суббота, 12 сентября 2009 г.

Глобализация и проблемы МОИ в условиях современных МО 4 из 5


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ташкент - 2005

Международная информационная безопасность.
Прогресс в информационно–технологической сфере наряду с объективными благами, которые он уже дал человечеству, и еще большими благами, ожидаемыми в будущем, создал принципиально новые потенциальные угрозы использования достижений в этой области в целях, несовместимых с задачами поддержания международной безопасности и стабильности МОИ. Проблема информационной безопасности процессов МОИ как таковая основывается на уже фактически сформировавшейся фундаментальной зависимости всех сфер жизнедеятельности человека, общества и государства – экономики, политики, науки, культуры, образования, обеспечения национальной и глобальной безопасности, нормальных процессов МОИ, надежного функционирования информационных и телекоммуникационных систем, средств и технологий. Увеличение за счет новейших информационных технологий и средств воздействия на индивидуальное и общественное сознание и без того огромного накопленного мирового военного потенциала, причем, в первую очередь, у высокоразвитых стран, ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, к внесению дополнительной напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, к появлению новых сфер конфронтации.
Для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования общественным сознанием для информационной, экономической, культурной, политической и военной экспансии, применяя не ограниченный пока никакими положениями международного права вид оружия – информационный.
Страны, пока не способные создать собственные средства информационного воздействия, начинают проявлять интерес к закупкам таких средств у стран, становящихся тем самым инициаторами создания новых видов вооружений. К этому процессу уже подключились политические группировки, «новый» оружейный бизнес, а наряду с ними – террористические и криминальные организации и группы. Таким образом, прогресс в информационных технологиях, так же как и ранее в ядерных, чреват новым витком гонки вооружений, который вновь отвлечет огромные ресурсы от целей мирного созидания и нормальной системы МОИ.
В условиях масштабности, жизненно важной значимости и одновременно уязвимости складывающейся глобальной информационной структуры применение информационного оружия как средства ведения широкомасштабных невидимых войн может вызвать последствия, вполне сравнимые по силе своего воздействия на критически важные объекты с «традиционным» оружием массового поражения (ОМП). Не случайно в бюджетах некоторых ведущих стран расходы на информационную безопасность предусматриваются в одном пакете с ассигнованиями на защиту от применения ОМП. Но война с применением информационного оружия в отличие от «классических» видов ОМП может вносить и внутренние изменения в процессы МОИ.
Это оружие как нельзя лучше подходит для применения в гражданских целях, в борьбе за власть, в сепаратистских и межнациональных конфликтах. К сожалению, мы сегодня имеем такие примеры. Не менее реальна угроза воздействия на информационные структуры в террористических и криминальных целях, результаты которого в этих условиях также могут дать катастрофический эффект в процессах МОИ.
Именно в осознании этого – основной итог принятия 54–й сессией Генеральной ассамблеи ООН 1 декабря 1999 года резолюции 54/49. Естественно, к этому пониманию государства-члены ООН пришли не сразу, и во многом процесс был ускорен благодаря активности дипломатии.
Пройденный путь отмечен следующими вехами: май 1996 года – Международная конференция по глобальному информационному сообществу в Мидранде (ЮАР). Спонтанно поднятый вопрос о назревающем «новом вызове» породил неожиданно бурную реакцию. Проблема оказалась не только интересной, но, как выяснилось, практически созревшей для обсуждения. Стало ясно – ее надо выносить на переговорный уровень.
Россия инициировала обсуждение проблемы международной информационной безопасности в процессах МОИ. 23 сентября 1998 года министром иностранных дел Российской Федерации И.С. Ивановым было направлено специальное послание Генеральному секретарю ООН. Оно содержало предложение о внесении в тематику работы Организации проблемы международной информационной безопасности посредством рассмотрения представленного проекта специальной резолюции по этому вопросу. Как отмечалось в выступлении российского министра иностранных дел на 53–й сессии ГА ООН, суть российского предложения заключается в противодействии потенциальной угрозе использования современных достижений информационных технологий в целях, не совместимых с задачами поддержания международной безопасности.
Резолюция на основе российского проекта была принята, но в смягченном виде. В проекте отсутствовали многие нужные, конкретные предложения по организации практического противодействия возможному военному применению информационных технологий, констатации опасности создания информационного оружия и разжигания информационных войн. Но вместе с тем, на уровне ООН впервые международным сообществом единодушно было признано наличие военной составляющей мирового процесса международного обмена информацией. Это явилось важным политическим достижением. В это время, наверно, члены ООН еще не были готовы признать наличие проблемы во всей ее многоплановости. Серьезный шаг в этом направлении был сделан на 54–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В 1999 году мир получил возможность ответственно взвесить свои представления о роли МОИ в мире, о мире и войне в информационной сфере. На конкретных примерах трансграничных информационных операций в процессах МОИ, в том числе, непосредственно военных, боевых, в умах многих политических деятелей «несуществующая война» приобрела реальные очертания, постепенно становясь явью. Осознавая всю серьезность потенциальной угрозы внешнего или криминального воздействия на свои информационные ресурсы, некоторые страны на национальном уровне начали реализацию долгосрочных государственных программ, направленных на обеспечение информационной безопасности, в первую очередь, критически важных инфраструктур МОИ. Однако при этом они столкнулись с феноменом глобальной взаимозависимости национальных информационных пространств и вынуждены были признать, что успех их национальных усилий по охране своего информационного ресурса, в конечном счете, будет зависеть от уровня защищенности и «не агрессивности» других информационных пространств - и не обязательно соседних государств, а всех тех, с которыми их информационные ресурсы объективно связаны в процессах МОИ.
Примерно с начала 90–х годов вопрос информационного оружия и информационных войн стал довольно широко обсуждаться специалистами. Появилось большое число публикаций, на многих конференциях, семинарах, симпозиумах в том или ином виде поднимались вопросы немирного использования программно-технических разработок и путей защиты информационного ресурса от их воздействия в процессах МОИ. Однако все эти обсуждения и публикации были далеки от международно-переговорного круга проблем и не вызывали большого интереса у неспециалистов по МОИ. В этом отношении принятие резолюции 53/70 послужило как бы предупредительным знаком на том пути, идя по которому человечество неминуемо попало бы в информационный омут, а омут представляется достаточно глубоким в процессах МОИ. В него человечество в XXI веке окунулось бы «с головой».
Оказалось, что к этому времени уже имелись не только значительные наработки в области создания средств воздействия на информационные ресурсы, но и многочисленные факты неоспоримо военного применения средств, которые иначе как информационным оружием названы быть не могут.
Выяснилось, что имеется достаточно информации о развертывании рядом индустриально-развитых стран целенаправленных исследований и разработок соответствующих технических средств, технологий и методик применения, которые позволили бы осуществлять непосредственный контроль над информационными ресурсами потенциального противника, а в необходимых случаях и прямо воздействовать на них в процессах МОИ. В настоящее время ведется, а в некоторых странах уже завершена разработка средств информационного противоборства, с вероятными противниками как в условиях военных конфликтов различной степени интенсивности, так и в мирное время, причем не только на стратегическом, но и на оперативном и даже тактическом уровнях, вплоть до поля боя на арене МОИ.
Большое внимание уделяется вопросам защиты собственного информационного пространства от действия информационного оружия со стороны враждебных государств, несанкционированного воздействия на инфросферу. Как известно, в некоторых странах ведение информационной войны предусматривается военными доктринами и ведется подготовка личного состава вооруженных сил и специальных подразделений, предназначенных для осуществления информационных операций в процессах МОИ.
1. Объект применения информационного оружия. Нынешний интерес к проблеме информационного оружия и его реализуемости в практике ведения гражданских войн, борьбы за власть, в национальных и этнических конфликтах становится всё более актуальным. На этом поле боя информационное оружие показало свою уникальную применимость в условиях «мирного времени» безотносительно к каким–либо границам в процессах МОИ. Ни один из последних серьезных «внутренних» (однако зачастую со значительной помощью извне) конфликтов не обходился без перенесения борьбы в информационную сферу и применения средств, которые вполне могут характеризоваться как информационное оружие. По всей видимости, время традиционных «идеологических диверсий» и «подрывных акций» уходит в прошлое, на новом уровне эффективность их проведения повысилась несказанно.
Разве можно сравнить выступление на митинге или статью в газете с мгновенно распространяемой по всему миру или исчезающей сразу для всего мира через сети ИНТЕРНЕТ информацией, снабженной фото, видео, аудиоматериалами? Однако и это, вероятно, имманентно информационному оружию, объектом применения которого является субстанция наднациональная в процессах МОИ. Имеющаяся практика показала, что во всех такого рода «гражданских информационных войнах» незримо присутствует третья сила, чьи «жизненные интересы» простираются на эту территорию. В качестве примера такого рода конфликтов можно назвать ситуации в Индонезии (Восточный Тимор), Чечне, Ираке и Югославии, сложившиеся в 90-х годах ХХ в.
Пример Югославии и попытки навязать Международному союзу электросвязи (заметим, миссией ООН в Косово) решения о выделении краю самостоятельных каналов телефонной связи и присвоении международного кода, вероятно, малоизвестны. Такой шаг вполне можно интерпретировать, как дополнительные усилия через обрыв информационных каналов привести дело к изоляции самого края от процессов МОИ.
Восточный Тимор. Сразу после референдума о независимости этой провинции Индонезии общественная организация «East Timor campaign» провела с территорий Испании, Португалии и Франции атаку на государственные сайты ИНТЕРНЕТ Индонезии. Были поражены WEB–сайты, принадлежащие правительственным организациям Индонезии, созданы и внедрены новые компьютерные вирусы, специально предназначенные для поражения индонезийских информационных объектов. Эти информационные операции, проведенные с территории Европы в рамках средств МОИ, являются фактом «неограниченности» информационного оружия, примером прямого применения информационного оружия для решения конкретных внутриполитических задач в процессах МОИ.
2. Усилия ООН по решению проблем информационной безопасности. В настоящее время наблюдается тенденция активизации усилий ООН по решению проблем информационной безопасности. Изменение позиции большинства стран полностью проявилось на прошедшем в августе 1999 года в Женеве семинаре по информационной безопасности, организованном Институтом ООН по проблемам разоружения (ЮНИДИР) и Департаментом по вопросам разоружения Секретариата ООН во исполнение резолюции ООН № 53/70. В семинаре приняли участие представители более 50 стран, включая всех основных игроков на международном информационно-технологическом поле, что делает его вполне представительным для любых оценок процессов МОИ.
Основная задача семинара для большинства его участников заключалась в выявлении подходов сторон в связи с предстоявшим обсуждением этой проблематики на 54–й сессии ГА ООН. Дискуссия строилась вокруг российского предложения продолжить проработку всего спектра вопросов международной информационной безопасности на уровне экспертов заинтересованных стран под эгидой ООН. По существу, была подтверждена актуальность проблемы и своевременность российской инициативы. В этом контексте, однако, наряду с взвешенным подходом четко обозначились два других, по сути, крайних подхода.
Первый фактически сводился к игнорированию проблемы как комплексной и к вычленению из нее только криминальной и террористической составляющих. При этом возможность создания информационного оружия и угроза возникновения информационных войн сторонниками такого подхода либо вообще не признавалась, либо признавалась как гипотетическая и отводилась на задний план среди других проблем МОИ. Далее все выстраивалось достаточно логично, разоруженческий аспект проблемы отпадал сам собой, обсуждение этой темы, естественно, переходило из формата ООН в региональные и тематические форумы, а если и сохранялось в ООН, то в силу характера вопросов это обсуждение переводилось из первого комитета во второй и т.д.
Второй подход выражал готовность «уже сейчас» приступить к разработке конкретного международного механизма, ставящего средства воздействия на информационные ресурсы вне закона. Предлагалось вынести на рассмотрение международного сообщества вопросы о создании специального международного суда по информационным преступлениям и о совместной разработке технологии глобальной защиты от информационного нападения в процессах МОИ.
Результат семинара выразился в признании необходимости активизации предметного рассмотрения проблемы в рамках ООН с целью разработать программу действий, которые государства могли бы предпринять индивидуально или совместно по нейтрализации информационных угроз. Этот семинар, по сути, стал подготовительным этапом рассмотрения вопроса в первом комитете Генеральной ассамблеи ООН.
Интересным и, вероятно, специфическим моментом является то, что употребленный выше в отношении информационной войны эпитет «несуществующая» совершенно справедлив. Приходится уже в который раз констатировать, что в проблематике информационного оружия пока не существует единой устоявшейся терминологии, а, следовательно, неизвестно, что означает «информационная война» и другие, связанные с ней понятия, в процессах МОИ.
Вместе с тем, эксперты разных стран не столь уж сильно расходятся в дефинициях. С небольшими отклонениями основные понятия могут быть определены следующим образом.
Информационная война – информационное противоборство с целью нанесения ущерба критически важным структурам противника, подрыва его политической и социальной систем, а также дестабилизации общества и государства противника через средства МОИ.
Информационное противоборство – форма межгосударственного соперничества, реализуемая посредством оказания информационного воздействия на системы управления других государств и их вооруженных сил, а также на политическое и военное руководство и общество в целом, информационную инфраструктуру и СМИ и К этих государств для достижения выгодных для себя целей при одновременной защите своего информационного пространства от аналогичных действий в процессах МОИ.
Информационное воздействие – акт применения информационного оружия через средства массовой информации и коммуникации в процессах МОИ.
Информационное оружие – комплекс технических и других средств, методов и технологий, а также совокупность специальных способов и средств воздействия на сознание и психику политического и военного руководства, личного состава вооруженных сил, спецслужб и населения противостоящего государства, используемых для достижения превосходства над противником или ослабления проводимых им информационных воздействий, предназначенных: для установления контроля над информационными ресурсами потенциального противника; для вмешательства в работу его систем управления и информационных сетей, систем связи и т.п. в целях нарушения их работоспособности, вплоть до полного выведения из строя; для изъятия или искажения содержащихся в них данных, для направленного введения специальной информации; для распространения выгодной информации и дезинформации в системе формирования общественного мнения и принятия решений.
Информационная безопасность в процессах МОИ. Включает в себя следующие основные моменты:
состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающее его формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства;
состояние инфраструктуры системы (объекта, государства, региона), при котором информация используется строго по назначению и не оказывает негативного воздействия на систему (объект, государство, регион) при ее использовании;
состояние информации, при котором исключается или существенно затрудняется нарушение таких ее свойств, как секретность, целостность и доступность.
Информационное пространство (ИНФОСФЕРА) в рамках МОИ охватывает сферу человеческой деятельности, связанную с созданием, преобразованием и потреблением информации, которая включает в себя: индивидуальное и общественное сознание; информационные ресурсы, то есть информационную инфраструктуру (комплекс организационных структур, технических средств, программного и другого обеспечения для формирования, хранения, обработки и передачи информации); информацию и её потоки в процессах МОИ.
Информационная преступность подразумевает проведение информационных воздействий на информационное пространство или любой его элемент в противоправных целях в процессах МОИ. Как наиболее опасный компонент информационной преступности может рассматриваться информационный терроризм, то есть деятельность, проводимая в политических целях.
3. Сферы информационного противоборства в процессах МОИ. К числу наиболее уязвимых с точки зрения обеспечения информационной безопасности в условиях информационного противоборства сфер общественной жизни эксперты относят: политическую - все элементы политической структуры общества и государства, структуры подготовки и принятия политических решений, органы проведения выборов и референдумов и т.д., структуры регионального и местного управления, информационные и телекоммуникационные системы специального назначения для органов государственной власти и управления; общественного сознания - структуры формирования общественного мнения, в том числе, СМИ и К, политические партии и общественные, в том числе, национально-культурные и религиозные объединения и организации; экономическую - структуры управления в экономической сфере, включая системы сбора, накопления и обработки информации в интересах управления производственными структурами, системы общеэкономического анализа и прогнозирования хозяйственного развития, системы управления и координации в промышленности и на транспорте, системы управления энергосистем, централизованного снабжения, системы принятия решения и координации действий в чрезвычайных ситуациях, информационные и телекоммуникационные системы; финансовую - информационные сети и базы данных банков и банковских объединений, системы финансового обмена и финансовых расчетов, особенно внешних и межгосударственных; оборонную - информационные ресурсы вооруженных сил, научных организаций и предприятий оборонных отраслей промышленности, системы оповещения и управления войсками, системы контроля и постоянного наблюдения, каналы поступления информации стратегического, оперативного и разведывательного характера; научно-техническую - структуры проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, системы сбора и накопления информации о проводимых исследованиях, открытиях, изобретениях, технологиях и других объектах интеллектуальной собственности; правоохранительную - все структуры следствия, дознания, прокуратуры и судопроизводства, информационные ресурсы правоохранительных органов, системы сбора и накопления криминальной статистики, включая базы данных Интерпола.
Угрозы безопасности в информационной сфере. Соответствующим образом квалифицируются и угрозы безопасности в информационной сфере в процессах МОИ. По общей направленности их можно разделить на следующие виды: Угрозы информационной инфраструктуре проявляются в нарушении адреса и своевременности МОИ, в том числе, технологии обработки информации, а также в противоправном сборе и использовании информации в процессах МОИ. Угрозы безопасности информации направлены против таких важнейших свойств, как целостность, секретность и доступность. Угрозы духовной жизни общества реализуются через несоответствие информационной политики органов государственного информирования и СМИ и К жизненно важным интересам личности, общества и государства. Сознательное манипулирование информацией, доводимой до населения, включая дезинформацию, сокрытие или искажение информации, приводит к искажению информационно-психологической среды общества, разрушению культурных традиций, эрозии нравственных, этических и эстетических ценностей. Угрозы правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере, могут проявляться в виде принятия нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности. Здесь же следует упомянуть угрозу системам сбора и хранения данных о личности: медицинская информация, метрические данные, сведения о занятиях и доходах граждан и т.п. Кроме того, в правовом обществе должна обеспечиваться конфиденциальность информации о частной жизни и частного информационного обмена между людьми.
Таким образом, даже из приведенных определений видно, что целью применения информационного оружия всегда является решение стратегических задач, и направлено оно против критически важных структур государства или общественного сознания в процессах МОИ. А это как раз и означает, можно теперь уже официально констатировать, что в полку оружия массового поражения прибыло, и здесь мы сталкиваемся с еще одним феноменом этого нового вида ОМП – точного предикативного определения его нет и быть не может.
Информационное оружие в отличие от всех предшествующих видов вооружений отличается не столько собственными свойствами, сколько характеристиками объекта, против которого оно применяется в процессах МОИ.
4. Основные направления применения информационного оружия. Анализируя различные источники, раскрывающие сущность применения информационного оружия, можно говорить о трех основных направлениях в его использовании, связанных с основными потенциальными объектами воздействия: информационно–коммуникационные системы (системы и сети связи, информационные и информационно-вычислительные системы и сети, распределенные и локальные базы данных и т.п.); общественное сознание и системы его формирования (социальная психология, общественные морально-этические ценности, национальное и общественное самосознание, религия, СМИ и К, системы подготовки и обучения детей и юношества и т.д.); личность и индивидуальное сознание.
Информационное оружие – это не просто вершина «разрушительной мысли», а понятие, объединяющее все средства воздействия на основу поддержания активности внутри социума - информацию. Объективно дело идет к тому, что на уровне воздействия на информацию ядерные взрывные устройства и высокоточные боеприпасы объединяются в один ряд с психотропными и наркотическими средствами и все это вместе – с внешне безобидными специальными компьютерными программами и другими видами информационного оружия, действующими в процессах МОИ. Виртуальные вирусы становятся подчас более опасными, чем реальные, и уже трудно сказать, что страшнее для человечества – распространение живых вирусов геморрагической лихорадки Эбола, сибирской язвы, бубонной чумы или компьютерных вирусов «Melissa», «Чернобыль», «DIR», «I love You» и т.п.
5. Сценарии информационных войн. Многие аналитические центры в мире ведут проработку возможных сценариев информационных войн, строя свои стратегии именно исходя из задачи обеспечения глобального информационного доминирования. Вот результаты одного из таких исследований.
Первый сценарий. Государство – потенциальный инициатор информационной войны – располагает подавляющим превосходством в наступательном информационном оружии и способно преодолеть соответствующие оборонительные системы любой другой страны. В этом случае оно может выделить часть имеющихся у него средств ведения информационной войны своим союзникам, взяв на себя задачи координации совместных действий, а также идентификации информационных угроз, откуда бы они ни исходили. При этом, однако, должна быть гарантия того, что само государство не будет разоблачено в качестве «информационного агрессора».
Второй сценарий. Допускается наличие некоторого числа государств, обладающих информационным оружием, достаточным для проведения самостоятельных информационных операций. При этом одно государство сохраняет свое превосходство в указанной области. Это обстоятельство должно сыграть роль фактора устрашения, удержать остальные страны от использования информационного оружия против доминирующего государства и обеспечить его «исключительность» и в дальнейшем.
Третий сценарий делает акцент на формировании в стране информационного лидера «неуязвимой» системы обороны против любого вида информационного оружия. Это, по мнению авторов исследования, вынудит большинство стран мира отказаться от создания его наступательных видов. В то же время они не смогут противостоять информационным атакам на себя, так как не обладают адекватными защитными технологиями. В такой ситуации информационный лидер может навязать им свою систему принудительного контроля над информационным оружием, подобно тому, как это было сделано в США в отношении программ создания ОМУ в Ираке. В результате возможность развязывания информационной войны против информационного лидера будет сведена до минимума, а средства ее ведения у потенциальных противников будут изъяты и уничтожены. Для придания легитимности таким шагам в условиях сформировавшегося абсолютного превосходства одной страны международному сообществу может быть навязано принятие соответствующих международных документов.
Доминирование в информационной сфере реально означает не абстрактную возможность влиять на мировую информационную сферу, а обладание вполне конкретными возможностями, позволяющими диктовать свою волю, то есть обеспечить глобальное доминирование. Что это конкретно означает, по крайней мере, в региональном измерении, человечество имело возможность убедиться в ходе известных локальных войн и «миротворческих операций».
3.3. Проблемы создания информационного механизма ограничения гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн.
Рассмотрим аргументы, к которым апеллируют противники активной разработки проблемы информационной безопасности МОИ в рамках ООН.
1. Проблема не содержит военной составляющей, и она достаточно подробно рассмотрена.
2. Реальны и представляют опасность только криминальное и террористическое направления. Но здесь возникает вопрос, что делать с «государственным терроризмом»? Преступление, совершенное одним государством против другого в политических целях, и называется войной. И что такой война, как не преступление, совершаемое одним государством или группой государств против другого государства или группы государств? Таким образом, рассмотрение в качестве актуальной опасности только криминала и терроризма является совершенно необоснованным ограничением проблемы международной информационной безопасности.
3. Информационное оружие – это только средство воздействия на информационно–вычислительные системы и сети, остальные средства следует относить к другим видам оружия или вообще считать методами ведения психологической войны. В целом, являясь вопросом сугубо терминологическим, этот тезис требует рассмотрения в рамках гармонизации систем понятий международного сообщества.
4. Нет возможности отслеживать и фиксировать авторов информационного воздействия.
Во – первых, даже если это так, то надо добавить «пока нет». Полная невозможность такового требует доказательств. Из истории мы помним проблему определения мест стартов ракет, которая на сегодняшний день успешно разрешена.
Во–вторых, мир уже знает огромное количество судебных процессов против хакеров, когда они сами и их действия успешно и доказательно идентифицировались.
5. Отсутствует терминологическое единство в подходах к пониманию различных аспектов информационной безопасности. Это действительно проблема, особенно, в международном плане. Она требует разрешения. Но выработка такой системы понятий в условиях стремительного развития опасности может быть проведена в минимальные сроки лишь при организующей роли ООН как единственного политического органа глобального масштаба.
6. Национальные законодательства не согласованы. Ясно, что это надо исправлять. Однако естественным образом встает вопрос, на какой основе? На основе законодательства одного отдельно взятого государства? И кто же сумеет распространить свои национальные правовые подходы и интересы на всю планету? Кто в свои национальные законодательства будет инициативно вносить положения о защите информационного пространства других государств? Видимо, и это нереально. Основой может стать только международное право, к выработке которого и призывают резолюции ГА ООН №53/70 и №54/49.
7. Проблема недостаточно проработана, следует дождаться получения законченных результатов научных исследований. Трудно спорить: на базе завершенных фундаментальных исследований много легче и естественнее решать прикладные задачи. Но кому на деле придется ждать и чего? Разработчикам военных средств? Едва ли. Они получат достаточно времени для завершения своих работ. Напротив, государства, не проводящие такие разработки, окажутся под угрозой изоляции от активного участия в решении этой злободневной проблемы. Мало того, их уязвимость от информационной агрессии в этот период будет фактически законсервирована. Будет ли этот путь дорогой к созданию преграды для информационных войн и информационного доминирования или приведет к обратному результату? Второе видится более реальным.
Необходимость создания международного механизма ограничения гонки информационных вооружений и предотвращения информационных войн. Таким образом, адекватным и единственным решением данной проблемы остается создание международного механизма ограничения гонки информационных вооружений и предотвращения информационных войн в процессах МОИ.
На сегодняшний день и в обозримом будущем единственной организацией, способной провести такую работу, остается ООН или ее орган, например, Конференция по разоружению или специально созванный по ее поручению представительный форум, располагающий необходимыми структурами и опытом выработки международных правовых актов подобного масштаба.
Сейчас трудно моделировать конкретный вид такого международного механизма. Это вопрос договоренности в международном сообществе. Однако по мере определения общих подходов и тенденций в результате проработки этой проблемы, что возможно только под эгидой ООН, следует выработать общие международные принципы безопасности МОИ, закрепленные первоначально в многосторонней декларации, а возможно, и в масштабной концепции международной информационной безопасности в процессах МОИ. В дальнейшем нужно заключить многосторонний международно-правовой документ в форме договора или конвенции. При этом следует исходить из необходимости рассмотрения и принятия международным сообществом соответствующих принципов в комплексе, то есть с учетом угроз как военного, так и криминального, террористического характера и применительно как к военным, так и гражданским сферам.
Исходя из вышеизложенного, подготовительными, на наш взгляд, могут быть следующие этапы: разработка системы понятий, используемых при анализе и обсуждении проблемы, определение технологических источников и характера угроз; разработка основных принципов построения глобальных систем обеспечения международной информационной безопасности; принятие в рамках ООН многосторонней декларации или концепции международной информационной безопасности на основе основных принципов; разработка соглашений по частным вопросам, включая противодействие международному информационному терроризму и преступности, согласование их с принципами функционирования существующих международных организаций в сфере информатизации, телекоммуникаций, средств массовой информации и прав человека; разработка основных принципов, подлежащих учету в национальных законодательствах, с целью гармонизации последних; принятие странами дополнений и изменений к национальным законодательствам в соответствии с выработанными основными принципами; разработка основных принципов в организации механизма контроля безопасности международного информационного пространства и его взаимодействия с международными системами, функционирующими в сфере информатизации, телекоммуникаций, СМИ и К и прав человека, а также экспертного контроля за процессами МОИ.
Завершающим этапом должно стать подписание всеми членами международного сообщества многостороннего договора или конвенции, окончательно закрепляющего принципы обеспечения международной информационной безопасности и вводящего в действие механизм контроля безопасности международного информационного обмена и пространства.
Во всей этой работе может быть задействован опыт, наработанный в процессе многосторонней дипломатии, как в рамках ООН, так и на уровне двусторонних отношений, а также при подготовке и заключении широкомасштабных международных конвенций и соглашений на основе самого широкого международного сотрудничества. Оно и только оно может гарантировать миру решение новых сложных проблем, порожденных вхождением человечества в информационную эру, и обеспечение реальной международной информационной безопасности, и НЕ ТОЛЬКО информационной!
Затрагивая проблемы международного информационного обмена с точки зрения национальной и информационной безопасности, следует особо отметить, что, информационная безопасность является имманентным содержанием концепции национальной безопасности любого государства, являющегося членом международного сообщества и участвующего в международном информационном обмене и развитии всей системы современных международных отношений.
Международный информационный обмен в настоящее время стал играть важную роль в современных международных отношениях, приобретя глобальный характер и воздействие на внешнюю и внутреннюю политику государств как субъектов международных отношений. Информация как главное звено международного информационного обмена и её целенаправленное использование при помощи комплекса специальных технических средств и способов, а также методов и технологий одного государства в целях влияния на внешнюю и внутреннюю политику другого государства, превратились в мощное информационное оружие.
В то же время международный обмен информацией стал сферой информационного противоборства, требующей правового регулирования в рамках ООН и её специализированных органов для создания условий международной информационной безопасности. Феномен появления информационного оружия и информационных войн в процессах международного обмена информацией требует создания эффективного международного механизма ограничения гонки вооружений в этой области и предотвращения информационных войн, приводящих, в конечном счете, к конфликтам внутригосударственного, регионального или международного характера.
На наш взгляд, международный механизм по ограничению гонки вооружений в области информационного оружия и предотвращению информационных войн в процессах МОИ мог бы быть создан под эгидой ООН. Создание подобного механизма в будущем, несомненно, могло бы дать мощный импульс для выработки принципов, соблюдение которых препятствовало бы возникновению угроз политического, военного, экономического, криминального и террористического характера для создания глобальных систем обеспечения международной информационной.
ГЛАВА IV
СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
4.1. Связь с общественностью и роль специалиста по связи с общественностью. В древние времена общественные отношения, а с появлением государств, - межгосударственные отношения были намного проще, но постепенно эти отношения стали усложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов ХХ века международные отношения стали сплетаться друг с другом, благодаря началу информационной эры и распространению современных средств коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в рамках международных отношений.
Связь с общественностью является связующим звеном между общественными слоями путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии и исходящих из важности роли личности и интересов общественных слоев, силы и влияния общественного мнения на разных уровнях: экономическом, политическом и общественном. (См. главу II)
Понятие «СВЯЗЬ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ». Связь с общественностью имеет два основных аспекта:
1. Профессионально - специализированный (Functional Definition) означает создание отношений внутри любого типа учреждения (частного или государственного) и за его пределами, построенных на взаимодоверии и взаимопонимании, что и положено в основу управления связями с общественностью.
Это толкование стало более конкретным в начале ХХ века, с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. Далее были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в своих рядах специалистов по связям с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. ХХ века. Эти организации, в свою очередь, участвовали в расширении понятия «связь с общественностью» и помогли в определении соответствующих задач и функций.
В 1947 году журнал P.R. News «Информация о связи с общественностью» опубликовал суть понятия «связь с общественностью». Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и сотрудников в области работы с общественностью, установлено, что: «связь с общественностью является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность убеждений народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программ для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов по связям с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача связи с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы, в изменении политики в пользу общественных интересов и в последующем информировании людей о работе этих компаний.
Американский специалист по связям с общественностью Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью - это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает поиск адаптации, интеграции и совпадения между позициями конкретного учреждения и общества. Интересы учреждений и масс не должны противоречить друг другу.
Американское же общество понятию «связь с общественностью» дало другое толкование. «Связь с общественностью - это любой вид взаимодействия учреждения, правительства, компании с конкретными общественными группами с целью создания и укрепления плодотворных отношений агентов, служащих, акционеров и т.д., а также адаптации задач этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения их обществу».
Британский институт по связям с общественностью дал свое определение этому термину: работа с общественностью - это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом. «The deliberate panned sustained effort to establish and maintain mutual understanding between organization and its public.»
Французское общество по связям с общественностью объясняет термин «связь с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранения этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении конкретных мероприятий».
Международное Общество по связям с общественностью дало этому термину следующее толкование: «связь с общественностью - административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах, используя широкомасштабную информационную кампанию».
2. Связь с общественностью имеет всеобъемлющее общественное значение (Comprehensive Social Behavioral Appsoac). Этот аспект возник в 30-х годах ХХ века в результате международного экономического кризиса 1929 года. По словам доктора Мухаммада аль-Бади, связь с общественностью - это профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в организации, подготовку работ и материалов. Это происходит потому, что все, исходящее от организации, эффективно влияет на настроение людей, соединённых с этой организацией своими интересами, и это влияние определяет характер связи с общественностью».
В связях с общественностью участвуют все члены организации. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри организации, так и за его пределами. Главное, чтобы при этом не имелось бы в виду получение прибыли. Связи должны быть направлены на оказание услуг путем производства качественных товаров, отвечающих вкусам потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, который может возникнуть в процессе работы организаций, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать на благо общества и его культурного, научного, материального развития.
Американский учёный Канфельд считает, что связь с общественностью является «общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей».
Другой американский исследователь Нольд дал другое определение термину «связь с общественностью». Он отметил, что она является «функцией администрации, которая адаптирует работу учреждения к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов».
Роль специалиста по связям с общественностью. Из сказанного можно сделать следующее заключение о роли специалиста по связям с общественностью: Убеждать верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению. Убеждать людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
В этом случае роль специалиста по связям с общественностью заключается в следующем: а. Защищать интересы человека и общества. б. Создавать подходящие политические условия для достижения защиты. в. Информировать людей о деятельности учреждения и его политике; г. Создавать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения. д. Создавать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения. е. Анализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по связям с общественностью). ж. Передавать информацию об этих позициях руководству учреждения.
Что касается современной работы с общественностью, то задачи её сводятся:
а) в правительственной сфере: - к освещению деятельности правительства во всех областях: экономике, политике, культуре для обеспечения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством; - к получению поддержки общественного мнения относительно внутренней и внешней правительственной политики; - к выяснению общественного мнения и анализа общественных услуг и их конкретных функций, а также того, насколько они отвечают требованиям людей; - к разоблачению слухов и к противостоянию контр информационным кампаниям, к освещению истинных фактов; - к заботе о делах правительственных служащих.
б) в области государственных и общественных организаций: - к объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения общей цели; - к изучению позиций общественного мнения и передаче желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности; - к привлечению внимания сотрудников общественных и государственных организаций к собственным делам; - к поддержке контактов с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества как на внутреннем, так и на внешнем уровнях; - к изданию печатных и аудио-визуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, к обеспечению возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций; - к созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом; - к организации официальных и неофициальных визитов.
Связь с общественностью проводится также в других сферах, например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д.
4.2. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций.
Связь с общественностью в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента.
Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания обществ и организаций, занимающихся связями с общественностью. Наметилось также укрепление государственных учреждений специальными отделами, которые занимаются этими вопросами. Они получили название «Отделы по связям с общественностью» (P. R. Department).
Наибольшее развитие по сравнению с другими странами мира получила связь с общественностью в США. В таких европейских странах, как Франция, Великобритания, Бельгия, толкование термина «связь с общественностью» имело особую историю. Со временем и в этих странах связь с общественностью обрела международную значимость.
В США связями с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме связей с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается объяснением целей политики США, толкует эту политику и противостоит пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этой службы представляет свои отчеты через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.
В Великобритании в 1948 г. был создан Британский институт по связям с общественностью для развития навыков специалистов в этой области, а также для обучения офицеров информационной службы дипломатических представительств Великобритании за рубежом, которые осуществляют связи с общественностью и одновременно функции информационной службы. При этом было сосредоточено внимание на связях с общественностью в центральных и местных органах власти, системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции связь с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания в 1955 г. Общества по связям с общественностью, целью которого является дальнейшее развитие французских служб в этой области.
Италия стала уделять внимание связям с общественностью после создания Центра по развитию связей с общественностью в Риме в 1954 г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям связей с общественностью.
В Бельгии большой интерес к связям с общественностью возник после того, как было создано Общество по связям с общественностью в 1953 г.
В Узбекистане серьезное внимание связям с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. В целях распространения за рубежом объективной информации о ходе социально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами информации, в целях ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство Кабинетом Министров Республики Узбекистан 8 ноября 1995 г. было создано информационное агентство «ЖАХОН» при МИД Республики Узбекистан. Установлена численность работников Информационного агентства в количестве 67 человек, в том числе, 10 человек - в представительствах Республики Узбекистан за рубежом.
Основные задачи Агентства заключаются в следующем: Обеспечение постоянной связи с национальными информационными агентствами и международными центрами информации для своевременного и квалифицированного информирования зарубежных стран о политической, социально-экономической и культурной жизни Узбекистана. Издание и распространение за рубежом информационных бюллетеней, справочников, каталогов, буклетов, газет, журналов, иной печатной, компьютерной, фото и аудиовизуальной продукции, раскрывающей потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества. Сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном. Агентство является подведомственной организацией Министерства иностранных дел Республики Узбекистан. Взаимоотношения Агентства с потребителями информационной, иной продукции и услуг, с другими партнерами по финансово-хозяйственной деятельности осуществляются на договорных началах.
Для обеспечения указанных задач Агентство в соответствии с законодательством Республики Узбекистан: осуществляет сбор, обработку, анализ, производство и распространение всех видов и категорий информационной продукции в Узбекистане и за рубежом; заключает с другими информационными агентствами, в том числе, зарубежными международными центрами информации соглашения о предоставлении (приобретении) всех видов информации на условиях обмена или на коммерческих условиях; осуществляет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в различных формах внешнеэкономическую деятельность, не противоречащую целям и задачам Агентства; создаёт в установленном порядке в Республике Узбекистан и за рубежом структурные подразделения для выполнения стоящих перед Агентством задач, в том числе, с иностранными партнерами; использует в соответствии с законодательством Республики Узбекистан частоты и иные каналы передачи изображения, звука и данных с целью распространения информации; запрашивает в установленном порядке у министерств и ведомств, хокимиятов, юридических лиц и зарубежных учреждений Республики Узбекистан информацию, необходимую Агентству для осуществления своих задач и деятельности; издаёт и распространяет в республике и за рубежом свои информационные вестники, другую печатную, компьютерную, фото и аудиовизуальную и иную продукцию, нанимает для ведения этой деятельности иностранных граждан или передаёт эти функции на основе соглашений иностранным агентствам, фирмам и другим организациям; представляет на договорной основе информацию зарубежным и отечественным газетам, журналам, радио, телевидению, информационным агентствам и другим СМИ, правительственным и неправительственным учреждениям, общественным организациям и частным лицам; реализует производимую и распространяемую им информацию, иную продукцию и услуги, не запрещённые законодательством Республики Узбекистан, по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе; осуществляет посреднические и представительские функции в информационном обмене между узбекскими и зарубежными СМИ; участвует в учреждении и работе информационных, культурных, благотворительных, гуманитарных и иных фондов, а также ассоциаций, обществ, организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан и за рубежом в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; содействует расширению и укреплению внешнеэкономических связей Узбекистана; изучает опыт работы информационных агентств за рубежом, другие виды услуг юридическим и физическим лицам в области сбора, анализа и распространения информации; создаёт сети местных, региональных и зарубежных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств, а также развитых сетей передачи информации.
Учитывая, что Узбекистан занял достойное место в мировом сообществе, и с целью пропаганды политики, направленной на дальнейшее углубление правовых демократических реформ, формирования общественного мнения посредством оперативной реакции на социально-политические процессы, 21 ноября 1996 г. распоряжением Президента Республики Узбекистан был создан Информационный центр аппарата Президента Республики Узбекистан и утверждён структурный состав Центра, ориентированного на духовно-просветительские, экономические, социально-правовые и международные направления. Имеется его устав и штатное расписание.
На Информационный центр возложены задачи доведения до сведения населения страны и мировой общественности через СМИ Указов Президента Республики Узбекистан, его докладов и речей, законов Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров, сути всех важных событий, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
При этом особое внимание уделяется освещению посредством глубоко аргументированных материалов актуальных политических, экономических, духовных и международных обозрений, посвящённых ходу реформ, укреплению мира и стабильности, самоотверженности на пути к великому будущему, гармонии национальной идеи с общечеловеческими ценностями, верности интересам народа и Родины, изменениям, происходящим в сознании людей.
Информационный центр, следуя по пути создания свободного демократического информационного пространства, разрабатывает идеи и осуществляет программы поддержки СМИ и их деятельности в условиях рыночной экономики.
Для полного использования творческих возможностей известных учёных и специалистов при Информационном центре создана группа общественных обозревателей по духовно-просветительским, экономическим, социально-политическим и международным направлениям.
Информационный центр считается самостоятельным подразделением аппарата Президента.
Обеспечен выход Информационного центра на международную систему ИНТЕРНЕТ.
Сотрудники Информационного центра присутствуют на совещаниях с участием Президента, его пресс-конференциях, сессиях Олий Мажлиса, совещаниях Кабинета Министров и на других мероприятиях.
Информационный центр возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый Президентом Республики Узбекистан.
В 1997 г. был организован Совет обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основными задачами Совета являются: координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о Республике Узбекистан - как о суверенном демократическом и правовом государстве, активном партнере зарубежных стран в культурных, научных и хозяйственных связях; сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами; развитие связей с международными неправительственными организациями, в том числе, со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования; организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей телекинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексов мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам; содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, и их объединениями; осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии; выступления в СМИ по вопросам международных культурно-просветительских связей; осуществление издательской деятельности; участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении; привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей; привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов; участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями; изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах; выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет: Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг. Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях. Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан. Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе, смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временных структурных формирований для выполнения своих уставных задач. Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др. Научно-технические разработки и их внедрение. Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.
С распространением и углублением понятия «связь с общественностью» в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по этой специальности.
Связь с международной общественностью как одна из функций международной организации.
Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания о связях с общественностью, где освещаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН.
Функцией международной связи с общественностью является также внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы, во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение, труд и т.д. Это включает в себя также распространение кино и видеофильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также заявлений в прессе, направленных на лучшее понимание деятельности ООН.
Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций повысилась роль связей с международной общественностью и интерес транснациональных компаний к этому вопросу, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих, страховых отношениях для обмена информацией на международном уровне.
Связь с международной общественностью и СМИ И К. Связь с международной общественностью является одной из задач СМИ в процессах МОИ в части, касающейся получения и распространения информационных материалов. Бурное развитие технологии в последние 20 лет повысило роль и возможности СМИ и К по сбору и распространению информации на международном уровне, и сегодня заметна большая роль огромной сети корреспондентов СМИ, работающих в разных уголках земного шара. Компьютерные версии национальных и международных информационных агентств, газет, журналов, радио и телестанций, международных информационных центров в сети ИНТЕРНЕТ - самый лучший пример той роли, которую уже играет СМИ и К в современном мире, когда единое международное информационное пространство превратило сегодняшний мир в подобие «World Village», международной деревни. И здесь не исключается важнейшая роль связей дипломатических служб с международной общественностью, так как дипломатические службы обязаны обращаться к международной общественности с информационными материалами через СМИ и К для объяснения позиций своих правительств в отношении текущих событий.
Эта задача стала одной из основных для дипломатических представительств. И это объясняет возрастающую роль СМИ и К для связей с общественностью.
4.3. Реклама как функция международного обмена информацией. А. Основная задача международной рекламы. Международная реклама опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки. (См. главу II.)
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудиторий, принимающих рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна затрагивать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное символическое значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет - символ траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, в то время как символом траура у народов Ближнего Востока является черной цвет, а символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока - красный.
Международная реклама также должна избегать использования такой религиозной символики, как полумесяц у мусульман, крест у христиан, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой и стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинала, чтобы уважать языковые и культурные особенности другого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в таких англоязычных странах, как Великобритания, Америка и Австралия, учитывать отличия диалектов английского, французского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама первоначально появилась на страницах международных газет и журналов как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных рынках.
Затем использование рекламы расширилось. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
Б. Глобальное развитие средств массовой информации и международной рекламы. В последние десятилетия ХХ века наблюдался значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов и средств коммуникации через спутниковые связи и компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда как совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ и К не ограничивается сказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через культурный международный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это, в свою очередь, привело к появлению общих ценностей для различных народов мира и новых общих потребностей. Все это предопределило успех международной рекламы на пути к достижению своих целей, а также использование общих идей и понятий, которые можно легко и просто переводить с одного языка на другой.
Несмотря на это необходимо по-прежнему изучать эффективность международной рекламы и ее планирование как со стороны правительств, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от воздействия культур развитых и богатых государств, что может привести к исчезновению национальных культур малых народов. Необходимо точно выбирать международные рекламные агентства и регистрировать их в международных организациях, чтобы обеспечить обязательное соблюдение культурных особенностей тех районов, куда направляется реклама.
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны иметь в виду, прежде всего, будущее человечества, так как сам рекламодатель заинтересован только в сбыте своего товара или услуг и установлении влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому глубокое исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам.
В настоящее время, то есть в эпоху глобализации, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ и К, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Изучение этого влияния необходимо для планирования информационных и международных рекламных кампаний.
4.4. Информационное планирование и международные информационные кампании. В результате глобального прогресса в науке и технике и развития средств массовой коммуникации произошли значительные изменения в международных отношениях. Они существенно повлияли на роль государства, бывшего ранее монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла, некоторые функции перешли к другим институтам, и стало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете, о полном или относительном контролировании государством информационного потока, направленного внутрь него.
На пороге XXI века после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникации стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество поступающей информации.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и пространства, так как огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети по спутниковой связи. Это сделало быстрее реакцию людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. В свою очередь, возросло значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов как на местном, так и на международном уровне.
Планирование информационных мероприятий является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общих целей, которые не должны противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат является важной политической и информационной задачей. (См. главу I и II)
А. Основа планирования информационных мероприятий. Планирование информационных мероприятий состоит из следующих двух частей:
1. Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и так называемые гибкие цели, которые не содержат значительных и конкретных задач. Последние можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает выбор из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана, необходимые мероприятия и проблемы их практического применения для осуществления целей плана, как показано в схеме № 1: ЦЕЛИ; КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ; ГИБКИЕ ЦЕЛИ; СРЕДСТВА; ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА; ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ; ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки, куда входят цифры, факты и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается его подробное изучение и определение общей цели в деталях, времени и средств, необходимых для ее достижения, исходя из имеющихся возможностей.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения результатов внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать.
Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечит конечный результат.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при имеющихся возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется схемой № 2: НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА; ВОЗМОЖ­НЫЕ СРЕД­СТВА; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ; СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБ­ХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖ­НОСТЯМИ; ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТ ЦЕЛЬ.
После изучения цели начинается процесс выбора методов из имеющихся альтернатив. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам, показанным на схеме № 3. Определение целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения; Методы; Материальные и людские возможности; Объект информационного материала; Срок выполнения; Система наблюдения за выполнением плана; Ответственный за выполнение плана; Анализ и оценка эффективности; Ответственный за наблюдением и выполнением плана.
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников и стараться сохранять инициативу. Кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах. Необходимо задействовать группы специалистов в области планирования: экономики, внешней политики, международного информационного обмена, международных средств массовой информации, политических систем, технологий международных средств коммуникации, а также использовать опыт информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях.
Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международных отношений и журналистики, учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2. Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым главным здесь можно назвать координацию работ разных органов и СМИ и К для получения наилучшего результата и для достижения наивысшего уровня эффективности при ответе на вопрос: Кто говорит и с кем говорит?
Аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом, организации народной дипломатии, связи с общественностью, официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, СМИ и К – все это средства для осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ и ведущие журналисты; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория СМИ и К.
В последовательном анализе выполнения этапов международного информационного плана очень полезно изучить изменения в аудитории, состоящей из объектов международного информационного плана. Это исследование должно охватывать мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории, а также сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы, которые имеют сформированные позиции и мнения.
Такое исследование обеспечивает достоверной информацией специалистов, ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана, и содержит данные о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого результата. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказывать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния. (См. главу II).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суммируя проделанный в настоящем исследовании анализ, можно заключить, что место и значимость международного обмена информацией в международных политико-экономических и информационных отношениях в конце XX века кардинально изменились. Главным итогом эволюции можно считать превращение СМИ и К из малоэффективного фактора в существенный, воздействующий сегодня в глобальном масштабе на жизненно важные политические, экономические и идеологические сферы деятельности человека. Такой трансформации способствовали научно–техническая революция и открытия в области СМИ и К в течение второй половины XX столетия, а также интенсивная разработка совершенно новых методов в работе СМИ и К, превративших международный процесс обмена информацией в один из самых важных инструментов культурного и межнационального диалога на мировом уровне.
Международная журналистика разных стран мира в рамках международных отношений – это специфический инструмент МОИ, оказывающий влияние на внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность государства в международных процессах.
Государственная внешняя политика базируется на применении всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям таких демократических институтов государства, как парламент, политические партии и группы, даже референдум, который утверждает любое решение, касающееся государственной внешней политики. Во многих случаях действительный курс внешней политики бывает не объявлен (Declaratory policy) и наоборот (Action policy).
Для этого существуют конкретные причины. Внешняя политика государства вступает в силу сразу после утверждения, используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные. Этому способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. А современные компьютерные сети и электронная почта за несколько секунд дают возможность манипулировать отправленной или полученной информацией.
Таковы же экономические связи между компаниями, между компанией и её агентами или между компанией и администрацией. Электронная коммерция может выполнять такие функции в международном торговом обмене, как реклама товаров, маркетинг, переговоры, финансовые расчёты; через сеть можно передавать пакеты, решения о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира заняли место в сети ИНТЕРНЕТ.
Сеть значительно расширилась, число ее пользователей в настоящее время насчитывает много десятки млн. абонентов по всему миру. Статистические данные конца XX века показывают, что 20 % коммерческих сделок в США и 10 % в Европе осуществлялись через «электронную коммерцию», здесь ожидается дальнейший рост. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией в области торговли и предлагает потребителям набор вариантов, экономит время и расходы как у потребителей, так и у производителей. Кроме того, она расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного и помогает легко осваивать новые рынки.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией, при этом: 1. Значительно сокращаются расходы на рекламу, проектирование и производство. 2. Растут: эффективность расширения рынка, степень удовлетворения нужд потребителей, создаётся новая продукция и поднимается её качество в рамках сильной конкуренции, улучается обеспеченность информацией.
Наряду с постановкой принципиально новых проблем, характерных для деятельности человека в предыдущем и в начале нового, XXI века, современная международная журналистика не может не нести на себе следов воздействия идеологического противоборства, которые выражаются в приверженности тем или иным наиболее распространённым теориям журналистики.
Международная журналистика, в связи с глобализацией всей системы совокупных взаимосвязей человека, общества и природы, превращается в эффективный инструмент информационного обмена между субъектами международных отношений. СМИ и К предстают не только как среда, отражающая многообразие проблем сферы социальной деятельности человека, но и как сила, способная сыграть ведущую роль в международном обмене информацией, способствующая процессам глобализации.
Сегодня передаётся огромное количество разнообразной информации, охватывающей всю человеческую и технологическую природу конца XX века, что, без сомнения, будет продолжаться в XXI веке. В рамках внешней государственной политики соглашения о сотрудничестве охватывают обмен информационными материалами, кинолентами, видеофильмами, книгами, выставками, контакты между информационными, общественными, культурными и образовательными учреждениями, научно–исследовательскими центрами, а также поддержка народной дипломатии, обмен делегациями и туристическими группами.
Сейчас международный информационный обмен является одним из самых эффективных средств во внешней политике государства. В нем задействованы все – от главы государства до самого низшего должностного лица в административной структуре – каждый в области своей компетентности.
Средства массовой информации и коммуникации, направленные на зарубежную аудиторию, служат интересам внешней политики. Это, прежде всего, специальные информационные учреждения и дипломатические миссии, занимающиеся целенаправленной деятельностью. Такие учреждения выпускают информационные бюллетени или передают информацию в международные информационные агентства через СМИ и К, дипломаты делают заявления в средствах массовой информации или через материал, публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Глобальное научно–техническое развитие, которое началось в 90–е годы XX века, дало возможность принимать телепередачи через спутниковую связь, читать газеты и журналы через сеть ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. Сегодня широко известны основные международные информационные агентства, а также международные телерадиостанции США, Англии и Франции, вещающие на многие страны мира на английском, французском, испанском, арабском, китайском, русском, португальском, фарси, немецком и других языках.
Международный обмен информацией (МОИ) отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положения в мире. Нельзя недооценивать важности и возможностей целенаправленной информации, её влияния, эффективности чёткого планирования информационных кампаний, тактики работы агентств, наблюдения за событиями, их анализа и комментария. Особенно это очевидно, когда информационное агентство учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы.

Комментариев нет: