МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН
ТАШКЕНТ 2001
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН
ТАШКЕНТ 2001
Автор: М. аль-БУХАРИ: DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (журналистика), доцент кафедры международных отношений, политология и право ТашГИВ.
Рецензенты: Ф. Муминов: профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики НУУ. А. Касымов: доктор исторических наук, профессор, кафедрой Международные отношения, политология и право ТашГИВ.
Рекомендовано к печати кафедрой «Международные отношения» ТашГИВ, протокол № 1 от 23.09.2000г.
Учебное пособие рассмотрена и утверждена научно-методическим советом ТашГИВ и Министерством Высшего и Среднего специального образования Республики Узбекистан. Протокол № 2 от 06.12.2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема - 1: Государство и проблемы глобализации.
Тема –2: Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности: Государственные функции; Политика национальной безопасности; Политический аспект; Внешняя политика; Внутренняя политика; Государственная дипломатическая деятельность; Экономический аспект; Военный аспект.
Тема – 3: Правильное использование информации государственными органами: Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации; Принципы дипломатической неприкосновенности; Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых стран; Необходимые условия для секретной информации; Проблемы политической информации.
Тема – 4: Попытки ООН по решению проблем, возникающих от получения информации: Разногласия между государствами севера и юга, в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности; Необходимые правила организации передвижения и получения информации; Тема – 5:Международная информационная безопасность; Объект применения информационного оружия; Усилия ООН по решению проблем информационной безопасности; Проблема одна, подходы разные; Терминологии информационной войны; Сферы информационного противоборства.
Тема – 6: Угрозы безопасности в информационной сфере: Основные направления в информационном оружии; Сценарии информационных войн; Проблемы информационной безопасности с точки зрения противников ее отработки в рамках ООН; Необходимость создания международного механизма по ограничению гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн.
Тема – 7: Международный информационный обмен как дипломатическая функция: Деление дипломатической работы: Информационные атташе и информационные советники; В Республике Узбекистан; В Соединенных Штатах Америки; В Великобритании; Функция международного обмена информацией; Информационные центры ООН за рубежом; Роль ЮНЕСКО в решение некоторых проблем международного обмена информацией.
Тема – 8: Народная дипломатия и связь с международной общественностью как функция международного информационного обмена: Понятие работы с общественностью; Профессионально – специализированная работа; Всеобъемлющее общественное значение.
Тема – 9: Роль специалиста в связей с общественностью: Роль работы с общественностью; В государственной сфере; В области государственных и общественных организаций; В Европе; В Соединенных Штатах Америки; В Великобритании; Во Франции; В Италии; В Бельгии; В Узбекистане.
Тема – 10: Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации: связь с общественностью и СМИ.
Тема – 11: Реклама как функция международного обмена информацией: Основная задача международной рекламы; Глобальное развитие СМИ и международной рекламы.
Тема – 12: Информационное планирование и международные информационные компании: Основа планирования информационных работ; Теоретическая часть информационного плана; Практическая часть информационного плана.
Использованная литература
Примерные темы семинарских занятий.
Содержание самостоятельного обучения.
Информационно-методическое обеспечение:
Тема-1: ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. «Глобализация» Globalization означает «превращение чего-либо из местного уровня в мировой, то есть перемещение из определенной сферы в «безграничный» мир. Здесь слово «безграничный» означает весь мир, в котором совершается движение, сотрудничество, обмен и взаимодействие при всем их политическом, экономическом, культурном и другом разнообразии, переступая общепринятые географические границы различных государств. Включая в себя этот смысл, термин «Глобализация», вместе с тем, ставит под вопрос перспективы Национального Государства Nation-State, границы его суверенитета и одновременно его роль на внутреннем и внешнем уровнях.(1)
Согласно американскому пониманию этого термина появилось следующее определение: “распространение одного образа, включающего идеологический, политический и экономический аспекты, конкретного круга или конкретной нации на всех или во всем мире”. В виду того, что “Глобализация” в основном пришла из США, она теоретически явилась призывом для принятия американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно, всего образа жизни.
В основном, “Глобализация” является результатом Научно-технической Революции, которая сделала качественный скачок в международный капитализм, после промышленной революции, которая началась в середине 18 в. в Европе. Использование энергии коренным образом изменило производственные отношения, в результате чего начался новый этап развития человечества, который характеризуется экономическим расширением, поиском природных ресурсов, а также открытием мировых рынков. Это стало одной из причин возникновения классической колонизации и послужило причиной европейских войн, которые возникали для удовлетворения нужд развития капитализма.
Ускорение распространения “Глобализации” было продолжением Научно-технической Революции и процесса научно-технического развития, которое сопровождалось глобальным развитием современных средств массовой коммуникации и носителей информации, что в свою очередь обновило образ и природу производства, а также реакцию на международные отношения. Война уже не является средством разрешения споров между капиталистическими странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает необходимость преодоления известных национальных политических границ, а также пересмотр распределения доходов в стремлении поднять уровень жизни человека, что позволит расширить рынки промышленно-развитых государств, для реализации современной продукции, что означает создание “большого потребительского общества” Consumer Society.
Все эти признаки служили точкой опоры для перехода от национального капитализма в транс национальному капитализму, признаки которого были связаны с возникновением понятия «Глобализация» и были видны через расширение сферы производства и торговли до уровня, охватывающего международный рынок полностью. А также пересечение экономической эффективности владельцев капиталов, коммерсантов, предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ограничена национальными границами того государства, к которому они принадлежали. Благодаря «Глобализации» экономическая эффективность стала, зависима от международных свободных промышленных и финансовых групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное государство уже не является главным двигателем экономического процесса на мировой уровень, его место занял частный сектор, особенно в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.
«Глобализация» не ограничивается только экономикой, она охватывает все сферы жизни, такие как политическая, культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а также конкретных политических систем для управления властью. Видно, насколько увеличилось число международных экономических центров силы в современном международном капитализме, стало больше центров политической силы, что создало альтернативу силам на уровне власти. А это, в свою очередь, укрепило возможности демократического развития на всех уровнях, отказ от монополии власти и обеспечение возможности ее перехода из одного в другое, разнообразие центров силы и влияние ее на общество, запретило концентрацию богатства только в руках государства и ослабило управление центральной власти.
Быстрому распространению «глобализации» способствовала победа капитализма над другими системами, такими как нацистская, фашистская, коммунистическая, а так же крах Советского Союза, на месте которого появились независимые государства. Упадок тоталитарной системы власти в Восточной Европе и переход новой системы в этих государствах к разным видам демократического правления по своей сути связывает демократическое развитие с капиталистической системой, которая базируется на демократических процессах экономического, общественного и культурного развития.
Прямая межконтинентальная коммуникация, через международные коммуникационные сети, спутниковые, телевизионные и радио станции дала возможность показать, что собой представляет «глобализация». После чего она стала ясна и простым людям всего земного шара. Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст возможность расширению культурных связей между всеми народами мира и поможет найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы их национальным интересам.
Но, не смотря на это, многие правительства мира проявляют свой страх и опасения по поводу трансляции передач, которые якобы направлены против их идеологии и системы управления. На их взгляд, эти передачи могут угрожать политической и общественной стабильности этих государств. Некоторые влиятельные общественно-политические силы разных государств мира также выразили свои опасения в отношении открытой информационной системы, которая может угрожать культуре, обычаям и святыням разных народов мира.
«Глобализация» связана с гегемонией рыночной экономики, а эта модель, в свою очередь, поднимает вопрос о роли государства в этом процессе, она не оправдывает и не позволяет перейти к рыночной экономике, так как это приведет к тому, что роль государства в этом процессе исчезнет или ограничится.(2)
Большинство тех, кто писал о важности рыночной системы, всегда связывали это с необходимостью существования сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить, о стремлении отменить или ограничить роль государства, а, наоборот, нужно утвердить эту роль и отметить ее важность, правда, с некоторой поправкой в направлении его на рыночную систему.
США - самая крупная капиталистическая страна в мире, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет условия экономической активности, а так же условия политики финансов и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому, что условием государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни.
Свободная экономика не означает отсутствие государства. Разница между либеральной системой и системой централизованного планирования заключается не только в принципе «вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает объединение государства и частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни происходит через другие более эффективные средства. Это подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области образования, здравоохранения, судебной власти, безопасности и обороны, сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Принципом свободной экономики не является пренебрежение основами общественной справедливости. И те страны, которые придерживаются этого принципа, оказываются в авангарде всех стран мира. С позиции оказания помощи бедным. Справедливого разделения дохода. Страхования всех граждан от общественных неожиданностей, таких как безработица, инвалидность, старость и др. Существует также прочная связь между квалификацией экономического выполнения и условиями справедливости. Так как квалификация означает развитие национальной экономики на высоком уровне и увеличение возможностей экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест всем тем, кто в этом нуждается и является основным показателем общественной справедливости.
Эта новая роль государства дает возможность приспособиться к новым международным изменениям, не умоляя его суверенитета при распространении «глобализации» и условий нового международного порядка, которые достигаются соблюдением принципа взаимной поддержки между странами и народами мира. Утвердительное и сознательное слияние в новую международную систему происходит не безосновательно, «глобализация» уходит корнями далеко в историю. Она является логическим результатом бурного развития техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансионной природы капиталистического производства. Нельзя оставаться за пределами «глобализации», необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это сознательное сотрудничество должно происходить с целью избежания остаться за пределами исторических рамок.
Новая экономическая система является результатом величайших достижений в истории человеческого развития в области науки, культуры, экономики, техники, политики, идеологии и представляет собой основной пункт, который коренным образом отличается от предыдущих систем.
Современная цивилизация выросла на руинах цивилизаций и культур средневековья, отклоняя идеи теологического права (толкования), тем самым, отделяя религию от государства. То есть она смогла выразить человеческую мысль, исторически освещенную региональным взглядом и направленную на демократию, которая основана на уважении мнения как одной стороны, так и противоположной, то есть плюрализм, свобода мысли и уважении прав человека, права которого не признают ни политические и ни географические границы.
От менее развитых государств «глобализация» требует делать «большие шаги» в направлении всеобщего обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических платежей, а также организацию рыночных процессов.(3)
Примечания
1) Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «международная политика» 1998, №134, стр 43. (Работа на арабском языке).
2) Смотри: Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке). Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке); Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996. (Работа на арабском языке); доктор Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
3) Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства». Каир, журнал международная политика» 1998, № 134, стр. 47. (Работа на арабском языке); доктор Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997. (Работа на арабском языке); доктор Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997. (Работа на арабском языке); доктор Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997. (Работа на арабском языке); доктор Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997. (Работа на арабском языке); доктор Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека, №3, октябрь 1997. (Работа на арабском языке); доктор Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание»,сентябрь 1987. (Работа на арабском языке); Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989; James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalising and Localising Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}; Paul Kennedy, Globalizion and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996; Peter Drucker, The Second Information Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997; Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
Тема-2: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ: Государственные функции сводятся к следующим трем основным пунктам: Защита независимости; Утверждение государственного суверенитета; Сохранение внутренней безопасности, в широком смысле этого слова, а, в частности, это существование законной власти, которая может достичь лучшей благополучной жизни и удовлетворения людских нужд во всех областях Welfare State.
Государство стремится к достижению этих целей через ряд проектов, каждый из которых связан с осуществлением хотя бы одной из намеченных целей, а также делает все возможное для создания равновесия и интеграции всех этих целей через единую стратегию. Государство пытается создать гармонию между этими целями и требованиями и осуществить их как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Эта единая политика называется политикой национальной безопасности, которая помогает противостоять против других государств в том виде, который обеспечит ей возможности сохранения своего национального строя и неприкосновенности ее территорий.
Несмотря на то, что национальные интересы государств отличаются друг от друга, они сходятся в понятии и осуществлении первых двух функций. Что же касается третьей функции, то здесь проявляются различия в результате противоречий внутренних систем и интересов. Эти различия наиболее видны в государствах, поддерживающих капиталистическую идеологию, а также в тех государствах, которые поддерживали социалистическую или коммунистическую идеологию до распада бывшего Советского Союза.
Государство через свою политику национальной безопасности старается защитить свое бытие, исходя из своих собственных возможностей противостоять окружающей его опасности, определять доходы и возможности адекватно природе и размерам этой опасности, ставя перед собой вопрос ограничения возможностей ООН в выполнении своих обязанностей полностью и влияния великих держав на любые действия ООН.
Поэтому государство стремится существующими методами определить угрожающую ему опасность как внутри, так и за его пределами. И сделать оно это сможет лишь в случае, когда это будет необходимо, правильного использования таких методов как военный, экономический и политический. А иначе как же сохранить равновесие между возможностями и стремлениями?
ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Политика национальной безопасности содержит в себе все мероприятия, направленные на защиту своего существования и достижения своей безопасности, особенно в таких сферах как политика, вооружение и экономика. Обычно составлением таких политических планов занимаются внутригосударственные специализированные органы. Вот как выглядят три основных аспекта этого плана:
1) Политический аспект. Он делится на три основных направления: - внешняя политика. В результате сплетения интересов различных государств посредством научно - технического прогресса в области связи и коммуникации были устранены границы и расстояния между государствами. У каждого государства появился ряд различных взаимоотношений с другими государствами, имеющими различные идеологические направления. Внешняя политика государства может складываться следующим образом: полным сотрудничеством, которое иногда достигает полного объединения или конфедерации во всех его проявлениях; единоборством и применением вооруженных сил; поиском холодной войны; или же стремлением установить свою власть и влияние на другие страны. - внутренняя политика. Она охватывает все, что касается внутренней государственной политики: конституцию, различные законодательные акты, а также планы общественного и экономического развития, мероприятия, обеспечивающие безопасность и порядок внутри государства. - государственная дипломатическая деятельность. Государство поддерживает связи с другими государствами дипломатическим путем, то есть старается поддержать органы этих средств и связей во избежание прямых столкновений с другими государствами. А это все выполняется путем переговоров и убеждений, заключением договоров и вступлением в союзы. Также государство стремится использовать возможности системы коллективной безопасности в рамках ООН для достижения своих целей. В этом случае целью политики национальной безопасности является утверждение места государства в международном сообществе и стремление влиять на другие государства независимо от того соседи они или нет.
2) Экономический аспект: Экономическая сторона политики национальной безопасности является очень важным моментом потому, что в основном она связана с вопросом обеспечения экономических потребностей и возможностей, направленных на другие государства, которые также нуждаются в экономической поддержке со стороны других государств. Очень важно располагать экономическими возможностями, так как их можно использовать как козырную карту для достижения своей безопасности. Эти возможности помогают государству иметь свой собственный капитал, опытные кадры, продукты производства, сырье и рынки для освоения коммерческих мероприятий. По этому государство стремится повысить свою промышленную мощь и делает все, чтобы обеспечить себя необходимым сырьем и продуктами питания. Также оно стремится поднять квалификацию кадров в промышленных отраслях и, в дополнение к этому, поддерживает свою финансовую мощь для погашения своих долгов, а также и для того, чтобы не трогать основные нужды государства. Экономическая сторона охватила обширную область, которая превосходит реальные государственные возможности и активность всех ее членов. Экономическая сторона также охватывает внутренние и внешние связи, в том числе и развитие своих возможностей в плане научного прогресса средств производства и т. д., что можно осуществить путем использования экономических факторов для непосредственного влияния на международные отношения через конкретные методы, которые соответствуют собственной внешней политике. В результате особого влияния экономической стороны на политику национальной безопасности в экономической информации преобладает такая особенность, которая не уступает по важности ни дипломатической, ни военной информации. Она охватывает все, что касается экономических интересов государства, не смотря на то собственные ли это интересы или его интересы с другими государствами мира, вне зависимости от уровня их отношений. Значит, экономический аспект представляется очень важным, так как имеет большое влияние на национальную безопасность государства.
3) Военный аспект: Цель военного аспекта политики национальной безопасности - это защита государственной безопасности и неприкосновенности против любой внешней агрессии. Поэтому государство работает на подготовку своих вооруженных сил и обеспечивает их современным оружием, также оно обращает особое внимание на оборонительные планы, вне зависимости от того время ли это мира или вооруженных конфликтов, и также на подготовительные оборонительные планы и необходимые исследования для противостояния ожидаемым или неожиданным опасностям. Также государство одновременно присоединяется к ряду оборонительных договоров, которые могут дать отпор любой агрессии любого вида, которая может возникнуть из вне.
Обычно военный аспект в политике национальной безопасности маленьких государств ограничивается укреплением своей государственной мощи для самозащиты против тех агрессией, которые могут подчинить их себе. А те государства, которые имеют экспансионную политику, используют свои военные возможности как угрозу или прямую агрессию на другие государства. Поэтому маленькие государства стремятся повысить свое влияние через ряд оборонительных договоров или военные союзы, исходя из специфики граждан этого государства, уровня их культуры и правительства, которое управляет им, а также общественно-экономического состояния взаимоотношений между членами общества и конкретными лидерами в конкретное время, идеалов, которые поддерживают общественное мнение в этих государствах.
Здесь необходимо обратить внимание на оборонительные возможности государства. Известно, что нельзя отрицать важность военного преимущества государства даже во время переговоров, когда положение государства, имеющего военную силу, является в центре сил против тех государств, которые вооружены слабо.
Для достижения истинной национальной безопасности необходимо создать равновесие между реальными источниками и целями которые требуют достижения, или по-другому, экономическими и финансовыми ресурсами, которые имеет государство с расчетом нужды укрепления военной мощи государства из этих ресурсов, и минимумом, который государство должно сохранить для блага своих граждан. А также, поскольку государственная экономическая структура может нести экономическую тяжесть в результате достижений внутренней и внешней политики государства.
Дополнением к другим факторам, которые создают внутреннюю и внешнюю политику национальной безопасности. Можно назвать поведение и желание людей, индивидов, национальный приоритет данного государства, уровень культуры, форму правительства, экономическое и общественное состояние всех членов общества, а также лидеров этого общества в конкретный период и идеологические теории, которые поддерживают общественное мнение внутри этих государств.
Это значит, что людская сила которой располагает государство, и то, чем она (эта сила) может пожертвовать ради безопасности государства, общественная структура которая контролирует внутреннее положение и источники богатства, а также его военная сила, на сколько оно может ее использовать - все эти факторы необходимы и важны для успеха политики национальной безопасности и прежде всего нуждаются в информации. Государство должно строить свои связи успешно, для этого у государства должны быть все возможности обеспечения информацией о происходящем вокруг нее в разных уголках мира, а также возможность анализировать разные позиции и разных людей, и руководство, которое может правильно направить к достижению национальных интересов.
Тема - 3: ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ: Информация сама собой теряет свою важность, если государство не может ее правильно использовать, поэтому необходимы органы трех видов; 1) которые по мере возможности наиболее точно собирают информацию; 2) которые объясняют эту информацию; обычно эта работа осуществляется специализированными, структурами, которые анализируют и сортируют информацию, исходя из ее важности и значения; 3) которые уточняют анализы и принимают окончательное решение о тех проблемах, которые стоят перед государством.
Стало известно, что государства занимаются сбором необходимой информации во всех областях. Не смотря на отсутствие законодательной основы, которая позволяла бы им заниматься таким родом деятельности. Также в международном праве не содержится актов, которые дают государству права в области получения и передачи информации другим государствам, от которых зависит его судьба. Кроме права государства в послании дипломатических представительств и обязательства принимать их. Что может служить основой для достижения права получения информации согласно известному методу наблюдения в целях получения информации в рамках ограничения согласно международному праву. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств.
В результате таких дипломатических работ возникают много споров, особенно в разделении работ между теоретической дипломатической и практической дипломатической, которые содержат в себе функции сбора информации, так как это очень сложный процесс и очень трудно поставить границы между ними. Примером таких споров является расхождение мнений в кругу работ советских органов безопасности, которые работали внутри США. Ответственные лица в МИДе США жаловались на жесткие мероприятия министерства юстиции против них. Эти мероприятия противоречили неписаным законам между двумя государствами в области безопасности, особенно если вопрос касается тех, кто использует дипломатическую неприкосновенность.
Стало известно, что в мае 1996 года группа британских дипломатов в Москве занималась шпионажем, когда исследовала факт покупки агентами ирландской республиканской армии IRA оружия с ядерными элементами у российских мафиози. В последствии Россия была вынуждена объявить персонами «нон грата» британских дипломатов в России из-за обвинения их в шпионаже. Согласно информации британских спецслужб МИ-6 Великобритания приняла адекватное решение.(1)
ФАКТОРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ПРИ СБОРЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ: Итак, серьезная критика, направленная в адрес дипломатической неприкосновенности, заключается в том, что она используется как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения двух факторов: 1) безопасность принимающего государства; 2)необходимая безопасность, которую требует дипломатическая работа.
Дипломатическая неприкосновенность сотрудников выражается также в привилегиях на транспорт, освобождение от наблюдения за почтой, от прослушивания телефона, позволение свободного перемещения и т.д.
При сборе необходимой информации государства о другом государстве возникает важная проблема. Эта проблема заключается в том, что информация, которую может получить государство о другом государстве может угрожать его национальной безопасности.
Вопрос определения той информации, которая входит в рамки секретности и той, которая не входит в эти рамки, является сложным: их почти невозможно разделить, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом. И эта проблема стала еще сложнее в сегодняшнем мире, который переживает информационную революцию, благодаря которой легко можно получить информацию в результате продолжающегося научного прогресса во всех областях сбора и передачи информации. Как попадающей под эти ограничения и входящей в рамки тайной информации, угрожающей безопасности государства, и так и не входящей в рамки секретности.
Информация, которую может получить одно государство о другом государстве, может угрожать его национальной безопасности. В силу своей важности информация, касающаяся государственной безопасности, обычно держалась под грифом секретно, и, считалось, что попытка получения этой информации входит в рамки уголовного расследования согласно уголовному законодательству. Такая информация разнообразна, политические, дипломатические, экономические и военные тайны должны оставаться в секрете ради безопасности государства в целом. Право получения дипломатических посланий и информации не должно быть ограничено, так как это противоречит международным законам. Фактическое применение этого права является одной из основных функций дипломатических представительств. В результате дипломатических работ возникает очень много споров, особенно между теоретической и практической дипломатией, первая из которых не содержит в себе функции сбора информации. Это очень сложная ситуация и очень трудно поставить границы между ними.
ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ: Серьезная критика направляется в адрес тех дипломатов, которые используют дипломатическую неприкосновенность, как прикрытие для недипломатической работы. Дипломатическая неприкосновенность требует соблюдения 2-х принципов: безопасность принимающего государства; необходимая информация, в результате оглашения которой, государство может получить оборонительные возможности. Природа этой информации и ее категории разделяются между собой. Например, общая свобода внутри самого государства, а также проблема достижения равновесия, необходимого для безопасности каждого человека. Каждый человек должен стремиться защищать свои права, поэтому важно для сохранения баланса создать межгосударственное соглашение о безопасности и правах человека.
ИНФОРМАЦИЯ В РАМКЕ СЕКРЕТНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН: В законодательстве некоторых стран отмечено, что информация входит в рамки секретности, если она касается исключительно этого государства и обеспечивает ему безопасность (Бельгия и Люксембург), или государственного права против другого государства (Исландия), или вопросов, которые важны для государственной безопасности, (Голландия), или сведений, которые связаны с национальной обороной, экономикой и политикой (Швейцария, Франция).
В законодательствах других государств, таких как Бельгия, Люксембург, Голландия, Швейцария и Югославия, не дается конкретных определений тайн, касающихся их безопасности и обороны, так как это является очень широким и одновременно разнообразным понятием, имеющим разные виды. Эту информацию нельзя ограничить, так как в результате суды получат безграничные полномочия в толковании законодательных актов. Другие государства пытаются противостоять любой возможности толкования оборонительных тайн и оглашения этих тайн в общих фразах, как, например, во Франции статья 2/1/78, Итальянский уголовный кодекс, который отличает эти тайны, природу и суть этих тайн, как в статье 258 уголовного кодекса Франции и Италии. Причиной этого является тот факт, что тайна возникает от природы самих вещей или согласно приказу компетентных лиц власти. Здесь заметно, что французский законодатель не ограничился защитой только тайной информации, касающейся национальной обороны Франции. Он охватил согласно указу 11 июня 1952 г. и тайную информацию государств-членов НАТО. Следуя практике развивающихся стран, Египетское законодательство определило группу информации, которая стоит под грифом секретно и связана с обороной страны по своей природе. Пункт 1 статьи 52 уголовного кодекса Египта гласит: «Военные, политические, экономические и промышленные тайны знают только те лица, которые имеют отношение к этому. Необходимо сохранять эти сведения в интересах государства».
Доктор Мамдух Шавки - посол МИДа Египта (нынешний чрезвычайный и полномочный посол Египта в Узбекистане) в своей статье «Национальная безопасность и международные отношения», которая была опубликована в журнале «Международная политика»,дал следующие определения: - Военная информация - это факты, которые касаются военной подготовки страны, ее мощи и средств ее защиты, информации о военных действиях на суше, море и в воздухе, вне зависимости от того мирное это время или военное. Сюда также входит и информация, касающаяся секретного оружия или способов применения и защита от этого оружия, военные планы, дата и место проведения военных действий, а также указания военного руководства офицерам и солдатам; - Политическая информация – это сведения, касающиеся действующей внутренней и внешней политики или того, что государство намерено предпринять, когда эта информация даже косвенно касается обороны страны. Информация, касающаяся прошлой политики страны, теряет свое значение. - Дипломатическая информация - это факты, касающиеся дипломатических связей с другими государствами, например, намерение государства разорвать политические отношения с конкретными государствами или признание революционной организации, которая противостоит правительству, а также дипломатические связи с другими государствами в целях объединения усилий в решении международных конфликтов, касающихся безопасности государства; - Экономическая информация связана с промышленной мощью страны. Она не ограничивается государственными промышленными предприятиями, она также охватывает частные компании, которые помогают государству в производстве продукции, нужной для обороны страны. Это, например, продукция, которую выпускает одна компания для вооруженных сил, которая будет использована как военное снаряжение.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СЕКРЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ: Нельзя понимать, что вся эта информация, военная, политическая, дипломатическая и экономическая связана с секретами обороны страны. Для этого необходимы два условия: Первое: Эта информация должна быть связана с обороной страны. Значит, она касается суверенитета государства и средств его обороны во всех областях в мирное и военное времена. Второе: эта информация должна быть по своей природе той секретной информацией, которая недоступна каждому. Понятие обороны страны не ограничивается только военными вопросами, а является шире и охватывает все вопросы внешней безопасности страны, военные, политические, дипломатические и экономические, в мирное и военное время, прямо или косвенно.
Секретность не является неделимым признаком информации. Она представляет собой относительную юридическую информацию, с которой через некоторое время снимается гриф «секретно». Гриф «секретно» добавляется в определенное время согласно требованию безопасности страны в данное время. Поэтому иностранные корреспонденты, информационные советники, информационные атташе, аккредитованные в любом государстве, должны ознакомиться не только с содержанием законодательных актов о журналистской деятельности тех стран, где они аккредитованы, но и с содержанием уголовного кодекса этих стран и особенно, что касается работы журналистов.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Также есть ряд проблем, которые связаны с получением информации у государства незаконным путем или негласно. Эта проблема возникла в результате научного прогресса в области информации и носителей информации. Традиционный способ получения информации осуществлялся между государством и конкретными лицами, гражданами этого или других государств, дающих эту информацию, или гражданами нейтральных государств, занимающихся шпионажем в интересах какого-то одного государства. Но классическая картина изменилась, и сегодня эта связь стала прямой между двумя государствами без посредников для передачи информации. Это случилось благодаря получению необходимой информации прямо с искусственных спутников или шпионских самолетов. Раньше цель определяла природу действия, а в результате развития роли государства в этих связях средство стало определять природу действия.
С этим также связана и другая проблема, возникающая в результате получения информации через искусственные спутники, шпионские самолеты или электронные дистанционные наблюдения в помощь определенному государству, а государство, являющееся объектом наблюдения, не знает об этом. Здесь возникает, вопрос о размерах обязательств о передаче сведении она будет держать эту информацию как козырную карту и использовать ее как политическое давление.
Тема – 4: ПОПЫТКИ ООН ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ОТ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: С 1960 г. ООН стремится заключить это в юридические рамки через специализированные комитеты по освоению космоса и поисках. Добавим к этому, организацию поиска подземных ресурсов с расстояния и другие проблемы, возникающие в результате революции в области сбора и передачи информации. Или, так называемой, новой международной системы коммуникации и информации New World Information and Communication Order. И возможности влияния этой новой системы на суверенные государства, их национальную безопасность, промышленную и экономическую мощь и т.д.
ООН повторила попытки по решению проблем, возникающих от получения информации через искусственные спутники, в 1979, 1980, 1981 годах под надзором комиссии и группы технических работников. Но эти попытки не увенчались успехом, так как появились разногласия в национальных интересах государств, особенно между развитыми в этой области государствами и теми государствами, которые менее развиты или не развиты в этой области. Или можно сказать разногласия между государствами, которые могут получить информацию Space Power, и теми государствами, которые просто получают информацию через другие государства. Это является борьбой между свободой движения информации и соблюдением национального суверенитета, в том числе и информации об источниках природных богатств.
В развитых государствах понимают статью № 19 как соглашение ООН по политическим и гражданским правам, содержащее принцип свободы передвижения информации. Одновременно в других государствах поддерживается пункт 3 б этой статьи, который ограничил это право в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности, общего порядка, общественного здоровья и этики.
РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСВАМИ СЕВЕРА И ЮГА, В СВЯЗИ С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОБЛЮДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Итак, сформировалось противоречие между двумя сторонами, первая из которых представлена промышленно-развитыми государствами, а вторая - теми государствами, которые поддерживают новый международный экономический порядок согласно решению ООН в 1974 г, т.е. разногласия между государствами севера и юга.
В результате обсуждения этих вопросов члены технических комитетов пришли к выводу, что необходима координация действий между государствами по вопросам природных катастроф, и информированию тех государств, которых она касается. Касательно информации, полученной через искусственные спутники, возникает много разногласий, для устранения которых необходимо следующее: - Государство, занимающееся электронными наблюдениями с расстояния, должно отказать тем государствам, у которых нет разрешения на съемку, делать фотоснимки ее территории, а также отказать в передаче этой информации другим организациям, общественным или собственным учреждениям. Большинство развивающихся стран поддержали это направление, чего не сделали развитые страны. Наблюдения с расстояния должны соблюдать права государства-объекта наблюдения по использованию своих природных ресурсов, в том числе и информации об этих ресурсах. В условиях отсутствия конкретных юридических основ международное сообщество остается далеко от принятия правил организации передвижения и получения информации через спутники связи. Этот факт требует принятия некоторых общих правил, которые могли бы оказать помощь в этой области.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ: Первое: ограничить свободу в космосе в соответствии с национальной безопасностью данного государства. Второе: права всех государств в получении информации, связанной с его территорией или богатством. Третье: необходимость международного сотрудничества для оказания помощи всем государствам в получении и использовании полученной информации. Одновременно сохранение права государства возбудить международную ответственность против государства, занимающегося незаконным сбором информации об этом государстве и потребовать эту информацию, потому что она была собрана незаконно.
Наше мнение заключается в том, что мир начала 3 –его тысячелетия стал более связан, чем раньше. А это подтверждает тот факт, что достижение национальной безопасности не достижимо через противостояние между разными государствами. Оно может быть достигнуто только через тесное сотрудничество между ними в области технологического и научного прогресса, транспорта и коммуникаций, благодаря которым расстояние между всеми уголками земного шара станет короче.
Несомненно, что когда государство отказываясь применять силу, поддерживает принципы и правила международного права в духе солидарности, дружбы и братства, это способствует достижению безопасности не только в одном конкретном государстве, но и в целом мире; помогает человечеству избежать кровопролития и разрушительных воин, сила которых стала намного мощнее в результате глобального научно-технического развития во всех областях жизни, в том числе и в области военной промышленности и производства оружия массового поражения.
Поэтому необходимо направлять усилия международного сотрудничества на решение экономических проблем внутри государства. Государство, в свою очередь, должно направлять свои усилия на обеспечение своих граждан продуктами питания, поднятие их экономического и культурного уровня, обновление общественного строя внутри государства до того уровня, который поможет достичь развития во всех областях жизни этого государства. Это намного лучше, чем потеря времени и сил на противостояние и концентрацию сил против другого государства.
Все это очень важно потому, что научные открытия в области транспорта, коммуникаций и передачи информации через спутниковую связь и другие каналы передвижения информации значительно изменили понятие суверенитета. Настоящий суверенитет стал достигаться посредством того, чем располагает государство исходя из своих возможностей в результате его научного прогресса во всех областях жизни.
В конце 20 века стало понятно, что некоторые государства имеют полный суверенитет, а другие не имеют. Суверенитет стал измеряться с политической точки зрения, развитием научно-технологических возможностей государства, так как эти достижения дают возможность знать обо всем, что происходит в данном регионе и даже в других регионах мира. Некоторые государства располагают намного большей информацией о других государствах, чем те государства сами о себе; политические границы не защищены от пересечения, они стали менее стойкими перед технологическим прогрессом. Например, эфир переносит передачи радио и телевидения через политические границы любого государства без его согласия, и эти государства стали бессильны в этой ситуации. Единственное что они могут сделать - создать законодательные акты, которые запрещают пересечение этих границ, или передать опровергающие передачи на этих же волнах. В любом случае противостояния в этих областях в большинстве случаев не равны. А это в свою очередь, заставило ряд государств мира поставить вопрос перед международным сообществом об обеспечении международной информационной безопасности.
Несмотря на то, что новая сфера конкуренции между государствами мира – это экономический прогресс стал равняться развитию военной мощи, а развитие производства - развитию производства оружия. Завоевание международных рынков, которые поддерживают государство, не менее важно, чем военные базы за рубежом или дипломатическое влияние на другие государства. И современное информационное оружие стало той серьезной угрозой, которая угрожает всему экономическому интеграционному процессу на кануне XXI века. (2)
Тема – 5: МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Прогресс в информационно-технологической сфере наряду с объективными благами, которые он уже дал человечеству, и еще большими, ожидаемыми в будущем, создал принципиально новые потенциальные угрозы использования достижений в этой области в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности. Проблема информационной безопасности как таковая зиждется на уже фактически сформировавшейся фундаментальной зависимости всех сфер жизнедеятельности общества и государства экономики, политики, науки, культуры, обеспечения национальной и международной безопасности от нормального обмена информацией, надежного функционирования информационных и телекоммуникационных систем, технологий и средств. Увеличение за счет новейших информационных технологий и средств воздействия на индивидуальное и общественное сознание и без того огромного мирового военного потенциала, причем в первую очередь высокоразвитых стран, ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, внесению дополнительной напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появлению новых сфер конфронтации. Для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования общественным сознанием для информационной, политической, экономической, культурной и военной экспансии, применяя не ограниченный пока никакими положениями международного права вид оружия- информационное.
Страны, не способные пока создать собственные средства информационного воздействия, начинают проявлять интерес к закупкам таких средств у стран, становящихся тем самым пролиферантами новых видов вооружений. К этому процессу уже подключились политические группировки, «новый» оружейный бизнес, а наряду с ними - террористические и криминальные организации и группы.
Таким образом прогресс в информационных технологиях, так же как ранее в ядерных, чреват новым витком гонки вооружений, который вновь отвлечет огромные ресурсы от целей мирного созидания.
В условиях масштабности, жизненно важной значимости и одновременно уязвимости складывающейся глобальной информационной структуры применение информационного оружия как средства ведения широкомасштабных войн может вызвать последствия, вполне сравнимые по силе своего воздействия на критически важные структуры с «традиционным» оружием массового уничтожения (ОМУ). Не случайно в бюджетах некоторых ведущих стран расходы на информационную безопасность предусматриваются в одном пакете с ассигнованиями на защиту от применения ОМУ. Но война с применением информационного оружия в отличие от «классических» видов ОМУ может носить и внутренний характер. Это оружие как нельзя лучше подходит для применения в гражданских целях, в борьбе за власть, в сепаратистских и межнациональных конфликтах. К сожалению, мы уже имеем и такие примеры. Не менее реальна угроза воздействия на информационные структуры в террористических и криминальных целях, результаты которого в этих условиях также могут иметь катастрофический характер.(3)
Именно в осознании этого – основной итог принятия 54-й сессией Ген ассамблеи 1 декабря 1999 года резолюции 54/49. Естественно, к этому решению государства – члены ООН пришли не сразу, и во многом этот процесс был ускорен благодаря активности дипломатии. Пройденный путь отмечен следующими вехами. Май 1996 года – Международная конференция по глобальному информационному сообществу в Мидранде (ЮАР). Спонтанно поднятый вопрос о назревающем «новом вызове» порождает неожиданно бурную реакцию. Проблема оказалась не только интересной, но как выяснилось, практически созревшей для обсуждения. Стало ясно – ее надо выносить на переговорный уровень.
В ходе подготовки встречи президентов России и США в сентябре 1998 года российской стороной был предложен проект совместного заявления президентов по проблеме информационной безопасности. Американцы приняли проект, к сведению, но обсуждать его отказались. Правда, в итоговом совместном заявлении саммита об общих вызовах безопасности на рубеже ХХI века все-таки было отмечено, что стороны: согласились «активизировать совместные усилия по противодействию транснациональным угрозам экономике и безопасности обеих стран, включая те из них, которые являют собой… преступления с использованием компьютерной техники и других высоких технологий»; Признали «важность содействия положительным сторонам и ослабления действий отрицательных сторон происходящей сейчас информационно-технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопасности обеих стран в будущем».
Ясно, что для инициировавшей обсуждение вопроса России такого совместного заявления не могло быть достаточно, и 23 сентября 1998 года Генеральному секретарю ООН министром иностранных дел Российской Федерации И.С. Ивановым было направлено специальное послание, содержащее предложение о внесении в тематику работы Организации проблемы международной информационной безопасности посредством рассмотрения представленного проекта специальной резолюции по этому вопросу. Как отмечалось в выступлении российского министра иностранных дел на 53-й сессии ГАООН, суть российского предложения заключается в противодействии потенциальной угрозе использования современных достижений в целях, не совместимых с задачами поддержания международной безопасности.(4)
Резолюция на основе российского проекта была принята, хотя и в смягченном виде. В проекте отсутствовали многие нужные конкретные предложения по организации практического противодействия возможному военному применению информационных технологий, констатации опасности создания информационного оружия и разжигания информационных войн. Но вместе с тем на уровне ООН впервые международным сообществом единодушно было признано наличие военной составляющей мирового процесса информатизации. Это явилось важным политическим достижением. В это время члены ООН еще не были готовы принять наличие проблемы во всей ее многоплановости. Серьезный шаг в этом направлении был сделан на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи.
За 1999 год мир получил возможность ответственно взвесить свои представления о роли информации в мире, о мире и войне в информационной сфере. На конкретных примерах трансграничных информационных операций, в том числе непосредственно военных, боевых, в умах многих политических деятелей «несуществующая война» приобрела реальные очертания, постепенно становясь сущностью. Осознавая всю серьезность потенциальной угрозы внешнего или криминального воздействия на свои информационные ресурсы, некоторые страны на национальном уровне начали реализацию долгосрочных государственных программ, направленных на обеспечение информационной безопасности в первую очередь критически важных инфраструктур. Однако при этом они столкнулись с феноменом глобальной взаимозависимости национальных информационных пространств и вынуждены были признать, что успех их национальных усилий по охране своего информационного ресурса, в конечном счете будет зависеть от уровня защищенности и «не агрессивности» информационных пространств других и не обязательно соседних государств, а всех тех, с которыми их информационные ресурсы объективно связаны.
Примерно с начала 90-х годов вопрос информационного оружия и информационных войн стал довольно широко обсуждаться специалистами. Появилось большое число публикаций, на многих конференциях, семинарах, симпозиумах в том или ином виде поднимались вопросы немирного использования программно-технических разработок и путей защиты информационного ресурса от их воздействия. Однако все эти обсуждения и публикации были далеки от международно-переговорного круга проблем и не вызывали большого интереса у неспециалистов. В этом отношении принятие резолюции 53/70 послужило как бы предупредительным знаком на том пути, идя по которому человечество неминуемо попало бы в информационный омут. А омут представляется достаточно глубоким. В него человечество в ХХI веке окунулось бы, как говорится, «с головой».(5)
Оказалось, что к этому времени уже имелись не только значительные наработки в области создания средств воздействия на информационный ресурс, но и многочисленные факты неоспоримо военного применения средств, которые иначе как информационным оружием названы быть не могут.
Выяснилось, что имеется достаточно информации о развертывании рядом индустриально-развитых стран целенаправленных исследований и разработок соответствующих технических средств, технологий и методик их применения, которые позволили бы осуществлять непосредственный контроль над информационными ресурсами потенциального противника, а в необходимых случаях и прямо воздействовать на них. Ведется, а в некоторых странах уже завершена разработка средств информационного противоборства с вероятными противниками как в условиях военных конфликтов различной степени интенсивности, так и в мирное время, причем не только на стратегическом, но и на оперативном и даже тактическом, вплоть до поля боя, уровнях. Большое внимание уделяется вопросам защиты собственного информационного пространства от действия информационного оружия со стороны враждебных государств, несанкционированного воздействия на инфосферу. Стало известно, что в некоторых странах ведение информационной войны предусматривается военными доктринами и ведется подготовка личного состава вооруженных сил и специальных подразделений, предназначенных для осуществления информационных операций.
ОБЪЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОРУЖИЯ: Глаза, проявивших интерес к проблеме открылись и ее реализуемость в практике ведения гражданских войн, борьбы за власть, национальных и этнических конфликтов. Вот на этом поле боя информационное оружие показало свою уникальную применимость в условиях «мирного времени» и безотносительно каких-либо границ. Ни один из последних серьезных «внутренних» (зачастую со значительной помощью извне) конфликтов не обходился без перенесения борьбы в информационную сферу и применения средств, которые вполне могут характеризоваться как информационное оружие. Стало ясно: прошло время традиционных форм «идеологических диверсий» и «подрывных акций», на новом уровне эффективность их проведения повысилась несказанно. Разве можно сравнить выступление на митинге или статью в газете с мгновенно распространяемой по всему миру (или исчезающей сразу для всего мира) через ИНТЕРНЕТ информацией, снабженной фото, видео, аудиоматериалами? Однако (и это, вероятно, имманентно информационному оружию, объектом применения которого является субстанция наднациональная) имеющаяся практика показала, что во всех такого рода «гражданских информационных войнах» незримо присутствует третья сила, чьи «жизненные интересы» простираются на эту территорию. На примере 1999 года наиболее ярко выделились такого рода конфликты в Индонезии (Восточный Тимор), Чечне и Югославии.
Пример Югославии и попытки навязать Международному союзу электросвязи (заметим, миссией ООН в Косово) решения о выделении краю самостоятельных каналов телефонной связи и присвоении международного кода, вероятно, мало известны. Такой шаг вполне можно интерпретировать, как дополнительное усилие через изолирование информационных каналов привести дело к изоляции самого края.
Восточный Тимор. Сразу после референдума о независимости этой провинции Индонезии. Общественная организация «East Timor campaign» провела с территорий Испании, Португалии и Франции атаку на государственные сайты Индонезии в ИНТЕРНЕТЕ. Поражены WEB-страницы, принадлежащие правительственным организациям Индонезии, созданы и внедрены новые компьютерные вирусы, специально предназначенные для поражения индонезийских информационных объектов. Эти информационные операции, проведенные, с территории Европы (факт "«трансграничности"» информационного оружия), явились прямым применением информационного оружия для решения конкретных внутриполитических задач.(6)
УСИЛИЕ ООН ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Такая тенденция кардинально повлияла на оценку проблемы в целом. Изменение позиции большинства стран полностью проявилось на прошедшем в августе 1999 года в Женеве семинаре по тематике информационной безопасности, организованном Институтом ООН по проблемам разоружения (ЮНИДИР) и Департаментом по вопросам разоружения Секретариата ООН во исполнение резолюции 53/70. В семинаре приняли участие представители более 50 стран, включая всех основных игроков на международном информационно-технологическом поле, что делает его вполне репрезентативным для любых оценок.
Очевидно, что основная задача семинара для большинства его участников заключалась в выявлении подходов сторон в связи с предстоящим обсуждением этой проблематики на 54-й сессии ГАОНН. Дискуссия строилась вокруг российского предложения продолжить проработку всего спектра вопросов международной информационной безопасности на уровне экспертов заинтересованных стран под эгидой ООН. По существу, была подтверждена актуальность проблемы и своевременность постановки ее Россией. В этом контексте, однако, наряду с взвешенным подходом четко обозначились два других, по сути, крайних подхода.
ПРОБЛЕМА ОДНА, ПОДХОДЫ РАЗНЫЕ: Первый – фактически сводился к игнорированию проблемы как комплексной и вычленению из нее только криминальной и террористической составляющих. При этом возможность создания информационного оружия и угроза возникновения информационных войн сторонниками такого подхода либо вообще не признавалась, либо признавалась как гипотетическая и отводилась на задний план. Далее все выстраивалось достаточно логично (естественно, с их точки зрения): разоруженческий аспект проблемы отпадал сам собой, обсуждение этой темы, естественно, переходило из формата ООН в региональные и тематические форумы, а если и сохранялось в ООН, то в силу характера вопросов его обсуждение уводилось из Первого комитета во Второй и Шестой.
Представители второго направления выражали готовность «уже сейчас» приступить к разработке конкретного международного механизма, ставящего средства воздействия на информационный ресурс вне закона. Предлагалось вынести на рассмотрение международного сообщества вопрос о создании специального международного суда по информационным преступлениям и совместной разработке технологии глобальной защиты от информационного нападения. Результат семинара выразился в признании необходимости активизации предметного рассмотрения проблемы в рамках ОНН. Его конечной целью должна стать разработка программы действий, которые государства могли бы предпринять индивидуально или совместно, по противодействию информационным угрозам. Этот семинар, по сути, стал подготовительным этапом рассмотрения вопроса в первом комитете Ген ассамблеи ООН. Интересным и, вероятно, специфическим моментом является то, что употребленный выше в отношении информационной войны эпитет «несуществующая война» совершенно справедлив. Приходится уже в очередной раз констатировать, что по проблематике информационного оружия пока не существует единой устоявшейся терминологии, а следовательно, неизвестно, что есть «информационная война» и другие, связанные с ней понятия.
ТЕРМИНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ: Вместе с тем эксперты разных стран не столь уж сильно расходятся в дефинициях. С небольшими отклонениями основные понятия могут быть определены следующим образом.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА – информационное противоборство с целью нанесения ущерба критически важным структурам противника, подрыва его политической и социальной систем, а также дестабилизации общества и государства противника.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО – форма межгосударственного соперничества, реализуемая посредством оказания информационного воздействия на системы управления других государств и их вооруженных сил. А также на политическое и военное руководство и общество в целом, информационную инфраструктуру и средства массовой информации этих государств для достижения выгодных для себя целей при одновременной защите от аналогичных действий своего информационного пространства.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ – акт применения информационного оружия.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ – комплекс технических и других средств, методов и технологий предназначенных для: установления контроля над информационными ресурсами потенциального противника; вмешательства в работу его систем управления и информационных сетей, систем связи; и т.п. в целях нарушения их работоспособности, вплоть до полного выведения из строя; изъятия, искажения содержащихся в них данных или направленного введения; специальной информации; распространения выгодной информации и дезинформации в системе формирования; общественного мнения и принятия решений; а также совокупность специальных способов и средств воздействия на сознание и психику политического и военного руководства, личного состава вооруженных сил, спецслужб и населения противостоящего государства, используемых для достижения превосходства над противником или ослабления проводимых им информационных воздействий.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: состояние защищенности информационного пространства, обеспечивающее его формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства; состояние инфраструктуры системы (объекта, государства), при котором информация используется строго по назначению и не оказывает негативного воздействия на систему (объект, государство) при ее использовании; состояние информации, при котором исключается или существенно затрудняется нарушение таких ее свойств, как секретность, целостность и доступность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий