Тема – 2
"Связи с общественностью в рамках международных отношений"
Вопросы:
2.1. Понятие «Международный информационный поток» с точки зрения анализа содержания и формирование общественного мнения.
2.2. Понятие «Международный обмен информацией» и формирование общественного мнения.
2.3. Методы, способы и технология международных СМИ и К.
2.4. Международный обмен информацией (МОИ) и международное сотрудничество.
2.5. Культурные стороны МОИ и его эффективность.
2.6. Эффективность МОИ.
2.7. Исследования Ховланда об эффективности коммуникаций.
2.8. Процесс коммуникации.
2.9. Теория коммуникации.
2.10. Соотношение между элементами коммуникации.
2.11. МОИ и международные организации.
2.12. МОИ и международное взаимопонимание.
2.13. Проблемы МОИ.
2.14. Особенности МОИ.
2.15. Монополия в МОИ.
2.16. Влияние МОИ на принятие решений.
2.17. МОИ как дипломатическая функция.
2.18. Советник по вопросам информации и Атташе по вопросам информации.
2.1- Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания и формирование общественного мнения
После распада СССР появились новые независимые государства. Они, а также страны бывшей социалистической ориентации, обрели политическую независимость. Но, тем не менее, некоторые из них попали под влияние других развитых стран. Наряду с этим существуют страны, которые упорствуют в неподчинении развитым странам. Добавим к этому постоянное стремление отдельных народов, являющихся частью многонациональных государств с нестабильной политической системой, требовать отделения и национального суверенитета, получения политической самостоятельности.
Позиция силы и её влияние на международный обмен информацией является результатом научно-технического прогресса именно в области коммуникации. Сегодня многие страны мира имеют более тесные связи, расстояние между ними как бы сократилось.
Международный обмен информацией (МОИ) и коммуникации играют особую роль в международных отношениях, в формировании национальной активности народов. Но, с другой стороны, международный обмен информацией имеет неоднозначный характер. Это один из важнейших аспектов международной политики. Становится очевидным, что свободный поток информации является односторонним. Для того чтобы он стал по настоящему свободным, необходимо утвердить равновесие между странами в этом направлении. Существует целая серия дисбалансов: [1]
а) между развитыми странами, менее развитыми и развивающимися;
б) между странами с разным политическим, экономическим и общественным строем;
в) между развитыми странами с одинаковой политической системой, так как они всё ещё имеют разные возможности;
г) между крупными державами и небольшими государствами;
д) между развивающимися странами, так как одни из них имеют очень высокий национальный доход (в основном, от экспорта природных ресурсов), а другие - очень низкий;
е) между объёмом позитивной и негативной информации.
Все вышеперечисленные виды дисбаланса не ограничиваются только информационным потоком, коммуникацией или международным обменом информацией, но включают в себя все виды подготовки и распространения информации в целях научного развития, экспорта и импорта современных технологий. В результате это приводит к увеличению пропасти между странами-поставщиками информации и странами–потребителями.
Это подтолкнуло государства, входящие в такие международные союзы, как Движение Неприсоединения, Организация Исламской Конференции и региональных союзов, Лига арабских государств и Организация африканского единства, создать независимые международные средства массовой информации, утвердить равновесие в потоке информации и уменьшить её негативное влияние.[2]
Международные союзы призвали эти страны к созданию новой мировой системы МОИ вместо уже существующей системы, которая была бы более гибкой и свободной, справедливой, эффективной и уравновешенной. Она должна быть построена на принципах демократии и равноправия между всеми странами мира. Поток информации, система международного обмена информацией и коммуникации тесно связаны с понятиями «свобода информации», «свободный поток информации», «равновесие в потоке информации» или «свободное развитие средств массовой информации».
Но существует ряд проблем, возникших в результате некоторых политических действий, ограничивающих свободу международного обмена информацией. Эти проблемы можно легко устранить. Необходимо стремление стран и народов к преодолению таких проблем, как, например, насилие против журналистов, жёсткая цензура и закон, занесение фамилий некоторых журналистов в «чёрный» список (список тех, чьи материалы не публикуются), запрет на свободное передвижение журналистов, газет, книг, запрет на их импорт и экспорт из развитых стран, что связано с угрозой утечки новейших технологий.
Принцип свободного потока информации был использован как одно из политических средств в ходе конфронтации между социалистическими странами во главе с бывшим СССР и развитыми капиталистическими странами во главе с США в годы холодной войны. Наряду с этим велась экономическая борьба: богатые страны использовали экономическое давление на развивающиеся и бедные страны для достижения своих целей во внешней политике. В связи с этим развивающиеся страны рассматривают принцип свободного потока информации как средство для устранения монополии промышленно развитых стран на поток информации, поступающей в развивающиеся страны.[3]
Понятие «свободная информация» для них означает двусторонний поток информации, утверждение справедливости в МОИ.
Принцип свободного потока информации привёл только к одностороннему потоку информации (радио и телепередач, компьютерных и культурных продуктов) из промышленно развитых стран в менее развитые и развивающиеся страны. Это лишь укрепило монополию развитых стран.
Односторонний поток информации, опираясь на исторические и культурные факторы, может влиять на страны даже в пределах одного географического региона. В Европе, страны контролирующие поток информации на европейском континенте, никогда не акцентируют внимание в своих средствах массовой информации и комуникации на достижениях и успехах малых европейских стран.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы:1. Огромный поток информации идёт с североамериканского и европейского континентов.
2. Односторонний поток информации концентрируется на севере и направляется к югу земного шара, который принимает более 90% информационных материалов через Лондон, Париж и Нью-Йорк.
Здесь ясно прослеживается неравенство в объёме производства газет, журналов, книг, радио-телепередач, других информационных материалов, а также неравенство в распространении этих материалов через международные сети СМИ и К. Это отражает реальное положение дел в международном информационном обмене. Вот почему страны–монополисты средств коммуникаций были недовольны стремлением группы стран неприсоединения укрепить своё положение в международном обмене информацией.[4]
Односторонний поток информации стал отражением монополии в политическом, экономическом строе развитых стран, которые оказывают значительное влияние на весь мир и постоянно утверждают зависимость менее развитых стран от них. Это достигается путём концентрации международных СМИ и К на проблемах, конфликтах, терроре, имеющих место в менее развитых государствах.
Международный поток информации является вертикальным, а не горизонтальным, даже в условиях глобализации, потому что он - односторонний. Всё вышеприведённое указывает на формулу силы в международном обмене информацией и в рамках международных отношений.
После глобального развития современных средств коммуникации информация стала одним из видов услуг, товаром, то есть сформировался способ её передачи, приёма и хранения. Коммерческая информация заняла большую площадь в общем потоке информации. Её печатают газеты, журналы, транслируют по радио и по телевидению, передают через международные компьютерные сети, а это понижает культурную и общественную ценность международных СМИ и К во внутреннем обмене информацией.
Гохан Галтунг (Gohan Galtung) - учёный из США - провёл исследования направленности международного потока информации и вывел следующую формулу: центр-край. Он внедрил эту формулу в теорию международной монополии и разделил мир на две части: центр - представляют страны монополисты, а края - страны, зависимые от первых. Он пришёл к следующим выводам:
а) вертикальный процесс является основным фактором, который утверждает несправедливость между государствами;
б) «центр» - это монополист всего потока информации в мире;
в) информация, идущая от «центра», занимает главное место в содержании зарубежной информации, поступающей в средства массовой информации и К стран - «краёв», больше, чем информация о странах - «краях» поступает в средства массовой информации и К стран - «центра»;
г) наличие незначительного информационного потока о странах – «краях»;
д) международный поток информации является одним из основных аспектов международного обмена информацией и коммуникацией;
е) четыре международных информационных агентства “AP” (Associated Press США) , “UPI” (United Press International США), “AFP” (France Press Франция) и “Reuters” (Великобритания) являются монополистами потока внешней информации большинства стран Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. А бывшее телеграфное агентство ТАСС являлось основным источником информации для большинства социалистических стран до распада социалистической системы и СССР.[5]
Общий объём информации, который распространяют четыре главных информационных агентства, составляет около 32.850.000 слов ежедневно.[6]
Исследования показывают, что эти информационные агентства концентрируют свою информацию только на негативных явлениях в менее развитых и развивающихся странах. Например, это насилие, коррупция, катастрофы в них, а не информация об экономическом и культурном развитии этих стран. События подаются без раскрытия причин, которые их вызвали. При этом информация обычно касается государственного аппарата управления, а не широких слоёв общества. Исследования показали также, что влияние общественных и культурных различий между народами играет важную роль в потоке международной информации. Эти различия являются причиной, замедляющей процесс МОИ.
Сегодня просмотр телевидения ежедневно занимает значительное время. Международный поток информации через спутниковое телевидение оказывает особенное влияние на женщин и детей, так как в развитых странах именно они проводят у экранов большую часть времени. Здесь следует заметить, что это относится также и ко всему населению менее развитых стран. Западная информационная телевизионная модель является преобладающей в развивающихся странах, но, как и социалистическая модель, она не отвечает требованиям этих стран.[7]
Сегодня мировые банки, международные страховые, морские, авиационные и трансконтинентальные компании, а также агентства связи и другие организации используют современные средства коммуникации: телекс, факс, компьютерные сети, телефоны и спутниковую связь.
Международная коммуникация стала возможна благодаря глобальному научному и техническому развитию в системе электронной коммуникации через спутниковую связь.
Это дало возможность США, которые ушли вперёд в сфере электронной спутниковой связи и владеют самой широкой компьютерной сетью на международном уровне ИНТЕРНЕТ, захватить монополию в этой важной области на мировом рынке.
В 1981 году США контролировали передачу и распространение 80% данных и информации в мире благодаря революции в вычислительной технике, то есть компьютерам, которые проникли во все сферы жизни и коммуникации и стали их неотделимой частью. Американская компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ является центром всех сетей, где происходит накопление информации, поступающей из более 21,000 информационных сетей, хорошо организованных и скоординированных, что облегчает процесс вызова информации любым абонентом. Компьютеры через развитые технологии коммуникации используют телефонную сеть, спутниковую связь для передачи своей информации боле 33 млн. абонентов по всему миру.[8]
2.2- Международный обмен информацией и формирование общественного мнения
СМИ и К участвуют в формировании представления или определённого понимания народами друг друга, часто негативного. Это явление - результат неравноправного потока информации и её искажение в отношении менее развитых и развивающихся стран через материалы, которые публикуются и распространяются информационными монополистами. Зачастую даётся только негативный портрет этих стран: нестабильность, анархия, насилие, коррупция и неудачи. Ряд исследователей пришли к заключению, что отдельные физические лица (журналисты) формируют визуальное представление о народах, подавая информацию как полностью достоверную.
Ценность таких выводов зависит от географических, политических, этнических факторов и некоторых других сторон жизни этих государств. Специалисты в области информации и коммуникации в западных странах акцентируют внимание именно на конфронтации и противостоянии таких стран, то есть на любой негативной информации при оценке государств и обществ.
Исследования показали, что образование, в любом государстве - это независимый и влиятельный фактор в процессе прогнозирования знаний. Среди информационной аудитории более любознательны мужчины, они стремятся узнать политические и экономические особенности стран, но не их культурные и моральные ценности. Интеллектуальное развитие человека находится под влиянием международной информации, которую он получает не всегда в объективном виде. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Международная информация опирается, в основном, на интересы Запада, так как основные мировые источники информации – западные;
2. Информирование о развивающихся государствах подаётся с точки зрения западных ценностей, несовпадение с которыми зачастую даёт негативный оттенок;
3. Международная информация, полученная с Запада, – усложнена, а не упрощена. Международный поток служит, в основном, для формирования позитивного мнения о Западе, вместе с этим он формирует интеллектуально-негативный портрет развивающихся стран, как-то: анархия, террор, коррупция и их неудачи в рамках международного обмена информацией.
2.3 - Методы, способы и технология международных средств массовой информации
Научные исследования показали, что основные элементы успеха информационно–пропагандистской кампании, направленной на зарубежную аудиторию, находятся в зависимости от методов, техники и тактики работы журналистов. Это, прежде всего, убеждение всей аудитории в достоверности подаваемых фактов в целях достижения поставленных задач информационного проекта. Исследования также показали, что методы, применяемые в информационно–пропагандистских кампаниях, преследуют следующие цели:
1. Привлекают внимание аудитории, убеждают в достоверности содержания, используя интересы, взгляды и уровень культуры потребителей информационных материалов.
При подготовке информации используется стиль, близкий аудитории, что делает информацию доступной для понимания и правдоподобной. Сомнение и неверие вызовут противоположную реакцию, ослабят эффект информационной кампании, и она не достигнет ожидаемых результатов.
Таким образом, иногда используется техника обмана, путём чётко выработанного стиля информационного материала. Читатель не может обнаружить хорошо замаскированный обман.
2. Информационно-пропагандистская кампания стремится получить материалы, поддерживающие её цели, планы, стиль работы.[9]
Международные СМИ и К в своих пропагандистских кампаниях используют «метод повторения» в изложении проблемы для полного закрепления информации в памяти аудитории, для достижения максимального эффекта, что возможно через повторение материала в соответствующее время, приемлемым образом.
Используется и так называемый «метод преувеличения», который невозможно обнаружить потребителю информации. Информация преувеличивается с целью достижения нужного эффекта, как в моральном, так и в духовном отношении.
Это делается для оправдания и поддержки ряда фактов и позиций, которые выглядят неприглядно.
Самый распространённый метод - это метод косвенных нападок, когда обвиняется конкретный человек, группа или государство. Такой метод воздействует эффективнее, чем прямое обвинение. Информация преподносится, как неоспоримый факт, не подлежащий сомнению и обсуждению. Это делается с целью недопущения сомнений у аудитории.
СМИ и К постоянно стремятся к сближению с аудиторией. Для этого используются люди, хорошо знакомые с культурой, интересами, увлечениями и всем тем, что близко той или иной аудитории. Материал подаётся в хорошо воспринимаемом для аудитории стиле. Кроме того, эти люди стремятся идентифицировать себя с аудиторией в ходе информационно–пропагандистской кампании.
Международные СМИ и К во время таких кампаний пользуются проверенными источниками для подготовки материалов с целью завоевания большого доверия у аудитории и утверждения материала, направленного к ней. Вместе с тем они игнорируют нападки противников, если они не могут им ответить.
Международные СМИ и К пользуются ясным и доступным языком изложения во избежание двусмысленного понимания, они также могут использовать ложные факты для навязывания аудитории одной конкретной позиции, опираясь при этом на накопленный опыт. Это оказывает сильное влияние на малообразованную аудиторию. Во многих случаях международные СМИ и К используют эмоции в пропагандистской кампании, стадный инстинкт аудитории в информации, направленной к группе людей, которых связывает что-либо общее: религия, раса, пол, климат, профессия, работа, организация, гражданство. Общеизвестно, что очень трудно определить, какое место в международных СМИ и К занимает этика журналистской работы. Так как иногда международные СМИ и К вынужденно или умышленно используют приёмы, противоречащие общепринятой этике работы журналистов, это делается для достижения своих личных целей.
2.4- Международный обмен информацией (МОИ) и международное сотрудничество
Развивающиеся страны потребовали создания новой международной системы в МОИ для улучшения положения развивающихся стран в процессе международного информационного обмена. Некоторые позитивные результаты были действительно достигнуты. Это произошло после возникновения новых информационных систем, создания информационных агентств, относящихся к региональным и международным организациям и союзам. Такие, международные информационные агентства, как The Inter Press Service (IPS), специализировались на распространении информации о развивающихся странах и работе, направленной на укрепление и поддержку прямого информационного обмена между развивающимися странами, а также на распространении информации о развивающихся странах в СМИ и К Европы и Северной Америки. Их представительства находятся в более чем 60 странах, 2/3 из них – в развивающихся государствах.
Международные информационные агентства IPS достигли двустороннего соглашения с 30 государственными агентствами об обмене информацией. Необходимо отметить, что IPS направляли своё внимание на достижение экономического, общественного и научного развития. Соглашения были достигнуты с рядом международных организаций ООН для распространения информации о видах деятельности этих организаций.[10]
Международные информационные агентства IPS получают 70% своей информации через корреспондентов в развивающихся странах, а остальные 30% через государственные информационные агентства развивающихся стран, с которыми были достигнуты соглашения об информационном обмене, равно как и с небольшими независимыми информационными агентствами.
Международные информационные агентства IPS распространяют ежедневно информацию через две основные сети, вещание ведётся на испанском языке - около 30 тыс. слов и на английском языке - 20 тыс. слов ежедневно. Наряду с этим ведётся перевод и распространение этой информации - частично на французском, немецком, португальском, арабском, голландском, норвежском и шведском языках. Из этого мы можем сделать следующий вывод: международные информационные агентства IPS занимают своё особое место в международном обмене информацией, рассматривают положение развивающихся стран с различных позиций и стремятся объективно показать проблемы развивающихся стран.
В заключение нужно отметить, что свободный поток информации на сегодняшний день и даже в условиях глобализации средств коммуникации и информации является односторонним и служит интересам промышленно-развитых стран–монополистов.
Развивающиеся страны с тревогой наблюдают за создавшимся неравноправным положением, которое выражается в монополии развитых стран на современные средства коммуникации и информации, в использовании их в своих целях, в пропаганде своих интересов для того, чтобы показать неспособность развивающихся стран решить свои экономические, технические и научные проблемы.
Согласно модели Гохана Галтунга (Gohan Galtung) мир разделён на две части «центр–край», которые неравноправны. «Центр» создал и руководит монополией, его представляют промышленно развитые страны. «Края» - менее развитые и развивающиеся страны - находятся в зависимости от «центра». В международном обмене информацией одни оказываются вверху - промышленно развитые страны, а другие внизу - менее развитые и развивающиеся страны. Прибавим к этому монополию четырёх международных информационных агентств: UPI, AP, AFP и Reuters, источников зарубежной информации в большинстве стран мира, через которые ежедневно передаются 32.850.000 слов плюс фотоснимки и телематериалы.
Современные глобальные средства коммуникации и международная компьютерная сеть, спутниковые телеканалы могут заметно потеснить существующую монополию и могут помочь в создании новой международной информационной системы, которую пытаются создать развивающиеся страны. Но новая информационная система должна противостоять информации, исходящей из развитых стран, которые акцентируют внимание на негативных явлениях относительно развивающихся стран. То есть новая информационная система должна играть важную роль в международных отношениях вообще. [11]
Это требует от развивающихся стран времени и твёрдой позиции. Для быстрого решения этой проблемы необходимо своевременно реагировать на постоянные международные перемены и, особенно, на изменения, связанные с распадом социалистической системы и СССР, который подготовил мир к принятию в будущем нового международного строя, противоположного состоянию «холодной войны» между Востоком и Западом.
Это связано с коренными изменениями в структуре различных политических систем, с преодолением барьеров, стоящих перед созданием новой международной демократичной информационной системы. Она должна отвечать требованиям времени, требованиям аудитории и выбирать лучшие элементы для международного обмена информацией. Международный обмен информацией должен содействовать улучшению положения менее развитых и развивающихся стран в рамках новой, международной, демократичной информационной системы.
Призыв к новой информационной системе направлен не только на достижение справедливости и равновесия в процессе информационного обмена,[12] но и на достижение морального и психологического эффекта. Изменение положения в международной информационной системе и улучшение положения международного обмена информацией невозможно без опоры страны на себя и на собственные ресурсы, а не на внешние факторы.
Наряду с этим отмечается стремление развивающихся стран увеличивать свои экономические, технологические и научные потенциалы для создания современных СМИ и К, которые бы поставляли свою продукцию на информационный рынок без посредников.
2.5- Культурные стороны международного обмена информацией и его эффективность
В международных информационно-пропагандистских кампаниях присутствует и культурная сторона, культурная международная пропаганда. Эффективность её роли повышается в зависимости от силы, места и роли государства на международной арене. Различные страны стремятся распространить свою культуру на другие регионы, особенно, в слаборазвитых странах.[13]
Но развитие международных отношений сегодня требует плодотворного сотрудничества в области культуры разных народов, так как существует большая разница между обменом культурами и односторонним влиянием какой бы то ни было культуры за счёт подавления национальной культуры.
Такое навязывание культуры оказывает влияние на другие государства в рамках международных отношений и пропагандистских кампаний, включая литературу, искусство, спорт, культурный международный обмен, предоставление стипендий для учёбы, приглашение интеллигенции слаборазвитых стран посетить более развитые для ознакомления с культурными достижениями последних.
Например, США проводят свои культурно-пропагандистские кампании через международные СМИ и К и через американские информационные службы, которые действуют за пределами США. Стремясь к распространению английского языка, американских образовательных систем и американского образа жизни за рубежом, США принимают иностранных студентов, которые приезжают с целью получения образования в высших учебных заведениях США, используя договорённости между США и другими странами.
Англия, используя свои СМИ и К, внедряет пропагандистские, информационные, культурные международные кампании и через Британский Совет, который получает треть средств от Британской организации развития за рубежом. В сферу деятельности этого Совета входят образовательные функции, в рамках программы технической помощи. Он имеет свои представительства в более чем 80 государствах, где проводится обучение английскому языку. Акцент делается на подготовку учителей английского языка в этих странах.[14]
Британский совет имеет библиотеки в более чем 50 странах мира, стремится к развитию отношений между учёными, художниками, техниками и другими слоями интеллигенции в развивающихся странах, предоставляет стипендии для студентов этих стран. Но положение служащих Британского Совета за рубежом отличается от положения аккредитованных дипломатов: иногда представитель Британского Совета за рубежом является культурным атташе в посольстве.
Франция тоже внедряет свои международные информационно-пропагандистские и культурные кампании, как через международные СМИ и К, так и через ассоциацию Альянс Францез (Alliance Francaise), которая была создана в 1883 году с целью повышения влияния Франции и распространения французской культуры и языка за рубежом.
Альянсу Францез подчиняются более 1010 комитетов и обществ, работающих за рубежом, которые организуют конгрессы, встречи, открывают библиотеки, имеют более 600 центров в разных странах мира. Общеизвестно, что государство проводит свою культурную пропаганду за рубежом через культурные центры, которыми управляют советники и атташе по культуре, аккредитованные в дипломатической миссии. [15]
Государства, возможности которых открывать культурные центры в других странах ограничены, опираются на советников и атташе по культуре, аккредитованных в посольствах.
Однако положение вещей за последние 30 лет изменилось, так как информация вышла далеко за границы национального государства (Informationalization). Приёмы и средства сбора, обработки и использования информации претерпели существенные изменения. Быстрое развитие получила технология коммуникации через компьютерную сеть и радиосеть, а также микроеф (кабель) и оптико-волоконные каналы, технология спутниковой связи, компьютерные программы, получили широкое распространение радио и телевидение.[16]
Эти изменения принесли с собой культуру межнационального характера. Культурный обмен трансформировался из вертикального в горизонтальный. Теперь народы связаны друг с другом посредством электронных систем, а не географическим соседством. Эта связь происходит не в рамках отечественной или национальной культуры. Некоторые объясняют это явление как информацию, упразднившую политические границы между государствами или как межнациональную культуру с оттенком американизации (Americanization) мира. [17]
По этому поводу, в свое время, возникло множество вопросов. Основной проблемой было культурное подчинение и распространение производства культуры. Проблема доступа к политической, экономической и общественной информации через средства коммуникации привела к созданию новой международной системы информации и организации потока информации, а также к управлению этим потоком на расстоянии, определению государственной политики в общественных, культурных, экономических областях и т.д., к развитию технических возможностей, к пересмотру понятий «национальный», «отечественный», «культурный», исходя из исторических и культурных ценностей.[18]
Перечисленные проблемы часто являются предметом обсуждений на международном уровне. В отношении стран третьего мира это связано с тем, что государства африканского континента, Азии и Ближнего Востока в большинстве своём получили независимость сравнительно недавно и до сих пор решают проблемы, оставленные колониальным периодом.[19]
Здесь следует сказать о независимых государствах, возникших после распада и СССР социалистической системы, в которых ещё остро стоит вопрос перехода к рыночной экономике и проблема национальной независимости. Государства стремятся к быстрому разрешению подобных проблем, стремятся занять своё место в международной информационной системе для эффективного участия в процессах МОИ.
2.6- Эффективность международного обмена информацией
Международные СМИ и К участвуют в формировании позиций в отношении основных проблем, и эффект увеличивается в процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в мышлении аудитории.
МОИ способствует формированию общественного мнения, помогает аудитории принять конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение, отказаться от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а могут иметь особый вид -принятие аудиторией информации.[20]
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо:
1. Уметь противостоять направленной к аудитории контрпропаганде.
2. Уметь использовать международные СМИ и К в международных отношениях и обмене информацией для проявления инициативы против действующей контрпропаганды.
3. Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4. Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит пропагандистская кампания.
При этом надо учитывать ситуацию, складывающуюся в мире, и такие обстоятельства, как различные кризисы, выходящие за рамки одного государства, или улучшение в международных отношениях. Эти параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно-пропагандистские кампании в некоторых случаях могут проводиться для нормализации международных отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для измерения эффективности международных информационных кампаний, можно выделить индуктивный подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации и образования армии США (Information and Educational Division) на основе прикладных исследований во время второй мировой войны.
После второй мировой войны были выполнены исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых измерялась эффективность коммуникации в контрольном эксперименте (Controlled experiment). За основу были взяты следующие элементы:[21]
1. Коммуникатор. Эффективность информационного материала повышается, если коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией аудитории, и аудитория теряет из виду источник информации через короткое время. Это явление получило название «спящий эффект». Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации: возраст, пол, внешний вид коммуникатора.
2. Информационный материал. Было установлено, что повышение эффективности международной информационной кампании может произойти, если информационный материал будет совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями. Также было обнаружено, что проблемное сообщение без комментариев имеет большее влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия. В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с высшим образованием и более высоким уровнем культуры или при условии оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это ведёт к контрпропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем в случае, если источники и методы передачи информации были использованы с развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем.
3. Средства коммуникации. Информационный материал и средства передачи информации тесно связаны друг с другом, так как информационный эффект зависит от метода изложения и передачи материала. Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов СМИ и К в среде аудитории, на которую направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то считает лучшим средством радио, а кто-то - телевидение. Мнения учёных на этот счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это опять-таки только предположения. Средства, используемые в разных странах, весьма различны.
4. Аудитория. Влияние на аудиторию определяется степенью знания её культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций, уровня образования, общественного, экономического положения системы управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей региона и других факторов.
Следующий метод: дедуктивный подход – теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория познания старается объяснить процесс формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса и при этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека, используя это в процессе коммуникации.[22]
Примечания[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 129; Carol H. Wese: What America's Leaders Read. pp. 1–22.[2] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 151; Sean MacBride and others. One World: Many Voices More Efficient World Inform–Just and Towards a New Moreation and Communication Order. p. 34.[3] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». Стр.129.[4] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 135; -аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. с.72.[5] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». Стр. 170.[6] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 133; - Paul A. V.Ansah. International News. Mutual Responsibilities of Developed Developing Nations in World Communication. pp. 83–85.[7] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»; - Hamid Mowlana. International Flow of Internation: A Global Report and Analysis. pp. 21–23; Ithiel de Sola Pool. The Changing Flow of Television, Journal of Communication.[8] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 134; - C. Anthony Giffard. The Inter– Press Service: New Information for a New Order. pp. 17–18; Аламуддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии; - Рашад Ариф. Работа с Интернетом: Мир в твоих руках. № 86. С. 18-22 и 1995 № 87. С 18-23; Интернет: Возникновение, развитие, объём и пути проникновения в него. С. 26-74.[9] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 139; - Ralph K. Whito. Propaganda, Morrally Questionable and Morrally Unquestionable Techniques. pp. 26–35; - Charles A. Siepmann. Propaganda Techniques, Voice of the People Readings in public Opinion and Propaganda. pp. 331–339.[10] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 136; - Аламаддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии; - Рашад Ариф. Работа с Интернетом: Мир в твоих руках № 86. С. 18-22 и № 87. С 18-23; Интернет: Возникновение, развитие, объём и пути проникновения в него. С 26-74.)[11] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 132; - аль-Бадр Хаммуд Абдулазиз. Спутниковые телеканалы: положительные и отрицательные стороны. С. 175-202; - Алам-аддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. С. 102–116.[12] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 224; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 84; - International Information and Communication Order.[13] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 141; - Arthur Goodfriend. The Dilemma of Cultural Propaganda. pp.104–112.[14] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 141; - Le Petit Larousse. Dictionnaire Encyclopédique Larousse. p. 1124.[15] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 142; - Geoffry Reeves. Communications and the Third World. p.1.[16] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 142; - Хасан Ага Ульфат: Европейская информационная система в меняющемся мире. С. 318.)[17] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 143; - Josiane Jouet & Sylvie. New Communication Technologies. pp.27–39.[18] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 143; - Алам-аддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. С.105.[19] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» г. стр. 143; - Harold Beeley. The Changing Role of British International Propaganda. pp. 125–127.[20] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 143; - John Martin. Effectiveness of International Propaganda. p. 61; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 97–100.[21] См.: там же; - Joseph T. Klapper. The Effects of Mass Communications. pp. 108–109.[22] См.: там же.
1 комментарий:
жду комментариев
Отправить комментарий