Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
факультета журналистики НУУ им. Мирзо Улугбека
ПРОГРАММА по дисциплине:
«Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство»
специальность магистратуры:
( 5А320101 ) журналистика (виды деятельности)
( 5А320104 ) Издательское дело и редактирование
Ташкент – 2006
Составитель: Мухаммад аль-Бухари, профессор, доктор политических наук, кафедры «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ.
Рецензенты: Гафуров С.: профессор, доктор политических наук, декан факультета «Международные отношения и экономика» ТашГИВ. Ирназаров К.Т.: доцент, доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ им. Мирзо Улугбека.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на учебно-методическом Совете факультета журналистики НУУ им. Мирзо Улугбека.
Рекомендовано к утверждению постановлением Координационного Совета.
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
1. ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи курса «Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство» Привлечет внимание студентов к деятельности масс-медиа.
СМИ представляют собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении. Именно СМИ, является социальным институтом, формирующим общественное мнение, содержание которого влияет на социально–политическую стабильность в обществе.
И не случайно Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов постоянно обращает внимание на необходимость коренного реформирования СМИ, повышение действенности их выступлений. «Всемерное развитие должны получить свободные и независимые СМИ, – подчеркивает И.А. Каримов, – они по праву должны стать четвертой ветвью власти»[1].
Глава нашего государства отмечает, что с каждым днем СМИ все больше вторгаются в нашу жизнь. И это мы воспринимаем как само собой разумеющееся. За последнее время не только резко возросло количество изданий – в настоящее время зарегистрировано боле чем 490 газет и 138 журналов, но произошли и качественные изменения в их роли и месте в развитии общества и государственном строительстве.
В тоже время необходимо усилить роль СМИ как института общественного контроля за исполнением законов и принятых законодательных актов, контроля за исполнением государством и чиновниками своих обязанностей. Именно СМИ должны быть активной формой, через которую каждый человек имел бы возможность выразить свое мнение. Именно СМИ должны стоять на защите демократических ценностей и идеалов нашего общества, вести активную работу по формированию политического, правового и экономического сознания людей.
Мы не должны забывать, указывает Президент И.А. Каримов, что СМИ всегда были активным оружием, способным сильно воздействовать на общественное мнение. Поэтому велика и ответственность журналистских кадров, людей, владеющих пером, а значит, и нашими сердцами. Мы должны добиваться, чтобы журналистский корпус представляли люди политически зрелые, ответственные, честные и порядочные, настоящие профессионалы своего дела и патриоты нашей страны.
1.2. Студент должен иметь навыки работы с читателями, зрителями, слушателями, а также с обществом в целом в лице его конституционных институтов. Отвечать за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое, своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение права граждан на информацию – первейшая обязанность журналиста.
Недопустимо использование СМИ в ущерб интересам общества, правам и законным интересам личности для проповеди войны и насилия, национальной социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением.
Знать и уметь использовать теоретические понятия, их характеристики в практике Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство.
Обладать навыками научного анализа и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
1.3. Курс «Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство» является продолжением других дисциплин специальности, так как содержит ряд новых понятий о роли журналистики, народной дипломатии, деятельности международных организаций, внешней политики Республики Узбекистан.
1.4. Новые технологии в преподавании предмета: тестовая система оценки знаний студентов с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, круглые столы, дебаты и др.).
1.5. Семестры и методические указания преподавания предмета: 1 и 2 год обучения магистратуры.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема I - Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане:
Демократические преобразования в нашей стране начались сразу после приобретения независимости в 1991г. В Конституции Республики Узбекистана о средствах массовой информации в ст. 67 говорится следующее: «Средства массовой информации свободны и действует в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается»[2].
Тема II - Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов:
В общетеоретических чертах и свойствах журналистика рассматривается: Как особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений; Как вид общественно-политической, информационной, идеологической, организационной, творческой деятельности; Как система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным закона в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге; Как совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для организации функционирования журналистики. Как система специфических средств (печать, радио, телевидение), использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой деятельности. В связи с тем, что СМИ работают не только в границах данного государства, но и проникают через государственные границы, возникает ряд международно-правовых проблем. В 1928 году, еще когда радиовещание делало только первые шаги, Лига Наций после соответствующего совещания экспертов приняла Резолюцию, в которой констатировалась опасность передач, враждебных духу сотрудничества государств.
Тема III - Информационный центр Аппарата Президента Республики Узбекистан:
Учитывая, что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ, формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы, 21 ноября 1996 г. распоряжением Президента Республики Узбекистан создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утвержден структурный состав данного Центра, ориентированного на получение информации в духовно-просветитель-ных, экономических, социально-правовых и международных направлениях. Имеется его устав и штатное расписание.
Тема IV - Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан:
В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство, Кабинетом Министров 8 ноября 1995г. создано Информационное агентство при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 единиц, в том числе 10 единиц – в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Тема V - Узбекское информационное Агентство (УзА):
До независимости Узбекское телеграфное Агентство (УзТАГ) функционировало при Совете Министров УзССР. Являясь государственным союзно-республиканским информационным органом республики, и находясь в подчинении Совета Министров УзССР и Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), УзТАГ распространяло союзную и иностранную информацию и фото-информацию о жизни Узбекистана для печати, телевидения и радио УзССР, средств массовой информации бывшего СССР и зарубежной прессы. После независимости и в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистана от 5 февраля 1992 г. “О преобразовании Узбекского информационного агентства (УзТАГ) в Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА)” и в целях дальнейшего совершенствования сбора и обеспечения достоверной информацией о внутренней и внешней политике республики Кабинет Министров Республики Узбекистан 21 апреля 1992 г. под № 252 принял Постановление “О вопросах организации деятельности Национального информационного агентства (УзА)”.
Тема VI - Телерадиокомпания Узбекистана:
В Узбекистане первая широковещательная радиостанция начала работать 11 февраля 1927 в Ташкенте. Узбекистан был ведущей среднеазиатской республикой в области радио. В Ташкенте 5 ноября 1956 была проведена первая двухчасовая телевизионная передача. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистана «О мерах по повышению роли телевидения и радио в общественном развитии Узбекистана» Кабинет Министров 24 мая 1996 года принял Постановление «О вопросах организации и деятельности Телерадиокомпании Узбекистана».
Тема VII - Периодическая печать Республики Узбекистан:
Периодическая печать возникла в Центральной Азии после завоевания и присоединения Туркестана к России. Первой официальной газетой была «Туркестанские ведомости», вышедшая на русском языке 28 апреля 1870 г. Первые номера газеты печатались тиражом 1000 экз. Осенью 1901 г. тираж газеты достиг 2500 экз. Печатное слово в Туркестане возникло как новое и мощное оружие и средство для решения важнейших задач русских колониалистов. Изданием «Ведомостей» правительство преследовало цель укрепить власть и авторитет Туркестанского генерал-губернаторства, прославить русского императора, затушевать борьбу народов Туркестана против захватчиков и русифицировать местное население. В целом по состоянию на декабрь 1996г. в Республике Узбекистан зарегистрировано всего 568 ед. средств массовой информации
VIII – XVI - Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан.
3. Рекомендации по практическим занятия, семинарам
Тема – 1. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане:
1.1. Роль и значение СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества.
1.2. Принципиально новые задачи средств массовой информации РУ в ходе осуществляемых в республике реформ.
1.3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на VI сессии Олий Мажлиса 29 августа 1996г, О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества, и обращение к работникам печати и средств массовой информации 27 июня 2001 г.
1.4. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане.
Тема – 2. «Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов:
2.1. Общетеоретические черты и свойства журналистики.
2.2. Резолюция, Лиги Наций «О деятельности СМИ».
2.3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О деятельности СМИ».
2.4. Декларация ЮНЕСКО 1978 года об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания
Тема – 3. Информационный центр аппарата Президента РУз:
3.1. Основные задачи Информационного центра аппарата Президента РУ.
Тема – 4. Информационное агентство “ЖАХОН” при Министерстве иностранных дел РУз:
4.1. Основные задачи Информационного агентства “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУз.
4.2. Деятельность Информационного агентства “ЖАХОН” при Министерстве иностранных дел РУз в суверенном Узбекистане.
4.3. Информационное агентство “ЖАХОН” при Министерстве иностранных дел РУз и СМИ.
Тема – 5. Информационное агентство «УзА»:
5.1. Информационное агентство «УзА» До независимости РУз.
5.2. Деятельность Информационного агентства «УзА» в суверенном Узбекистане.
5.3. Основные задачи Информационного агентства «УзА» сегодня.
Тема – 6. Телерадиокомпания Узбекистана:
6.1. Основные задачи Телерадиокомпании Узбекистана.
6.2. Телерадиокомпания Узбекистана до независимости РУз.
6.3. Деятельность Телерадиокомпании Узбекистана сегодня.
Тема – 7. Периодическая печать РУз:
7.1. Периодическая печать Центральной Азии после завоевания и присоединения Туркестана к России.
7.2. Узбекская национальная печать Узбекской ССР.
7.3. Основные задачи печати независимого Узбекистана.
7.4. Деятельность печати Узбекистана сегодня.
Тема – 8. Закон РУз «О СМИ».
8.1. Средства массовой информации. Свобода средств массовой информации. Свобода слова. Недопустимость цензуры. Язык средств массовой информации.
8.2. Недопустимость злоупотребления в использовании средств массовой информации. Редакция средств массовой информации. Сотрудник редакции. Журналистское расследование. Нераскрытые источника информации.
8.3. Право на учреждение средств массовой информации. Регистрация средств массовой информации. Заявление о регистрации средства массовой информации. Распространение информации без регистрации. Отказ от регистрации средства массовой информации.
8.4. Прекращение выпуска или издания средства массовой информации. Порядок обжалования и отказа в регистрации средства массовой информации или решения о прекращении его деятельности. Устав (положение) средства массовой информации. Редактор (главный редактор) и редакционная коллегия средства массовой информации. Участие спонсоров в средствах массовой информации.
8.5. Выходные данные. Контрольные и обязательные экземпляры. Хранение материалов теле – радиопередач. Порядок распространения продукции средств массовой информации. Публикация официальных сообщений, информации и объявлений.
8.6. Использование авторских материалов и писем. Право на опровержение и ответ. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Деятельность Представительств и представителей иностранных средств массовой информации в Республики Узбекистан. Международные договора.
Тема – 9. Основные правила, регулирующие на территории РУ профессиональную деятельность корреспондентов СМИ иностранных государств.
9.1. Общие положения. Открытие корреспондентского пункта. Визовые вопросы и легализация пребывания иностранных корреспондентов в Республике Узбекистан.
9.2. Аккредитование иностранных корреспондентов.
9.3. Основные права и обязанности иностранных корреспондентов. О доступе к источникам информации.
9.4. О передвижении иностранных корреспондентов по территории Республики Узбекистан.
9.5. Технические сотрудники и обслуживающий персонал.
Тема – 10. Закон РУз «об издательской деятельности».
10.1. Законодательство об издательской деятельности. Свобода издательской деятельности. Недопустимость цензуры. Недопустимость злоупотребления свободой издательской деятельности.
10.2. Государственная регистрация и лицензирование. Регистрация и получение лицензии. Регистрационный и лицензионный сборы.
10.3. Учредитель. Издатель.
10.4. Порядок распространения издательской продукции. Выходные данные. Авторские издания. Льготные издания. Вывоз и ввоз издательской продукции.
10.5. Прекращение издательской деятельности. Ответственность за нарушение требований законодательства об издательской деятельности.
Тема – 11. Закон Республики Узбекистан «об авторском праве и смежных правах».
11.1. Основные понятия автор, запись, исполнитель, опубликование (обнародование, выпуск в свет), произведения декоративно-прикладного искусства, фонограмма, экземпляр произведения, экземпляр фонограммы.
11.2. Законодательство Республики Узбекистан об авторском праве и смежных правах. Международные договоры. Сфера действия авторского права. Произведения, охраняемые авторским правом (объекты авторского права).
11.3. Виды объектов авторского права. Части произведения и производные произведения. Произведения и подобные им результаты деятельности, не являющиеся объектами авторского права. Права на проекты официальных документов, символов и знаков. Автор произведения. Презумпция авторства.
11.4. Соавторство. Авторы фильма. Авторы производных произведений. Авторы интервью. Права лиц, организующих создание произведений.
11.5. Знаки охраны авторского права. Личные неимущественные права автора. Право авторства. Право на авторское имя. Право на неприкосновенность произведения. Право на опубликование произведения. Право автора на использование произведения.
11.6. Депонирование произведений. Распоряжение правом на использование произведения. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Ограничения авторских прав. Воспроизведение чужого произведения в личных целях. Свободное использование произведений с указанием имени автора. Использование произведений путем репродуцирования.
11.7. Свободное использование произведений постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. Свободное публичное исполнение произведений. Свободное воспроизведение произведений для судебных целей. Свободная запись произведений организациями эфирного вещания в целях краткосрочного пользования. Ограничение прав лица, владеющего экземпляром программы для ЭВМ или базы данных. Право на служебное произведение.
11.8. Действие авторского права на территории Республики Узбекистан. Начало действия авторского права. Срок действия авторского права. Переход произведения в общественное достояние. Авторский договор. Условия авторского договора. Форма авторского договора. Ответственность по авторскому договору. Срок действия авторского лицензионного договора. Управление авторскими правами. Ответственность за неправомерное использование произведения без договора.
11.9. Объект смежных прав. Субъекты смежных прав. Знаки охраны смежных прав. Права исполнителя. Действие прав исполнителя. Использование исполнения. Распоряжение правом на использование исполнения. Права лица, создавшего запись исполнения. Вознаграждение за использование записи исполнителя. Действие прав создателя записи исполнения.
11.10. Права организации эфирного вещания. Действие прав организации эфирного вещания. Права организации кабельного вещания. Ограничения прав исполнителя, создателя записи исполнения организацией эфирного или кабельного вещания. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об использовании смежных прав и за неправомерное использование произведения без договора.
Тема – 12. Закон РУз «о гарантиях и свободе доступа к информации».
12.1. Цель закона о гарантиях и свободе доступа к информации. Законодательство о гарантиях и свободе доступа к информации.
12.2. Гарантия доступа к информации. Основные принципы свободы доступа к информации.
12.3. Запрос на получение информации. Формы запроса и сроки рассмотрения.
12.4. Обеспечение доступа к информации. Предоставление информации и ее оплата.
12.5. Информация, не подлежащая предоставлению. Неразглашение источника информации.
12.6. Ответственность за достоверность информации. Право обжалования. Ответственность за нарушение права на информацию. Международные договоры в области гарантий и свободы доступа к информации.
Тема – 13. Закон РУз «О защите профессиональной деятельности журналиста».
13.1. Цель закона о защите профессиональной деятельности журналиста. Законодательство о защите профессиональной деятельности журналиста.
13.2. Журналист. Недопустимость цензуры. Права журналиста. Обязанности журналиста.
13.3. Журналистская тайна. Неприкосновенность журналиста. Журналистское расследование.
13.4. Гарантии профессиональной деятельности журналиста. Аккредитация журналиста.
13.5. Деятельность журналиста Республики Узбекистан за рубежом и иностранного журналиста в Республике Узбекистан. Прекращение аккредитации иностранного журналиста.
13.6. Ответственность за нарушение законодательства о защите профессиональной деятельности журналиста. Ответственность журналиста. Международные договоры.
Тема – 14. Общественно-политический фонд демократизации и поддержки СМИ Узбекистана.
14.1. Основными задачами Фонда.
14.2. Общественно-политический фонд демократизации и поддержки СМИ Узбекистана является.
14.3. Глава государства, акцентируя внимание на актуальных задачах, стоящих сегодня перед средствами массовой информации Узбекистана.
Тема – 15. Закон РУз «О РЕКЛАМЕ».
15.1. Цель и задачи закона о рекламе. Сфера применения закона о рекламе. Законодательство о рекламе.
15.2. Основные понятия. Реклама, Рекламодатель, Производитель рекламы, Потребитель рекламы, Рекламные средства, Продукция.
15.3. Язык рекламы. Основные требования к рекламе. Ограничение рекламы, рассчитанной на несовершеннолетних.
15.4. Права и обязанности рекламодателя. Права и обязанности производителя и распространителя рекламы. Авторское право на рекламу. Идентификация рекламы. Спонсорство.
15.5. Недостоверная реклама. Скрытая реклама. Сравнительная реклама. Социальная рекламная информация.
15.6. Реклама на телевидении и радио. Реклама в печатных средствах массовой информации. Реклама с использованием телефонной и документальной электросвязи.
15.7. Внешняя реклама. Реклама на транспорте и почтовых отправлениях. Реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств косметики и бытовой химии. Реклама табачных изделий и алкогольных напитков. Реклама оружия. Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения.
15.8. Сроки хранения материалов рекламы. Доступ к документам и материалам рекламной информации. Контрреклама. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Разрешение споров.
Тема – 16. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О Принципах и Гарантиях Свободы Информации».
16.1. Основные задачи законодательство о принципах и гарантиях свободы информации.
16.2. Основные понятия, информация, собственник информации, защита информации, информационные ресурсы, информационная сфера, информационная безопасность, владелец информации, конфиденциальная информация, массовая информация, документированная информация.
16.3. Свобода информации. Основные принципы свободы информации. Открытость и гласность информации. Общедоступность и достоверность информации. Гарантии свободы информации.
16.4. Порядок получения информации. Отказ в предоставлении информации. Защита информации.
16.5. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности. Информационная безопасность личности.
16.6. Информационная безопасность. Информационная безопасность государства. Ответственность за нарушение законодательства о принципах и гарантиях свободы информации
4. Рекомендации по курсовым работам и проектам
1. Влияние процессов демократических преобразований на СМИ РУз.
2. Основные направления информационной политики РУз.
3. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве РУз.
4. Попытки ООН и др. международных организаций в решении проблем по международному информационному обмену.
5. Политика информационной безопасности в РУз.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7. Место и роль ИА «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан в системе СМИ РУз, в информировании населения.
8. Место и роль ИА «УзА» в системе СМИ РУз, в информировании населения.
9. Место и роль «РАДИОВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУз, в информировании населения.
10. Место и роль «ТЕЛЕВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУз, в информировании населения.
11. Место и роль «ПРЕССЫ» в системе СМИ РУз, в информировании населения.
12. Характеристика и направленность периодической печати РУз.
13. Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
14. Взаимоотношение местной и международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ РУз.
15. Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан.
16. СМИ в законодательстве РУз.
17. Издательская деятельность в законодательстве РУз.
18. Авторские права и смежные права в законодательстве РУз.
19. Гарант и свобода доступа к информации в законодательстве РУз.
20. О мерах по организации разработки программы развития компьютерных и информационных технологий в РУз, и обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «ИНТЕРНЕТ».
21. Деятельность иностранных журналистов в РУз.
5. Список учебников и учебных пособий.
5.1. Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан. -Т.:Узбекистан.-1998.
2. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1999 г., №1. Ст. 14.
3. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998 г., №1. Ст. 10.
4. Действующее международное право в 3 томах. Т. 3 -М. -1997. - раздел XIX док. 28 и 29.
5. Закон РУ «О рекламе». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). –Т.: Адолат. -1999. -№ 21.
6. Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» от 20 августа 1999 г., опубликован в газете «Правда Востока» от 14 сентября 1999 г.
7. Закон Республики Узбекистан «Об архивах» от 15 апреля 1999 г., опубликован в газете «Народное слово» от 7 мая 1999 г.
8. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). –Т.: Адолат. -1998 г. -№ 18.
9. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 24 апреля 1997 г. опубликован в газете «Народное слово» от 26 апреля 1997 г.- № 90-91.
10. Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» от 24 апреля 1997 г. опубликован в газете «Народное слово» от 26 апреля 1997 г. - № 90-91.
11. Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» от 30 августа 1996 г. опубликован в газете «Народное слово» от 17 сентября 1996 г. -№ 186.
12. Закон Республики Узбекистан «об охране здоровья граждан» от 29 августа 1996 г., (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 129).
13. Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» от 25 апреля 1996 г. опубликован в газете «Народное слово» от 5 марта и 31 мая 1996 г.
14. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» от 7 мая 1993 г. Официальное издание «Новые законы Узбекистана», выпуск 8. –Т.: Адолат. -1994.
15. Закон Республики Узбекистан «О защите государственных секретов» от 7 мая 1993 г. официальное издание «Новые законы Узбекистана», выпуск 8. -Т.: Адолат. -1994.
16. Закон Республики Узбекистан «О связи» от 13 января 1992 г. (Ведомости Верховного Совета РУ, 1992 г, № 3, ст. 159)
17. Касымов А. Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. -Т.: Изд. ТашГИВ. -2000.
18. Касымов А., Васькин И. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. -Т.: -1994.
19. Касымов Б. Центральное, региональное сотрудничество в области информации. -Т.: -1995.
20. Международное Право. -М.: Международные отношения. -2000.
21. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. -Т.: Шарк. -1995.
22. Мухаммад аль-Бухари. «Муждународный обмен информацией и международнце отношения» : учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
23. Мухаммад аль-Бухари. «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
24. Мухаммад аль-Бухари. «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
25. Мухаммад аль-Бухари. «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
26. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса. Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. – Т.: ТашГИВ, 2003.
27. Мухаммад аль-Бухари: Общественные отношения как цель международного информационного обмена. -Т.: Изд. ТашГИВ. -2000.
28. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. -Т.: Изд. ТашГИВ. -2000.
29. Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. -Т.: Изд. ТашГИВ. -2000.
30. Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика. // Востоковедение. - Т.: -1999. -№ 1.
31. Мухаммад аль-Бухари: Jaxon axborot agentliklari va xolqaro matbuot. -Т.: ТашГИВ. -2000 (на арабском языке).
32. Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. -Т.: ТашГИВ. -1999 (на арабском языке).
33. Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. // Узбекистон матбуоти. -Т.: - № 4/2000.
34. Народное слово. 30.08.1996; 06.01.1999; 24.05. 2001.
35. Средства массовой информации в Республики Узбекистан. Типография информационного агентства «ЖАХОН». –Т.: -1997.
36. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4.- Т.: Шарк. 1995.
37. Узбекистан и международные договора по правам человека. -Т.: Адолат. 1998.
5.2. Дополнительная литература:
1. Каримов И.А. Работникам печати и средств массовой информации. // Правда Востока. 27.06. 2001.- №123
2. Каримов И. А. Узбекистан, устремленный в XXI век. –Т.: Узбекистан. -1999. стр. 29– 30.
3. Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. -Т. -1998.
4. Каримов И.А. Узбекистан: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. -Т.: Узбекистан. -1997.
5. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5.- Т.: -1997.
6. Каримов И.А. По пути созидания. Т.4. -Т. -1996.
7. Каримов И.А. //Народное слово. 30.08. 1996.
8. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. -Т. -1996.
9. Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т.2. -Т.: Узбекистан. -1996.
10. Каримов И.А. Правовая гарантия нашего великого будущего. -Т.: -1993.
11. Каримов И.А. Не построив новый дом, не разрушай старого. -Т.: -1993.
12. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. -Т.: -1992.
13. Американская Энциклопедия (WORLD BOOR).
14. Вачнадзе Т.Международный обмен информацией. –Тбилиси. -1980.
15. Галушко Р.М. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. -М.: -1986.
16. Дипломатический словарь.
17. Журналистика развивающихся стран. -М.: -1986.
18. Зарубежная печать. Справочник. -М.: -1986.
19. Замятый Л. Сотрудничество в области информации. -М.: -1982.
20. Кашлев Ю., Вачнадзе Г. Информационный обмен. -М.: -1993.
21. Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. -М.: -1981.
22. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. -Т.: Шарк. -1995.
23. Колосов Ю.М., Цепов Б. А. Новый международный и информационный порядок и проблема поддержания мира. –М.: -1983.
24. Колосов Ю.М. Массовая Информация и международное право. -М.: -1974.
25. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. // Международная жизнь. № 2/2000.
26. Международное Право. -М.: Международные отношения. -2000.
27. Справочник Журналиста. -М.: -1984.
28. Типов Б. Новый международный информационный обмен. -М.:-1983.
29. Энциклопедический словарь.
6. технические средства информации:
6.1. Интернет саитов:http://www.mfa.uz/
http://www.press-service.uz/
http://www.uza.uz/
http://www.imal.uz/
http://intra.ru/pub/vestnik/v3_99/2_5.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.http://www.crj.ru/
http://www.mzh.ru/
http://www.journalist.r2.ru/
http://www.cjes.ru/
http://www.ruj.ru/
http://www.journ.msu.ru/
http://www.dardolphin.org/
Примечания[1] Каримов И.А. «Узбекистан, устремленный в XXI век». –Т.: Узбекистан, -1999. -С.29-30.[2] Конституция Республики Узбекистан. –Т.: Узбекистан. 1998. –С.22.
Комментариев нет:
Отправить комментарий