вторник, 1 сентября 2009 г.

Глобализация и проблемы МОИ в условвиях современных МО 2 из 7

Монография 2 из 7



АЛЬ - БУХАРИ МУХАММАД
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ташкент - 2005

Глава I. Методологические проблемы, роль СМИ и международной журналистики в становлении международного обмена информацией
1.1. Средства массовой информации (СМИ) и их место в МОИ. Пресса является одним из древнейших инструментов массовой коммуникации. Она возникла на несколько столетий раньше, чем соперничающие с ней радио и телевидение.
Существуют некоторые особенности, отличающие прессу от других СМИ. Газета не способна передать информацию так быстро, как радиовещание, или так реально, как телевидение. В то же время ее роль в жизни образованных людей гораздо важнее перечисленных аудио-визуальных средств массовой информации.
Первые газеты появились в 1454 году, сразу после изобретения первого печатного станка.
[i] Этим изобретением сразу же воспользовалась христианская церковь для укрепления своей власти, а в мусульманском мире в течение нескольких веков религиозные деятели запрещали печать.
При помощи типографий церковь распространяла свои взгляды на религию и общественную жизнь. Именно печать стала одним из главных факторов, содействовавших развитию Реформации в XVI - XVII в.в., охватившей большинство стран западной и центральной Европы. Типографии печатали и распространяли шедевры средневековья и эпохи Возрождения, ранее закрытые в хранилищах рукописей, отныне они стали доступны для каждого. Издавалась также некоторая коммерческая информация для предприятий и купцов. Несомненно, что именно печатные листовки сыграли далеко не последнюю роль в распространении идей французской и американской буржуазных революций среди народных масс. В действительности же печать стала играть очень важную роль в жизни общества, и наглядный тому пример — изменение отношений между людьми.
Постепенно печатные издания превратились в средства, отражающие общественно-политические настроения населения в конкретных исторических условиях и на конкретном отрезке времени. В ХХ веке СМИ превратились в наиболее эффективный инструмент распространения демократических ценностей. К примеру, печать предоставляла возможность баллотирующемуся на какой-либо государственный пост кандидату, равно как и голосующему за него, узнавать многое друг о друге благодаря публикациям на печатных страницах. Газета стала одним из важнейших средств образования на всех его этапах. Объявления, публиковавшиеся на страницах газет, информировали о реализации огромного количества товаров, производившихся предприятиями того времени. Газета осуществляла контакт между теми, кто искал работу и кто её предлагал.
[ii]
С началом промышленной революции типографии, использовавшие энергию пара, в первой половине XX века уступили место электрическим. Это сократило расходы на печать, что, в свою очередь, вызвало снижение стоимости объявлений на страницах газет, и, как следствие этого, увеличение тиража. Все эти факты способствовали значительному распространению газет и превращению их в дешевое средство массовой коммуникации. И в этом усматривали обоюдную выгоду как рекламодатели-производители, так и сами издатели.
Другая важная отличительная черта газеты и её печатных материалов по сравнению с другими СМИ - возможность читателя располагать своим временем. Он может перечитывать газету по мере необходимости. Кроме того, газета является одним из самых оптимальных средств для ведения опосредованного диалога между различными слоями общества.
Радио относится к одному из самых доступных СМИ, так как оно имеет возможность воздействовать на слушателя, преодолевая барьер неграмотности и географические преграды.
Радио доступно практически всем, то есть его слушатель может быть человеком любого возраста и уровня образования. Прослушивание радио не сковывает слушателя, как, например, телевидение, здесь зритель должен занять определённое положение перед телеэкраном и удерживать аудио-визуальный контакт с телепередатчиком.
В нашем обществе радио стало одним из ведущих СМИ и достигло такого уровня, когда оно может осуществлять контакт между людьми, не требуя повышенного внимания и личных отношений. Радио все больше становится источником развлечения, нежели информации, которая требует сосредоточенности и внимания.
[iii]
Определить первоначальный источник научных изобретений, которые привели к возникновению радио, трудно. В течение четырех лет с 1890 по 1894 г.г. ученым Пранли были предложены основные принципы работы телеграфа. В период с 1894 по 1899 г.г. проводил свои опыты в этой области Маркони, которому впервые удалось послать радиотелеграмму через Ла-Манш.
Дальнейшие научные исследования расширили человеческие возможности, и, наконец, французский инженер Раймонд Прайар и его друг доктор Роберт Фонд Смит из Бельгии добились приёма и передачи радиосигналов с расстояния в несколько километров. Это произошло в 1914 году, но с началом первой мировой войны опыты были прекращены.
После окончания войны опыты были продолжены и привлекли всеобщее внимание. Но первые регулярные радиопередачи начали транслироваться из Детерва-Ньюз в США только в 1920 году. Их основателем в Англии стал Дейли Мейль тоже в 1920 году. Что касается Франции, то первых успехов достиг генерал Вери, когда в 1921 году ему удалось осуществить первую радиопередачу.
Таким образом, 20-е годы XX века стали важным периодом в жизни этого изобретения. Радио получило быстрое распространение и стало широко использоваться. А в 1925 году успешное применение радио пополнилось еще изобретением электрического граммофона. В 1934 году впервые была изобретена запись на мягких грампластинках, а в 1945 году мир получил магнитофон. В 1948 году американцы Протан и Барден создали радиоприёмник в его современном виде.
С 1950 года радио получило быстрое распространение среди широких масс. В 1958 году была изобретена пластинка стереозаписи и радиопередача вступила в новый этап своего развития.
[iv]
Телевидение: первые опыты по передаче чёрно-белого изображения на расстояние были начаты в XIX веке и продолжались до 1905 г., когда немецкий изобретатель Дикори создал фототелеграф. После него француз Эдуард Плейн развил это изобретение и дал ему в 1907 г. название "альперинограф".
Эти опыты проводились вначале с использованием механических средств, а затем с электропередатчиками. В 1923 году англичанин Джон Луиджи Биард и американец С.Ф. Джинкинс разработали конструкцию средства передачи - трубку с отверстиями (кинескоп). В 1928 г. Грабовский и Белянский разработали в Ташкенте телефот.
[v]
Эти опыты получили успешное продолжение в 30-е годы XX века, когда англичанин Александр Плаз начал исследования в области телевидения. В 1936 году он смог транслировать передачи по два часа ежедневно. В 1938 году французский телецентр Плазол в Ля-Коривал начал ежедневные телепередачи. А в следующем году США уже вели вещание на большой объем аудитории.
В 1945-1946 г.г., после окончания второй мировой войны круг телезрителей был сильно расширен. В 50-е годы XX века произошёл переход на систему цветных телепередач и кабельное телевидение. Началось создание усилительных наземных станций, и стала возможной трансляция телепередач через спутниковую связь. Это сопровождалось одновременным освоением космоса человеком.
Телевидение является одним из уникальнейших средств связи, включающих в процесс получения информации одновременно и слух, и зрение.
Наблюдения учёных показали, что телевидение привлекает гораздо большее внимание зрителя по сравнению с другими СМИ, особенно, у детей и подростков. Научные исследования также выявили, что и дети, и взрослые считают, что телеинформация надолго остаётся в их памяти.
[vi]
Разница между радио и телевидением заключается в следующем: телевидение действует на два органа чувств человека: слух и зрение, оно требует полного внимания и бездействия, а во время прослушивания радио слушатель может читать, ходить, работать, вести машину, думать и даже не открывать глаз.
Схожесть же ТВ с другими СМИ заключается в том, что, во-первых, оно более близко к коммуникации, сочетает в себе изображение и звук, движение и свет, способно увеличивать малые объекты и передвигать недвижимые предметы.
Во-вторых, оно может передавать события прямой трансляцией или непосредственно после их происшествия.
В-третьих, телевидение даёт возможность использовать различные методы и способы рекламы, что увеличивает её эффективность на аудиторию.
В-четвёртых, оно стало самым распространенным СМИ, потому что практически имеется в каждом доме. Кроме того, ТВ дало возможность показывать телепередачи не только внутри страны, но и далеко за её пределами, через спутниковую связь. Это увеличивает эффективность международного обмена информацией (МОИ).
Итак, мы видим, как изменилось положение человека со времён небольших общин, изолированных друг от друга, вследствие чего коммуникация фактически отсутствовала. Это положение изменилось радикально с развитием человеческой цивилизации. Парадоксально, но фактом является то, что на развитие современных СМИ огромное влияние оказали войны.
Во-первых, это связано с первой мировой войной 1914-1918 г.г. и второй мировой войной 1939-1945 г.г. Передвижение войск через территории государств и континентов способствовало развитию средств коммуникации, улучшению путей сообщения по суше, воде, воздуху и появлению водных и воздушных портов.
Во-вторых, получили распространение современные средства коммуникации: телеграф, телефон и электронная вычислительная техника (компьютер), а также СМИ: газеты, радио, телевидение и т.д.
В-третьих, начало информационной революции конца ХХ века благодаря развитию новых информационных и коммуникационных технологий, которые оказали серьёзное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней, оказало серьёзное влияние на расширение коммуникационных возможностей человека. Речь идёт о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации.
[vii]
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако её смысл становится всё более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.
[viii]
Всё это коренным образом изменило мышление людей, расширился их кругозор. Сейчас уже невозможно изолировать людей друг от друга, как и отделить событие, случившееся в какой-то одной точке земного шара, но способное повлиять на весь мир.
Мир сегодня стал доступен каждому посредством коммуникации. Человек стремится понять и переработать информацию, которую ежедневно обрушивают на него СМИ и К.
[ix]
СМИ постепенно вышли из внутренних рамок и стали средством коммуникации и общения между различными народами. Они играют важную роль в международных отношениях и в рамках международного обмена информацией.
СМИ и К стали одним из инструментов, благодаря которым можно достигать важных целей и решать задачи в различных областях жизнедеятельности человека. Особую роль они играют в выработке стратегии и тактики внешней и внутренней политики различных стран мира, международных, региональных и местных организаций.
1.2. Международная журналистика и её задачи в рамках внешней политики государства. Через СМИ и К всегда стараются распространять идеи, способные убедить людей, повлиять на общество. А при выходе изданий в свет редакции как бы раздвигают географические, равно как и политические границы, распространяют свои принципы в других государствах с целью культурного диалога между народами. СМИ таких издательств носят международный характер, так как информация, имеющая международный характер, является неотъемлемой частью внешней политики независимых государств и служит высшим государственным интересам. Эффективность достижения этих целей зависит от веса и роли государства на международной арене, а также от реакции на ежедневные международные события.
Это обстоятельство приобретает особое значение особенно после начала экономических, политических, военных и общественных кризисов, которые охватывают те или иные государства или же те регионы, в которых супердержавы имеют свои стратегические интересы. Оно сохраняется и при природных катаклизмах, экологических катастрофах, а также при наличии опасности для жизни на планете в целом.
Международная информация охватывает различные аспекты деятельности государства, включая, прежде всего, экономические, политические, военные, общественные, культурные, гуманитарные, и др., совпадающие с внешней политикой каждого государства и возникающие из высших государственных интересов.
Эти факторы влияния объективно содействуют укреплению международного взаимопонимания и диалогу между народами. Именно международное взаимопонимание помогло государствам по-новому взглянуть друг на друга, углубить сферы культурного и человеческого общения. Немалую роль в этом сыграли СМИ. Благодаря глобальному развитию техники и СМИ и К в XX веке осуществлены глобальные изменения в культуре и обществе, несмотря на идеологические разногласия, экономические и политические противоречия.
Функции международной журналистики: Одним из главных отличий людей от других живых существ является то, что они могут общаться друг с другом. Человек постоянно нуждается в средствах наблюдения за окружающими его явлениями и опасностями, в средствах распространения его идей, в средствах, которые бы передавали мудрость, надежды и стремления уходящих поколений, нуждается в средствах, которые могли бы развлекать людей, помогали бы отвлекаться от ежедневных трудностей и проблем.
В глубокой древности эти функции возлагались на отдельных членов племени. Некоторые играли роль стражей, они сообщали племени об опасности, такой, например, как приближение враждебных племён или прохождение стад животных, на которых охотились. В племени был совет. Он заботился о нуждах племени, укладе жизни, внутренних и внешних отношениях, контролировал соблюдение правил общежития. Были и посланники, которые передавали указы совета племени каждому отдельному его члену, послания соседним племенам. Кроме того, каждое племя хранило и передавало мудрость и культурное наследие новым поколениям. Деды обучали молодежь традициям и укладу жизни, матери учили дочерей готовить и шить, а отцы передавали сыновьям военное и охотничье искусство. Сказители развлекали народ легендами и балладами о достижениях, славе и подвигах отцов и дедов, о прошлом племени. Певцы пели любимые всеми песни. А во время празднеств танцоры исполняли религиозные и фольклорные танцы. Таковыми были первые элементы коммуникации в древности.
[x]
Интересно то, что и в современном обществе задачи, стоящие перед людьми, те же, с той лишь разницей, что они выполняются сегодня различными способами, при наличии современных развитых технологий, и информация теперь передаётся на очень большие расстояния по всему земному шару и даже в космос.
Если сегодня нам нужна информация о каких-либо событиях, мы получим её без промедления, точно и чётко сформулированную, через СМИ и К, которые используют самое современное электронное оборудование. Информация, которую мы получаем, помогает в решении проблем и принятии незамедлительных решений.
Таким образом, функция коммуникаций, применявшихся в родоплеменной общине, по принципу схожа с функцией, существующей сегодня. Единственная разница между ними - большое разнообразие средств, более сложных и более точных. Это стало возможным благодаря развитию современных средств коммуникации, которые не были известны ни в древности, ни в середине ХХ века.
Сегодня государство стало воздействовать на общественную жизнь через своих представителей как внутри, так и за своими пределами посредством проведения целенаправленной внутренней и внешней политики.
СМИ и К уже проникли в города, деревни, малые населённые пункты, куда раньше не имели доступа, результатом чего стало открытие системы СМИ и К перед теми силами, которые стремятся к изменениям как внутри, так и за пределами государства. Это означает, что функции информации сильно изменились только количественно. Почему вопрос о СМИ и К так актуален?
Ответ состоит в том, что СМИ и К сегодня оказались доступны для самых широких масс, для очень большой аудитории. Когда-то СМИ и К могли достичь только ограниченного числа людей, поле их влияния тоже было ограничено. Теперь же они доступны всем жителям земного шара и эффективно воздействуют на мнение людей, на их поведение и образ жизни. Например, газеты, журналы, книги, которые раньше читались ограниченным числом людей, теперь доступны миллионам. Они печатаются большими тиражами и даже отправляются через современные компьютерные сети, электронную почту или телерадиопередачи, которые слушают миллионы людей в самых отдалённых регионах земного шара.
Телепередачи, которые раньше были ограничены определённым географическими рамками, стали доступны зрителям на всех континентах. Электронная почта, факс, телекс, заменившие телеграф, дали людям возможность поверить, что средства коммуникации и массовой информации могут эффективно воздействовать на общество и изменять его не только внутри, но и на мировом уровне, то есть на огромном пространстве.
[xi]
Международная информация приобрела теперь свое место и функции, которые она восполняет, отражая внешнюю политику государства.
1. Политические группы или организации внутри государства играют роль своеобразных генераторов информации. Они являются эффективной и влиятельной силой при принятии политических решений за счет своей информационной активности внутри государства или определённого общества. Принятие решений зависит от независимых политических деятелей, лидеров партий, различных парламентских фракций, независимо от того, находятся эти лидеры или фракции у власти или нет.
Чтобы достигать максимальной эффективности во внешней политике государства, процесс коммуникации должен учитывать несколько, факторов: наличие различных проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия, отношение власти и оппозиции к этим проблемам, а также официальный политический курс государства. Позиции колеблются между теми, кто одобряет и всецело поддерживает этот курс, и теми, кто его поддерживает частично, между теми, кто принимает позицию полного нейтралитета, нейтралитета частичного, и теми, кто стоит в крайней оппозиции к правительству или оппозиции умеренной.
В связи с этим возникает необходимость чётко определить политический курс государства, его сторонников и противников в целях использования данных факторов для обеспечения поддержки, чтобы разрешить имеющиеся проблемы. Вместе с тем, возможны попытки изменить утверждённые политические позиции в государстве в пользу конкретней проблемы или, как минимум, создать необходимый климат для положительного диалога. Для этого необходимо также учитывать сущность и реальное положение политической системы в государстве, степень её демократичности, линию поведения в принятии решений и соотношение политических сил, которые принимают участие в решениях. Чем вызвана эта необходимость?
Тем обстоятельством, что коммуникация с народными массами в любом государстве осуществляется через так называемую «элиту», которая влияет на решения, имеет воздействие на общество. В свою очередь, общество состоит из тех, кто имеет право принимать решения и влиять на народные массы, которые являются силой давления на элиту.
По степени компетентности в области информации, планирования международных информационных кампаний мы можем определить политическую систему стран. Этот анализ может быть использован для планирования информационных кампаний. Кроме того, существуют общественные и культурные факторы, которые определяют направление международной информационной кампании.
2. Достичь непосредственной коммуникации с народными массами возможно через СМИ, пресс-конференции, радио, телепередачи, кино и театральные демонстрации, видеофильмы и создание информационных выставок, туризм и обмен визитов. Всё это создаёт благоприятную почву для более эффективной информатизации общества.
Для проведения своей внешней политики в целях сокращения расходов государство часто использует метод диалога с влиятельными различными политическими силами и группировками посредством использования средств массовой коммуникации, которые дают экономию времени.
Наблюдение общественности за проблемой коммуникации и интерес к ней определённых слоёв общества неоднозначен. Поэтому эффективная коммуникация с широкими массами требует больших средств и возможностей, чего бедные и развивающиеся страны не имеют или имеют в ограниченном объёме и что есть только у ведущих стран мира. Государства, имеющие хорошее материальное и техническое обеспечение и располагающие специалистами в области информации, могут использовать все средства воздействия.
3. Международная информация представляет государства или организации, к которым она относится. Это могут быть внутригосударственные, региональные или международные универсальные и специализированные объединения, как, например, ООН и её специализированные организации, имеющие свои представительства в различных странах мира. К ним также можно отнести Организацию Африканского Единства, Лигу Арабских государств, ОПЕК, Европейский союз и ряд других.
Сегодня мы видим, что ведущие державы используют самую современную технологию и средства коммуникации для своих международных информационных кампаний. В первую очередь, это телеканалы с использованием искусственных спутников, распространение и использование компьютерных сетей не только на общественном или государственном уровне, но и для индивидуального пользования.
Самой популярной компьютерной сетью на сегодняшний день считается до сих пор не имеющая аналогов международная сеть ИНТЕРНЕТ, общепризнанным центром которой является США.
Анализ положения развивающихся и отсталых стран показывает, что они испытывают информационные трудности и несут ущерб от отсутствия или нехватки современных технологий и одностороннего потока международной информации. Эти проблемы с каждым днём увеличиваются и усложняются в различных направлениях.
[xii]
Проблемы международной журналистики: Несмотря на постоянные усилия, которые предпринимаются развивающимися и бедными странами для выхода из информационного кризиса, трудности не исчезают. Причиной этого является отставание национальных ресурсов от глобального научного и технологического развития в области современных СМИ и К. При этом возникает ряд проблем, которые можно сформулировать в следующем порядке:
1. Смешивание государствами международных, региональных и местных информационных функций и требований без учёта особенностей и специфики этих функций.
2. Отсутствие чёткого разделения между внутренней, региональной и внешней политикой государства в плане определения перспектив для информационной международной кампании и определения первичных задач.
3. Неподготовленность кадров и устаревшие технологии в отечественных информационных учреждениях, нехватка финансовых средств и новых информационных технологий и оборудования, необходимых для международных информационных кампаний или их неэффективное использование для достижения поставленных целей. Сюда можно отнести и неудовлетворительное использование помощи извне, в первую очередь, помощи развитых стран и международных специализированных организаций.
4. Критическая нехватка высококвалифицирова-нных кадров, которые специализируются в области местной и международной информации. Нехватка специалистов с профильной подготовкой является причиной подбора кадров, не компетентных в области международной информации, которая в большинстве случаев формируется из политических соображений, что влечёт за собой следующие трудности:
а) отсутствие координации между теми, кто проводит планирование и исполняет его, а также теми, кто наблюдает за исполнением в международной информационной кампании;
б) недостаток знаний специфики зарубежной аудитории, не определившийся информационный стиль, отсутствие ориентации в развитии методов передачи и содержания информационной корреспонденции, предназначенной для аудитории международной информационной кампании;
в) отсутствие сотрудничества и даже координации между информационными агентствами и научно-исследовательскими центрами, причастными к формированию международной информации.
Что касается подготовки отечественных специалистов в области информации, то она ограничивается теоретическими исследованиями, которые касаются истории, а не сущности планирования информационной корреспонденции. Это и анализ содержания (контент-анализ), и измерение отражения запланированного эффекта информации, и действительно оказанного эффекта отражения информации и средств информации.
Международная журналистика в рамках внешней государственной политики: Международная журналистика в рамках международных отношений играет ключевую роль при проведении внешней политики того или иного государства, ибо внешняя политика любого государства является совокупностью учёта ряда наиболее важных внутренних, региональных и международных факторов.
К внутренним факторам относятся культурное, идеологическое и историческое наследие, общественное и этнографическое положение, экономические и военные возможности с учётом политических систем государств.
[xiii]
К региональным факторам относятся: система, доминирующая в данном регионе, её влияние на внешнюю политику государства, реакция всех силовых элементов данного региона и отношение региональной системы к международной.
Международные факторы относятся к международным системам, их особенности развития учитывают отношения между богатыми и бедными странами, крупными и небольшими государствами, силовые элементы сторон, их влияние на внешнюю политику государств мира.
Посредством учёта всех этих факторов осуществляется формирование внешней политики любого государства, этим занимаются специальные структуры, в функции которых входит формирование внешней политики. Это могут быть как официальные, так и неофициальные государственные структуры, и в некоторых случаях последние оказываются влиятельнее.
Во всех без исключения странах существенную роль играет политическая система и уровень её развития. Современная внешняя политика формируется не одним человеком, как раньше, а системой государственных органов, имеющих отношение к сфере внешней политики, а также целой группой политиков, где один дополняет другого. Такая рабочая группа должна иметь самые современные достижения коммуникации, средства, которые позволяют ей получать последнюю информацию обо всех событиях, происходящих в мире, как можно быстрее.
В области внешней политики ставка делается на эти группы, которые включают в себя специализированных советников различных направлений. Те ставят задачу перед этими группами, и каждый высказывает свое мнение в пределах собственной компетентности.
В некоторых случаях одна проблема может решаться разными советниками, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу. В результате такого обсуждения выдвигается несколько альтернативных решений, которые способны помочь в разрешении проблемы, при этом выявляются положительные и негативные стороны, что даёт возможность найти наиболее оптимальный вариант.
Решение принимает официальное правомочное лицо. Государственная внешняя политика базируется на исследовании всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям таких демократических организаций в государстве, как парламент, политические партии, группы и даже референдум, которые узаконивают любое решение, касающееся внешней государственной политики. Во многих случаях бывает не объявлен действительный курс внешней политики (Declaratory policy) и наоборот (Action policy).
Для этого существуют конкретные причины. Внешняя государственная политика входит в силу сразу после её утверждения, используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные.
К политическим средствам относятся встречи, официальные визиты, дипломатические аккредитованные миссии, двух и многосторонние договоры, а также дипломатия в верхах, которая используется в случае решения наиболее важных политических, экономических, военных и других вопросов, требующих участия высших руководителей.
Внешнеполитической деятельности способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. Например, передача копии официального документа через спутниковую связь посредством факсимильного аппарата из Канады в Центральную Азию занимает несколько минут. А современные компьютерные сети и электронная почта в течение нескольких секунд дают возможность получать и распечатывать, хранить и изменять отправленную или полученную информацию.
К средствам, которые используются для проведения государственной внешней политики, относятся политические, торгово-экономические, финансовые и военные соглашения о сотрудничестве, развитии многоплановых отношений. Особая роль отводится безвозмездной помощи, кредитам, созданию совместных экономических проектов, командированию экономистов, иначе говоря, «дипломатии экономической помощи», которая, в конечном счете, применяется для достижения конкретных политических целей. Здесь становится понятной важная роль международной сети ИНТЕРНЕТ в деле «электронной коммерции». Термин Electronic commerce появился в словаре внешней торговли одновременно с глобальным развитием технологии коммуникаций, его сопровождало существенное развитие связи, которое влияло на операции международного обмена информацией и международной торговли: обмен товаров, услуг между различными государствами. Понятие «электронная коммерция» (Ecommerce) содержит в себе разные виды экономических отношений, которые осуществляются через электронные средства связи, то есть через ИНТЕРНЕТ.
Как правило, новая электронная коммерция осуществляется посредством заключения сделок между компаниями и её агентами. Итак, электронная коммерция может выполнять такие, функции в международном торговом обмене, как реклама товаров, маркетинг, переговоры, финансовые расчёты; через эту сеть можно передать пакеты, решение о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира активно занимают место в сети ИНТЕРНЕТ. Это способствует расширению сети, число ее пользователей в настоящее время насчитывает более 5 млн. абонентов по всему миру. Статистические данные показывают, что 20 % коммерческих сделок в США и 10 % в Европе осуществляются через «электронную коммерцию» (1997 г.), а в будущем ожидается значительное увеличение. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией и предлагает потребителям различные варианты, экономит время и расходы как потребителей, так и производителей. Кроме того, она расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного, может легко осваивать новые рынки.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией и к реализации трёх основных достоинств:
[xiv] 1. Значительное сокращение расходов на рекламу, проектирование и производство. 2. Эффективность в расширении рынка. 3. Удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение и улучшение качества продукции в рамках сильной конкуренции и снабжение информацией.
К военным средствам проведения внешней политики государства относятся угрозы или намёки использования военной силы полностью или частично, обеспечение военной техникой и боеприпасами для достижения конкретных политических целей, а также соглашения о военной взаимопомощи, вхождение в военные блоки, альянсы, обмен информацией в военных целях. Это стало возможным после технологической революции коммуникаций.
Анализируя понятие «технологическая революция», мы видим, что явление информационной войны не ограничивается технической стороной, которая стала сложнее. Компьютерные сети стали одним из сильнейших орудий, которые используются даже в военных операциях. Но дело идёт дальше и охватывает как природу самой войны, так и сближение эпохи информации с экономическими и общественными изменениями. Особое внимание следует обратить на то, что в Пентагоне, в кругу учёных, появились убеждения о глубоких изменениях в области политики, экономики, в отражении общественной реакции и общественного мнения.
[xv]
Анализируя тенденции развития различных сфер жизнедеятельности человека и его воздействие на природу конца XX века, без сомнения, можно сказать, что научно-техническая революция будет иметь свое дальнейшее продолжение в XXI веке.
Международный информационный обмен является сегодня одним из самых эффективных средств для реализации внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности задействованы все – от главы государства до служащего, занимающего самую низшую ступень в административной структуре государства, каждый в области своей компетентности.
В современной практике СМИ и К активно используются для обнародования внешнеполитических шагов к зарубежным странам и служат интересам внешней политики. Обычно прибегают к возможностям специальных информационных учреждений, собственных дипломатических миссий, аккредитованных в зарубежных странах. Такие учреждения обычно выпускают информационные бюллетени или передают информацию через международные информационные агентства, делается заявление дипломата в СМИ страны пребывания или через материал, публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Глобальное научно–техническое развитие, которое началось в 90–е годы XX века, дало возможность приёма телепередач через спутниковую связь, чтение газет и журналов через сети ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. На сегодняшний день всем известны международные информационные агентства, крупнейшие теле-радио компании США, Англии и Франции, вещающие на все страны мира на многих иностранных языках.
Международный обмен информацией отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положение. Нельзя переоценить важность и возможности целенаправленной информации, её влияние, эффективность чёткого планирования информационной кампании, тактики её работы, наблюдение за событиями, их анализ и комментарий, особенно, когда информационная кампания учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы. (См. главу IV, параграф 4).
Это, в свою, очередь позволяет сделать вывод о том, что международная информация – важный источник необходимых сведений и данных для любого государства, независимо от того, какое влияние имеет оно на международной арене.
Вместе с тем, государства активно используют СМИ и К во внешней политике для защиты своих интересов за рубежом. Мы не можем отделить зарубежную журналистику от национальной, потому что они взаимно дополняют друг друга, подчинены интересам внутренней и внешней политики.
Любые государства, которые поддерживают внутренние источники информирования по отношению к внешним, ошибаются, так как это вредит их интересам на международном уровне и открывает широкую дорогу перед международными информационными агентствами и международными СМИ и К для нанесения ущерба политике таких стран, для искажения их позиций перед международным и общественным мнением.
Это может понизить их авторитет в мировом сообществе или ухудшить представление о них с точки зрения зарубежных СМИ и зарубежных информационных агентств, которое не совпадает с национальными интересами таких стран,[xvi] так как сегодня нет ни географических, ни языковых, ни временных границ перед современными средствами коммуникации. От того, как отечественные СМИ будут удерживать инициативу, работать, использовать достижения науки и техники, будет зависеть их влияние и помощь в ведении внешней государственной политики.
В этом процессе есть несколько косвенных, но весьма влиятельных факторов, например, воздействие информации противодействующих сил на культурном фоне зарубежной аудитории. Через это можно определить отражение информационных материалов, которые предназначаются для зарубежной аудитории. Любая информационная кампания, как бы не была она точна в постановке и достижении определенных целей, может достигнуть лишь части из них. Это связано с зарубежной аудиторией, её отношением к таким пропагандистским кампаниям, как реакция на содержание информационных материалов.
Человек являет собой совокупность чувств, идей и понятий, а не машину, которой управляют по желанию, и его реакцию вызывает именно информационный материал, оказывая внутреннее и внешнее влияние на него. Те, кто подают информацию, постоянно стремятся предвидеть реакцию аудитории, а также факторы, ограничивающие влияние отечественной информации, предназначенной за рубеж. Отсутствие оперативности в распространении или опубликовании материалов, наличие сильного противника, который использует для достижения цели культурные, исторические и языковые факторы, владеет информационной логикой, идентичной логике зарубежной аудитории, ограничивают влияние распространяемой информации.
Здесь играет роль и отсутствие больших финансовых возможностей, которые необходимы для успеха развивающихся и слабых государств в их внешней информационной кампании. Именно этот фактор парализует слабые государства перед сильными государствами, они не могут противостоять целенаправленной методичной информации крупных государств.
Этим объясняется успех информационных кампаний богатых стран, независимо от логики, реальности и аргументации, которые они используют в своей информации.
[xvii]
Международная журналистика и международ-ные конфликты: Сегодня в мире много политических конфликтов и противостоянии. Одной из самых важных остаётся Палестинская проблема, которая является источником угрозы миру и безопасности на Ближнем Востоке и во всём мире уже более полувека.
В результате этого конфликта было несколько разрушительных войн 1948, 1956, 1967, 1973, 1982 гг. Как известно, согласно решению ООН № 181 от 1947 года на территории Палестины, которая в то время была подмандатной территорией Великобритании, должно было быть образовано два государства: арабское и еврейское. Еврейское создано 14 мая 1948 года и известно как государство Израиль. Арабское же государство до настоящего времени не создано. Это и является основным вопросом в Ближневосточном конфликте.
Первая арабо-израильская война вспыхнула на следующий день после провозглашения государства Израиль 15 мая 1948 года и закончилась захватом Израилем части земель, которые по решению ООН должны были принадлежать арабскому государству. После этого было заключено перемирие. Но в 1956 году со стороны Англии, Франции и Израиля последовала тройственная агрессия, направленная против Египта, которая закончилась выводом войск с оккупированной египетской земли.
Позже, в 1967 году последовала новая израильская агрессия, направленная против Иордании, Сирии и Египта, которая закончилась оккупацией израильской армией египетского Синайского полуострова и палестинского сектора Газа, находившегося под управлением Египта, а также полной оккупацией западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот. Западный берег Иордана, ныне принадлежащий Палестине, в то время был под управлением Иордании.
После этого наступило временное перемирие и прекращение огня. Но в 1973 году началась четвёртая по счёту арабо-израильская война с участием Египта и Сирии, при поддержке войск ряда арабских стран, с целью освобождения арабских земель от израильских оккупантов. Она закончилась очередным захватом египетских и сирийских земель.
После прекращения огня развернулись политические дебаты по урегулированию конфликта и достижению мира на Ближнем Востоке. Первым значительным успехом было подписание мирного договора между Израилем и Арабской Республикой Египет, известного, как «Кемп-Девидское» соглашение. Несмотря на подписание Договора, в 1982 году израильские войска вторглись в Ливан. Оккупация части земель этого суверенного государства продолжалась до мая 2000 года, когда израильские солдаты без всяких переговоров с Ливаном покинули южный Ливан.
Всеобщий мирный процесс на Ближнем Востоке начался с момента открытия международной Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в 1991 году. Конференция была призвана способствовать решению ближневосточной проблемы с участием всех заинтересованных сторон и международных посредников в лице США и России. В результате этой конференции была подписана Декларация принципов и израильско-иорданский мирный договор.
В 1979 году началась кровавая, разрушительная война в Афганистане, когда СССР вмешался во внутренние дела соседнего государства. После эвакуации советских войск война приобрела межэтнический и религиозный характер, превратившись в гражданскую войну. Это вызвало угрозу миру и стабильности в соседних, граничащих с Афганистаном, государствах и в других государствах мира, как доказали события после 11 сентября 2001г.
После распада социалистической системы и СССР возникли новые очаги нестабильности, в частности, конфликт в Карабахе между Азербайджаном и Арменией, чеченский конфликт, столкновения между Абхазией и Грузией и др.
Угрозу миру почти восемь лет несла недавно завершившаяся гражданская война в Таджикистане, а также Югославский кризис, нестабильное положение в Албании, где произошёл стремительный распад всех структур государственной, военной и политической власти. Не снята до конца напряжённость между Северной и Южной Кореей. Продолжается уже несколько лет гражданская война в Сомали и в Южном Судане. Сохраняется нестабильная обстановка в Персидском заливе, продолжается противостояние между двумя ядерными державами, Индией и Пакистаном за Джамму и Кашмир. Существуют конфликты и в других регионах Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, эти уроки истории показывают, что каждый конфликт имеет несколько источников и уровней: внутренний, региональный и международный. Понимание природы и развития конфликта позволяет искать наиболее приемлемые пути его решения.
[xviii]
В результате исход любого конфликта зависит от силы, на которую опирается каждая из сторон, военных, информационных, экономических, психологических, людских ресурсов и степени внешней поддержки. Немаловажно и духовное состояние людей. Залогом успеха служит также элемент внезапности, развитие тактики и стратегии, использование новых способов и методов борьбы, неизвестных ранее.
К этому следует добавить возможности людей, участвующих в конфликтах, их обеспеченность техникой и информацией. Решения принимаются, исходя из существующей информации о психологическом и духовном состоянии противника. Для принятия решений необходима логика и дальновидность, так как урегулирование любого конфликта - сложный и трудный процесс. В этом процессе, как правило, заинтересованы обе стороны. Конфликт разрешается путём изучения причин, послуживших исходной точкой конфликта, поиском мер, которые способствовали бы мирному решению вопроса. Разрешение конфликта не всегда достигается путём компромисса, а иногда требует задействования военной и экономической силы или же дипломатического участия политических сил.
Конфликтующие стороны могут использовать различные комбинации или совокупность этих сил. В зависимости от обстоятельств на внутреннем, региональном и международном уровне обе стороны, участвующие в конфликте, должны проявлять гибкость в тактике управления конфликтом.
СМИ и К при этом мобилизуют общественное мнение на местном и международном уровне. Учитывая официальную государственную точку зрения на конфликт, в передаче информации об основных событиях, при отражении позиции государства СМИ и К также объясняют и анализируют все аспекты данного конфликта, его причины. При этом специалисты СМИ и журналисты должны учитывать специфику аудитории, для которой предназначена информация, её исторический и культурный менталитет и то, насколько эта аудитория доверяет и согласна с официальной точкой зрения правительства своей страны по данному конфликту.
Важен тон и характер, взятый на вооружение СМИ и К при изложении сути вопроса. Ведь информация как мощное идеологическое оружие не менее важна, чем военная или экономическая сила. К тому же она является движущей силой, влияющей на общество и настроение противника. Правильно поданная информация - это эффективная поддержка для борьбы на политическом фронте и хороший материал для серьёзной дипломатической работы.
1.3. Международные теории журналистики. При создании научной теории любой сферы деятельности человека следует учитывать комплекс факторов как в гуманитарных, так и в жизненных аспектах. Она рождается из всего истинного, что окружает человека, круга его интересов и его отклика. Язык был необходим для жизни коллектива как основа формирования отношений между человеком и его собратьями, при помощи языка стала возможна связь между людьми, поколениями, обществами.
[xix]
В широком смысле язык стал основным институтом коммуникации между людьми. С другой стороны, язык является инструментом выражения идей и обмена мнениями.
Появление печати открыло дорогу промышленной революции, которая стала возможной благодаря научно-технической революции (НТР). XX век явился революционным в области техники коммуникации и информации. С развитием технологии в области СМИ и К были преодолены большие географические расстояния. Однако государство подчинило СМИ и К политическим, экономическим и общественным целям. Учёные в области информации и коммуникации начали работать над созданием информационной теории, исходя из политических интересов.
Нет ничего странного в том, что развивающиеся страны в вопросах передачи информации оказались в положении, навязываемом им колониальной политикой. Развивающиеся страны страдают также от острых политических разногласий, которые не могли не отразиться на их информационных кампаниях.
Информация связана с политическим, экономическим, идеологическим, воспитательным, образовательным и культурным развитием общества. Оценка реальных окружающих обстоятельств напрямую связана с национальным языком.
Сознание и язык возникли на одном определённом этапе общественного развития человечества, что дало людям возможность поддерживать друг с другом отношения, развивать коммуникацию.
[xx]
Современная наука создала множество возможностей и различных средств для выражения языка, разработки и применения его теоретических и практических, прикладных деталей. Поэтому очевидно, что специфика потребностей человека многозначна, а способы её удовлетворения, с точки зрения коммуникации и информации, также различны. Работники СМИ стали использовать теорию, пригодную для повышения уровня информационных материалов и осуществления, необходимых функций информации.
Первый информационный уровень - передача информации посредством языка объекту простым и ясным стилем изложения.
Второй информационный уровень - это уровень убеждения. Его цель - убедить объект, то есть потребителя информации, и склонить его к точке зрения субъекта.
Третий информационный уровень - это выражение, которое относится к искусству и используется средствами массовой информации в аудиовизуальных видах СМИ. Акцент делается на использование движимого и неподвижного изображения.
В заключение мы рассмотрим самые распространённые в мире теории информации.
А. Теория абсолютной власти. Абсолютная власть - это один из видов власти, которая находится в руках одного лица – монарха (короля, императора или диктатора). При этом не признается свобода или демократия и, ни при каких условиях, народ к власти не допускается. Такая власть опирается на идею «священного права от Бога». Эта идея утверждает властителя наместником Бога на земле.
Известно, что в 1450 году появилась печать, которая в то время подчинялась власти церкви и монарха. В зависимости от степени этого подчинения она связана с природой общества, в котором существует. Общество подчиняется или абсолютной власти или господствующей философии. Мир - свидетель нескольких видов таких философией и абсолютных властей. Например, власть церкви и духовенства в европейском обществе периода средневековья, которая полностью подчинила себе общество. Здесь мы видим, что государство ставится выше человека в структуре общественных ценностей.
Поэтому человек не может полностью достичь целей, полноценно развивать свои возможности и таланты. Он всецело подчиняется власти государства, не имея права свободного выбора. Самая высшая ступень его мышления всё равно остаётся мышлением подчинённого, что принижает его как личность.
В государстве с абсолютной властью один человек или ограниченная группа людей занимает руководящие посты, владеет неограниченной властью, остальные подчиняются им, в таких странах места для власти народа нет. Каковы истинные источники абсолютной власти?
Ответ на этот вопрос-в концепции «полномочий от Бога», в расовом факторе в таких обществах, которые утверждают, что их раса - высшая среди всех и имеет право властвовать над всеми. Приведённые ниже положения (в сокращении) позволяют лидеру или определённой группе людей изучать обстоятельства, осознавать опасность, находить способы её ликвидации. Истинным источникам власти является монополия этой ограниченной группы людей, считающих себя мудрее других, которые будто бы вправе руководить народом, то есть «власть сильного». Установление источников власти, из которых государство с абсолютной властью берёт свою философию, не так важно. Она ограничена определённой группой людей, ни один человек не может достичь её, потому что цель государства с абсолютной властью - сохранить единомыслие народа с взглядами власти, чтобы народ оставался в подчинении и зависимости.
Основной принцип абсолютной власти - власть от Бога. На этом принципе была основана власть всех монархий. Власть передавалась аристократией по наследству, таким образом, её положение, титулы и привилегии в области политики и власти сохранялись. Эта теория относится к самой древней исторической эпохе. И, возможно, господство этой теории в монархиях как Запада, так и Востока было примерно одинаковым, не считая незначительных различий, привносимых каждым новым властителем. Нельзя отрицать, что некоторые из них верили в справедливость, равноправие, плюрализм, допускали и создавали при себе Советы, но были и те, кто применял силу, провозглашая себя «наместником Бога на земле». Европа находилась под этой властью в эпоху средневековья.
Журналистика и абсолютная власть. Пресса и её методы не смогли ничего изменить в теории абсолютной власти, наоборот, эта теория укреплялась и продолжала оказывать существенное давление на прессу, на её информационные функции и отношение к обществу. Власть всегда старалась укрепить политико-идеологические основы – в современном понимании “теорию абсолютной власти” - для сохранения своего положения и окружала себя опытными советниками. Советники могли осознать цели государства, заключающиеся в подчинении общества своей власти и сохранении стабильности общества.
Таким людям давались высокие должностные посты, чтобы они в качестве советников работали на лидеров - монополистов власти, которые могли использовать идеологические факторы в своих интересах.
Таким образом, они должны были служить интересам власть имущего класса. Это давало возможность советникам обращаться к народу от имени власти, через СМИ, существовавшие в то время. Среди них была такая пресса, в которой запрещалось появление идей, способных разбудить народ от глубокого сна. Эта теория в современную эпоху была тесно связана с теорией фашизма и нацизма. Например, система власти Гитлера в нацистской Германии, фашистской власти в Италии, Испании и Португалии, где государство контролировало все СМИ и ставило перед ними задачу мобилизации народа, возбуждения тех или иных чувств и формирования нужных мнений для использования в своих экспансионистских целях, послужила началу второй мировой войны, в результате которой были уничтожены миллионы невинных людей.
Цензура и власть государственных структур над прессой. Цензура - это один из важных аспектов в теории абсолютной власти. Она берёт начало в религиозной цензуре средневековой Европы. Когда Римская церковь была на пике власти, её права были объявлены полученными от Бога, в религиозном подчинении у церкви находились многие государства. Её власть распространялась на общественное мнение, на свободу слова в течение нескольких веков. Новое изобретение-типографии церковь использовала в своих интересах. Ее власть проявилась в издании лицензий для типографий и публикаций, а со временем в том, что люди, выбравшие эту профессию, попадали под церковную власть. В то время лицензия была «привилегией», которая обязывала издателя печатать и распространять то, что угодно власти.
Но этот метод себя не оправдал. Поэтому власть создала предварительную цензуру, и все письменные оригиналы стали просматриваться представителями правительства ещё до их опубликования. Государства-угнетатели сообщались с народом с такими ограничениями, проблемами и барьерами, которые открывали дорогу только перед государством, то есть физическим лицам путь был закрыт, а все виды свободы прессы аннулированы в целях безопасности и целостности государства. Источником такой философии в наше время был фашизм и расизм, которые преследовали цель ограничения основных прав человека.
Идеологическая и политическая история теории абсолютной власти. Платон считал, что разделение власти внутри государства на две или более равные части является началом распада государства. Он указывал, что пока человек имеет инстинкт потребностей, власть должна запрещать материальные интересы, пресекать чувства эгоизма у масс для удержания власти в своих руках. Многие средневековые философы после Платона обосновывали власть на принципах Макиавелли, который призывал к подчинению всех и вся для безопасности государства. Они оправдывали безнравственные действия, которые употреблялись политическими лидерами, жёсткую цензуру на диалоги и обсуждения, на публикацию информации в обществе и считали, что это оправдывает себя, пока служит интересам власти и государства, то есть цель, по их мнению, оправдывала средства.
Жорж Мигель, которого называли «отцом современного фашизма и коммунизма», создал теорию абсолютной власти в законченном виде, когда сказал: «Государство - дух морали и результат умственной деятельности». Он также выдвинул идею государства как конечной цели, оно должно иметь значительную долю прав над личностью и обществом. Итак, теория абсолютной власти навязывает идеологически жёсткие виды и возникает из идеологического участия мудрецов при условиях служения общества их теориям. Государство поощряет эту теорию и направляет усилия к её возрождению и цензуре всего. Об этом писали Сократ, Платон и Аристотель в своих философских теориях, они были сторонниками власти, угнетающей народ.
Платон дал идеологический образ аристократического государства и считал природу человека, его материальные интересы, эгоистические чувства результатом перехода власти от аристократической модели к демократической. Он утверждал, что демократия ведёт к распаду государства, и государство не может быть в безопасности, если не будет в руках мудрых деятелей и законодателей, которые имеют высшие идеологические ценности, необходимые для принятия всем обществом, чтобы оно шло по выбранному ими пути. Платон считал также, что высший класс общества должен ставить власть выше эмоций и инстинктов организма.
Б. Теория свободной прессы. Она называется так, потому что верит в человека, считает человека своей основой, а также, что человек с рождения имеет уже природные права, верит и утверждает, что человек - разумное существо и, в то же время, этичное. Этика подчиняет человека неписаным законам, он имеет жизненную абсолютную свободу, свободу мнения. Этика призывает к управлению жизнью самого человека, без вмешательства власти. Основатели этой теории считают, что человек стоит выше государственного устройства и страны, являющихся только средствами, через которые человек реализует свою деятельность. Когда государство противостоит человеку, он должен бороться с препятствиями, которые мешают достижению его целей. Эта теория возникла как альтернатива теории абсолютной власти, угнетения и рабства человека, в которой власть - короли, аристократы, феодалы и церковь. Церковь подчиняла себе все слои общества, они были угнетены политически, экономически, психологически и даже религиозно. Угнетение проявлялось в крепостной системе, где испытывались самые жестокие виды эксплуатации человека. Поэтому система свободы и либерализм чудодейственно воздействовали на человека, а демократическое, либеральное общество во время своего появления имело грандиозный успех.
Принципы теории свободы. Теория свободы опирается на два принципа: Принцип свободы личности. Принцип конкуренции.
Оба этих принципа тесно связаны с экономическими и политическими теориями. Принцип свободы личности является выражением теории свободы. Он опирается на свободу деятельности человека как личности во всех экономических и политических аспектах. Это реакция на теорию господства феодалов над человеком в течение нескольких веков. Пионеры этой теории боролись за невмешательство государства в личные дела человека, в его экономическую или идеологическую деятельность, а также в дела СМИ.
Идеология теории свободной прессы. Теория свободной прессы возникла в результате политических и идеологических изменений в Европе. Самым важным событием в истории Европы до сегодняшнего дня остаётся французская революция 1789 года, которая провозгласила права человека и сформировала принципы, сыгравшие значительную роль в истории человечества.
[xxi] Эти принципы дали человеку возможность освободиться и заниматься экономической и идеологической деятельностью без ограничений и без государственного вмешательства. Государство несло ответственность за ряд функций: 1. Сохранение суда или юриспруденции, поддержание безопасности внутри государства. 2. Защита государства от внешней агрессии. 3. Уважение прав граждан, их мыслей, экономической, политической, идеологической и общественной деятельности.
Появление теории свободы укрепило веру в человека в противовес теории абсолютной власти, которая расценивала человека лишь как часть общества и ограничивала его ценность понятием власти. Итак, теория свободы видела цель существования общества в радости человека. А сторонники теории абсолютной власти полагали, что главной целью является защита интересов всего общества, даже за счёт жизни отдельного человека. Всё это способствовало появлению различных видов капиталистической демократии и монополии в самом широком смысле.
Понятие теории свободы достигло огромного успеха. Было распространено образование, доступное по сравнению с распадом феодальной эпохи угнетения. Большинству граждан было дано право выбора, в том числе, право человека на выбор деятельности.
Наряду с этим имела место конкуренция в целях достижения максимальной прибыли. Выросло производство, что содействовало общественному прогрессу и процветанию. Понятие свободы сначала возникло в средних слоях европейского общества, которое требовало свободы и защиты, прав большинства. Это стало очевидным, когда ряд политических движений поддержал принципы и призывы к свободе.
С появлением на арене философа Жана Люка теория свободы получила ещё большее развитие. Он говорил, что народ - источник всякой власти. И объяснял это тем, что народ может вручить власть другому правительству, если он видит, что существующее правительство бездействует.
Последователь Жана Люка - Джон Мильтон в 1644 году заявлял, что «нечестность не сможет устоять, если будет сравниваться и проверяться другими факторами», то есть должна быть полная свобода обмена мнениями.
А Джон Раскин считал, что человек, компетентный в своей области, должен стремиться просвещать других, говоря всё, что считает необходимым, независимо от того, какие это будут темы, государственные или личные, обсуждать их.
Джон Стюарт полагал, что зрелый человек имеет право в обществе думать и делать что хочет, если это не наносит ущерб обществу.
Все вышеперечисленные философские идеи распространились сначала в США и Европе. В основном, они утверждали следующее: 1. Практиковать свободу в самом широком смысле этого понятия. 2. Уважать человечество и ценить человека. 3. Обеспечить будущее человека. 4. Достичь процветания и счастья для общества.
Эти принципы не находили практического применения до последних десятилетий XX века, во время господства стран с развитой промышленностью, монополистов в области экономики, СМИ и К.
Свобода прессы и СМИ. Каждая теория имеет свое конкретное содержание, через которое она влияет на стиль и образ информации. Философия информации возникает из философии государства. Информация в теории абсолютной власти - это информация давления. Как уже было сказано, государство подменяет народ писателями и уполномоченными, которые выступают от его имени и в интересах государства. Мысли, не совпадающие с политикой и интересами государства, не получают огласки. Прибавим к этому цензуру на СМИ и К.
После создания теории свободы возник ряд противоречий в толковании свободы среди представителей Запада и Востока. Каждая из сторон обвиняла другую в угнетении и эксплуатации человека и установила свой стиль, идеалы и философию, которые и пропагандировала.
Марксисты высмеивали теорию свободы, принятую в западном мире. Так Сталин заявлял, что понятие «свобода» для безработных не существует, что свобода может возникнуть только в случае полной ликвидации в обществе эксплуатации, нищеты и страха.
[xxii] Эти слова не требуют комментариев.
На западе же утверждали, что западная пресса пользуется абсолютной свободой, в то время как советская испытывает давление власти, является однопартийной и полностью находится под контролем государственной цензуры. В бывшем СССР опровергали такие заявления и подчеркивали, что советская пресса не подчиняется капиталу, а американская извлекает денежную выгоду.
Американская пресса называла себя «прессой оперативной информации» и заявляла, что она имеет возможность быстрого распространения новостей, может больше, чем кто-либо, развлекать читателя и даёт ему только полезную и нужную информацию. Ответ советских оппонентов был следующим: «Оперативная информация и развлечение читателей - не основной аспект, характеризующий служение солидной прессы обществу, потому что развлекательная информация в большинстве случаев противоречит этике журналиста по советским понятиям.
[xxiii]
Запад ставил на первый план свободу, а на второй-ответственность, а в бывшем СССР мы наблюдали обратное. После распада социалистического лагеря и СССР ситуация изменилась. Появились признаки гласности, признаки свободы и демократии по западном понятиям, СМИ независимых государств, возникших на руинах бывшего СССР и социалистической системы в Восточной Европе.
В. Социалистическая теория прессы. Понятие «социалистическая теория» появилось в 1830 году и продолжало развиваться до 1948 года. За этот период возникло множество философских течений, политических идеологий, которые стали как бы продолжением этого понятия. Но своё начало социалистическая теория прессы берёт со времён французской революции, когда были использованы листовки для распространения идей. Термин «социализм» как политический термин в современном понимании общественной и экономической системы появился в газете «Клуб» в 1832 году.
Пьер Леро, ученик философской школы Сен-Симона, употребил этот термин для выражения общественно-реформаторской философии, в которую верили последователи Сен-Симона. Эта философия призывала к гуманному отношению к низшим слоям общества. Но понятие «социализм» стремительно расширялось благодаря Фурье, Прудону и Луи Блану и стало одной из общественных систем.
Социалистические течения. В Европе сформировались три социалистических течения. Они призывали к борьбе человека против монополии капитализма в соответствии с социалистическими понятиями:
1. Производительный социализм поддерживал проекты роста общественного богатства и возможности освобождения капитала в региональных и международных проектах. Он призывал людей, способных к производительному труду, жить и работать без вмешательства в государственные дела, оставить их во имя равенства и общих целей на усмотрение коммерсантов, промышленников, интеллигенции, учёных и инженеров. Учение философской школы Сен-Симона развивали его ученики.
2. Кооперативный социализм: это направление в Англии возглавил философ и промышленник Роберт Оуэн, а во Франции - Шарль Фурье. Роберт Оуэн считал, что решение проблем зависит от создания человечной социалистической модели, которая привлечёт всех честных людей из класса богатых финансистов и промышленников. Он сам показал пример созданием социалистической колонии на принципах равенства и разделения прибыли. Капиталистический стиль отношений там исключался.
3. Научный социализм: эту философскую, общественную и экономическую теорию создал Карл Маркс, после того как освоил диалектическую философию Гегеля, теорию свободной экономики Адама Смита и общественно-философские воззрения Сен-Симона и его учеников.
Основы теории социалистической прессы. Теория социалистической прессы опирается на следующие принципы: 1. СМИ - собственность народа; 2. Все учреждения и СМИ тесно связаны с социалистическим обществом. Для них была определена объективная роль, которой должны подчиняться все работающие в области информации. Действительной прессой признавалась та, которая одобряла академический подход.
Поэтому она верила только в материальное. Ставила общественную ответственность на первое место, а свободу - на второе, таким образом выражала интересы рабочего класса.
[xxiv]
Социалистическая информационная система провозглашала: 1. Свободу слова. 2. Свободу собрания, в том числе, народного. 3. Свободу собраний, демонстраций и провозглашение манифестов для достижения конкретных целей.
Однако после развала социалистической системы и СССР уже нельзя говорить о советской социалистической теории информации в чистом виде. Кроме того, произошёл переход новых государств от социалистической системы к демократической, которая имеет свои политические и информационные методы, свои собственные международные отношения, основанные на новых понятиях. В некоторых государствах начался процесс адаптации теории свободной информации.
Г. Теория общественной ответственности. Эта теория возникла как противопоставление всем ранее существовавшим теориям. Возможно, в её появлении важную роль сыграла вторая мировая война, которая повергла многих в шок.
В связи с этим идеологи выработали новые понятия, принципы и функции, которые являлись отражением либеральной теории. XX век стал временем практического внедрения этих идей и теорий в обществе и государстве. Самое широкое распространение эти идеи получили в США, где их приняли и откуда они проникли в мир. Они были направлены на критику основных принципов либеральной теории (теории свободы): 1. Человек должен знать правду, её нельзя скрывать, нельзя также выдавать человеку недостоверную, искажённую и неполную информацию. 2. Необходимо, чтобы была положительная критика, которая вступает в диалог с человеком и принимает его идеи для исправления недостатков демократичным мирным методом. 3. Провозглашалось распространение интересов общества, его экономических, образовательных, воспитательных и просветительских планов, так как СМИ ставят своей целью обслуживание общества и его процветание, а также уважение политических, экономических, культурных и общественных прав человека. 4. Требовалось равноправие в получении информации для каждого в целях повышения культурного и политического уровня через идеологию государства или его собственную.
Основные функции теории общественной ответственности представляют собой: 1. Служение политической системе, выбранной большинством членов общества. 2. Информирование общественности, а также возведение на должный уровень принципа народовластия. 3. Защита прав человека в обществе, прав государства для служения обществу, уважение общественной системы и распространение информации. 4. Служба обществу через информирование его о культурных, экономических, политических и общественных мероприятиях. 5. Создание равноправных проектов развлечения и досуга человека через норму свобод, предоставленных государством, что создаёт комфорт для членов общества. 6. Опора на самофинансирование.
В либеральной теории (теории свободы) критиковалось следующее: Неспособность прессы правильно выражать свою и общественную точки зрения. Теория общественной ответственности не считает обязанностью передавать только правду обо всех точках зрения, без какой бы то ни было дезинформации и искажения.
Либеральная теория играет на чувствах и поэтому не может дать полную правду, а выдаёт её лишь частично и то с искажениями, вводя тем самым общество в заблуждение. Человек может поддерживать действия государства, не зная его стремлений и конечных целей, но когда он обнаруживает обман, уже поздно.
Теория общественной ответственности осуждает это и утверждает о необходимости использовать свободу информации, право диалога человека с государством в том виде, который ведёт к сотрудничеству и прогрессу.
СМИ несут более других ответственность за общественное развитие. Свобода содержит в себе больше возможностей, чем ответственности. Поэтому свобода не ограничивается лишь природными на неё правами, но и другими условными правами, относящимися к ответственности, которую имеет человек по отношению к себе и к обществу.
Никто не обладает правом посягать на свободу других. То есть правительство и народ предоставляют прессе право на выражение мнений.
Однако пресса может лишиться этого права в случае употребления его в корыстных целях. Нельзя отделить общество, прессу и государство друг от друга. Посредством этих трех составляющих человек должен иметь возможность выражать своё мнение.
Д. Теория международной ответственности в журналистике. Целью теории международной ответственности является:
1. Связь структур СМИ и их сотрудников с проблемами каждого отдельно взятого человека, где бы он ни находился.
2. Повышение ответственности за информацию до уровня, требуемого для освещения международных проблем, что предполагает беспристрастность.
3. Достижение объективного участия структур информации в борьбе за человеческое существование.
4. Борьба против угрозы жизни человечества, которая выражается в ядерных войнах, монополии и международных противоречиях.
Цели и задачи этой теории, в основном, исходят из понятия человеческого общества в целом. Эта теория стала продолжением предыдущих информационных теорий и, возможно, самой объективной из них в условиях глобализации, так как она выходит за рамки одного отдельного общества и распространяется на всё мировое сообщество. Эта теория не оказывает предпочтения какой-либо определённой нации, потому что она отрицает идеалы расизма, религии и нации и служит человеку во всех аспектах его жизни, верит в достижение полной свободы, которая предоставит человеку возможность выражать своё мнение и идеи через СМИ и К. Принцип этой теории - «человек любит человека».
Несмотря на противоречия между людьми, эта теория утверждает единство, её призывы ясны и понятны, она опирается на связь одного человека с другим согласно их интересам, культуре, истории, географии и религии. Она требует от человека любви к ближнему в том широком гуманном смысле, к которому стремится человечество.
Результаты могут быть противоположными цели, которую преследует эта теория, так как основная её задача - адаптация природы человеческой информации для достижения высших целей. Достижение этого невозможно, если в среде её сторонников не будет личностей, преданных её гуманным принципам и идеалам.
Эгоистичные устремления человека приводят некоторых теоретиков и политиков, возглавляющих движения общества или идеологические и философские течения, к ограниченности кругозора. Под преданностью здесь понимается совокупность гуманных принципов.
В теории также утверждается, что человек, правильно понимающий принципы международной ответственности, призывает к свободе в истинном значении этого слова, борется против отсталости, которая, в свою очередь, ведет к религиозной и экспансионистской конфронтации, к экономическому, политическому и общественному рабству. Человек, в конце концов, преодолеет их. Поэтому распространение информационно-технологической революции и подчинение информационных структур монополиям направлено на служение только самим монополиям. Внедрение этой теории зависит от того, сумеют ли люди раздвинуть региональные границы и подняться над конфронтацией, противоречиями, личными, классовыми и региональными интересами.
Она может зависеть и от индивидуальных действий отдельных людей, например, таких, как британский философ Бертран Рассел, который осуждал Вьетнамскую войну; от деятельности некоторых свободомыслящих писателей, осуждающих расовую дискриминацию и т. д.
Но отдельных стремлений для поддержания этой теории мало, и она всё ещё недостаточно распространена и влиятельна, хотя, в основном, международные усилия, как информационные, так и политические направлены на поддержание равноправия народов, на их справедливые требования и осуждение отдельных проявлений экспансии и расовой дискриминации.
Мы считаем, что ООН должна пересмотреть все информационные действия, опирающиеся на принцип права владения технологией, который означает право монополии на информацию. И если человеческие проблемы и права угнетённых народов, в целом, показывают суть гуманной информации, которая выступает в поддержку любви, мира и взаимопонимания между народами на основе взаимного уважения, общечеловеческих ценностей и равноправия идей, понятий и позиций, это не означает отсутствие какой бы то ни было цензуры. Должен существовать запрет на расовую дискриминацию, на разжигание войн, разжигание межнациональных и религиозных конфликтов и т.п.
Монополия не должна руководствоваться мнением отдельных людей, она должна ставить интересы общества превыше всего и уважать коллективные интересы.
[xxv]
Таким образом, на основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Наряду с действительной постановкой принципиально новых проблем, характерных для жизнедеятельности человека прошедшего и начала нового века, современная международная журналистика не может не нести на себе следы воздействия идеологического противоборства, которое выражается в приверженности тем или иным наиболее распространённым теориям журналистики.
2. Международная журналистика, с глобализацией всей системы совокупных взаимосвязей человека, общества и природы, превращается в эффективный инструмент информационного обмена между субъектами международных отношений.
3. СМИ и К в этой связи предстают не только как среда, отражающая многообразие проблем социальной сферы деятельности человека, но и как сила, способная сыграть ведущую роль в международном обмене информацией, способствующей процессам глобализации.
Примечания
[i] Рушти Жихан Ахмед. Научные основы теории журналистики. Каир: Дар аль Фикр аль Араби, 1978, с. 365-366; - аль-Рафаии Шамс аддин. История сирийской прессы. в 3-х тамах. Т. 1-Османский период Каир: Издательство Дар аль Маариф Бимиср, 1969, с. 17-24; - Шалаби Ахмад Жадалла. История исламского воспитания. , Каир: Дар аль китоб. с. 150; - Сабат Халил. История типографии на арабском Востоке. с.34; - Зедан Жоржи. История литературы арабского языка. В 4-х тамах. Т. 4, Каир: Дар аль Хилал. С.11; William L: Rivers and Wilbur Schramm, Responsibility Mass Communication. New York, Harper & Row,1969. p.6.[ii] W. Schramm: One Day in the World's Press. pp. 3-6. Harry Goldstein: Reading and Listening Comprehension at Various Controlled Rates. N. Y. Teacher's Collegt, Columbia University Bureau of publications, 1940.[iii] P. Lazarsfeld: Radio and the printed page. N. Y., Duell Sloan and Pierce, 1940. Lazarsfeld et al: The People's Choice, McPhee, New Strategies for Research in the Mass Media. N. Y., Bureau of Applied Social Research, Columbia University, 1953. Leo Bogart: the Age of Televivision. N. Y., Frederick Ungar,196.[iv] Кайро Ролан. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммад. Алжир: Университет, 1984, с. 81-85.[v] Рушти Жихан Ахмад. Научные основы теории журналистики. Каир: Издательство Дар аль Фикр аль Араби, 1978. с. 368-369; Анвар Каримов. // «Узбекистан, 1998, № 2; H. Blumer: Movies and Conduct. N. Y., the Macmillan Company, 1933. W. Charters: Motion Pictures and Youth. N. Y., Macmillan, 1933. Doob, Propaganda: Its Psychology and Technique. N. Y., Henry, Holt and Company, 1935.[vi] там же.[vii] аль-Масмуди Мустафа. Международный сети коммуникации: ёе реальности и перспективы. В материалы конференций СМИ и информатизация: на пороге XXI века. Эр –Рияд: институт дипломатических исследований, 1995. С 99-138. Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ. http://intra.ru/pub/vestnik /V3_99/2_1.htm.[viii] Ершова Т. В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. http://intra.ru/pub/vestnik/V3_99/2_5.htm[ix] Рушти Жихан Ахмад. Научные основы теории журналистики. Каир: Дар аль Фикр аль Араби, 1978, с. 355.[x] Schramm: Communication Development and the Development Process, in Lucian Pye(ed) Communication and Political Development. N. J., Princeton University Press, 1963.[xi] Рушти Жихан Ахмад. Научные основы теории журналистики. Каир: Издательство Дар аль Фикр аль Араби, 1978. с. 356-357. Alan Hancock: Mass Communication. London, Longmans,1966, p. 1-4.[xii] Марака Жавад. Компетентные лица в решении информационных вопросов арабских, африканских стран и стран Средиземноморья. // Аддустур, Иордания, 1997, июль 1.[xiii] W. Philips Davison: International Political Communication. N. Y., Fredrick A. Paeger, 1965, p. 3–10.[xiv] Ассуки Ихаб. Экономические начала технического прогресса и влияние их на внешнюю торговлю. // Каир: Ж. Ассиасса Адувалия, 1997, № 129. с. 213.[xv] Хаджадж Карим. Информационная война и развитие военной идеологии США. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1996, № 123. с. 122; Peter Drucker: The New Realities: In Government and Politics, In Economics and Business, In Society and World View, N. Y., Harper & Row Publishers, 1989. Scott Lssh., John Urry. The End of Organized Capitalism, Cambridge, Polity Press, 1993.[xvi] Заявление Президента Р.Уз. Ислама Каримова. // «Правда Востока», 2001, 6 октября.[xvii] Colin Cherry: World Communication. Treat or Promise. A Sociotechnical Approach. London, Wiley–Interscience, 1971, pp. 57–102. аль - Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: Англо–египетское издательство, 1990. с.31.[xviii] аль - Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. . Каир: Англо–египетское издательство, 1990. с.18.[xix] аль - Одат Хусейн. Информация и проблемы развития. Доклад в Комитете "Алеско" по проблемам коммуникации и информации в арабском мире. Тунис, 1983. с. 9-10.[xx] Рушти Жихан. Системы коммуникации и информации в развивающихся странах. В 2-х тамах. Т. 1. Каир: Аль Хаммами, 1972 . с. 82.[xxi] более подробно об этом - "Аль Эълам аль араби" ("Алеско"), 1982 № 2. с. 171. (На араб. яз.)[xxii] аль-Убайди Жабар Ода, Улеуй Хади Хасан. Введение в арабскую информационную политику. Сана: Альжил аль Джадид, 1993. С. 21-23.[xxiii] там же.[xxiv] UNESCO: Final Report. Intergovernmental Conference on Communication in Latin American & the Carribian. San Jose Costa, July 1976, p. 23.[xxv] Жабар Ода аль-Убайди, Хади Хасан Улеуй: Введение в арабскую информационную политику. Сана: "Альжил аль Джадид", 1993. С. 29-31.

Комментариев нет: