МИНИСТЕРСТВО ВЫШЕГО И СРЕДНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Кафедр. “Международное отношение”
доктор Мухаммад аль-Бухари
Содержание лекционного материала по спец. куру:
Международный обмен информацией в рамках международных отношений
Ташкент - 2002
Содержание
Тема.1. Международная журналистика в рамках внешней государственной политики:
Тема.2. Функции международного обмена информацией:
Тема.3. Международный обмен информацией, как одна из функций международных организаций:
Тема.4. Международный обмен информацией и международное взаимопонимание:
Тема.5. Проблемы международного обмена информацией:
Тема.6. Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания
Тема.7. Международный обмен информацией и формирование мнения
«International Flow of Information and Images»
Тема.8. Международный обмен информацией и международное сотрудничество:
Тема.9. Методы, способы и технология международных средств массовой информации
Тема.10. Культурные аспекты международного обмена информацией:
Тема.11. Эффективность международного обмена информацией:
Тема.12. Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
Тема.13. Международная журналистика и международные конфликты:
Примерное содержание тем семинарских занятий
Примерное содержание тем семинарских занятий
Тема 1. Международная журналистика в рамках внешней государственной политики:
Международная журналистика разных стран в рамках международных отношений играет ключевую роль в государственной внешней политике. Таким образом, внешняя политика любого государства является совокупностью внутренних, региональных и международных факторов.
К внутренним факторам относятся культурное, идеологическое и историческое наследие, общественное и этнографическое положение, экономические и военные возможности с учётом политических систем государств.
К региональным факторам относятся региональная система, доминирующая в данном регионе, её влияние на внешнюю политику государства, реакция всех элементов силы данного региона и отношение региональной системы к международной. Например, район Юго-Восточной и Центральной Азии, арабского мира, бассейн Средиземноморья, Карибский бассейн и другие регионы. Реакции процесса происходят и на уровне региона, системы, расположения на континентах, например, Европейский Союз и Организации Африканского Единства.
Международные факторы относятся к международным системам, их особенности развития учитывают отношения между богатыми и бедными странами, крупными и небольшими государствами, элементы силы сторон, их влияние на внешнюю политику государств мира.
Посредством всех этих факторов осуществляется формирование внешней политики любого государства, этим занимаются специальные структуры, в функции которых входит формирование внешней политики государства. Это могут быть как официальные, так и неофициальные государственные структуры, и в некоторых случаях последние оказываются влиятельнее.
В некоторых странах существенную роль играет политическая система и её развитие. Современная внешняя политика формируется не одним человеком, как раньше, а целой группой политиков, где один дополняет другого. Такая рабочая группа имеет самые современные достижения технологии коммуникации, средства, которые позволяют ей узнавать обо всех событиях, происходящих в мире, сразу после их происшествия.
В области внешней политики ставка делается на эти группы, которые включают в себя специализированных советников различных направлений. Они ставят задачу перед этими группами, и каждый высказывает свое мнение в пределах своей компетентности.
В некоторых случаях одна проблема может решаться разными советниками, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу. В результате такого обсуждения выдвигаются несколько альтернативных решений, которые способны помочь в разрешении проблемы, при этом выявляются положительные и негативные стороны, что даёт возможность найти наиболее оптимальный вариант.
Решение принимает официальное правомочное лицо. Государственная внешняя политика базируется на исследовании всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям демократических организаций в государстве, таких как парламент, политические партии и группы, и даже референдум, которые узаконивают любое решение, касающееся внешней государственной политики. Во многих случаях бывает не объявлен действительный курс внешней политики (Declaratory policy) и наоборот (Action policy).
Для этого существуют конкретные причины. Внешняя государственная политика входит в силу сразу после её утверждения, используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные. К политическим средствам относятся, встречи, официальные визиты, дипломатические аккредитованные миссии, двух и многосторонние договоры, а также дипломатия в верхах, которая используется в случае решения военных, насущных и неотложных вопросов.
Внешнеполитической деятельности способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. Например, передача копии официального документа, через спутниковую связь посредством факсимильного аппарата из Канады в Центральную Азию занимает несколько минут. А современные компьютерные сети и электронная почта в течение нескольких секунд дают возможность получать и распечатывать, хранить и изменять, отправленную или полученную информацию.
Средства, которые используются для проведения государственной внешней политики: экономические и финансовые соглашения о сотрудничестве, развитие экономических и внешнеторговых отношений, безвозмездная помощь, кредиты, создание совместных экономических проектов, отправка экономистов, иначе говоря, «дипломатия экономической помощи», применяется для достижения конкретных политических целей. Здесь становится понятной важная роль международной сети ИНТЕРНЕТ, после развития понятия «электронной коммерции». Термин Electronic commerce появился в словаре внешней торговли одновременно с глобальным развитием технологии коммуникаций, его сопровождало важное развитие, которое влияло на операции международного обмена информацией и международной торговли: обмен товаров, услуг между различными государствами. Понятие «электронная коммерция» (Electronic сommerce) содержит в себе разные виды экономических отношений, которые осуществляются через электронику, то есть через ИНТЕРНЕТ.
Действия новой электронной коммерции выполняются компаниями, заключаются сделки между компаниями и её агентами проводится работа между компаниями и администрацией. Итак, электронная коммерция может выполнять разные функции в международном торговом обмене, такие как реклама товаров, маркетинг, выполнение функции переговоров, финансовые расчёты; через эту сеть можно передать пакеты, решение о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира заняли место в сети ИНТЕРНЕТ. Это способствовало расширению сети, число ее пользователей в настоящее время насчитывает более 5 млн. абонентов по всему миру. Статистические данные показывают, что 20% коммерческих сделок в США и 10% в Европе осуществляется через «электронную коммерцию», а в будущем ожидается значительное увеличение. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией и предлагает потребителям различные варианты, экономит время и расходы, как потребителей, так и производителей. Кроме того, она расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного, может легко осваивать новые рынки.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией, и к выполнению трёх основных элементов: 1. Значительное сокращение расходов на рекламу, проектирование и производство; 2. Эффективность в расширении рынка; 3. Обеспечение потребностей потребителей, изобретение и улучшение качества продукции в рамках сильной конкуренции и обеспечение информацией.
К военным средствам для проведения внешней политики государства, относятся угрозы или намёки использования военной силы полностью или частично, обеспечение военной техникой и боеприпасами для достижения конкретных политических целей. А также соглашения о военной взаимопомощи, вхождение в военные блоки, альянсы, обмен информацией в военных целях. Это стало возможным после технологической революции коммуникаций.
Анализируя понятие «Технологическая Революция», мы видим, что явление информационной войны не ограничивается технической стороной, которая стала сложнее. Компьютерные сети стали одним из сильнейших орудий, которые используются даже в военных операциях. Но это понятие идёт дальше, и охватывает как природу самой войны, так и сближение эпохи информации с экономическими и общественными изменениями. Особое внимание учёные обращают на то, что в Пентагоне, в кругу учёных, появились убеждения о глубоких изменениях в области политики, экономики, в отражении общественной реакции и общественного мнения.
Анализируется огромное количество разнообразной информации, охватывающей всю человеческую и технологическую природу конца XX века, без сомнения, можно сказать, что техническая революция будет иметь свое продолжение в следующем веке. Например, в рамках внешней государственной политики соглашения о сотрудничестве охватывают обмен информационными материалами, кинолентами, видеофильмами, книгами, выставками, контакты между информационными, общественными, культурными и образовательными учреждениями, научно-исследовательскими центрами, а также поддержка общественной дипломатии, обмена делегациями и туристическими группами.
Международный информационный обмен является сегодня одним из самых эффективных средств в проведении внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности задействованы все – от главы государства до низко должностного лица в административной структуре государства, каждый в области своей компетентности.
Средства массовой информации направленные на зарубежные страны, служат интересам внешней политики через специальные информационные учреждения, дипломатические миссии, аккредитованные в странах прямо или косвенно. Такие учреждения выпускают информационные бюллетени или передают информацию через международные телеграфные агентства, когда дипломат даёт заявление в средства массовой информации или через материал публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Научно–техническое глобальное развитие, которое началось в 90–е годы XX века, дало возможность получения телепередач через спутниковую связь, чтение газет и журналов через сеть ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. На сегодняшний день всем известны международные телеграфные агентства, международные теле станции США, Англии и Франции вещающие на все страны мира на многих иностранных языках: английском, французском, испанском, арабском, китайском, русском, португальском, фарси, немецком.
Международный обмен информацией отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положения. Нельзя переоценить важность и возможности целенаправленной информации, её влияние, эффективность чёткого планирования информационной компании, тактики её работы, наблюдение за событиями, их анализ и комментарий. Особенно когда информационная компания учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы.
Международная информация – важный источник необходимых сведений и данных для любого государства независимо от того, какое влияние имеет оно на международной арене.
А также государства используют средства массовой информации во внешней политике для защиты своих интересов за рубежом. Мы не можем отделить зарубежную журналистику от национальной, потому что они взаимно дополняют друг друга, подчинены интересам его внутренней и внешней политики.
Любое государство, которое поддерживает внутренние источники информирования по отношению к внешним, ошибаются, так как это вредит их интересам на международном уровне и открывает широкую дорогу перед международными телеграфными агентствами и международными средствами массовой информации для нанесения ущерба политике таких стран, для искажения их позиций перед международным и общественным мнением.Это может понизить их авторитет в мировом сообществе или ухудшить представление о них с точки зрения зарубежных средств массовой информации и зарубежных телеграфных агентств, которое не совпадает с национальными интересами таких стран, так как сегодня нет ни географических, ни языковых, ни временных границ перед современными средствами коммуникации. От того, как отечественные средства массовой информации будут удерживать инициативу, работать, использовать достижения науки и техники, будет зависеть их влияние и помощь в ведении внешней государственной политики.
В этом процессе есть несколько косвенных, но весьма влиятельных факторов, например, воздействие информации противодействующих сил на культурном фоне зарубежной аудитории. Через это можно определить отражение информационных материалов, которые предназначаются для зарубежной аудитории. Любая информационная компания, как бы не была она точна в постановке и достижении определенных целей, может достигнуть лишь части из них. Это связано с зарубежной аудиторией, её отношением к таким пропагандистским компаниям, как реакция на содержание информационных материалов.
Человек являет собой совокупность чувств, идей и понятий, а не машину, которой управляют по желанию, и его реакцию направляет именно информационный материал, оказывая внутреннее и внешнее влияние на него. Те, кто подают информацию, постоянно стремятся предвидеть реакцию аудитории, а также факторы, ограничивающие влияние отечественной информации предназначенной за рубеж. Отсутствие оперативности в распространении или опубликовании материалов, наличие сильного противника, который использует для достижения цели культурные, исторические и языковые факторы, владеет информационной логикой идентичной логике зарубежной аудитории ограничивают влияние распространяемой информации. Среди ограничений также присутствуют и большие финансовые возможности, которые необходимы для успеха развивающихся и слабых государств в их внешней информационной кампании. Именно этот фактор парализует слабые государства перед сильными государствами, они не могут противостоять целенаправленной методичной информации крупных государств.
Этим объясняется успех информационных кампаний богатых стран, независимо от логики, реальности и аргументации факторов, которые они используют в своей информации.
Вопросы:
1. международная журналистика разных стран мира в рамках международных отношений и её роль в рамках государственной внешней политики.
2. Факторы, составляющие внешнюю политику: внутренние, региональные и международные.
3. Роль и значение ИНТЕРНЕТ в процессах международного обмена информацией в рамках внешней государственной политики.
4. Анализ понятия «технологическая революция».
5. Определение понятия «международная информация».
Тема.2. Функции международного обмена информацией:
Одним из главных отличий людей от других живых существ является то, что они могут общаться друг с другом. Человек постоянно нуждается в средствах наблюдения за окружающими его явлениями и опасностями, в средствах распространения его идей, в средствах, которые бы передавали мудрость уходящих поколений настоящим и будущим, их надежды и стремления, в средствах, которые могли бы развлечь людей, помогли им отвлечься от ежедневных трудностей и проблем.
В древности племена возлагали различные функции на отдельных членов племени. Некоторые из них играли роль стража, который сообщал племени об окружающей опасности, как, например, приближение враждебных племён или же прохождении стад животных, на которых они охотились. В племени был совет. Он имел право заботиться о нуждах племени, укладе их жизни, внутренней и внешней политике племени, контролировал соблюдение родом правил общежития. Был и посланник, который передавал указы совета племени каждому отдельному его члену, письма и послания соседним племенам. Кроме того, каждое племя хранило и передавало мудрость и культурное наследие новым поколениям. Деды обучали молодежь традициям и укладу жизни, матери учили дочерей готовить и шить, а отцы передавали сыновьям военное и охотничье искусство. Развлекали народ сказители, которые рассказывали легенды и баллады о достижениях, славе и подвигах отцов и дедов, о прошлом племени. Певцы пели любимые всеми песни. А во время празднеств танцоры исполняли религиозные и фольклорные танцы. Таковыми были первые элементы коммуникации в древности.
Интересно то, что и в современном обществе задачи, стоящие перед людьми, те же, с той лишь разницей, что они выполняются сегодня различными способами, при наличии современных развитых технологий, и информация теперь передаётся на очень большие расстояния по всему земному шару и даже в космос.
Если сегодня нам нужна информация о каких-либо событиях, мы получим её без промедления, точно и чётко сформулированную, через средства массовой информации, которые используют самое современное электронное оборудование. Информация, которую мы получаем, помогает в решении проблем и принятии незамедлительных решений.
Таким образом, функция коммуникаций, применявшихся в родоплеменной общине, по принципу схожа с функцией существующей сегодня. Единственная разница между ними, это большое разнообразие средств, более сложных и более точных. Это стало возможным благодаря развитию современных средств коммуникации, которые не были известны в древности.
Сегодня государство стало участвовать в общественной жизни, воздействуя на неё через своих представителей как внутри, так и за своими пределами, посредством внутренней и внешней политики.
Средства массовой информации уже проникли в деревни, города, малые населённые пункты, куда раньше не имели доступа. Результатом чего стало открытие системы СМИ перед теми силами, которые стремятся к изменениям как внутри, так и за пределами государства.
Это означает, что функции информации сильно изменились только в количестве.
Почему вопрос о средствах массовой информации так актуален?
Ответ состоит в том, что СМИ сегодня оказались доступны для самых широких масс, для очень большой аудитории. Когда-то средства массовой информации могли достичь только ограниченного числа людей, поле их влияния тоже было ограничено. Теперь же они доступны всем жителям земного шара и эффективно воздействуют на мнение людей, на их поведение и образ жизни. Например, газеты, журналы, книги, которые раньше читались ограниченным числом людей, теперь доступны миллионам. Они печатаются большими тиражами, размножаются и даже отправляются через современные компьютерные сети, электронную почту или радиопередачи, которые слушают миллионы людей в самых отдалённых регионах земного шара.
А также телепередачи, которые раньше были ограничены определённым географическим отрезком, стали доступны зрителям на всех континентах. Или электронная почта, факс, телекс, заменившие телеграф, дали людям возможность поверить, что средства коммуникации и массовой информации могут эффективно воздействовать на общество и изменять его не только внутри, но и на мировом уровне, то есть на огромном пространстве.
Международная информация имеет теперь свое место, и ее определённые функции определяют внешнюю политику в государстве:
1) Политические группы или организации внутри государства играют роль информаторов. Они являются эффективной и влиятельной силой в принятии политических решений, через свою информационную активность внутри государства или определённого общества. Принятие решений зависит от тех, кто принимает эти решения: независимые политические деятели, деятели партий, различных парламентских фракций, несмотря на тот факт, находятся эти деятели или фракции у власти или в оппозиции.
Для достижения максимальной эффективности во внешней политике государства, процесс коммуникации подчиняется нескольким факторам: наличию различных проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия, позиции власти и оппозиции к этим проблемам, а также официальный политический курс государства по этим проблемам. Позиции колеблются между теми, кто одобряет и всецело поддерживает этот курс и теми, кто его поддерживает частично, между теми, кто принимает позицию полного нейтралитета и нейтралитета частичного, теми, кто стоит в крайней оппозиции к правительству или оппозиции умеренной.
В связи с этим, было необходимо чётко определить политический курс государства, его сторонников и противников, в целях использования данных факторов для обеспечения поддержки, чтобы разрешить имеющиеся проблемы. Вместе с тем были попытки изменить утверждённые политические позиции в государстве в пользу этой проблемы или, как минимум, создать необходимый климат для положительного диалога. Для этого необходимо также учитывать сущность и реальное положение политической системы в государстве, степень её демократичности, линию поведения в принятии решений и соотношение политических сил, которые принимают участие в решениях.
Чем вызвана эта необходимость?
Тем обстоятельством, что коммуникация народных масс в любом государстве осуществляется через так называемую «элиту», которая влияет на решения, имеет воздействие на общество. В свою очередь, общество состоит из тех, кто имеет право принимать решения и влиять на общественные массы, которые являются силой давления на элиту.
По степени компетентности в области информации, планирования международных информационных кампаний мы можем определить политическую систему стран. Анализ этих знаний может быть использован для планирования информационных кампаний. Кроме того, существуют общественные и культурные факторы, которые определяют направление работы международной информационной кампании.
2) Достичь непосредственной коммуникации с народными массами возможно через средства массовой информации, пресс-конференции, радио, телепередачи, кино и театральные демонстрации, видеофильмы и создание информационных выставок, туризм и обмен визитов. Всё это создаёт благоприятную почву для более эффективной информатизации.
Для проведения своей внешней политики, в целях сокращения расходов, государство часто использует метод диалога с влиятельными политическими силами и группировками. Потому что при использовании массовой коммуникации происходит экономия времени. Как и при диалоге с определёнными слоями общества, которые имеют разные интересы, уровень образования и культуры, идеологические убеждения.
Наблюдение общественности за проблемой коммуникации и интерес к ней определённых слоёв общества неоднозначен. Поэтому эффективная коммуникация широких масс требует больших средств и возможностей, которых бедные и развивающиеся страны не имеют - они есть только у ведущих держав мира. Государства, имеющие хорошее материальное и техническое обеспечение и располагающие специалистами в области информации, могут использовать оба средства воздействия.
3) Международная информация представляет государства или организации, к которым она относится. Это могут быть внутригосударственные, региональные или международные специализированные объединения, как, например представительство ООН и её специализированные организации, имеющие свои представительства в разных странах мира. А так же представительства Организации Африканского Единства, Лиги Арабских стран, ОПЕКа, Европейского союза и других.
Сегодня мы видим, что ведущие державы используют самую современную технологию и средства коммуникации для своих международных информационных кампаний. Некоторые из видов – это телеканалы с использованием параболических антенн через искусственные спутники, распространение и использование компьютерных сетей для индивидуального пользования, а не только на общественном или государственном уровне.
Самой популярной компьютерной сетью на сегодняшний день является международная сеть ИНТЕРНЕТ, которая управляется и принадлежит США, и которая до сих пор не имеет аналогов.
Анализ положения развивающихся и отсталых стран показывает, что они испытывают различные информационные трудности и несут ущерб от отсутствия или нехватки современных технологий и одностороннего потока международной информации. Эти проблемы с каждым днём увеличиваются и усложняются в различных направлениях.
Вопросы
1. место и роль международной информации в определении внешней государственной политики.
2. Достижение непосредственной связи с народными массами через СМИ.
3. Представление государства с помощью международной информации, к которому она относится.
4. Роль международной информации в принятии политических решений.
5. Влияние международной информации на принятии политических решений.
Тема.3. Международный обмен информацией, как одна из функций международных организаций:
Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Эта функция характерно отличается от работы и деятельности этих организаций в международном сообществе. Дискуссии, которые происходят в рамках этих организаций на конгрессах, конференциях, международных встречах разных уровней, содержат информационный материал, среди их публикаций можно найти отчёты, книги, журналы, информационные бюллетени, статистические бюллетени, видеофильмы, переписку, что в целом является международной информацией.
Эта информация частично или полностью публикуется в средствах массовой информации многих стран мира. А бедные государства, не имеющие средств внешней информации, используют форумы и трибуны международных организаций, чтобы заявить свои документы для публикации в зарубежных средствах массовой информации.
Проблема международного обмена информацией, коммуникации, свободного потока информации, мирного сотрудничества между народами была и является проблемой номер один, которая обсуждается в ООН со дня её появления. После II мировой войны было подписано несколько резолюций, созвано несколько конгрессов, международных встреч для обсуждения проблемы международного обмена информацией.
ООН выпустила целый ряд отчётов и международных документов по этой проблеме. Она сыграла огромную роль в оказании помощи бедным странам для создания их собственных средств массовой информации. Генеральная Ассамблея ООН обсудила различные проблемы, которые до сих пор являются главными в международном обмене информацией. Предметом обсуждения стало, например, толкование свободной информации и тех прав, которые являются результатом свободы информации на международном уровне. Или свободный поток информации и преодоление всех барьеров, которые мешают коммуникации и международному обмену информации, утверждение эфира радио и телепередач. Создано несколько соглашений, о гражданских и политических правах человека и его права на выражение мысли. Существует резолюция о положении иностранных корреспондентов в тех странах, где их принимают. Особенно во время кризисов. Отношение к ним базируется на добром намерении государств и людей.
Устав ООН осуждает, подготовку к войне или агитацию к войне. Согласно с международным правом подготовка к войне или её объявление является преступлением против человечества и угрозой миру. Сюда входят все пропагандистские мероприятия, которые подготавливают почву к агрессии, сеют ненависть среди народов, распространяют неправильную или искажённую информацию для оправдания своих агрессивных действий.
В ноябре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, где осуждаются все виды пропаганды, несущие угрозу для мира, и призывает всех членов ООН принять необходимые меры по ограничению и противостоянию подобным призывам. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН был обсуждён проект международной этики журналистов «International Code of Ethics for Information Personnel», а также проекты, связанные с пропагандой коммерческой рекламы. В них говорится, что реклама необходима, однако она является одним из факторов, отрицательно влияющих на вкусы потребителей. Некоторые даже считают рекламу угрозой для воспитания человека. Это проявляется в навязывании народам одной страны понятий другого государства. То есть через рекламу одно государство влияет на другое.
Эти проблемы особенно остро стоят перед развивающимися странами. Например, проблема ненужного подражания развитым странам без учёта реальности и первостепенных проблем развивающихся стран.
ЮНЕСКО в рамках упрощения международного обмена информацией старается развить все виды сотрудничества: культурное, научное, образовательное и информационное, участвуя в укреплении мирного сотрудничества между странами. Ассамблея международной организации по культуре, просвещению и науке ЮНЕСКО обсуждала проблему свободного потока информации и приняла резолюцию от 4.11.1966 года «Декларацию об основных принципах международного сотрудничества» «Declaration on the Principles of International Cooperation». 7 статья Декларации провозгласила следующее:
«Широкое распространение идей и знаний основанных на свободном обмене и обсуждении является необходимых для творческой деятельности, поиска правды и развития личности. В культурном сотрудничестве большое значение придается идеям и ценностям, ведущим к созданию атмосферы дружбы и мира. Никакая враждебность не допустима в отношениях и выражении мнений. Все усилия должны быть направлены на предоставление и распространение достоверной информации».
Данная декларация подтверждает существование угрозы для малых и бедных стран. Этой угрозой является культурная, политическая и информационная экспансия крупных государств. И эта опасность может превратиться в жизненную угрозу для развивающихся и бедных стран, если богатые державы будут использовать неравенство в процессе международного обмена информацией, или использовать обмен агрессивно в свою пользу, так как они имеют огромные учреждения средств массовой информации, которые распространены во всех странах мира.
ООН добавила к обсуждению проблемы международного обмена информацией выполнение информационных функций через выпуск печатной продукции на международных языках, которые используются этой организацией. Кроме того, ООН создала ряд своих представительств в разных странах мира, а также государств–соседей. Например, представительство ООН в Бангкоке, столице Таиланда, охватывает также Камбоджу, Лаос, Малайзию, Сингапур и Вьетнам. А представительство ООН в Каире, столице Египта, охватывает Саудовскую Аравию и Йемен, представительство ООН в Женеве, столице Швейцарии, охватывает Испанию, Португалию, Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и Венгрию.[1]
За последнее время объём информации, выпускаемой ООН, а также её специализированными организациями, значительно возрос. Создалась такая ситуация, когда обрабатывать информацию стало очень трудно, не смотря на использование самой современной технологии для распространения и хранения этой информации, так называемый информационный взрыв.
К специализированным организациям по международному обмену информацией относятся:
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС)
World Intellectual Property Organization (WIPO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Действует с 1967 г.; заменила Международное объединенное бюро по охране интеллектуальной собственности, основанное в 1893 г. В состав ВОИС в 1985 г. входило 109 членов. Цель ВОИС – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и обеспечить административное сотрудничество союзов, занимающихся проблемами интеллектуальной собственности (под ней понимаются права, относящиеся к литературным, музыкальным, художественным, фотографическим, кинематографическим и научным произведениям, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам и т. д.). Штаб-квартира ВОИС – в Женеве.[2]
Всемирный Почтовый Союз (ВПС) Universal Postal Union (UPU)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН (с 1947 г.). Начало деятельности ВПС относится к 9.10.1874 г., когда 22 государства, подписали в Берне Почтовую конвенцию. До 1878 назывался Всеобщий почтовый союз. В состав ВПС входило в 1985 г. 168 членов. Официальные цели ВПС – обеспечение эффективной работы почтовых служб, развитие связей между народами, содействие международному сотрудничеству в экономических, культурных и социальных областях. А также в оказании технической помощи развивающимся странам в области организации и совершенствования почтовой службы. Штаб-квартира ВПС – в Берне.[3]
Международная Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь
International Maritime Satellite Organization (INMARSAT)
международная межправительственная организация; созданная на основе конвенции, подписанной 3.09.1976 в Лондоне и вступившей в силу 16.07.1979; начала функционировать 3.02.1982.В состав ИНМАРСАТ В 1985 г. входило 43 государства. Целью ИНМАРСАТ является обеспечение так называемого «космического сегмента» (спутники и обслуживающие их наземные установки), необходимого для улучшения морской связи. Технические и финансовые вопросы деятельности ИНМАРСАТ регламентируются подписанным одновременно с конвенцией эксплуатационным соглашением. Высший орган ИНМАРСАТ – Ассамблея, созываемая раз в 2 года; другие органы – Совет и Директорат. Согласно конвенции Совет состоит из представителей 22 участников эксплуатационного соглашения: 18 государств, сделавших наибольший финансовый вклад, и 4 государства, избранных Ассамблеей на основе справедливого географического представительства (в 1984 в Совет вошли представители 26 государств в силу равенства финансового вклада ряда участников). Решения в Совете принимаются так называемым "взвешенным" голосованием (каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его финансовому вкладу). Местопребывание ИНМАРСАТ – Лондон.[4]
Международная Организация Радиовещания И Телевидения (МОРТ)
Organisation Internationale de Radiodiffusion et Te'le'vision (OIRT)
международная межправительственная организация; основана в 1946 в качестве преемника Международного союза радиовещания; до 1959 называлась Международная радиовещательная организация. Членами МОРТ являются телерадиоорганизации Алжира, Болгарии, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Кампучии, КНДР, Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Румынии, Российской Федерации, Судана, Украины, Финляндии, Чехии, Словакии, Эстонии, Албании, КНР и др. Цели МОРТ – развитие сотрудничества между радиовещательными и телевизионными службами ее членов, обмен информацией по вопросам, касающимся программ, технического развития, и т.п. Высший орган – Генеральная ассамблея. Другие органы – Техническая комиссия, комиссии по вопросам радио и телепрограмм, Технический центр, Совет Интервидения (сеть Интервидения объединяет телевизионные службы членов МОРТ). Штаб – квартира МОРТ – в Праге.[5]
Международная Организация Электронной Коммуникации Через Спутниковую Связь (ИНТЕЛСАТ) International Telecommunications Satellite Organization (INTELSAT)
международная межправительственная организация; создана в 1964 на временной основе представителями 19 государств, подписавшими в Вашингтоне предварительные соглашения о создании международного консорциума спутниковой электросвязи. Целью ИНТЕЛСАТ является проектирование, создание, эксплуатация и техническое обслуживание коммерческой системы спутниковой электросвязи. Постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ – межправительственное и эксплуатационное – подписаны в Вашингтоне 20.08.1971, вступили в силу 12.02.1973. Первое соглашение, сторонами которого являются государства – члены ИНТЕЛСАТ, содержит основные положения, касающиеся функционирования организации. Второе, сторонами которого являются государства – члены или назначенные ими соответствующие учреждения связи, регулирует практические вопросы сотрудничества. В состав ИНТЕЛСАТ, участниками которого могут быть лишь члены Международного союза электросвязи, входят 109 государств (1985). Ключевую позицию в организации занимает США. Органы ИНТЕЛСАТ: Ассамблея; Совещание представителей участников эксплуатационного соглашения; Правление (состоит из представителей государств или организаций, сделавших наибольший финансовый взнос). Решения Правления принимаются «взвешенным» голосованием (каждый член имеет число голосов, пропорциональное долевому взносу представляемой им страны). Штаб - квартира – в Вашингтоне.[6]
Международный Союз Электросвязи (МСЭ)
International Telecommunication Union (ITU)
международная межправительственная организация, создана в 1865г. (до 1932г. назывался Международным телеграфным союзом), с 1947г. – специализированное учреждение ООН. В состав МСЭ на 1.01.1985 г. входило 160 членов. Задачи МСЭ – поддержание и расширение международного сотрудничества в деле улучшения всех видов электросвязи, развитие технических средств служб электросвязи и расширение их применения, установление международных правил для телефонной, телеграфной и радиосвязи. С 1.01.1984 деятельность МСЭ регулируется Международной конвенцией электросвязи 1982. Высший орган МСЭ – полномочная конференция, созывается раз в 5–7 лет, руководящий орган – Административный совет. Постоянными органами МСЭ являются Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, а также Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии. Штаб - квартира МСЭ – в Женеве.[7]
Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (ЮНЕСКО) United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, учреждена в ноябре 1945 в Лондоне на конференции представителей 44 стран. Устав ЮНЕСКО, утвержденный этой конференцией 16.11, вступил в силу 4.11.1946. В составе ЮНЕСКО на 1.07.1985 160 членов и 2 ассоциированных члена (30.12.1984 США вышли из ЮНЕСКО). Основной задачей, которую ставит перед собой ЮНЕСКО, является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации. Высший орган ЮНЕСКО – Генеральная конференция – проводит сессии раз в 2 года с участием представителей всех государств-членов. Ответственность за выполнение принимаемых Генеральной конференцией программ и планов несет Исполнительный совет, избираемый ею в составе 51 человека на 4 года. Постоянный рабочий орган ЮНЕСКО – Секретариат – состоит из Генерального директора и персонала из граждан стран–членов ЮНЕСКО. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией по представлению Исполнительного совета на 6 лет. Штаб-квартира ЮНЕСКО – в Париже.[8]
Международная Организация Журналистов (МОЖ)
International Organization of Journalists (IOJ)
международная неправительственная организация; создана на международном конгрессе журналистов в Копенгагене в 1946 г. Членами МОЖ являются национальные организации и профсоюзы журналистов, а также индивидуальные члены (всего св. 200 тыс. журналистов из 120 стран). Главными целями МОЖ являются защита мира и укрепление дружбы между народами путем свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против усиления международной напряженности, пропаганды войны, национальной и расовой ненависти, фашизма; защита свободы печати и прав журналистов. МОЖ выступает за установление нового международного информационного порядка. Большое внимание она уделяет подготовке журналистских кадров для развивающихся государств и с этой целью создает школы солидарности и центры журналистского мастерства, проводит семинары на местах, издает учебные пособия. Высший орган МОЖ – конгресс, созываемый раз в 5 лет. Штаб - квартира – в Праге.[9]
Региональные организации тоже выполняют свои функции через средства массовой информации, передают информацию о своих встречах, конференциях, специальных мероприятиях, объясняют свою точку зрения на региональные и международные проблемы. К таким региональным организациям относятся:[10]
Азиатско–Тихоокеанский Совет (АЗПАК) Asian and Pacific Council (ASPAC)
региональная политико-экономическая организация, образована в 1966 г. Австралией, Малайзией, Новой Зеландией, Таиландом, Филиппинами Японией, Южной Кореей, Южным Вьетнамом и Тайванем, как орган для проведения политических консультаций и осуществления регионального сотрудничества. Кризис военно-политической стратегии запада в Юго-Восточной Азии, районе Тихого океана, и Индокитае, обострил противоречия внутри АЗПАК. В 1973 г. из него вышла Малайзия. Принятое в 1973 г. решение, "на неопределенное время" отложить проведение очередной сессии совета, было расценено как фактическое прекращение деятельности АЗПАК. В 1975 г. представителей из АЗПАК отозвали Новая Зеландия и Таиланд.[11]
Ассоциация Государств Юго–Восточной Азии (АСЕАН)
Association of South East Asian Nations (ASEAN)
субрегиональная политико–экономическая организация, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, образована в 1967г. на конференции министров иностранных дел. Ее официально провозглашенными целями является развитие экономического, социального, культурного и др. видов сотрудничества стран–членов. Содействие установлению "мира и стабильности" в Юго–Восточной Азии, что было зафиксировано в подписанных в 1976 г. на острове Бале документах – Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго–Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Руководящий орган – ежегодные совещания министров иностранных дел (сессии АСЕАН), проводимые поочередно в странах–участницах. Между сессиями действует Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где намечено проведение очередной сессии. С 1976г. периодически проводятся совещания глав государств и правительств стран–участниц. Рабочие органы – секретариат в Джакарте и 11 отраслевых комитетов по торговле, промышленности, транспорту, финансам и т.д.[12]
Карибское Сообщество Caribbean Community (CARICOM)
региональная международная межправительственная организация, объединяющая страны и территории Карибского бассейна. В рамках КС создан ряд субрегиональных организаций. Первым шагом по интеграции карибских стран явилось образование в 1965–68 годах. Карибской ассоциации свободной торговли (КАСТ). Договор предусматривал отмену внутри региональных таможенных пошлин на многие товары. В целях оказания помощи в финансировании программ экономического развития региона 18 октября 1969г. был учрежден Карибский банк развития с местопребыванием в Бриджтауне. Для преодоления разногласий в 1972 г. был подписан договор об учреждении КС и соглашение о создании Карибского общего рынка (КОР). По инициативе Тринидада и Кубы 5.11.1975г. был учрежден Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна. Декларация гласила, что государства в своих взаимоотношениях должны руководствоваться принципами национальной независимости и суверенитета, взаимной выгоды и солидарности, право народа на самоопределение. В июне 1981 г. была образована еще одна субрегиональная группировка – Организация восточно-карибских государств.[13]
Лига Арабских Государств (ЛАГ) League of Arab States
международная межправительственная организация; учреждена 22.03.1945 в Каире на конференции ряда арабских стран. Устав ЛАГ предусматривает укрепление отношений между государствами–членами, координацию политической деятельности в целях защиты их интересов, независимости, суверенитета, тесное сотрудничество в области экономики, финансов, культуры и т.д. Запрещает использование силы для урегулирования споров, требует уважения существующих в других странах (включая страны – члены Лиги) режимов и отказа от попыток их изменения.[14] В состав ЛАГ входят Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.
Организация Африканского Единства Organization of African Unity (OAU)
региональная международная межправительственная организация; основана в 1963г. на Аддис–Абебской конференции глав–государств и правительств независимых стран Африки, принявшей Хартию ОАЕ. Основными целями организации являются: развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки и укрепление их солидарности на международной арене для «обеспечения лучшей жизни народов Африки»; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; защита независимости африканских государств. Высший орган ОАЕ – Ассамблея (Конференция) глав–государств и правительств, созываемая на сессии раз в год. Исполнительный высший орган – Совет министров, созываемый на сессии 2 раза в год; постоянный административный орган – Генеральный секретариат. Решения органов ОАЕ не носят обязательного характера. Штаб-квартира ОАЕ – В Аддис-Абебе. ОАЕ имеет статус наблюдателя при ООН и ее специализированных учреждениях, с которыми поддерживает связь через свои бюро в Нью-Йорке и Женеве.[15]
Международный обмен информацией является одной из функций этих региональных и международных организаций, но он ограничивается их уставом и всегда обсуждается. На обсуждение может быть оказано влияние со стороны членов объединений, а также со стороны крупных государств, то есть решение организаций не конечное. Эти объединения не государственные (Supranational), но созданы по инициативе стран-членов этих международных организаций. Задача международного обмена информацией, как одной из функций международных организаций – это участие в поддержке мирного сотрудничества и взаимопонимания между народами, поддержка и распространение знаний в интересах человека и общества, использование всего этого через средства и технологии современной коммуникации и средств массовой информации.
Вопросы:
1. Проблема международного обмена информацией и коммуникации.
2. Проблема свободного международного потока информации.
3. Роль международной информации в мирном сотрудничестве между народами.
4. Роль ООН и ЮНЕСКО в решении проблемы международного обмена информацией.
5. Характеристика специализированным организациям по международному обмену информацией.
Тема.4. Международный обмен информацией и международное взаимопонимание:
Лучшим средством для международного взаимопонимания является международный обмен информацией, который точен и логичен в обзоре событий, и дает правдивый и всесторонний анализ, не терпящий искажения, и стремится излагать только факты.
Эта идеальная картина создаётся сама собой, когда речь заходит о международном мире, взаимопонимании и обсуждении противостояния во всех видах. Противостояние заменяется переговорами в решении местных, региональных и международных проблем, а его участники стремятся учитывать общечеловеческие интересы. Такой подход можно встретить в текстах ряда международных законов, если они приведены в практическое исполнение, или в трудах философов на протяжении многих веков, где говорится о проблеме международного взаимопонимания и сотрудничества между народами. Но международные отношения и различные общественные явления характеризуются динамичностью и быстрым изменением. То, что сегодня является лишь идеалом, завтра станет реальностью. Например, то, что было нереальным до распада СССР и социалистического лагеря, которым СССР руководил, сегодня после их быстрого и неожиданного распада и окончания холодной войны между Востоком и Западом стало реальностью.
Сегодня в мире говорят на 2800 языках [16] и диалектах, что затрудняет международное взаимопонимание и требует больших расходов на синхронный или письменный перевод на международных конгрессах, встречах или в средствах массовой информации, которые предназначены для граждан зарубежных стран. Поэтому международный союз ЭСПЕРАНТО (Universlle L'Association I'Esperanto) является как бы смесью европейских языков, особенно французского, английского, испанского и немецкого. Этот союз стремится к распространению языка эсперанто. Он организовал обучение, используя международные отношения для достижения культурного сотрудничества и сближения между народами. Несмотря на то, что ЮНЕСКО признало эсперанто как средство интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами, и, несмотря на поддержку глав ряда государств, учёных-языковедов, членов научных академий, институтов, профессоров университетов, писателей, художников, артистов, журналистов, среди которых ряд лауреатов Нобелевской премии, этот язык не смог получить задуманного распространения.
Мы видим, что крупные державы заинтересованы в распространении своих языков на международном уровне, в результате политики силы и колонизации в мире. Самыми распространёнными в мире стали языки стран колонизаторов. Несмотря на уменьшение колонизации во второй половине XX века, преодоление наследия колонизаторов в независимых государствах налицо, в том числе использование этих языков в целях научного, технического и культурного прогресса. Очевидно, что молодёжь многих стран стремится к изучению языков ведущих стран мира, что помогает им в учёбе и научных исследованиях, способствует использованию современных средств коммуникаций, взаимопониманию между народами и международному обмену информацией.
В случае не соблюдения последовательности подачи фактов, их искажения, когда тема освещается в интересах государств распространяющих информацию, в случае намеренного искажения информации в пользу одной из сторон, участвующих в конфликте международный обмен информацией является одним из тормозящих факторов в международном взаимопонимании. Таким образом, создаётся манипуляция мышлением человека, использование его в своих интересах.
Необъективная информация освещает факты с одной стороны, лишает человека возможности получить правдивое изложение фактов и событий и стать их очевидцем. Таким образом, международный обмен информацией является одним из средств проведения внешней политики в государствах в совокупности с другими инструментами внешней политики. Поэтому при обмене информацией важна объективность, последовательность, не искаженность подаваемых фактов. Это является одной из важнейших задач во внешней политике некоторых государств. Однако многие страны по–разному используют свои экономические возможности и научно–технический прогресс, прибегая для этих целей к источникам информации.
Развитые страны управляют крупными телеграфными агентствами, которые монополизировали распространение информации во всём мире. Добавим сюда радио и теле станции, международные компьютерные сети, распространённые на международной арене газеты и журналы, современные средства коммуникации, сеть спутниковой связи, через которую мы имеем возможность моментально, передать и получить любую информацию без каких–либо ограничений из любой точки земного шара. Научно-технологическое развитие в области коммуникации дало возможность средствам массовой информации стать очень опасным оружием в руках развитых и богатых стран и с их помощью оказывать влияние на общественное мнение.
Особенно в случае использования средств массовой информации для разжигания религиозных, национальных и этнических конфликтов. И это вместо того, чтобы призывать к миру, сотрудничеству и взаимопониманию между народами, осуждать все проявления экстремизма и служить общечеловеческим интересам и прогрессу.
Вопросы:
1. Определение международного взаимопонимания посредством международного обмена информацией.
2. Иностранные языки как средство интеллектуального международного обмена информацией.
3. ЭСПЕРАНТО как средство интеллектуального международного обмена информацией.
4. ЭСПЕРАНТО как средство интеллектуального сотрудничества межу народами.
5. Международный обмен информацией как один из факторов тормозящих международного взаимопонимания.
Тема.5. Проблемы международного обмена информацией:
А – Политические препятствия в процессе международного обмена информацией. В последние годы XX века заметно возросла роль средств массовой информации, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные являются их потребителями.
Внешняя политика различных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое взаимовлияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно в развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ. Политические, экономические и идеологические проблемы разных стран разнятся, а в результате международного обмена информацией становятся сложными и оказывают взаимовлияние. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы средств массовой информации, направленных за рубеж.
Международные средства массовой информации в процессе международного обмена информацией стремятся служить конкретной политике и в большинстве своём соответствуют политике и требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что, в основном, эти средства противостоят конкретной политической проблеме и поддерживают те направления, которые содействуют проведению внешней политики государства, иногда эти направления отходят от последовательности и точности в изложении фактов. Но эти средства массовой информации имеют большой успех в убеждении аудитории. Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию этих СМИ, становятся на их сторону в обсуждении проблем. Но факты говорят иначе. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой этого государства. Это создаёт противнику благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости своих позиций.
После распада социалистической системы и СССР и окончания холодной войны между Востоком и Западом и частичного улучшения международных отношений, идеологическая борьба, которая длилась долгое время, была ослаблена и видоизменена, то есть приняла вид укрепления демократии, улучшения международной атмосферы и борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. За это ответственны определённые силы, направляющие и контролирующие поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда боролись друг против друга за присвоение себе инициативы в направлении ударов в информационных кампаниях, ослабло. Это привело к быстрому развитию технологии коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными средствами массовой информации, является отсутствие связи между внешней политикой государства и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время конфронтацией, время от времени возникающих между ними.
Когда же средства массовой информации направляют свои усилия для подготовки международного общественного мнения по какой–либо проблеме, то они вынуждены принимать позиции, часто не совпадающие с региональным общественным мнением. Это является сложной проблемой для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровне.
Глобальное развитие современных средств коммуникации, средств массовой информации перешагнуло расстояние, географические границы, языковые, культурные и цивилизованные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна для человека, находящегося на большом расстоянии от его эпицентра. Таким образом, государства сумели использовать все эти средства как некую силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможным с распространением средств массовой информации по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами коммуникации, кто направляет международные средства массовой информации, принимает решения, как оформить и подать информацию, в том виде, в каком им это выгодно.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессе международного обмена информацией требуют у специалистов средств массовой информации хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в международном обмене информации, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для средств массовой информации границ не существует.
Б – Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией: Международный обмен информацией играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культуры, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но средства массовой информации и коммуникации сегодня подчинены власти капитала, который укрепляет экономические, промышленные и коммерческие корни и требует огромных инвестиций. На средства массовой информации налагается государственная монополия или монополия нескольких государств сразу. В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и средств массовой информации в мире, которые стали монополией стран–производителей. В то же время они недоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и исследований.
Поэтому мы видим, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве, оставил свой отпечаток на развитии средств коммуникации и современных средств массовой информации. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные телеграфные агентства, спутниковые радио и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти средства массовой информации являются основным источником информирования в мире.
Огромные промышленные инвестиции в области средств коммуникации централизованы в развитых странах. В то же время развивающиеся страны являются потребителями информации развитых стран, через импорт и международные экономические проекты помощи, что создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами-импортёрами. Потому, что источники приобретения этих технологий разные. И страны-потребители технологий не готовы к их использованию. А это требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процесс получения международной информации и её распространение сами по себе очень дорогостоящи. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство отличает бедные и богатые государства. Но как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в электронных средствах массовой коммуникации, теле и радиостанциях.
Немало проблем из-за нехватки средств, связанных с использованием странами международных сетей, телеканалов через спутниковую связь. Отсюда видно, что технологический прогресс базируется на возможностях богатых и крупных государств, которых в международном обществе единицы. Только эти страны могут финансировать огромные проекты по производству технологий и необходимых средств коммуникации для средств массовой информации. Это позволяет им, так или иначе, влиять на менее развитые страны.
Как известно, средства массовой информации в любой стране мира, опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс международного обмена информацией отражает информацию ведущих развитых государств, а также менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Крупные государства, такие как США, Англия, Франция, и в меньшей степени Россия и другие развитые страны, держат монополию на международные средства массовой информации. Это даёт им возможность подавать информацию исходя из своей точки зрения, то есть, международный обмен информацией является односторонним.
В информационных материалах, СМИ опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой государства. Например, Юнайтед Пресс, Ассошейтед Пресс, международный канал Си–Эн–Эн, международная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, которой владеет США, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС влияют на международную политику, благодаря своему военному, политическому и экономическому потенциалу. Поэтому информация этих агентств является первичной и решающей, влияет на процесс международного обмена информацией, направляет его в своих интересах и в интересах своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран знают о своей стране намного меньше, чем о таких развитых странах, имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними, потому что получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним на их родном языке из развитых государств.
С одной стороны, развитые страны выпускают всё необходимое для информационного производства от аудио и видеомагнитофонов, телекамер до типографской техники и бумаги для них, а также высокотехнологичную вычислительную технику, приборы для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они выпускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио и телепередачи, кино и видеофильмы, и вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут производить эти информационные материалы, технику и в некоторых случаях устанавливают большие таможенные пошлины на импорт информационной техники из–за рубежа, и даже налог на бумагу. Это происходит из-за трудного экономического положения в развивающихся странах.
Отсюда видно, насколько международный обмен информацией находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации. В процессе международного обмена информацией развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной для их аудитории информации. Они даже не имеют возможности выпускать ежедневно хотя бы одну газету, которая отражала бы их интересы. То есть они оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации, естественно, что аудитория этих государств получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.
В – Особенности международного обмена информацией: Маршал Маклюэн говорил, что содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется средствами массовой информации, потому, что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, напрямую взаимосвязаны и влияют на средства массовой информации. Средства массовой информации, которые общество использует или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационной средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные средства являются продолжением чувств человека, телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, а микрофон – слуховые, электронно-вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.
Современные средства массовой информации (в качестве увеличителя способностей и чувств) открывают перед человеком новые возможности, но в то же время представляют для него угрозу, потому, что способность человека чувствовать, проникать в далёкое и недоступное, делает его доступным для общества. Чувства можно использовать и оказывать на них влияние. Для преодоления этой угрозы Маклюэн указывает на важность максимального информирования людей с помощью средств массовой информации. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их возможное влияние.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологические изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, вместо того, чтобы противостоять им, как некоторые иногда делают.
Одна из проблем, стоящих перед процессом международного обмена информацией, – это обстоятельства окружающие человека. В разных государствах они различны, равно как и в регионах, внутри одного государства, поэтому важно, чтобы специалисты средств массовой информации и журналисты могли умело владеть этой информацией. Эти знания легко получить в отношении к внутренней информации и более трудно в отношении международной, где обстоятельства и языки разнятся в странах, регионах и континентах.
С расширением и развитием средств массовой информации мир стал похож на международную деревню. Этому способствовало немало факторов: развитие средств коммуникации, эмиграция населения, поток туристов, проживание граждан различных стран в других государствах с целью получения образования или работы. Повышение объёма, скорости и разновидности корреспонденции и наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту, международные компьютерные сети, развитие радио и телеканалов, распространение спутниковой связи.
Более тесное соприкосновение с развитыми народами и породили культурное и общественное изменение. Появились новые ценности, не игравшие такой роли, как ранее.
Специалисты в области средств массовой информации и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных компаний, направленных как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия аудиторией информации, чтобы её реакция не противоречила целям информационной компании. Работники СМИ должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Г – Монополия в международном обмене информацией: Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся к различным объединениям. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ во многих странах основным источником информации остаются всё те же 5 информационных агентств: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс, Франц Пресс и ИТАР–ТАСС. Это притом, что отечественные агентства прилагают все усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои агентства.
Монополия связана с концентрацией процесса международного обмена информацией и выше указанными политическими и экономическими проблемами. В результате монополии получается, что небольшое количество стран являются источником международной информации для подавляющего большинства.
Освещая исторические факты, видно, что французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter), немецкое телеграфное агентство Вулф (Wolff), разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был продукт колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Пруссией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть. То есть они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества между собой и для извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию увеличилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на несколько сфер влияния, с правом работы каждого агентства. На основании этого германское телеграфное агентство Вулф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В это время телеграфное агентство Вены было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Средней и Южной Америке. А также совместно с телеграфным агентством Рейтер, которое имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи, Хавас распространяло своё вещание на Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Associated Press) было менее значительным участником этой международной монополии. Оно получило право действовать только внутри США.
А российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency), получало информацию через германское телеграфное агентство Вулф.
Хотя американское телеграфное агентство после его реконструкции стало полноправным членом этой монополии, в первые десятилетия XX века оно не могло конкурировать с остальными агентствами. Это агентство отказало южно–американским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа было соглашение о монополии.
Но эта монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии, и стало сильным конкурентом Ассошейтед Пресс на международном информационном рынке, в частности в Южной Америке. В связи с этим международная монополия дала некоторые преимущества Ассошейтед Пресс как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30–х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошейтед Пресс нарушило соглашения о международной монополии и внедрилась в информационный рынок Японии, которая была сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Вулф поддерживали внешнюю политику своей страны. В результате этой конфронтации, международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве своих национальных интересов.
Вместо Хавас появилось Франс Пресс (AFP), как видное международное телеграфное агентство, а британское Рейтер и американское Ассошейтед Пресс продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после II мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС, которое после распада СССР это агентство превратилось в ИТАР–ТАСС, принципиально отличающийся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что кроме распространения в районах монополии, в процессе международного обмена информацией, международные средства массовой информации стараются передавать и распространять политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Эта проблема до сих пор является существенной и нежелательной для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться этими материалами, и продолжают оставаться субъектами влияния.
Это объясняет стремление развивающихся и малоразвитых стран создавать региональные и международные блоки для создания сильных средств массовой информации, которые бы избавили эти страны от международной монополии в средствах массовой информации и коммуникации в приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация телеграфных агентств стран Неприсоединения, которая объединяет государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права предотвращает международную монополию, ослабляет её влияние на поток информации. И хотя на эту ассоциацию были возложены большие надежды, она не смогла противостоять основным пяти международным телеграфным агентствам или изменить ход международной информации. Информация продолжала поступать с севера на юг.
Д – Влияние международного обмена информацией на принятие решений: Средства массовой информации оказывают большое влияние на массы, особенно на политической арене, поэтому возникла необходимость изучить влияние средств массовой информации на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения не стремится занять это положение и не считает себя лидером. Но лидеров отличают несколько особенностей: 1. Они представляют какую–либо фракцию, на которую имеют влияние; 2. Они являются лидерами в меру своей компетентности; 3. Они отличаются от других представителей своей фракции и являются наиболее заметными субъектами средств массовой информации; 4. Они более других общаются с лидерами других групп; 5. Всегда находятся в центре событий.
Таким образом, СМИ сами определяют, какую информацию следует опубликовать, а какую нет, в зависимости от ситуации. Средства массовой информации играют роль передатчика информации от лиц, проектирующих политику к массам.
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Это происходит в основном в развивающихся и слабо развитых странах. Средства массовой информации используют для укрепления конкретных политических целей, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно в развитых странах, рассматривают средства массовой информации и общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что средства массовой информации правдиво отражают общественное мнение и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения принимают решения о том, публиковать тот или иной материал или нет.
Международный обмен информацией оказывает влияние на внешнюю политику государства, конкретных политических лидеров. Так как они принимают решения исходя, из этой информации. Вот почему международный обмен информацией играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, которые принимают жизненно важные решения, изучают все источники международной информации до принятия решения, равно как и дипломатические источники, и источники органов безопасности государства.
Примечания[1] Основные факты об ООН. 1972 г., СС. 140–146.[2] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, "НАУКА". М. 1985 с. 223;
–– Червяков И. В. Международные соглашения и организации по охране промышленной собственности. М., 1967.[3] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, "НАУКА". М. 1985 с.225;
–– Шибаева Е. А. Международные организации в области транспорта и связи. М., 1960.[4] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "НАУКА". М. 1985.сс.196;
–– Каменецкая Е. П. Космос и международные организации. М., 1980, СС. 82–89.[5] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "НАУКА". М. 1985.сс. 195 – 198.[6] там же, с. 196;
–– Каменецкая Е.П. Космос и международные организации. М., 1980, СС. 82 – 89. – Международное космическое право. \ Отв. ред. А.С. Пирадов. М., 1985, СС. 80 –85.[7] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "НАУКА". М. 1985 с.213.[8] там же, СС. 308.[9] там же, СС. 195.[10] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "НАУКА". М. 1985.[11] там же, сс. 17.[12] там же, сс. 99–100;
–– Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.[13] Дипломатический словарь \Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "НАУКА". М. 1985.сс. 17–18.[14] там же, сс. 144–145.[15] там же, сс.305–306.[16] Oton Pancer: Le Roie de La Langue International Dans La Communication Publique et Dans La Compréhension Internationale. Symposium Ljubljana 1968, op. cit., pp. 337–339.
Комментариев нет:
Отправить комментарий