МИНИСТЕРСТВА ВЫШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПРОГРАММА
по дисциплине:
«Принципы международной журналистики в рамках международных отношений».
Направление бакалавиата:
(5220500) «Международные отношения»;
(5341100) «Мировая экономическая и международные экономические отношения»;
(5220200) «История зарубежных стран».
(320200) Международная журналистика
Ташкент – 2004
Составитель: Мухаммад аль - Бухари, доктор философии в филологии(DOKTOR OF PHILOSOPHY (Ph.D.) in philology), доцент кафедрой «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ., (журналистика -10.01.10).
Рецензисты: Гафуров С.: доцент, доктор политических наук, декан факультета «Международные отношения, и экономика» ТашГИВ. Ирназаров К.Т.: доцент, доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ им. Мирза Улугбека. Ким В.С.: профессор, доктор политических наук, кафедрой «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на учебно – методическом Совете ТашГИВ
рекомендовано к утверждению постановлением Кординационного Совета.
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
1. Цель и задачи курса «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»:
Характеристика процессов, происходящих в международной журналистике и выявление ее принципов в рамках международных отношений; определение функций, проблем международной журналистики на современном этапе развития; роль международной журналистики в решении международных конфликтов; характеристика истории возникновения и развития международных информационных агентств Великобритании, Франции, Германии, США и России; краткий обзор национальных и специализированных информационных агентств; выявление международной монополии в СМИ; характеристика эволюции возникновения и развития международной прессы в европейских, азиатских, африканских, арабских странах и США; изучение международных теорий журналистики.
Студент должен: -иметь представление:
о развитии системы принципов международной журналистики в рамках международных отношений, ее закономерностях, влияние различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникации и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двусторонний диалог в рамках государственных и международных отношений;
знать и уметь использовать: теоретические понятия, их характеристики в практике работы со СМИ и общественностью в рамках международных отношений;
обладать навыками: научного анализа и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
Курс «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений» является продолжением курсов «Международный обмен информацией в рамках международных отношений», «Теория международных отношений», «Деятельность международных организаций», «Внешняя политика Республики Узбекистан», «Международное право» и другими дисциплинами специальности, а также содержит ряд новых понятий о роли народной дипломатии.
В преподавании курса используются новые технологии – тестовая система оценки знаний студентов при помощи компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, «круглые столы», дебаты и др.).
2. Основная часть.
Тема 1. Международные средства массовой информации: Пресса. Первые газеты. Причины религиозной реформы в XYI-XYIIвв. Роль газет в демократизации общества. Радио. История изобретения радио. Телевидение. Эволюция создания телевидения.
Тема 2. Международная журналистика: Международная информация. Охват различных аспектов международной журналистики. Факторы влияния на общественность. Международное взаимопонимание. Глобальное развитие техники и средств массовой информации.
Тема 3. Функции международной журналистики: Доступность средств массовой информации общественности. Влияние международной информации на принятие каких-либо решений. Освещение политических, экономических, духовных, международных и общественных событий международной журналистикой.
Тема 4. Проблемы международной журналистики: Проблема определения перспектив международных информационных компаний. Нехватка высококвалифицированных специалистов в области коммуникаций и слабая техническая оснащенность. Неподготовленность кадров, специализированных в области местной и международной информации. Роль международных организаций в решении этих проблем.
Тема 5. Международная журналистика и международные конфликты: Состояние военных, экономических, информационных, психологических и людских ресурсов в результате международных конфликтов. Средства массовой информации в роли мобилизации общественного мнения на местном и международном уровне.
Тема 6. Возникновение и развитие международных информационных агентств:
1. Республика Франция: Колыбель информационных агентств. Шарль Гавас – основоположник информационных агентств. Эволюция развития Франс-Пресс. Характеристика деятельности АПФ.
2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Жольенс рейтер. Идея «неполного телеграфа». Учреждение независимого треста цель и задачи информационного агентства Рейтер.
3. Федеративная Республика Германия: Бернард Вольф. Создание информационного агентства ФРГ-ДПА. Место и роль ДПА на информационном рынке Германии. Посредник между правительством и общественностью.
4. Соединенные Штаты Америки: Харбор Ньюс Ассоциэйшн. Нью-Йорк Ассрциэйтед Пресс. Юнайтед Пресс Ассоциэйшн. Интернэшнл Ньюс Сервис. Юнайтед Пресс Интернэшнл. Термины «SNAP», «URGENT».
Российская Федерация: Российское телеграфное агентство. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Новости – дополнение ТАСС. Зависимость ТАСС от КПСС. Распад СССР. Переименование ТАСС в ИТАР-ТАСС.
Тема 7. Национальные информационные агентства, союзы информационных агентств и специализированные информационные агентства: Агентство Син-Хуа. Киодо ньюс сервис. Джи-джи пресс сервис. Иенхаб тхун син. Союз европейских информационных агентств. Союз арабских информационных агентств. Союз азиатских информационных агентств. Хью снун. Фама. Исламское информационное агентство. ANSA. MENA. OPERA MUNDI. FIDES.
Тема 8. Международная монополия в средствах массовой информации: Концентрация процесса международного обмена информацией. Разделение мира на сферы влияния агентствами Гавас, Рейтер и Вольф. Распад международной монополии для развивающихся и бедных стран.
Тема 9. Возникновение и развитие международной прессы в европейских странах и США:
1. Республика Франция: Пресс группы. Ашетт групп. Прувост групп. Амори групп. Робер Эрсан групп. Групп экспресс. Баяр пресс групп. Классификация газет и журналов.
2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Закон об авторском праве(1662г.) появление первых газет и журналов. Совет прессы. Скот-траст. Обзервар-траст. Бивербук-траст. Концентрация прессы. Тираж английской прессы.
3. Федеративная Республика Германия: Первая газета Германии. Немецкое законодательство о средствах массовой информации. Монополия прессы. «Аксель Шпрингер групп». «Хаймрих Бауэр». Характерные черты немецкой прессы.
Соединенные Штаты Америки: Краткий обзор истории развития прессы США. Концентрация прессы. Крупные пресс группы. Объем газет и журналов. Специфика рекламы в американской прессе.
Тема 10. Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки:
Япония: «Nichi Shimbun», «Yomiuri Shimbun», «Osahi Shimbun» - первые газеты Японии. Самая демократическая пресса мира. Информационный рынок Японии. Эксперимент по механическому распространению газет по домам. Китайская народная Республика: Правовые основы деятельности прессы и аудиовизуальных средств в Китае. Зависимость прессы от Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Подготовка редакторов газет и журналов. Массовое чтение газет. Арабская Республика Египет: История прессы Египта. Законодательство о средствах массовой информации. Высший совет по делам прессы и его полномочия. Сегодняшнее положение прессы Египта. Национальные издательства. Южная Корея: Возникновение прессы Южной Кореи бюро по распространению печати. Доходы от рекламы. Объем газет.
Тема 11. Международные теории журналистики: Язык как инструмент выражения идей и обмена мнениями. Революция в области коммуникации и информации. Создание информационной теории. Уровень информационных материалов. Распространение теории информации: Теория абсолютной власти. Теория свободной прессы. Социалистическая теория прессы. Теория общественной ответственности. Теория международной ответственности в журналистике.
3. Рекомендации по практическим занятия, семинарам.
1. Международные средства массовой информации:
1.1 Причины религиозной реформы в XYI-XYIIвв.
1.2. Роль международных средств массовой информации в демократизации общества.
1.3. Средства массовой информации Республики Узбекистан в системе международных СМИ.
1.4. Негативное влияние международных средств массовой информации на формирование общественного мнения.
2. Международная журналистика:
2.1. Определение международного заимопо-нимания.
2.2. Влияние международной журналистики на принятие каких-либо решений.
2.3. Роль международной журналистики в интеграции Республики Узбекистан в мировую информационную систему.
3.Функции международной журналистики:
3.1. Значение международной информации в принятии политических решений.
3.2. Задачи международной журналистики сегодня.
3.3 Аудитория национальных и международных средств массовой информации, их роль в достижении целей внутренней и внешней политики государства.
3.4. Требования к эффективной массовой коммуникации.
4. Проблемы международной журналистики:
4.1. Состояние кадров в области местной и международной информации.
4.2. Трудности решения проблем в области международной журналистики.
4.3. Проблема технической оснащенности средств массовой информации.
4.4. Факторы, тормозящие вступление узбекских средств массовой информации в мировую информационную систему.
4. Международная журналистика и международные конфликты:
5.1. Роль международной журналистики в решении международных конфликтов
5.2. Отражение международных конфликтов в международной журналистике.
5.3. Усилие средств массовой информации Республики Узбекистан за мирное решение международных конфликтов.
5.4. Отражение глобальных международных конфликтов в средствах массовой информации Республики Узбекистан.
5. Возникновение и развитие международных информационных агентств:
6.1. Причины возникновения международного информационного агентства.
6.2. Место и роль международных информационных агентств в мировой информационной системе.
6.3. Влияние международных информационных агентств на другие средства массовой информации.
6.4. Информационное агентство «Жахон» при Министерстве Иностранных Дел Республики Узбекистан в системе международных информационных агентств.
7. Национальные информационные агентства, союзы информационных агентств и специализиро-ванные информационные агентства:
7.1. Цель и задачи специализированных информационных агентств.
7.2. Роль национальных информационных агентств в информировании населения.
7.3. Необходимость союзов информационных агентств в международной информационной системе.
7.4. Краткий обзор деятельности Национального информационного агентства Республики Узбекистан.
8. Международная монополия в средствах массовой информации:
8.1. Причины возникновения международной монополии в средствах массовой информации.
8.2. Цель монополии в международном обмене информацией.
8.3. Негативные и положительные стороны влияния информационной монополии.
8.4. Взаимоотношение средств массовой информации Республики Узбекистан с влиятельными средствами массовой информации Запада и Европы.
8.5. Роль международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ в ослаблении монополии ведущих средств массовой информации.
9. Возникновение и развитие междунаро-дной прессы в европейских странах и США:
9.1. Причины создания информационной прессы в европейских странах и США.
9.2. Эволюция развития международной прессы в странах Европы и США.
9.3. Роль европейской и американской международной прессы в демократизации общества.
9.4. Влияние международной прессы Европы и США на средства массовой информации Республики Узбекистан.
10. Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки:
10.1. Влияние европейской и американской международной прессы на развитие стран Азии и Африки.
10.2. Значение международной прессы стран Азии и Африки в защите прав человека.
10.3. Место азиатской прессы в международном информационном потоке (на примере Японии, Южной Кореи, Китая).
10.4. Место прессы Африки в мировой информационной системе (на примере Арабской Республики Египет).
11. Международные теории журналистики:
11.1 Тенденции развития международной теории журналистики и ее место на современном этапе.
11.2. Теоретическая основа реформ в системе средств массовой информации Республики Узбекистан.
Рекомендации по курсовым работам и проектам.
К теме 1. Значение средств массовой информации и ИНТЕРНЕТ в процессе международного обмена информацией
К теме 2. Международная журналистика в эпохе современной информационной революции.
К теме 3. Современные функции международной журналистики после глобального развития коммуникативной техники.
К теме 4. Основные проблемы международной журналистики и пути их решения.
К теме 5. Историческая роль международной журналистики в наблюдении и поиске приемлемых путей решения международных конфликтов.
К теме 6. Материалы международных информационных агентств как основной источник информации для средств массовой информации и роль международной сети ИНТЕРНЕТ как носителя информации.
К теме 7. Роль национальных агентств, союзов информационных агентств и специализированных агентств в международном обмене информацией.
К теме 8. Роль международной сети ИНТЕРНЕТ в ослаблении монополии и влиянии международных средств массовой информации на международный поток информации.
К теме 9. Значимость средств массовой информации европейских стран и США в процессе международного обмена информацией.
К теме 10. Место средств массовой информации стран Азии и Африки в процессе международного обмена информацией.
К теме 11. Международные теории журналистики на современном этапе
4. Список учебников и учебных пособий.
5.1. Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан.
2. Каримов И.А.: По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. Т.: 1998.
3. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. «Узбекистан». Т.: 1997.
4. Каримов И.А.: Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. Т.: 1997.
5. Каримов И.А.: По пути созидания. Т.4. Т. 1996.
6. Каримов И.А.:УЗБЕКИСТАН: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1996.
7. Каримов И.А.: Наша цель: свободная и процветающая Родина. т,2. «Узбекистан». Т.: 1996.
8. Каримов И.А.: Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: 1993.
9. Каримов И.А.: Не построив новый дом, не разрушай старого. Т.: 1993.
10. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН свой путь обновления и прогресса. Т.: 1992.
11. Алешина И.: Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. М.: «Гном-Пресс», 1997.
12. Ансов И.: Стратегическое управление. /Пер. с англ./. М.: «Прогресс», 1989.
13. Блэк С.: Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ М.: «Новости», 1990.
14. Бурунков А.Ф.: дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М.: «ИНТЕРПРАКС», 1993.
15. Венедиктова В.И.: О деловой этике и этикете. М.: фонд «Правовая культура», 1994.
16. Горский Д.П.: Логика. М.: «Учпедгиз», 1961.
17. Дороти Доти: Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ М.: «Филин», 1996.
18. Замятый Л.: Сотрудничество в области информации. М.: 1982.
19. Касымов А.: Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. Т.: «ТашГИВ», 2000.
20. Касымов А., Васькин И.: Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. Т.: 1994.
21. Касымов Б.: Центральное, региональное сотрудничество в области информации. Т.: 1995.
22. Кашлев Ю.: Массовая информация и международные отношения. М.: 1981.
23. Кашлев Ю., Вачнадзе Г.: Информационный обмен. М., 1993.
24. Колосов Ю.: Новый международный информационный порядок. М.: 1983.
25. Крутских А., Федоров А.: О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
26. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: Политико – правовые основы интиграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. . Т.: «ТашГИВ», 2003.
27. Мухаммад аль-Бухари: Общественные отношения и международный информационный обмен. Т.: «ТашГИВ», 2001.
28. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
29. Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
30. Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика, Т.: журнал «Востоковедение», № 1, 1999.
31. Мухаммад аль-Бухари: Jaxon fxborot agentliklari va xolqaro matbuot. Т.: «ТашГИВ», 2000. (на арабском языке)
32. Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. Т.: «ТашГИВ», 1999. (на арабском языке)
33. Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. Т.: журнал «Узбекистон матбуоти», № 4/2000.
34. Медынский С.Е.: Компонуем кинокадр. М.: «Искусство», 1992.
35. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента. /Пер. с англ./ М.: «Дело», 1992.
36. Невзлин Л.Б.: Паблик рилейшнз – кому это нужно ? Основы учебного курса. М.: «Экономика», 1993.
37. СМИ в Республики Узбекистан. Т.: «Жохон», 1997.
38. Тункин Г.И.: Право и сила в международной системе. М.: 1983.
5.2. Дополнительная литература:
1. Американская Энциклопедия (WORLD BOOR).
2. Вачнадзе Т.: Международный обмен информацией. Тбилиси: 1980.
3. Ворошилов В.В.: Журналистика. Учебник. Санкт-Петербург, 1999.
4. Галушко Р.М.: Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.: 1986.
5. Дипломатический словарь.
6. Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
7. закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18, «Адолат», 1998.
8. Зарубежная печать. Справочник. М.: 1986.
9. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: «Шарк», 1995.
10. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. Т.: «Шарк», 1995.
11. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. Т.: «Шарк», 1995.
12. Справочник Журналиста. М.: 1984.
13. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
14. Энциклопедический словарь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий