МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ НУУ, им. МИРЗО УЛУГБЕКА
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ИРНАЗАРОВ К. Т.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЯ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
ТАШКЕНТ 2008
Тема – 8: НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
1. Определение значения и содержания международного связь с общественностью.
2 Функции специалиста по международным связям с общественностью.
3. Информационные функции связь с международной общественностью.
В древние времена отношения были прямы и просты, но постепенно эти отношения стали осложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов 20 века, международные отношения стали сплетаться друг с другом, что произошло благодаря современным средствам коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в международных отношениях.
Работа с общественностью является связующим звеном между одним обществом и другим путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии, исходя из важности личности и общественных слоев, силы и влияния общественного мнения в разных обществах на разных уровнях: экономических, политических, общественных учреждениях, организациях и институтах.
ПОНЯТИЕ СВЯЗЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Связи с общественностью имеет два основных понятия: Профессионально - специализированная работа Functional Definition означает создание правильных отношений внутри учреждения и за ее пределами. Отношения, построенные на взаимодоверии и взаимопонимании, которые положены в основу управления по работе с общественностью, в любой организации частной или государственной становятся управленческими. Эти толкования стали более конкретными с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью в начале 20 века, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. После их появления были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в свои ряды специалистов по работе с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. 20 века. Эти организации в свою очередь участвовали в расширении понятия работы с общественностью и помогли в определении ее задач и функций. В 1947 году журнал « Информация о работе с общественностью» P.R. News опубликовал суть работы с общественностью (P.R.). Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и работников в области работы с общественностью (P.R.) оказалось, что: «Работа с общественностью (P.R.) является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программы для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов работы с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача работы с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения направления общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы и изменении политики в пользу общественных интересов, и последующим информировании людей о работе этих компаний.[1]
Американский специалист по работе с общественностью (P.R.) Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью (P.R.) это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает найти адаптацию, интеграцию и совпадение между позициями конкретного учреждения и его поведения с позициями общества. Интересы между этими учреждениями и массами не должны противоречить друг другу.
Американское же общество по связи с общественностью (P.R.) дало другое толкование. По их мнению, «работа с общественностью (P.R.) понимает под собой любой вид объединения, учреждения, правительства, компании с целью создания и укрепления плодотворных связей с конкретными группами общества: агентов, служащих, акционеров и т.д., адаптации целей этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения этих целей перед обществом».
Британский институт по связи с общественностью (P.R.) дал свое определение этому термину: работа с общественностью (P.R.) это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом. «The deliberate panned sustained effort to establish and maintain mutual understanding between organization and its public.»
Французское общество по связи с общественностью (P.R.) объясняет термин «работа с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранение этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении мероприятий».
Общество международной связы с общественностью дало этому термину следующее толкование: «работа с общественностью - административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах при использовании широкомасштабной планируемой информации».[2]
1) Всеобъемлющее общественное значение (Comperhensive Social Behavioral Appsoac) направлено на связу с общественностью (P.R.).Оно возникло в 30-х годах 20 века в результате международного экономического кризиса в 1929 году. По словам доктора Мухаммеда аль-Бади «Работа с общественностью» - это «профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в учреждении и все, что связано с подготовкой работ и материалов. Это связано с тем, что все исходящее от учреждения эффективно влияет на настроение людей, связанных с этим учреждением своими интересами, и это влияние определяет характер работы с общественностью».[3]
В связи с общественностью участвуют все члены учреждения. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри этого учреждения, так и за его пределами. Главное, чтобы цель этого комплексного мероприятия не была направлена на получение прибыли. Она должна быть направлена на оказание услуг путем производства качественных товаров и услуг, отвечающих требованиям вкуса потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, что может возникнуть в процессе работы учреждений, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать ради культурного, научного, материального развития общества.
Канфельд считает, что связи с общественностью (P.R.) является “общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей”.[4]
Нольд дал другое определение термину связы с общественностью. Он отметил, что она является “функцией администрации, которая адаптирует учреждение к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов”.[5] “Public Relations is the management function which adapts an organization to its social, political and economic environment, and which adapts that environment to the Org.,for the benefit of both”.
Тема – 9: РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
Вопросы:
1. Сфера деятельности связы с общественностью.
А. В правительственной системе;
Б. В государственных учреждениях и организациях.
2. Значение специалиста в связь с общественностью.
3. Деятельность связь с общественностью в развитых странах мира.
Из вышесказанного можно сделать следующее заключение, что роль специалиста в связе с общественностью (P.R.) заключается в том чтобы: Убедить верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению. Убедить людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
Роль связы с общественностью (P.R.) заключается в следующем: Защитить интересы человека и общества; Создать подходящие политические условия для достижения защиты; Информировать людей о деятельности учреждения и его политике; Создать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения; Создать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения; Проанализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по работе с общественностью (P.R.); Передать информацию об этих позициях руководству учреждения
Что касается нынешней деятельности работы с общественностью (P.R.) то задачи их сводятся к:
В государственной сфере: освещению деятельности во всех областях: экономике, политике, общественных, культурных, финансовых, дипломатических сферах для достижения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством. получению поддержки общественного мнения во внутренней и внешней правительственной политике. выяснению общественного мнения и анализу общественных услуг и их конкретных функций, а также насколько они отвечают требованиям людей. разоблачению слухов и противостоянию антиинформационным компаниям, освящению истинных фактов. заботе о делах правительственных служащих.
В области государственных и общественных организаций: объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения цели; изучению позиций общественного мнения и передачи желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности; обращению внимания на дела сотрудников общественных и государственных организаций; поддержке контакта с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях; изданию печатных и аудио-визуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, обеспечение возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций; созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом; организации официальных и неофициальных визитов.
Связь с общественностью (P.R.) проводится также в других сферах. Например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д.
Связь с общественностью (P.R.) в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента. Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания общества и организаций, занимающихся работой с общественностью (P.R.). Наметилось также укрепление государственных учреждений в специальных отделах, которых занимаются этими вопросами. Они получили название «Отдел по работе с общественностью» «P.R. Departament».
Связь с общественностью (P.R.) в США получила наибольшее развитие по сравнению с другими странами мира. В европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Бельгия и другие, толкование термина «Связь с общественностью» (P.R.) имела особое развитие. Со временем и в этих странах работа с общественностью обрела международную значимость. В США Связи с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме работы с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается достижением цели политики США через объяснение и толкование этой политики, и противостояние пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этого агентства представляет свои отчеты по работе службы через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.[6]
В Великобритании в 1948 г. был создан Британский институт по работе с общественностью для развития навыков практикантов в работе с общественностью, а также обучение офицеров информационной службы в дипломатических представительствах Великобритании за рубежом, выполняющих функции работы с общественностью и одновременно функции информационной службы. Было сосредоточено внимание на работе с общественностью в центральных и местных органах власти, системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции работа с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания Общества по работе с общественностью в 1955 г., целью которого является дальнейшее развитие французских служб по работе с общественностью.
Стало уделяться внимание работе с общественностью в Италии после создания Центра по развитию работы с общественностью в Риме в 1954 г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям работы с общественностью.
В Бельгии стали уделять внимание работе с общественностью после того, как было создано Общество по работе с общественностью в 1953 г. для развития роли работы с общественностью в Бельгии.
В Узбекистане серьезное внимание работе с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. 8 ноября 1995 г. было создано информационное агентство “ЖАХОН” при МИДе республики Узбекистан. В целях распространения объективной информации о ходе социоиально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство. Информационное агентство «ЖАХОН» издает и распространяет за рубежом информационные бюллетени, справочники, каталоги, буклеты, а также аудиовизуальную продукцию, раскрывающую потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества. Кроме того, сотрудниками агентства осуществляется сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном. Журналисты Агентства подробно освещают даты образования государств и республики. Для этого готовятся интервью послами, представителями иностранных государств, фирм и компаний с последующей публикацией в центральных газетах. Приятно отметить, что впервые в истории журналистики Узбекистана Информационное агентство «ХАХОН» подготовило своих корреспондентов для работы за рубежом. Из 12 развитых стран мира они передают своевременно, интересную информацию на различные темы. Особенно поступают материалы из таких стран как Япония, Германия, США, Великобритания. Интервью с видными зарубежными политиками, бизнесменами, статьи об экономическом сотрудничестве, зарисовки о странах пребывания давно нашли своих постоянных читателей. Все собственные корреспондентамы Агентства также являются пресс-атташе посольства РУ за рубежом. Установленные ими тесные контакты с СМИ стран пребывания позволяют периодично публиковать обширные материалы о тех преобразованиях, которые происходят в республике, знакомить зарубежных читателей с историей, культурой, обычаями Узбекистана. Кроме того, ИА «ЖАХОН» как самостоятельно, так совместно с посольствами РУ организует поездки зарубежных корреспондентов в Узбекистан, где им оказывается всесторонняя помощь, начиная от встречи и организации съемок до сопровождения в области. Представители СМИ при непосредственной помощи сотрудников Агентства получают необходимую достоверную информацию от официальных лиц республики. Почти все зарубежные корреспонденты, прибывшие в Узбекистан и посетившие такие города как Самарканд, Бухара, Хива, и другие исторические места республики, конечно, уезжают с массой впечатлений. Итогом этих поездок обычно становятся многостраничные публикации в известных зарубежных журналах и газетах. Подготовленные видеоматериалы дают яркое представление об Узбекистане и его сегодняшнем дне. Хотелось бы отметить, что ИА «ЖАХОН» имеет свою страницу в системе «Интернет». Страница ежедневно обновляется свежей информацией о происходящих в Узбекистане событиях, размещает материалы на актуальные темы. Информационное агентство имеет соглашения и с другими крупными зарубежными Информационными агентствами и центрами, такими как ЮСИА, Интерфакс, Франс-пресс, Анадолу-Ажансы, Ориент-пресс, МЕНА, Киодо Цусин, с которыми регулярно обменивается информацией. В Агентстве хорошо налажена и издательская деятельность. Здесь ежемесячно издается «Дипломатическая панорама» для диппредставительств Республики Узбекистан за рубежом и аккредитованных иностранных представительств а Ташкенте, а также выпускаются информационно-справочные материалы, рассчитанные для работников внешнеполитических организаций, историков, политологов, деятелей науки, студентов-международников.
21 ноября 1996 г. был создан Информационный центр при аппарате Президента Узбекистана. Для ознакомления общественного мнения о продолжающихся демократических реформах в республике и реакции на политические и общественные процессы как внутри, так и за пределами страны через сеть ИНТЕРНЕТ.[7]
В 1997 г. был организован Совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией. Основные задачи Совета являются: Координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом; Содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о республике Узбекистан - как суверенного демократического и правового государства, активного партнера зарубежных стран в культурных, научных и мирохозяйственных связях; Сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами; Развитие с международными, неправительственными организациями, в том числе со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; Создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования; Организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей. Теле и кинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексы мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам; Содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их объединениями; Осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии; Выступления в средствах массовой информации по вопросам международных культурно-просветительских связей; Осуществление издательской деятельности; Участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении; Привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей; Привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов; Участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; Организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями; Изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах; Выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет: Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг; Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях; Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан; Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временные структурные формирования для выполнения своих уставных задач; Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др.; Научно-технические разработки и их внедрение; Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.[8]
С распространением понятия работы с общественностью в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по специальности «работа с общественностью».
Тема – 10: МЕЖДУНАРОДНАЯ РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ОДНО ИЗ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Вопросы:
1. Международная связь с общественностью одна из функций международной организации.
2 Взаимоотношение Международная связь с общественностью и СМИ.
3. Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.
Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания о работе с общественностью, где освящаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН.[9]
Также функцией международной работы с общественностью является внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение труд, и т.д. Это включает в себя также распространение кино и видео фильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также выражение заявлений прессы, направленных на лучшее понимание деятельности ООН. Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций повысилась роль международной работы с общественностью и интерес транснациональных компаний к международной работе с общественностью через международные сети коммуникации, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих страховых отношениях, а также для обмена информацией на международном уровне.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СМИ. Связь с общественностью помогла международным СМИ в получении информации и информационных материалов и повысила возможность распространения СМИ на международном уровне. Компьютерная версия информационных агентств, газет, журналов, радио и теле станций и международных информационных центров в сети «ИНТЕРНЕТ» - самый лучший пример превращения сегодняшнего мира в падубе World Viluagge, международную деревню. Не исключается международная работа с общественностью, как одна из функций дипломатических служб и международной работы с общественностью. Она стала одной из основных задач дипломатических представительств, работающих за рубежом по мере возможности каждого из этих государств.
Тема – 11: РЕКЛАМА, КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.
Вопросы:
1. Отличии местной рекламы с международной.
2. Функции и задачи международной рекламы.
3. Международная реклама и защита национальной культуры.
4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ
Международная реклама (International Advertising) опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг посредством рекламы. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки. Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена. Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, красный цвет - символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики. Например, полумесяц у мусульман, крест у крестьян, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Потому что использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.[10] Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама в начале появилась на страницах международных газет и журналов, как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных коммерческих рынках мира. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио- и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. В последние десятилетия 20-го века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда когда совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной. Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой.[11]
Не смотря на это по-прежнему необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения от общественных норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.[12]
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, эпоху World Viluagge, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
Тема – 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ.
Вопросы:
1. Понятие информационного планирования.
2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
В результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой коммуникаций, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании государством, или относительном контролировании процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ. Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей:
1. Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения Excution Problem для осуществления цели плана.[13]
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки plan-frame, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана. После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей. Что касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning, и средние планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие 7-летний срок.[14]
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении.[15]
После изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив alternativis. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам.[16] Определение целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения; Ответственный за выполнение плана; Ответственный за наблюдением и выполнением плана; Анализ и оценка эффективности; Методы; Объект информационного материала; Материальные и людские возможности; Система наблюдения за выполнение плана; Срок выполнения.
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников, стараться сохранять инициативу initiativ, и кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах, с использованием группы специалистов Teamwork в области планирования: экономики, внешней политики, международном информационном обмене, международных средствах массовой информации, политических системах, технологиях международных средств коммуникаций, а также с использованием опыта информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2) Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит и с кем говорит? аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства массовой информации и коммуникации - все это является средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов международного информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через последовательное наблюдение за этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.
ЛИТЕРАТУРА
на арабском языке:
1. Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
2. Атиф аль-Гамри: «Новое оружие в запасе международных экономических нарушений», газета «Аль-ахром», 1996\январь 30.
3. Бутрус Бутрус Гали: «Права человека за 30 лет», журнал «Ас-Сияса ад-дувалия», 1979\январь.
4. Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «Международная политика» 1998,№134.
5. Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997.
6. Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997.
7. Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека,№3, октябрь 1997.
8. Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998.
9. Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
10. Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
11. Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996.
12. Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968.
13. Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971.
14. Мамдух Шавки. «Национальная безопасность и международные отношения», журнал «Ас-сияса ад-дувалия», Каир 1997, № 127.
15. Мухаммад ал-Бухари, Общественные отношения как цель международного информационного обмена. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
16. Мухаммад ал-Бухари, Анализ содержания информационного материала. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
17. Мухаммад ал-Бухари, Международные отношения стран Азии и Африки Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
18. Мухаммад ал-Бухари, Международная журналистика и международный обмен информацией. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
19. Мухаммад ал-Бухари, Проблемы национальной безопасности в рамке глобализации и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
20. Мухаммад ал-Бухари, Информационное общество и призывы глобализации в некоторые государства мира. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
21. Мухаммад ал-Бухари, Взаимныие интересы в Арабо-Узекских отношениях. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
22. Мухаммад ал-Бухари, Информация и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
23. Мухаммад ал-Бухари, Сабир Фальхут, «Глобальные проблемы международного обмена информацией»: Дамаск, дар Алаудин, 1999г.
24. Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997.
25. Мухаммад Сами абдуль Хамид: «Основа международного права», 1979.
26. Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990.
27. Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975.
28. Мухаммад Махмуд аль-Имам «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962.
29. Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123.
30. «Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976.
31. Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание», сентябрь 1987.
32. Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997.
33. Хасан нафаа: ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации. Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.
на узбекиском языке:
34. Мухаммад ал-Бухари, Жахон ахборот агентликлари. Журнал «Узбекистон матбуоти». Тошкент, 4/2000.
на русском языке:
35. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», (Проект). Т., газеты «Народное слово» № 188/2000.
36. Каримов И.А., Узбекистан: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистон», 1997.
37. Каримов И.А., Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. . Т. «Узбекистон», 1995.
38. Каримов И.А., Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.. Т. «Узбекистон», 1993.
39. Каримов И.А., Узбекистан собственная модель перехода на рыночные отношения. Т. «Узбекистон», 1993.
40. Каримов И.А., Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т. «Узбекистон», 1992.
41. Касымов А., Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. ТашГИВ, Т. 2000.
42. Крутских А., Федоров А.. О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
43. Мухаммад аль-Бухари, К.Т. Ирназаров: Сирийская Арабская Республика. Дамаск: 04.08.2008. http://www.dardolphin.org/
44. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуров: «ГОСУДАРСТВО КУВЕЙТ»: учебное пособие. Ташкент, Издательство НБУ им. А. Навои. 2007г.
45. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
46. Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
47. Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
48. Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
49. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2003г.
50. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Арабская Республика Египет»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2002г.
51. Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
52. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Королевство Саудовская Аравия»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
53. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Средства массовой информации республики Узбекистан: политико-правовые основы их деятельности»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
54. Мухаммад аль-Бухари, Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
55. Мухаммад аль-Бухари, Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
56. Мухаммад аль-Бухари, международная журналистика. ТашГИВ, Т. Восоковедение, 1/1999.2000. сс 59-68.
57. Средства массовой информации в республике Узбекистан. «Жахон», Ташкент 1997.
на других иностранных языках:
1. Argenti J., Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
2. Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.
3. Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.
4. Beeley H.. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
5. Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989
6. Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polities and Procedures, International Covvunication, op.xit., p.366-374.
7. Goetz B.E., Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949.
8. Hans Morganthue, Political Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
9. Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
10. James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}.
11. Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
12. Paul Kennedy, Globalizing and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996.
13. Peter Drucker, The Second Information Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997.
14. Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., p. 346-349.
15. Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219.
16. Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljublljana 1968, op. P. 401-403.
17. UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
18. Wastson S., The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
06.09.2008
Примечания[1] доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.22; доктор Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971, с.18.[2] доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.24; Cutilp and Center, opcit, p. 5.[3] доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.24; доктор Мухаммад Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975, с.39.[4] доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.26; Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.[5] там же.[6] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с. 184; Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.[7] Средства массовой информации в республике Узбекистан Жахон, 1997, Ташкент, с.81-86.[8] Устав совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами.[9] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. С.185; Ibid.,p. 385.[10] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.187; Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346-349.[11] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; S. Wastson, The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.[12] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op.xit., pp.366-374.[13] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; доктор Мухаммад Махмуд аль-Имам: «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.[14] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.[15] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.196; Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46.[16] доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.198; B.E.Goetz , Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; J. Argenti, Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
Комментариев нет:
Отправить комментарий