Тема - 8
Манипулирование сознанием
Вопросы:
8.1. Понятие Манипулирование сознанием.
8.2. Признаки манипуляции сознанием.
8.3. Предпосылки манипуляции.
8.4. Цель манипулятора.
8.5. Противодействие психологической манипуляции.
8.6. Понятие 25-го кадра.
8.7. Принцип действия 25-го кадра.
8.8. История 25-го кадра.
8.9. Реакция СМИ на эксперимент 25-го кадра.
8.10. Возрождение 25-го кадра в России.
8.11. Обвинения в использовании 25-го кадра.
8.1- Манипули́рование созна́нием
По определению С. Г. Кара-Мурзы - Манипули́рование созна́нием это действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для субъекта-манипулятора и (полученных на основании производимых действий) логических выводов, образов мышления и приобретенных рефлексов у разумного объекта или их групп.[1]
Человек, взаимодействуя с окружающими, не может не манипулировать сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.
8.2-
//Признаки манипуляции сознанием
- вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
- скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским СМИ и К профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Эту фальшивую действительность создают СМИ и К. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель - так чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
- воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
- к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.8.3- Предпосылки манипуляции.
Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ и К. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция - это не насилие, а соблазн.8.4- Цель манипулятора.
Цель тех, кто желает манипулировать сознанием - дать объектам такие знаки, чтобы они, выстроив эти знаки в контексте, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями.8.5- Противодействие психологической манипуляции.
Одной из форм противодействия манипуляции личностью является игнорирование поступающей информации.[2]
8.6- 25-й кадр.
25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) - якобы эффективная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд на одном из кадров (или между кадрами) скрытой рекламы.
Принцип действия. Вверху - кадры на плёнке, внизу - то, что видит человек. Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, минуя сознание, воздействует сразу на подсознание.
В момент смены кадра кинопроектор закрывает объектив шторкой, чтобы не было мерцания на экране. Пока шторка 1-го аппарата закрыта, 2-й кинопроектор открывает свою шторку и показывает пресловутый «25»-й кадр, то есть кадр демонстрируется зрителю, так же, как и кино, ровно 24 раза в секунду. Длительность и яркость «25»-го кадра занижены по сравнению с фильмом.
В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю - в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа. Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
Что касается психологического эффекта, то его наличие ещё в 1958 году было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией.
История. В 1957 году Джеймс Вайкери (James Vicary) заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа триллера «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте поп-корн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра (по заявлению Вайкери) повысилась на 17 %, а поп-корна - на 50 %. Затем Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Сообщения в СМИ и К привлекли внимание учёных, рекламных агентов и правительственных работников к методике Вайкери, которые потребовали провести ещё один эксперимент. Вайкери устроил несколько демонстраций, которые не привели к желаемому результату. Испытуемые не ощущали особого желания исполнять сублимируемые им команды.
В 1958 году организация Advertising Research Foundation потребовал от Вайкери предоставить данные и описание эксперимента, проведённого в 1957 году, на что получил отказ.
Стюарт Роджерс, студент из Нью-Йорка приехал в Форт Ли писать реферат по исследованию Вайкери. Он обнаружил, что кинотеатр, в котором по утверждению Вайкери проводился эксперимент, не мог принять 50 тысяч зрителей за 6 недель. Директор этого кинотеатра заявил, что вообще впервые слышит о каких-либо экспериментах, проводившихся в его заведении.
Многие учёные пытались повторить эксперимент Вайкери. Так например в 1958 году рекламное агентство Canadian Broadcasting Corporation во время популярной телепередачи «Close-Up» транслировало вставки с текстом «Звони прямо сейчас!», но количество звонков от этого не увеличилось. Когда же телезрителям сообщили об этом и попросили угадать содержание послания, то ни в одном письме не содержалось правильного ответа. Но почти половина испытуемых утверждала, что во время просмотра им хотелось есть и пить.
В 1962 году Вайкери признал, что эксперимент 1957 года вместе со всей статистикой продаж был искусственно сфабрикован.Реакция СМИ. Этот эксперимент породил множество мифов в СМИ и К и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в суботний номер Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде идей.[3]
Позднее американский публицист Брайан Ки привлёк внимание общественности к возможности использования 25-го кадра не только в кино и телевидении, но и в рисунках, фотографиях и даже рекламных объявлениях. Он утверждал, что такая методика используется повсеместно рекламными агентствами, торговыми корпорациями и Федеральным правительством.
Впрочем, в журнале New Scientist утверждается, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает.[4] Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время, намного превышающее 1/25 с (ориентировочно 0,3-0,4 с). Испытуемые не просто наблюдали бессмысленный видеоряд, а должны были подсчитывать число букв в мелькавших словах.Возрождение в России. В 1990-е годы - с опозданием почти на 40 лет - усилиями «жёлтой прессы» в России возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Газетные статьи перепечатывались столько раз, что мало у кого возникали сомнения в их истинности. Более того, были даже приняты соответствующие законы.Закон в российском законодательстве об использование 25-го кадра, равно как и других методов скрытой рекламы, запрещено, однако некоторые телекомпании несколько раз были уличены в использовании 25-го кадра. [5]
Законом Украины «О телевидении и радиовещании» запрещается «использование в программах и передачах на телевидении и радио скрытых вставок, действующих на подсознание человека и/или оказывающих вредное воздействие на состояние их здоровья». [6]
Обвинения в использовании 25-го кадра. За этот кадр Екатеринбургскую телекомпанию лишили лицензии на 2 месяца. Екатеринбургская телекомпания АТН («Авторские телевизионные новости») использовала вставки с фразой: «Сиди смотри только АТН».[7]
Во время парламентских выборов на Украине (2006) руководитель избирательной кампании Партии регионов Евгений Кушнарёв заявил об использовании блоком «Наша Украина» так называемого «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», продемонстрированном 10 марта на Первом национальном канале. По его словам, на протяжении всей ленты пять раз по три кадра появляется изображение черепа. Блок «Наша Украина», в свою очередь, опроверг через свою пресс-службу обвинения, назвав череп спецэффектом, упрекнув Партию регионов в раздувании псевдосенсаций для отвлечения внимания от компрометирующих фактов, приведённых в фильме. При замедленном просмотре видно, что изображение черепа проявлялось в виде вспышки при смене сюжетов и занимало более одного кадра в каждом случае, то есть не являлось 25-м кадром как таковым.[8]
Интересные факты. В 1982 году в США была выпущена серия видеокассет, в которой использовались 25-е кадры со скрытой надписью «Не воруй!». Утверждается, что число краж в магазинах снизилось почти на 50 %.[9]
Джордж Буш использовал эффект 25-го кадра (реклама медицинской реформы) в своём предвыборном видеоролике.[10] В этом ролике демократов сравнивали с бюрократами, а на 25-м кадре использовали слово «Крысы».[11]
Московский ВНИИТР разработал прибор, выявляющий, среди прочего, «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале.[12]
В фильме «Бойцовский клуб», помимо явных моментов использования 25 кадра (длительностью более кадра - сознание легко фиксирует, да и по сюжету о них говорится) используется и неявные вставки (о которых не говорится в сюжете, длительностью в кадр).[13]
Рекомендации для самостоятельной работы:
1. Понятие. Цель. Признаки. Предпосылки. Манипулирование сознанием. Противодействие психологической манипуляции.
2. Понятие. Принцип действия. История. Реакция СМИ на эксперимент и обвинения в использовании 25-го кадра.
Рекомендуемая литература
1. Выборы: Alter ego, «Зеркало недели». Интернет.
2. 25-й кадр кандидата Буша «Утро.ru». Итернет.
3. «25-й кадр»: правда и вымыслы - Subliminal advertising may work after all (англ.) Интернет.
4. Закон Р.Уз. «О рекламе» от 25 декабря 1998г.
5. Закон Р.Узб. «Об авторском праве и смежных правах» от 30 августа 1996 г.
6. Закон України «Про телебачення і радіомовлення» Интернет.
7. Зачем нам 25-й кадр? «Аргументы и факты» 23 октября 2003. Интернет.
8. Мухаммад аль-Бухари: «Международные отношения стран Азии и Африки»: (цикл лекций). Дамаск 24.08.2008г. http://www.albukhari.com/muhammad/
9.Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
10. Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «Страна.ru», 25 июня 2002. Интернет.
11. Федерального закона Р.Ф. «О рекламе» Интернет.
12. Шмаков Виктор Леонидович "Экология общества" Интернет (2006).
13. Ющенко, обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \'\'polit.ru\'\', 16 марта 2006. Интернет.
Примечания[1] См.: «25-й кадр»: правда и вымыслы. Интернет.[2] См.: Шмаков Виктор Леонидович (2006) Экология общества Интернет.[3] См.: «25-й кадр»: правда и вымыслы. Интернет.[4] См.: Subliminal advertising may work after all (англ.) Интернет.[5] См.: Ст. 10 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.95 (в редакции от 21.07.2005); п. 9 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006) Интернет.[6] См.: Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3. Интернет.[7] См.: Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «Страна.ru», 25. Интернет.[8] См.: Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \'\'polit.ru\'\', 16 марта 2006. Интернет.[9] См.: Зачем нам 25-й кадр?, «Аргументы и факты», 23 октября 2003. Интернет.[10] См.: 25-й кадр кандидата Буша, «Утро.ru». Итернет.[11] См.: Выборы: Alter ego, «Зеркало недели». Интернет.[12] См.: «25-й кадр»: правда и вымыслы - Subliminal advertising may work after all (англ.) Интернет.[13] См.: «25-й кадр»: правда и вымыслы; Subliminal advertising may work after all (англ.); - Ст. 10 Федерального закона «О рекламе» № 108-ФЗ от 18.07.95 (в редакции от 21.07.2005); п. 9 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (вступил в силу с 1 июля 2006); - Закон України «Про телебачення і радіомовлення», ст. 6 п. 3; - Российские рекламщики пользуются 25-м кадром, «Страна.ru», 25 июня 2002; - Ющенко обвинили в использовании «25 кадра» с человеческим черепом, \'\'polit.ru\'\', 16 марта 2006; Зачем нам 25-й кадр?, «Аргументы и факты», 23 октября 2003; - 25-й кадр кандидата Буша, «Утро.ru»; - Выборы: Alter ego, «Зеркало недели». Интенет.
1 комментарий:
жду комментариев
Отправить комментарий