понедельник, 11 января 2010 г.

На Востоке изумительной школы миниатюристов

На Востоке изумительной школы миниатюристов



Обложку одного из номеров ведущего кувейтского журнала по искусству украсила репродукция известного ташкентского художника Ниязали Халматова. А на его страницах помещена статья, знакомящая зарубежного читателя с проблемами сохранения в Узбекистане уникального национального прикладного и изобразительного искусства. Столь высокий интерес к нашему культурному наследию далеко не случаен. Ведь благодаря ему зарубежные ценители красоты могут по достоинству оценить и своеобразие созданной на Востоке изумительной школы миниатюристов, и получить редкую возможность окунуться в необычайно творческую художественную среду, способствующую духовному возрождению узбекского народа. …Тонкие линии, изысканный орнамент в золотом обрамлении. Примерно так выглядит одна из красочных иллюстраций, дающих зримое представление о существовании в эпоху средневековья образцов миниатюры, которые создают неповторимый стиль живописи. Он был характерен для времени, в котором жил и творил великий чародей слова Алишер Навои, когда рукописи его произведений переписывались лучшими каллиграфами, а сюжеты облекались в яркие художественные образы. Это был период создания выдающейся школы среднеазиатской миниатюры, в которой блистал непревзойденный мастер кисти средневековья Камолиддин Бехзод, по праву названный Рафаэлем Востока. Его работы в числе многих других образцов миниатюр исламского мира собраны в уникальной коллекции, хранящейся ныне в Государственном литературном музее имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана. Об этом повествует и статья, автором которой стал известный сирийский журналист, доцент кафедры международных отношений, политики и права Ташкентского государственного института востоковедения, доктор Мухаммед ал-Бухари. Обучающий будущих специалистов арабскому языку, он сам увлечен живописью, используя в работе свои глубокие познания о том, как развивалось национальное и прикладное искусство Узбекистана, возрождаясь на благодатной почве в годы независимости. В немалой степени этому способствовало и создание ассоциации “Усто”, а также экспериментального цеха, в котором один из известнейших мастеров кисти — Чингиз Ахмаров с группой молодых художников возрождали настенную живопись, декор, искусство миниатюры. Читая статью о проблемах сохранения изобразительного и прикладного искусства в Узбекистане, кувейтские ценители старины совершат увлекательный исторический экскурс в далекое прошлое. …ХIV — ХVII века стали периодом ярчайшего взлета художественной культуры Среднего Востока, который по своему духовному значению сопоставим с эпохой европейского Ренессанса. Средневековые школы миниатюрной живописи Самарканда, Бухары, Шираза, Тебриза, Исфахана и Герата получили признание во многих странах. Сегодня ее образцы стали неотъемлемой частью мирового художественного наследия. Ведущие музеи и библиотеки гордятся произведениями старинных мастеров книжной иллюстрации. Отрадно, что в их число входит и Институт востоковедения имени Беруни Академии наук Узбекистана, имеющий собрание уникальных рукописей, включенных в международный регистр программы ЮНЕСКО. В эпоху Навои в Герате, где он жил, создавались лучшие образцы рукописных книг. Была также выработана особая разновидность арабского письма — настаълик. Это искусство требовало немало усилий и стараний каллиграфов, художников-орнаменталистов, миниатюристов, переплетчиков, трудившихся в дворцовых библиотеках… Шанс открыть для себя все богатство красок и тонкость художественного замысла мастеров миниатюры прошлого, и тех, кто возрождает этот вид искусства сегодня, появился отныне у многочисленных читателей дружественной нам страны.
[1]
Лилия СТРУННИКОВА
[1] Лилия СТРУННИКОВА. Культура. // ташкент: Н. слова, 14.06.2006

Комментариев нет: