МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН
ТАШКЕНТ 2001
Тема – 11: РЕКЛАМА, КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. Международная реклама (International Advertising) опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг посредством рекламы. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки.
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, красный цвет - символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики. Например, полумесяц у мусульман, крест у крестьян, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Потому что использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.(1)
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама в начале появилась на страницах международных газет и журналов, как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных коммерческих рынках мира. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио- и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. В последние десятилетия 20-го века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда когда совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой. (2)
Не смотря на это по-прежнему необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения от общественных норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.(3)
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, эпоху World Viluagge, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.187; Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346-349.
2. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; S. Wastson, The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
3. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op. sit., pp.366-374.
Тема – 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ. В результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой коммуникаций, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании государством, или относительном контролировании процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ. Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей: Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения Excution Problem для осуществления цели плана, как показано на следующей схеме (смотри схема 1):(1)
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, красный цвет - символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики. Например, полумесяц у мусульман, крест у крестьян, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Потому что использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.(1)
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама в начале появилась на страницах международных газет и журналов, как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных коммерческих рынках мира. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио- и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. В последние десятилетия 20-го века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда когда совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой. (2)
Не смотря на это по-прежнему необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения от общественных норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.(3)
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, эпоху World Viluagge, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.187; Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346-349.
2. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; S. Wastson, The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
3. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.188; Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op. sit., pp.366-374.
Тема – 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ. В результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой коммуникаций, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании государством, или относительном контролировании процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ. Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей: Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения Excution Problem для осуществления цели плана, как показано на следующей схеме (смотри схема 1):(1)
Схема 1
ЦЕЛИ
ГИБКИЕ
ЦЕЛИ
КОНКРЕТНЫЕ
ЦЕЛИ
СРЕДСТВА
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРОВ
ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки plan-frame, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning, и средние планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие 7-летний срок.(2)
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется на нижеследующей схеме (см. схема 2):(3)
После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning, и средние планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие 7-летний срок.(2)
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется на нижеследующей схеме (см. схема 2):(3)
Схема 2
НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ
ВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА
СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТЬ ЦЕЛЬ
После изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив alternativis. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам, показанным на схеме 3.(4)
Схема 3
Определение сферы выполнения
Методы
Объект информационного материала
Материальные и людские возможности
Ответственный за выполнение плана
Ответственный за наблюдением и выполнением плана
Срок выполнения
Система наблюдения за выполнение плана
Анализ и оценка эффективности
Определение целей и содержания информационного материала
Схема 3
Определение сферы выполнения
Методы
Объект информационного материала
Материальные и людские возможности
Ответственный за выполнение плана
Ответственный за наблюдением и выполнением плана
Срок выполнения
Система наблюдения за выполнение плана
Анализ и оценка эффективности
Определение целей и содержания информационного материала
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников, стараться сохранять инициативу initiativ, и кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах, с использованием группы специалистов Teamwork в области планирования: экономики, внешней политики, международном информационном обмене, международных средствах массовой информации, политических системах, технологиях международных средств коммуникаций, а также с использованием опыта информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2) Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит и с кем говорит?
аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства массовой информации и коммуникации - все это является средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов международного информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через последовательное наблюдение за этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; доктор Мухаммад Махмуд аль-Имам «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.
2. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
3. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.196; Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46; Андреи бювар,
4. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.198; B.E.Goetz , Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; J. Argenti, Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
ЛИТЕРАТУРА
на арабском языке:
1. Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
2. Атиф аль-Гамри: «Новое оружие в запасе международных экономических нарушений», газета «Аль-ахром», 1996\январь 30.
3. Бутрус Бутрус Гали: «Права человека за 30 лет», журнал «Ас-Сияса ад-дувалия», 1979\январь.
4. Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «Международная политика» 1998,№134.
5. Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997.
6. Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997.
7. Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека,№3, октябрь 1997.
8. Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998.
9. Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
10. Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
11. Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996.
12. Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968.
13. Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971.
14. Мамдух Шавки. «Национальная безопасность и международные отношения», журнал «Ас-сияса ад-дувалия», Каир 1997, № 127.
15. Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997.
16. Мухаммад Сами абдуль Хамид: «Основа международного права», 1979.
17. Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990.
18. Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975.
19. Мухаммад Махмуд аль-Имам «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962.
20. Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123.
21. «Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976.
22. Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание», сентябрь 1987.
23. Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997.
24. Хасан нафаа: ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации. Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.
на узбекиском языке:
25. Мухаммад ал-Бухари, Жахон ахборот агентликлари. Журнал «Узбекистон матбуоти». Тошкент, 4/2000.
на русском языке:
26. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», (Проект). Т., газеты «Народное слово» № 188/2000.
27. Каримов И.А., Узбекистан: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистон», 1997.
28. Каримов И.А., Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. . Т. «Узбекистон», 1995.
29. Каримов И.А., Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.. Т. «Узбекистон», 1993.
30. Каримов И.А., Узбекистан собственная модель перехода на рыночные отношения. Т. «Узбекистон», 1993.
31. Каримов И.А., Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т. «Узбекистон», 1992.
32. Касымов А., Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. ТашГИВ, Т. 2000.
33. Крутских А., Федоров А.. О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
34. Мухаммад аль-Бухари, Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
35. Мухаммад аль-Бухари, Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
36. Мухаммад аль-Бухари, международная журналистика. ТашГИВ, Т. Восоковедение, 1/1999.2000. сс 59-68.
37. Средства массовой информации в республике Узбекистан. «Жахон», Ташкент 1997.
на других иностранных языках:
1. Argenti J., Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
2. Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.
3. Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.
4. Beeley H.. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
5. Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989
6. Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op.xit., p.366-374.
7. Goetz B.E., Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949.
8. Hans Morganthue, Political Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
9. Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
10. James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalising and Localising Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}.
11. Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
12. Paul Kennedy, Globalizion and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996.
13. Peter Drucker, The Second Information Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997.
14. Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., p. 346-349.
15. Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219.
16. Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljubljana 1968, op. P. 401-403.
17. UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
18. Wastson S., The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ: «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН»
ПО КУРСУ: «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН»
По направлению: магистратура. Международные отношения. Международные экономические отношения. История зарубежных стран.
1- введение:
1.1. цель и задачи курса «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН» - характеристика процессов работы с общественностью, происходящих в международных отношениях в результате коронных изменений в современном мире, в конце ХХ века. Определение международного обмена информацией с точки зрения национальной и информационной безопасности. Выявление принципов правильного использования информации государственными органами. Понятие международной информационной безопасности, информационного оружия и информационных войн. Выявление угроз безопасности в информационной сфере. Определение международного информационного обмена как дипломатическую функцию. Деление дипломатической практики на примере развитых стран мира и Узбекистана. Понятие народной дипломатии как функции международного информационного обмена. Определение связь с международной общественностью и его роль в государственной сфере, в общественных организациях на примере развитых государств и Узбекистана. Характеристика международной связь с общественностью как одной из функций международной организации. Определение рекламы как функции международного обмена информацией. Понятие информационного планирования и характеристика международным информационным компаниям.
1.2. студент должен иметь представление о развитии системы связь с международной общественностью, и ее закономерностях, влиянии различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках государственных и международных отношений, функции международного обмена информации и деление дипломатической практики.
Знать и уметь использовать теоретические понятия, их характеристики в практике связь с общественностью в рамках международных отношений.
Обладать навыками научного и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
1.3. курс «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН» является продолжением другими дисциплинами специальности, так как содержит ряд новых понятий о роли народной дипломатии, деятельности международных организаций, внешней политики Республики Узбекистан.
1.4. новые технологии в преподавании предмета: тестовая система оценки знаний студентов с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, круглые столы, дебаты и др.).
1.5 семестры и методические указания преподавания предмета: 1 и 2 год обучения магистратуры.
1.6. распределение общих и учебных часов. 24 Лекц. 24 Семинар. 12 Рейтинг 28 Самостоятельных работ студентов. Всего 88 ч.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ:
2.1. Содержание предмета:
Тема – 1. Государство и проблемы глобализациию Понятие глобализация и её трактовка. Причины появления глобализация. Роль и значение процесса глобализация в конце ХХ века. Преимущества и недостатки глобализация.
Тема – 2, международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности. Государственные функции. Политика национальной безопасности. Политический аспект. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная дипломатическая деятельность. Экономический аспект. Военный аспект.
Тема – 3. Правильное использование информации государственными органами. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации. Принципы дипломатической неприкосновенности. Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых стран. Необходимые условия для секретной информации. Проблемы политической информации.
Тема – 4. Попытки ООН по решению проблем, возникающих от получения информации. Разногласия между государствами севера и юга, в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности. Необходимые правила организации передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная безопасность. Объект применения информационного оружия. Усилия ООН по решению проблемы информационной безопасности. Проблема одна, подходы разные. Терминология информационной войны. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в информационной сфере. Основные направления в информационном оружии. Сценарии информационных войн. Проблемы информационной безопасности с точки зрения противников ее отработки в рамках ООН. Необходимость создания международного механизма по ограничению гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн.
Тема – 7. Международный информационный обмен как дипломатическая функция. Деление дипломатической практики. Информационные атташе и информационные советники: в Республики Узбекистан, США, Великобритании. Функция международного обмена информации. Информационные центры ООН за рубежом. Роль ЮНЕСКО в решение некоторых проблем международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена. Понятие связь с общественностью. Профессионально - специализированная работа. Всеобъемлющее общественное значение. Роль специалиста в связь с общественностью.
Тема – 9. Роль связь с общественностью. Значение связь с общественностью в государственной сфере, в области государственных и общественных организаций на примере практики США, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Узбекистана.
Тема – 10. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации. Связь с общественностью и СМИ. Значение и роль международной связь с общественностью. Необходимость работы с общественностью.
Тема – 11. Реклама как функция международного обмена информации. Основные задачи и цели международной рекламы. Глобальное развитие СМИ и международной рекламы.
Тема – 12. Информационное планирование и международные информационные компании. Основа информационная планирования. Теоретическая часть информационного плана. Практическая часть информационного плана.
3.3. технические средства информации:
международная сеть «ИНТЕРНЕТ».
примерные темы семинарских занятий:
Тема – 1. Государство и проблемы глобализациию.
1.1. трактовка понятию «глобализация».
1.2. Причины появления и распространения глобализация.
1.3. Влияние глобализация на развитие общества.
1.4. Факторы, способствовавшие всемирному распространению глобализация.
Тема – 2, международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности.
2.1. Государственные функции.
2.2. Понятие политики национальной безопасности.
2.3. Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика государства.
2.4. Принципы внешней политики Республики Узбекистан.
Тема – 3. Правильное использование информации государственными органами.
3.1. факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
3.2. Принципы дипломатической неприкосновенности.
3.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
3.4. Проблемы получения информации и их решения.
Тема – 4. Попытки ООН по решению проблем, возникающих от получения информации.
4.1. Роль и значение ООН в решении проблем по получению информации.
4.2. Разногласия между государствами севера и юга из-за необходимости соблюдения политики национальной безопасности.
4.3. Необходимые правила передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная безопасность.
5.1. Понятие международной информационной безопасности и её необходимость.
5.2. Сущность информационного оружия и объект его применения.
5.3. Роль ООН и др. международных организаций в решении проблемы информационной безопасности.
5.4. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в информационной сфере.
6.1. Причины появления угроз информационной безопасности.
6.2. Понятие информационных войн и сущность их сценария.
Проблемы информационной безопасности и их решение в рамках ООН.
6.3. Необходимость создания международного механизма по ограничению информационного оружия и предотвращению информационных войн.
Тема – 7. Международный информационный обмен как дипломатическая функция.
7.1. Значение международного обмена информацией в дипломатии и его функции.
7.2. Классификация дипломатия.
7.3. Функции пресс советника и пресс атташе, задачи и функции информационных представительств за рубежом.
7.4. Роль информационных центров ООН за рубежом в решении проблем международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена.
8.1. Определение значения и содержания международного связь с общественностью.
8.2 Функции специалиста по международным связям с общественностью.
8.3. Информационные функции связь с международной общественностью.
Тема – 9. Роль связь с общественностью.
9,1. Сфера деятельности работы с общественностью.
А. В правительственной системе;
Б. В государственных учреждениях и организациях.
9.2. Значение специалиста в связь с общественностью.
9.3. Деятельность связь с общественностью в развитых странах мира.
Тема – 10. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации.
10.1. Международная связь с общественностью одна из функций международной организации.
10.2 Взаимоотношение Международная связь с общественностью и СМИ.
10.3. Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.
Тема – 11. Реклама как функция международного обмена информации.
11.1. Отличии местной рекламы с международной.
11.2. Функции и задачи международной рекламы.
11.3. Международная реклама и защита национальной культуры.
11.4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
Тема – 12. Информационное планирование и международные информационные компании.
12.1. Понятие информационного планирования.
12.2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
12.3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
Содержание самостоятельного обучения:
1. влияние процессов международного информационного обмена на Республику Узбекистан.
2. Основные направления внешней политики Республики Узбекистан в рамке международного обмена информацией.
3. Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республике Узбекистан.
4. Попытки ООН и др. международных организаций в решении проблем по международному информационному обмену.
5. Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7. Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном информационном обмене (на примере деятельности ИА «ЖОХОН»).
8. Роль и функции Совета Общества Дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами по международным связям с общественностью.
9. Роль связь с общественностью в государственных и правительственных организациях Республики Узбекистан.
10. Роль информационных агентств «ЖОХОН», «УзА», «ТУРКИСТОН-ПРЕСС» в информировании общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными государствами.
11. Взаимоотношение международной рекламы и национальной культуры и их отражение в СМИ Республики Узбекистан.
12. Основные принципы политики информационного планирования Республики Узбекистан.
Содержание самостоятельной работы:
самостоятельные работы студентов по разработке плана информационной компании направленной на конкретную зарубежную аудиторию.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Основная литература:
1. Конституция Республики Узбекистан.
2. Каримов И.А.: По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. Т.: 1998.
3. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. «Узбекистан». Т.: 1997.
4. Каримов И.А.: Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. Т.: 1997.
5. Каримов И.А.: По пути созидания. Т.4. Т. 1996.
6. Каримов И.А.:УЗБЕКИСТАН: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1996.
7. Каримов И.А.: Наша цель: свободная и процветающая Родина. т,2. «Узбекистан». Т.: 1996.
8. Каримов И.А.: Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: 1993.
9. Каримов И.А.: Не построив новый дом, не разрушай старого. Т.: 1993.
10. Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН свой путь обновления и прогресса. Т.: 1992.
11. Алешина И.: Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. М.: «Гном-Пресс», 1997.
12. Ансов И.: Стратегическое управление. /Пер. с англ./. М.: «Прогресс», 1989.
13. Блэк С.: Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ М.: «Новости», 1990.
14. Бурунков А.Ф.: дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М.: «ИНТЕРПРАКС», 1993.
15. Венедиктова В.И.: О деловой этике и этикете. М.: фонд «Правовая культура», 1994.
16. Горский Д.П.: Логика. М.: «Учпедгиз», 1961.
17. Дороти Доти: Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ М.: «Филин», 1996.
18. Замятый Л.: Сотрудничество в области информации. М.: 1982.
19. Касымов А.: Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. Т.: «ТашГИВ», 2000.
20. Касымов А., Васькин И.: Основные направления внешней политики Республики Узбекистан. Т.: 1994.
21. Касымов Б.: Центральное, региональное сотрудничество в области информации. Т.: 1995.
22. Кашлев Ю.: Массовая информация и международные отношения. М.: 1981.
23. Кашлев Ю., Вачнадзе Г.: Информационный обмен. М., 1993.
24. Колосов Ю.: Новый международный информационный порядок. М.: 1983.
25. Крутских А., Федоров А.: О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
26. Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
27. Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. Т.: «ТашГИВ», 2000.
28. Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика, Т.: журнал «Востоковедение», № 1, 1999.
29. Мухаммад аль-Бухари: Jaxon fxborot agentliklari va xolqaro matbuot. Т.: «ТашГИВ», 2000. (на арабском языке)
30. Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish asoslari. Т.: «ТашГИВ», 1999. (на арабском языке)
31. Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. Т.: журнал «Узбекистон матбуоти», № 4/2000.
32. Медынский С.Е.: Компонуем кинокадр. М.: «Искусство», 1992.
33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента. /Пер. с англ./ М.: «Дело», 1992.
34. Невзлин Л.Б.: Паблик рилейшнз – кому это нужно ? Основы учебного курса. М.: «Экономика», 1993.
35. СМИ в Республики Узбекистан. Т.: «Жохон», 1997.
36. Тункин Г.И.: Право и сила в международной системе. М.: 1983.
2. Дополнительная литература:
1. Американская Энциклопедия (WORLD BOOR).
2. Вачнадзе Т.: Международный обмен информацией. Тбилиси: 1980.
3. Галушко Р.М.: Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. М.: 1986.
4. Дипломатический словарь.
5. Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
6. закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации». Новые законы Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса Республика Узбекистан первого созыва). № 18, «Адолат», 1998.
7. Зарубежная печать. Справочник. М.: 1986.
8. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: «Шарк», 1995.
9. Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью. Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. Т.: «Шарк», 1995.
10. Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. Т.: «Шарк», 1995.
11. Справочник Журналиста. М.: 1984.
12. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
13. Энциклопедический словарь.
АФТОР: Мухаммад аль-Бухари: DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (журналистика). Доцент. (Журналистика – 10.01.10).
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Гафуров С.М., кандидат политических наук. Декан факультета Международные отношения и экономика, ТашГИВ. Касымов А., доктор исторических наук. Профессор кафедрой Международные отношения, политология и право, ТашГИВ. Алимова Р., кандидат исторических наук, доцент. Декан исторического факультета, ТашГИВ. Шабанов Д., декан экономического факультета, ТашГИВ.
Рекомендовано к печати кафедрой Международные отношения, политология и право, ТашГИВ, протокол № 1 от 23.09.2000.
Программа рассмотрена и утверждена научно-методическим советом ТашГИВ и Министерством Высшего и Среднего специального образования Республики Узбекистан. Протокол № 2 от 06.12.2000.
Комментариев нет:
Отправить комментарий