Монография 1 из 7
АЛЬ - БУХАРИ МУХАММАД
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ташкент - 2005
Содержание
Введение
Глава I. Методологические проблемы роль СМИ и международной журналистики в становлении международного обмена информацией1.1. Средства массовой информации (СМИ) и их место в МОИ
1.2. Международная журналистика и её задачи в рамках внешней политики государства.
1.3. Международные теории журналистики
Глава II. Международный обмен информацией в рамках международных отношений
2.1. Международный поток информации с точки зрения анализа содержания и формирование общественного мнения
2.2. Международный обмен информацией и международное сотрудничество. Культурные стороны международного обмена информацией и его эффективность
2.3. . Международный обмен информацией и международные организации
Глава III. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности
3.1. Национальная безопасность как одна из важнейших функций государства
3.2. Усилия ООН по решению проблем, возникающих при получении информации
3.3. Проблемы создания информационного механизма ограничения гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн
Глава IV. Связи с общественностью как функция международного обмена информацией
4.1. Связь с общественностью и роль специалиста в работе с общественностью
4.2. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций
4.3. Реклама как функция международного обмена информацией
4.4. Информационное планирование и международные информационные кампании
Заключение
Список использованных источников и литературы
Рецензенты:
Доктор философских наук, Профессор Жураев Темур Абдулахатович.
Доктор политических наук, Профессор Мунавваров Зохилло Инамходжаевич.
Доктор политических наук, профессор Жураев Нарзула Касымович.
Введение
Информационная революция как результат глобального научно-технического прогресса средств массовой информации и коммуникации (СМИ и К) обусловила её ключевую роль в глобализации повседневного общения, в формировании духовной жизни на планете в целом, несмотря на объективные преграды, вытекающие из различий в общественно-политических системах существующих государств и уровней их развития.
Государство было, есть и будет главным элементом международных отношений. И несмотря на возрастающее день за днём значение СМИ и К в международных отношениях и международном информационном обмене, именно государство является той основной силой, которая контролирует этот процесс. Роль и возможности государства на международной арене напрямую связаны с его внутренней стабильностью и целостностью, уровнем экономического и политического развития, степенью интегрированности в структуры международного сообщества и рядом других факторов.
Конечно, информационная революция всё-таки наложила свой отпечаток на роль государства в процессе международного обмена информацией. Сегодня невозможно говорить об информационном суверенитете государства или о регулировании потока информации внутри него: информация превратилась в те невидимые подвижные элементы духовной жизни (Intagible and Invizible), для которых, несмотря на всевозможные методы по защите от современного потока информации, политические и географические границы не являются препятствием. Что было нереальным во вчерашнем мире коммуникаций, сегодня стало вполне нормальным явлением. Современная техника коммуникаций уменьшила влияние факторов расстояния и времени на процесс передачи информации в цепи: Источник; субъект (корреспондент); объект (аудитория).
Сегодня стало невозможным говорить о полном одностороннем формировании общественного мнения, то есть о методе, обеспечивавшем подчинение руководству и использовавшемся в прошлом коммунистической системой во главе с бывшим Советским Союзом. Государство не может противостоять происходящим изменениям в эпоху глобализации.
«Глобализация» (Globalization) означает превращение системы совокупных взаимосвязей человека, общества и природы в систему глобального (всеобъемлющего) характера, то есть перемещение ее из определенной ограниченной сферы в «безграничный» мир. Здесь понятие «безграничный» означает весь мир, в котором происходит движение, сотрудничество, обмен и взаимодействие с учетом политического, экономического, культурного и другого разнообразия и без учета общепринятых географических границ различных государств. В связи с этим глобализация ставит под вопрос перспективы национального государства (Nation-State), границы его суверенитета, а также его роль на внутреннем и внешнем уровнях. [i]
Согласно одному из подходов к понятию глобализации, разработанному американскими политологами, появилось следующее определение термина: «распространение одного образа, включающего идеологический, политический и экономический аспекты представлений конкретного круга людей или конкретной нации, на всех или во всем мире». Конечно же, такое определение не является общепризнанным, но ввиду того, что проблемы глобализации впервые начали изучаться и приобретать теоретически оформленную форму в США, она, по сути, явилась призывом к принятию американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно, всего американского образа жизни другими странами.
Глобализация, в основном, является результатом научно-технической революции, которая сделала качественный скачок в середине ХХ века, радикально преобразуя материальное производство, духовное развитие и условия жизни человека, включая социальные и политические процессы современности, которым она придает особую динамику.
Ускорение глобализации было продолжением научно-технической революции и процесса научно-технического развития, которые сопровождались глобальным развитием современных средств массовой коммуникации и носителей информации. Это, в свою очередь, обновило образ и природу производства, а также повлияло на международные отношения. Война уже не является основным средством разрешения споров между развитыми странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает преодолеть известные национальные политические границы, а также пересмотреть распределение и поднять уровень жизни человека. Все это расширяет рынки промышленно развитых государств для реализации современной продукции, что означает создание «большого потребительского общества» (Consumer Society).
Все вышеперечисленные признаки послужили точкой опоры для перехода от национального капитализма к транснациональному, признаки которого были связаны с возникновением глобализации и проявились в расширении производства и торговли до уровня международного рынка. Глобализация отразилась в экономических усилиях вкладчиков капитала, коммерсантов, предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ранее ограничена национальными границами того государства, к которому они принадлежали. Благодаря глобализации экономический успех стал зависеть от свободных международных промышленных и финансовых групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное государство перестало быть главным двигателем экономического процесса на мировом уровне, его место занял частный сектор, особенно, в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.
Глобализация не ограничивается только экономикой, она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, включая такие, как политическая, культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а также конкретных политических систем для взаимодействия с властью. Видно, насколько увеличилось число международных экономических центров в современном мире, стало больше политических центров, что создало альтернативу властным структурам. Это, в свою очередь, повлияло на демократическое развитие на всех уровнях, вызвало отказ от монополии власти и обеспечило возможность ее перехода из одного центра в другой, разнообразило влияние их на общество, прекратило концентрацию капитала на государственном уровне и ослабило центральное управление.
Быстрому распространению глобализации способствовала победа капитализма над социализмом, крах которого показал несостоятельность марксизма как идеологии и экономической теории. Крах тоталитарной системы власти в Восточной Европе и СССР и переход к новым различным видам демократического правления по своей сути означали отражение общемировых демократических процессов на основе рыночной экономики.
Прямая межконтинентальная связь через международные коммуникативные и компьютерные сети, космические спутники, теле-радиостанции дает возможность наглядно показать, что представляет собою глобализация. Теперь она стала понятной и простым людям всего земного шара. Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст возможность еще более расширить культурные связи между всеми народами мира и поможет найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы национальным интересам.
Однако правительства многих стран проявляют опасения по поводу трансляции передач, которые якобы направлены против идеологии и систем управления этих стран. На их взгляд подобные передачи могут угрожать политической и общественной стабильности государств. Существуют определённые влиятельные общественно-политические силы различных государств мира, также выражающие свои сомнения по поводу открытой информационной системы, которая будто бы может угрожать культуре, обычаям и традициям различных народов мира.
Глобализация связана с гегемонией рыночной экономики, что, в свою очередь, поднимает вопрос о роли государства в этом процессе. О том, что глобализация не позволяет легко перейти к рыночной экономике, так как тогда роль государства в этом процессе исключается или ограничивается.[ii]
Большинство тех, кто признает важность рыночной системы, всегда связывали ее с необходимостью существования сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить об исключении или ограничении роли государства, а, наоборот, нужно подчеркнуть эту роль и отметить ее важность, правда, с некоторой поправкой на требования рыночной системы.
США - самая крупная капиталистическая страна мира, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет условия экономической активности, а также условия финансовой политики и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому что важным условием для государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни и, в том числе, на информационном рынке.
Свободная экономика не означает отсутствия государства. Разница между либеральной системой и системой централизованного планирования заключается не только в принципе «вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования для государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает возможность объединения государства и частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни происходит через другие, более эффективные средства. Это подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области образования, здравоохранения, судебной власти, информации, безопасности и обороны, сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Свободная экономика не пренебрегает основами общественной справедливости. Те страны, которые придерживаются этого принципа, идут в авангарде по показателям помощи бедным, справедливого распределения доходов, страхования граждан от безработицы, болезней, обеспечения старости и др. Существует также прямая связь между уровнем экономического развития и условиями общественной справедливости. Это объясняется тем, что развитие национальной экономики на высоком уровне увеличивает возможности экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест всем тем, кто в этом нуждается, а это и является основным показателем общественной справедливости.
Новая роль государства дает возможность приспособиться к условиям нового международного порядка, не уменьшая государственного суверенитета при распространении глобализации, что достигается соблюдением принципа взаимного уважения и равноправия между странами и народами мира. Согласное и сознательное слияние в новую международную систему происходит не безосновательно. Глобализация исторически обусловлена: она является логическим результатом бурного развития техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансивной природы капиталистического производства. Нельзя остаться за пределами глобализации, напротив необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это сознательное сотрудничество должно предотвратить отставание от мировых процессов развития, оно нужно, чтобы не остаться на обочине истории.
Современная цивилизация выросла на руинах цивилизаций и культур средневековья, отклонив теологические идеи, то есть, отделив религию от государства. Тем самым она смогла осуществить демократическую мысль, исторически возникшую у людей на региональном уровне, она основана на уважении различных, даже противоположных мнений, то есть на плюрализме, свободе мысли и уважении прав человека вне зависимости от политических и географических границ.
От менее развитых государств глобализация требует «больших шагов» в направлении всеобщего обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических платежей. Это, а также организация рыночных процессов.[iii]
В мографии сделана попытка раскрыть роль государств, международных СМИ и организаций в рамках международного обмена информацией, значение которого в современном мире все более возрастает. Это стало возможным благодаря развитию глобальной системы средств коммуникации. Не случайно учёные прогнозировали, что развитие глобальной системы средств коммуникации в конце двадцатого столетия даст человеку реальную возможность получить интересующую его информацию моментально и просто.
Факт свершения информационной революции давно признан во всем мире. В течение последних трех десятилетий государства и международные организации сосредоточивают свои усилия на том, чтобы сформулировать основные цели и задачи международного обмена информацией. Благодаря информационной революции сокращаются огромные расстояния между странами, континентами, и народы получают возможность расширить свой кругозор, быть более информированными во многих сферах жизни.
Изучение проблем коммуникации и международного обмена информацией напрямую связывается с исследованием проблем самой информации и международных отношений. Одной из основных задач новой международной системы обмена информацией является исправление диспропорции между получением информации развитыми и развивающимися странами.
В свете изложенного, объектом и предметом исследования являются роль и место международных СМИ и К при обмене информацией в международных политико-экономических отношениях. Объект исследования важен и актуален и с точки зрения необходимости изучения следующих основных направлений: Международный обмен информацией в рамках международных отношений; Принципы международной журналистики в рамках международных отношений; Общественные отношения как цель международного информационного обмена.
Основными целями и задачами монография являются:
1. Изучение проблем коммуникаций и международного обмена информацией (МОИ), напрямую связанных с исследованием проблем самой информации. Анализ международного обмена информацией в рамках международных отношений и государственной внешней политики. Анализ развития системы МОИ, её закономерностей, влияния различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках международных отношений.
2. Выявление основных тенденций развития современного международного обмена информацией и его роль в международном взаимопонимании. Операционализация теоретических понятий и характеристик МОИ в практике работы со СМИ и К в рамках народной дипломатии и международных отношений. Проведение анализа и оценки международного потока информации, его роли в международном сотрудничестве и формировании общественного мнения, а также эффективности международного обмена информацией с технической и культурной стороны на фоне анализа наиболее распространенных в мире теорий журналистики.
3. Характеристика проведения сравнительного анализа международной журналистики: проблем и перспектив развития международной журналистики. Анализ основных процессов, происходящих в международной журналистике и выявление принципов международной журналистики, применяемых в рамках международных отношений, функций и проблем международной журналистики на современном этапе ее развития. Исследование роли международной журналистики в поиске решений международных конфликтов, а также изучение международной монополии в СМИ.
4. Изучение теоретических понятий и их характеристик в практике работы со СМИ и К и общественностью в рамках международных отношений. Анализ характеристики процессов работы с общественностью, происходящих в международных отношениях в результате коренных изменений в современном мире, особенно, в конце ХХ века.
5. Проведение анализа международного обмена информацией с точки зрения национальной и информационной безопасности и принципов правильного использования информации государственными органами. Выявление понятия международной информационной безопасности, информационного оружия и информационных войн, безопасности в информационной сфере.
6. Изучение и оценка международного информационного обмена как одного из элементов дипломатической функции и классификация информационной работы дипломатических миссий на примере развитых стран мира и Узбекистана.
7. Уяснение понятия народной дипломатии как функции международного информационного обмена, определение работы с общественностью и её роли в государственной и общественной сферах на примере развитых государств и Узбекистана. Определение теоретических понятий народной дипломатии, их характеристик в практике работы с общественностью в рамках международных отношений. Характеристика международной работы с общественностью как одной из функций международной организации.
8. Определение понятия информационного планирования и характеристика деятельности международных информационных центров и компаний.
9. Концептуализация международного обмена информацией на основе системного анализа деятельности СМИ и К в условиях современных международных отношений.
Теоретической и методологической основой стали основополагающие выводы и положения, содержащиеся в трудах Каримова И.А., узбекских, арабских и зарубежных ученых. Концептуально-теоретические разработки современной политологической науки, теории международных отношений, права и журналистики, метод политологического исследования эволюции места и роли обмена информацией в международных отношениях на информационном материале.
В монографии впервые предпринята попытка историко-политологического анализа эволюции места СМИ и К в международных отношениях на пороге XXI века. Показано влияние современных средств массовой информации и коммуникации на эволюцию международных отношений, особенно, во второй половине ХХ века. Исследована роль межгосударственного обмена информацией в контексте укрепления ее места в качестве одного из основных видов деятельности государств, завоевывающего все более ощутимые позиции в их внешнеполитической деятельности. Показано неординарные место и роль международного обмена информацией в деятельности ведущих международных и региональных организаций. Предпринята попытка спрогнозировать перспективу регионального и международного сотрудничества в области информационной безопасности, предсказать вероятный путь дальнейшей трансформации и интеграции на более высокий качественный уровень мало развитых и развивающихся стран мира в мировую информационную систему. Впервые предпринята попытка анализа и концептуализации нынешнего состояния и перспектив развития международной системы обмена информацией в современных международных отношениях. Очерчены трудности, лежащие на пути динамичного развития взаимовыгодного информационного сотрудничества, в том числе, и в плане дальнейшего укрепления их позиций по многим вопросам современных международных отношений.Ценность данного монография, прежде всего, определяется тем, что укрепление места и роли глобальных СМИ и К в конце ХХ века сопровождалось процессами формирования новых независимых государств и окончанием длительного периода «холодной войны». Научное изучение механизмов взаимозависимости и взаимовлияния этих государств с развитыми странами мира и, в целом, с мировым сообществом в истории любого региона и государства, несомненно, имеет важное теоретическое значение. Оно служит обогащению теории государства, международных правовых и политических отношений. Исследование специфических черт, подчеркивающих глобальность и отличие некоторых регионов и стран от других регионов и стран мира необходимо, несмотря на их географическую отдаленность. Также важно и изучение опыта эволюции места и роли различных стран мира в международных политико-информационных отношениях, а также особенностей их превращения в полноправных субъектов мирового сообщества на протяжении ХХ века.
Такие монография представляют несомненный практический интерес для сегодняшнего Узбекистана, вступившего на путь независимого суверенного развития относительно недавно и энергично приступившего к решению сложной задачи восстановления традиций собственной национальной государственности и культуры. Республика Узбекистан, безусловно, остро нуждается в научной разработке таких проблем, которые имеют выраженный прикладной характер и могут быть использованы при выработке собственной стратегии строительства современной системы СМИ и К, активно участвующей в процессе международного обмена информацией и отражающей демократические преобразования, охватывающие все сферы жизнедеятельности республики. В новых условиях создание научно обоснованной базы развития государственности способствует быстрому восстановлению прерванных внешними силами древних традиций международных отношений узбекского государства и ускорению его интеграции в мировую систему обмена информацией.
Монографы могут быть использованы в практической деятельности государственных и общественных организаций, занимающихся внешнеполитической и информационной проблематикой. А также могут использоваться в учебном процессе по подготовке востоковедов, журналистов, историков, политологов и специалистов международных отношений и международных экономических отношений в контексте изучения проблем влияния международного обмена информацией на глобализацию системы международных отношений и международных экономических отношений.
Данное Монографие, возможно, восполнит недостаток литературы в области исследования проблем влияния развития средств массовой информации и коммуникации на международные отношения и методы реализации современных внешних связей.
Дактор Мухаммад аль-Бухари
Примечания[i] Гала Мустафа. Глобализация…новая роль государства, // Каир: ж. международная политика, 1998, № 134. С. 43; Мамдух Шавки. Национальная безопасность и международные отношения». // Каир: ж. Ас–сияса ад–дувалия, 1997 № 127.[ii] Ислам Каримов. Узбекистан, свой путь обновления и прогресса. Пер. Доктора Мухаммада аль–Бухари. – Джидда: Дар ас-Сароват, 1999; - Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике. Пер. Доктора Мухаммада аль – Бухари. Джидда: Дар ас-Сароват, 1999. – Узбекистан, на пути углубления экономических реформ. Бейрут: Компания печати и распространения, 1996; - Мустафа Гала. Глобализация…новая роль государства. // Каир: ж. Международная политика 1998, № 134; - Национальный проект Египта: основная роль государства. // Каир: Аль-Ахрам. 28.04.1997; - Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства. // Каир: Аль-Ахрам, 31.03.1997; Права человека и философия индивидуальной свободы. // Каир: Активисты региональной программы исследований прав человека, 1997/октябрь № 3; - Ахмад Иззат Ассаед. Глобализация и внов организация мировая экономика. Дамаск: аль-Маърифа, 1998 № 416; - аль-Хаслан мухаммад. Узбекистан на пути реформирования. // Джидда: аль-Жазира,1996.5.30.[iii] Дагус Талал. Арабы и глобализация: явление и призывы. // Эр-Рияд: ж. Аддирасат Аддиблюмасия, 2000 № 14, С 175-184; Мустафа Гала. Глобализация…новая роль государства. // Каир: ж. Международная политика» 1998 № 134. Стр. 47; - Национальный проект Египта: основная роль государства». // Каир: Аль-Ахрам, 28.04.1997; - Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства. // Каир: Аль-Ахрам. 31.03.1997; - Права человека и философия индивидуальной свободы. // Каир: Активисты региональной программы исследований прав человека, 1997 /октябрь № 3; - аль-Джабири Мухаммад Абид. Проблемы современного арабского мышления, Бейрут: Центр исследования арабского единения, 1997; - аль-Бабляви Хазим. Арабы и глобализация. // Каир: Аль-Ахрам. 30.12.1997; - Харб Усама аль-Газали. Политические партии в третьем мире. // Каир: серии «Знание», 1987/сентябрь. Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989. James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}. Paul Kennedy, Globalization and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996. Peter Drucker, The Second Information Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997. Jan Aart Scholte, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий