МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПРОГРАММА
по дисциплине:
«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СМИ»
Направление бакалавриата: (5310100) - Политология
Ташкент – 2004
Составители: Мухаммад аль - Бухари, доктор философии в филологии(DOKTOR OF PHILOSOPHY (Ph.D.) in philology), доцент кафедры «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ., (журналистика -10.01.10)
Рецензисты: Гафуров С.: доцент, доктор политических наук, декан факультета «Международные отношения и экономика» ТашГИВ. Ирназаров К.Т.: доцент, доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ им Мирзо Улугбека. Ким В.С.: профессор, доктор политических наук кафедры «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на учебно – методическом Совете ТашГИВ
рекомендовано к утверждению постановлением Кординационного Совета.
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
1.1. Цель и задачи курса «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СМИ» - характеристика процессов работы СМИ РУ, происходящих в международных отношениях в результате коренных изменений в современном мире, в конце ХХ века. Определение их места в процессе международного обмена информацией с точки зрения национальной информационной политики.
Демократические преобразования в Республике Узбекистан начались сразу после приобретения независимости в 1991г. В Конституции независимого Узбекистана о средствах массовой информации в ст. 67 говорится следующее: «Средства Массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации. Цензура не допускается»,[1]
О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на VI сессии Олий Мажлиса 29 августа 1996г, сказал: «Огромное значение для демократического развития имеют печать, средства информации. Однако следует признать, что в процессах демократизации не ощущается пока активной роли средств массовой информации. Они еще не заявили о себе как «четвертая власть»[2].
Осуществляемые в республике реформы ставят принципиально новые задачи перед средствами массовой информации. Они должны быть действенным инструментом в формировании нового мышления и сознания у населения, быть свободными, но объективными выразителями мнения и воли людей, если хотите, последовательными и активными защитниками их интересов.
Быть надежным заслоном на пути чиновничьей бюрократии, коррупции, тоталитарной психологии, психологии иждивенчества, стать действенным средством контроля над реализацией законодательных норм, ходом реформ и соблюдением прав человека.
Откровенно говоря, наши печать, телевидение, радио сегодня еще не овладели современными методами и формами работы, еще не соответствуют общепринятым международным нормам. На страницах печати и по телевидению нет глубоких аналитических материалов, серьезных политических, экономических и международных обзоров, нет дискуссий, полемики. Не видны четкая гражданская позиция и лицо отдельных массовых периодических изданий. В основном они выступают в роли вещателей официальной информации.
Ощущается дефицит кадров профессиональных журналистов, политологов, обозревателей. Явно не достает им опыта, чувствуется сила инерции и боязнь взять на себя ответственность. Многие журналисты до сих пор не могут освободиться от старого мышления, им недостаёт решительности и принципиальности в освещении актуальных проблем. Если газета или журнал не в состоянии защитить рядового гражданина от произвола и незаконных действий местных бюрократов, то возникает резонный вопрос с том, нужна ли вообще такая печать?
Следует укрепить правовую базу деятельности средств массовой информации. Олий Мажлису, его комитетам, видимо, требуется еще серьезно поработать над проектами соответствующих законов, в частности, таких, как «О доступе к информации», «О свободе прессы». Принимаемые законодательные нормы, подзаконные акты должны обеспечить свободу слова и печати, создать условия для формирования рынка информации, надежно защитить честь и достоинство журналистов. Создание свободного демократического информационного пространства будет содействовать расширению сети независимых и негосударственных изданий информационных органов.
Мы обязаны коренным образом изменить свое отношение к критическим выступлениям в прессе. Реакция должна быть не в виде административного давления на журналиста и редакцию, как это порой бывает, а, напротив, мы должны всячески поощрять тех, кто помогает нам избавляться от наших недостатков, кто горячо переживает за судьбу нашей страны, за судьбу реформ.
Средства массовой информации обязаны стать активными проводниками курса демократизации, курса реформ, при этом должны быть сами демократичными по своей сути». Выявление Законодательной базы работы в СМИ РУ, и принципов правильного использования информации в интересах процесса демократизации общества. Понятие национальной информационной безопасности, в процессе международного информационного обмена. Определение роли СМИ РУ, в государственной сфере, в общественных организациях. Определение функции рекламы в СМИ РУ.
1.2. Студент должен иметь представление о развитии системы СМИ РУ, и ее закономерностях, влиянии различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний диалог посредством СМИ. В процессе отношения между государственным, общественным и международным СМИ. Функции СМИ РУ в процессе международного обмена информации.
Знать и уметь использовать теоретические понятия, их характеристики в практике ,связь с СМИ РУ в рамках международных отношений. И так же уметь использовать СМИ РУ как источник информации, и трибуну для публикации своих научных трудов и статей.
Обладать навыками научного и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
1.3. Курс «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СМИ» является продолжением других дисциплин специальности, «Международный обмен информацией в рамках международных отношений», так как содержит ряд новых понятий о роли СМИ, деятельности СМИ, информационной политики Республики Узбекистан.
1.4. Новые технологии в преподавании предмета: тестовая система оценки знаний студентов с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, круглые столы, дебаты и др.).
1.5 Семестры и методические указания преподавания предмета: 7-8 ой семестр бакалавра.
2. Основная часть.
2.1. Содержание предмета:
Тема – 1. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане:
О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества.
Тема – 2. «Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов:
В общетеоретических чертах и свойствах журналистика рассматривается: Как особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений; Как вид общественно–политической, информационной, идеологической, организационной, творческой деятельности; Как система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным законам в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге; Как совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для организации функционирования журналистики; Как система специфических средств (печать, радио, телевидение), использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой деятельности. В связи с тем, что СМИ работают не только в пределах данного государства, но и проникают через государственные границы, возникает ряд международно-правовых проблем.
Тема – 3. Информационный центр аппарата Президента РУ:
Основные задачи возложены на Информационный центр доведения до населения страны и мировой общественности через средства массовой информации Указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, сути всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
Тема – 4. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ.
Основные задачи, возложенные на Информационное агентство “ЖАХОН” при Министерстве иностранных дел РУ: Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана; Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото– и аудиовизуальной продукции, раскрывающих потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества; Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном.
Тема – 5. Информационное агентство «УзА»:
История и основные задачи, возложенные на Информационное агентство «УзА»: Главной задачей УзА является сбор и представление информации СМИ государственным органам, учреждениям, предприятиям и организациям, общественным объединениям, а также наемным лицам в республике и за ее пределами. УзА распространяет официальные документы, заявления и сообщения Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его Президиума, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, касающихся оценки общественно-политических и других событий.
Тема – 6. Телерадиокомпания Узбекистана:
История и основные задачи, возложенные на телерадиокомпанию Узбекистана: Осуществляет телерадиовещание на территории страны и за ее пределами; Дает всестороннюю информацию о Республике Узбекистан, ее внутренней и внешней политике, о процессах, происходящих в республике, реакции на них за ее пределами, а также о событиях и процессах за рубежом; Распространяет официальные сообщения о деятельности органов государственной власти и управления Республики Узбекистан, разъясняет принимаемые ими решения, анализирует поступающие на них отклики и т.д.
Тема – 7. Периодическая печать РУ:
История развития периодической печати РУ, и ее положения после приобретения РУ независимости.
Тема – 8. Законодательство РУ «О СМИ»:
Закон РУ «О СМИ»: Средства массовой информации. Свобода средств массовой информации. Свобода слова. Недопустимость цензуры. Язык средств массовой информации. Недопустимость злоупотребления в использовании средств массовой информации. Редакция средств массовой информации. Сотрудник редакции. Журналистское расследование. Нераскрытие источника информации. Право на учреждение средств массовой информации. Регистрация средств массовой информации. Заявление о регистрации средства массовой информации. Распространение информации без регистрации. Отказ от регистрации средства массовой информации. Прекращение выпуска или издания средства массовой информации. Порядок обжалования и отказа в регистрации средства массовой информации или решения о прекращении его деятельности. Устав (положение) средства массовой информации. Редактор (главный редактор) и редакционная коллегия средства массовой информации. Участие спонсоров в средствах массовой информации. Выходные данные. Контрольные и обязательные экземпляры. Хранение материалов теле – радиопередач. Порядок распространения продукции средств массовой информации. Публикация официальных сообщений, информации и объявлений. Использование авторских материалов и писем. Право на опровержение и ответ. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Деятельность представительств и представителей иностранных средств массовой информации в Республики Узбекистан. Международные договора.
Основные правила, регулирующие на территории РУ профессиональную деятельность корреспондентов СМИ иностранных государств: Открытие корреспондентского пункта. Визовые вопросы и легализация пребывания иностранных корреспондентов в Республике Узбекистан. Аккредитование иностранных корреспондентов. Основные права и обязанности иностранных корреспондентов. О доступе к источникам информации. О передвижении иностранных корреспондентов по территории Республики Узбекистан. Технические сотрудники и обслуживающий персонал.
Закон РУ об издательской деятельности: Законодательство об издательской деятельности. Свобода издательской деятельности. Недопустимость цензуры. Недопустимость злоупотребления свободой издательской деятельности. Государственная регистрация и лицензирование. Регистрация и получение лицензии. Регистрационный и лицензионный сборы. Учредитель. Издатель. Порядок распространения издательской продукции. Выходные данные. Авторские издания. Льготные издания. Вывоз и ввоз издательской продукции. Прекращение издательской деятельности. Ответственность за нарушение требований законодательства об издательской деятельности.
Закон республики Узбекистан об авторском праве и смежных правах: Основные понятия: Автор. Запись. Исполнитель. Опубликование (обнародование, выпуск в свет). Произведения декоративно-прикладного искусства. Фонограмма. Экземпляр произведения. Экземпляр фонограммы. Законодательство Республики Узбекистан об авторском праве и смежных правах; Международные договоры. АВТОРСКОЕ ПРАВО: Сфера действия авторского права. Произведения, охраняемые авторским правом (объекты авторского права). Виды объектов авторского права. Части произведения и производные произведения. Произведения и подобные им результаты деятельности, не являющиеся объектами авторского права. Права на проекты официальных документов, символов и знаков. Автор произведения. Презумпция авторства. Соавторство. Авторы фильма. Авторы производных произведений. Права лиц, организующих создание произведений. Авторы интервью. Знаки охраны авторского права. Личные неимущественные права автора. Право авторства. Право на авторское имя. Право на неприкосновенность произведения. Право на опубликование произведения. Право автора на использование произведения. Депонирование произведений. Распоряжение правом на использование произведения. Право доступа к произведениям изобразительного искусства. Ограничения авторских прав. Воспроизведение чужого произведения в личных целях. Свободное использование произведений с указанием имени автора. Использование произведений путем репродуцирования. Свободное использование произведений постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения. Свободное публичное исполнение произведений. Свободное воспроизведение произведений для судебных целей. Свободная запись произведений организациями эфирного вещания в целях краткосрочного пользования. Ограничение прав лица, владеющего экземпляром программы для ЭВМ или базы данных. Право на служебное произведение. Действие авторского права на территории Республики Узбекистан. Начало действия авторского права. Срок действия авторского права. Переход произведения в общественное достояние. Авторский договор. Условия авторского договора. Форма авторского договора. Ответственность по авторскому договору. Срок действия авторского лицензионного договора. Управление авторскими правами. Ответственность за неправомерное использование произведения без договора. СМЕЖНЫЕ ПРАВА: Объект смежных прав. Субъекты смежных прав. Знаки охраны смежных прав. Права исполнителя. Действие прав исполнителя. Использование исполнения. Распоряжение правом на использование исполнения. Права лица, создавшего запись исполнения. Вознаграждение за использование записи исполнителя. Действие прав создателя записи исполнения. Права организации эфирного вещания. Действие прав организации эфирного вещания. Права организации кабельного вещания. Ограничения прав исполнителя, создателя записи исполнения организацией эфирного или кабельного вещания. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об использовании смежных прав и за неправомерное использование произведения без договора.
Закон РУ о гарантиях и свободе доступа к информации: Цель закона. Законодательство о гарантиях и свободе доступа к информации. Гарантия доступа к информации. Основные принципы свободы доступа к информации. Запрос на получение информации. Формы запроса и сроки рассмотрения. Обеспечение доступа к информации. Предоставление информации и ее оплата. Информация, не подлежащая предоставлению. Неразглашение источника информации. Ответственность за достоверность информации. Право обжалования. Ответственность за нарушение права на информацию. Международные договоры в области гарантий и свободы доступа к информации.
Закон РУ «о защите профессиональной деятельности журналиста»: Цель Закона. Законодательство о защите профессиональной деятельности журналиста. Журналист. Недопустимость цензуры. Права журналиста. Обязанности журналиста. Журналистская тайна. Неприкосновенность журналиста. Журналистское расследование. Гарантии профессиональной деятельности журналиста. Аккредитация журналиста. Деятельность журналиста Республики Узбекистан за рубежом и иностранного журналиста в Республике Узбекистан. Прекращение аккредитации иностранного журналиста. Ответственность за нарушение законодательства о защите профессиональной деятельности журналиста. Ответственность журналиста. Международные договоры.
Закон РУ «О РЕКЛАМЕ»: Цель и задачи настоящего закона. Сфера применения настоящего закона. Законодательство о рекламе. Основные понятия: Реклама Рекламодатель. Производитель рекламы. Распространитель рекламы. Потребитель рекламы. Рекламные средства. Продукция. Язык рекламы. Основные требования к рекламе. Ограничение рекламы, рассчитанной на несовершеннолетних. Права и обязанности рекламодателя. Права и обязанности производителя и распространителя рекламы. Авторское право на рекламу. Идентификация рекламы. Спонсорство. Недостоверная реклама. Скрытая реклама. Сравнительная реклама. Социальная рекламная информация. Реклама на телевидении и радио. Реклама в печатных средствах массовой информации. Реклама с использованием телефонной и документальной электросвязи. Внешняя реклама. Реклама на транспорте и почтовых отправлениях. Реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств косметики и бытовой химии. Реклама табачных изделий и алкогольных напитков. Реклама оружия. Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения. Сроки хранения материалов рекламы. Доступ к документам и материалам рекламной информации. Контр реклама. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Разрешение споров.
Тема – 9. международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности. Государственные функции. Политика национальной безопасности. Политический аспект. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная дипломатическая деятельность. Экономический аспект. Военный аспект.
Тема – 10. Правильное использование информации государственными органами.
Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации. Принципы дипломатической неприкосновенности. Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых стран. Необходимые условия для секретной информации. Проблемы политической информации.
Тема – 11. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена.
Понятие связь с общественностью. Профессионально - специализированная работа. Всеобъемлющее общественное значение. Роль специалиста в связи с общественностью.
Тема – 12. Роль связи с общественностью.
Значение связи с общественностью в государственной сфере, в области государственных и общественных организаций на примере практики США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Узбекистана.
Тема – 13. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации. Связь с общественностью и СМИ. Значение и роль международной связи с общественностью. Необходимость работы с общественностью.
Тема – 14. Реклама как функция международного обмена информации.
Основные задачи и цели международной рекламы. Глобальное развитие СМИ и международной рекламы.
Тема – 15. Информационное планирование и международные информационные компании. Основа информационного планирования. Теоретическая часть информационного плана. Практическая часть информационного плана.
3. Рекомендации по практическим занятия, семинарам.
Тема – 1. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане:
1.1. Роль и значение СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества.
1.2. Принципиально новые задачи средств массовой информации РУ в ходе осуществляемых в республике реформ.
1.3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на VI сессии Олий Мажлиса 29 августа 1996г О значении СМИ в демократических преобразованиях узбекского общества, и обращение к работникам печати и средств массовой информации 27 июня 2001 г.
1.4. Деятельность СМИ в суверенном Узбекистане.
Тема – 2. «Журналистика и международное право массовой информации. Международно-правовой статус журналистов:
2.1. Общетеоретические черты и свойства журналистики.
2.2. Резолюция Лиги Наций «О деятельности СМИ».
2.3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О деятельности СМИ».
2.4. Декларация ЮНЕСКО 1978 года об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания
Тема – 3. Информационный центр аппарата Президента РУ:
3.1. Основные задачи Информационного центра аппарата Президента РУ.
Тема – 4. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ:
4.1. Основные задачи Информационного агентства “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ.
4.2. Деятельность Информационного агентства “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ в суверенном Узбекистане.
4.3. Информационное агентство “ЖАХОН”, при Министерстве иностранных дел РУ и СМИ.
Тема – 5. Информационное агентство «УзА»:
5.1. Информационное агентство «УзА» до обретения независимости РУ.
5.2. Деятельность Информационного агентства «УзА» в суверенном Узбекистане.
5.3. Основные задачи Информационного агентства «УзА» сегодня.
Тема – 6. Телерадиокомпания Узбекистана:
6.1. Основные задачи Телерадиокомпании Узбекистана.
6.2. Телерадиокомпания Узбекистана до независимости РУ.
6.3. Деятельность Телерадиокомпании Узбекистана сегодня.
Тема – 7. Периодическая печать РУ:
7.1. Периодическая печать Центральной Азии после завоевания и присоединения Туркестана к России.
7.2. Узбекская национальная печать Узбекской ССР.
7.3. Основные задачи печати независимого Узбекистана.
7.4. Деятельность печати Узбекистана сегодня.
Тема – 8. Законодательство РУ «О СМИ»:
8.1. Закон РУ «О СМИ».
8.2. Основные правила, регулирующие на территории РУ профессиональную деятельность корреспондентов СМИ иностранных государств.
8.3. Закон РУ об издательской деятельности.
8.4. Закон республики Узбекистан об авторском праве и смежных правах.
8.5. Закон РУ о гарантиях и свободе доступа к информации.
8.6. Закон РУ «о защите профессиональной деятельности журналиста».
8.7. Закон РУ «О РЕКЛАМЕ».
Тема – 9. международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности.
9.1. Государственные функции.
9.2. Понятие политики национальной безопасности.
9.3. Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика государства.
9.4. Принципы внешней политики Республики Узбекистан.
Тема – 10. Правильное использование информации государственными органами.
10.1. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
10.2. Принципы дипломатической неприкосновенности.
10.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
10.4. Проблемы получения информации и их решения.
Тема – 11. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена.
11.1. Определение значения и содержания международной связи с общественностью.
11.2 Функции специалиста по международным связям с общественностью.
11.3. Информационные функции связи с международной общественностью.
Тема – 12. Роль связи с общественностью.
12.1. Сфера деятельности работы с общественностью.
А. В правительственной системе;
Б. В государственных учреждениях и организациях.
12.2. Значение специалиста в связи с общественностью.
12.3. Связь с общественностью в развитых странах мира.
Тема – 13. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации.
13.1. Международная связь с общественностью- одна из функций международной организации.
13.2 Взаимоотношение Международной связи с общественностью и СМИ.
13.3. Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.
Тема – 14. Реклама как функция международного обмена информации.
14.1. Отличие местной рекламы от международной.
14.2. Функции и задачи международной рекламы.
14.3. Международная реклама и защита национальной культуры.
14.4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
Тема – 15. Информационное планирование и международные информационные компании.
15.1. Понятие информационного планирования.
15.2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
15.3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
4. Рекомендации по курсовым работам и проектам.
1. влияние процессов демократических преобразований на СМИ Республики Узбекистан.
2. Основные направления информационной политики Республики Узбекистан.
3. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республики Узбекистан.
4. Попытки ООН и других международных организаций в решении проблем по международному информационному обмену.
5. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7. Место и роль ИА «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан в системе СМИ РУ, в информировании населения.
8. Место и роль ИА «УзА» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
9. Место и роль «РАДИОВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
10. Место и роль «ТЕЛЕВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
11. Место и роль «ПРЕССЫ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
12. Характеристика и направленность периодической печати РУ.
13. Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связях с зарубежными государствами.
14. Взаимоотношение местной и международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
15. Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан.
16. СМИ в законодательстве РУ.
17. Издательская деятельность в законодательстве РУ.
18. Авторские права и смежные права в законодательстве РУ.
19. Гарант и свобода доступа к информации в законодательстве РУ.
20. о мерах по организации разработки программы развития компьютерных и информационных технологий в РУ, и обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «ИНТЕРНЕТ».
21. Деятельность иностранных журналистов в РУ.
22. влияние процессов международного информационного обмена на Республику Узбекистан.
23. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан в рамках международного обмена информацией.
24. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республике Узбекистан.
25. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
26. Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном информационном обмене (на примере деятельности ИА «ЖОХОН»).
27. Роль и функции Совета Общества Дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами по международным связям с общественностью.
28. Роль связи с общественностью в государственных и правительственных организациях Республики Узбекистан.
29. Роль информационных агентств «ЖОХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связях с зарубежными государствами.
30. Взаимоотношение международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
31. Основные принципы политики информационного планирования Республики Узбекистан.
5. Список учебников и учебных пособий.
5.1. Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан.
2. Каримов И.А.: По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. Т.: 1998.
3. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. «Узбекистан». Т.: 1997.
4. Каримов И.А.: Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. Т.: 1997.
5. Каримов И.А.: По пути созидания. Т.4. Т. 1996.
6. Каримов И.А.:УЗБЕКИСТАН: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1996.
7. Каримов И.А.: Наша цель: свободная и процветающая Родина. т,2. «Узбекистан». Т.: 1996.
8. Каримов И.А.: Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: 1993.
9. Каримов И.А.: Не построив новый дом, не разрушай старого. Т.: 1993.
10. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН свой путь обновления и прогресса. Т.: 1992.
11. Алешина И.: Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. М.: «Гном-Пресс», 1997.
12. Ансов И.: Стратегическое управление. /Пер. с англ./. М.: «Прогресс», 1989.
13. Блэк С.: Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ М.: «Новости», 1990.
14. Бурунков А.Ф.: дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М.: «ИНТЕРПРАКС», 1993.
15. Венедиктова В.И.: О деловой этике и этикете. М.: фонд «Правовая культура», 1994.
16. Горский Д.П.: Логика. М.: «Учпедгиз», 1961.
17. Дороти Доти: Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ М.: «Филин», 1996.
18. Замятый Л.: Сотрудничество в области информации. М.: 1982.
19. Касымов А.: Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. Т.: «ТашГИВ», 2000.
20. Касымов А., Васькин И.: Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. Т.: 1994.
21. Касымов Б.: Центральное, региональное сотрудничество в области информации. Т.: 1995.
22. Кашлев Ю.: Массовая информация и международные отношения. М.: 1981.
23. Кашлев Ю., Вачнадзе Г.: Информационный обмен. М., 1993.
24. Колосов Ю.: Новый международный информационный порядок. М.: 1983.
25. Крутских А., Федоров А.: О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
26. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: Политико – правовые основы интиграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. . Т.: «ТашГИВ», 2003.
27. Мухаммад аль-Бухари: Общественные отношения и международный информационный обмен. Т.: «ТашГИВ», 2001.
28. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
29. Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
30. Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика, Т.: журнал «Востоковедение», № 1, 1999.
31. Мухаммад аль-Бухари: Jaxon axborot agentliklari va xolqaro matbuot. Т.: «ТашГИВ», 2000. (на арабском языке)
32. Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. Т.: «ТашГИВ», 1999. (на арабском языке)
33. Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. Т.: журнал «Узбекистон матбуоти», № 4/2000.
34. Медынский С.Е.: Компонуем кинокадр. М.: «Искусство», 1992.
35. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента. /Пер. с англ./ М.: «Дело», 1992.
36. Невзлин Л.Б.: Паблик рилейшнз – кому это нужно ? Основы учебного курса. М.: «Экономика», 1993.
37. СМИ в Республики Узбекистан. Т.: «Жахон», 1997.
38. Тункин Г.И.: Право и сила в международной системе. М.: 1983.
5.2. Дополнительная литература:
1. Американская Энциклопедия (WORLD BOOK).
2. Вачнадзе Т.: Международный обмен информацией. Тбилиси: 1980.
3. Ворошилов В.В.: Журналистика. Учебник. Санкт-Петербург, 1999.
4. Галушко Р.М.: Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.: 1986.
5. Дипломатический словарь.
6. Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
7. закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18, «Адолат», 1998.
8. Зарубежная печать. Справочник. М.: 1986.
9. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: «Шарк», 1995.
10. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. Т.: «Шарк», 1995.
11. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. Т.: «Шарк», 1995.
12. Справочник Журналиста. М.: 1984.
13. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
14. Энциклопедический словарь.
[1] Конституция Республики Узбекистан – Ташкент: Узбекистан, 1998 стр. 22
[2] «Народное слово» – 1996 –30 авг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий