четверг, 10 сентября 2009 г.

Общественные отношения и международный информационный обмен 2 из 3

МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН
ТАШКЕНТ 2001

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (ИНФОСФЕРА) – сфера человеческой деятельности, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации и включающая в себя: индивидуальное и общественное сознание; информационные ресурсы, то есть; информационную инфраструктуру (комплекс организационных структур, технических средств, программного и другого обеспечения для формирования, хранения, обработки и передачи информации); собственно информацию, и ее потоки.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ – проведение информационных воздействий на информационное пространство или любой его элемент в противоправных целях. Как ее частный вид может рассматриваться информационный терроризм, то есть деятельность, проводимая в политических целях.
СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА. К ряду наиболее критичных с позиций обеспечения информационной безопасности в условиях информационного противоборства сфер общественной жизни большинство экспертов относят: - политическую (все элементы политической структуры общества и государства, структуры подготовки и принятия политических решений, органы проведения выборов и референдумов и т.д., структуры регионального и местного управления, информационные и телекоммуникационные системы специального назначения для органов государственной власти и управления); общественного сознания (структуры формирования общественного мнения, в том числе СМИ, политические партии и общественные, в том числе национально-культурные и религиозные, объединения и организации); экономическую (структуры управления в экономической сфере включая системы сбора, накопления и обработки информации в интересах управления производственными структурами, системы общеэкономического анализа и прогнозирования хозяйственного развития, системы управления и координации в промышленности и на транспорте, системы управления энергосистем, централизованного снабжения, системы принятия решения и координации действий в чрезвычайных ситуациях, информационные и телекоммуникационные системы); финансов (информационные сети и базы данных банков и банковских объединений, системы финансового обмена и финансовых расчетов, особенно внешне- и межгосударственных); обороны (информационные ресурсы вооруженных сил, научных организаций и предприятий оборонных отраслей промышленности, системы оповещения и управления войсками, системы контроля и постоянного наблюдения, каналы поступления информации стратегического, оперативного и разведывательного характера); Научно-техническую (структуры проведения фундаментальных и прикладных НИР и ОКР, системы сбора и накопления информации о проводимых исследованиях, открытиях, изобретениях, технологиях и других объектах интеллектуальной собственности); Правоохранительную (все структуры следствия, дознания, прокуратуры и судопроизводства, информационные ресурсы правоохранительных органов, системы сбора и накопления криминальной статистики, включая базы данных Интерпола).
Тема – 6: УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ. Соответствующим образом квалифицируются и угрозы безопасности в информационной сфере. По общей направленности их можно разделить на следующие виды: Угрозы информационной инфраструктуре проявляются в нарушении адреса и своевременности информационного обмена, в том числе технологии обработки информации, а также в противоправном сборе и использовании информации. Угрозы безопасности информации направлены против таких важнейших свойств, как целостность, секретность и доступность. Угрозы духовной жизни общества реализуются через несоответствие информационной политики органов государственного информирования и средств массовой информации жизненно важным интересам личности, общества и государства. Сознательное манипулирование информацией, доводимой до населения, включая дезинформацию, сокрытие или искажение информации, приводит к искажению информационно-психологической среды общества, разрушению культурных традиций, эрозии нравственных, этических и эстетических ценностей. Угрозы правам и свободам граждан, реализуемым в информационной сфере, могут проявляться в виде принятия нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности. Здесь же следует упомянуть угрозу системам сбора и хранения данных о личности: медицинская информация, метрические данные, сведения о занятиях и доходах граждан и т.п. Кроме того, в правовом обществе должна обеспечиваться конфиденциальность информации о частной жизни и приватного информационного обмена между частными лицами. Таким образом, даже из приведенных определений видно, что целью применения информационного оружия всегда является решение стратегических задач и направлено оно против критически важных структур государства или общественного сознания. А это означает то, что можно с уверенностью и теперь уже официально констатировать, что в полку оружия массового уничтожения прибыло и этот новый «легионер» – информационное оружие, здесь мы сталкиваемся с еще одним феноменом этого нового вида ОМУ – его точного предикативного определения нет и быть не может. Информационное оружие в отличие от всех предшествующих видов вооружений определяется, не столько собственными свойствами, сколько характеристиками объекта, против которого оно применяется.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОРУЖИИ. Анализируя различные источники, можно говорить о трех основных направлениях в информационном оружии, связанных с основными потенциальными объектами воздействия: информационно-коммуникационными системами (системы и сети связи, информационные и информационно - вычислительные системы и сети, распределенные и локальные базы данных и т.п.); общественным сознанием и системами его формирования (социальная психика, общественные морально - этические ценности, национальное и общественное самосознание, религия и его управления, средства массовой информации, системы подготовки и обучения детей и юношества и т.д.); личностью и индивидуальным сознанием.
Информационное оружие – это не просто вершина «разрушительной мысли», а понятие, объединяющее все средства воздействия на основу поддержания активности внутри социума – информацию. Объективно дело идет к тому, что на уровне воздействия на информацию ядерные взрывные устройства и высокоточные боеприпасы объединяются в один конгломерат с психотропными и наркотическими средствами и все это вместе – с внешне безобидными специальными компьютерными программами и другими видами инфооружия. Виртуальные вирусы становятся подчас более опасными, чем реальные, и уже трудно сказать, что страшнее для человечества – распространение живых вирусов геморрагической лихорадки Эбола, сибирской язвы, бубонной чумы и прочих гадостей или компьютерных вирусов «Melissa», «Чернобыль», «DIR», «I love You» и т.п.
СЦЕНАРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН. Многие аналитические центры в мире ведут проработку возможных сценариев информационных войн, строя свои стратегии именно исходя из задачи обеспечения глобального информационного доминирования. Вот результаты одного из таких исследований.(7) Первый сценарий. Государство – потенциальный инициатор информационной войны – располагает подавляющим превосходством в наступательном информационном оружии и способно преодолеть соответствующие оборонительные системы любой другой страны. В этом случае оно может выделить часть имеющихся у него средств ведения информационной войны своим союзникам, взяв на себя задачи координации совместных действий, а также идентификации информационных угроз, откуда бы они ни исходили. При этом, однако, должна быть гарантия того, что само государство не будет разоблачено в качестве «информационного агрессора». Второй сценарий. Допускается наличие числа государств, обладающих информационным оружием, достаточным для проведения самостоятельных информационных операций. При этом одно государство сохраняет свое превосходство в указанной области. Это обстоятельство должно сыграть роль фактора устрашения, удержать остальные страны от использования информационного оружия против доминирующего государства и обеспечить его «исключительность» и в дальнейшем. Третий сценарий делает акцент на формировании в стране – информационного лидера «неуязвимой» системы обороны против любого вида информационного оружия. Это, по мнению авторов исследования, вынудит большинство стран мира отказаться от создания его наступательных видов. В то же время они не смогут противостоять информационным атакам на себя, так как не обладают адекватными защитными технологиями. В такой ситуации информационный лидер может навязать им свою систему принудительного контроля над информационным оружием, подобно тому, как это было сделано в США в отношении программ создания ОМУ в Ираке. В результате возможность развязывания информационной войны против информационного лидера будет связана до минимума, а средства ее ведения у потенциальных противников будут изъяты и уничтожены. Для придания легитимности таким шагам в условиях сформировавшегося абсолютного превосходства одной страны международному сообществу может быть навязано принятие соответствующих международных документов.
Доминирование в информационной сфере реально означает не абстрактную возможность влиять на мировую информационную сферу, а обладание вполне конкретными возможностями, позволяющими диктовать свою волю, то есть обеспечить глобальное доминирование. Что это конкретно означает, по крайней мере, в региональном измерении, человечество имело возможность убедиться в ходе известных локальных войн и «миротворческих операций».
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОТИВНИКОВ ЕЕ ОТРАБОТКИ В РАМКАХ ООН. Рассмотрим аргументы, к которым апеллируют противники активной отработки в рамках ООН проблемы информационной безопасности. Проблема не содержит военной составляющей. Достаточно подробно рассмотрен этот вопрос. Как на пример официальные американские материалы. Реальны и представляют опасность только криминальное и террористическое направления. Что делать с так любимым в некоторых странах термином «государственный терроризм»? Преступление, совершенное одним государством против другого в политических целях, разве называется иначе как война? И что есть война, если не преступление, совершаемое одним государством или группой государств против другого государства или группы государств? Таким образом, рассмотрение в качестве актуальной опасности только криминала и терроризма является совершенно необоснованным заучиванием проблемы международной информационной безопасности. Информационное оружие - это только средство воздействия на информационно - вычислительные системы и сети, остальные средства следует относить к другим видам оружия или вообще считать методами ведения психологической войны. В целом, являясь вопросом сугубо терминологическим, этот тезис требует рассмотрения в рамках гармонизации систем понятий со стороной международному сообществу. Нет возможности отслеживать и фиксировать авторов информационного воздействия. Во-первых, даже если это так, то надо добавить «пока нет». Полная невозможность такового требует доказательства. Исторически мы помним проблему определения мест стартов ракет, которые на сегодняшний день успешно разрешены. Во-вторых, мир уже знает огромное количество судебных процессов против хакеров, когда они сами и их действия успешно и доказательно идентифицировались. Отсутствует терминологическое единство в подходах к пониманию различных аспектов информационной безопасности. Это действительно проблема, особенно в международном плане. Она требует разрешения. Но выработка такой системы понятий в условиях стремительного развития опасности может быть проведена в минимальные сроки лишь при организующей роли ООН как единственного политического органа глобального масштаба. Национальные законодательства не гармонизированы. Ясно, что это надо исправлять. Однако естественным образом встает вопрос, на какой основе? На основе законодательства одного отдельно взятого государства? И кто же тот счастливчик, кто сумеет распространить свои национальные правовые доходы (а следовательно, и интересы) на всю планету? И кто в свои национальные законодательства будет инициативно вносить положения о защите информационного пространства других государств? Видимо, и это нереально. Основой может стать только международное право, именно к выработке которого и призывают резолюции ГА ООН 53/70 и 54/49. Проблема недостаточно проработана, следует дождаться получения законченных результатов научных исследований. Трудно спорить: на базе завершенных фундаментальных исследований много легче и естественнее решать прикладные задачи. Но кому на деле придется ждать и чего? Разработчикам военных средств? Едва ли. Они получат достаточно времени для завершения своих работ. Напротив, государства, такие разработки не проводящие, окажутся под угрозой изоляции от активного участия в решении этой злободневной проблемы. Мало того, их уязвимость от информационной агрессии в этот период будет фактически законсервирована. Будет ли этот путь дорогой к созданию преграды для информационных войн и информационного доминирования или приведет к обратному результату? Второе видится более реальным.(8)
НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ОГРАНИЧЕНИЯ ГОНКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОРУЖИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН. Таким образом, единственным и адекватным решением данной проблемы-угрозы остается создание международного механизма ограничения гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн. Альтернативой видится только мировой информационный беспредел и следующий за ним информационный апокалипсис.
На сегодняшний день и на обозримое будущее единственной организацией, способной провести такую работу, остается ООН (или ее орган, например Конференция по разоружению или специально созванный по ее поручению представительный форум), располагающая необходимыми структурами и опытом выработки международных правовых актов подобного масштаба.
Сейчас трудно моделировать конкретный вид такого международного механизма. Это вопрос договоренности международного сообщества. Однако по мере определения общих подходов и тенденций, которые могут быть достигнуты в ходе проработки этой проблемы, проведение которой возможно только под эгидой ООН, могут быть выработаны общие международные принципы, закрепленные первоначально в многосторонней декларации, а возможно, и в масштабной концепции международной информационной безопасности. В дальнейшем следует иметь в виду заключение многостороннего международно-правового документа в форме договора или конвенции. При этом следует исходить из необходимости рассмотрения и принятия международным сообществом таких принципов в комплексе, то есть с учетом угроз, как военного, так и криминального (в том числе и террористического) характера и применительно как к военным, так и гражданским сферам.
Исходя из выше изложенного, подготовительными этапами могут быть следующие: разработка системы понятий, используемых при анализе и обсуждении проблемы, определение технологических источников и характера угроз; разработка основных принципов с построения глобальных систем обеспечения международной информационной безопасности; принятие в рамках ООН многосторонней декларации или концепции международной информационной безопасности на основе основных принципов; разработка соглашений по частным вопросам, включая противодействие международному информационному терроризму и преступности, согласование их с принципами функционирования существующих международных организаций в сфере информатизации, телекоммуникаций, средств массовой информации и прав человека; разработка основных принципов, подлежащих учету в национальных законодательствах, с целью гармонизации последних; принятие странами дополнений и изменений к национальным законодательствам в соответствии с выработанными основными принципами; разработка основных принципов в организации механизма контроля безопасности международного информационного пространства и его взаимодействия с международными системами, функционирующими в сфере информатизации, телекоммуникаций, средств массовой информации и прав человека, а также экспортного контроля.(9)
Завершающим этапом должно стать подписание всеми членами международного сообщества многостороннего договора (или конвенции), окончательно закрепляющего принципы обеспечения международной информационной безопасности и вводящего в действие механизм контроля безопасности международного информационного пространства.
Во всей этой работе может быть задействован опыт, полученный международной дипломатией как в рамках ООН, так и на уровне двусторонних отношений, а также при подготовке и заключении широкомасштабных международных конвенций и соглашений. Однако, что абсолютно очевидно, полезные и реализуемые результаты могут быть получены только на основе самого широкого международного сотрудничества. Оно, и только оно, может гарантировать миру решение новых сложных проблем, порожденных вхождением человечества в информационную эру, и обеспечение реальной международной информационной безопасности, и НЕ ТОЛЬКО информационной!
ПРИМЕЧАНИЕ
1. смотри: доктор Мамдух Шавки. «Национальная безопасность и международные отношения», журнал «Ас-сияса ад-дувалия», Каир 1997, № 127, с.с.14-47; доктор Атиф аль-Гамри: «Новое оружие в запасе международных экономических нарушений», газета «Аль-ахром», 1996\январь 30; доктор Мухаммад Сами абдуль Хамид: «Основа международного права», 1979; доктор Бутрус Бутрус Гали: «Права человека за 30 лет», журнал «Ас-Сияса ад-дувалия», 1979\январь; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990. с 171-172; Hfns Morgan hue, Political Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, Chap. 28; Edward N. Luttwak, The Global Setting of U.S. Military Power-Washington.1996.
2. А. Крутских, А. Федоров. О международной информационной безопасности. «Mеждународная жизнь», № 2/2000. С. 37-48; Доктор Гаани Халил. Арабская стратегия безопасности. Журнал International Information. Дамаск, № 50/1997. С.11-15.
3. А. Крутских, А. Федоров. О международной информационной безопасности. «Международная жизнь», № 2/2000. С. 37-38.
4. Там же. С. 38.
5. Там же. С. 39.
6. Там же. С. 41-44.
7. Там же. С. 45.
8. Там же. С. 47.
9. Там же. С. 48.
Тема – 7: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ КАК ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Дипломатия является одной из основных средств внедрения внешней политики государства,(1) и задачей МИДа является занятие дипломатической деятельностью через его центральные департаменты. Эти департаменты бывают географическими. Например, департамент Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и т.д.. Функциональными как экономические и информационные отделы и т.д., административными -- отделы дипломатических представительств, консульств и т.д.(2)
Принято, что в составе посольств и консульств, действующих за рубежом, работают советники или атташе в области военной, экономической информации, и все они подчиняются председателю дипломатического корпуса (послу), но на самом деле они подчиняются тому официальному органу, который их послал. История показывает, что дипломатические отношения раньше были тайными, но постепенно они стали гласными. Это произошло после важных событий в истории дипломатии, когда большевики после захвата власти в России в 1917 г., предали огласке все секретные обязательства Российской империи. Во второй раз это произошло в 1918 г., когда президент США Вильсон сделал заявление содержащее 14 принципов. В третий раз, когда Лига Наций всех государств выдвинула требования о том, что члены Лиги должны регистрировать свои договоры и свои международные обязательства, для того чтобы Лига признала их документально и официально. После 2–ой мировой войны эту роль выполняет ООН, распространяя договоры и обязательства в рамках открытой дипломатии.
Не смотря на это, дипломатическая работа многих стран продолжает оставаться тайной. Например, переговоры о соглашениях, договорах, согласии сторон по некоторым секретным пунктам в целях соблюдения требований национальной безопасности и высшего национального интереса, а также необходимости внешней политики государства.
ДЕЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ РАБОТ. Дипломатическая работа подразделяется на: классическую дипломатию, которая осуществляется, через двусторонние переговоры и действует по сей день; дипломатия конгрессов или коллективная дипломатия осуществляется через международные конгрессы, семинары, встречи. Она охватывает такие области международных отношений как политическая, экономическая, юридическая, общественная, профессиональная, научная, культурная и т.д. Коллективная дипломатия требует от представителя, участвующего в международных форумах, кругозора и глубоких знаний по теме международного конгресса, а также владения информационными возможностям, когда он выступает с заявлением внутри конгресса или за его пределами, когда делает заявление в СМИ. парламентская дипломатия или международная организация осуществляется посредством дипломатических маневров или «закулисных игр». Здесь видна особая роль политических, экономических, международных и региональных группировок, влияние международного порядка на дипломатическую работу в управлении борьбой между государствами и их внешней политикой, а также разнообразие политических позиций в международных отношениях, например в дипломатических отношениях, происходящих в рамках ООН (3). дипломатия в верхах - облик, являющийся достижением современности. Она отличается быстротой в принятии важных решений, чему способствует глобальное развитие средств коммуникации и транспорта, что, в свою очередь, влияет на дипломатическую работу. Раньше, в основном, опирались на самих дипломатов, а сегодня их роль изменилась, и они, в большинстве случаев, стали выполнять указания своих правительств. Для обсуждения важных вопросов сегодня стали обычными встречи глав государств и правительств. Такие встречи подготавливаются через дипломатические каналы или другие виды дипломатических работ таких, как культурная и экономическая дипломатия, что обеспечивает продолжительность отношений. народная дипломатия - в ее рамки входит работа с общественностью, дипломатия СМИ, дипломатия общественных и профессиональных организаций, научных, культурных, экономических и политических учреждений через связи с организациями, адекватными им в разных странах мира. Народная дипломатия в целом стремится служить интересам государства, его внутренней и внешней политике.
Исходя из вышесказанного, дипломатическая практика является инструментом исполнения внешней политики государства (4), The process by which foreign policy is carried out , управлением международными отношениями через переговоры(5),the management of international relations by negotiations. Известно, что искусство переговоров ведет к достижению максимальной цели при минимальных потерях, что осуществляется через политическую систему, которая может привести к войне(6). The art of negotiations in order to achieve the maximum of group objectives with a minimum of costs within a system of politics in which war is a possibility. Это является управлением международными отношениями через переговоры. Если мы предполагаем, что есть информационная дипломатия, т.е. СМИ, тогда мы можем говорить о развитии функции дипломатических отношений, т.е. дипломаты стали выполнять информационные задачи через заявления, коммюнике, распространение информации, разные контакты, а также создание отношений с политическим руководством, элитой и лидерами общественного мнения. Процесс работы с общественностью сегодня стал одной из задач дипломатических отношений. Итак, мы видим, что дипломатическая работа сегодня связана с информационной работой. Это объясняет причины, призывающие некоторые специальности политических наук признать журналистику и работу с общественностью одной из областей дипломатии, которая необходима в учебе студентов. Также наблюдается тенденция к распространению национальной культуры тех государств, дипломаты которых одновременно с осуществлением своих функций в дипломатической работе несут и международную информацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СОВЕТНИК И ИНФОРМАЦИОННЫЙ АТТАШЕ. 20 век стал свидетелем широкомасш-табного и всестороннего развития работы дипломатических миссий, куда сегодня входят советники и атташе по делам культуры, торговли, информации, военному делу и т.д. Работа дипломатических миссий зависит от уровня развития представляемого ими государства и стремления данного государства увеличить число членов своей дипломатической миссии, работающей за рубежом, обеспечить дипломатические представительства различными специалистами, которые будут служить его интересам, а также выполнять конкретные задачи, требующие решения. Советники или атташе по делам информации осуществляют функции распространения и международного обмена информацией посредством связей с влиятельными группами тех государств, где они аккредитованы. В эти группы входят: руководители государства, члены парламента и политических партий, лидеры общественного мнения, оппозиция и другие группы, оказывающие непосредственное влияние на политические решения. Одновременно они выполняют функции общения с аудиторией через написание статей и наблюдение за реакцией на публикуемый материал в СМИ, а также посредством чтения лекций и проведения пресс-конференций, участия в радио- и телепередачах, печатных изданиях, проведения информационных выставок, туристических декад, поддержки туризма и обмена ознакомительными делегациями и т.д.
Информационные советники или атташе информируют свое государство о своей деятельности в данной стране, о ее политическом и экономическом положении, позиции общественного мнения и развитии пропаганды оппозиции, а также предлагают способы по работе с этой пропагандой. Бедные и развивающиеся страны заметно страдают от низкого уровня квалификации своих информационных советников и атташе, которые в большинстве случаев назначаются, исходя из соображений, не связанных с квалифика-ционными требованиями этой должности. Бедные и развивающиеся страны нуждаются в постоянном развитии своих информационных органов и кадров до уровня, отвечающего требованиям данной работы. В становлении информационных систем развивающихся стран огромную роль играют специализированные международные организации, а также развитые страны мира.
Республика Узбекистан с 1991 г., с первых дней своей независимости укрепляет свои дипломатические представительства за рубежом в качестве информационных атташе. Для этого при Министерстве иностранных дел было создано информационное агентство «Жахон», занимающееся отправкой за рубеж информационных атташе, непосредственно подчиняющихся информационному агентству. Информационные атташе регулярно посылают в агентство репортажи и отчеты о своей работе, а также о состоянии общественного мнения страны, где они аккредитованы, отвечая на все интересующие Узбекистан вопросы. Одновременно они подчиняются главе узбекского дипломатического представительства в тех государствах, где они аккредитованы.
В Соединенных Штатах Америки функции информационных советников и атташе в дипломатических представительствах за рубежом осуществляет Информационная служба США «U. S. Informаtion Service» (USIS), входящая в структуру Информационного агентства США «U. S. Informаtion Agency» (U S I A) . Не смотря на то, что они подчиняются главам дипломатических представительств США за рубежом, они одновременно возглавляют информационные центры “Information Centers”, которые предоставляют необходимую информацию о США тем странам, где они аккредитованы. Международные информационные службы США получили свое дальнейшее развитие после решения бывшего Президента Джимми Картера создать новое информационное агентство International Communication Agency, которое заменило информационную службу США. Новое международное информационное агентство США официально начало свою деятельность в апреле 1978 г. Основные задачи данного агентства – это: повышение взаимопонимания между США и другими странами мира; объяснение картины американского общества и политики США на международном уровне, в особенности в вопросах культуры и свободы личности; обеспечение доступа США к международной информации с целью обогащения американской культуры; предоставление информации о международных проблемах для активного участия США в их решении.
В Великобритании, для создания личных отношений с известными редакторами прессы и другими деятелями информационных служб работают “офицеры информации” (“Information Officers”) в Министерстве Внешних Связей и Содружества (“The Foreign and Commonwealth Omce»). Сэр Гарольд Билл, бывший посол Великобритании говорил: «это объясняет возвращение к традиционному понятию «информационных атташе», которые тесно работают с политическим отделом своего посольства и занимаются укреплением связей с газетами».(7) Британский комитет Плуден (The Plouden Commice) в 1964 г. в первую очередь определил характер деятельности информационных атташе с политической и технической точки зрения. По его словам, пресс-атташе необходимо тесно сотрудничать со своими коллегами из дипломатического представительства в политических и экономических делах, оценивать их деятельность как член посольства, а также он должен получить согласие своего начальника и коллег из посольства, а это повышает уровень его значения и влияния в работе.(8) Не смотря на это, он нуждается в большом количестве информационных материалов, которые могли бы помочь ему в осуществлении своей информационной функции. Этот материал он получает в Центральном информационном бюро в Лондоне (“The Central Office of Information in London“), которое является профессиональным учреждением, занимающимся обеспечением информацией государственные учреждения внутри страны и за рубежом.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990. С. 171-172; Hans Morgan hue, Political Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
2. Там же.
3. Там же; Adi H., Doctor. Op. Cit., p. 146.
4. Там же; Ibid., p. 147.
5. Там же.
6. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с.176-177, Каир, 1990; H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
7. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир 1990, с.с.176-177; H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
8. смотри там же; Ibid., p. 129.
ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. Международный обмен информацией (МОИ) является одним из видов международных отношений. МОИ появился и стал функционировать после создания Лиги наций, и был утвержден после создания ООН и других международных организаций. В современной истории международные сотрудники занимаются информационной работой и служат интересам международных организаций, строго подчиняясь управлению этих международных организаций. Они сохраняют нейтралитет в отношении членов международных организаций, когда делают информационные заявления, коммюнике, в публикации документов, чтении лекции или в своей работе в информационных центрах международных организаций в разных странах мира.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ООН ЗА РУБЕЖОМ. являются инструментом распространения планов мероприятий данной организации. Генеральная ассамблея ООН 1 февраля 1946 г. приняла резолюцию о создании вспомогательной структуры при генеральном секретаре ООН, которая помогла бы ему в работе, и состоящая из восьми управлений, в число которых бы входило информационное управление. Данное решение также касалось создания информационных центров, вследствие чего были созданы информационные центры ООН в Вашингтоне в 1946 г. и в Москве 1947 г. Их число постепенно увеличивалось в разных столицах мира (1). 4 февраля 1952 г. генеральная ассамблея ООН приняла решение № (6)595, содержащее требование к информационному управлению ООН создать рабочую программу ООН в этом направлении с учетом региональных и языковых особенностей. Она поручила информационному управлению ООН создать сеть информационных центров в разных странах мира для укрепления связей между странами ООН. Кроме того, было поручено также распространить и разъяснить миссию ООН, информировать о ее мероприятиях и достижениях, сосредоточиться на роли ООН в решении международных проблем, обеспечить доступным информационным материалом из источников ООН, создать библиотеки ООН и координировать работу со СМИ в тех столицах, где находятся центры.
Генеральная ассамблея ООН одобрила в 1962 г. программы ЮНЕСКО по оказанию помощи СМИ развивающихся стран. Это подтверждает роль ООН в области международного обмена информацией, после того как ее значение в оказании помощи СМИ была ограничено в тех государствах, которые пострадали в результате второй мировой войны. Свободный поток информации, идей и образования укрепился после Лондонского съезда ЮНЕСКО, который прошел с 1-16 ноября 1945 г. в присутствии представителей 45-ти государств. В результате этого совещания при ООН была создана организация ЮНЕСКО (UNESCO) по вопросам науки, культуры и образования. (2)
РОЛЬ ЮНЕСКО В РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. ЮНЕСКО в конце 40-х годов 20 века изучала технологии и учебные нужды СМИ. С этой целью были направлены 29 специалистов в более, чем 126 стран мира. Кроме того ЮНЕСКО занималась перепиской с видными деятелями 31 стран, в результате которой пришла к заключению о необходимости аудио-визуальных средств, решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым государствам для развития СМИ этих государств и необходимости поддержать свободу информации законодательством о СМИ во всех странах мира. ЮНЕСКО также создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом - лауреатом Нобелевской премии за мир. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15-ти языках мира под названием: « Разные голоса одного мира». В докладе было детально изложена связь между коммуникативным процессом и обществом с исторической и современной точки зрения. А также в рамках международного отношения был изучен доклад по коммуникативному процессу в современном мире с точки зрения проблем профессиональной журналистики и т.д.
В докладе одной из таких проблем является монополия некоторых международных информационных агентств, при этом рассматривается влияние этих информационных агентств на поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме, искажения содержания информационного материала и одностороннего направления информации, которое не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более справедливую и с возможностью служить миру, развитию прогресса во всем мире: устранение неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в мире; ликвидация негативных последствий монополий и повышенной концентрации СМИ; обеспечение разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности журналистов; уважение традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных ценностей; уважение прав всех народов в участии процесса международного обмена информацией на основе сбалансирования взаимных интересов; право доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало много шума и громких дебатов, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и Великобритания, и большинство международных информационных агентств увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов. Не смотря на все это, в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в сущности, проблемой международного обмена информацией.
ЮНЕСКО длительное время издавало ряд печатных изданий о свободе информации, о МОИ и СМИ в мире. В 1952 г. ЮНЕСКО выпустила серию докладов «Отчеты и доклады о массовой информации». И до 1970 г. ЮНЕСКО выпустила более 600 докладов о СМИ в сельских местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ в образовании, о подготовке журналистских кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через спутниковые связи. В 1955 г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе и мероприятий в области информации. Данная комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных странах мира.
ЮНЕСКО оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских кадров в разных странах мира, например: (3) Международный центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре началась в 1957 г. The International Center for Нigher Education in Journalism. Международный центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в Киото в 1959 г. The International Center for Higher Studies in Journalism for Latin America.1959 Quota. Центр исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров.The Center for Studies in Mass Communication Sciences and Techniques. Институт массовой информации университет в Маниле, столице Филиппин. Институт информации в Бейруте, столице Ливана. Институт информации в Анкаре, столице Турции. Институт информации в Нью-Дели, столице Индии.
В результате усилий ЮНЕСКО в 1959 г. была создана: международная организация исследований массовой информации. The International Association for Mass Communication Research. Международный совет кино и телевидения 1959 г.The International Council for film and Television 1959. Институт исследования кино в Латинской Америке в городе Мехико 1956 г. The Educational film Institute for Latin America 1956. Общество преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии 1961 г. South and East Asia Association for Journalism Educators 1961. Союз африканских информационных агентств 1963г. В 1959 г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.(4)
В середине 60-х гг. 20 века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию СМИ в целях образования. В 1964 г. в Сенегале была принята шестилетняя программа, направленная на использование аудио-визуальных и других средств обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в усилении эффективности своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных СМИ и коммуникациям, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения научной и культурной информации.
После распада социалистической системы и бывшего Советского Союза перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и интеграции в международную информационную систему в таком виде, который обеспечил бы поток информации, и укрепил свободу информации в этих государствах.
ЮНЕСКО остается главной международной правительственной организацией, которая может играть ощутимую роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в 21 веке. Однако в результате революции в области коммуникации и информации, которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу и глобализации, ЮНЕСКО может обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат сегодня монополии над самыми современными средствами коммуникации и информации в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического влияния. Это обеспечит успех западной модели цивилизации и оставит национальную культуру без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди разных культур на земном шаре.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с. 179; Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposium Ljubljana 1968, op. P. 401-403.
2. доктор Хасан Нафаа: «ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации». Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.с.с. 14-31; «Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с. 181, Каир, 1990; Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219; UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
3. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с.182; Ibid., pp. 222-223.
4. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, с.183 , Каир, 1990; Ibid., p. 224.
Тема – 8: НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ. В древние времена отношения были прямы и просты, но постепенно эти отношения стали осложняться под влиянием технических, политических, экономических и общественных изменений в мире. Особенно в конце 80-х годов 20 века, международные отношения стали сплетаться друг с другом, что произошло благодаря современным средствам коммуникации, которые смогли усилить эффективность работы с общественностью в международных отношениях. Работа с общественностью является связующим звеном между одним обществом и другим путем оказания конкретных услуг, основанных на взаимодоверии, исходя из важности личности и общественных слоев, силы и влияния общественного мнения в разных обществах на разных уровнях: экономических, политических, общественных учреждениях, организациях и институтах.
ПОНЯТИЕ РАБОТЫ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Работа с общественностью имеет два основных понятия: Профессионально - специализированная работа Functional Definition означает создание правильных отношений внутри учреждения и за ее пределами. Отношения, построенные на взаимодоверии и взаимопонимании, которые положены в основу управления по работе с общественностью, в любой организации частной или государственной становятся управленческими.
Эти толкования стали более конкретными с возникновением группы таких специалистов по связям с общественностью в начале 20 века, как Иве Ли, Эдуард Берниз, Джон Хилл. После их появления были созданы общества, научные и профессиональные конфедерации, которые объединили в свои ряды специалистов по работе с общественностью в Европе и Америке в 40-е и 50-е гг. 20 века. Эти организации в свою очередь участвовали в расширении понятия работы с общественностью и помогли в определении ее задач и функций.
В 1947 году журнал « Информация о работе с общественностью» P.R. News опубликовал суть работы с общественностью (P.R.). Исходя из результатов социологических исследований, которые проводил журнал среди своих подписчиков и работников в области работы с общественностью (P.R.) оказалось, что: «Работа с общественностью (P.R.) является административной функцией, которая изучает и оценивает направленность народных масс, связывает политику и работу одного человека или целых учреждений с общественными интересами посредством внедрения программы для получения поддержки и понимания этой массы людей».
Иве Ли является одним из первых специалистов работы с общественностью (P.R.) в США. Он считает, что задача работы с общественностью бывает двоякой и начинается с изучения направления общественного мнения. Другая задача заключается в предоставлении консультаций компаниям при внесении поправок в их планы и изменении политики в пользу общественных интересов, и последующим информировании людей о работе этих компаний.(1)
Американский специалист по работе с общественностью (P.R.) Эдуард Берниз считает, что работа с общественностью (P.R.) это стремление получить поддержку общественного мнения по мероприятиям, проблемам, движениям или учреждениям через информирование, убеждение или адаптацию, что означает найти адаптацию, интеграцию и совпадение между позициями конкретного учреждения и его поведения с позициями общества. Интересы между этими учреждениями и массами не должны противоречить друг другу.
Американское же общество по работе с общественностью (P.R.) дало другое толкование. По их мнению, «работа с общественностью (P.R.) понимает под собой любой вид объединения, учреждения, правительства, компании с целью создания и укрепления плодотворных связей с конкретными группами общества: агентов, служащих, акционеров и т.д., адаптации целей этих учреждений к окружающим их обстоятельствам и разъяснения этих целей перед обществом».
Британский институт по работе с общественностью (P.R.) дал свое определение этому термину: работа с общественностью (P.R.) это все планируемые административные усилия, направленные на создание и укрепление взаимопонимания между какой-либо организацией и обществом. «The deliberate panned sustained effort to establish and maintain mutual understanding between organization and its public.»
Французское общество по работе с общественностью (P.R.) объясняет термин «работа с общественностью» следующим образом: «это метод поведения и стиль информирования и общения, направленный на создание связей на основе взаимопонимания и сохранение этих связей. Эти связи должны основываться на взаимопонимании между учреждением (юридическим лицом, занимающимся конкретными функциями) и людьми как внутри, так и за пределами этого учреждения при проведении мероприятий».
Общество международной работы с общественностью дало этому термину следующее толкование: «работа с общественностью - административная постоянно планируемая функция, через которую частные и общественные организации и учреждения стремятся добиться понимания и симпатии к своей политике и работе. Кроме того, они стремятся достигнуть большого благотворного сотрудничества и эффективной работы, основанной на взаимных интересах при использовании широкомасштабной планируемой информации» (2)
1) Всеобъемлющее общественное значение (Comperhensive Social Behavioral Appsoac) направлено на работу с общественностью (P.R.).Оно возникло в 30-х годах 20 века в результате международного экономического кризиса в 1929 году. По словам доктора Мухаммеда аль-Бади «Работа с общественностью» - это «профессия, имеющая свои особенности и охватывающая все работы, мероприятия, действия и решения в учреждении и все, что связано с подготовкой работ и материалов. Это связано с тем, что все исходящее от учреждения эффективно влияет на настроение людей, связанных с этим учреждением своими интересами, и это влияние определяет характер работы с общественностью»(3)
В работе с общественностью участвуют все члены учреждения. Они завязывают общие отношения, контакты с людьми как внутри этого учреждения, так и за его пределами. Главное, чтобы цель этого комплексного мероприятия не была направлена на получение прибыли. Она должна быть направлена на оказание услуг путем производства качественных товаров и услуг, отвечающих требованиям вкуса потребителя, а также на выполнение своих функций на высоком уровне с учетом общественных и экономических условий, требующих ответственности перед обществом. Важно делиться своими проблемами с обществом и стремиться сделать как можно меньше вреда, что может возникнуть в процессе работы учреждений, и сохранить окружающую среду. Нужно стремиться работать ради культурного, научного, материального развития общества.
Канфельд считает, что работа с общественностью (P.R.) является “общественной философией в управлении, которая благодаря своим мероприятиям и своей политике желает получить доверие и понимание людей”.(4)
Нольд дал другое определение термину работы с общественностью. Он отметил, что она является “функцией администрации, которая адаптирует учреждение к ее общественному, политическому и экономическому окружению, а также адаптирует окружение к учреждению ради взаимных интересов”.(5) “Public Relations is the management function which adapts an organization to its social, political and economic environment, and which adapts that environment to the Org.,for the benefit of both”.
Тема – 9: РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. Из вышесказанного можно сделать следующее заключение, что роль специалиста в работе с общественностью (P.R.) заключается в том чтобы: Убедить верховное руководство принять конкретные меры, которые могут получить одобрение у людей и вызвать их симпатию к учреждению. Убедить людей в том, что учреждение действительно достойно их моральной и материальной поддержки.
Роль связы с общественностью (P.R.) заключается в следующем: Защитить интересы человека и общества; Создать подходящие политические условия для достижения защиты; Информировать людей о деятельности учреждения и его политике; Создать положительное общественное мнение у аудитории данного учреждения; Создать у аудитории конкретные позиции в отношении данного учреждения; Проанализировать позиции общественного мнения (анализ выполняют специалисты по работе с общественностью (P.R.); Передать информацию об этих позициях руководству учреждения
Что касается нынешней деятельности работы с общественностью (P.R.) то задачи их сводятся к : В государственной сфере: освещению деятельности во всех областях: экономике, политике, общественных, культурных, финансовых, дипломатических сферах для достижения поддержки народных масс, их материального и духовного участия в программе развития, которая планируется правительством; получению поддержки общественного мнения во внутренней и внешней правительственной политике; выяснению общественного мнения и анализу общественных услуг и их конкретных функций, а также насколько они отвечают требованиям людей; разоблачению слухов и противостоянию антиинформационным компаниям, освящению истинных фактов; заботе о делах правительственных служащих. В области государственных и общественных организаций: объяснению цели и политики этих общественных и государственных организаций, укреплению связей и сотрудничества между гражданами этих общественных и государственных организаций для достижения цели; изучению позиций общественного мнения и передачи желаний и требований народа руководству в целях их удовлетворения по мере возможности; обращению внимания на дела сотрудников общественных и государственных организаций; поддержке контакта с аналогичными учреждениями общественных и государственных организаций для достижения наилучшего уровня сотрудничества, как на внутреннем, так и на внешнем уровнях; изданию печатных и аудио-визуальных информационных материалов о деятельности общественных и государственных учреждений, обеспечение возможности обмена и распространения этих материалов как внутри, так и вне этих организаций; созданию архива обо всем, что публикуется в СМИ о деятельности этих организаций как внутри страны, так и за рубежом; организации официальных и неофициальных визитов. Связи с общественностью (P.R.) проводятся также в других сферах. Например, в экономических, производственных, благотворительных, политических организациях и т.д.
Связи с общественностью (P.R.) в Европе является одним из средств укрепления ЕС и повышения сплочения и взаимопонимания между народами и государствами европейского континента. Известно, что с развитием культурного, научного и технического прогресса в любом государстве мира повысилась роль народной дипломатии. В этих государствах начался процесс создания общества и организаций, занимающихся работой с общественностью (P.R.). Наметилось также укрепление государственных учреждений в специальных отделах, которых занимаются этими вопросами. Они получили название «Отдел по работе с общественностью» «P.R. Departament».
Связи с общественностью (P.R.) в США получила наибольшее развитие по сравнению с другими странами мира. В европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Бельгия и другие, толкование термина «работа с общественностью» (P.R.) имела особое развитие. Со временем и в этих странах работа с общественностью обрела международную значимость. В США связью с общественностью занимается американская информационная служба, которая была создана в 1953 году. Кроме работы с общественностью она имеет и другие обязанности. Эта информационная служба занимается достижением цели политики США через объяснение и толкование этой политики, и противостояние пропаганде, направленной против политики США в мире. Директор этого агентства представляет свои отчеты по работе службы через Совет национальной безопасности прямо Президенту США.(6)
В Великобритании в 1948 г. был создан Британский институт по работе с общественностью для развития навыков практикантов в работе с общественностью, а также обучение офицеров информационной службы в дипломатических представительствах Великобритании за рубежом, выполняющих функции работы с общественностью и одновременно функции информационной службы. Было сосредоточено внимание на работе с общественностью в центральных и местных органах власти, системе вооруженных сил, в экономических и консультативных органах.
Во Франции работа с общественностью получила свое развитие как важная функция информации в области экономики, торговли, промышленности после создания Общества по работе с общественностью в 1955 г., целью которого является дальнейшее развитие французских служб по работе с общественностью.
Стало уделяться внимание работе с общественностью в Италии после создания Центра по развитию работы с общественностью в Риме в 1954 г. Одновременно в итальянских компаниях повысилось внимание к функциям работы с общественностью.
В Бельгии стали уделять внимание работе с общественностью после того, как было создано Общество по работе с общественностью в 1953 г. для развития роли работы с общественностью в Бельгии.
В Узбекистане серьезное внимание работе с общественностью стали уделять после обретения независимости в 1991 году. 8 ноября 1995 г. было создано информационное агентство “ЖАХОН” при МИДе республики Узбекистан. В целях распространения объективной информации о ходе социоиально-экономических и политических реформ в Узбекистане, развития контактов с национальными информационными агентствами и международными центрами, ускорения интеграции республики в мировое информационное пространство. Информационное агентство «ЖАХОН» издает и распространяет за рубежом информационные бюллетени, справочники, каталоги, буклеты, а также аудиовизуальную продукцию, раскрывающую потенциальные возможности республики для широкого международного сотрудничества. Кроме того, сотрудниками агентства осуществляется сбор и распространение в республике информации о политико-правовых и иных условиях экономической деятельности в зарубежных странах, конъюнктуре мирового рынка, деятельности международных организаций, ведущих иностранных компаний и фирм, заинтересованных в сотрудничестве с Узбекистаном. Журналисты Агентства подробно освещают даты образования государств и республики. Для этого готовятся интервью послами, представителями иностранных государств, фирм и компаний с последующей публикацией в центральных газетах.
Приятно отметить, что впервые в истории журналистики Узбекистана Информационное агентство «ХАХОН» подготовило своих корреспондентов для работы за рубежом. Из 12 развитых стран мира они передают своевременно, интересную информацию на различные темы. Особенно поступают материалы из таких стран как Япония, Германия, США, Великобритания. Интервью с видными зарубежными политиками, бизнесменами, статьи об экономическом сотрудничестве, зарисовки о странах пребывания давно нашли своих постоянных читателей. Все собственные корреспондентамы Агентства также являются пресс-атташе посольства РУ за рубежом. Установленные ими тесные контакты с СМИ стран пребывания позволяют периодично публиковать обширные материалы о тех преобразованиях, которые происходят в республике, знакомить зарубежных читателей с историей, культурой, обычаями Узбекистана.
Кроме того, ИА «ЖАХОН» как самостоятельно, так совместно с посольствами РУ организует поездки зарубежных корреспондентов в Узбекистан, где им оказывается всесторонняя помощь, начиная от встречи и организации съемок до сопровождения в области. Представители СМИ при непосредственной помощи сотрудников Агентства получают необходимую достоверную информацию от официальных лиц республики. Почти все зарубежные корреспонденты, прибывшие в Узбекистан и посетившие такие города как Самарканд, Бухара, Хива, и другие исторические места республики, конечно, уезжают с массой впечатлений. Итогом этих поездок обычно становятся многостраничные публикации в известных зарубежных журналах и газетах. Подготовленные видеоматериалы дают яркое представление об Узбекистане и его сегодняшнем дне.
Хотелось бы отметить, что ИА «ЖАХОН» имеет свою страницу в системе «Интернет». Страница ежедневно обновляется свежей информацией о происходящих в Узбекистане событиях, размещает материалы на актуальные темы. Информационное агентство имеет соглашения и с другими крупными зарубежными Информационными агентствами и центрами, такими как ЮСИА, Интерфакс, Франс-пресс, Анадолу-Ажансы, Ориент-пресс, МЕНА, Киодо Цусин, с которыми регулярно обменивается информацией. В Агентстве хорошо налажена и издательская деятельность. Здесь ежемесячно издается «Дипломатическая панорама» для диппредставительств Республики Узбекистан за рубежом и аккредитованных иностранных представительств а Ташкенте, а также выпускаются информационно-справочные материалы, рассчитанные для работников внешнеполитических организаций, историков, политологов, деятелей науки, студентов-международников.
21 ноября 1996 г. был создан Информационный центр при аппарате Президента Узбекистана. Для ознакомления общественного мнения о продолжающихся демократических реформах в республике и реакции на политические и общественные процессы как внутри, так и за пределами страны через сеть ИНТЕРНЕТ. (7)
В 1997 г. был организован Совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами, который является Добровольной самоуправляемой неправительственной общественной организацией.
Основные задачи Совета являются: Координация международных связей обществ, центров, клубов, движений и других форм объединений граждан в деле развития сотрудничества и укрепления дружбы с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом; Содействие формированию за рубежом всестороннего и объективного представления о республике Узбекистан - как суверенного демократического и правового государства, активного партнера зарубежных стран в культурных, научных и мирохозяйственных связях; Сотрудничество с государственными и другими организациями в осуществлении постоянного информационного обмена по вопросам международного, научного и культурного сотрудничества с зарубежными странами; Развитие с международными, неправительственными организациями, в том числе со специализированными организациями и институтами системы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; Создание информационно-справочных фондов и банков данных о Республике Узбекистан, проведение конференций, симпозиумов, семинаров по вопросам культурно-просветительских связей, знакомство зарубежной общественности с достижениями Узбекистана в области культуры, искусства, науки и образования; Организация выступлений художественных коллективов и отдельных исполнителей. Теле и кинопросмотров, экспонатных и фотовыставок художественных произведений и изделий народного творчества, комплексы мероприятий, посвященных Республике Узбекистан и зарубежным странам; Содействие изучению узбекского языка и литературы, языков других народов республики, развитие контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их объединениями; Осуществление сотрудничества с правительством, хокимиятами и другими организациями в развитии международных контактов в области гуманитарных, научно-технических, культурных и профессиональных связей, а также партнерских отношений между городами и регионами Республики Узбекистан и других государств, используя в этих целях возможности организаций, участвующих в развитии народной дипломатии; Выступления в средствах массовой информации по вопросам международных культурно-просветительских связей; Осуществление издательской деятельности; Участие в разработке программ, проектов и заказов, а также содействие в их выполнении; Привлечение иностранных инвесторов, международных фондов и общественных объединений к реализации программ, проектов и заказов, направленных на развитие культурно-просветительских связей; Привлечение общественных деятелей, деятелей науки и культуры, ветеранов, женских, молодежных организаций к участию в распространении национальной культуры и традиций узбекского народа и других народов; Участие в разработке законодательных актов, затрагивающих вопросы культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом; Организация приемов иностранных делегаций и отдельных лиц, расширение контактов с общинами зарубежных соотечественников и осуществление обмена делегациями; Изучение опыта работы организаций по развитию международных культурно-просветительских связей в развитых зарубежных странах; Выполнение заказов по осуществлению проектов правительства, министерств, хокимиятов, общественных объединений, зарубежных и других заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами культурно-просветительских связей с народами зарубежных стран и соотечественниками, проживающими за рубежом, с помощью представляемых для этих целей материальных средств и грантов.
Совет для достижения своей цели осуществляет: Заключение договоров и сделок с государственными, кооперативными, совместными, частными предприятиями, иностранными фирмами и другими юридическими, физическими лицами на выполнение необходимых работ и оказание услуг; Приобретение имущественных и личных неимущественных прав, представление своих интересов в судах, органах государственной власти и управления, в организациях, учреждениях, предприятиях; Открытие валютных счетов в банках Республики Узбекистан; Создание производственных, хозяйственных, дочерних и иных предприятий, организаций и фирм, в том числе смешанных и совместных с зарубежными партнерами, временные структурные формирования для выполнения своих уставных задач; Приобретение и аренда зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, прав на владение, пользование и распоряжение технологией « Ноу-хау» и др.; Научно-технические разработки и их внедрение; Создание культурно-просветительских объектов для выполнения уставных задач.(8)
С распространением понятия работы с общественностью в высших учебных заведениях разных стран мира открылись факультеты по специальности «работа с общественностью».
Тема – 10: МЕЖДУНАРОДНАЯ РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК ОДНО ИЗ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Эта функция осуществляется в рамках ООН в Нью-Йорке через внешние связи, прессу, печатные издания о работе с общественностью, где освящаются проблемы, стоящие перед ООН, что обеспечивает лучшее понимание целей ООН. (9)
Также функцией международной работы с общественностью является внедрение представительств ООН в разные страны мира путем сотрудничества с неправительственными организациями тех государств, где они аккредитованы во всех сферах: искусство, наука, образование, здравоохранение труд, и т.д. Это включает в себя также распространение кино и видео фильмов, радио и телепередач, печатных изданий, а также выражение заявлений прессы, направленных на лучшее понимание деятельности ООН.
Благодаря внедрению межкомпьютерных сетей в мире современных коммуникаций повысилась роль международной работы с общественностью и интерес транснациональных компаний к международной работе с общественностью через международные сети коммуникации, а также использование этих сетей в международных, транспортных, финансовых, коммерческих страховых отношениях, а также для обмена информацией на международном уровне.
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СМИ. Работа с общественностью помогла международным СМИ в получении информации и информационных материалов и повысила возможность распространения СМИ на международном уровне. Компьютерная версия информационных агентств, газет, журналов, радио и теле станций и международных информационных центров в сети «ИНТЕРНЕТ» - самый лучший пример превращения сегодняшнего мира в падубе World Viluagge, международную деревню. Не исключается международная работа с общественностью, как одна из функций дипломатических служб и международной работы с общественностью. Она стала одной из основных задач дипломатических представительств, работающих за рубежом по мере возможности каждого из этих государств.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.22; доктор Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971, с.18.
2. доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.24; Cutilp and Center, opcit, p. 5.
3. доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.24; доктор Мухаммад Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975, с.39.
4. доктор Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998, с.26; Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Homewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.
5. там же
6. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. с. 184; Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.
7. Средства массовой информации в республике Узбекистан Жахон, 1997, Ташкент, с.81-86.
8. Устав совета обществ дружбы и культурно-просветительских связей Узбекистана с зарубежными странами.
9. доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990. С.185; Ibid.,p. 385.

Комментариев нет: