воскресенье, 22 ноября 2009 г.

Рекламоведение и международные связи с общественностью 14 из 21

Тема – 9

СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ


Вопросы:
9.1. Понятие Связь с общественностью.
9.2. Роль специалиста по связи с общественностью.
9.3. Профессионально-специализированные Связи с общественностью.
9.4. Американские специалисты по связям с общественностью.
9.5. Британский институт по связям с общественностью.
9.6. Французское общество по связям с общественностью.
9.7. Международное Общество по связям с общественностью.
9.8. Связь с общественностью имеет всеобъемлющее общественное значение.
9.9. Связь с общественностью является «общественной философией в управлении».
9.10. Роль специалиста по связям с общественностью. Современная работа с общественностью в правительственной сфере в области государственных и общественных организаций.
9.11. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций. Связи с общественностью: В США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Узбекистане.
9.12. Связь с международной общественностью как одна из функций международной организации.
9.13. Связь с международной общественностью и СМИ И К.
В древние времена общественные отношения, а с появлением государств, - межгосударственные отношения были намного проще, но постепенно эти отношения стали усложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов ХХ века международные отношения стали сплетаться друг с другом, благодаря началу информационной эры и распространению современных средств коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в рамках международных отношений.
Связь с общественностью является связующим звеном между общественными слоями путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии и исходящих из важности роли личности и интересов общественных слоев, силы и влияния общественного мнения на разных уровнях: экономическом, политическом и общественном. (См. Тему 2)
9.1- Аспекты «Связи с общественностью»
Связь с общественностью имеет два основных аспекта:
1. Профессионально - специализированный означает создание отношений внутри любого типа учреждения (частного или государственного) и за его пределами, построенных на взаимодоверии и взаимопонимании, что и положено в основу управления связями с общественностью.
Это толкование стало более конкретным в начале ХХ века, с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. Далее были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в своих рядах специалистов по связям с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. ХХ века. Эти организации, в свою очередь, участвовали в расширении понятия «связь с общественностью» и помогли в определении соответствующих задач и функций.
В 1947 году журнал P.R. News «Информация о связи с общественностью» опубликовал суть понятия «связь с общественностью». Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и сотрудников в области связы с общественностью, установлено, что: «связь с общественностью является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность убеждений народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программ для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов по связям с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача связи с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы, в изменении политики в пользу общественных интересов и в последующем информировании людей о работе этих компаний.
[1]
Американский специалист по связям с общественностью Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью - это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает поиск адаптации, интеграции и совпадения между позициями конкретного учреждения и общества. Интересы учреждений и масс не должны противоречить друг другу.
Американское же общество понятию «связь с общественностью» дало другое толкование. «Связь с общественностью - это любой вид взаимодействия учреждения, правительства, компании с конкретными общественными группами с целью создания и укрепления плодотворных отношений агентов, служащих, акционеров и т.д., а также адаптации задач этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения их обществу».
[2]
Британский институт по связям с общественностью дал свое определение этому термину: Связь с общественностью - это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом.
[3]
Французское общество по связям с общественностью объясняет термин «связь с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранения этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении конкретных мероприятий».
[4]
Международное Общество по связям с общественностью дало этому термину следующее толкование: «связь с общественностью - административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах, используя широкомасштабную информационную кампанию».
[5]
2. Связь с общественностью имеет всеобъемлющее общественное значение. Этот аспект возник в 30-х годах ХХ века в результате международного экономического кризиса 1929 года. По словам доктора Мухаммада аль-Бади, связь с общественностью - это профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в организации, подготовку работ и материалов. Это происходит потому, что все, исходящее от организации, эффективно влияет на настроение людей, соединённых с этой организацией своими интересами, и это влияние определяет характер связи с общественностью».
[6]
В связях с общественностью участвуют все члены организации. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри организации, так и за его пределами. Главное, чтобы при этом не имелось бы в виду получение прибыли. Связи должны быть направлены на оказание услуг путем производства качественных товаров, отвечающих вкусам потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, который может возникнуть в процессе работы организаций, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать на благо общества и его культурного, научного, материального развития.
Американский учёный Канфельд считает, что связь с общественностью является «общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей».
[7]
Другой американский исследователь Нольд дал другое определение термину «связь с общественностью». Он отметил, что она является «функцией администрации, которая адаптирует работу учреждения к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов».
[8]
9.2- Роль специалиста по связям с общественностью
Из сказанного можно сделать следующее заключение о роли специалиста и его задачях по связям с общественностью:
1. Убеждать верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению;
2. Убеждать людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
В этом случае роль специалиста по связям с общественностью заключается в следующем:
- Защищать интересы человека и общества;
- Создавать подходящие политические условия для достижения защиты;
- Информировать людей о деятельности учреждения и его политике;
- Создавать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения;
- Создавать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения;
- Анализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по связям с общественностью);
- Передавать информацию об этих позициях руководству учреждения.
Что касается современной связы с общественностью, то задачи её сводятся:
1) в правительственной сфере:
- к освещению деятельности правительства во всех областях: экономике, политике, культуре для обеспечения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством;
- к получению поддержки общественного мнения относительно внутренней и внешней правительственной политики;
- к выяснению общественного мнения и анализа общественных услуг и их конкретных функций, а также того, насколько они отвечают требованиям людей;
- к разоблачению слухов и к противостоянию контринформационным кампаниям, к освещению истинных фактов;
- к заботе о делах правительственных служащих.
2) в области государственных и общественных организаций:
- к объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения общей цели;
- к изучению позиций общественного мнения и передаче желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности;
- к привлечению внимания сотрудников общественных и государственных организаций к собственным делам;
- к поддержке контактов с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества как на внутреннем, так и на внешнем уровнях;
- к изданию печатных и аудио-визуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, к обеспечению возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций;
- к созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ и К о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом;
- к организации официальных и неофициальных визитов.
Связь с общественностью проводится также в других сферах, например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д.
9.3- Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций
Связь с общественностью в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента.
Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания обществ и организаций, занимающихся связями с общественностью. Наметилось также укрепление государственных учреждений специальными отделами, которые занимаются этими вопросами. Они получили название «Отделы по связям с общественностью» (P. R. Department).
Наиболее развитая по сравнению с другими странами мира получила связь с общественностью в США. В таких европейских странах как Франция, Великобритания, Бельгия толкование термина «связь с общественностью» имело особую историю. Со временем и в этих странах связь с общественностью обрела международную значимость.
В США связями с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме связей с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается объяснением целей политики США, толкует эту политику и противостоит пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этой службы предоставляет свои отчеты через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.
[9]
В Великобритании в 1948г. был создан Британский институт по связям с общественностью для развития навыков специалистов в этой области, а также для обучения офицеров информационной службы дипломатических представительств Великобритании за рубежом, которые осуществляют связи с общественностью и одновременно функции информационной службы. При этом было сосредоточено внимание на связях с общественностью в центральных и местных органах власти, в системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции связь с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания в 1955г. Общества по связям с общественностью, целью которого является дальнейшее развитие французских служб в этой области.
Италия стала уделять внимание связям с общественностью после создания Центра по развитию связей с общественностью в Риме в 1954г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям связей с общественностью.
В Бельгии большой интерес к связям с общественностью возник после того, как было создано Общество по связям с общественностью в 1953г.
В Узбекистане серьезное внимание связям с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, в целях ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство Кабинетом Министров Республики Узбекистан 8.11.1995г. было создано информационное агентство «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 человек, в том числе, 10 человек - в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Основные задачи Агентства заключаются в следующем:
- Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана;
- Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото и аудиовизуальной продукции, раскрывающей потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества;
- Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном.
Агентство является подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
Взаимоотношения Агентства с потребителями информационной, иной продукции и услуг, с другими партнерами по финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на договорных началах.
Для обеспечения указанных задач Агентство в соответствии с законодательством Республики Узбекистан:
- осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции в Узбекистане и за рубежом;
- заключает с другими информационными агентствами, в том числе зарубежными международными центрами информации, соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или на коммерческих условиях;
- осуществляет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в различных формах внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую целям и задачам Агентства;
- создаёт в установленном порядке в Республике Узбекистан и за рубежом структурные подразделения для выполнения стоящих перед Агентством задач, в том числе, с иностранными партнерами;
- использует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан частоты и иные каналы передачи изображения, звука и данных с целью распространения информации;
- запрашивает в установленном порядке у министерств и ведомств, хокимиятов, юридических лиц и зарубежных учреждений Республики Узбекистан информацию, необходимую Агентству для осуществления своих задач и деятельности;
- издаёт и распространяет в республике и за рубежом свои информационные вестники, другую печатную, компьютерную, фото и аудиовизуальную и иную продукцию, нанимает для ведения этой деятельности иностранных граждан или передаёт эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям;
- представляет на договорной основе информацию зарубежным и отечественным газетам, журналам, радио, телевидению, информационным агентствам и другим СМИ и К, правительственным и неправительственным учреждениям, общественным организациям и частным лицам;
- реализует производимую и распространяемую им информацию, иную продукцию и услуги, не запрещённые законодательством Республики Узбекистан, по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе;
- осуществляет посреднические и представительские функции в информационном обмене между узбекскими и зарубежными СМИ и К;
- участвует в учреждении и работе информационных, культурных, благотворительных, гуманитарных и иных фондов, а также ассоциаций, обществ, организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан и за рубежом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
- содействует расширению и укреплению внешнеэкономических связей Узбекистана;
- изучает опыт работы информационных агентств за рубежом, другие виды услуг юридическим и физическим лицам в области сбора, анализа и распространения информации;
- создаёт сети местных, региональных и зарубежных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств, а также развитых сетей передачи информации.
Учитывая, что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, и с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ, формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы, 21.11.1996г. распоряжением Президента Республики Узбекистан был создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утверждён структурный состав Центра, ориентированного на духовно-просветительские, экономические, социально-правовые и международные направления. Имеется его устав и штатное расписание.
На Информационный центр возложены задачи доведения до сведения населения страны и мировой общественности через СМИ и К Указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, сути всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
При этом особое внимание уделяется освещению посредством глубоко аргументированных материалов актуальных политических, экономических, духовных и международных обозрений, посвящённых ходу реформ, укреплению мира и стабильности, самоотверженности на пути к великому будущему, гармонии национальной идеи с общечеловеческими ценностями, верности интересам народа и Родины, изменениям, происходящим в сознании людей.
Информационный центр, следуя по пути создания свободного демократического информационного пространства, разрабатывает идеи и осуществляет программы поддержки СМИ и К и их деятельности в условиях рыночной экономики.
Для полного использования творческих возможностей известных учёных и специалистов при Информационном центре создана группа общественных обозревателей по духовно-просветительским, экономическим, социально-политическим и международным направлениям.
Информационный центр считается самостоятельным подразделением аппарата Президента.
Обеспечен выход Информационного центра на международную систему ИНТЕРНЕТ.
Сотрудники Информационного центра присутствуют на совещаниях с участием Президента, его пресс-конференциях, сессиях Олий Мажлиса, совещаниях Кабинета Министров и на других мероприятиях.
Информационный центр возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый Президентом Республики Узбекистан.
В 1997г. был организован Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основными задачами Совета являются:
- координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом;
- содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Республике Узбекистан - как о суверенном демократическом и правовом государстве, активном партнере зарубежных стран в культурных, научных и хозяйственных связях;
- сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами;
- развитие связей с международными неправительственными организациями, в том числе, со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций;
- создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования;
- организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей телекинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексов мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам;
- содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, и их объединениями;
- осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии;
- выступления в СМИ и К по вопросам международных культурно-просветительских связей;
- осуществление издательской деятельности;
- участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении;
- привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей;
- привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов;
- участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом;
- организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями;
- изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах;
- выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Для достижения своих целей Совет осуществляет:
- Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг;
- Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях;
- Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан;
- Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе, смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временных структурных формирований для выполнения своих уставных задач;
- Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др.;
- Научно-технические разработки и их внедрение;
- Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.
[10]
А также заметим, что с распространением и углублением понятия «связь с общественностью» в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по этой специальности.
9.4- Связь с международной общественностью как одна из функций международной организации
Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания о связях с общественностью, где освещаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН.
[11]
Функцией международной связи с общественностью является также внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы, во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение, труд и т.д. Это включает в себя также распространение кино и видеофильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также заявлений в СМИ и К, направленных на лучшее понимание деятельности ООН.
Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций повысилась роль связей с международной общественностью и интерес транснациональных компаний к этому вопросу, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих, страховых отношениях для обмена информацией на международном уровне.
9.5- Связь с международной общественностью и средством массовой информации и комуникации
Связь с международной общественностью является одной из задач СМИ и К в процессах МОИ в части, касающейся получения и распространения информационных материалов. Бурное развитие технологии в последние 20 лет повысило роль и возможности СМИ и К по сбору и распространению информации на международном уровне, и сегодня заметна большая роль огромной сети корреспондентов СМИ и К, работающих в разных уголках земного шара. Компьютерные версии национальных и международных информационных агентств, газет, журналов, радио и телестанций, международных информационных центров в сети ИНТЕРНЕТ - самый лучший пример той роли, которую уже играет СМИ и К в современном мире, когда единое международное информационное пространство превратило сегодняшний мир в подобие «World Village», международной деревни. И здесь не исключается важнейшая роль связей дипломатических служб с международной общественностью, так как дипломатические службы обязаны обращаться к международной общественности с информационными материалами через СМИ и К для объяснения позиций своих правительств в отношении текущих событий.
Эта задача стала одной из основных для дипломатических представительств. И это объясняет возрастающую роль СМИ и К для связей с общественностью.
Рекомендации для самостоятельной работы:
1. Понятие Связь с общественностью. Роль специалиста по связи с общественностью.
2. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций.
3. Связь с международной общественностью и СМИ И К.
Рекомендуемая литература
1. Закон Р.Узб. «Об авторском праве и смежных правах» от 30 августа 1996 г.
2. Закон Р.Узб. «О РЕКЛАМЕ» от 25 декабря 1998г.
3. Мухаммад аль-Бухари: «Международные отношения стран Азии и Африки»: (цикл лекций). Дамаск 24.08.2008 г.
http://www.albukhari.com/muhammad/
4. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения» (цикл лекций). Дамаск 04.08.2008.
http://www.dardolphin.org/.
5. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения» учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
6. Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ» учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
7. Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений» учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
8. Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
9. 10. Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
11. Roland L. Kramer: International Advertising Media, International Communication.
Примечания
[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 225; - Хаддур Жамел. Связь с общественностью. с. 22; - аль-Жохари Махмуд. Новые направления в области связи с общественностью. с. 18.[2] См.: там же.[3] См.: Там же.[4] См.: Там же.[5] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 227; - Хаддур Жамел. Связь с общественностью. с. 24. - Cutilp and Center, opcit, р. 5.[6] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 227; - Хаддур Жамел. Связь с общественностью. с. 24; - аль-Бади Мухаммад. Общественная основа для связи с общественностью. с. 39.)[7] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 228; - Хаддур Жамел. Связь с общественностью. с. 26. - Bettran Canfield: Public Relations Principles, Cases and Problems, p.4.[8] См.: там же.[9] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 234; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. с 184. - Bertrand R. Canfield: International Рpublic Relations in International Communication, op. Cit., p. 384-385.[10] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 231; - Аль-Бухари М. Общественные отношения и международный информационный обмен. с. 65-67.[11] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 234; - аль-Уайни Мухаммад Али. «Теория и практика международной журналистики». С 185. - Ibid.,p. 385.

1 комментарий:

muhammad комментирует...

жду комментариев