пятница, 4 сентября 2009 г.

Политические процессы в СМИ 4 из 5

Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Ташкентский государственный институт востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ
Политические процессы в СМИ
Ташкент – 2006

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О РЕКЛАМЕ» от 25 декабря 1998 г.

Статья 1: Цель и задачи настоящего закона. Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с производством и распространением рекламы. Основными задачами настоящего Закона являются; формирование информационного потока о юридических и физических лицах или продукциях; совершенствование предпринимательской и потребительской культуры; обеспечение защитных мер от посягательств рекламы на государственные и общественные интересы, общепринятые нормы морали и нравственности, деловую репутацию юридических и физических лиц, состояние окружающей среды; предотвращение распространения посредством рекламы ложных или неточных сведений, способных ввести в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и иных характеристик продукции, условий ее реализации.
Статья 2: Сфера применения настоящего закона. Настоящий Закон распространяется на отношения, связанные с производством и распространением рекламы на территории Республики Узбекистан. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с информацией, отражающей социальные события, интересы политических партий, религиозных организаций и общественных объединений (или) предназначенной для их поддержки.
Статья 3: Законодательство о рекламе. Законодательство о рекламе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Отношения в области рекламы в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о рекламе, то применяются правила международного договора.
Статья 4: Основные понятия. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: Реклама – специальная информация о юридических и физических лицах или продукции, распространяемая с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода); Рекламодатель – лицо, являющееся заказчиком рекламы для ее производства и (или) распространения; Производитель рекламы – лицо, полностью или частично осуществляющее производство рекламы; Распространитель рекламы – лицо, осуществляющее распространение рекламы рекламными средствами; Потребитель рекламы – лицо или группа лиц, на которых направлена реклама; Рекламные средства – средства, используемые для доведения рекламы до ее потребителя; Продукция – товары, работы, услуги.
Статья 5: Язык рекламы. На территории РУ реклама распространяется на государственном языке РУ или по желанию рекламодателя – на других языках. Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографском наборе (логотипы) могут приводиться на языке оригинала.
Статья 6: Основные требования к рекламе. Основными требованиями к рекламе являются законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не причиняющих потребителю рекламы убытков, а также морального вреда. В рекламе запрещается: Распространять информацию о продукции, производство или реализация, которой запрещены законодательством; Дискриминация по признаком пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитация продукции других лиц; Призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, причиняют или могут причинить вред жизни или здоровью граждан и окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности; Рекламировать продукцию, которая подлежит осязательной сертификации или производство либо реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии; Имитировать (копировать или подражать) общее решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе другой продукции, если иное не предусмотрено законодательством об авторском праве и смежных правах; Использовать имя или изображение физического липа без его согласия; Распространять порнографию.
Статья 7: Ограничение рекламы, рассчитанной на несовершеннолетних. Запрещается реклама: С использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними; Содержащая призывы к несовершеннолетним приобрести продукцию или обращений к третьим лицам с просьбой приобрести рекламируемую продукцию; С использованием настоящего или игрушечного оружия.
Статья 8: Права и обязанности рекламодателя. Рекламодатель имеет право: На публичное предложение о заключении договора о рекламе (публичную оферту); Обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда в случаях необоснованного расторжения договора производителем и распространителем рекламы. Рекламодатель обязан: Представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации по требованию производителя и (или) распространителя рекламы; Представлять соответствующую лицензию (если деятельность подлежит лицензированию) при рекламе продукции или при рекламе самого рекламодателя. Рекламодатель может иметь другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 9: Права и обязанности производителя и распространителя рекламы. Производитель и распространитель рекламы имеют право: Обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя в заключении договора, в случаях уклонения рекламодателя от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта; Требовать у рекламодателя соответствующую лицензию в случаях, установленных законодательством. Производитель и распространитель рекламы обязаны: Выполнять правила рекламной деятельности и спонсорства, установленные настоящим Законом; Не разглашать сведения о лице, передавшем информацию или иные материалы, без его согласия; Своевременно поставить в известность рекламодателя в случае представления рекламодателем информации, которая может привести к нарушению законодательства. Производитель и распространитель рекламы могут иметь другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 10: Авторское право на рекламу. Регулирование авторского права и смежных прав на рекламу осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 11: Идентификация рекламы. Реклама должна быть отделена от другой информации, независимо от форм или средств распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. Реклама на телевидении и радио должна быть отделена от других программ в ее начале и в конце по помощи аудио, видео, комбинированных средств или комментариев ведущих. Информационный, авторский и редакционный материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции либо на ее производителя для формирования интереса и способствования реализации продукции, а также содержащий выходные данные (реквизиты) лица, производящего или распространяющего указанную продукцию, считается рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» либо «На правах рекламы»,
Статья 12: Спонсорство. В создании теле-, радиопередач, подготовке материалов для других средств массовой информации, организации театрально-концертных, спортивных и иных мероприятий могут участвовать спонсоры. В случае, когда реклама связана с телевидением и радио, аудиовизуальной продукцией и используются спонсорские услуги, информация о спонсорах должна быть кратко и отчетливо указана в начале и конце передачи. Рядом с именем (наименованием) спонсора или вместо него может указываться его товарный знак (знак обслуживания). В теле-, радиопередачах новостей не допускается использование услуг спонсоров, Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Статья 13: Недостоверная реклама. Недостоверной (недобросовестной, заведомо ложной) рекламой считается реклама, которая в результате неточности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить убытки и материальный вред лицам, а также государству. Недостоверная реклама запрещена. Решение о признании рекламы недостоверной принимает уполномоченный государственный орган.
Статья 14: Скрытая реклама. Скрытая реклама – реклама, которая оказывает неосознаваемое влияние на восприятие потребителя, в том числе и путем использования специальных видео – вставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение другими способами скрытой рекламы не допускается.
Статья 15: Сравнительная реклама. Сравнительная реклама – реклама, которая прямо или косвенно идентифицирует конкурента или продукцию одного и того же рода, предлагаемую конкурентом. Сравнительная реклама допускается, если в ней объективно и добросовестно сравниваются материальные, существенные, достоверные свойства продукции. Если при этом реклама не вводит и не может ввести в заблуждение, не приводит к смешению личности рекламодателя и конкурента или товарных знаков (знаков обслуживания), фирменного наименования, продукции рекламодателя и конкурента и не дискредитирует, не ущемляет деловую репутацию конкурента или его товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, продукции или деятельности.
Статья 16: Социальная рекламная информация. Социальная рекламная информация – информация по вопросам здравоохранения, охраны окружающей среды, сохранения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, духовности и просветительства, а также иная информация некоммерческого характера. Деятельность лиц по производству и распространению социальной рекламной информации на безвозмездной основе, передаче своего имущества (в том числе денежных средств) другим лицам для производства и распространения социальной рекламной информации признается благотворительной. Такие лица пользуются льготами, предусмотренными законодательством. Распространители рекламы, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет государственного бюджета, должны размещать социальную рекламную информацию бесплатно в объеме не менее 5 процентов эфирного времени (печатной площади), отведенного для рекламы.
Статья 17: Реклама на телевидении и радио. Время вещания, отведенное на рекламу для телерадиоорганизаций, не может превышать 10 процентов на каждый час вещания. Это требование не распространяется на специализированные рекламные каналы вещания. Трансляции концертно-зрелищных и спортивных программ, кино- и телефильмов продолжительностью более 45 минут могут быть прерваны для рекламы не более одного раза в полный 45 минутный промежуток времени. Реклама может быть также размещена перед началом и (или) после окончания этих передач. Телерадиопередачи продолжительностью менее 10 минут не могут совмещаться с рекламой, а более 10 минут без согласования с обладателем авторского права на телерадиопередачу. Запрещается прерывать с целью размещения рекламы трансляцию государственных мероприятий и церемоний. Запрещается реклама в передачах, рассчитанных на детскую (до четырнадцати лет) аудиторию. Этот запрет не распространяется на социальную рекламную информацию. Ведущие, дикторы и другие участники телепередачи за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать продукцию либо характеризовать ее потребительские качества как прямо, так и опосредствованно. Работникам телевидения и радио запрещается заниматься рекламой под видом информации: указывать реквизиты производителя продукции, адрес, контактный телефон, коммерческие признаки продукции.
Статья 18: Реклама в печатных средствах массовой информации. Объем рекламы, ее тематика в печатных средствах массовой информации определяются этими средствами массовой информации самостоятельно. Печатные средства, распространяемые по подписке обязаны указать в условиях подписки количество рекламы в общем объеме издания. В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического издания, остальная реклама должна подаваться в виде бесплатного приложения.
Статья 19: Реклама с использованием телефонной и документальной электросвязи. Реклама при помощи телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса получателя допускается в виде одноразовой рассылки объемом не более одной страницы по одному адресу. Реклама услуги, предоставляемой с использованием местной, международной или международной телефонной связи, при распространении ее в рекламных средствах должна содержать точную информацию: О платном или безвозмездном характере услуги и ее стоимости; О содержании предложенной услуги; О возрастных и иных ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги в отношении круга потребителей услуги; О платном использовании канала телефонной связи и стоимости 1 минуты его использования для получения услуги в соответствующем регионе. Информация, указанная в части второй настоящей статьи, должна печататься шрифтом размером не менее половины размера шрифта, которым набран номер телефона, используемый для предоставления рекламной услуги. Запрещается использование бесплатно обслуживаемых номеров телефонов милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб для распространения рекламы.
Статья 20: Внешняя реклама. К внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на фасадах зданий, сооружений и т.п. Порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах компетенции. Информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или о его продукции в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении разрешения органов государственной власти на местах. Размещение внешней рекламы на опорах уличного освещения и над проезжей частью улиц и дорог производится с соблюдением требований техники безопасности и обеспечения видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования, а также при условии, что такая не повторяет (либо не имитирует) изображение дорожных и указательных знаков. Размещение внешней рекламы в пределах объектов природоохранного назначения разрешается по согласованию с органами государственной власти на местах или соответствующими органами государственного управления в пределах их компетенции. Запрещается размещать внешнюю рекламу на памятниках истории и культуры, а также путем уничтожения зеленых насаждений и нарушения элементов благоустройства прилегающей территории.
Статья 21: Реклама на транспорте и почтовых отправлениях. Реклама может размещаться на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, лишь по согласованию с их владельцами или собственниками и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения. Запрещается распространение рекламы через звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общего пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением социальной рекламной информации. Размещение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется с разрешения Узбекского агентства почты и телекоммуникаций. Порядок выдачи разрешения и размер взимаемого сбора определяются законодательством.
Статья 22: Реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения, средств косметики и бытовой химии. Реклама лекарственных средств должна содержать: Полное (в том числе и международное фармакологическое) название лекарственного средства и наименование производителя; Информацию об использовании или применении лекарственного средства. Запрещается реклама лекарственных средств: Распространяемых только по предписанию (рецепту) врача; Содержащих наркотические средства и (или) психотропные вещества; Не разрешенных к медицинскому применению в Республике Узбекистан. Без разрешения Министерства здравоохранения РУ не допускается реклама: Лекарственных средств для несовершеннолетних; Лечебных сеансов, других аналогичных мероприятий с использованием гипноза и иных методов психического или биоэнергетического воздействия; Изделий медицинского назначения, медицинской техники, гигиенических средств, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; Терапевтического эффекта относительно заболеваний, не поддающихся или трудно поддающихся лечению. Запрещается реклама косметических средств, бытовой химии, продуктов питания, витаминных и биологически активных пищевых добавок без специального разрешения соответствующих государственных органов на их применение и реализацию. Положения настоящей статьи не распространяются на рекламу, предназначенную для медицинских учреждений и медицинских работников. Порядок рекламы лекарственных средств, предназначенный для медицинских учреждений и медицинских работников, определяется Министерством здравоохранения РУ.
Статья 23: Реклама табачных изделий и алкогольных напитков. Реклама табачных изделий и алкогольных напитков должна сопровождаться предупреждением о вреде табакокурения и употребления алкоголя. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 5 процентов площади всей рекламы табачных изделий и алкогольных напитков и не менее 3 секунд эфирного времени рекламного ролика на телевидении и радио. Реклама табака и табачных изделий, алкогольных напитков не должна демонстрировать процессы курения и потребления алкогольных напитков, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей. Реклама табака и табачных изделий не может размещаться менее чем за двести метров, а алкогольных напитком – менее чем за пятьсот метров от территорий медицинских, спортивных, дошкольных, общих средних образовательных учреждений. Запрещается: Реклама алкогольных напитков крепостью свыше 25 градусов; Реклама табачных изделий и алкогольных напитков крепостью до 28 градусов по телевидению и радио с 7 часов утра до 22 часов вечера; Безвозмездное распространение образцов табачных изделий и алкогольных напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста; Спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используется название или изображение табачных изделий либо алкогольных напитков; Распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.) среди несовершеннолетних с использованием наименования и товарного знака табачных изделий и алкогольных напитков; Реклама табачных изделий и алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних; Реклама табачных изделий и алкогольных напитков на первых страницах газет, обложках журналов и других периодических изданий.
Статья 24: Реклама оружия. Реклама оружия осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых организаций, реализующих охотничье оружие или на соответствующих выставках (мероприятиях).
Статья 25: Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения. Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и т.п.), или лиц, оказывающих эти услуги, возможна лишь при наличии соответствующей лицензии, подтверждающей право на осуществление такого вида деятельности. В рекламе таких услуг или лиц, их оказывающих, запрещается сообщать размеры ожидаемого дохода, а также иную информацию о будущей прибыли (доходе), кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года. Регулирование отношений, обусловленных рекламой ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 26: Сроки хранения материалов рекламы. Рекламодатель, производитель и распространитель рекламы обязаны хранить материалы рекламы в течение одного года со дня последней публикации (передачи) рекламы.
Статья 27: Доступ к документам и материалам рекламной информации. Рекламодатель, производитель и распространитель рекламы по требованию государственных органов, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, в установленный ими срок обязаны представить документы и материалы рекламной информации. Должностные лица государственного антимонопольного органа наделяются правом беспрепятственного доступа к касающимся рекламы документам и материалам рекламодателей, производителей и распространителей рекламы. Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные должностными лицами, указанными в части второй настоящей статьи, разглашению не подлежат. В случае разглашения должностными лицами государственного антимонопольного или другого органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе, сведений, составляющих коммерческую тайну, убытки, а также моральный вред, причиненные рекламодателю, производителю и распространителю рекламы, возмещаются в установленном законодательством порядке.
Статья 28: Контрреклама. В случае установления уполномоченными государственными органами нарушения законодательства о рекламе нарушитель по решению этих органов и в указанный ими срок обязан осуществить контррекламу. Контрреклама может осуществляться также добровольно или по решению суда. Все расходы по осуществлению контррекламы несет нарушитель. Если нарушитель контррекламы не осуществлена в срок, указанный органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о рекламе, последний вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до осуществления им контррекламы и известить об этом стороны, заключившие договор с нарушителем законодательства о рекламе. Контрреклама осуществляется в тех же средствах массовой информации, с использованием той же продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с соответствующим государственным органом, установившим факт нарушения и принявшим решение о его исправлении. В исключительных случаях по решению этого органа может быть допущена замена средства массовой информации, продолжительности, места и порядка осуществления контр рекламы.
Статья 29: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе. Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в установленном порядке. Рекламодатели, производители и распространители рекламы могут быть подвергнуты государственным антимонопольным органом штрафу в следующих размерах: За недостоверную рекламу, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы и отказ от контррекламы юридические лица – от ста до пятисот минимальных размеров заработной платы, а физические лица – от пяти до семи минимальных размеров заработной платы; За непредставление государственным органам, указанным в статье 27 настоящего Закона, в установленный срок сведений, касающихся рекламы, юридические лица – от сорока до пятидесяти минимальных размеров заработной платы, а физические лица – от трех до пяти минимальных размеров заработной платы; За неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе юридические лица – до ста минимальных размеров заработной платы, а физические лица – от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.
Статья 30: Разрешение споров. Споры, возникающие в процессе производства и распространения рекламы, разрешаются в судебном порядке.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О Принципах и Гарантиях Свободы Информации.

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона. Основными задачами на­стоящего Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свобо­ды информации, реализации права каждого свободно и бес­препятственно искать, полу­чать, исследовать, распрост­ранять, использовать и хра­нить информацию, а также обеспечение защиты инфор­мации и информационной бе­зопасности личности, обще­ства и государства.
Статья 2. Законодательство о принципах и гарантиях свобо­ды информации. Законодательство о принци­пах и гарантиях свободы ин­форма­ции состоит из настоя­щего Закона и иных актов зако­нодательства. Если международным дого­вором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены за­ко­нодательством Республики Узбекистан о принципах и га­рантиях свободы информации, то применяются правила меж­дународного договора.
Статья 3. Основные понятия. В настоящем Законе приме­няются следующие основные понятия: информация – сведения о лицах, предметах, фактах, со­бы­тиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления; собственник информации – юридическое или физическое лицо, осуществляющее владе­ние, пользование и распоря­жение информацией, на сред­ства которого данная инфор­мация приобретена или полу­чена иным законным спосо­бом; защита информации – меры по предотвращению уг­роз информационной безо­пасности и устранению их последствий; информационные ресурсы – отдельные документы, отдель­ные массивы документов, доку­менты и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других); информационная сфера – сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, обра­боткой и потреблением информации; информационная безопас­ность – состояние защищенно­сти интересов личности, обще­ства и государства в информа­ционной сфере; владелец информации – юридическое или физическое лицо, осуществляющее владе­ние, пользование и распоряже­ние информацией в пределах прав, установленных законом или собственником информа­ции; конфиденциальная информа­ция – документированная ин­формация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством; массовая информация – до­кументированная информа­ция, печатные, аудио, аудиови­зуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц; документированная инфор­мация – информация, зафикси­рованная на материальном но­сителе, с реквизитами, позво­ляющими ее идентифициро­вать.
Статья 4. Свобода информации. В соответствии с Конститу­цией Республики Узбекистан каждый обладает правом бес­препятственно искать, полу­чать, исследовать, распростра­нять, использовать и хранить информацию. Доступ к информации может быть ограничен только в соот­ветствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культур­ного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны.
Статья 5. Основные принци­пы свободы информации. Основными принципами свободы информации являются открытость и гласность, обще­доступность и достоверность.
Статья 6. Открытость и глас­ность информации. Информация должна быть открытой и гласной, за исклю­чением конфиденциальной. К конфиденциальной ин­формации не относятся: акты законодательства о правах и свободах граждан, порядке их реализации, а так­же устанавливающие право­вой статус органов государ­ственной власти и управле­ния, органов самоуправления граждан, общественных объе­динений и других негосудар­ственных некоммерческих организаций; сведения об экологической, метеорологической, демогра­фической, санитарно-эпидемиологической, чрезвычайной ситуациях и другая информа­ция, необходимая для обеспе­чения безопасности населения, населенных пунктов, произ­водственных объектов и ком­муникаций; сведения, имеющиеся в от­крытых фондах библиотек, архивов и информационных сис­тем юридических лиц, функционирующих на территории Рес­публики Узбекистан. Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, об­щественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации обязаны передавать средствам массовой информации сообще­ния о событиях, фактах, явлениях и процессах, представляющих интерес для общества, в порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Общедоступность и достоверность информации. Информация должна быть общедоступной и достоверной. Искажение и фальсификация информации запрещаются. Средства массовой информации несут совместно с источником и автором информации ответственность за достоверность распространяемой информации в установленном законом порядке. Отказ собственника, владельца информации в доступе к ней может быть обжалован в суде.
Статья 8. Гарантии свободы информации. Государство защищает пра­во каждого на поиск, получе­ние, исследование, распростра­нение, использование и хране­ние информации. Не допуска­ется ограничение права на ин­формацию в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного по­ложения. Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, об­щественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации и должностные лица обязаны в установленном законода­тельством порядке обеспечи­вать каждому возможность ознакомления с информаци­ей, затрагивающей его права, свободы и законные интере­сы, создавать доступные ин­формационные ресурсы, осу­ществлять массовое инфор­мационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представ­ляющим общественный инте­рес. В Республике Узбекистан цензура и монополизация ин­формации не допускаются.
Статья 9. Порядок получения информации. Каждый имеет право непос­редственно либо через своих представителей обращаться с письменным или устным зап­росом на получение информа­ции. В письменном запросе должны содержаться имя, от­чество, фамилия, адрес обра­щающегося (для юридическо­го лица - его реквизиты) и наименование запрашивае­мой информации или ее ха­рактер. Запросы подлежат ре­гистрации в установленном порядке. Ответ на письменный запрос должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее тридцати дней с даты получе­ния запроса, если иное не уста­новлено законодательством. Ответ на устный запрос дол­жен быть дан по возможности незамедлительно. В случае невозможности предоставления запрашивае­мой информации в срок, пре­дусмотренный в частях третьей и четвертой настоящей статьи, обратившемуся за ее получени­ем направляется уведомление об отсрочке. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации не должна превышать двух ме­сяцев с даты подачи запроса. Уведомление об отсрочке на­правляется лицу, обратившему­ся за информацией, в недель­ный срок с даты получения зап­роса. В уведомлении об отсрочке должны быть указаны: причины, по которым запра­шиваемая информация не мо­жет быть предоставлена вовре­мя; дата, к которой будет предо­ставлена запрашиваемая ин­формация. В случае, если орган или должностное лицо не обладают запрашиваемой информацией, они обязаны в срок не более пяти дней с даты получения запроса сообщить об этом лицу, обратившемуся за информаци­ей. За предоставление инфор­мации может взиматься плата в установленном порядке.
Статья 10. Отказ в предос­тавлении информации. Отказ в предоставлении зап­рашиваемой информации воз­можен, если она является кон­фиденциальной или в результа­те ее раскрытия может быть причинен ущерб правам и за­конным интересам личности, интересам общества и государ­ства. Уведомление об отказе в предоставлении запрашивае­мой информации направляется обратившемуся с запросом лицу в пятидневный срок с даты его получения. В уведомлении об отказе должна быть указана причина, по которой запрашиваемая информация не может быть пре­доставлена. Собственник, владелец конфиденциальной информации обязан уведомлять лиц, запрашивающих информа­цию, о действующих ограничениях доступа к этой информа­ции. Лица, которым неправомер­но отказано в предоставлении информации, а также лица, по­лучившие на свой запрос недо­сто­верную информацию, име­ют право на возмещение при­чиненного им материального ущерба или компенсацию мо­рального вреда в установлен­ном законом порядке.
Статья 11. Защита информа­ции. Защите подлежит любая информация, противоправное об­ращение с которой может при­чинить ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и ино­му лицу. Защита информации осуще­ствляется в целях: предотвращения угроз безопасности личности, общества и государства в информационной сфере; сохранения конфиденциальности информации, предотвращения ее утечки, хищения, утраты; предотвращения искажения и фальсификации информа­ции.
Статья 12. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности. Государственная политика в области обеспечения информа­ционной безопасности направ­лена на регулирование обще­ственных отношений в инфор­мационной сфере и определяет основные задачи и направле­ния деятельности органов госу­дарственной власти и управле­ния, а также место и роль орга­нов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных не­коммерческих организаций, граждан в области обеспечения информационной безопаснос­ти личности, общества и госу­дарства.
Статья 13. Информационная безопасность личности. Информационная безопас­ность личности обеспечивается путем создания необходимых условий и гарантий свободного доступа к информации, защиты тайны частной жизни, защиты от противоправных информа­ционно-психологических воз­действий. Информация о персональ­ных данных физических лиц относится к категории конфи­денциальной информации. Не допускается сбор, хра­нение, обработка, распрост­ранение и использование ин­формации о частной жизни, а равно информации, нарушаю­щей тайну частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле­графных и иных сообщений физического лица без его со­гласия, кроме случаев, уста­новленных законодатель­ством. Запрещается использование информации о физических ли­цах в целях причинения им ма­териального ущерба и мораль­ного вреда, а также воспрепятствования в реализации их прав, свобод и законных инте­ресов. Юридические и физические лица, получающие, владеющие и использующие информацию о гражданах, несут предусмотренную законом ответствен­ность за нарушение порядка использования этой информа­ции. Средства массовой инфор­мации не вправе раскрывать источник информации или ав­тора, подписавшегося псевдо­нимом, без их согласия. Источ­ник информации или имя авто­ра могут быть раскрыты только по решению суда
Статья 14. Информационная безопас­ность общества. Информационная безопас­ность общества достигается пу­тем: обеспечения развития основ демократического гражданско­го общества, свободы массовой информации; недопущения противоправного информационно-психо­логи­чес­кого воздействия на об­щественное сознание, манипу­лирования им; сохранения и развития ду­ховных, культурных и истори­ческих ценностей общества, научного и научно-техническо­го потенциала страны; создания системы противо­действия информационной экспансии, направленной на де­формацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и нацио­нальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, на­рушение межнационального и межконфессионального согла­сия.
Статья 15. Информационная безопасность государства. Информационная безопас­ность государства обеспечива­ется путем: реализации мер экономи­ческого, политического, орга­низа­ционного и иного характе­ра по противодействию угрозам безопасности в информацион­ной сфере; защиты государственных секретов и государственных информационных ресурсов от несанкционированного досту­па к ним; интеграции Республики Уз­бекистан в мировое информа­цион­ное пространство и совре­менные телекоммуникационные системы; защиты от распространения информации, содержащей публичные призывы к насиль­ственному изменению консти­туцион­ного строя, нарушению территориальной целостнос­ти, суверенитета Республики Узбекистан, захвату власти или отстранению от власти закон­но избранных или назначен­ных представителей власти и совершению иных посяга­тельств на государственный строй; противодействия распрост­ранению информации, содер­жащей пропаганду войны и на­силия, жестокости, идей терро­ризма и религиозного экстре­мизма, направленной на раз­жигание социальной, нацио­нальной, расовой и религиоз­ной вражды.
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства о принципах и гарантиях свобо­ды информации. Лица, виновные в наруше­нии законодательства о прин­ципах и гарантиях свободы ин­формации, несут ответствен­ность в установленном законом поряд­ке.
Президент Республики Узбекистан И. КАРИМОВ г. Ташкент, 12 декабря 2002 г.
Рекомендации по семинарам:
8.1. Закон РУ «О СМИ».
8.2. Основные правила, регулирующие на территории РУ профессиональную деятельность корреспондентов СМИ иностранных государств.
8.3. Закон РУ об издательской деятельности.
8.4. Закон Республики Узбекистан об авторском праве и смежных правах.
8.5. Закон РУ о гарантиях и свободе доступа к информации.
8.6. Закон РУ «О защите профессиональной деятельности журналиста».
8.7. Закон РУ «О рекламе».

ТЕМА IX. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ.

Государственные функции сводятся к следующим трем основным пунктам: Защита независимости; Утверждение государственного суверенитета; Сохранение внутренней безопасности, в широком смысле этого слова, а, в частности, это существование законной власти, которая может достичь лучшей благополучной жизни и удовлетворения людских нужд во всех областях.
Государство стремится к достижению этих целей через ряд проектов, каждый из которых связан с осуществлением хотя бы одной из намеченных целей, а также делает все возможное для создания равновесия и интеграции всех этих целей через единую стратегию. Государство пытается создать гармонию между этими целями и требованиями и осуществить их как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Такая единая политика называется Политикой Национальной Безопасности, которая помогает противостоять против других государств в том виде, который обеспечит ей возможности сохранения своего национального строя и неприкосновенности ее территорий.
Несмотря на то, что национальные интересы государств отличаются друг от друга, они сходятся в понятии и осуществлении первых двух функций. Что же касается третьей функции, то здесь проявляются различия в результате противоречий внутренних систем и интересов. Эти различия наиболее видны в государствах, поддерживающих капиталистическую идеологию, а также в тех государствах, которые поддерживали социалистическую или коммунистическую идеологии до распада бывшего Советского Союза.
Государство через свою политику национальной безопасности старается защитить свое существование, исходя из своих собственных возможностей противостоять окружающей его опасности, определять доходы и возможности адекватно природе и размерам этой опасности, ставя перед собой вопрос ограничения возможностей ООН в выполнении своих обязанностей полностью и влияния великих держав на любые действия ООН. Поэтому государство стремится существующими методами определить угрожающую ему опасность как внутри, так и за его пределами. И сделать оно это сможет лишь в случае правильного использования таких методов как военный, экономический, политический, то есть когда это будет необходимо. А иначе как же сохранить равновесие между возможностями и стремлениями?
Политика национальной безопасности. Политика национальной безопасности содержит в себе все мероприятия, направленные на защиту своего существования и достижения своей безопасности, особенно в таких сферах как политика, вооружение и экономика. Обычно составлением таких политических планов занимаются внутригосударственные специализированные органы. Вот как выглядят три основных аспекта этого плана:
1) Политический аспект. Он делится на три основных направления: внешняя политика. В результате сплетения интересов различных государств посредством научно-технического прогресса в области связи и коммуникации были устранены границы и расстояния между государствами. Каждое государство строит отношения с другими государствами, имеющими различные идеологические направления. Внешняя политика государства может складываться следующим образом: полным сотрудничеством, которое иногда достигает полного объединения или конфедерации во всех его проявлениях; единоборством и применением вооруженных сил, поиском холодной войны, или же стремлением установить свою власть и влияние на другие страны; внутренняя политика. Она охватывает все, что касается внутренней государственной политики: конституцию, различные законодательные акты, а также планы общественного и экономического развития, мероприятия, обеспечивающие безопасность и порядок внутри государства; государственная дипломатическая деятельность. Государство поддерживает связи с другими государствами дипломатическим путем, во избежании прямых столкновений с другими государствами. Поддержание межгосударственных связей превентивного характера выполняется путем переговоров и убеждений, заключением договоров и вступлением в союзы. Также государство стремится использовать возможности системы коллективной безопасности в рамках ООН для достижения своих целей. В этом случае целью политики национальной безопасности является утверждение места государства в международном сообществе и стремление влияния на другие государства независимо от того соседи они или нет.
2) Экономический аспект. Экономическая сторона политики национальной безопасности является очень важным моментом, главным образом, она связана с вопросом обеспечения экономических потребностей и возможностей, направленных на другие государства, которые также нуждаются в экономической поддержке со стороны других государств. Очень важно располагать экономическими возможностями, так как их можно использовать как козырную карту для достижения своей безопасности. Эти возможности помогают государству иметь свой собственный капитал, опытные кадры, продукты производства, сырье и рынки для освоения коммерческих мероприятий.
Поэтому государство стремится повысить свою промышленную мощь и делает все, чтобы обеспечить себя необходимым сырьем и продуктами питания. Также оно стремится поднять квалификацию кадров в промышленных отраслях и, в дополнение к этому, поддерживает свою финансовую мощь для погашения своих долгов, а также и для того, чтобы не трогать основные нужды государства.
Экономическая сторона охватила обширную область, которая превосходит реальные государственные возможности и активность всех ее членов. Экономическая сторона также охватывает внутренние и внешние связи, в том числе и развитие своих возможностей в плане научного прогресса средств производства и т.д., что можно осуществить путем использования экономических факторов для непосредственного влияния на международные отношения через конкретные методы, которые соответствуют собственной внешней политике.
В результате особого влияния экономической стороны на политику национальной безопасности экономическая информация не уступает по важности ни дипломатической, ни военной информации. Она охватывает все, что касается экономических интересов государства, несмотря на то, собственные ли это интересы или его интересы с другими государствами мира, вне зависимости от уровня их отношений. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что экономический аспект представляется очень важным, так как имеет большое влияние на национальную безопасность государства.
3) Военный аспект. Цель военного аспекта политики национальной безопасности – это защита государственной неприкосновенности и целостности против любой внешней агрессии. В этой связи государство работает на подготовку своих вооруженных сил и обеспечивает их современным оружием, также оно обращает особое внимание на оборонительные планы, вне зависимости от того время ли это мира или вооруженных конфликтов, и также на подготовительные оборонительные планы и необходимые исследования для противостояния ожидаемым и неожиданным опасностям. Также государство одновременно присоединяется к ряду оборонительных договоров, которые могут дать отпор любой агрессии любого вида, которая может возникнуть извне.
Обычно военный аспект в политике национальной безопасности маленьких государств ограничивается укреплением своей государственной мощи для самозащиты против тех агрессоров, которые могут подчинить их себе. А те государства, которые имеют экспансионную политику, используют свои военные возможности как угрозу или прямую агрессию на другие государства. Поэтому маленькие государства стремятся повысить свое влияние через ряд оборонительных договоров или военных союзов, исходя из специфики граждан этого государства, правительства, которое уп­равляет ими, уровня их культуры, а также общественно-экономи­ческого состояния взаимоотношений между членами общества и конкретными лидерами в конкретное время, идеалов, которые поддерживают общественное мнение в этих государствах.
Здесь необходимо обратить внимание на оборонительные возможности государства. Известно, что нельзя отрицать важность военного преимущества государства даже во время переговоров, когда положение государства, имеющего военную силу, является в центре сил против тех государств, которые вооружены слабо.
Для достижения действительной национальной безопасности необходимо создать равновесие между реальными источниками экономическими и финансовыми ресурсами и целями, которые имеет государство с расчетом необходимости укрепления военной мощи государства используя эти ресурсы, сохраняя определенное их количество для блага своих граждан. Государственная экономическая структура может нести экономический груз в результате достижения внутренней и внешней политики государства.
Дополнением к другим факторам, которые создают внутреннюю и внешнюю политику национальной безопасности можно назвать поведение и желание людей, индивидов, национальный приоритет данного государства, форму правительства, уровень культуры, экономическое и общественное состояние всех членов общества, а также лидеров этого общества в конкретный период и идеологические теории, которые поддерживают общественное мнение внутри этих государств. Это значит, что людская сила, которой располагает государство, и то, чем она (эта сила) может пожертвовать ради безопасности государства, общественная структура, которая контролирует внутреннее положение и источники богатства, а также его военная сила, на сколько оно может ее использовать – все эти факторы необходимы и важны для успеха политики национальной безопасности и, прежде всего, нуждаются в информации.
Государство должно строить свои связи успешно, для этого у государства должны быть все возможности обеспечения информацией о происходящем вокруг нее в разных уголках мира, а также возможность анализировать разные позиции и разных людей, и руководство, которое может правильно направить к достижению национальных интересов.
Рекомендации по семинарам:
9.1. Государственные функции.
9.2. Понятие политики национальной безопасности.
9.3. Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика государства.
9.4. Принципы внешней политики Республики Узбекистан.

ТЕМА Х. ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ.

Информация сама собой теряет свою важность, если государство не может ее правильно использовать, поэтому для достижения этих целей необходимы органы трех видов; собирающие информацию по мере возможности наиболее точно; объясняющие эту информацию, обычно эта работа осуществляется специализированными структурами, которые анализируют и сортируют информацию, исходя из ее важности и значения; уточняющие анализы и принимающие окончательное решение о тех проблемах, которые стоят перед государством.
Стало известно, что государства занимаются сбором необходимой информации во всех областях, несмотря на отсутствие законодательной основы, которая позволяла бы им заниматься таким родом деятельности. Также в международном праве не содержится актов, которые дают государству права в области получения и передачи информации другим государствам, от которых зависит его судьба, кроме права государства в послании дипломатических представительств и обязательства принимать их, что может служить основой для достижения права получения информации согласно известному методу наблюдения в целях получения информации в рамках ограничения согласно международному праву. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств.
В результате таких дипломатических работ возникают много споров, особенно в разделении работ между теоретической и практической дипломатией, которая содержит в себе функции сбора информации, так как это очень сложный процесс и очень трудно поставить границы между теорией и практикой. Примером таких споров является расхождение мнений в кругу работ советских органов безопасности, которые работали внутри США. Ответственные лица в МИДе США жаловались на жесткие мероприятия министерства юстиции против них. Эти мероприятия противоречили неписаным законам между двумя государствами в области безопасности, особенно если вопрос касается тех, кто использует дипломатическую неприкосновенность.
Стало известно, что в мае 1996 года группа британских дипломатов в Москве занималась шпионажем, когда исследовала факт покупки агентами ирландской республиканской армии IRA оружия с ядерными элементами у русских мафиози. В последствии Россия была вынуждена объявить персонами «нон грата» британских дипломатов в России по обвинению в шпионаже. Согласно информации британских спецслужб МI–6, Британия приняла адекватное решение.
Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации. Итак, серьезная критика, направленная в адрес дипломатической неприкосновенности, заключается в том, что она используется как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения двух факторов: 1) безопасности принимающего государства; 2) необходимой безопасности, которую требует дипломатическая работа.
Дипломатическая неприкосновенность сотрудников выражается также в привилегиях на транспорт, освобождение от наблюдения за почтой, от прослушивания телефона, позволение свободного перемещения и т.д.
При сборе необходимой информации одного государства о другом возникает важная проблема, которая заключается в том, что получаемая информация, может угрожать национальной безопасности другого государства.
Вопрос определения той информации, которая входит в рамки секретности и той, которая не входит в эти рамки, является сложным, их почти невозможно разделить, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом. И эта проблема стала еще сложнее в сегодняшнем мире, который переживает информационную революцию, благодаря которой легко можно получить информацию в результате продолжающегося научного прогресса во всех областях сбора и передачи информации, как попадающей под эти ограничения и входящей в рамки тайной информации, угрожающей безопасности государства, и так и не входящей в рамки секретности.
Информация, которую может получить одно государство о другом государстве, может угрожать его национальной безопасности. В силу своей важности, информация, касающаяся государственной безопасности, обычно держалась под грифом секретно, и считалось, что попытка получения этой информации входит в рамки уголовного расследования согласно уголовному законодательству. Такая информация разнообразна, и политика, дипломатия, экономика и военные тайны должны оставаться в секрете ради безопасности государства в целом. Право получения дипломатических посланий и информации не должно быть ограничено, так как это противоречит международным законам. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств. В результате дипломатических работ возникает очень много споров, особенно между теоретической и практической дипломатией, первая из которых не содержит в себе функции сбора информации. Это очень сложная ситуация и очень трудно поставить границы между ними.
Принципы дипломатической неприкосновенности. Серьезная критика направляется в адрес тех дипломатов, которые используют дипломатическую неприкосновенность, как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения двух принципов: 1) безопасности принимающего государства; 2) необходимой информации, в результате оглашения которой, государство может получить оборонительные возможности.
Природа этой информации и ее категории разделяются между собой. Например, общая свобода внутри самого государства, а также проблема достижения равновесия, необходимого для безопасности каждого человека. Каждый человек должен стремиться защищать свои права, поэтому важно для сохранения баланса создать межгосударственное соглашение о безопасности и правах человека.
Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых стран. В законодательстве некоторых стран отмечено, что информация входит в рамки секретности, если она касается исключительно этого государства и обеспечивает ему безопасность (Бельгия и Люксембург), или государственного права против другого государства (Исландия), или вопросов которые важны для государственной безопасности (Голландия), или сведений, которые связаны с национальной обороной, экономикой и политикой (Швейцария, Франция).
В законодательствах других государств, таких как Бельгия, Люксембург, Голландия, Швейцария и Югославия, не дается конкретных определений тайн, касающихся безопасности и обороны, так как это является очень широким и одновременно разнообразным понятием, имеющим разные виды. Эту информацию нельзя ограничить, так как в результате суды получат безграничные полномочия в толковании законодательных актов.
Другие государства пытаются противостоять любой возможности толкования оборонительных тайн и оглашения этих тайн в общих фразах, как, например, во Франции статья 2/1/78, Итальянский уголовный кодекс, который отличает эти тайны, природу и мудрость этих тайн, как в статье 258 уголовного кодекса Франции и Италии. Причиной этого является тот факт, что тайна возникает от природы самих вещей или согласно приказу компетентных лиц власти. Здесь заметно, что французский законодатель не ограничился защитой только тайной информации, касающейся национальной обороны Франции. Он охватил также согласно указу 11 июня 1952 г. тайную информацию государств-членов НАТО.
Следуя практике развивающихся стран, египетское законодательство определило группу информации, которая стоит под грифом секретно и связана с обороной страны по своей природе. Пункт 1 статьи 52 Уголовного Кодекса Египта гласит: «Военные, политические, экономические и промышленные тайны знают только те лица, которые имеют отношение к этому. Необходимо сохранять эти сведения в интересах государства».
Доктор Мамдух Шавки – посол МИДа Египта (чрезвычайный и полномочный посол Египта в Узбекистане) в своей статье «Национальная безопасность и международные отношения», которая была опубликована в журнале «Международная политика», дал следующие определения:
Военная информация – это факты, которые касаются военной подготовки страны, ее мощи и средств ее защиты, информации о военных действиях на суше, море и в воздухе, вне зависимости от того мирное это время или военное. Сюда также входит и информация, касающаяся секретного оружия или способов применения и защита от этого оружия, военные планы, дата и место проведения военных действий, а также указания военного руководства офицерам и солдатам;
Политическая информация – это сведения, касающиеся действующей внутренней и внешней политики или того, что государство намерено предпринять, когда эта информация даже косвенно касается обороны страны. Информация, касающаяся прошлой политики страны, теряет свое значение.
Дипломатическая информация – это факты, касающиеся дипломатических связей с другими государствами, например, намерение государства разорвать политические отношения с конкретными государствами или признание революционной организации, которая противостоит правительству, а также дипломатические связи с другими государствами в целях объединения усилий в решении международных конфликтов, касающихся безопасности государства;
Экономическая информация связана с промышленной мощью страны. Она не ограничивается государственными промышленными предприятиями, она также охватывает частные компании, которые помогают государству в производстве продукции, нужной для обороны страны. Это, например, продукция, которую выпускает одна компания для вооруженных сил, которая будет использована как военное снаряжение.
Необходимые условия для секретной информации. Нельзя понимать, что вся эта информация: военная, политическая, дипломатическая и экономическая, связана с секретами обороны страны. Для этого необходимы два условия:
Первое: Эта информация должна быть связана с обороной страны. Значит, она касается суверенитета государства и средств его обороны во всех областях в мирное и военное времена.
Второе: эта информация должна быть по своей природе той секретной информацией, которая недоступна каждому. Понятие обороны страны не ограничивается только военными вопросами, а охватывает все вопросы внешней безопасности страны: военные, политические, дипломатические и экономические, в мирное и военное время, прямо или косвенно.
Секретность не является неделимым признаком информации. Она представляет собой относительную юридическую информацию, с которой через некоторое время снимается гриф «секретно». Гриф «секретно» добавляется в определенное время согласно требованию безопасности страны в данное время. Поэтому иностранные корреспонденты, информационные советники, информационные атташе, аккредитованные в любом государстве, должны ознакомиться не только с содержанием законодательных актов о журналистской деятельности тех стран, где они аккредитованы, но и с содержанием уголовного кодекса этих стран и особенно, что касается работы журналистов.
Проблемы получения информации. Также есть ряд проблем, которые связаны с получением информации у государства незаконным путем или негласно. Эта проблема возникла в результате научного прогресса в области информации и носителей информации. Традиционный способ получения информации осуществлялся между государством и конкретными лицами, гражданами этого или других государств, дающих эту информацию, или гражданами нейтральных государств, занимающихся шпионажем в интересах какого-то одного государства. Но классическая картина изменилась, и сегодня эта связь стала прямой между двумя государствами без посредников для передачи информации. Это случилось благодаря получению необходимой информации прямо с искусственных спутников или шпионских самолетов. Раньше цель определяла природу действия, а в результате развития роли государства в этих связях средство стало определять природу действия.
С этим также связана и другая проблема, возникающая в результате получения информации через искусственные спутники, шпионские самолеты или электронные дистанционные наблюдения в помощь определенному государству, а государство, являющееся объектом наблюдения, не знает об этом. Здесь возникает, вопрос о размерах обязательств о передаче сведении она будет держать эту информацию как козырную карту, и использовать ее как политическое давление.
Рекомендации по семинарам:
10.1. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
10.2. Принципы дипломатической неприкосновенности.
10.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
10.4. Проблемы получения информации и их решения.

ТЕМА XI. НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.

В древние времена отношения были прямы и просты, но постепенно эти отношения стали осложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов 20 века международные отношения стали сплетаться друг с другом, что произошло благодаря современным средствам коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в международных отношениях.
Связь с общественностью является связующим звеном между одним обществом и другим путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии, исходя из важности личности и общественных слоев, силы и влияния общественного мнения в разных обществах на разных уровнях: экономических, политических, общественных учреждениях, организациях и институтах.
Понятие связы с общественностью. связь с общественностью имеет два основных понятия:
1) Профессионально-специализированная работа (Functional Definition) означает создание правильных отношений внутри учреждения и за ее пределами. Отношения, построенные на взаимодоверии и взаимопонимании, которые положены в основу управления по работе с общественностью, в любой организации частной или государственной становятся управленческими.
Эти толкования стали более конкретными с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью в начале ХХ века, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. После их появления были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в свои ряды специалистов по работе с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. ХХ века.
Эти организации в свою очередь участвовали в расширении понятия работы с общественностью и помогли в определении ее задач и функций.
В 1947 году журнал « Информация о работе с общественностью» P.R. News опубликовал суть работы с общественностью (P.R.). Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и работников в области работы с общественностью (P.R.) оказалось, что: «Работа с общественностью (P.R.) является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программы для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов работы с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача работы с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения направления общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы и изменении политики в пользу общественных интересов, и последующим информировании людей о работе этих компаний.
Американский специалист по работе с общественностью (P.R.) Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью (P.R.) это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает найти адаптацию, интеграцию и совпадение между позициями конкретного учреждения и его поведения с позициями общества. Интересы между этими учреждениями и массами не должны противоречить друг другу.
Американское же общество по работе с общественностью (P.R.) дало другое толкование. По их мнению, «работа с общественностью (P.R.) понимает под собой любой вид объединения, учреждения, правительства, компании с целью создания и укрепления плодотворных связей с конкретными группами общества: агентов, служащих, акционеров и т.д., адаптации целей этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения этих целей перед обществом».
Британский институт по работе с общественностью (P.R.) дал свое определение этому термину: работа с общественностью (P.R.) это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом. «The deliberate panned sustained effort to establish and maintain mutual understanding between organization and its public».
Французское общество по работе с общественностью (P.R.) объясняет термин «работа с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранение этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении мероприятий».
Общество международной работы с общественностью дало этому термину следующее толкование: «работа с общественностью – административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах при использовании широкомасштабной планируемой информации».
2) Всеобъемлющее общественное значение (Comprehensive Social Behavioral Appsoac) направлено на работу с общественностью (P.R.).Оно возникло в 30-х годах 20 века в результате международного экономического кризиса в 1929 году. По словам доктора Мухаммеда аль-Бади «Работа с общественностью» - это «профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в учреждении и все, что связано с подготовкой работ и материалов. Это связано с тем, что все исходящее от учреждения эффективно влияет на настроение людей, связанных с этим учреждением своими интересами, и это влияние определяет характер работы с общественностью».
В работе с общественностью участвуют все члены учреждения. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри этого учреждения, так и за его пределами. Главное, чтобы цель этого комплексного мероприятия не была направлена на получение прибыли. Она должна быть направлена на оказание услуг путем производства качественных товаров и услуг, отвечающих требованиям вкуса потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, что может возникнуть в процессе работы учреждений, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать ради культурного, научного, материального развития общества.
Канфельд считает, что работа с общественностью (P.R.) является “общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей”.
Нольд дал другое определение термину работы с общественностью. Он отметил, что она является “функцией администрации, которая адаптирует учреждение к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов”.
“Public Relations is the management function, which adapts an organization to its social, political and economic environment, and which adapts that environment to the Org.,for the benefit of both”.
Рекомендации по семинарам:
11.1. Определение значения и содержания международной связи с общественностью.
11.2 Функции специалиста по международным связям с общественностью.
11.3. Информационные функции связи с международной общественностью.

Комментариев нет: