пятница, 4 сентября 2009 г.

Политические процессы в СМИ 5 из 5

Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Ташкентский государственный институт востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ
Политические процессы в СМИ
Ташкент – 2006

ТЕМА XII. РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Из вышесказанного можно сделать следующее заключение, что роль специалиста в работе с общественностью (P.R.) заключается в том чтобы: Убедить верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению; Убедить людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
Роль работы с общественностью (P.R.) заключается в следующем: Защитить интересы человека и общества; Создать подходящие политические условия для достижения защиты; Информировать людей о деятельности учреждения и его политике; Создать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения; Создать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения; Проанализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по работе с общественностью (P.R.); Передать информацию об этих позициях руководству учреждения.
Что касается нынешней деятельности работы с общественностью (P.R.) то задачи их сводятся к:
В государственной сфере: освещению деятельности во всех областях: экономике, политике, общественных, культурных, финансовых, дипломатических сферах для достижения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством; получению поддержки общественного мнения во внутренней и внешней правительственной политике; выяснению общественного мнения и анализу общественных услуг и их конкретных функций, а также насколько они отвечают требованиям людей; разоблачению слухов и противостоянию антиинформационным компаниям, освещению истинных фактов; заботе о делах правительственных служащих.
В области государственных и общественных организаций: объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения цели; изучению позиций общественного мнения и передачи желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности; обращению внимания на дела сотрудников общественных и государственных организаций; поддержке контакта с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях; изданию печатных и аудиовизуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, обеспечение возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций; созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом; организации официальных и неофициальных визитов.
Связь с общественностью (P.R.) проводится также в других сферах. Например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д. Связь с общественностью является одним из средств взаимопонимания между народами. Связь с общественностью (P.R.) в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента.
Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания общества и организаций, занимающихся работой с общественностью (P.R.). Наметилось также укрепление государственных учреждений в специальных отделах, которых занимаются этими вопросами. Они получили название «Отдел по работе с общественностью» «P.R. Department».
Связь с общественностью (P.R.) в США получила наибольшее развитие по сравнению с другими странами мира. В европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Бельгия и другие, толкование термина «работа с общественностью» (P.R.) имела особое развитие. Со временем и в этих странах работа с общественностью обрела международную значимость.
В США связой с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме работы с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается достижением цели политики США через объяснение и толкование этой политики, и противостояние пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этого агентства представляет свои отчеты по работе службы через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.
В Великобритании в 1948 г. был создан Британский институт по связи с общественностью для развития навыков практикантов в работе с общественностью, а также обучение офицеров информационной службы в дипломатических представительствах Великобритании за рубежом, выполняющих функции работы с общественностью и одновременно функции информационной службы. Было сосредоточено внимание на работе с общественностью в центральных и местных органах власти, системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции связь с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания Общества по работе с общественностью в 1955 г., целью которого является дальнейшее развитие французских служб по работе с общественностью.
Стало уделяться внимание связи с общественностью в Италии после создания Центра по развитию связы с общественностью в Риме в 1954 г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям работы с общественностью.
В Бельгии стали уделять внимание связи с общественностью после того, как было создано Общество по работе с общественностью в 1953 г. для развития роли работы с общественностью в Бельгии.
В Узбекистане серьезное внимание связи с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. 8 ноября 1995 г. было создано информационное агентство “ЖАХОН” при МИДе республики Узбекистан для распространения положительной информации о ходе экономических, общественных, политических реформ в Узбекистане. Одновременно агентство должно было развивать связи с международными информационными центрами и агентствами, для ускорения интеграции республики в международное сообщество и международное информационное пространство, собирая и распространяя внутри республики информацию о политических и правовых положениях в других зарубежных государствах, о нуждах международного рынка, о деятельности международных организаций и крупных зарубежных компаний и учреждений, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекис­таном. 21 ноября 1996 г. был создан Информационный центр при аппарате Президента Узбекистана, для ознакомления общественного мнения о продолжающихся демократических реформах в республике и реакции на политические и общественные процессы как внутри, так и за пределами страны через сеть ИНТЕРНЕТ.
В 1997 г. был организован Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основные задачи Совета являются: Координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом; Содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о республике Узбекистан как суверенного демократического и правового государства, активного партнера зарубежных стран в культурных, научных и мирохозяйственных связях; Сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами; Развитие с международными, неправительственными организациями, в том числе со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; Создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветитель­ских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования; Организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей теле- и кинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексы мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам; Содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их объединениями; Осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии; Выступления в средствах массовой информации по вопросам международных культурно-просветительских связей; Осуществление издательской деятельности; Участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении; Привлечение иностранных инвесторов, международных фон­дов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей; Привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов; Участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; Организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями; Изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах; Выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет: Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг; Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях; Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан; Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временные структурные формирования для выполнения своих уставных задач; Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др.; Научно-технические разработки и их внедрение; Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.
С распространением понятия связы с общественностью в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по специальности «работа с общественностью».
Рекомендации по семинарам:
12.1. Сфера деятельности работы с общественностью.
А. В правительственной системе;
Б. В государственных учреждениях и организациях.
12.2. Значение специалиста в связях с общественностью.
12.3. Деятельность связи с общественностью в развитых странах мира.

ТЕМА XIII. МЕЖДУНАРОДНАЯ СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания по работе с общественностью, где освещаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН.
Также функцией международной работы с общественностью является внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение труд, и т.д. Это включает в себя также распространение кино- и видеофильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также выражение заявлений прессы, направленных на лучшее понимание деятельности ООН.
Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций, повысилась роль международной работы с общественностью и интерес транснациональных компаний к международной работе с общественностью через международные сети коммуникации, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих страховых отношениях, а также для обмена информацией на международном уровне.
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СМИ. Связь с общественностью помогла международным СМИ в получении информации и информационных материалов и повысила возможность распространения СМИ на международном уровне. Компьютерная версия информационных агентств, газет, журналов, радио и телестанций и международных информационных центров в сети «ИНТЕРНЕТ» – самый лучший пример превращения сегодняшнего мира в World Viluagge – международную деревню. Не исключается международная работа с общественностью, как одна из функций дипломатических служб и международной работы с общественностью. Она стала одной из основных задач дипломатических представительств, работающих за рубежом по мере возможности каждого из этих государств.
Рекомендации по семинарам:
13.1. Международная связь с общественностью – одна из функций международной организации.
13.2 Взаимоотношение Международной связи с общественностью и СМИ.
13.3. Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.

ТЕМА XIV. РЕКЛАМА КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ.

Международная реклама опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг посредством рекламы. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки.
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, крас­ный цвет – символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики, например, полумесяц у мусульман, крест у христиан, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д., потому что использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама вначале появилась на страницах международных газет и журналов как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных коммерческих рынках мира. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
Глобальное развитие средств массовой информации и международной рекламы. В последние десятилетия XX века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда как совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой.
Несмотря на это по-прежнему необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения от общественных норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, а не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, в эпоху глобализации, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
Рекомендации по семинарам:
14.1. Отличие местной рекламы от международной.
14.2. Функции и задачи международной рекламы.
14.3. Международная реклама и защита национальной культуры.
14.4. Необходимость международной рекламы в СМИ.

ТЕМА XV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ.

В результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой коммуникации, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании государством, или относительном контролировании процесса информационного потока внутри государства. На пороге XXI века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
Основа планирования информационных работ. Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей:
1) Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы и гибкие цели, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана, необходимых мероприятий и проблемы их практического применения для осуществления цели плана, как показано на следующей: Цели; Конкретрые цели; гибкие цели; средства; Проблемы выборов; проблемы мероприятия; Проблемы выполнения.
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средств, необходимых для ее достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют ежегодные планы, и средние планы, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы, превышающие 7 лет срок.
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т.д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется в следуюшем: Определение цели; Необходимые средства; Возмож­ные сред­ства; Сравнение между необ­ходимыми средствами и возмож­ностями; Оценить насколько подходить цель.
После изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам: Определение целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения; Методы; Объект информационного материала; Материальные и людские возможности; Ответственный за выполнение плана; Ответственный за наблюдением и выполнением плана; Анализ и оценка эффективности; Система наблюдения за выполнение плана; Срок выполнения. Рекомендации по курсовым работам и проектам
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников и стараться сохранять инициативу. Кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах. Необходимо использование группы специалистов в области планирования: экономики, внешней политики, международного информационного обмена, международных средств массовой информации, политических систем, технологий международных средств коммуникации. А также с использованием опыта информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2) Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит и с кем говорит? аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства массовой информации и коммуникации – все это является средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов международного информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через последовательное наблюдение за этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.
Рекомендации по семинарам:
15.1. Понятие информационного планирования.
15.2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
15.3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
1. Влияние процессов демократических преобразований на СМИ Республики Узбекистан.
2. Основные направления информационной политики Республики Узбекистан.
3. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республики Узбекистан.
4. Попытки ООН и др. международных организаций в решении проблем по международному информационному обмену.
5. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7. Место и роль ИА «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан в системе СМИ РУ, в информировании населения.
8. Место и роль ИА «УзА» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
9. Место и роль «РАДИОВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
10. Место и роль «ТЕЛЕВЕЩАНИЯ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
11. Место и роль «ПРЕССЫ» в системе СМИ РУ, в информировании населения.
12. Характеристика и направленность периодической печати РУ.
13. Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
14. Взаимоотношение местной и международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
15. Правовая база деятельности СМИ Республики Узбекистан.
16. СМИ в законодательстве РУ.
17. Издательская деятельность в законодательстве РУ.
18. Авторские права и смежные права в законодательстве РУ.
19. Гарант и свобода доступа к информации в законодательстве РУ.
20. О мерах по организации разработки программы развития компьютерных и информационных технологий в РУ, и обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «ИНТЕРНЕТ».
21. Деятельность иностранных журналистов в РУ.
22. Влияние процессов международного информационного обмена на Республику Узбекистан.
23. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан в рамке международного обмена информацией.
24. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республике Узбекистан.
25. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
26. Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном информационном обмене (на примере деятельности ИА «ЖАХОН»).
27. Роль и функции Совета Общества Дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами по международным связям с общественностью.
28. Роль связи с общественностью в государственных и правительственных организациях Республики Узбекистан.
29. Роль информационных агентств «ЖАХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
30. Взаимоотношение международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
31. Основные принципы политики информационного планирования Республики Узбекистан.
Список учебников и учебных пособий
Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Узбекистан, 1998.
2. Каримов И.А. Работникам печати и средств массовой информации // Правда Востока. 27 июня 2001 г. № 123.
3. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. – Т.: Узбекистан, 1999.
4. Каримов И.А. По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. – Т., 1998.
5. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. – Т.: Узбекистан, 1997.
6. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. – Т., 1997.
7. Каримов И.А. По пути созидания. Т.4. – Т., 1996.
8. Каримов И.А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. – Т., 1996.
9. Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Т. 2. – Т.: Узбекистан, 1996.
10. Каримов И.А. Правовая гарантия нашего великого будущего. – Т., 1993.
11. Каримов И.А. Не построив новый дом, не разрушай старого. – Т., 1993.
12. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. – Т., 1992.
13. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. – М.: Гном-Пресс, 1997.
14. Ансов И. Стратегическое управление /пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
15. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? /пер. с англ. – М.: Новости, 1990.
16. Бурунков А.Ф. Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1993.
17. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: фонд «Правовая культура», 1994.
18. Горский Д.П. Логика. – М.: «Учпедгиз», 1961.
19. Дороти Доти. Паблисити и паблик рилейшнз /пер. с англ. – М.: «Филин», 1996.
20. Замятый Л. Сотрудничество в области информации. – М., 1982.
21. Касымов А. Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2000.
22. Касымов А., Васькин И. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. – Т., 1994.
23. Касымов Б. Центральное, региональное сотрудничество в области информации. – Т., 1995.
24. Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. – М., 1981.
25. Кашлев Ю., Вачнадзе Г. Информационный обмен. – М., 1993.
26. Колосов Ю. Новый международный информационный порядок. – М., 1983.
27. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности // жур-л «Международная жизнь». – № 2/2000.
28. Мухаммад аль-Бухари, Неклесса Г.Г. Политико-правовые основы интиграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2003.
29. Мухаммад аль-Бухари. Общественные отношения и международный информационный обмен. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2001.
30. Мухаммад аль-Бухари. Общественные отношения как цель международного информационного обмена. – Т.: изд-во ТашГИВ, –2000.
31. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
32. Мухаммад аль-Бухари. Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2000.
33. Мухаммад аль-Бухари. Международная журналистика // жур-л Востоковедение. – № 1. – Т., 1999.
34. Мухаммад аль-Бухари. Jahon axborot agentliklari va xаlqaro matbuot. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2000 (на арабском языке).
35. Мухаммад аль-Бухари. Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. – Т.: изд-во ТашГИВ, 1999 (на арабском языке).
36. Мухаммад аль-Бухари. Жахон ахборот агентликлари // жур-л «Ўзбекистон матбуоти». – № 4. – Т., 2000.
37. Международное право. – М.: Международные отношения, 2000.
38. Медынский С.Е. Компонуем кинокадр. – М.: Искусство, 1992.
39. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф. Основы менеджмента. /пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
40. Новые законы Узбекистана 21. – Т.: Адолат, 1999.
41. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз – кому это нужно? Основы учебного курса. – М.: Экономика, 1993.
42. Средства массовой информации в Республики Узбекистан. –Т.: Типография информационного агентства «ЖАХОН», 1997.
43. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. – М., 1983.
Дополнительная литература:
1. Американская Энциклопедия (WORLD BOOK).
2. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1999. №1.
3. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 1998. №1.
4. Вачнадзе Т. Международный обмен информацией. – Тбилиси, 1980.
5. Ворошилов В.В. Журналистика (учебник). – Санкт-Петербург, 1999.
6. Галушко Р.М. Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. – М., 1986.
7. Действующее международное право в 3 томах. – Т.3. – М., 1997. – раздел XIX док. 28 и 29.
8. Дипломатический словарь.
9. Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
10. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18. – Т.: Адолат, 1998.
11. Зарубежная печать. Справочник. – М., 1986.
12. Колосов Ю.М. Массовая Информация и международное право. – М., 1974.
13. Колосов Ю.М., Цепов Б.А. Новый международный и информационный порядок и проблема поддержания мира. – М., 1983.
14. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т. 1, 2. – Т.: Шарќ, 1995.
15. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. – Т.: Шарк, 1995.
16. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т. 3, 4. – Т.: Шарк, 1995.
17. Справочник журналиста. – М., 1984.
18. Типов Б. Новый международный информационный обмен. – М., 1983.
19. Энциклопедический словарь.
Вниманию студентов!
Средства массовой информации (СМИ), опираясь на истинное знание, помогают читателю ориентироваться в постоянно меняющемся, бесконечно большом и довольно сложном мире.
Но для того, чтобы СМИ могли осуществлять свое предназначение и при этом не нарушать законных интересов тех, с кем журналист вступает в контакт, его поведение должно регулироваться не только институциональными методами, но и нравственными нормами.
Важнейшей акцией ЮНЕСКО и всей системы ООН в преодолении несправедливости в обмене информацией стало принятие в 1978 г. Декларации об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу с расизмом, апартеидом и подстрекательством к войне.
Соответственно мере свободы растет и ответственность журналиста перед обществом. Среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения.
При этом общие нравственные представления в создании журналиста обогащаются профессиональным опытом и проявляются в его трудовой деятельности в форме профессиональной морали.
Журналистская этика – наука нормативная. Становление профессиональной этики журналиста происходит под непосредственным влиянием процесса, который стал в современном мире одним из доминирующих.
Имеется в виду рост воздействия СМИ на жизнь общества.

Доктор М. аль-Бухари. Политические процессы в СМИ. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2006. – С. 168.
Тех. редактор: Юсупова С.
Корректор: Антипина А.
Комп. верстка: Фирас аль-Бухари
Учебное пособие рассмотрено и утверждено научно-методическим советом ТашГИВ (протокол № 1 от 14.10.2004).
Подписано в печать 13.04.06.
Формат 60х84 1/16 Усл. печ. л. 10,5. Тираж 200. Заказ №
Отпечатано на мини-типографии Ташкентского государственного института востоковедения
Ташкент, ул. Шахрисабз, 25.
© Мухаммад аль-Бухари, 2006
©Ташкентский Государственный институт востоковедения, 2006

Комментариев нет: