четверг, 15 октября 2009 г.

Общественные отношения как цель МИО


Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

факультета журналистики НУУ им. Мирзо Улугбека

ПРОГРАММА по дисциплине:

«Общественные отношения как цель международного информационного обмена»


специальность магистратуры:
( 5А320101 ) журналистика (виды деятельности)
( 5А320104 ) Издательское дело и редактирование
( 3А20200 ) Международная журналистика

Ташкент – 2006


Составитель: Мухаммад аль-Бухари, профессор, доктор политических наук, кафедры «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ.

Рецензенты: Гафуров С.: профессор, доктор политических наук, декан факультета «Международные отношения и экономика» ТашГИВ. Ирназаров К.Т.: доцент, доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ им. Мирзо Улугбека.

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на учебно-методическом Совете факультета журналистики НУУ им. Мирзо.
Рекомендовано к утверждению постановлением Координационного Совета.

СОСТАВ ПРОГРАММЫ


1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цель и задачи курса «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ЦЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА» – характеристика процессов работы с общественностью, происходящих в международных отношениях в результате коренных изменений в современном мире, в конце ХХ века. Определение международного обмена информацией с точки зрения национальной и информационной безопасности. Выявление принципов правильного использования информации государственными органами. Понятие международной информационной безопасности, информационного оружия и информационных войн. Выявление угроз безопасности в информационной сфере. Определение международного информационного обмена как дипломатическую функцию. Деление дипломатической практики на примере развитых стран мира и Узбекистана. Понятие народной дипломатии как функции международного информационного обмена. Определение связи с международной общественностью и его роль в государственной сфере, в общественных организациях на примере развитых государств и Узбекистана. Характеристика международной связи с общественностью как одной из функций международной организации. Определение рекламы как функции международного обмена информацией. Понятие информационного планирования и характеристика международным информационным компаниям.
1.2. Студент должен иметь представление о развитии системы связи с международной общественностью, и ее закономерностях, влиянии различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках государственных и международных отношений, функции международного обмена информации и деление дипломатической практики.
Знать и уметь использовать теоретические понятия, их характеристики в практике связь с общественностью в рамках международных отношений.
Обладать навыками научного анализа и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
1.3. Курс «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ЦЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА» является продолжением других дисциплин специальности, так как содержит ряд новых понятий о роли народной дипломатии, деятельности международных организаций, внешней политики Республики Узбекистан.
1.4. Новые технологии в преподавании предмета: тестовая система оценки знаний студентов с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, круглые столы, дебаты и др.).
1.5. Семестры и методические указания преподавания предмета: 1 и 2 год обучения магистратуры.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Содержание предмета:
Тема – 1. Государство и проблемы глобализации. Понятие глобализации и его трактовка. Причины появления глобализации. Роль и значение процесса глобализации в конце ХХ века. Преимущества и недостатки глобализации.
Тема – 2. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности. Государственные функции. Политика национальной безопасности. Политический аспект. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная дипломатическая деятельность. Экономический аспект. Военный аспект.
Тема – 3. Правильное использование информации государственными органами. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации. Принципы дипломатической неприкосновенности. Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых стран. Необходимые условия для секретной информации. Проблемы политической информации.
Тема – 4. Попытки ООН по решению проблем, возникающих от получения информации. Разногласия между государствами севера и юга, в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности. Необходимые правила организации передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная безопасность. Объект применения информационного оружия. Усилия ООН по решению проблемы информационной безопасности. Проблема одна, подходы разные. Терминология информационной войны. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в информационной сфере. Основные направления в информационном оружии. Сценарии информационных войн. Проблемы информационной безопасности с точки зрения противников ее отработки в рамках ООН. Необходимость создания международного механизма по ограничению гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн.
Тема – 7. Международный информационный обмен как дипломатическая функция. Деление дипломатической практики. Информационные атташе и информационные советники: в Республики Узбекистан, США, Великобритании. Функция международного обмена информации. Информационные центры ООН за рубежом. Роль ЮНЕСКО в решении некоторых проблем международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена. Понятие связи с общественностью. Профессионально - специализированная работа. Всеобъемлющее общественное значение. Роль специалиста в связи с общественностью.
Тема – 9. Роль связи с общественностью. Значение связи с общественностью в государственной сфере, в области государственных и общественных организаций на примере практики США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Узбекистана.
Тема – 10. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации. Связь с общественностью и СМИ. Значение и роль международной связи с общественностью. Необходимость работы с общественностью.
Тема – 11. Реклама как функция международного обмена информации. Основные задачи и цели международной рекламы. Глобальное развитие СМИ и международной рекламы.
Тема – 12. Информационное планирование и международные информационные компании. Основа информационного планирования. Теоретическая часть информационного плана. Практическая часть информационного плана.
3. Рекомендации по практическим занятия, семинарам
Тема – 1. Государство и проблемы глобализации.
1.1. Трактовка понятия «глобализация».
1.2. Причины появления и распространения глобализации.
1.3. Влияние глобализации на развитие общества.
1.4. Факторы, способствовавшие всемирному распространению глобализации.
Тема – 2. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности.
2.1. Государственные функции.
2.2. Понятие политики национальной безопасности.
2.3. Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика государства.
2.4. Принципы внешней политики Республики Узбекистан.
Тема – 3. Правильное использование информации государственными органами.
3.1. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
3.2. Принципы дипломатической неприкосновенности.
3.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
3.4. Проблемы получения информации и их решения.
Тема – 4. Попытки ООН по решению проблем, возникающих в процессе получения информации.
4.1. Роль и значение ООН в решении проблем по получению информации.
4.2. Разногласия между государствами севера и юга из-за необходимости соблюдения политики национальной безопасности.
4.3. Необходимые правила передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная безопасность.
5.1. Понятие международной информационной безопасности и её необходимость.
5.2. Сущность информационного оружия и объект его применения.
5.3. Роль ООН и др. международных организаций в решении проблемы информационной безопасности.
5.4. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в информационной сфере.
6.1. Причины появления угроз информационной безопасности.
6.2. Понятие информационных войн и сущность их сценария.
6.3. Проблемы информационной безопасности и их решение в рамках ООН.
6.4. Необходимость создания международного механизма по ограничению информационного оружия и предотвращению информационных войн.
Тема – 7. Международный информационный обмен как дипломатическая функция.
7.1. Значение международного обмена информацией в дипломатии и его функции.
7.2. Классификация дипломатия.
7.3. Функции пресс-советника и пресс-атташе, задачи и функции информационных представительств за рубежом.
7.4. Роль информационных центров ООН за рубежом в решении проблем международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена.
8.1. Определение значения и содержания международной связи с общественностью.
8.2. Функции специалиста по международным связям с общественностью.
8.3. Информационные функции связи с международной общественностью.
Тема – 9. Роль связи с общественностью.
9.1. Сфера деятельности работы с общественностью.
а. В правительственной системе;
б. В государственных учреждениях и организациях.
9.2. Значение специалиста в связях с общественностью.
9.3. Деятельность связи с общественностью в развитых странах мира.
Тема – 10. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации.
10.1. Международная связь с общественностью одна из функций международной организации.
10.2 Взаимоотношение Международной связи с общественностью и СМИ.
10.3. Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.
Тема – 11. Реклама как функция международного обмена информации.
11.1. Отличия местной рекламы от международной.
11.2. Функции и задачи международной рекламы.
11.3. Международная реклама и защита национальной культуры.
11.4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
Тема – 12. Информационное планирование и международные информационные компании.
12.1. Понятие информационного планирования.
12.2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
12.3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
4. Рекомендации по курсовым работам и проектам
1. Влияние процессов международного информационного обмена на Республику Узбекистан.
2. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан в рамках международного обмена информацией.
3. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республике Узбекистан.
4. Попытки ООН и др. международных организаций по решению проблем по международному информационному обмену.
5. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7. Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном информационном обмене (на примере деятельности ИА «ЖАХОН»).
8. Роль и функции Совета Общества Дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами по международным связям с общественностью.
9. Роль связи с общественностью в государственных и правительственных организациях Республики Узбекистан.
10. Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
11. Взаимоотношение международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
12. Основные принципы политики информационного планирования Республики Узбекистан.
5. Список учебников и учебных пособий.
5.1. Основная литература:
1. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. – М.: Гном-Пресс, 1997.
2. Ансов И. Стратегическое управление /Пер. с англ./. – М.: Прогресс, 1989.
3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ – М.: Новости, 1990.
4. Бурунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. – М.: Интерпракс, 1993.
5. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: фонд «Правовая культура», 1994.
6. Горский Д.П. Логика. – М.: Учпедгиз, 1961.
7. Дороти Доти. Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ – М.: Филин, 1996.
8. Замятый Л. Сотрудничество в области информации. – М., 1982.
9. Касымов А. Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. – Т.: ТашГИВ, 2000.
10. Касымов А., Васькин И. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. – Т., 1994.
11. Касымов Б. Центральное и региональное сотрудничество в области информации. – Т., 1995.
12. Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. – М., 1981.
13. Кашлев Ю., Вачнадзе Г. Информационный обмен. – М., 1993.
14. Колосов Ю. Новый международный информационный порядок. – М.: 1983.
15. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. // Ж-л «Международная жизнь», № 2/2000.
16. Мухаммад аль-Бухари. «Муждународный обмен информацией и международнце отношения» : учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
17. Мухаммад аль-Бухари. «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
18. Мухаммад аль-Бухари. «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
19. Мухаммад аль-Бухари. «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
20. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса. Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. – Т.: ТашГИВ, 2003.
21. Мухаммад аль-Бухари. Общественные отношения и международный информационный обмен. – Т.: ТашГИВ, 2001.
22. Мухаммад аль-Бухари. Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. – Т.: ТашГИВ, 2000.
23. Мухаммад аль-Бухари. Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. – Т.: ТашГИВ, 2000.
24. Мухаммад аль-Бухари. Международная журналистика. // Ж-л «Востоковедение». – Т., № 1, 1999.
25. Мухаммад аль-Бухари. Jahon axborot agentliklari va xalqaro matbuot. – Т.: ТашГИВ, 2000 (на арабском языке).
26. Мухаммад аль-Бухари. Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. – Т.: ТашГИВ, 1999 (на арабском языке).
27. Мухаммад ал-Бухари. Жахон ахборот агентликлари.// Ж-л «Узбекистон матбуоти». – Т., № 4/2000.
28. Мелибаев А., Нестеренко Ф.П., Эрназаров К.Т., Коробкин Д.В. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. В 3-х частях. – Т.: Zar qalam, 2002.
29. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. – М.: Искусство, 1992.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента /пер. с англ./. – М.: Дело, 1992.
31. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз – кому это нужно? Основы учебного курса. – М.: Экономика, 1993.
32. СМИ в Республики Узбекистан. – Т.: Жаћон, 1997.
33. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. – М., 1983.
5.2. Дополнительная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан.
2. Каримов И.А. УЗБЕКСКИЙ НАРОД НИКОГДА И НИ ОТ КОГО НЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ. Том XIII.
3. Каримов И.А. Работникам печати и средств массовой информации.27.06.2006.
4. Каримов И.А. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ТРИНАДЦАТИЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. 31 августа 2004г.
5. Каримов И.А. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА XVI СЕССИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ВТОРОГО СОЗЫВА. 2 декабря 2004г.
6. Каримов И.А. ТОЛЬКО ЗДОРОВЫЙ НАРОД, ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ СПОСОБНЫ НА ВЕЛИКИЕ СВЕРШЕНИЯ. Выступление на торжественном собрании, посвященном 12-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, 7 декабря 2004г.
7. Каримов И.А. ПРАЗДНИЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТНИКАМ РОДИНЫ. Выступление, посвященное Дню защитников Родины, 13 января 2005г.
8. Каримов И.А. ПРИ ИМПЕРИИ НАС СЧИТАЛИ ЛЮДЬМИ ВТОРОГО СОРТА. Ответы на вопросы корреспондента «Независимой газеты» (г.Москва), 14 января 2005г.
9. Каримов И.А. НАША ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ. Выступление на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 28 января 2005г.
10. Каримов И.А. ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ПРАЗДНИКОМ НАВРУЗ НАРОДУ УЗБЕКИСТАНА. 20 марта 2005г.
11. Каримов И.А. ЖИТЬ С НАРОДОМ, ЖИТЬ ЗАБОТАМИ НАРОДА. Речь на внеочередной сессии Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов, 22 апреля 2005г.
12. Каримов И.А. НИКТО НЕ СМОЖЕТ СВЕРНУТЬ НАС С ИЗБРАННОГО ПУТИ. Заявление и ответы Президента Республики Узбекистан на вопросы корреспондентов на пресс-конференции для республиканских и зарубежных средств массовой информации в связи с событиями, происшедшими в городе Андижане 12-13 мая 2005 года.
13. Каримов И.А. ПРАВДА ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕЗЫБЛЕМЫМ УСЛОВИЕМ ЖУРНАЛИСТИКИ. 17 мая 2005 года в Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан состоялся брифинг для иностранных и отечественных журналистов и представителей дипломатического корпуса в связи с событиями в городе Андижане. На брифинге Президент Ислам Каримов сделал заявление и ответил на вопросы журналистов.
14. Каримов И.А. УЗБЕКСКИЙ НАРОД НИКОГДА И НИ ОТ КОГО НЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ. 25 мая 2005 года перед своим государственным визитом в Китайскую Народную Республику Президент Ислам Каримов ответил на вопросы корреспондентов. Далее публикуется ответ Президента на вопрос, непосредственно касающийся трагедии в Андижане.
15. Каримов И.А. УЗБЕКИСТАН БЫЛ И БУДЕТ ДЛЯ КИТАЯ ДРУЖЕСТВЕННЫМ И НАДЕЖНЫМ ПАРТНЕРОМ. Интервью корреспонденту китайской газеты "Жэньминь жибао", 25 мая 2005г.
16. Каримов И.А. ПО ПУТИ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ. Выступление на саммите Шанхайской организации сотрудничества, 5 июля 2005г.
17. Каримов И.А. УЗБЕКСКИЙ НАРОД НИКОГДА И НИ ОТ КОГО НЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ. Том XIII. – Т., 2006.
18. Каримов И.А. Мирная жизнь и безопасность страны зависят от единства и твердой воли нашего народа. Том XII.
19. Каримов И.А. Избранный нами путь – это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Том XI.
20. Каримов И.А. За безопасность и мир надо бороться. Том X.
21. Каримов И.А. За процветание Родины — каждый из нас в ответе. Том IX.
22. Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, всобода и благополучие народа. Том VIII.
23. Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Том VII.
24. Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. – Т., 1998.
25. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистан, 1997.
26. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. – Т., 1997.
27. Каримов И.А. По пути созидания. Т.4. – Т., 1996.
28. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. – Т., 1996.
29. Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т.2. – Т.: Узбекистан, 1996.
30. Каримов И.А. Правовая гарантия нашего великого будущего. – Т., 1993.
31. Каримов И.А. Не построив новый дом, не разрушай старого. – Т., 1993.
32. Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. – Т., 1992.
33. Американская Энциклопедия (WORLD BOOK).
34. Вачнадзе Т. Международный обмен информацией. –Тбилиси, 1980.
35. Ворошилов В.В. Журналистика. – Санкт-Петербург, 1999.
36. Галушко Р.М. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. – М., 1986.
37. Дипломатический словарь.
38. Журналистика развивающихся стран. – М., 1986
39. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18, – Т.: Адолат, 1998.
40. Зарубежная печать. Справочник. – М., 1986.
41. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. – Т.: Шарк, 1995.
42. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. – Т.: Шарк, 1995.
43. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. – Т.: Шарк, 1995.
44. Справочник Журналиста. – М., 1984.
45. Типов Б. Новый международный информационный обмен. – М., 1983.
46. Энциклопедический словарь.
5.3. Интернет саитов:
http://www.mfa.uz/
http://www.press-service.uz/
http://
http://www.uza.uz/
http://www.imal.uz/
http://intra.ru/pub/vestnik/v3_99/2_5.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.
http://
http://www.crj.ru/
http://
http://www.mzh.ru/
http://
http://www.journalist.r2.ru/
http://
http://www.cjes.ru/
http://
http://www.ruj.ru/
http://
http://www.journ.msu.ru/
http://www.dardolphin.org/

Комментариев нет: