в Узбекистане.
Обозреватели определили, что Узбекистан также имеет свои интересы в арабских государствах. Результаты тщательного анализа внешней политики Узбекистана показали, что узбекское руководство имеет ряд важных интересов, связывающих его с арабскими государствами. К примеру, арабские страны являются областью для разнообразия альтернатив во внешней политике Узбекистана, потому что на фоне международной конкуренции, происходящей в круге Центральной Азии, видна важность арабских стран в качестве глубокого рубежа в цивилизации, культуре, географии, которая сближает и укрепляет связи с Узбекистаном. Как было уже отмечено раньше, такие огромные экономические возможности как источник инвестиций и потребительских товаров, рынок рабочей силы, технология и производство Узбекистана. К дополнению этому арабы не имеют никаких региональных или политических претензий к Узбекистану. На основе этого тесное сотрудничество с арабскими государствами обеспечит Узбекистану расширение своих возможностей в создании внешней политики. То есть, составит ее международную и равноправную стабильную позицию, обеспечивающую ее национальные интересы, создаст новый стратегический проспект. Все это осуществимо для Узбекистана посредством поддержки арабской группы, имеющей равноправные связи с другими силами в мире. В то же время, это также удовлетворит интересы арабской группы. Не секрет, что чем больше возможных альтернатив будет у Узбекистана, тем больше будет возможностей маневрировать в области международных отношений, что обеспечит лучшие условия в отношениях с международными компаньонами. Группа арабских стран, особенно арабских государств залива, во главе королевства Саудовской Аравии является финансово-экономической силой, позволяющая создать выгодные условия для инвестиций в Узбекистане и одновременно даст республике возможность эффективно использовать свои ресурсы. Некоторые арабские государства имеют технологический потенциал, который необходим Узбекистану в сегодняшнем процессе формирования молодого государства. Это особенно важно в период экономических преобразований рыночной экономики, которая до сих пор продолжается и требует создания экономической и банковской системы. Кроме того, как некоторые арабские государства, так и Узбекистан могут сотрудничать в области подготовки кадров в экономических, научных и аграрных сферах.
Области совместных инвестиций
Для изменения пока неясной картины в узбекско-арабских отношениях необходимы инвестиции. В арабские инвестиции в государственном проекте развития в области экономики и производства в Узбекистане в области сельского хозяйства, животноводства, нефтехимии, промышленности, воздушных автомобилестроительных железнодорожных сообщений. Создается возможность взаимоподдержки и доверия между арабскими государствами и государствами Центральной Азии, особенно Узбекистаном, не имеющего выхода на открытое море. Это укрепит арабский авторитет во внутреннем многонациональном обществе Узбекистана и взаимопонимание между народами и правительствами, образуется почва для экономических интересов, в которых заинтересованы обе стороны.
Узбекистан имеет стратегические национальные интересы, которые подразумевают важность сотрудничества с арабскими государствами, необходимость использовать это для укрепления узбекско-арабского партнерства. Стратегические интересы исходят из ряда конкретных факторов: политические, экономические, религиозные и культурные, которые связывают арабов с народами Центральной Азии на протяжении всей истории, как было уже отмечено ранее. Ни Царская Россия, ни советское руководство не смогли уничтожить этот факт. Кроме того, необходимо обратить внимание на уникальные обстоятельства: возможность притока инвестиций в Узбекистан и обеспечение любых финансово-экономических, коммерческих отношений. Они будут способствовать успешному развитию в интересах двух сторон, если инвестиции будут направлены в проекты экономического общественного развития, разработанного на научных основаниях правительством Узбекистана для подъема национальной экономики.
Узбекистан владеет огромным богатством: сельское хозяйство, животноводство, огромные запасы природных ресурсов. Производит такие виды промышленных продуктов, необходимых арабским государствам, как металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная техника, тракторы, автомобили, самолеты, а также сырье, используемое в промышленности. Помимо этого, нужно отметить разнообразие источников энергии, высококвалифицированные научно-технические кадры, огромный опыт в области мелиорации и сельского хозяйства в пустынных зонах. Все это необходимо для развития инфраструктуры национальной экономики. А это уже считается хорошей базой для будущего сотрудничества Узбекистана с любым из арабских государств, так как является большой областью для инвестиций арабского капитала.
Говоря о сельскохозяйственном богатстве, мы видим, что сегодня Узбекистан занимает 4 место в производстве хлопка в мире и 2 место по экспорту среди государств-производителей хлопка. Узбекистан ежегодно производит около 4 млн. тонн этого важного стратегического сельскохозяйственного продукта. К этому можно добавить производство более 30 тыс. тонн шелкового кокона, а также большое разнообразие сельскохозяйственных продуктов, включающие более 3 млн. тонн овощей и фруктов, которые можно обработать и подготовить к экспорту более половины зарубежных рынков. Среди них и арабские рынки, если бы были арабские инвесторы, желающие заниматься этим направлением. Помимо этого, огромный потенциал в области животноводства, позволит стать основным экспортером в обеспечении мясом рынков арабского государства залива, разумеется, если были бы найдены правильные совместные инвестиции в данном направлении.
Что касается полезных ископаемых, которые включают золото, серебро и другие драгоценные металлы плюс природный газ и нефть. Узбекистан занимает 4 место в производстве золота в мире. Ежегодно производит 70 тонн золота. Занимает 2 место среди государств в СНГ после Российской Федерации, которая производила 130 тонн золота в 1995 год, а также частично эксплуатирует курьеры 96 металлов, среди них титан, магний, серебро, медь, цинк, уран, ситронтиум (?) и другие ископаемые.
На данный момент можно использовать арабские инвестиции в этих областях путем поддержки международных банков и финансистов узбекской стороны. Инвестиции в Узбекистане сегодня базируются на крепкой законодательной базе, отвечающей требованиям иностранных инвесторов и обеспечивающей их интересы, а также интересы развития национальной экономики Узбекистана. Она также гарантирует активизацию двусторонних соглашений в области транспорта, торговли и экономического сотрудничества, подписанного между правительством Узбекистана и некоторыми арабскими странами. До сих пор не действует правовая база, еще не вышедшая на свет, потому что, как мы полагаем, о ней не известно многим арабским инвесторам. Причиной этому является отсутствие научных арабских центров изучения рынка инвестиций и оказания правовой консультации в Узбекистане. Мы считаем, что среди научных иностранных и совместных центров исследования возможностей зарубежных инвесторов и двусторонних инвестиций, многие из которых аккредитованы в Ташкенте, есть примеры, незаинтересованных поддержать перспективу арабско-узбекского экономического сотрудничества. Это понятно, потому что рынок инвестиций, прежде всего, начинается с конкуренции и стремления сохранить по мере возможности монополию в инвестиционных рынках. Отсюда возникает вопрос: будут ли арабские инвестиционные учреждения инициировать и открывать свои представительства в Республике Узбекистан, исходя из соображений, не упустить возможность успешного использования зарубежных инвестиций, пока не стало поздно. Этот вопрос мы оставим для тех, кто уполномочен принимать решение.
1 комментарий:
жду коментариев
Отправить комментарий