Монография 3 из 7
АЛЬ - БУХАРИ МУХАММАД
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ташкент - 2005
Глава II . Международный обмен информацией в рамках международных отношений
2.1. Международный информационный поток с точки зрения анализа содержания и формирование общественного мнения.После распада СССР появились новые независимые государства. Они, а также страны бывшей социалистической ориентации обрели политическую независимость. Но, тем не менее, некоторые из них попали под влияние других развитых стран. Наряду с этим существуют страны, которые упорствуют в неподчинении развитым странам. Добавим к этому постоянное стремление отдельных народов, являющихся частью многонациональных государств с нестабильной политической системой, требовать отделения и национального суверенитета, получения политической самостоятельности.
Позиция силы и её влияние на международный обмен информацией является результатом научно–технического прогресса именно в области коммуникации. Сегодня многие страны мира имеют более тесные связи, расстояние между ними как бы сократилось.
Международный обмен информацией (МОИ) и коммуникации играют особую роль в международных отношениях, в формировании национальной активности народов. Но, с другой стороны, международный обмен информацией имеет неоднозначный характер. Это один из важнейших аспектов международной политики. Становится очевидным, что свободный поток информации является односторонним. Для того чтобы он стал по настоящему свободным, необходимо утвердить равновесие между странами в этом направлении. Существует целая серия дисбалансов: [i] а) между развитыми странами, менее развитыми и развивающимися; б) между странами с разным политическим, экономическим и общественным строем; в) между развитыми странами с одинаковой политической системой, так как они всё ещё имеют разные возможности; г) между крупными державами и небольшими государствами; д) между развивающимися странами, так как одни из них имеют очень высокий национальный доход (в основном, от экспорта природных ресурсов), а другие - очень низкий; е) между объёмом позитивной и негативной информации.
Все вышеперечисленные виды дисбаланса не ограничиваются только информационным потоком, коммуникацией или международным обменом информацией, но включают в себя все виды подготовки и распространения информации в целях научного развития, экспорта и импорта современных технологий. В результате это приводит к увеличению пропасти между странами–поставщиками информации и странами–потребителями.
Это подтолкнуло государства, входящие в такие международные союзы, как Движение Неприсоединения, Организация Исламской Конференции и региональных союзов, Лига арабских государств и Организация африканского единства, создать независимые международные средства массовой информации, утвердить равновесие в потоке информации и уменьшить её негативное влияние.[ii]
Международные союзы призвали эти страны к созданию новой мировой системы МОИ вместо уже существующей системы, которая была бы более гибкой и свободной, справедливой, эффективной и уравновешенной. Она должна быть построена на принципах демократии и равноправия между всеми странами мира. Поток информации, система международного обмена информацией и коммуникации тесно связаны с понятиями «свобода информации», «свободный поток информации», «равновесие в потоке информации» или «свободное развитие средств массовой информации».
Но существует ряд проблем, возникших в результате некоторых политических действий, ограничивающих свободу международного обмена информацией. Эти проблемы можно легко устранить. Необходимо стремление стран и народов к преодолению таких проблем, как, например, насилие против журналистов, жёсткая цензура и закон, занесение фамилий некоторых журналистов в «чёрный» список (список тех, чьи материалы не публикуются), запрет на свободное передвижение журналистов, газет, книг, запрет на их импорт и экспорт из развитых стран, что связано с угрозой утечки новейших технологий.
Принцип свободного потока информации был использован как одно из политических средств в ходе конфронтации между социалистическими странами во главе с бывшим СССР и развитыми капиталистическими странами во главе с США в годы холодной войны. Наряду с этим велась экономическая борьба: богатые страны использовали экономическое давление на развивающиеся и бедные страны для достижения своих целей во внешней политике. В связи с этим развивающиеся страны рассматривают принцип свободного потока информации как средство для устранения монополии промышленно развитых стран на поток информации, поступающей в развивающиеся страны.
Понятие «свободная информация» для них означает двусторонний поток информации, утверждение справедливости в МОИ.
Принцип свободного потока информации привёл только к одностороннему потоку информации (радио и телепередач, компьютерных и культурных продуктов) из промышленно развитых стран в менее развитые и развивающиеся страны. Это лишь укрепило монополию развитых стран.
Односторонний поток информации, опираясь на исторические и культурные факторы, может влиять на страны даже в пределах одного географического региона. В Европе страны, контролирующие поток информации на европейском континенте, никогда не акцентируют внимание в своих средствах массовой информации на достижениях и успехах малых европейских стран.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы: Огромный поток информации идёт с североамериканского и европейского континентов; Односторонний поток информации концентрируется на севере и направляется к югу земного шара, который принимает более 90 % информационных материалов через Лондон, Париж и Нью-Йорк.
Здесь ясно прослеживается неравенство в объёме производства газет, журналов, книг, радио–телепередач, других информационных материалов, а также неравенство в распространении этих материалов через международные сети СМИ и К. Это отражает реальное положение дел в международном информационном обмене. Вот почему страны–монополисты средств коммуникаций были недовольны стремлением группы стран неприсоединения укрепить своё положение в международном обмене информацией.[iii]
Односторонний поток информации стал отражением монополии в политическом, экономическом строе развитых стран, которые оказывают значительное влияние на весь мир и постоянно утверждают зависимость менее развитых стран от них. Это достигается путём концентрации международных СМИ на проблемах, конфликтах, терроре, имеющих место в менее развитых государствах.
Международный поток информации является вертикальным, а не горизонтальным, даже в условиях глобализации, потому что он - односторонний. Всё вышеприведённое указывает на формулу силы в международном обмене информацией и в рамках международных отношений.
После глобального развития современных средств коммуникации информация стала одним из видов услуг, товаром, то есть сформировался способ её передачи, приёма и хранения. Коммерческая информация заняла большую площадь в общем потоке информации. Её печатают газеты, журналы, транслируют на радио и телевидении, передают через международные компьютерные сети, а это понижает культурную и общественную ценность международных СМИ во внутреннем обмене информацией.
Гохан Галтунг (Gohan Galtung) - учёный из США - провёл исследования направленности международного потока информации и вывел следующую формулу: центр–край. Он внедрил эту формулу в теорию международной монополии и разделил мир на две части: центр – представляют страны монополисты, а края – страны, зависимые от первых. Он пришёл к следующим выводам: а) вертикальный процесс является основным фактором, который утверждает несправедливость между государствами; б) «центр» – это монополист всего потока информации в мире; в) информация, идущая от «центра», занимает главное место в содержании зарубежной информации, поступающей в средства массовой информации стран – «краёв», больше, чем информация о странах – «краях» поступает в средства массовой информации стран – «центра»; г) наличие незначительного информационного потока о странах – «краях»; д) международный поток информации является одним из основных аспектов международного обмена информацией и коммуникацией; е) четыре международных информационных агентства “AP” (Associated Press США), “AFP” (France Press Франция), “UPI” (United Press International США) и “Reuter” (Великобритания) являются монополистами потока внешней информации большинства стран Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. А бывшее телеграфное агентство ТАСС являлось основным источником информации для большинства социалистических стран до распада социалистической системы и СССР.
Общий объём информации, который распространяют четыре главных информационных агентства, составляет 32.850.000 слов ежедневно и распределяется между ними в следующем соотношении: AP 17,000,000; UPI 11,000,000; AFP 3,350,000; Reuter 1,500,000; Всего ежедневно 32,850,000 слов[iv]
Следующая таблица показывает объём информации, который выдавали ежедневно некоторые другие информационные агентства мира в конце 80-х годов: Испания EFE 500,000; Италия ANSA 300,000; Германия DPA 115,000; APS 100,000; Югославия Tanyug 75,000; Всего ежедневно 1,090,000.
Эти таблицы еще раз подтверждают, насколько сильна монополия основных четырёх информационных агентств в международном потоке информации.
Исследования показывают, что эти информационные агентства концентрируют свою информацию только на негативных явлениях в менее развитых и развивающихся странах. Например, это насилие, коррупция, катастрофы в них, а не информации об экономическом и культурном развитии этих стран. События подаются без раскрытия причин, которые их вызвали. При этом информация обычно касается государственного аппарата управления, а не широких слоёв общества. Исследования показали также, что влияние общественных и культурных различий между народами играет важную роль в потоке международной информации. Эти различия являются причиной, замедляющей процесс МОИ.
Сегодня просмотр телевидения ежедневно занимает значительное время. Международный поток информации через спутниковое телевидение оказывает особенное влияние на женщин и детей, так как в развитых странах именно они проводят у экранов большую часть времени. Здесь следует заметить, что это относится также и к всему населению менее развитых стран. Западная информационная телевизионная модель является преобладающей в развивающихся странах, но, как и социалистическая модель, она не отвечает требованиям этих стран.[v]
Сегодня мировые банки, международные страховые, морские, авиационные и трансконтинентальные компании, а также агентства связи и другие организации используют современные средства коммуникации: телекс, факс, компьютерные сети, телефоны и спутниковую связь.
Международная коммуникация стала возможна благодаря глобальному научному и техническому развитию в системе электронной коммуникации через спутниковую связь.
Это дало возможность США, которые ушли вперёд в сфере электронной спутниковой связи и владеют самой широкой компьютерной сетью на международном уровне ИНТЕРНЕТ, захватить монополию в этой важной области на мировом рынке.
В 1981 году США контролировали передачу и распространение 80 % данных и информации в мире благодаря революции в вычислительной технике, то есть компьютерам, которые проникли во все сферы жизни и коммуникации и стали их неотделимой частью. Американская компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ является центром всех сетей, где происходит накопление информации, поступающей из боле 21,000 информационных сетей, хорошо организованных и скоординированных, что облегчает процесс вызова информации любым абонентом. Компьютеры через развитые технологии коммуникации используют телефонную сеть, спутниковую связь для передачи своей информации боле 33 млн. абонентов по всему миру.[vi]
Международный обмен информацией и формирование общественного мнения: «International Flow of Information and Images», СМИ и К участвуют в формировании представления или определённого понимания народами друг друга, часто негативного. Это явление - результат неравноправного потока информации и её искажения в отношении менее развитых и развивающихся стран через материалы, которые публикуются и распространяются информационными монополистами. Зачастую даётся только негативный портрет этих стран: нестабильность, анархия, насилие, коррупция и неудачи. Ряд исследователей пришли к заключению, что отдельные физические лица (журналисты) формируют визуальное представление о народах, подавая информацию как полностью достоверную.
Ценность таких выводов зависит от географических, политических, этнических факторов и некоторых других сторон жизни этих государств. Специалисты в области информации и коммуникации в западных странах акцентируют внимание именно на конфронтации и противостоянии таких стран, то есть на любой негативной информации при оценке государств и обществ.
Исследования показали, что образование в любом государстве - это независимый и влиятельный фактор в процессе прогнозирования знаний. Среди информационной аудитории более любознательны мужчины, они стремятся узнать политические и экономические особенности стран, но не их культурные и моральные ценности. Интеллектуальное развитие человека находится под влиянием международной информации, которую он получает не всегда в объективном виде. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Международная информация опирается, в основном, на интересы Запада, так как основные мировые источники информации – западные.
2. Информирование о развивающихся государствах подаётся с точки зрения западных ценностей, несовпадение с которыми зачастую даёт негативный оттенок.
3. Международная информация, полученная с Запада, – усложнённая, а не упрощённая. Международный поток служит, в основном, для формирования позитивного мнения о Западе, вместе с этим он формирует интеллектуально-негативный портрет развивающихся стран, как-то: анархия, террор, коррупция и их неудачи в рамках международного обмена информацией.
Методы, способы и технология международных средств массовой информации. Научные исследования показали, что основные элементы успеха информационно–пропагандистской кампании, направленной на зарубежную аудиторию, находятся в зависимости от методов, техники и тактики работы журналистов. Это, прежде всего, убеждение всей аудитории в достоверности подаваемых фактов в целях достижения поставленных задач информационного проекта. Исследования также показали, что методы, применяемые в информационно–пропагандистских кампаниях, преследуют следующие цели:
1. Привлекают внимание аудитории, убеждают в достоверности содержания, используя интересы, взгляды и уровень культуры потребителей информационных материалов.
При подготовке информации используется стиль, близкий аудитории, что делает информацию доступной для понимания и правдоподобной. Сомнение и неверие вызовут противоположную реакцию, ослабят эффект информационной кампании, и она не достигает ожидаемых результатов.
Таким образом, иногда используется техника обмана (lie techhique) путём чётко выработанного стиля информационного материала. Читатель не может обнаружить хорошо замаскированного обмана.
2. Информационно–пропагандистская кампания стремится получить материалы, поддерживающие её цели, планы, стиль работы.[vii]
Международные СМИ и К в своих пропагандистских кампаниях используют «метод повторения» (Repetition) в изложении проблемы для полного закрепления информации в памяти аудитории, для достижения максимального эффекта, что возможно через повторение материала в соответствующее время, приемлемым образом.
Используется и так называемый «метод преувеличения» (Exaggeration), который невозможно обнаружить потребителю информации. Информация преувеличивается с целью достижения нужного эффекта, как в моральном, так и в духовном отношении.
Это делается для оправдания и поддержки ряда фактов и позиций, которые выглядят неприглядно.
Самый распространённый метод - это метод косвенных нападок, когда обвиняется конкретный человек, группа или государство. Такой метод воздействует эффективнее, чем прямое обвинение. Информация преподносится, как неоспоримый факт, не подлежащий сомнению и обсуждению. Это делается с целью недопущения сомнений у аудитории.
СМИ и К постоянно стремятся к сближению с аудиторией. Для этого используются люди, хорошо знакомые с культурой, интересами, увлечениями и всем тем, что близко той или иной аудитории. Материал подаётся в хорошо воспринимаемом для аудитории стиле. Кроме того, эти люди стремятся идентифицировать себя с аудиторией в ходе информационно–пропагандистской кампании.
Международные СМИ и К во время таких кампаний пользуются проверенными источниками для подготовки материалов с целью завоевания большого доверия у аудитории и утверждения материала, направленного к ней. Вместе с тем они игнорируют нападки противников, если они не могут им ответить.
Международные СМИ и К пользуются ясным и доступным языком изложения во избежание двусмысленного понимания, они также могут использовать ложные (False Association) факты для навязывания аудитории одной конкретной позиции, опираясь при этом на накопленный опыт. Это оказывает сильное влияние на малообразованную аудиторию. Во многих случаях международные СМИ и К используют эмоции в пропагандистской кампании, стадный инстинкт (Herd Instinct) аудитории в информации, направленной к группе людей, которых связывает что-либо общее: религия, раса, пол, климат, профессия, работа, организация, гражданство. Общеизвестно, что очень трудно определить, какое место в международных СМИ и К занимает этика журналистской работы. Так как иногда международные СМИ и К вынужденно или умышленно используют приёмы, противоречащие общепринятой этике работы журналистов, это делается для достижения своих личных целей.
2.2. Международный обмен информацией (МОИ) и международное сотрудничество. Культурные стороны международного обмена информацией и его эффективность. Развивающиеся страны потребовали создания новой международной системы в МОИ для улучшения положения развивающихся стран в процессе международного информационного обмена.
Некоторые позитивные результаты были действительно достигнуты. Это произошло после возникновения новых информационных систем, создания информационных агентств, относящихся к региональным и международным организациям и союзам. Такие, международные информационные агентства, как The Inter Press Service (IPS), специализировались на распространении информации о развивающихся странах и работе, направленной на укрепление и поддержку прямого информационного обмена между развивающимися странами, а также на распространении информации о развивающихся странах в СМИ и К Европы и Северной Америки. Их представительства находятся в более чем 60 странах, 2/3 из них – в развивающихся государствах.
Международные информационные агентства IPS достигли двустороннего соглашения с 30 государственными агентствами об обмене информацией. Необходимо отметить, что IPS направляли своё внимание на достижение экономического, общественного и научного развития. Соглашения были достигнуты с рядом международных организаций ООН для распространения информации о видах деятельности этих организаций.[viii]
Международные информационные агентства IPS получают 70 % своей информации через корреспондентов в развивающихся странах, а остальные 30 % через государственные информационные агентства развивающихся стран, с которыми были достигнуты соглашения об информационном обмене, равно как и с небольшими независимыми информационными агентствами.
Международные информационные агентства IPS распространяют ежедневно информацию через две основные сети, вещание ведётся на испанском языке – около 30 тыс. слов и на английском языке – 20 тыс. слов ежедневно. Наряду с этим ведётся перевод и распространение этой информации – частично на французском, немецком, португальском, арабском, голландском, норвежском и шведском языках. Следующая таблица показывает разделение информационных агентств развивающихся стран в сети распространения информации IPS: АГЕНТСТВО СТРАНА.
АНГЛИЙСКАЯ СЕТЬ: JANA Ливия; INA Ирак; WAM ОАЭ; MANE Нигерия; QNA Катар; TAP Тунис; LAKAPUVAT Шри-Ланка; WAFA Палестина; IPS–TAP Тунис; IPS–JANA Ливия; APA Австрия; GNA Гренада; PNAФилиппиныЮ
ИСПАНСКАЯ СЕТЬ: VENPRESS Венесуэла; NOTIMEX Мексика; TANJUG Югославия; COLPISA Испания; ANN Никарагуа; IFDA Международная; P.L. Куба; BOLPRESS Боливия; ILET Мексика; QNA Катар; COLPRESS Колумбия; ECUAPRESS Эквадор; INA Ирак; JANA Ливия; WAM ОАЭ; PANAPRESS Панама; DOMPRESS Доминиканская Республика; NAN Нигерия; RSS Непал.
Из вышеперечисленного мы можем сделать следующий вывод: международные информационные агентства IPS занимают своё особое место в международном обмене информацией, рассматривают положение развивающихся стран с различных позиций и стремятся объективно показать проблемы развивающихся стран.
В заключение нужно отметить, что свободный поток информации на сегодняшний день и даже в условиях глобализации средств коммуникации и информации является односторонним и служит интересам промышленно развитых стран–монополистов.
Развивающиеся страны с тревогой наблюдают за создавшимся неравноправным положением, которое выражается в монополии развитых стран на современные средства коммуникации и информации, в использовании их в своих целях, в пропаганде своих интересов для того, чтобы показать неспособность развивающихся стран решить свои экономические, технические и научные проблемы.
Согласно модели Гохана Галтунга (Gohan Galtung) мир разделён на две части «центр–край», которые неравноправны. «Центр» создал и руководит монополией, его представляют промышленно развитые страны. «Края» – менее развитые и развивающиеся страны - находятся в зависимости от «центра». В международном обмене информацией одни оказываются вверху – промышленно развитые страны, а другие внизу – менее развитые и развивающиеся страны. Прибавим к этому монополию четырёх международных информационных агентств: UPI, AP, AFP и Reuter, источников зарубежной информации в большинстве стран мира, через которые ежедневно передаются 32.850.000 слов плюс фотоснимки и телематериалы.
Современные глобальные средства коммуникации и международная компьютерная сеть,[ix] спутниковые телеканалы могут заметно потеснить существующую монополию и могут помочь в создании новой международной информационной системы, которую пытаются создать развивающиеся страны. Но новая информационная система должна противостоять информации, исходящей из развитых стран, которые акцентируют внимание на негативных явлениях относительно развивающихся стран. То есть новая информационная система должна играть важную роль в международных отношениях вообще.
Это требует от развивающихся стран времени и твёрдой позиции. Для быстрого решения этой проблемы необходимо своевременно реагировать на постоянные международные перемены и, особенно, на изменения, связанные с распадом социалистической системы и СССР, который подготовил мир к принятию в будущем нового международного строя, противоположного состоянию «холодной войны» между Востоком и Западом.
Это связано с коренными изменениями в структуре различных политических систем, с преодолением барьеров, стоящих перед созданием новой международной демократичной информационной системы. Она должна отвечать требованиям времени, требованиям аудитории и выбирать лучшие элементы для международного обмена информацией. Международный обмен информацией должен содействовать улучшению положения менее развитых и развивающихся стран в рамках новой международной, демократичной информационной системы.
Призыв к новой информационной системе направлен не только на достижение справедливости и равновесия в процессе информационного обмена,[x] но и на достижение морального и психологического эффекта. Изменение положения в международной информационной системе и улучшение положения международного обмена информацией невозможно без опоры страна на себя и на собственные ресурсы, а не на внешние факторы.
Наряду с этим отмечается стремление развивающихся стран увеличивать свои экономические, технологические и научные потенциалы для создания современных СМИ и К, которые бы поставляли свою продукцию на информационный рынок без посредников.
Культурные стороны международного обмена информацией и его эффективность: В международных информационно–пропагандистских кампаниях присутствует и культурная сторона,[xi] – культурная международная пропаганда.
Эффективность её роли повышается в зависимости от силы, места и роли государства на международной арене. Различные страны стремятся распространить свою культуру на другие регионы, особенно, в слаборазвитых странах. Это явление получило название культурного империализма (Cultural Imperialism).
Но развитие международных отношений сегодня требует плодотворного сотрудничества в области культуры разных народов, так как существует большая разница между обменом культурами и односторонним влиянием какой бы то ни было культуры за счёт подавления национальной культуры.
Такое навязывание культуры оказывает влияние на другие государства в рамках международных отношений и пропагандистских кампаний, включая литературу, искусство, спорт, культурный международный обмен, предоставление стипендий для учёбы, приглашение интеллигенции слаборазвитых стран посетить более развитые для ознакомления с культурными достижениями последних.
Например, США проводят свои культурно–пропагандистские кампании через международные СМИ и К и через американские информационные службы, которые действуют за пределами США. Стремясь к распространению английского языка, американских образовательных систем и американского образа жизни за рубежом, США принимают иностранных студентов, которые приезжают с целью получения образования в высших учебных заведениях США, используя договорённости между США и другими странами.
Англия, используя свои СМИ и К, внедряет пропагандистские, информационные, культурные международные кампании и через Британский Совет,[xii] который получает треть средств от Британской организации развития за рубежом. В сферу деятельности этого Совета входят образовательные функции в рамках программы технической помощи. Он имеет свои представительства в более чем 80 государствах, где проводится обучение английскому языку. Акцент делается на подготовку учителей английского языка в этих странах.
Британский совет имеет библиотеки в более чем 50 странах мира, стремится к развитию отношений между учёными, художниками, техниками и другими слоями интеллигенции в развивающихся странах, предоставляет стипендии для студентов этих стран. Но положение служащих Британского Совета за рубежом отличается от положения аккредитованных дипломатов: иногда представитель Британского Совета за рубежом является культурным атташе в посольстве.
Франция тоже внедряет свои международные информационно–пропагандистские и культурные кампании, как через международные СМИ и К, так и через ассоциацию Альянс Францез (Alliance Francaise), которая была создана в 1883 году с целью повышения влияния Франции и распространения французской культуры и языка за рубежом.
Альянсу Францез подчиняются более 1010 комитетов и обществ, работающих за рубежом, которые организуют конгрессы, встречи, открывают библиотеки, имеют более 600 центров в разных странах мира.[xiii] Общеизвестно, что государство проводит свою культурную пропаганду за рубежом через культурные центры, которыми управляют советники и атташе по культуре, аккредитованные в дипломатической миссии.
Государства, возможности которых открывать культурные центры в других странах ограничены, опираются на советников и атташе по культуре, аккредитованных в посольствах.
Однако положение вещей за последние 20 лет изменилось, так как информация вышла далеко за границы национального государства (Informationalization). Приёмы и средства сбора, обработки и использования информации претерпели существенные изменения. Быстрое развитие получила технология коммуникации через компьютерную сеть и радиосеть, а также микроеф (кабель) и оптико-волоконные каналы, технология спутниковой связи, компьютерные программы, получили широкое распространение радио и телевидение.[xiv]
Эти изменения принесли с собой культуру межнационального характера. Культурный обмен трансформировался из вертикального в горизонтальный. Теперь народы связаны друг с другом посредством электронных систем, а не географическим соседством. Эта связь происходит не в рамках отечественной или национальной культуры. Некоторые объясняют это явление как информацию, упразднившую политические границы между государствами или как межнациональную культуру с оттенком американизации (Americanization) мира. [xv]
По этому поводу в свое время возникло множество вопросов. Основной проблемой было культурное подчинение и распространение производства культуры. Проблема доступа к политической, экономической и общественной информации через средства коммуникации привела к созданию новой международной системы информации и организации потока информации, а также к управлению этим потоком на расстоянии, определению государственной политики в общественных, культурных, экономических областях и т.д., к развитию технических возможностей, к пересмотру понятий «национальный», «отечественный», «культурный», исходя из исторических и культурных ценностей.[xvi]
Перечисленные проблемы часто являются предметом обсуждений на международном уровне. В отношении стран третьего мира это связано с тем, что государства африканского континента, Азии и Ближнего Востока в большинстве своём получили независимость сравнительно недавно и до сих пор решают проблемы, оставленные колониальным периодом.[xvii]
Здесь следует сказать о независимых государствах, возникших после распада социалистической системы и СССР, в которых ещё остро стоит вопрос перехода к рыночной экономике и проблема национальной независимости. Государства стремятся к быстрому разрешению подобных проблем, стремятся занять своё место в международной информационной системе для эффективного участия в процессах МОИ.
Эффективность международного обмена информацией: Международные СМИ и К участвуют в формировании позиций в отношении основных проблем, и эффект увеличивается в процессе политических, общественных, культурных и идеологических изменений в мышлении аудитории.
МОИ способствует формированию общественного мнения, помогает принять аудитории конкретную позицию или, наоборот, посеять сомнение, отказаться от определённых позиций в пользу других. Всё это связано с тем, насколько эффективна информационная кампания и какие в ней используются средства, насколько ясна для журналистов позиция аудитории, система потребления информации аудиторией, приём её позиций, которые не составляют одно целое, а могут иметь особый вид – принятие аудиторией информации.[xviii]
Журналистам, участвующим в подготовке и передаче информации, необходимо придерживаться некоторых принципов. Для достижения большего эффекта в поставленных целях информационной пропаганды, для определения уровня успеха или провала информационной кампании необходимо:
1. Уметь противостоять направленной к аудитории контрпропаганде.
2. Уметь использовать международные СМИ и К в международных отношениях и обмене информацией для проявления инициативы против действующей контрпропаганды.
3. Подавать аудитории самую обсуждаемую и эффективную информацию;
4. Уметь измерять эффективность информационного материала, чтобы знать, какой успех получит пропагандистская кампания.
При этом надо учитывать ситуацию, складывающуюся в мире, и такие обстоятельства, как различные кризисы, выходящие за рамки одного государства, или улучшение в международных отношениях. Эти параметры не входят в рамки информационных кампаний, но влияют на них.
Информационно–пропагандистские кампании в некоторых случаях могут проводиться для нормализации международных отношений, равно как и для создания международных кризисов.
Из методов, используемых для измерения эффективности международных информационных кампаний, можно выделить индуктивный подход (Inductive approaches), который производил Департамент управления информации и образования армии США (Information and Educational Division) на основе прикладных исследований во время второй мировой войны.
После второй мировой войны были выполнены исследования Ховланда (Hovland), с помощью которых измерялась эффективность коммуникации в контрольном эксперименте (Controlled experiment). За основу были взяты следующие элементы:[xix]
1. Коммуникатор (Communicator). Эффективность информационного материала повышается, если коммуникатор передаёт информацию, которая по содержанию совпадает с позицией аудитории, и аудитория теряет из виду источник информации через короткое время. Это явление получило название «эффект спящего» (The sleeper effect). Существует и ряд других факторов, повышающих эффективность информации: возраст, пол, внешний вид коммуникатора.
2. Информационный материал (Message). Было установлено, что повышение эффективности международной информационной кампании может произойти, если информационный материал будет совпадать с ее целями, потребностями, ценностями и идеологическими позициями. Также было обнаружено, что проблемное сообщение без комментариев имеет большее влияние на малообразованную аудиторию, так как становится легче для восприятия. В то же время полный анализ проблемы может оказывать влияние на аудиторию с высшим образованием и более высоким уровнем культуры или при условии оппозиционного отношения определенной аудитории к содержанию информации. Это ведёт к контрпропаганде аудитории, которая может иметь место в будущем в случае, если источники и методы передачи информации были использованы с развитием событий в прошлом и с прогнозированием в будущем.
3. Средства коммуникации (Medium). Информационный материал и средства передачи информации тесно связаны друг с другом, так как информационный эффект зависит от метода изложения и передачи материала. Необходимо также учитывать распространённость каждого из видов СМИ и К в среде аудитории, на которую направлена информация. Выбор должен делаться с расчётом на максимальный эффект информации для аудитории. Первенство отдаётся прямой коммуникации: кто-то считает лучшим средством радио, а кто-то - телевидение. Мнения учёных на этот счёт расходятся: некоторые отдают предпочтение печатным материалам, но это опять-таки только предположения. Средства, используемые в разных странах, весьма различны.
4. Аудитория (Audience). Влияние на аудиторию определяется степенью знания её культурных и идеологических сторон, веры, политических позиций, уровня образования, общественного, экономического положения системы управления, характера, возраста, пола, расы, географических особенностей региона и других факторов.
Следующий метод: дедуктивный подход – теория бихевиоризма опирается на изменение и формирование позиций. Теория познания (Cognitive theory) старается объяснить процесс формирования позиций и дать прогнозы влияния коммуникативного процесса и при этом опирается на изменение позиций через эмоции и чувства человека, используя это в процессе коммуникации.
Средства коммуникации как источник международного обмена информацией: Процесс коммуникации. Процесс коммуникации в международном обмене информацией является группой средств, связанных между собой в целях достижения взаимодействия между людьми. Некоторые считают, что изменение понятий происходит при посредстве языка или любого другого доступного средства. Цель процесса коммуникации – произвести изменения в восприятии человека или группы людей, которые вовлечены в процесс коммуникации.
Другими словами, процесс коммуникации чаще всего обуславливается стремлением аудитории участвовать в восприятии информации или в передаче идей, а также в установлении ее идеологических позиций.[xx]
В коммуникации этот процесс происходит путём обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее эффективным средством коммуникации между объектом и субъектом. История науки о коммуникации восходит к Аристотелю, который заложил основы учения о том коммуникативном процессе, который наблюдается и в наши дни, о связи между оратором – субъектом и массами – объектом.[xxi]
Согласно этой теории, субъект должен эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию, чтобы воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля коммуникация теряет эффект, если речь субъекта непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя три составляющие: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель указывал, что оратор, то есть передатчик информации, должен чувствовать массы, следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы, а также внутренние параметры и общественные законы, на основании которых массы воспринимают информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение аудитории и связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.[xxii]
Коммуникативная ситуация, по мнению арабского учёного Ибн Халдуна, объясняется следующими положениями: [xxiii] Субъект; Корреспонденция; Объект.
1) Передатчик информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации.
2) Корреспонденция. Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект.
3) Получатель информации – объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и достоверности информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его моральное поведение и ценностные качества.
Очевидно, что мировоззрение Аристотеля в области коммуникации более объективно и всеобъемлюще в отличие от мировоззрения Ибн Халдуна, которое более идеалистично, но очень близко современной этике коммуникации.[xxiv]
Существует ряд современных теорий коммуникации. Например, теория, разработанная английским ученым Колиным, которая выражается в следующей последовательности: Субъект, передающий информацию. Корреспонденция, для переработки которой человек использует разум и психологические качества: память, познание и внимание. Отражение и обратный эффект, показывающие степень поглощения информации. На этом круг коммуникации замыкается.[xxv]
Эта теория опирается на умственные способности человека, которые являются стержнем коммуникации.
Другой английский учёный Стивенсон связывал свою теорию коммуникации с чувством удовольствия. Согласно этой теории, объект испытывает удовольствие от того, что читает, слушает или видит, особенно, если присутствуют музыкальные фрагменты, что уменьшает информационное давление на субъект. Здесь прослеживается несколько условий:
1. Общественная идеология связывает группы людей. Цель идеологии в данном случае – повысить степень восприятия информации, исходя из общественной и культурной целесообразности.
2. Корреспонденцию нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал поддержку постоянного контакта объекта с источником информации.[xxvi]
3. Объект имеет возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты, а не на предоставленные исполнительными органами материалы, из которых массы не могут узнать источника передаваемой информации и, естественно, лишены возможности убедиться в ее достоверности.[xxvii]
Теория английского ученого Лазара Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим образом: Субъект – это тот, кто готовит и передаёт материал. Корреспонденцию субъект направляет к объекту через СМИ. Объект – это аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого необходимо повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами общественного мнения, которые располагают доверием аудитории. Представление о лидерах общественного мнения как важных источниках информации было получено в результате научных исследований, которые были проведены в сельской местности. Лидер общественного мнения - это монополист средств коммуникации, формирующий стиль и содержание корреспонденции в том виде, который отвечает вкусу потребителей, то есть объекта.[xxviii]
Теория коммуникации английского ученого Эсфероса рассматривает коммуникативный процесс как общественное явление, которое действует внутри общества и связано с другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса, данная проблема – тема гуманитарная.[xxix] Исходя из этого, суть этой теории состоит в следующем: Субъект – общество. Корреспонденция выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения. Объект – тоже общество. Средства коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые наравне с политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны доступны всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.[xxx] А сегодня можно добавить сюда и современные электронные средства коммуникации.
Теория английских ученых Вифера и Шеннона определяет связь между субъектом и объектом так:
1) Субъект – социолог, который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для объекта. Здесь субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком виде, чтобы её можно было передать через каналы коммуникации объекту.
2) Корреспонденция представляет собой так называемые инструкции, которые социолог хочет передать объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации.
3) Объект – потребитель корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт ей первоначальную форму. Здесь основное место принадлежит способности мышления и восприятия объекта.[xxxi]
Теория забодного ученого Ходента разделяет коммуникативный процесс на семь составных: Проблема; Субъект; Корреспонденция; Средства; Передатчик (в некоторых случаях); Средства приёма; Эффект.[xxxii]
Здесь возникает вопрос, насколько и каким образом СМИ удовлетворяют общественные потребности человека.
Ответ заключается в том, что средства распространения информации облегчают процесс двусторонней коммуникации. Это значит, что СМИ передают информацию о событиях, имеющих общественную важность.
Человек не всегда поддерживает связь с другими людьми и ввиду этого испытывает чувство одиночества и неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко ведёт к пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении пессимистического настроя в том смысле, что звук способен преодолеть подобное психологическое состояние, и в данном случае эффект радио значительнее, по сравнению с телевидением. Здесь можно добавить и эффект современных средств массовой коммуникации, например, компьютерных сетей.
Замечено, что большинство одиноких людей придают особое значение СМИ и К как способу общения, и это общение проходит различные уровни адаптации, а СМИ и К компенсируют его путем удовлетворения потребности человека в коммуникации.[xxxiii]
Человек, таким образом, посредством СМИ и К может поддерживать связь с государственными и общественными деятелями, принимать участие в обсуждении всевозможных проблем, поддерживать диалог и по желанию прекращать его. Удовлетворение потребностей при помощи СМИ и К стало одним из важнейших элементов жизни современного человека.[xxxiv]
Проблема адаптации сегодня связана с вопросами: Что? Как? Почему?
Человек нуждается в адаптации для получения информации, знаний и образования. Она обусловливает поведение человека, и он через неё принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей. Итак, воздействие СМИ и К на человека в этой области значительно.[xxxv]
Соотношение между элементами коммуникации можно охарактеризовать следующим образом:
1. Источник – человек или группа людей. Это важный фактор в коммуникации. Его цель – изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может не хватать нужных и подходящих источников информации, профессионализма в подготовке содержания информации. Если источником является конкретный человек, необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а также учитывать содержание информационного материала, те информационные средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на процесс коммуникации в обучении и приобретении знаний.[xxxvi]
2. Для того, чтобы круг коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено – принимающий информацию субъект. Если источником информации и её потребителем будет одно лицо, то в данном случае он и объект, и субъект коммуникации. Информация субъекта, направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация потребителя–объекта. В случае негативного отношения объекта–потребителя к источнику – процесс информирования теряет свою эффективность.
В результате у объекта появляется негативное отношение к восприятию субъекта, например, к трудным для чтения книгам или к другому труднодоступному информационному материалу, то есть он становится не в состоянии принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала тоже требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам определяет для себя важность чтения, слушания аудиотекста или зрительного восприятия телеизображения. Он не может рассуждать в постоянно изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации.
3. Корреспонденция или информационный материал. Содержание корреспонденции и его анализ - важный элемент в области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов в качестве символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к затруднениям в её понимании, что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса коммуникации. Например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не учёл уровень знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод изложения и содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации не будет воспринята объектом, независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным.
4. Между субъектом и объектом должен существовать определённый уровень общения. Иногда источник не имеет ясной картины об уровне восприятия объекта. Поэтому язык, примеры, стиль, которые применяются в процессе передачи информации, не всегда способствуют полному пониманию и восприятию информации потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать информацию только посредством своего опыта и имеющейся у него информации относительно данного материала.[xxxvii]
В заключение нужно отметить, что СМИ и К являются основой основ для обмена идеями и информацией между членами одного общества и в процессе МОИ.
2.3. Международный обмен информацией и международные организации. Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Эта функция весьма отличается от работы и деятельности этих организаций в международном сообществе. Дискуссии, которые происходят в рамках этих организаций на конгрессах, конференциях, международных встречах разных уровней, содержат информационный материал, среди их публикаций можно найти отчёты, книги, журналы, информационные бюллетени, статистические бюллетени, видеофильмы, переписку, что в целом является международной информацией.
Эта информация частично или полностью публикуется в СМИ и К многих стран мира. А бедные государства, не имеющие средств внешней информации, используют форумы и трибуны международных организаций, чтобы заявить свои документы для публикации в зарубежных СМИ и К.
Проблема МОИ, коммуникации, свободного потока информации, мирного сотрудничества между народами была и является проблемой номер один, которая обсуждается в ООН со дня её появления. После второй мировой войны было подписано несколько резолюций, созвано несколько конгрессов, международных встреч для обсуждения проблемы МОИ.[xxxviii]
ООН выпустила целый ряд отчётов и международных документов по этой проблеме. Она сыграла огромную роль в оказании помощи бедным странам для создания их собственных СМИ и К. Генеральная Ассамблея ООН обсудила различные проблемы, которые до сих пор являются главными в международном обмене информацией. Предметом обсуждения стало, например, толкование свободы информации и тех прав, которые являются результатом свободы информации на международном уровне, свободный поток информации и преодоление всех барьеров, которые мешают коммуникации и МОИ, утверждение эфира радио и телепередач. К настоящему времени создано несколько соглашений о гражданских и политических правах человека и его правах на выражение мысли. Существует резолюция о положении иностранных корреспондентов в тех странах, где их принимают, особенно, во время кризисных ситуациях. Отношение к ним базируется на добром намерении государств и людей.
Устав ООН осуждает подготовку к войне или агитацию за войну. Согласно международному праву подготовка к войне или её объявление являются преступлением против человечества и угрозой миру. Сюда входят все пропагандистские мероприятия, которые подготавливают почву для агрессии, сеют ненависть среди народов, распространяют неправильную или искажённую информацию для оправдания агрессивных действий.
В ноябре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой осуждаются все виды пропаганды, несущие угрозу для мира, и содержится призыв ко всем членам ООН принять необходимые меры по ограничению и противостоянию подобным призывам. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН был обсуждён проект международной этики журналистов «International Code of Ethics for Information Personnel», а также проекты, связанные с пропагандой коммерческой рекламы. В них говорится, что реклама необходима, однако она является одним из факторов, отрицательно влияющих на вкусы потребителей. Некоторые даже считают рекламу угрозой для воспитания человека. Это проявляется в навязывании народам одной страны ценностей другой страны, то есть через рекламу одно государство влияет на другое.
Эти вопросы особенно остро стоят перед развивающимися странами, например, проблема ненужного подражания развитым странам без учёта реальности и первостепенных проблем развивающихся стран.[xxxix]
ЮНЕСКО в рамках упрощения международного обмена информацией старается развить все виды сотрудничества: культурное, научное, образовательное и информационное, участвуя в укреплении мирного сотрудничества между странами. Ассамблея ЮНЕСКО обсуждала проблему свободного потока информации и приняла «Декларацию об основных принципах международного сотрудничества» (Declaration on the Principles of International Cooperation) от 4.11.1966 года. Статья 7 Декларации гласит:[xl]
«Широкое распространение идей и знаний, основанных на свободном обмене и обсуждении, является необходимым для творческой деятельности, поиска правды и развития личности. В культурном сотрудничестве большое значение придается идеям и ценностям, ведущим к созданию атмосферы дружбы и мира. Никакая враждебность не допустима в отношениях и выражении мнений. Все усилия должны быть направлены на предоставление и распространение достоверной информации».
Данная декларация подтверждает существование угрозы для малых и бедных стран. Этой угрозой является культурная, политическая и информационная экспансия крупных государств. И эта опасность может превратиться в жизненную угрозу для развивающихся и бедных стран, если богатые державы будут использовать неравенство в процессе МОИ или использовать обмен агрессивно в свою пользу, так как они имеют огромные СМИ и К, которые распространены во всех странах мира.
ООН добавила к обсуждению проблемы МОИ выполнение информационных функций через выпуск печатной продукции на международных языках, которые используются этой организацией. Кроме того, ООН создала ряд своих представительств в разных странах мира, работающие на государства–соседей. Например, представительство ООН в Бангкоке, столице Таиланда, охватывает также Камбоджу, Лаос, Малайзию, Сингапур и Вьетнам. А представительство ООН в Каире, столице Египта, охватывает Саудовскую Аравию и Йемен. Представительство ООН в Женеве, столице Швейцарии, охватывает Испанию, Португалию, Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и Венгрию.[xli]
За последнее время объём информации, выпускаемой ООН и её специализированными организациями, значительно возрос. Создалась такая ситуация, когда обрабатывать информацию стало очень трудно, несмотря на использование самой современной технологии для распространения и хранения этой информации, так называемый информационный взрыв.
К специализированным организациям по МОИ относятся:
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) – World Intellectual Property Organization (WIPO) международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Действует с 1967 г., заменила Международное объединенное бюро по охране интеллектуальной собственности, основанное в 1893 г. В состав ВОИС в 1985 г. входило 109 членов. Цель ВОИС – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и обеспечить административное сотрудничество союзов, занимающихся проблемами интеллектуальной собственности (под ней понимаются права, относящиеся к литературным, музыкальным, художественным, фотографическим, кинематографическим и научным произведениям, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам и т. д.). Штаб-квартира ВОИС – в Женеве.[xlii]
Всемирный Почтовый Союз (ВПС) - Universal Postal Union (UPU) международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН (с 1947 г.). Начало деятельности ВПС относится к 9.10.1874 г., когда 22 государства подписали в Берне Почтовую конвенцию. До 1878 г. назывался Всеобщим почтовым союзом. В состав ВПС входило в 1985 г. 168 членов. Официальные цели ВПС – обеспечение эффективной работы почтовых служб, развитие связей между народами, содействие международному сотрудничеству в экономических, культурных и социальных областях, а также в оказании технической помощи развивающимся странам в области организации и совершенствования почтовой службы. Штаб-квартира ВПС – в Берне.[xliii]
Международная Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь - International Maritime Satellite Organization (INMARSAT) международная межправительственная организация, созданная на основе конвенции, подписанной 3.09.1976 г. в Лондоне и вступившей в силу 16.07.1979 г.; начала функционировать 03.02.1982 г. В состав ИНМАРСАТ в 1985 г. входило 43 государства. Целью ИНМАРСАТ является обеспечение так называемого «космического сегмента» (спутники и обслуживающие их наземные установки), необходимого для улучшения морской связи. Технические и финансовые вопросы деятельности ИНМАРСАТ регламентируются подписанным одновременно с конвенцией эксплуатационным соглашением. Высший орган ИНМАРСАТ – Ассамблея, созываемая раз в 2 года; другие органы – Совет и Директорат. Согласно конвенции Совет состоит из представителей 22 участников эксплуатационного соглашения: 18 государств, сделавших наибольший финансовый вклад, и 4 государства, избранных Ассамблеей на основе справедливого географического представительства (в 1984 г. в Совет вошли представители 26 государств в силу равенства финансового вклада ряда участников). Решения в Совете принимаются так называемым "взвешенным" голосованием (каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его финансовому вкладу). Местопребывание ИНМАРСАТ – Лондон.[xliv]
Международная Организация Радиовещания и Телевидения (МОРТ) - Organisation Internationale de Radiodiffusion et Te'le'vision (OIRT) международная межправительственная организация, основана в 1946 г. в качестве преемника Международного союза радиовещания; до 1959 г. называлась Международной радиовещательной организация. Членами МОРТ являются телерадиоорганизации Алжира, Болгарии, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Кампучии, КНДР, Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Румынии, Российской Федерации, Судана, Украины, Финляндии, Чехии, Словакии, Эстонии, Албании, КНР и др. Цели МОРТ – развитие сотрудничества между радиовещательными и телевизионными службами ее членов, обмен информацией по вопросам, касающимся программ, технического развития, и т.п. Высший орган – Генеральная ассамблея. Другие органы – Техническая комиссия, комиссии по вопросам радио и телепрограмм, Технический центр, Совет Интервидения (сеть Интервидения объединяет телевизионные службы членов МОРТ). Штаб–квартира МОРТ – в Праге.[xlv]
Примечания[i] Carol H. Wese: What America's Leaders Read. Public Opinion Quarterly, Vol. 38, № 1. Spring 1974, pp. 1–22.[ii] Sean MacBride and others. One World: Many Voices More Efficient World Inform–Just and Towards a New Moreation and Communication Order. Paris.UNESCO, 1980, p. 34.[iii] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. . Каир: Англо–египетское издательство, 1990. с.72.[iv] Paul A. V.Ansah: International News. Mutual Responsibilities of Developed Developing Nations in World Communication. Edited by Gerbner & Siefert, N.Y., Longman Inc., 1984, pp. 83–85.[v] Hamid Mowlana. International Flow of Internation: A Global Report and Analysis, Paris. UNESCO, 1985, pp. 21–23; Ithiel de Sola Pool. The Changing Flow of Television, Journal of Communication. Spring 1977.[vi] C. Anthony Giffard. The Inter– Press Service: New Information for a New Order. Journalism Quarterly, Spring 1985, pp. 17–18; Аламуддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1996 № 123; - Рашад Ариф. Работа с Интернетом: Мир в твоих руках. // Каир: Ж. Алам аль Компьютер 1995 № 86. С. 18-22 и 1995 № 87. С 18-23; Интернет: Возникновение, развитие, объём и пути проникновения в него. // Каир: Ж. Аль Компьютер валь Электроният, 1995 № 7. С. 26-74.[vii] Ralph K. Whito. Propaganda, Morrally Questionable and Morrally Unquestionable Techniques. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol 398, Nov. 1971, pp. 26–35; Charles A. Siepmann. Propaganda Techniques, Voice of the People Readings in public Opinion and Propaganda. Edited by Reo M. Christenson Robert O. Mc Williams, 2nd Edition N. Y., Mc Graw –– Hill Book Company, 1967, pp. 331–339.[viii] Аламаддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1996 № 123; - Рашад Ариф. Работа с Интернетом: Мир в твоих руках. // Каир: Журнал «Алам аль Компьютер» 1995 № 86. С. 18-22 и 1995 № 87. С 18-23; Интернет: Возникновение, развитие, объём и пути проникновения в него. // Каир: Ж. Аль Компьютер валь Электроният, 1995 № 7. С 26-74.[ix] аль-Бадр Хаммуд Абдулазиз. Спутниковые теле каналы: положительное и отрицательное стороны. В материалах конференций СМИ и информатизация: на пороги XXI века. Эр-Рияд: институт дипломатические исследования, 1995. С. 175-202; - Алам-аддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1996 № 123. С. 102–116.[x] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: Англо–египетское издательство, 1990. С. 84. International Information and Communication Order. Source Book, Prague: International Organization of Journalists, 1968.[xi] Arthur Goodfriend. The Dilemma of Cultural Propaganda. Let It Be. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 398, Nov. 1971, pp.104–112.[xii] Le Petit Larousse: Dictionnaire Encyclopédique Larousse, Paris, 1993, p. 1124.[xiii] Geoffry Reeves. Communications and the Third World. London, Routledge, 1993, p.1.[xiv] Хасан Ага Ульфат: Европейская информационная система в меняющемся мире. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1993 № 109. С. 318.[xv] Josiane Jouet & Sylvie. New Communication Technologies. Research Trends Reports and Papers on Mass Communication. № 105, Paris, UNESCO, 1991, pp.27–39.[xvi] Алам-аддин Махмуд. Информационная революция и средства коммуникации, политическое влияние коммуникативной технологии. // Каир: ж. Ассиасса Адувалия, 1996 № 123. С.105.[xvii] Harold Beeley. The Changing Role of British International Propaganda. The Annala of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 398, Nov. 1971, pp. 125–127.[xviii] John Martin. Effectiveness of International Propaganda. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 398, Nov. 1971, p. 61; аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: Англо–египетское издательство. 1990. С. 97–100.[xix] там же; Joseph T. Klapper. The Effects of Mass Communications. N. Y., Free Press, 1960, pp. 108–109.[xx] Ебренсон Листер: Что делается в богатом и бедном мирах. Подготовил Ибрагим Нафеъ, Каир: Дар аль Маъриф, 1971. С. 35; - аль-Убайди Жабар Ода, Улеуй Хади Хасан: Введение в арабскую информационную политику. Санъа: Альжил аль Джадид, 1993, С. 7–13.[xxi] Гес Мухаммад Атеф: Полномасштабное развитие и общественные изменения. Бейрут: Кредия, 1978.[xxii] Сarlo Mongardini. A New Definition of the Concept of Development. The New International Economic Order, Vienna, 1980, p. 41.[xxiii] аль-Одат Хусейн. Информация и развитие. Доклад на конференции экспертов отечественных информационных политик. Бенгази 25–28 апреля 1983. С. 105; - Мукадиммат ибн Халдун, Бейрут: Дар аль Калам, 1978.[xxiv] аль-Убайди Жабар Ода, Улеуй Хади Хасан: Введение в арабскую информационную политику. Санъа: Альжил аль Джадид, 1993. С. 8.[xxv] Заключительный доклад Конференции экспертов "Стратегия развития арабской рабочей силы". Багдад 4–6 октября,1982. // Ж. Аль Амаль аль Араби, 1982 № 25. С. 105.[xxvi] Балаан Камаль. Сулейман аль Хати: Экономические и общественные показатели в арабском мире и их значение на общее развитие. // Тунис: Ж. Аль Элам аль Араби, 1982 № 2. С. 78.[xxvii] Ландже Оскар. Управление и экономическое развитие. Дамаск: Центр экономических исследований, 1970. С. 9.[xxviii] Ебренсон Листер. Что делается в богатом и бедном мирах. Подготовил Ибрагим Нафеъ, Каир: Дар аль Маъриф, 1971. С. 233.[xxix] аль-Баъба Талал. Проблемы отсталости и развития в третьем мире. Бейрут: Дар Аталиа, 1971. С.74.[xxx] Масалха Мухаммад. Научный подход к правам коммуникации в арабском мире. // Бейрут: Ж. Шуун Арабия, 1983 № 24.[xxxi] Куен Эдвард. Введение в средства коммуникации. Пер. Вадиъ Фелистина. Каир: Аль Ахрам, 1977. С. 28.[xxxii] ЮНЕСКО: Заключительный доклад международной комиссии по проблемам рекламы. Париж, 1978. С. 21.[xxxiii] аль-Алами Аль Идрис Информация которую мы хотим. Доклад в Комитете "Алеско" по проблемам информации, коммуникации в арабском мире. 1983. С.11.[xxxiv] Баракат Сухейр. Информация о развитии и подготовке информационных кадров в арабском мире. // Ж. Аль Эълам аль Араби, 1982 № 2. С.82.[xxxv] Шрамм Уилбр. СМИ и национальное развитие Пер. Адипа Юсуфа. Дамаск: Министерство культуры, 1969.[xxxvi] Адагер Абдуль Вахаб Матар. Научные исследования в экономике арабского мира. Багдад: Институт арабских исследований, 1983. С. 31.[xxxvii] Римский клуб: От противостояния к диалогу. Том 2. Пер. Иса Асфур. Дамаск: Министерство культуры, 1980. С. 150.[xxxviii] Bodgan Osolnic. Some Problems Concerning International Communication from the View Point of Implementing the Principles of the Charter of the U.N. and the Declaration of Human Rights. Symposium Ljubljana 1968, Mass Media and International Understanding. School of Sociology, Political Science and Journalism. Ljubljana,1968, pp. 7–15.[xxxix] аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. Каир: Англо–египетское издательство, 1990. С.35.[xl] там же. С.35–36.[xli] Основные факты об ООН. 1972 г. С. 140–146.[xlii] Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, "Наука". М., 1985, с. 223; Червяков И. В. Международные соглашения и организации по охране промышленной собственности. М., 1967.[xliii] Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, "НАУКА". М. 1985, с.225; Шибаева Е. А. Международные организации в области транспорта и связи. М., 1960.[xliv] Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "Наука". М. 1985, сс.196; Каменецкая Е. П. Космос и международные организации. М., 1980, сс. 82–89.[xlv] Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.2, "Наука". М. 1985, С. 195 – 198.
Комментариев нет:
Отправить комментарий