МИНИСТЕРСТВО ВЫШЕГО И СРЕДНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Кафедр. “Международное отношение”
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Кафедр. “Международное отношение”
доктор Мухаммад аль-Бухари
Содержание лекционного материала по спец. куру:
Международный обмен информацией в рамках международных отношений
Ташкент - 2002
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь между международным обменом информации и процессом принятия политических решений.
Информационные исследования, проведённые в США журналом «Public Opinion Quarterly», показали, какие средства массовой информации используют ведущие политические и экономические лидеры США в качестве источника для принятия решений и выполнения различных политических и экономических решений. В исследовании приняли участие 545 человек, среди которых – лидеры основных групп общества: промышленные производители 48; непромышленные производители 53; Мультимиллионеры 29; редседатели профсоюзов 48; члены американского конгресса 58; работники федеральной службы 60; высшие должностные лица гражданской службы 54; официальные лица политических партий 51; Лидеры благотворительных обществ 53; Работники прессы 65. Лидеры из не основных секторов общества: Сотрудники Белого дома 06; Академики, в основном экономисты 15; Остальные 05; Всего 545. Это исследование показало, что к самым читаемым американским газетам и журналам относятся: Нью–Йорк Таймс The New York Timеs; Уолл Стрит Жонэл The Wall Street Journal; Вашингтон Пост The Washington Post; Вашингтон Стар The Washington Star; Нью–Йорк Пост The New –York Post; Чикаго Трибьюн The Chicago Tribune. А к наиболее регулярно читаемым газетам и журналам относятся: Тайм Time; Ньюсвик Newsweek; Нью–Йорк Таймс The New York Times; Мэгэзин Magazine; Ю.ЭС.Ньюс энд Ворлд Рипот U.S.News and World Report. В процентном соотношении это выглядит так: World Street Journal (Ворлд Стрит Жорнал) читают: Промышленные работники 84%; Мультимиллионеры 65%; Конгрессмены 31%. The Washington Post (Вашингтон Пост): Конгрессмены 82%. The Newsweek (Ньюсвик): Работники прессы 81%; Конгрессмены 68%; Промышленные работники 59%; Лидеры политических партий 53%; Высшие должностные лица гражданской службы 40%. The New York Time Magazine (Нью–Йорк Таим Мэгэзин): работники прессы 78%; Промышленные работники 46%; высшие должностные лица гражданской службы 40%; Конгрессмены 30%; лидеры политических партий 23%. Time (Тайм): Сотрудники и работники прессы 76%; Работники промышленности 70%; Конгрессмены 66%; лидеры политических партий высшие должностные лица 58%; гражданской службы 36%. U.S.News and World Report (Ю.ЭС. Hьюс энд Ворлд Рипот): Конгрессмены 70%; лидеры политических партий 65%; Промышленные работники 50%; Должностные лица гражданские службы 30%; работники прессы 24%. The New–York Times (Нью–Йорк Таймс): Конгрессмены 67%; Промышленные работники 64%; Мультимиллионеры 54%. Business Week (Бизнес Вик): Работники промышленности 63%; лидеры политических партий 26%; Должностные лица гражданской службы 21%; Конгрессмены 20%; сотрудники прессы 19%. The Life (Лайф): сотрудники прессы 61%; Конгрессмены 48%; лидеры политических партий 42%; работники промышленности 33%; Должностные лица гражданской службы 25%. The Washington Star (Вашингтон Стар): Конгрессмены 58%. Journalizm (Журнализм): Сотрудники прессы 58%; Председатели благотворительных фондов 5%; Председатели профсоюзов 3%; высшие должностные лица гражданской службы 2%. The Foreign Affairs (Форин Эффеерс): Сотрудники прессы 22%; Конгрессмены 16%; Лидеры политических партий 14%; Председатели благотворительных фондов 14%.
В результате этих исследований стало ясно, какие общественные слои читают прессу регулярно, но с различным процентным соотношением, колебание составляет от 84% до 2%. Самая читаемая газета среди конгрессменов – «Вашингтон Пост» – 82%, а наименее читаемая – «Ворлд Стрит Жонл» – 31%, самый читаемый журнал «Ю. ЭС. Ньюс энд Ворлд Рипот» – 70%, а самый мало читаемый – «Форин Эффейерс» – 16%.
Отсюда видно, что конгрессмены предпочитают газеты, журналам. Среди сотрудников прессы наоборот, больше читают журналы. Необходимо подчеркнуть, что изучение специфики чтения и обзора мнений общественных лидеров, анализ материалов, которые они используют при этом, помогает специалистам в проектировании информационной политики. При этом повышается эффективность средств массовой информации, как одного из факторов проведения официальной политики государства.
Международный информационный поток и международный обмен информацией. После распада СССР появились новые независимые государства. Они, а также страны бывшей социалистической ориентации, обрели политическую независимость. Но, тем не менее, некоторые из них попали под влияние других развитых стран. Наряду с этим существуют страны, которые упорствуют в неподчинении развитым странам. (Добавим к этому постоянное стремление наций нестабильных регионов, требовать отделения и национального суверенитета, получения политической самостоятельности.)
Позиция силы и её влияние на международный обмен информацией является результатом научно–технического прогресса именно в области коммуникации. Сегодня многие страны мира имеют более тесные связи, расстояние между ними как бы сократилось.
Международный обмен информацией и коммуникацией играет особую роль в международных отношениях, в формировании национальной активности народов. Но, с другой стороны, международный обмен информацией имеет неравнозначный характер. Это один из важнейших аспектов международной политики. Становится очевидным, что свободный поток информации является односторонним. Для того чтобы он стал по настоящему свободным, необходимо утвердить равновесие между странами в этом направлении. Существует целая серия дисбалансов: между развитыми странами, менее развитыми и развивающимися; между странами с разным политическим, экономическим и общественным строем; между развитыми странами с одинаковой политической системой, так как они всё ещё имеют разные возможности; между крупными державами и небольшими государствами; между развивающимися странами, так как одни из них имеют очень высокий национальный доход (в основном, от экспорта природных ресурсов), а другие очень низкий; между объёмом позитивной и негативной информации.
Все вышеперечисленные виды дисбаланса не ограничиваются только информационным потоком, коммуникацией или международным обменом информацией, но включают в себя все виды подготовки и распространения информации в целях научного развития, экспорта и импорта современных технологий. В результате, это приводит к увеличению пропасти между странами–поставщиками информации и странами–потребителями.
Это подтолкнуло государства, входящие в международные союзы, такие, например, как Организация Неприсоединения, Организация Исламского Конгресса и региональных союзов, Лига арабских государств и Организация африканского единства, создать независимые международные средства массовой информации, утвердить равновесие в потоке информации и уменьшить её негативное влияние.[i]
Международные союзы призвали эти страны к созданию новой мировой системы международного обмена информацией вместо уже существующей системы, которая была бы более гибкой и свободной, справедливой, эффективной и уравновешенной. Она должна быть построена на принципах демократии и равноправия между всеми странами мира. Поток информации, система международного обмена информации и коммуникации тесно связаны с понятиями «свобода информации», «свободный поток информации», «равновесие в потоке информации», или «свободное развитие средств массовой информации».
Но существует ряд проблем, возникших в результате некоторых политических действий, ограничивающих свободу международного обмена информацией. Эти проблемы можно легко устранить. Необходимо стремление стран и народов к преодолению таких проблем, как, например, насилие против журналистов, жёсткая цензура и закон, занесение фамилий некоторых журналистов в чёрный список (то список тех, чьи материалы не публикуются), запрет на свободное передвижение журналистов, газет, книг, запрет на их импорт и экспорт из развитых стран, это связано с угрозой утечки новейших технологий.
Принцип свободного потока информации был использован как одно из политических средств в ходе конфронтации между социалистическими странами во главе с бывшим СССР и развитыми капиталистическими странами во главе с США в годы холодной войны. Наряду с этим велась экономическая борьба: богатые страны использовали экономическое давление на развивающиеся и бедные страны для достижения своих целей во внешней политике. В связи с этим, развивающиеся страны рассматривают принцип свободного потока информации для устранения монополии промышленно–развитых стран на поток информации, поступающей в развивающиеся страны.
Понятие «свободная информация» для них означает двусторонний поток информации, как утверждение справедливости в международном обмене информацией.
Принцип свободного потока информации привёл только к одностороннему потоку информации (радио и телепередач, компьютерных и культурных продуктов) из промышленно–развитых стран в менее развитые и развивающиеся страны. Это лишь укрепило монополию развитых стран.
Односторонний поток информации, опираясь на исторические и культурные факторы, может влиять на страны даже в пределах одного географического региона. В Европе страны, контролирующие поток информации на европейском континенте, никогда не акцентируют внимание в своих средствах массовой информации на достижениях и успехах малых европейских стран.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы: Огромный поток информации идёт с североамериканского и европейского континентов. Односторонний поток информации концентрируется на севере и направляется к югу земного шара, который принимает более 90% информационных материалов через Лондон, Париж и Нью-Йорк. Здесь ясно прослеживается неравенство в объёме производства газет, журналов, книг, радио–телепередач, других информационных материалов, а также неравенство в распространении этих материалов через международные сети средств массовой информации. Это отражает реальное положение дел в международном информационном обмене. Вот почему страны–монополисты средств коммуникаций были недовольны стремлением группы стран неприсоединения укрепить своё положение в международном обмене информацией.
Односторонний поток информации стал отражением монополии в политическом, экономическом строе развитых стран, которые оказывают значительное влияние на весь мир и постоянно утверждают зависимость менее развитых стран от них. Это достигается путём концентрации международных средств массовой информации на проблемах, конфликтах, терроре, имеющих место в менее развитых государствах.
Международный поток информации является вертикальным, а не горизонтальным, потому что он односторонний. Всё вышеприведённое указывает на формулу силы в международном обмене информацией и в рамках международных отношений.
После глобального развития современных средств коммуникации, информация стала одним из видов услуг, товаром. То есть сформировался способ её передачи, приёма и хранения. Коммерческая информация заняла большую площадь в общем потоке информации. Её печатают газеты, журналы, транслируют на радио и телевидении, передают через международные компьютерные сети. А это понижает культурную и общественную ценность международных средств массовой информации во внутреннем обмене информацией.
Вопросы:
1. Особенности международного обмена информацией.
2. политические препятствия в процессе международного обмена информацией.
3. Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией.
4. Монополия в международном обмене информацией.
5. Влияние международного обмена информацией на принятие решений.
тема.6. Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания.
Джоан Джалтунг (Gohan Galtung) провёл исследования направленности международного потока информации. И вывел следующую формулу: центр–край. Он внедрил эту формулу в теорию международной монополии. И разделил мир на две части: центр – представляет страны монополисты, а края – страны зависимые от первых. Он пришёл к следующим выводам: вертикальный процесс является основным фактором, который утверждает несправедливость между государствами; «центр» – это монополист всего потока информации в мире; информация, идущая от «центра», занимает главное место в содержании зарубежной информации поступающей в средства массовой информации стран – «краёв», больше чем информация о странах – «краях» поступает в средства массовой информации стран – «центра»; наличие незначительного информационного потока о странах – «краях»; международный поток информации является одним из основных аспектов международного обмена информацией и коммуникацией; четыре международных телеграфных агентства (AP, AFP, UPI и Reuter) являются монополистами потока внешней информации большинства стран Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. А телеграфное агентство ТАСС являлось основным источником информации для большинства социалистических стран до распада социалистической системы и СССР.
Общий объём информации, который распространяют четыре главных телеграфных агентства, составляет 32.850.000 слов ежедневно и распределяется между ними в следующем соотношении: AP 17,000,000; UPI 11,000,000; AFP 3,350,000; Reuter 1,500,000; Ежедневно 32.850,000 слов. [ii]
Следующая таблица показывает объём информации, который выдают ежедневно остальные телеграфные агентства мира: Германия DPA 115,000; Италия ANSA 300,000; Испания EFE 500,000; Югославия Tanyug 75,000; APS 100,000; Ежедневно 1,090,000 слов.
Эти таблицы еще раз подтверждают, насколько сильна монополия основных четырёх телеграфных агентств в международном потоке информации.
Исследования показывают, что эти телеграфные агентства концентрируют свою информацию только на негативных явлениях менее развитых и развивающихся стран. Например, на такие, как насилие, коррупция, катастрофы, а не на информации об экономическом и культурном развитии стран. События подаются без раскрытия причин, которые их вызвали. При этом информация обычно касается государственного аппарата управления, а не широких слоёв общества. Исследования показали также, что влияние общественных и культурных различий между народами играет немаловажную роль в потоке международной информации. Эти различия являются причиной, замедляющей процесс международного обмена информацией.
Сегодня просмотр телевидения ежедневно занимает значительное время. Международный поток информации через спутниковое телевидение оказывает влияение особенно на женщин и детей, так как в развитых странах именно они проводят у экранов большую часть времени. Здесь следует заметить, что к ним относятся также всё население менее развитых стран. Западная информационная телевизионная модель является преобладающей в развивающихся странах, но, как и социалистическая модель, она не отвечает требованиям этих стран.[iii]
Сегодня, мировые банки, международные страховые, морские, авиационные и трансконтинентальные компании, а также агентства связи и другие, используют современные средства коммуникации: телекс, факс, компьютерные сети, телефоны и спутниковую связь.
Международная коммуникация стала возможна благодаря глобальному научному и техническому развитию в системе электронной коммуникации через спутниковую связь.
Это дало возможность США, которые ушли вперёд в сфере электронной спутниковой связи и владеют самой широкой компьютерной сетью на международном уровне (ИНТЕРНЕТ), захватить монополию в этой важной области на мировом рынке.
В 1981 году США отвечали за передачу и распространение 80% данных и информации в мире, благодаря революции в вычислительной технике, то есть компьютерам, которые проникли во все сферы жизни и коммуникации и стали их неотделимой частью. Американская компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ является центром всех сетей, где происходит накопление информации, поступающей из 21000 информационных сетей, хорошо организованных и скоординированных, что облегчает процесс вызова информации любым абонентом. Компьютеры, через развитые технологии коммуникации, используют телефонную сеть, спутниковую связь для передачи своей информации 33 млн. абонентов по всему миру.[iv]
Вопросы:
1. Влияние информацией на формирование международного общественного мнения.
2. Исследование Джона Джалтонга, направленное на изучение международного потока информации.
3. Роль и значение информационных агентств в процессы международного обмена информацией.
4. Роль и значение информационных агентств в процессы международного информационного потока.
5. Влияние международного потока информации через спутниковое телевидение.
6. ИНТЕРНИТ как центнер накопления информации.
тема.7. Международный обмен информацией и формирование мнения «International Flow of Information and Images»
Средства массовой информации участвуют в формировании негативного представления или абсолютного понимания народами друг друга. Это явление результат неравноправного потока информации, и её искажение в отношении менее развитых и развивающихся стран, через материалы, которые публикуются и распространяются информационными монополистами. Даётся только негативный портрет этих стран: нестабильность, анархия, насилие, коррупция и неудачи. Ряд исследователей пришли к заключению, что отдельные физические лица (журналисты) формируют визуальное представление о народах, подавая информацию как полностью достоверную.
Ценность таких выводов зависит от географических, политических и этнических факторов и некоторых других сторон этих государств. Специалисты в области коммуникации в западных странах акцентируют внимание именно на конфронтации и противостоянии таких стран, то есть на любой негативной информации при оценке государств и обществ.
Исследования показали, что образование в любом государстве, это независимый и влиятельный фактор в процессе прогноза знаний. И то, что среди информационной аудитории более любознательны – мужчины, они стремятся узнать политические и экономические особенности стран, но не их культурные и моральные ценности. То есть интеллектуальное развитие человека находится под влиянием международной информации, которую он получает в необъективном виде: 1. Международная информация опирается в основном на интересы Запада, так как источники информации западные; 2. Информирование о развивающихся государствах подаётся с негативной точки зрения; 3. Международная информация, полученная с Запада – усложнённая, а не упрощённая. Международный поток служит в основном для формирования позитивного мнения о Западе, вместе с этим он формирует интеллектуально-негативный портрет развивающихся стран, как то: анархия, террор, коррупция и их неудачи в рамках международного обмена информацией.
Вопросы:
1. роль СМИ в формировании общественного мнения.
2. Причины формирования негативного представления, у общественности.
3. Влияние международной информации, полученной с запада, на политические взгляды другие стран мира.
4. Влияние международной информации, полученной с запада, на экономические взгляды другие стран мира.
5. Влияние международной информации, полученной с запада, на культурные взгляды другие стран мира.
тема.8. Международный обмен информацией и международное сотрудничество:
Развивающиеся страны потребовали создания новой международной системы в международном обмене информацией, для улучшения положения развивающихся стран в процессе международного информационного обмена.
Некоторые улучшения были действительно достигнуты. Это произошло после возникновения новых информационных систем, создания телеграфных агентств, относящихся к региональным и международным организациям и союзам. Эти международные телеграфные агентства The Inter Press Service (IPS) специализировались на распространении информации о развивающихся странах и работе, направленной на укрепление и поддержку прямого информационного обмена между развивающимися странами, а также на распространении информации о развивающихся странах в средствах массовой информации Европы и Северной Америки. Их представительства находятся в более 60 странах, 2/3 из них – в развивающихся государствах.
Международные телеграфные агентства IPC достигли двустороннего соглашения с 30-ю государственными агентствами об обмене информацией. Необходимо отметить, что IPS направляли своё внимание на достижение экономического, общественного и научного развития. Соглашения были достигнуты с рядом международных организаций ООН для распространения информации о видах деятельности этих организаций.[v]
Международные телеграфные агентства IPS получают 70% своей информации через корреспондентов в развивающихся странах, а остальные – 30% через государственные телеграфные агентства развивающихся стран, с которыми были достигнуты соглашения об информационном обмене, равно как и с небольшими независимыми телеграфными агентствами.
Международные телеграфные агентства IPS распространяют ежедневно информацию через две основные сети, вещание ведётся на испанском языке – около 30 тыс. слов и на английском языке – 20 тыс. слов ежедневно. Наряду с этим ведётся перевод и распространение этой информации – частично на французском, немецком, португальском, арабском, голландском, норвежском и шведском языках. Следующая таблица показывает разделение телеграфных агентств развивающихся стран в сети распространения информации IPS:
АГЕНТСТВО, СТРАНА, АНГЛИЙСКАЯ СЕТЬ: Жана, JANA, Ливия; Ина, INA, Ирак; Вам, WAM, ОАЭ; Мане, MANE, Нигерия; Кона, QNA, Катар; Тап, TAP, Тунис; Лакаруват, LAKAPUVAT, Шри–Ланка; Вафа, WAFA, Палестина; Ипс–тап, IPS–TAP, Тунис; Ипс–жана, IPS–JANA, Ливия; Апа, APA, Австрия; Джи Эн Эй, GNA, Гренада; Пи Эн Эй, PNA, Филиппины. ИСПАНСКАЯ СЕТЬ: Венпресс, VENPRESS, Венесуэла; Нотимекс, NOTIMEX, Мексика; Тан–юк, TANJUG, Югославия; Колпеса, COLPISA, Испания; Эй Эн Эн, ANN, Никарагуа; Ай Эф ди ЭЙ, IFDA, Международная; Пи Эл, P.L., Куба; Болпресс, BOLPRESS, Боливия; Илет, ILET, Мексика; Кона, QNA, Катар; Колпресс, COLPRESS, Колумбия; Эквапресс, ECUAPRESS, Эквадор; Ина, INA, Ирак; Жана, JANA, Ливия; Вам, WAM, ОАЭ; Панапресс, PANAPRESS, Панама; Домпресс, DOMPRESS, Доминиканская Республика; Нан, NAN, Нигерия; Ар Эс Эс, RSS, Непал.
Из вышеперечисленного мы можем сделать следующий вывод: международные телеграфные агентства IPS занимают своё особое место в международном обмене информации, рассматривают положение развивающихся стран с различных позиций, и стремятся объективно показать проблемы развивающихся стран.
В заключении нужно отметить, что свободный поток информации на сегодняшний день является односторонним и служит интересам промышленно–развитых стран–монополистов. Развивающиеся страны с тревогой наблюдают за создавшимся неравноправным положением, что выражается в монополии развитых стран на современные средства коммуникации и информации, использование их в своих целях, пропаганды своих интересов, для того, чтобы показать неспособность развивающихся стран решить свои экономические, технические и научные проблемы.
Согласно модели Джоан Джалтунг Gohan Galtung «центр–край» мир разделён на две части, которые неравноправны. «Центр» создал и руководит монополией, его представляют промышленно–развитые страны. «Края» – менее развитые и развивающиеся страны, находятся в зависимости от «центра». В международном обмене информацией одни оказываются вверху – промышленно–развитые страны, а другие внизу – менее развитые и развивающиеся страны. Прибавим к этому монополию четырёх международных телеграфных агентств: UPI, AP, AFP и Reuter, источников зарубежной информации в большинстве стран мира, через которые ежедневно передаются 32.850.000 слов плюс фотоснимки и теле материалы.
Современные глобальные средства коммуникации и международная компьютерная сеть,[vi] спутниковые телеканалы могут заметно потеснить существующую монополию, и могут помочь в создании новой международной информационной системы, которую пытаются создать развивающиеся страны. Новая информационная система должна противостоять информации, исходящей из развитых стран, которые акцентируют внимание на негативных явлениях относительно развивающихся стран. То есть новая информационная система должна играть важную роль в международных отношениях вообще.
Это требует от развивающихся стран времени и твёрдого решения. Для быстрого решения этой проблемы, необходимо своевременно реагировать на постоянные международные перемены, и особенно изменения связанные с распадом социалистической системы и СССР, который подготовил мир к принятию в будущем нового международного строя, противопоставленного положению «холодной войны» между Востоком и Западом.
Это связано с коренными изменениями в структуре различных политических систем, с преодолением барьеров, стоящих перед созданием новой международной, демократичной, информационной системой. Она должна отвечать требованиям времени, требованиям аудитории и выбирать лучшие элементы для международного обмена информацией. Международный обмен информацией должен содействовать улучшению положения менее развитых и развивающихся стран в рамках новой международной, демократичной, информационной системы.
Призыв к новой информационной системе направлен не только на достижение справедливости и равновесия в процессе информационного обмена, но, и на достижение морального и психологического эффекта. Изменение положения в международной информационной системе, и улучшение положения международного обмена информацией невозможно без опоры человека на себя и на собственные ресурсы, а не на внешние факторы. Наряду с этим отмечается стремление развивающихся стран развивать свои экономические, технологические и научные потенциалы для создания современных средств массовой информации, которые бы поставляли свою продукцию на информационный рынок без посредников.
Вопросы:
1. Причины создания новой международной системы в международном обмене информацией.
2. Характеристика международных информационных агентств.
3. Роль международных информационных агентств, в достижении экономического развития.
4. Роль международных информационных агентств, в достижении общественного развития.
5. Роль международных информационных агентств, в достижении научного развития.
6. Значение информационных агентств развивающихся стран в сети распространения информации.
тема.9. Методы, способы и технология, применяемые международные средства массовой информации.
Научные исследования показали, что основные элементы успеха информационно–пропагандистской компании, направленной на зарубежную аудиторию, находятся в зависимости от методов, техники и тактики работы журналистов. Это, прежде всего, убеждение всей аудитории в достоверности подаваемых фактов, в целях достижения поставленных задач информационного проекта. Эти исследования также показали, что методы, применяемые в информационно–пропагандистских кампаниях, преследуют следующие цели: 1. Привлекают внимание аудитории, убеждают в достоверности содержания, используя интересы, взгляды и уровень культуры потребителей информационных материалов. При подготовке информации используется стиль, близкий аудитории, что делает информацию доступной для понимания и правдоподобной. Так как сомнение и неверие вызовут противоположную реакцию, ослабят эффект информационной кампании, и она не достигает ожидаемых результатов. Таким образом, иногда используется техника обмана (lie techhique), путём чётко выработанного стиля информационного материала. Читатель не может обнаружить хорошо замаскированного обмана. 2. Информационно–пропагандистская компания стремится получить материалы, поддерживающие её цели, планы, стиль работы. Международные средства массовой информации, в своих пропагандистских компаниях, используют «метод повторения» (Repetition) в изложении проблемы, для полного закрепления информации в памяти аудитории, для достижения максимального эффекта, что возможно через повторение материала в соответствующее время, приемлемым образом. Используется и так называемый «метод преувеличения» (Exaggeration), который невозможно обнаружить потребителю информации. Информация преувеличивается с целью достижения нужного эффекта, как в моральном, так и в духовном отношении. Это делается для оправдания и поддержки ряда фактов и позиций, которые выглядят неприглядно.
Самый распространённый метод это метод косвенных нападок, когда обвиняется конкретный человек, группа или государство. Такой метод воздействует эффективнее, чем прямое обвинение. Информация преподносится, как неоспоримый факт, не подлежащий сомнению и обсуждению. Это делается с целью недопущения сомнений у аудитории. Средства массовой информации постоянно стремятся к сближению с аудиторией. Для этого используются люди, хорошо знакомые с культурой, интересами, увлечениями и всем тем, что близко той или иной аудитории. То есть материал подаётся в хорошо воспринимаемом для аудитории стиле. Кроме того, эти люди стремятся идентифицировать себя с аудиторией в ходе информационно–пропагандистской кампании. Международные средства массовой информации во время таких кампаний пользуются проверенными источниками для подготовки материалов, с целью завоевания большого доверия у аудитории, и утверждения материала, направленного к ней. Вместе с тем они игнорируют нападки противников, если они не могут им ответить.
Международные средства массовой информации пользуются ясным и доступным языком изложения во избежание двусмысленного понимания, они также могут использовать ложные (False Association) факты для навязывания аудитории одной конкретной позиции, опираясь при этом на накопленный опыт. Это оказывает сильное влияние на малообразованную аудиторию. Во многих случаях международные средства массовой информации используют эмоции в пропагандистской кампании, стадный инстинкт (Herd Instinct) аудитории в информации, направленной к группе людей, которых связывает что-либо общее: религия, раса, пол, климат, профессия, работа, организация, гражданство. Общеизвестно, что очень трудно определить, какое место в международных средствах массовой информации занимает этика журналистской работы. Так как иногда международные средства массовой информации вынужденно или умышленно используют приёмы, противоречащие общепринятой этике работы журналистов, это делается для достижения своих личных целей.
Вопросы:
1. Цели методов, применяемых в информационных компаниях.
2. Метод повторения.
3. Метод преувеличения.
4. Метод косвенных нападок.
5. СМИ и их связь с аудиторией.
6. Язык и стиль международных СМИ.
тема.10. Культурные аспекты международного обмена информацией:
В международных информационно–пропагандистских кампаниях присутствует и культурная сторона, – международная культурная пропаганда
Эффективность её роли повышается в зависимости от силы, места и роли государства на международной арене. Различные страны стремятся распространить свою культуру на другие регионы, особенно в слаборазвитых странах. Это явление получило название культурной колонизации (Cultural Imperialism). Но развитие международных отношений сегодня требует плодотворного сотрудничества в области культуры разных народов, так как существует большая разница между обменом культурами и односторонним влиянием какой бы то ни было культуры за счёт подавления национальной культуры. Такое навязывание культуры оказывает влияние на другие государства в рамках международных пропагандистских кампаний, включая литературу, искусство, спорт, международный культурный обмен, предоставление стипендий для учёбы, приглашение интеллигенции слабых стран посетить более развитые для ознакомления с культурными достижениями последних. Например, США проводят свои культурно–пропагандистские кампании через международные средства массовой информации и через американские информационные службы, которые действуют за пределами США. Стремясь к распространению английского языка и американских образовательных систем за рубежом, США принимают иностранных студентов, которые приезжают с целью получения образования в высших учебных заведениях США, через договорённости между США и другими странами.
Англия, используя свои средства массовой информации, внедряет пропагандистские, информационные, культурные международные кампании и через Британский Совет,[vii] который получает 1/3 средств от Британской организации развития за рубежом. В сферу деятельности этого совета входят образовательные функции в рамках программы технической помощи. Он имеет свои представительства более чем в 80 государствах, где проводится обучение английскому языку. Акцент делается на подготовку учителей английского языка в этих странах. Британский совет имеет библиотеки более чем в 50 странах мира, стремится к развитию отношений между учёными, художниками, техниками и другими слоями интеллигенции в развивающихся странах, предоставляет стипендии для студентов этих стран. Но положение служащих Британского Совета за рубежом отличается от положения аккредитованных дипломатов: иногда представитель Британского Совета за рубежом является культурным атташе в посольстве.
Франция тоже внедряет свои международные информационно–пропагандистские и культурные кампании, как через международные средства информации, так и через ассоциацию Альянс Францез (Alliance Francaise), которая была создана в 1883 году с целью повышения влияния Франции за рубежом и распространения французской культуры и языка за рубежом. Альянсу Францез подчиняются 1010 комитетов и обществ, работающих за рубежом, которые организуют конгрессы, встречи, открывают библиотеки, имеют более 600 центров в разных странах мира.[viii] Общеизвестно, что государство проводит свою культурную пропаганду за рубежом через культурные центры, которыми управляют советники и атташе по культуре, аккредитованные в дипломатической миссии.
Государства, возможности которых открыть культурные центры в других странах ограничены, опираются на советников и атташе по культуре, аккредитованных в посольствах. Однако положение вещей за последние 20 лет изменилось, так как информация вышла далеко за границы национального уровня (Informationalization). Приёмы и средства сбора, обработки и использования информации претерпели существенные изменения. Быстрое развитие получила технология коммуникации через сеть и радиосеть, а также микроиф (кабель) и оптико–волоконные каналы, технология спутниковой связи, компьютерные программы, радио и телевидение получили широкое распространение.[ix]
Эти изменения принесли с собой культуру межнационального характера. Культурный обмен трансформировался из вертикальной организации в горизонтальную. Теперь народы связаны друг с другом посредством электронных систем, а не географическим соседством.[x] Эта связь происходит не в рамках отечественной или национальной культуры. Некоторые объясняют это явление как информацию, упразднившую политические границы между государствами или как межнациональную культуру с целью американизации (Americanization).[xi]
По данному поводу в свое время возникло множество вопросов. Основной проблемой было культурное подчинение и распространение культурного производства. Проблема доступа к политической, экономической и общественной информации через средства коммуникации привела к созданию новой международной системы информации и организации потока информации. А также к управлению этим потоком на расстоянии, определению государственной политики в общественных, культурных, экономических областях и т.д., к развитию технических возможностей, к пересмотру понятий «национальный», «отечественный», «культурный», исходя из исторических и культурных ценностей.[xii]
Вышеперечисленные проблемы часто являются предметом обсуждений на международном уровне. В отношении стран третьего мира стоят проблемы, связанные с тем, что государства африканского континента, Азии и Ближнего Востока в большинстве своём получили независимость сравнительно недавно и до сих пор решают проблемы, оставленные колониальным периодом.[xiii]
Здесь следует сказать о независимых государствах, возникших после распада социалистической системы и СССР, в которых ещё остро стоит вопрос перехода к рыночной экономике и проблема отечественного суверенитета. Государства стремятся к быстрому разрешению подобных проблем, стремятся занять своё место в международной информационной системе для эффективного участия в процессе международного обмена информацией.
Вопросы:
1. Культурная международная пропаганда.
2. Культурная экспансия развитыми странами мира других стран.
3. Культурное подчинение и распространение культурного производства.
4. Недостатки и преимущества культурных сторон международного обмена информацией.
5. Влияние культурных произведение развитых стран мира на других стран.
тема.11. Эффективность международного обмена информацией:
Международные средства массовой информации участвуют в формировании позиций в отношении основных проблем и эффект увеличивается в процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в мышлении аудитории.
Международный обмен информации способствует формированию общественного мнения, помогает принять аудитории конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение или же отказаться от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.[xiv]
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо: Уметь противостоять антипропаганде направленной к аудитории; Уметь использовать международные средства массовой информации для коммуникации и принятия инициативы от антипропаганды; Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию; Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит пропагандистская кампания. При этом надо учитывать международные обстоятельства, такие, как кризис или улучшения в международных отношениях. Эти параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них. Информационно–пропагандистские кампании в некоторых случаях могут проводиться для улучшения международных отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для измерения отражения международных информационных кампаний, можно выделить следующие: индуктивный подход(Inductive approaches), который производил Департамент управления информации образования в армии США; (Information and Educational Division) посредством прикладных исследований во время II мировой войны; после этого были исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых была измерена эффективность коммуникации закрытым экспериментом (Controlled experiment). Опора была сделана на следующие элементы: Коммуникатор (Communicator): Эффект информационного материала повышается, если коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией аудитории и аудитория теряет из виду источник информации через короткое время. Это явление получило название «эффект спящего» (The sleeper effect). Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации: возраст, пол, внешний вид коммуникатора; Информационный материал (Message): Было установлено, что повышение эффективности международной информационной кампании, может произойти, если информационный материал будет совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями. Также было обнаружено, что передача проблемы без комментариев имеет большее влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия. В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с высшим образованием и более высоким уровнем культуры, так же, как и при условии оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это ведёт к антипропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем. В случае, если источники и методы передачи информации были использованы с развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем: Средства коммуникации (Medium): Информационный материал и средства передачи информации тесно связаны друг с другом, так как информационный эффект зависит от метода изложения и передачи материала. Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов средств массовой информации в среде аудитории, на которую направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то считает лучшим средством радио, а кто-то телевидение. Мнения учёных на этот счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это опять-таки только предположения. Средства, используемые в разных странах, весьма различны. Аудитория (Audience): Влияние на аудиторию определяется степенью её знаний, культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций, уровня образования, общественного, экономического положения, системы управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей региона и других факторов.
Следующий метод: Дедуктивный подход – теория бихейвиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория познания (Cognitive theory) старается объяснить процесс формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса и при этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека, используя это в процессе коммуникации.
Вопросы:
1. Цель международная информацией формирование общественного мнения.
2. Процесс подготовки международной информации в цель формирования общественного мнения.
3. Дедуктивный метод.
4. Индуктивный метод.
тема.12. Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
Процесс коммуникации. Процесс коммуникации в международном обмене информацией является группой средств, связанных между собой в целях достижения реакции между людьми. Некоторые объясняют, что изменение понятий происходит посредством языка или любого другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести изменения в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс коммуникации. Другими словами, процесс коммуникации чаще всего обусловливается стремлением аудитории участвовать в восприятии информации или в передаче идей, а также ее идеологических позиций.[xv]
В коммуникации этот процесс происходит путём обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее эффективным средством коммуникации между объектом и субъектом. История науки о коммуникации восходит к Аристотелю, который заложил основы науки того коммуникативного процесса, который наблюдается и в наши дни, связь между оратором – субъектом и массами – объектом.
Согласно этой теории, субъект должен эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию, чтобы воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля, коммуникация теряет эффект, если речь субъекта непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя 3 следующие составные: Оратор; Речь; Массы. Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации, должен чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы, а также внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.[xvi]
Коммуникативная ситуация, по мнению Ибн Халдуна, объясняется следующими положениями: Передатчик информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации. Корреспонденция. Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект. Получатель информаиции – объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и достоверности информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его моральное поведение и ценностные качества.[xvii]
Очевидно, что мировоззрение Аристотеля в области коммуникации более объективно и всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн Халдуна, которое более идеалистично, но очень близко современной этике коммуникации.[xviii]
Существует ряд современных теорий коммуникации. Например, теория Колина, которая выражается в следующей последовательности: Субъект, передающий информацию. Корреспонденция, для переработки которой человек использует разум и психологические качества: память, познание и внимание. Отражение и обратный эффект, показывающие степень поглощения информации. На этом круг коммуникации замыкается.[xix] Эта теория опирается на умственные способности человека, которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон связывал свою теорию коммуникации с явлением удовольствия. Согласно этой теории, объект испытывает удовольствие оттого, что читает, слушает или видит, особенно, если присутствуют музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное давление на субъект. Здесь прослеживается несколько условий: Общественная идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень восприятия информации с общественной и культурной точек зрения; Корреспонденцию нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;[xx] Объект имеет возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты, а не, например, предоставленные исполнительными органами материалы, из которых массы не могут узнать источника передаваемой информации и, естественно, лишены возможности убедиться в ее достоверности.[xxi]
Теория Лазара Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим образом: Субъект–это тот, кто готовит и передаёт материал. Корреспонденцию субъект направляет к объекту через средства массовой информации. Объект–это аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого необходимо повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами общественного мнения, которые располагают доверием аудитории. Так, представление о лидерах общественного мнения как важных источниках информации, было получено в результате научных исследований, которые были проведены в сельской местности. Лидер общественного мнения, это монополист средств коммуникации, формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде, который отвечает вкусу потребителей, то есть объекта.[xxii]
Теория коммуникации Эсфероса рассматривает коммуникативный процесс как общественное явление, которое действует внутри общества и связано с другими общественными явлениями. По мнению Эсфероса, данная проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в следующем: Субъект – общество; Корреспонденция выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения; Объект – тоже общество; Средства коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые наравне с политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны доступны всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.
Теория Вифера и Шеннона определяет связь между субъектом и объектом так: Субъект – социолог, который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком виде, чтобы её можно было передать через каналы коммуникации объекту. Корреспонденция представляет собой так называемые инструкции, которые социолог хочет передать объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации. Объект – потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт ей первоначальную форму. Здесь основное место принадлежит способности мышления и восприятия объекта.[xxiii]
Теория Ходента разделяет коммуникативный процесс на семь составных: проблема; субъект; корреспонденция; средства; передатчик (в некоторых случаях); средства приёма; эффект.[xxiv]
Здесь возникает вопрос, насколько и каким образом средства массовой информации удовлетворяют общественные потребности человека. Ответ заключается в том, что средства распространения информации облегчают процесс двусторонней коммуникации. Это значит, что средства массовой информации передают информацию о событиях, имеющих общественную важность. Человек не всегда поддерживает связь с другими людьми и ввиду этого испытывает чувство одиночества и неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко ведёт к пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении пессимистического настроя в том смысле, что особенность звука способна преодолеть подобное психологическое состояние и в данном случае эффект радио значительнее, по сравнению с телевидением.
Замечено, что большинство одиноких людей придают особое значение средствам массовой информации как способу общения и это общение проходит различные уровни адаптации, а средства массовой информации компенсируют его путем удовлетворения потребности человека в коммуникации.
Человек, таким образом, посредством СМИ может поддерживать связь с государственными и общественными деятелями, принимать участие в обсуждении различных всевозможных проблем, поддерживать диалог и по желанию прекращать его.
Удовлетворение потребностей при помощи СМИ стало одним из важнейших элементов жизни современного человека. Проблема адаптации сегодня связана с вопросами: Что? Как? И Почему? Человек нуждается в адаптации для получения информации, знаний и образования. Она обусловливает поведение человека, и он через неё принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей. Итак, воздействие средств массовой информации на человека в этой области значительно.[xxv]
Соотношение между элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим образом: 1. Источник – человек или группа людей. Это важный фактор в коммуникации. Его цель – изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может не хватать нужных и подходящих источников информации, профессионализма в подготовке содержания информации. Если источником является конкретный человек, необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а также учитывать содержание информационного материала, те информационные средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на процесс коммуникации в обучении. 2. Для того чтобы круг коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено – принимающий информацию субъект. Если источником и её потребителем будет одно лицо, то в данном случае он и объект, и субъект. Информация субъекта, направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация потребителя – объекта. В случае негативного отношения объекта – потребителя к источнику – процесс обучения теряет свою эффективность. В результате у объекта появляется отношение к восприятию субъекта как, например, к трудным для чтения книгам или другому трудно доступному учебному материалу. То есть он не в состоянии принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала тоже требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам определяет для себя важность чтения и слушания. Он не может рассуждать в постоянно изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации. 3. Корреспонденция, или информационный материал. Содержание корреспонденции и его анализ важный элемент в области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов в качестве символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к затруднению её понимания. Что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса коммуникации, например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не учёл уровень знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод изложения и содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации не будет воспринята объектом независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным. 4. Между субъектом и объектом должен существовать определённый уровень общения. Иногда источник не имеет ясной картины об уровне восприятия объекта. Поэтому язык, примеры, стиль которые применяются в процессе передачи информации, не всегда способствуют полному пониманию и восприятию информации потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать информацию только посредством своего опыта и имеющейся у него информации относительно данного материала.[xxvi]
В заключение нужно отметить, что средства коммуникации являются основой основ для обмена идеями и информацией между членами общества.
Вопросы:
1. Коммуникативный процесс.
2. Теория эффективности коммуникации Аристотеля.
3. Коммуникативная ситуация Ибн Халдона.
4. Теория коммуникация Колина.
5. Теория коммуникация Стивенсона.
6. Коммуникативная ситуация Лазера Свилена.
7. Теория коммуникация Эсфероса.
8. Теория Вифера и Шеннона, определяющая связь между субъектом и объектом.
9. Теория Ходента.
тема.13. Международная журналистика и международные конфликты:
Сегодня в мире много политических конфликтов и противостояние. Одной из самых важных остаётся Палестинская проблема, которая до сих пор является источником угрозы миру и безопасности на Ближнем Востоке и во всём мире уже в течение полувека. В результате этого конфликта было несколько разрушительных войн. Согласно решению ООН за № (181) от 1947 года на территории Палестины, которая в то время была под мандатом Великобритании, было образовано два государства: Арабское и Еврейское. Еврейское было создано 15 мая 1948 года и известно как государство Израиль. Арабское же государство Палестина до настоящего времени не создано. Это и является основным вопросом в Ближневосточном конфликте.
Первая арабо-израильская война вспыхнула в 1948 году и закончилась захватом Израилем части земель, которые по решению ООН принадлежали арабскому государству. После этого было заключено перемирие. Но в 1956 году со стороны Англии, Франции и Израиля последовала тройная агрессия, направленная против Египта, которая закончилась выводом войск с оккупированной египетской земли.
Позже, в 1967 году была новая израильская агрессия, направленная на Иорданию, Сирию и Египет, которая закончилась оккупацией израильской армией египетского Синайского полуострова и палестинского сектора Газа, находившихся под управлением Египта, а также полной оккупацией западного берега реки Иордан. Она находится на территории Палестины, но в то время была под управлением Иордании и сирийских Голанских Высот.
После этого наступило временное перемирие и прекращение огня. Но в 1973 году началась арабо-израильская война с участием Египта и Сирии, при поддержке войск ряда арабских стран, с целью освобождения арабских земель от израильских оккупантов. Она закончилась очередным захватом египетских и сирийских земель.
После прекращения огня развернулись политические дебаты по урегулированию конфликта и достижению мира на Ближнем Востоке. Первым значительным успехом было подписание мирного договора между Израилем и Арабским государством Египет, известного как договор «Кемп-Девид». Несмотря на подписание Договора, в 1982 году израильские войска вторглись в Ливан. Оккупация части земель этого суверенного государства продолжается и по сей день. Всеобщий мирный процесс на Ближнем Востоке продолжается с момента открытия международной Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в 1991 году. Конференция была призвана способствовать решению ближневосточной проблемы с участием всех заинтересованных сторон и международных экспертов: ОПЕКа, США и России. В результате этой конференции был заключен мирный договор с Организацией Освобождения Палестины и израильско-иорданский мирный договор.
В 1979 году началась кровавая, разрушительная война в Афганистане, когда СССР вмешался во внутренние дела соседнего государства. После эвакуации советских войск война приобрела этнический и религиозный характер. Это вызвало угрозу миру и стабильности в соседних граничащих с Афганистаном государствах.
После распада сообщества социалистических стран и СССР, возникли новые регионы нестабильности, в частности, конфликт в Карабахе между Азербайджаном и Арменией, чеченский конфликт, столкновения между Абхазией и Грузией.
Угрозу миру несут гражданская война в Таджикистане, а также война между боснийцами и сербами в Хорватии, кровавые события 1999г. в Косово на территории бывшей федеративной Югославии, нестабильное положение в Албании, где произошёл стремительный распад всех структур государственной, военной и политической власти. Противостояние между Северной и Южной Кореей. Продолжающаяся уже несколько лет гражданская война в Сомали и в Южном Судане. Нестабильная обстановка в Персидском заливе, непрекращающееся противостояние между двумя ядерными державами Индией и Пакистаном за Джаму и Кашмир, а также в других регионах Азии, Африки и Латинской Америки, большая часть которых подвергалась европейской колонизации.
Таким образом, эти уроки истории показывают, что каждый конфликт имеет несколько источников: внутренний, региональный и международный. Понимание природы и развития конфликта позволяет искать наиболее приемлемые пути его решения.
В результате исход любого конфликта зависит от силы, на которую опирается каждая из сторон, какими бы военными, информационными, экономическими, психологическими, людскими ресурсами они обладали. Немаловажно и духовное состояние людских ресурсов. Залогом успеха служит также элемент внезапности, развитие тактики и стратегии, использование новых способов и методов, не известных ранее.
К этому следует добавить возможности людей, регулирующих конфликты, их обеспеченность техникой и информацией. Решения принимаются, исходя из существующей информации о психическом и духовном состоянии противника. Для принятия решений необходима логика и дальновидность, так как урегулирование любого конфликта - сложный и трудный процесс. В этом процессе, как правило, заинтересованы обе стороны. Конфликт разрешается путём изучения причин, послуживших исходной точкой конфликта, поиском мер, которые бы способствовали мирному решению вопроса. Разрешение конфликта не всегда достигается путём компромисса, а иногда требует задействования военной и экономической силы или же дипломатического участия политических сил.
Конфликтные стороны могут использовать различные комбинации или совокупность этих сил. В зависимости от обстоятельств на внутреннем, региональном и международном уровне, обе стороны участвующие в конфликте должны проявлять гибкость в тактике управления конфликтом.
Средства массовой информации при этом играют роль мобилизации общественного мнения на местном и международном уровне. Учитывая официальную государственную точку зрения по конфликту, в передаче информации об основных событиях, отражение позиции государства. СМИ также объясняют и анализируют все аспекты данного конфликта, его причины. При этом специалисты средств массовой информации и журналисты должны учитывать специфику аудитории, для которой предназначена информация, её исторический и культурный менталитет, и то, насколько эта аудитория доверяет и согласна с официальной точкой зрения правительства своей страны по данному конфликту.
Немаловажен тон и характер, взятый на вооружение средствами массовой информации при изложении сути вопроса. Ведь информация, как мощное идеологическое оружие, не менее важна, чем военная или экономическая сила. К тому же она является движущей силой, влияющей на общество и настроение противника. Правильно поданая информация - это эффективная поддержка для борьбы на политическом фронте и хороший материал для серьёзной дипломатической работы.
Вопросы:
1. Международные конфликты.
2. Роль СМИ в разрешении международных конфликтов.
3. Мобилизация общественного мнения на местном и международном уровне.
4. Анализ и объяснение всех аспектов международных конфликтов, их причин средствами массовыми информации.
5. Тон и характер СМИ в изложении сути конфликта.
Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения
1. СМИ Р. Уз. В рамках внешней государственной политики и их роль в дипломатических отношений.
2. Функции информационного центра аппарата Президента Р. Уз., информационного агентства «Жахон» при МИДа Р. Уз. и Национального информационного агентства Узбекистана (Уз. А) в процессе международного обмена информацией.
3. Деятельность международных организаций в международном обмене информацией (на примере деятельности ООН, ЮНЕСКО).
4. Эсперанто как средство международного взаимопонимания и интеллектуального обмена между народами.
5. Пути решения проблем международного обмена информацией в СМИ Р. Уз.
6. Места и роль СМИ Р. Уз, в международном информационном потоке.
7. Значение СМИ Узбекистана в формировании общественного мнения и строительстве гражданского общества.
8. Роль СМИ Р. Уз. в процессе международного сотрудничества.
9. Методы, способы и технология информационных компаний СМИ Р. Уз.
10. Влияние информационно-культурных организаций (Альянс Франсэз, Акселс, Бритиш Кансул) на формирование общественного мнения в Р. Уз.
11. Участие СМИ Р. Уз. в формировании позиций в отношении основных проблем и эффектов в процессе экономических, политических, духовных и общественных реформах в Р. Уз. в мышлении зарубежной аудитории.
12. Координация работ СМИ Р. Уз. в процессе массовой коммуникации.
13. Позиции Р. Уз. через отражении СМИ афганской проблеме, мирный процесс на Ближнем Востоке, Пакистоно-Индийский конфликт и другие конфликты.
Примерное содержание тем семинарских занятий
Лекция №1: Международный обмен информацией в рамках внешней государственной политики:
1. роль международной журналистики и международного обмена информацией в рамках международных отношений и внешней государственной политики.
2. Интерпретация понятия «Технологическая революция».
3. Значение Интернета в процессах международного обмена информацией в рамках внешней государственной политики.
4. Информационное агентство «Жахон» при МИД Р. Уз. в системе международного обмена информацией в рамках международных отношений.
Лекция № 2: Функции международного обмена информацией:
1. значение международной информации в принятии политических решений.
2. Факторы создания эффективной информации.
3. Роль информационного центра аппарата Президента Р.Уз. в определении внешней политики государства.
4. Место национальных СМИ в международных отношениях.
Лекция № 3: международный обмен информацией как одна из функций международных организаций.
1. Способы разрешения проблемы международного обмена информацией, коммуникации и свободного потока информацией.
2. Роль ООН и специализированных организаций в решении проблемы международного обмена информацией.
3. Деятельность предстательства ЮНЕСКО в Ташкенте в процессе международного обмена информацией, особенно Узбекистан и другими странами мира.
Лекция № 4: международный обмен информацией и международное взаимопонимание.
1. Определение международного взаимопонимания посредством международного обмена информацией.
2. Факторы, тормозящие международное взаимопонимание.
3. Роль СМИ Узбекистан в интеграции республики в мировое сообщество.
4. Эсперанто как средство интеллектуального международного обмена информацией и сотрудничества между народами.
Лекция № 5: проблемы международного обмена информацией:
1. определение политических и экономических препятствий в процессе международного обмена информацией.
2. Особенности и проблема монополии международного обмена информацией.
3. Влияние международного обмена информацией на принятие решений.
4. Пути решения проблем международного обмена информацией в Р. Уз.
Лекция № 6: Международный поток информации с точки зрения анализа содержания:
1. Интерпретация международного информационного потока.
2. Исследование Джона Жальтонга по определению направленности международного информационного потока.
3. Причины, замедляющие процесс международного обмена информацией.
4. Место и роль СМИ Р. Уз. в международном информационном потоке.
Лекция № 7: Международный обмен информацией и формирование мнение:
1. роль СМИ в формирование негативное представлений у общественности.
2. Факторы, влияющие на интеллектуальное развитие общества.
3. Влияние международного обмена информацией на формирование общественного мнения.
4. Эффективность международных СМИ Узбекистан в формировании мнения о коренных реформах в республики.
Лекция № 8: Международный обмен информацией и международное сотрудничество:
1. значение международных информационных агентств, в процессе международного обмена информацией.
2. Определение международных информационных агентств в мировой информационной системе.
3. Причины создания новой информационной системы.
4. Роль информационного агентства «Жахон», информационного центра аппарата Президента Р. Уз. и Национального пресс-центра в системе международного обмена информацией.
Лекция № 9: Методы, способы и технология применяемые международные СМИ.
1. Методы, применяемые в информационных кампаниях.
2. Значение методов «повторения», «преувеличения» и «косвенных нападок».
3. Необходимость использования ложных фактов в деятельности международных средств массовой информации.
4. Методы, способы и технология работы международных СМИ Р. Уз.
Лекция № 10: Культурные стороны международного обмена информацией:
1. Интерпретация культурной экспансии.
2. Цель и задачи культурных информационных компаниях проводимые с помощи международных СМИ.
3. Проблемы информационно-культурных международных организаций.
4. Место и роль информационно-культурных международных организаций в строительстве демократического общества в Р. Уз.
Лекция № 11: Эффективность международного обмена информацией:
1. значение эффективности международного обмена информацией.
2. Индуктивный и дедуктивный методы эффективности международного обмена информацией.
3. Эффективность материалов корреспондентов информационного агентства «Жахон», публикуемых в средствах массовой информации Р. Уз.
4. Методы, используемые для измерения отражения международных информационных агентств.
Лекция № 12: Средства коммуникации как источник международного обмена информацией:
1. Определение процесса коммуникации.
2. Зарубежные учёные о коммуникативной ситуации.
3. Информационный объект. Информационный субъект.
4. Международная компьютерная сеть «ИНТЕРНЕТ».
Лекция № 13: международный обмен информацией и международные конфликты:
1. Роль международного обмена информацией в решении международных конфликтов.
2. Отражение международных конфликтов в международных СМИ.
3. Усилие СМИ Р. Уз. за мирное решение международных конфликтов.
4. Отражение глобальных международных конфликтов в СМИ Р. Уз.
Данное учебно-методическое пособие рекомендовано к печати Методическим Советом ТашГИВ (24 ноября 1999 года, протокол № 5)
среда, 4 Сентября 2002 г.Примечания
[i] Sean MacBride and others: One World: Many Voices More Efficient World Inform–Just and Towards a New Moreation and Communication Order. Paris:UNESCO, 1980, p. 34.
[ii] Paul A. V.Ansah: International News: Mutual Responsibilities of Developed Developing Nations in World Communication. Edited by Greener & Siefert, N.Y., Longman Inc., 1984, pp. 83–85.
[iii] Hamid Mowlana: International Flow of Internation: A Global Report and Analysis, Paris:UNESCO, 1985, pp. 21–23;
–– Ithiel de Sola Pool: The Changing Flow of Television, Journal of Communication. Spring 1977.
[iv] C. Anthony Giffard: The Inter– Press Service: New Information for a New Order. Journalism Quarterly, Spring 1985, pp. 17–18.
[v] Доктор Махмуд Аламаддин: Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. "Аль Ахрам", Каир, 1996, журнал "Ассиасса Адувалия", № 123\январь;
–– Доктор Аъриф Рашад: Работа с Интернетом: Мир в твоих руках. Журнал "Алам аль Компьтер", № 86\1995\февраль, сс. 18–22 и № 87\1995\март, сс. 18–23;
–– Доктор Аъриф Рашад: Интернет: Возникновение, развитие, объем и пути проникновения в него. Журнал " Аль Компьютер валь Аттисаалад валь Электронияд", № 7, том 12, сентябрь 1995, сс. 26–74.
[vi] Доктор Махмуд Аламаддин: Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. "Аль Ахрам", Каир, 1996, журнал "Ассиасса Адувалия", № 123\январь, сс. 102–116.
[vii] Le Petit Larousse: Dictionnaire Encyclopedique. Larousse, Paris 1993, p. 1124.
[viii] Geoffry Reeves: Communications and the Third World. London, Routledge, 1993, p.1.
[ix] Доктор Ильфед Хасан Ага: Европейская информационная система в меняющемся мире. "Дар аль Ахрам", Каир, 1993, № 109, июль, с. 318.
[x] там же.
[xi] Josiane Jouet & Sylvie: New Communication Technologies: Research Trends Reports and Papers on Mass Communication. № 105, Paris\UNESCO, 1991, pp.27–39.
[xii] Доктор Махмуд Аламаддин: Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. "Аль Ахрам", Каир, 1996, журнал "Ассиасса Адувалия", № 123\январь, с.105.
[xiii] Harold Beeley: The Changing Role of British International Propaganda. The Annala of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 398, Nov. 1971, pp. 125–127.
[xiv] John Martin: Effectiveness of International Propaganda. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 398, Nov. 1971, p. 61;
–– Доктор Мухаммад Али аль Уайни: Теория и практика международной журналистики. Англо–египетское издательство. Каир, 1990, сc. 97–100.
[xv] Листер Иебренсон: Что делается в богатом и бедном мирах. Подготовил Ибрагим Нафеъ, "Дар аль Маъриф", Каир, 1971, с. 35;
–– Доктор Жабар Ода Аль Убайди, Хади Хасан Улеуй: Введение в арабскую информационную политику. "Альжил аль Джадид", Санъа, 1993, сс. 7–13.
[xvi] Сarlo Mongardini: A New Definition of the Concept of Development. The New International Economic Order, Vienna 1980, p. 41.
[xvii] Хусейн аль Одат: Информация и развитие. Доклад на конференции экспертов отечественных информационных политик. Бенгази 25–28 апреля 1983 г., с. 105;
–– Мукадиммат ибн Халдун, "Дар аль Калам", Бейрут, 1978.
[xviii] Доктор Жабар: Ода Аль Убайди, Хади Хасан Улеуй: Введение в арабскую информационную политику. "Альжил аль Джадид", Санъа, 1993, с. 8.
[xix] Заключительный доклад Конференции экспертов "Стратегия развития арабской рабочей силы". Багдад 4–6 октября,1982 г. Журнал "Аль Амаль аль Араби", 25\1982, с. 105.
[xx] Доктор Камаль Балаан, Сулейман аль Хати: Экономические и общественные показатели в арабском мире и их значение на общее развитие. Журнал "Аль Элам аль Араби", № 2\1982, Тунис, с. 78.
[xxi] Оскар Ландж:Управление и экономическое развитие. Центр экономических исследований. Дамаск, 1970, с. 9.
[xxii] Листер Иебренсон: Что делается в богатом и бедном мирах. Подготовил Ибрагим Нафеъ, "Дар аль Маариф", Каир, 1971, с. 233.
[xxiii] Эдвард Коин: Введение в средства коммуникации. Пер. Вадиа Фелистина. "Аль Ахрам", Каир, 1977, с. 28.
[xxiv] ЮНЕСКО: Заключительный доклад международной комиссии по проблемам рекламы. Париж, 1978, с. 21.
[xxv] Уилбр Шрамм: СМИ и национальное развитие Пер. Адипа Юсуфа. Министерство культуры, Дамаск, 1969 г.
[xxvi] Римский клуб: От противостояния к диалогу. Том 2. Пер. Иса Асфцра. Министерство культуры, Дамаск, 1980 г., с. 150.
Комментариев нет:
Отправить комментарий