МИНИСТЕРСТВА ВЫШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПРОГРАММА по дисциплине:
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Направление бакалавиата:
(5220500) «Международные отношения».
(5341100) «Мировая экономика и международные экономические отноше-ния».
(5220200) «История зарубежных стран».
( 320200 ) «Международная журналистика»
Ташкент – 2004
Составитель: Мухаммад аль - Бухари, доктор философии в филологии(DOKTOR OF PHILOSOPHY (Ph.D.) in philology), доцент кафедрой «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ., (журналистика -10.01.10)
Рецензисты: Гафуров С.: доцент, доктор политических наук, декан факультета «Международные отношения, и экономика» ТашГИВ. Ирназаров К.Т.: доцент, доктор исторических наук, декан факультета журналистики НУУ им. Мирза Улугбека. Ким В.С.: профессор, доктор политических наук, кафедрой «Международные отношения, политология и право» ТашГИВ.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на учебно – методическом Совете ТашГИВ. рекомендовано к утверждению постановлением Кординационного Совета.
СОСТАВ ПРОГРАММЫ
1. Введение.
1.1.Цель и задачи курса: «МЕЖДУНАРОДНЫИ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ» - характеристика процессов работы компьютерных сетей, спутниковых телеканалов и других средств массовой коммуникации чтобы использовать международную информацию для полезного общения и обмена. Изучение проблем коммуникации и международного обмена информации, напрямую связывающую с исследованием проблем самой информации. Характеристика международной журналистике: печать, радио, телевидение - функции, проблемы и перспективы международной журналистики. Международный обмен информацией в рамках международных отношений и государственной внешней политики. Проблемы международного обмена информации и его роль в международном взаимопонимании. Международный поток информации и его роль в международном сотрудничестве и формировании общественного мнения, а также эффективность международного обмена информации с технической и культурной сторон. Краткий обзор наиболее распространенным в мире теориям журналистики.
1.2. Студент должен: иметь представление: о развитии системы МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ее закономерностях, влияние различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках государственных и международных отношениях. - знать и уметь использовать: теоретические понятия, их характеристики в практике работы со СМИ и в рамках народной дипломатии и международных отношениях. - обладать навыками: научного анализа и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
1.3. Курс «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ» является продолжением курса: "Теория международных отношений", т. к. Содержит ряд новых понятий о роли народной дипломатии и СМИ, "Деятельность международных организаций", "Внешняя политика Республики Узбекистан", "Международное право" и другими дисциплинами специальности.
1.4. В преподавании курса используются новые технологии - тестовая система оценки знаний студентов с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний /викторины, "круглые столы", дебаты и др./.
2. Основная часть. Содержание предмета;
Тема -1. Международный обмен информацией в рамках внешней государственной политики:
Международная журналистика разных стран мира в рамках международных отношений и её роль в рамках государственной внешней политики. Факторы, составляющие внешнюю политику: внутренние, региональные и международные. Роль и значение ИНТЕРНЕТ в процессах международного обмена информацией в рамках внешней государственной политики. Анализ понятия «технологическая революция». Определение понятия «международная информация».
Тема - 2. Функции международного обмена информацией:
Место и роль международной информации в определении внешней политики в государстве. Достижение непосредственной коммуникации с народными массами через СМИ. Представление государства с помощью международной информации, к которому она относится. Роль международной информации в принятии политических решений.
Тема- 3. Международный обмен информа-цией как одна из функций международных организаций:
Проблема международного обмена информацией, коммуникации и свободного потока информации, мирного сотрудничества между народами. Роль ООН и ЮНЕСКО в решении проблемы международного обмена информацией. Характеристика специализированным организациям по международному обмену информацией: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС),Всемирный почтовый союз ВИС), Международная организация навигационной коммуникации через спутниковую связь (ИНМАРСАТ), Международная организация радиовещания и телевидения (МОРТ), Международная организация электронной коммуникации через спутниковую связь (ИНТЕЛСАТ), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация журналистов (МОЖ) и д.р.
Тема- 4. Международный обмен информацией и международное взаимопонимание:
Определение международного взаимопонимания посредством международного обмена информацией. ЭСПЕРАНТО как средство интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами. Международный обмен информацией -один из тормозящих факторов в международном взаимопонимании.
Тема- 5. Проблемы международного обмена информацией:
Политические препятствия в процессемеждународного обмена информацией. Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией. Особенности международного обмена информацией. Монополия в международном обмене информацией. Влияние международного обмена информацией на принятие решений.
Тема- 6. Международный поток информации с точки зрения анализа содержания:
Исследование Джона Джалтунг, направленное на изучение международного потока информации. Роль и значение телеграфных агентств в международном обмене информацией и международном информационном потоке. Влияние международного потока информации через спутниковое телевидение. ИНТЕРНЕТ-центр накопления информации.
Тема- 7. Международный обмен информацией и формирование мнения:
Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Причины формирования негативного представления у общественности. Влияние международной информации, полученной с Запада, на политические и экономические взгляды другой страны.
Тема- 8. Международный обмен информацией и международное сотрудничество:
Причины создания новой международной системы в международном обмене информацией. Характеристика международных телеграфных агентств. Роль международных информационных агентств в достижении экономического, общественного и научного развития. Значение телеграфных агентств развивающихся стран в сети распространения информации.
Тема- 9. Методы, способы и технология международных средств массовой информации:
Цели методов, применяемых в информационно-пропагандистских кампаниях. «Метод повторения». «Метод преувеличения». Метод косвенных нападок. Средства массовой информации и их связь с аудиторией. Язык и стиль международных средств массовой информации.
Тема- 10. Культурные стороны международного обмена информацией:
Культурная международная пропаганда. Культурная колонизация развитыми странами мира других государств. Культурное подчинение и распространение культурного производства. Недостатки и преимущества культурных сторон международного обмена информацией.
Тема- 11. Эффективность международного обмена информацией:
Процесс подготовки международной информации для формирования общественного мнения. Дедуктивный метод. Индуктивный метод: A) коммуникатор; Б) информационный материал; B) средства коммуникации; Г) аудитория.
Тема- 12. Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
Процесс коммуникации. Теория эффективности коммуникации Аристотеля. Коммуникативная ситуация Ибн Халдуна. Теория коммуникации Колина. Теория Стивенсона. Коммуникативная ситуация Лазара Свилина. Теория коммуникации Эсфероса. Теория Вифера и Шеннона, определяющая связь между субъектом и объектом. Теория Ходента.
Тема- 13. Международный обмен информацией и международные конфликты:
Международные конфликты. Роль средств массовой информации в разрешении международных конфликтов. Мобилизация общественного мнения на местном и международном уровне. Анализ и объяснение всех аспектов международных конфликтов, их причин средствами массовыми информации. Тон и характер СМИ в изложении сути вопроса.
3. Рекомендации по практическим занятия, семинарам.
I. Международный обмен информацией в рамках внешне государственной политики:
1.1. Роль международной журналистики и международного обмена информацией в рамках международных отношений и внешней государственной политики.
1.2. Интерпретация понятия«Технологическая революция».
1.3. Значение Интерната в процессах международного обмена информацией в рамках внешней государственной политики.
1.4. Информационное агентство «Жахон» при Министерстве иностранных дел Узбекистан в системе международного обмена информацией в рамках международных отношений.
II. Функции международного обменаинформацией:
2.1. Значение международной информации в принятии политических решений.
2.2. Факторы создания эффективной информатизации.
2.3. Роль информационного центра аппарата Президента Республики Узбекистан в определении внешней политики государства.
2.4. Место национальных средств массовой информации в международных отношениях.
III. Международный обмен информацией какодна из функций международных организаций:
3.1. Способы разрешения проблемы международного обмена информацией, коммуникации и свободного потока информации.
3.2. Роль ООН и специализированных организаций в решении проблемы международного обмена информацией.
3.3. Деятельность представительства ЮНЕСКО в Ташкенте в процессе международного обмена информацией, особенно Узбекистан и другими странами мира.
IV. Международный обмен информацией имеждународное взаимопонимание:
4.1. Определение международного взаимопонимания посредством международного обмена информацией.
4.2. Факторы, тормозящие международное взаимопонимание.
4.3. Роль СМИ Узбекистан в интеграции республики в мировое сообщество.
4.4.Эсперанто как средство интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами.
V. Проблемы международного обменаинформацией:
5.1. Определение политических и экономических препятствий в процессе международного обмена информацией.
5.2. Особенности и проблема монополии международного обмена информацией.
5.3. Влияние международного обмена информацией на принятие решений.
5.4. Пути решения проблем международного обмена информацией в Республике Узбекистан.
VI. Международный поток информации с точки зрения анализа содержания:
6.1. Интерпретация международного информационного потока.
6.2. Исследование Джоан Джалтунг по определению направленности Международного информационного потока.
6.3. Причины, замедляющие процесс международного обмена информацией.
6.4. Место средств массовой информации Узбекистан в международном информационном потоке.
VII. Международный обмен информацией и формирование мнения:
7.1. Роль средств массовой информации в формировании негативного представления у общественности.
7.2. Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие общества.
7.3. Влияние международного обмена информацией на формирование общественного мнения.
7.4. Эффективность международных средств массовой информации Узбекистан в формировании мнения о коренных реформах в республике.
VIII. Международный обмен информацией и международное сотрудничество:
8.1. Значение международных телеграфных агентств в международном обмене информацией.
8.2. Определение международных телеграфных агентств в мировой информационной системе.
8.3. Причины создания новой информационной системы.
8.4. Роль информационного агентства «Жахон», информационного центра аппарата Президента Республики Узбекистан и Национального пресс-центра в системе международного обмена информацией.
IX. Методы, способы и технология международных средств массовой информации:
9.1. Методы, применяемые в информационно-пропагандистских кампаниях.
9.2. Значение методов «повторения», «преувеличения» и косвенных нападок.
9.3. Необходимость использования ложных фактов в деятельности международных средств массовой информации.
9.4. Методы, способы и технология работы международных средств массовой информации Республики Узбекистан.
X. Культурные стороны международного обмена информацией:
10.1. Интерпретация культурной колонизации.
10.2. Цель и задачи культурно-пропагандистских кампаний через международные средства массовой информации.
10.3. Проблемы информационно-культурных организаций.
10.4. Место и роль информационно-культурных международных организаций в строительстве демократического общества в Республике Узбекистан.
XI. Эффективность международного обмена информацией:
11.1. Значение эффективности международного обмена информацией.
11.2. Индуктивный и дедуктивный методы эффективности международного обмена информацией.
11.3. Эффективность материалов корреспондентов информационного агентства«Жахон», публикуемых в средствах массовой информации Республики Узбекистан.
11.4. Методы, используемые для измерения отражения международных информационных агентств.
XII. Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
12.1. Определение процесса коммуникации.
12.2. Зарубежные учёные о коммуникативной ситуации.
12.3. Информационный объект. Информационны й субъект.
12.4. Международная компьютерная сеть «ИНТЕРНЕТ».
XIII. Международный обмен информацией и международные конфликты:
13.1. Роль международного обмена информацией в решении международных конфликтов.
13.2. Отражение международных конфликтов в международных средствах массовой информации.
13.3. Усилие средств массовой информации Республики Узбекистан за мирное решение международных конфликтов.
13.4. Отражение глобальных международных конфликтов в средствах массовой информации Республики Узбекистан.
4. Рекомендации по курсовым работам и проектам.
К теме I. Средства массовой информации Республики Узбекистан в рамках внешней государственной политики и их роль в налаживании дипломатических отношений.
К теме II. Функции информационного центра аппарата Президента Республики Узбекистан, информационного агентства «Жахон» при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан и Национального информационного агентства Узбекистана (Уз А) в процессе международного обмена информацией.
К теме III. Деятельность международных организаций в международном обмене информацией (на примере деятельности ООН, ЮНЕСКО).
К теме IV. Эсперанто как средство международного взаимопонимания и интеллектуального обмена между народами.
К теме V. Пути решения проблем международного обмена информацией в средствах массовой информации Республики Узбекистан.
К теме VI. Средства массовой информации Республики Узбекистан в системе международного информационного потока и международного обмена информацией.
К теме VII. Значение узбекских средств массовой информации в формировании общественного мнения и строительстве гражданского общества.
К теме VIII. Роль средств массовой информации Республики Узбекистан в процессе международного сотрудничества.
К теме IX. Методы, способы и технология информационно- пропагандистских кампаний средств массовой информации Республики Узбекистан.
К теме X. Влияние информационно-культурных организаций (Альянс Франсэз, Акселе, Бритиш Кансуэл) на формирование общественного мнения в Республике Узбекистан.
К теме XI. Участие средств массовой информации Республики Узбекистан в формировании позиций в отношении основных проблем и эффектов в процессе экономических, политических, духовных и общественных реформах в республике в мышлении зарубежной аудитории.
К теме XII. Координация работ средств массовой информации Республики Узбекистан в процессе массовой коммуникации.
К теме XIII. Позиции Республики Узбекистан в отражении средств массовой информации к афганской проблеме, мирный процесс на Ближнем Востоке, Пакистано-Индийский конфликт и другие.
5. Список учебников и учебных пособий.
5.1. Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан.
2. Каримов И.А.: По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. Т.: 1998.
3. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. «Узбекистан». Т.: 1997.
4. Каримов И.А.: Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. Т.: 1997.
5. Каримов И.А.: По пути созидания. Т.4. Т. 1996.
6. Каримов И.А.:УЗБЕКИСТАН: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1996.
7. Каримов И.А.: Наша цель: свободная и процветающая Родина. т,2. «Узбекистан». Т.: 1996.
8. Каримов И.А.: Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: 1993.
9. Каримов И.А.: Не построив новый дом, не разрушай старого. Т.: 1993.
10. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН свой путь обновления и прогресса. Т.: 1992.
11. Алешина И.: Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. М.: «Гном-Пресс», 1997.
12. Ансов И.: Стратегическое управление. /Пер. с англ./. М.: «Прогресс», 1989.
13. Блэк С.: Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ М.: «Новости», 1990.
14. Бурунков А.Ф.: дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М.: «ИНТЕРПРАКС», 1993.
15. Венедиктова В.И.: О деловой этике и этикете. М.: фонд «Правовая культура», 1994.
16. Горский Д.П.: Логика. М.: «Учпедгиз», 1961.
17. Дороти Доти: Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ М.: «Филин», 1996.
18. Замятый Л.: Сотрудничество в области информации. М.: 1982.
19. Касымов А.: Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. Т.: «ТашГИВ», 2000.
20. Касымов А., Васькин И.: Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. Т.: 1994.
21. Касымов Б.: Центральное, региональное сотрудничество в области информации. Т.: 1995.
22. Кашлев Ю.: Массовая информация и международные отношения. М.: 1981.
23. Кашлев Ю., Вачнадзе Г.: Информационный обмен. М., 1993.
24. Колосов Ю.: Новый международный информационный порядок. М.: 1983.
25. Крутских А., Федоров А.: О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
26. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: Политико – правовые основы интиграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. . Т.: «ТашГИВ», 2003.
27. Мухаммад аль-Бухари: Общественные отношения и международный информационный обмен. Т.: «ТашГИВ», 2001.
28. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
29. Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
30. Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика, Т.: журнал «Востоковедение», № 1, 1999.
31. Мухаммад аль-Бухари: Jaxon аxborot agentliklari va xolqaro matbuot. Т.: «ТашГИВ», 2000. (на арабском языке)
32. Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. Т.: «ТашГИВ», 1999. (на арабском языке)
33. Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. Т.: журнал «Узбекистон матбуоти», № 4/2000.
34. Медынский С.Е.: Компонуем кинокадр. М.: «Искусство», 1992.
35. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента. /Пер. с англ./ М.: «Дело», 1992.
36. Невзлин Л.Б.: Паблик рилейшнз – кому это нужно ? Основы учебного курса. М.: «Экономика», 1993.
37. СМИ в Республики Узбекистан. Т.: «Жохон», 1997.
38. Тункин Г.И.: Право и сила в международной системе. М.: 1983.
5.2. Дополнительная литература:
1. Американская Энциклопедия (WORLD BOOR).
2. Вачнадзе Т.: Международный обмен информацией. Тбилиси: 1980.
3. Ворошилов В.В.: Журналистика. Учебник. Санкт-Петербург, 1999.
4. Галушко Р.М.: Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.: 1986.
5. Дипломатический словарь.
6. Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
7. закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18, «Адолат», 1998.
8. Зарубежная печать. Справочник. М.: 1986.
9. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: «Шарк», 1995.
10. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. Т.: «Шарк», 1995.
11. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. Т.: «Шарк», 1995.
12. Справочник Журналиста. М.: 1984.
13. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
14. Энциклопедический словарь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий