пятница, 4 сентября 2009 г.

Принципы международной журналистики в рамках международных отношений 2 из 3

Министерство Высшего и среднего специального образования республики узбекистан
Ташкентский государственный институт востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ
Принципы международной журналистики в рамках международных отношений
Ташкент – 2006
ТЕМА 8. Международная монополия в международном обмене информацией.
Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся к различным объединениям. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ во многих странах основным источником информаций остаются всё те же 5 информационных агентств: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс, Франс Пресс и ИТАР-ТАСС. Это при том, что отечественные агентства прилагают все усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои агентства.
Монополия связана с концентрацией процесса международного обмена информацией и выше указанными политическими и экономическими проблемами. В результате монополии получается, что небольшое количество стран являются источником подавляющего большинства международной информации.
На основе исторических фактов можно сделать вывод о том, что французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter), немецкое телеграфное агентство Волф (Wolff), разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был продукт колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Пруссией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть, то есть они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества между собой и для извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию увеличилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на несколько сфер влияния, с правом работы каждого агентства. На основании этого германское телеграфное агентство Волф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В это время телеграфное агентство Вены было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швей­царии, Испании, Португалии, Средней и Южной Америке. Сов­местно с телеграфным агентством Рейтер, которое имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи, Хавас распространяло своё вещание на Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Associated Press) было менее значительным участником этой международной монополии. Оно получило право действовать только внутри США. А российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency), получало информацию через германское телеграфное агентство Волф.
Хотя американское телеграфное агентство после его реконструкции стало полноправным членом этой монополии, в первые десятилетия XX века оно не могло конкурировать с остальными агентствами. Это агентство отказало южно-американским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа было соглашение о монополии.
Но эта монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии и стало сильным конкурентом Ассошейтед Пресс на международном информационном рынке, в частности в Южной Америке. В связи с этим международная монополия дала некоторые преимущества Ассошейтед Пресс как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30-х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошейтед Пресс нарушило соглашения о международной монополии и внедрилась в информационный рынок Японии, которая была сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Волф поддерживали внешнюю политику своей страны. В результате этой конфронтации, международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве своих национальных интересов.
Вместо Хавас появилось Франс Пресс (AFP), как видное международное телеграфное агентство, а британское Рейтер и американское Ассошейтед Пресс продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после II мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС[1], которое после распада СССР превратился в ИТАР-ТАСС, принципиально отличающийся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что кроме распространения в районах монополии, в процессе международного обмена информацией, международные средства массовой информации стараются передавать и распространять политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Эта проблема до сих пор является существенной и нежелательной для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться этими материалами и продолжают оставаться субъектами влияния.
Это объясняет стремление развивающихся и малоразвитых стран создавать региональные и международные блоки для создания сильных средств массовой информации, которые бы избавили эти страны от международной монополии в средствах массовой информации и коммуникации в приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация телеграфных агентств стран Неприсоединения, которая объединяет государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права предотвращает международную монополию, ослабляет её влияние на поток информации. И хотя на эту ассоциацию были возложены большие надежды, она не смогла противостоять основным пяти международным телеграфным агентствам или изменить ход международной информации. Информация продолжала поступать с севера на юг[2].
Вопросы:
1. Концентрация процесса международного обмена информацией.
2. Разделение мира на сферы влияния агентствами Гавас, Рейрер и Вольф.
3. Распад международной монополии в СМИ.
4. Угрозы информационной монополии для развивающихся и бедных стран.
ТЕМА 9. Возникновение и развитие международной прессы в европейских странах и США
В 1450 году Mayncas (Мэйнкас), John Gosfiltch (Джон Госфилтч), известный больше как Гуттенберг, John Fust (Джон Фаст) и Peter Shoper (Питер Шопер) изобрели способ печатания, являющийся основой современной типографии. Это изобретение дало возможность печатать вырезанными из дерева, камня или железа буквами и в дальнейшем сыграло основную роль в появлении на свет первых регулярных изданий: В Праге и Инвестпорке - в 1597 году; В Деновере - в 1605 году; В Пале - в 1610 году; В Вене и Франкфурте - в 1615 году; В Гамбурге - в 1616 году; В Берлине - в 1617 году; В Лондоне - в 1622 году; В Париже - в 1631 году.
Со временем эти издания развивались, получали всё большее распространение и постепенно превратились в неотъемлемую часть жизни европейского общества[3].
1. Французская Республика: Как и пресса других развитых стран мира, большинство французских газет зависят от пресс-групп. По мнению Ивиза Леяра пресс-группой может быть, компания или группа компаний управляемые одним лицом, в основном и решающим вопросы управления и другие возникающие вопросы[4]. Во Франции это:
- HACHETTE GROUPE (Ашетт групп), создана в 1826 году книжным издателем Hachette, является одной из первых французских пресс-групп. В те времена она была известна под названием HACHETTE GRASSET STOCK (Ашетт грасе сток). Сейчас в состав HACHETTE GROUPE (Ашетт групп) входит издательство книг (в 70-х годах ХХ века выпускавшее около 80 миллионов экз. в год), табачная компания. Группа имеет значительную долю в производстве и продаже пластинок, бумаги и кинофильмов; в рекламной компании «Regie presse» (Режи пресс) и агентствах по распространению парижских газет (NMPP); в ряде важных издательств Франции. А также долю в 40% в бельгийской компании “Femmes d’aujor d’hui” (Фамм дожурдюи), 50% в компании “Tele 7 jours”(Теле сет жур), и в компании “Odege Presse” (Одеж пресс). С 1968 года HACHETTE GROUPE (Ашетт групп) совместно с FILIPACCHI GROUPE (Филипаччи групп) издаёт газету “Grands – musees” (Гран мюзэ). С сентября 1972 года HACHETTE GROUPE (Ашетт групп) начала выпускать похожую на газету «L’Express» (Лэкспресс) еженедельную газету «Le point»(Ле пуэн), что дало ей возможность создать собственную империю на внутреннем информа­ционном рынке[5].
- PROUVOST GROUPE (Прувост групп), которую основал J. Prouvost (Ж. Прувост), крупный производитель трикотажных изделий на севере Франции. Во многом благодаря популярности издаваемых им газет, таких как: “Paris Soir” (Пари суар); “Marie Claire” ( Мари Клэр); “Match” (Матч). Эта группа является одной из самых известных групп во французской прессе. Вместе со своим компаньоном Ferdinand Beghin (Фердинан Бегэн), производителем сахара и бумаги, J. Prouvost (Ж. Прувост) с 1949 года издаёт газету “Paris Match” (Пари матч). Кроме этого PROUVOST GROUPE (Прувост групп) контролирует выпуск следующих газет: “Le Figaro” (Ле фигаро); “Le Figaro Agricole” (Ле фигаро агриколь); «La Maison de Marie Claire et les Parents” (Ла мэзон де Мари Клэр э лэ паран), а также наряду с HACHETTE GROUPE (Ашетт групп) является владельцем газеты “Tele 7 Jours” (Теле сет жур) и с этой же группой участвует в 15% доле в радиотелекомпании Люксембурга (RTL).[6]
- AMAURY GROUPT (Амори групп),[7] контролирующая следующие издания: “Le Parisien Libère” (Ле паризиен либере); “Oise-Matin” (Уаз матэн); “Seine et Marne Matin” (Сэн э марн матэн); “L’Equipe” (Лэкип); “France Football” (Франс футбол); “Rugby Magazine” (Регби магазин); “But et club Miroir des sports” (Бю э клуб мируар дэ спор); “Le Courrier de l’ Ouest” (Ле курье де луэст); “Angers” (Анжер); “Lа main Libre” (Ла мэн либр); “Le Mans” (Ле ман); “Carrefour” (Карефур); “Point de vue” (Пуэн де вю); “Image du monde” (Имаж дю монд); “Marie France» (Мари Франс); “La France Agricole” (Ла Франс агриколь).
- ROBERT HERSANT GROUPЕ (Робер Эрсан групп), создана в 1945 году и контролирует издания:[8] “Centre Presse” (Сантр пресс); “Le Paris Républicain” (Ле Пари репюбликэн); «L éclaire de Nantes” (Лэклэр де Нант); “Liberté du Morbihan” (Либерте дю Морбиан); “L Оrient” (Лориан); “Le Havre presse” (Ле Авр пресс); “L’Action Républicain” (Лактион репюбликэн); “Nord-Matin” (Нор матэн); “France Martinique” (Франс Мартиник); “Paris Normandie” (Пари Норманди); “L’auto Journal” (Лото журнал); “Les Cahiers dе Yachting” (Лэ кайе де Ячтинг); “Spécial Kartingk” (Спесиал картин); “Point de Voite” (Пуэн де вуат); “La Peche et let” (Ла пэш э лэ); «Poision” (Пуазион); “La Revue de la chasse” (Ла ревью де ла шасс); “Votre Tricotk” (вотр трико); “Le Nouvel Adam” (Ле нувель Адам); “Toute La Peche” (Тут ла пэш); “Au Bord de l’eau” (О бор де ло).
- FILIPACCHI GROUPЕ (Филипаччи групп). В 1962 году она отделилась от LES CAHIERS DU CINEMA (Лэ кайедю синема) и стала самостоятельной. Сейчас FILIPACCHI GROUPE (Филипачи групп) контролирует:[9] “Salut les Copains” (Салю лэ копэн); “Salut les copains et Hebdo” (Салю лэ копэн э эбдо); “Mademoiselle Age Tendre” (Мадмуазель аж тандр); “LUI” (Люи); “Jazz Magazin” (Джаз магазин); “Une semaine de Paris-Périscope” (Ун семэн де Пари-парископ); “PHOTO” (Фото); “SKI” (Ски); “Arts Mеnagers Cuisine Magazine” (Ар менаже кюизин магазин); “Son Magazine” (Сон магазин). Совместно с HACHETTE GROUPE (Ашетт групп) издаёт газету “Grands Musees” (Гран мюзе).
- GROUPE EXPRESS (Групп экспресс) владеет компанией «Express Union» (Экспресс унион) и большими долями в компаниях “Liste Union” (Лист унион) и “Didot Bottin” (Дидо Боттэн). Кроме этого контролирует:[10] “L’expresse” (Лэкспресс); “Rhone Alpеs” (Рональп); “Meditterrаnee” (Медитерранэ). Совместно с американской компанией “Mc Craw-Hill” издаёт газету: “Technic Union” (Техник Юньен); а с “INTER UNION” – газету: “Le Management” (Ле менежман).
- BAYARD-PRESSE GROUPЕ (Баяр пресс групп), являющаяся одной из самых сильных религиозных групп (католическая). Выпускает: “La Croix” (Ла круа); “Le Pelerin Du Vingtième Siècle” (Ле пелерэн дю вэнтием сиэкл); “L’Almanach du pelerin” (Лалманах дю пелерэн); “Notre Temps” (Нотр тан); “Pomme Dapi” (Пом дапи); “Okapi” (Окапи); “Nade” (Надэ); “Record” (Рекор); “Dargaud” (Дарго); “Club inter” (Клуб интер); “Promеsses La Documentation Catholique” (Промес ла докумантатион католик); “Bible et terre sainte” (Библь э тэрр сэнт); “Pretre et apotre” (Прэтр э апотр); “Document service Adolеscence” (Докуман сервис адолесанс); “Pressе Actualite” (Пресс актуалитэ); Совместно с CHRECTIONS DANS LE MONDE RURAL BAYARD-PRESSE GROUPE (Креетион дан ле монд рюраль Баяр пресс групп) издаёт газету: “Panorama D ayourd’hui” (Панорама дожурдюи) и с компанией “C.N.E.R.” – газету: “Cahhechiste d’Aujourd’hui” (Кайеешист додурдюи).
Среди других групп, держащих монополию на внутреннем информационном рынке Франции: DEL DUCA GROUPE (Дел дюка групп); BOUSSAC GROUPE (Буссак групп); FLOIRAT GROUPE (Флориа групп); DASSAULT GROUPE (Дассо групп); группа коммунистической партии Франции: «Le Parti Communiste de France» (Ле парти коммюнист де Франс); “ALPHA” (Альфа); “NUIT et JOUR” (Нюи э жур); “EXCELSIRMON SEIGNEUR” (Экселсирмон сеньор); “AMAURY” (Амори); “HERSANT PROUVOST” (Эрсан Прувост). А также: LUNION DES OEUVRES CATHOLIQUE (Лунион дезовр католик) (Союз католических услуг), публикующий газету «Ibalita» Эбалита; группа католической жизни LA VIE CATHOLIQUE (Ла ви католик) и группа христиан аграрного мира CHRETIENS DANS LE MONDE RURAI CMR (Кретьен дан ле монд рюраль)[11].
Известные французские ежедневные газеты[12]. Газеты общей информации: название газеты год издания - тираж (экз.); L’aurore (Лорор) 1944 – 390238; Le Figaro(Ле фигаро) 1826 – 532450; Le Parisien Libère (Ле паризиен либере) 1944 – 749699; Le Combat (Ле комба) 1941 – 35000; Le Monde (Ле монд) 1944 – 471806; La Croix (Ла круа) 1880 – 140558; France Soir (Франс суар) 1941 – 869027. Ежедневные газеты некоторых политических организаций: L humanite (Люманите) 1904 - 216,953; La nation (Ла натион) - 20.000. Некоторые экономические ежедневные газеты: Les echos (Лезэко) - 56.558; Le nouvau journal (Ле нуво журналь) - 53.000. Некоторые спортивные ежедневные газеты: L Equipe (Лэкип) - 0.327.697 в понедельник 2.850.000; Paris Turq (Пари тюрк) - 0.227.359. Помимо этого, в разных областях и городах Франции издается более 17 местных ежедневных газет. Их общий тираж колеблется между 716.568 экз. (например, газета “Ouest France” (Уэст Франс), выходящая в городе Рон) и 154.564 экз. (газета “Лю телеграмм де пресс», публикующаяся в городе Мор)[13].
Журналы и периодические издания Франции: название год изд. регулярность тираж. Paris Match (Пари матч) еженедельно 929,252; L Express (Лэкспресс) 1953 еженедельно 683,903; Le Canard Enchaine (Ле канар аншэнэ) 1915 еженедельно 450,000; Le Nouvel Observateur (Ле нувель обсерватер) 1964 еженедельно 253,632; Minute (Минют) 1962 еженедельно 246,991; Valeur Actuel (Валер актюэль) еженедельно 106,366; Spectacle du Monde (Спектакль дю монд) ежемесячно 099,490; Rivard (Ривар) 1951 еженедельно 025,000; Carrefour (Каррефур) 1944 еженедельно 030,000; Charlie Hebdo (Шарли эбдо) еженедельно 100,000; Politique Hebdo (Политик эбдо) еженедельно 050,000; Realites (Реалитэ) 1946 ежемесячно 103,202; Le Point (Ле пуэн) еженедельно 150,000. Экономическая периодика: [14] L expansion (Лэкспансион) ежемесячно 141,908; La vie Francaise (Ла ви франсэз) еженедельно 128,570; L Air Regionale (Лэр режиональ) ежемесячно 100,391; L entreprise (Лентреприз) еженедельно 083,463; Les Info – Indus et Commerciales (Лезинфо эндю э коммерсиаль) еженедельно 059,496; L usine Nouvelle (Люзин нувель) еженедельно 060,150; Management (Менежман) ежемесячно 022,253; Le moniteur dе Commerce International (Ле монитер де коммерс энтернатиональ) 2 раза в неделю 014,007; L economie (Лэкономи) 2 раза в месяц 011,971.
Женская периодика:[15] Во Франции возникновение периодики, посвященной женщине, относится к XVIII веку, когда в 1758 году вышел первый журнал для женщин “Le Courrier de la nouvaute” (Курье де ла нувотэ). Позже в 1878 году стал издаваться другой журнал “Le Petit echo de la Mode” (Ле пети эко де ла мод), вскоре изменивший свое название на “L echo de la mode” (Лэко де ла мод). Это был первый журнал, начавший с 1893 года публиковать многосерийный материал под названием “Le Patron Gratuih” (Ле патрон гратюи). В 70-е годы ХХ века во Франции издавалось уже свыше 15 журналов, посвященных прекрасному полу, общий тираж которых превышал 1 млн. экз. Вот некоторые из них: название периодичность тираж; L echo de la mode (Лэко де ла мод) еженедельно 1,010,068; L echo de notre Toups (Лэко де нотр ту) ежемесячно 1,201,300; Femmes d Aujourd Hui (Фам дожурдюи) еженедельно 1,214,892; Marie Claire (Мари Клэр) ежемесячно 1,021,611; Modes de Paris (Мод де Пари) еженедельно 1,061,045; Mode et Travail (Мод э травай) ежемесячно 1,892,745; Pour Vous Madame (Пур ву мадам) ежемесячно 1,397,783. Также во Франции издаются 23 журнала для дома и семьи, 27 - для детей и подростков, 12 детективных журналов, 15 религиозных, спортивные, профсоюзные и другие специализированные журналы.
Вопросы:
1. Прессгруппы
2. Классификация газет и журналов.
2. Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Несмотря на цензуру и давление правительства пресса заняла важное место в британском обществе. В 1662 году парламент Великобритании впервые издал закон об авторском праве, который ещё больше усилил цензуру на печать, запретил печатать парламентские дебаты, а также требовал предварительного получения лицензии на издание любой печатной продукции. Но уже в 1695 году под давлением прессы, защищавшей свои права и свободы, парламент был вынужден отменить этот закон. В дальнейшем появлялись всё новые и новые издания. Среди них: первая ежедневная английская газета «Daily» («Дэйли»), выходившая с 1702 по 1704 года; первый еженедельный журнал, издаваемый в 1704 году Даниэлем Дефо, журнал «Татлер», выпускаемый в 1709 году Адисоном и Астелем и многие другие.
Первая политическая рубрика в английских газетах появилась в 1771 году после того, как прессе было разрешено писать о заседаниях Парламента. В это же время стали издаваться газеты, являющиеся основателями современной прессы Великобритании. Так, например, международная газета «Daily», издателем которой был Джон Вальтер, впервые вышла в 1785 году. В 1788 году она сменила своё название на «Times» и с 1803 года стала одной из крупнейших газет мира[16].
В наши дни англичане являются самой читающей нацией в мире. Согласно источникам ЮНЕСКО тираж газет на каждую тысячу человек здесь составляет 488 экземпляров. В стране помимо специализированных газет издаётся около 1200 местных еженедельных газет, а также около 125 ежедневных газет, имеющих воскресные приложения. Только в Лондоне выходит 145 наименований[17](7). В 1969 году тираж ежедневных газет составлял 25338 тысяч экз., воскресных - 26837 тысяч экз., а еженедельных - 13423 тысячи экз. Исследования, опубликованные в 1971 году в газете «Daily Express», показали, что каждая тысяча человек читает 181 национальную ежедневную газету[18].
Великобритания является первым в мире государством, которое отменив в 1695 году цензуру на печать, тем самым признал свободу прессы. Для сохранения этой свободы в 1953 году был создан Совет прессы, в состав которого входят: - председатель, лицо, не являющееся, сотрудником прессы. - 20 членов – представителей английских обществ журналистов, большинство из которых – представители редакций газет. - 5 членов, представляющих читателей[19].
Для укрепления своей власти и независимости английская пресса создала ряд трестов, таких как: - SCOTT-TRUST (СКОТ-ТРАСТ), издающий газету “Guardian” (Гардиан); - OBSERVER-TRUST (ОБСЕРВЕР-ТРАСТ), издающий газету “Observer” (Обсервер); - BEAVERBROOK - TRUST (БИВЕРБРУК - ТРАСТ), владеющий 51% акций “Beaverbrook Newspaper Limited” («Бивербрук Ньюспэйпа Лимитед») и издающий газеты “Daily express”, “Sunday Express” и в городе Глазго газету “Evening Standard” (Ивнинг Стэндард). В своей работе этот трест зависит от лорда Beaverbrook, который поддерживает политику британской империи и на ключевые должности издаваемых им газет назначает людей, также поддерживающих эту политику[20].
В течение 1947–1988 годов крупные газетные группы повысили свои доли на рынке ежедневных и еженедельных газет более чем на одну треть, что позволило трём лордам британской прессы Мэрдоку, Максвуэлу и Стивенсу взять под контроль 57 % распространяемого тиража.
В результате концентрации в прессе усилилась монополия над индустрией продукции для свободного времени. Так, в середине 80-х годов пять компаний в области СМИ стали контролировать около 40% проданных книг и 45% вещательного времени телестанции “ATV”. Следующая таблица показывает долю крупных компаний в некоторых информационных секторах[21]. Информационный Сектор: Эфирное время “ATV” 45,5; Распространённые национальные ежедневные газеты 95; Распространённые национальные и местные ежедневные газеты 75; Распространённые национальные и местные еженедельные газеты 92; Распространённые национальные и местные еженедельники 91; Проданные книги 40; Проданные пластинки 58; Проданные пластинки LP магнитные ленты и компакт диски 60; Прокат видеофильмов 66.
Популярные ежедневные газеты. Все национальные ежедневные газеты Соединённого Королевства выходят в Лондоне, кроме газеты “Guardian”, которая также издаётся и в Манчестре. Объём газет – 14-32 страницы. В среднем тираж ежедневных и еженедельных газет в 1971 году был следующим: Утренние ежедневные газеты: название газеты тираж (экз.); Daily Mirror (Дэйли Миррор) 4703804; Daily Express (Дэйли Икспресс) 3435000; Sun (Сан) 2080000; Daily Mail (Дэйли Мэйл) 2035169; Daily Telegraph (Дэйли Телеграф) 1454581; The Times (Таймз); The Guardian (Гардиан) 0327897; Financial Times (Фаинэншл Таймз) 0167500; Sporting Chronical (Спортинг Кроникл) 0079727; Sporting Life (Спортинг Лайф) 0087519; Morning Star (Морнинг Стар) 52000 экз. Вечерние ежедневные газеты: Evening News (Ивнинг Ньюс); Evening Standard (Ивнинг Стандард-1969) 560596 экз. Воскресные газеты: News of world (Ньюс оф Уорлд) 6173000; The People (Пипл) 4941738; Sunday Mirror (Санди Миррор) 4686564; Sunday Express (Санди Экспресс) 4167000; The Sunday Times (Санди Таймс) 1432946; The Observer (Обсервер) 0801000; Sunday Telegraph (Сандэй Телеграф) 0751673.
Французский исследователь Роланд Кайро отметил тот факт, что пресса Великобритании с 60-х годов ХХ века переживает кризис, возникший в результате снижения тиража как специализированных, так и популярных газет. Также и опрос населения, проведенный газетой “Financial Times” и опубликованный в 1971 году, подтвердил, что количество читателей намного превышает тираж издаваемых газет. И нижеприведённый график показывает эту разницу[22].
Название газеты тираж - количество читателей - %; Daily Mirror 4380470 – 13925000 – 318; Daily Express 3435000 – 9857000 – 287; Sun 2080000 – 7074000 – 340; Daily Telegraph 1454581 – 3594000 – 247; Times 1153000; News of world 6173000 – 16258000 – 263; People 4941738 – 14840000 – 300; Sunday Mirror 4686564 – 13793000 – 294; Sunday Express 4167000 – 10734000 – 258/
Вопросы:
1. Закон об авторском праве 1662г.
2. Появление первых газет и журналов.
3. Совет прессы.
4. Пресс-трасты.
5. Концентрация прессы.
6. Тираж английской прессы.
3. Федеративная Республика Германия: Первая газета в Германии “Zeipziger Zeitung” (Зейпцигер Цайтунг) вышла в 1660 году. С первых своих дней немецкая пресса находилась под жесткой цензурой и была ограничена условиями получения лицензии. Фридрих II, также как и Жозеф II поставили прессу на службу государству. А с 1789 г. Жозеф II решил изымать с прессы налоговую марку[23]. В законодательстве, действующем сегодня в Германии, есть закон от 1874 года, определяющий условия ответственности за публикуемые материалы[24].
По мнению Альфреда Гроссера немецкая пресса после II мировой войны отличалась своей ориентацией на общую информацию и уменьшением по мере возможности обозрения политики[25]. Своей независимостью выделялись издания, выпускаемые политическими партиями Германии.
В течении 60х-70х гг. ХХ столетия пресса Германии стремилась к концентрации и монополии. Это показывает факт уменьшения в тот период количества издаваемых газет от 1460 наименований (в 1967г.) до 998 (в 1970г.), а также появление господствующих групп во главе с AXEL SPRINGER GROUP (Аксел Шпрингер Груп), владевшей 69 % ежедневных газет и 80 % еженедельных изданий только города Берлина и 39 % ежедневных газет и 10 % других периодических изданий всей страны.
Axel Springer (Аксел Шпрингер) был первым в Германии, кто после II мировой войны получил лицензию на издание газет. До этого в 1946 г. в Гамбурге начал издавать ежемесячный журнал “Nord-deutsh Hefte” (Норд-дойче Хефте) и позже специализированный в радиовещании журнал “Hor Zu” (Хур Цу). Умело используя огромный успех этих журналов, Шпрингеру удалось навязать большинству немецких газет свою власть, несмотря на давление в конце 60х гг. ХХ в., когда он был вынужден продать 5 крупных журналов: “Dan Neve Blott” (Ден Неве Блотт); “Jasmin” (Жасмин); “Eltern” (Элтерн); ”Bravo” (Браво); “Twen” (Твен) ему удалось сохранить свое влияние на прессу Германии и Европы, благодаря своим крупным, широко распространенным изданиям, как, например, газеты: “La Bild Zaitung” (Ла Билд Цайтунг); “Berliner Mingenpost” (Берлинер Мингенрост); “Die Welt Abendblatt» (Д Велт Абенблет); “B.Z.Hamburger” (ежедневные) (Б.Ц.Гамбургер); “Welt am sonntag” (Велт ам Зонтаг); “Bild am sonntag” (еженедельные) (Билд ам Зонтаг). и журналы: “Funk uhr” (Функ Уйр); “Hor Zu” (Хур Цу).
Axel Springer достиг рекордного для того времени оборота в 2 млн. немецких марок. Под его руководством в Гамбурге и Берлине, работало такое крупное издательство, как “Ullstein” (Улштейн), услугами которого в выпуске своих изданий “Neve” (Неве), “Revue” (Ревю), “Stern” (Штерн), “Quic” (Квик) пользовались даже его соперники.
Среди других наиболее известных германских пресс-групп: HEIMRICH BAUER («Хаймрих Бауер»), владеющая 17% рынка немецкой прессы, BURDA (Бурда) 12%, GRUMER WAHR (Грумер Вар) 8%, WEITPERT (Вайтперт) 6%, и LA STUTTGARTER ZEITUNG (STZ) (Ла Штутгарт Цайтунг), SUDDEUTSCHE ZEIUMP (SZ) (Зуддойче Цайумп), FRANKFURTER ALLGEMINE (FAZ) (Франкфуртер Алгемайне), WESTDEUTSCHE ALLG EMINE (WAZ) (Вестдойче Алгемайне), доля которых на немецком рынке прессы не превышает 4%.
Наиболее распространенные газеты в Германии:[26] Название газеты группа тираж; Bild Zeitung (Билд Цайтунг) Springer (Шпрингер) 4.094.884; Westdeutsehe Algemeine (Вестдойче Алгемайне) W.A.Z. (В.А.Ц) 544.200; Ruhrnachten Weatfalen post (Рурнахтен Вестфален пост) W.A.Z. (В.А.Ц) 340.520; B.Z. (Б.Ц) Springer (Шпрингер) 331.800; Hamburger Morgen post (Гамбургер Морген пост) Springer (Шпрингер) 316.975; Hamburger Abend Blatt (Гамбургер Абен Блатт) Springer (Шпрингер) 303.323; Rheinische Post (Райнише Пост) Springer (Шпрингер) 302.565; Abendzeit und Uhr Blatt (Абенцайт унд Уйр Блатт) 301.00; Franhfurter Allgemeine Zeiting (Франкфуртер Алгемане Цайтунг) F.A.Z. (Ф.А.Ц) 270.000; Exepress (Экспрес) F.A.Z. (Ф.А.Ц) 255.901; Die Welt (Ди Велт) Springer (Шпрингер) 245.000; Nurnberger Nachrichten (Нюрнберг Нахрихтен) Springer («Шпрингер») 243.522; Zeit (Цайт) Gruner-Jahz (Грунер-Жанц) 243.000; Suddeutsche Zeitung (Зуддойче Цайтунг) S.Z. (С.Ц) 225.000; Berbner Morgen post (Бербнер Морген пост) Springer (Шпрингер) 217.000.
Здесь нужно иметь в виду, что цифры в вышеприведенном графике означают уже распространенные тиражи газет. Как обычно, немецкие газеты и журналы на своих первых полосах и страницах размещают политические и экономические новости. Содержание остальных страниц зависит от специфики издания или от того общественного слоя, к которому данное издание направленно. Но, по сравнению с другими странами, распространенные тиражи периодических журналов в Германии превышают распространенные тиражи газет.
Наиболее популярные периодические журналы в Германии (на 1973 год):[27] Название журнала издатель периодичность тираж; Hor Zu (Хур Цу) Springer (Шпрингер) еженедельно 3.847.752; Das Hauss B (Дас Хаус Б) Burda (Бурда) 2 раза в месяц 3.162.859; Bild am Sonntag (Билд ам Зонтаг) Springer (Шпрингер) еженедельно 2.184.656; Honer und Sehn (Хонер унд Зен) Bauer (Бауер) еженедельно 1.865.372; Funk-Uhr (Функ-Уйр) Springer (Шпрингер) еженедельно 1.756.429; Bunte Illustrierte (Бунте Илустрирте) Burda (Бурда) еженедельно 1.686.936; Burda Moden (Бурда Моден) Burda (Бурда) ежемесячно 1.686.171; Stern (Штерн) Gruner Jahz (Грунер Жаз) ежемесячно 1.595.862; Neue Revue (Нойе Ревю) Bauer (Бауер) ежемесячно 1.585.026; Neue Poet (Нойе Поэт) ежемесячно 1.553.461; Neue Wochenend (Нойе Вохененд) ежемесячно 1.532.202; Quic (Квик) Gruner-Jahz (Грунер-Жаз) ежемесячно 1.392.534; Brigitte (Бригит) Jahz (Жаз) 2 раза в месяц 1.384.365; Frau im Spiegel (Фрау им Шпигел) Ehrlich & Sohn (Эрлих унд Зон) еженедельно 1.325.440; Das Beste (Дас Бесте) Jahz zeiteh-verlag (Жаз цайтеферлаг ежемесячно 1.265.208; Fur Sie (Фюр Зи) еженедельно 1.128.862; Das Neue Blatt (Дас Нойе Блатт) Bauеr (Бауер) 2 раза в месяц 1.106.925; Neue Praline (Нойе Пралин) Bauer (Бауер) еженедельно 1.097.626; Jasmin (Жасмин) Weitpert (Вайтперт) еженедельно 1.085.421; Der Spigel (Дер Шпигел) Springer (Шпрингер) еженедельно 923.372; Bild und F (Билд унд Ф) Burda (Бурда) еженедельно 916.032; Bravo (Браво) Bauer еженедельно 845.482; Eltern (Элтерн) Weitpert (Вайтперт) ежемесячно 863.681.
В своей книге «СМИ ФРГ» Херманн Майн подробно рассказывает о структуре немецкой прессы после объединения страны в 90х г.г. ХХ в. и приватизации прессы ГДР посредством Опекунского Совета. Для современной печати ФРГ характерны следующие структурные признаки: частная собственность; большое количество газет; местные связи многих ежедневных газет; сильная позиция региональных газет; небольшое количество межрегиональных газет; богатый выбор журналов; слаборазвитая партийная печать; зависимость от количества объявлений; концентрация.
На каждую одну тысячу жителей в 1993 году приходилось 328 газет. Тираж журналов в том же году достиг 122,12 млн. экз., тираж ежедневных газет 30,93 млн. экз., тираж журналов коммерческих компаний 22 млн.59 тыс. экз., специализированных журналов 16,45 млн. экз., еженедельных газет 2,21 млн. экз. Следующий график приводит данные о количестве и тираже газет ФРГ на 1993 г. Ежедневные газеты количество - тираж: Местные и региональные подписные газеты 370 - 18,4 млн.; Межрегиональные газеты 7 - 1,5 млн.; Продажа газет в уличной торговле 9 - 6,1 млн.; Всего ежедневных газет 386 - 26,0 млн.; Еженедельные газеты 31 - 2,2 млн.; Воскресные газеты 6 - 5,0 млн.; Общий тираж газет – 33,2 млн. Общее количество газетных изданий – 1.597 Публицистических изданий – 137.
Здесь необходимо сказать о существовании ежедневных, полумесячных и месячных газет, достигших в 1992 году количества 1228 наименований. Эти газеты набираются в 489 издательствах Германии, они полностью финансируются рекламодателями, а 70.547.616 экземпляров таких газет распространяются абонентам бесплатно.
Наиболее заметными изменениями в СМИ восточной Германии, как было уже отмечено ранее, был переход собственности на них к частному сектору, участие западногерманского капитала во владении ими, а также появление новых.
Региональные газеты Восточной Германии: Название тираж (тыс.) владелец; Berliner Zeitung (Берлинер Цайтунг) 66 Gruner+Yahr,Hamburg 100% (Грунер+Яр, Гамбург 100 %); Freie Presse, Chemntz (Фрайе Прессе, Хемнтц) 19 Die Rheinpfalz,Ludwig, 100% (Ди Райнландпфалц, Людвиш); Freies Wort, Suhl (Фрайес Ворт, Зул) 31 Suddt.ztg.-70% SPD-30% (Зюддт.зтг.-79 % СРД-30 %); Junge Welt, Berlin (Юнге Велт, Берлин) 4 Rein West – Verlag (Райн Вест – Ферлаг); Lausitzer Rundschau Cottbus (Лаузитцер Рундшау Готбус) 20 Saarbrucker Zeitung 100% (Цаарбрюкер Цайтунг); Leipziger Volksreitunginkl. Dresdener Neueste Nachrichten und Tageblatt, Halle (Лайпцигер Фолксрайхтунгинкл. Дрезднер Нойесте Нахрихтен. унд Тагеблатт, Галле). 87 Axel Springer Verlag 50% (Аксел Шпрингер Ферлаг) Hannoversche Allgemeine 50% (Ганновер Алгемайне); Markische Allgemeine, Potsdam (Маркише Алгемайне, Потсдам) 46 Frankfurter Allgemeine - 100% (Франкфуртер Алгемайне); Markische Aderzeitung, Frankfurt \ 0. (Маркише Аберцайтунг, Франкфурт) 68 Sudwest Presse, Wm. - 50% (Зудвест Прессе, ВМ. 50%) Stuttgarter Zeitung 50% (Штутгард Цайтунг); Mitteldeutsche Zeitung, Halle (Миттелдойче Цайтунг, Галле) 54 Kolner Stadt - Anzeiger 100% (Колнер Штадт-Анцайгер); Neues Deutschland, Berlin (Нойес Дойчланд) 5 Rein West - Verlag (Рейн Вест-Ферлаг); Neue Zeit, Berlin(Нойе Цайт, Берлин) Frankfurter Allgemeine Zeitung (Франфуртер Алгемайне Цайтунг); Norddeutsche Neueste Nachrichten (Норддойче Нойесте Нахрихтен) 2 Burda – Verlag, Offenburg 100% (Бурда-Ферлаг, Офенбург); Nordkurier, Neubrandenburg (Нордкурьер, Нойбранденбург) 52 Kieler Nachrichten 33,3% (Килер Нахрихтен) Augsburger Allgemeine 33,3% (Аусбургер Алгемайне) Schwabische Zeitung 33,3% (Швабихе Цайтунг); Ostsee – Zeitung, Rostock (Остзее-Цайтунг, Рошток) 22 Lubecker Nachrichten 25,5% (Любекер Нахрихтен) Aхеl Springer Verlag 74,5% (Аксел Шпрингер Ферлаг); Ostthuringer Zeitung, Gera (Осттузингер Цайтунг, Гера) (vgl. Thuringer Allgemeine) (фгл. Турингер Алгемайне) WAZ – Konzern, Essen, 40%(ВАЦ-Консерн, Эссен) Allgemeine Zeitung, Mainz 40%(Алгемайне Цайтунг, Майнц) Mitarbeiter 20% (Митайбартер); Potsdamer Neueste Nachrichten (Постдамер Нойесте Нахрихтен) 5 Der Tagesspiegel 100% (Дер Тагесшпил ); Sachsische Zeitung, Dresden (Захсише Цайтунг, Дрезден) 69 Gruner+Yahr, Hamburg 60% (Грунер+Яар, Гамбург); Schweriner Volkszeitung (Шверинер Фолксцайтунг) 62 Burda-Verlag, Offenburg 100% (Бурда-Ферлаг, Офенбург); Thuringer Allgemeine, Erfurt (Тюрингер Алгемайне, Эрфурт)(inkl. Ostthuringer Zeitung und Thuringische Landeszeitung) (инкл. Осттурюнгер Цайтунг унд Тюрингише Ландесцайтунг) 37 WAZ-Donzern, Essen – 50% (ВАЦ-Донцерн, Ессен) Mitarbeiter - 50% (Митарбайтер); Vorksstimme, Magdeburg (Фолксштимме, Магдебург) 42 Heinrich Bauer-Verlag 100% (Генрих Бауер-Ферлаг).
Рассматривая вышеприведенные цифры наряду с количеством издаваемых тиражей печатных изданий западных земель Германии можно заметить, что почти все западногерманские газеты и журналы увеличили свои тиражи для удовлетворения потребностей рынка восточной части Германии. Например, известный немецкий журнал «Der Spiegel» (Дер Шпигель, похожий на американский журнал «Time»), его тираж в 80е гг. ХХ в. был менее 924 тыс. экземпляров, а в 1993 г. достиг 1 млн. экземпляров. А в Восточной Германии наоборот, несмотря на то, что там стали выходить 34 новые ежедневные газеты, общий тираж снизился и на сегодняшний день и составляет около 1 млн. 215 тыс. экземпляров.
Статистические данные конца 1996 г. показывают, что количество проданных ежедневных газет ФРГ достигало 25,5 млн. экземпяров. А следующий график показывает количество проданных газет на 31.03.97г.
Ежедневные газеты (частично с приложениями): Название издания выпуск проданное количество газет; Бильд Гамбург 4.493.500; Вестдойче альгемайне Эссен 1.160.000; Ханноверше альгемайне Ганновер 563.800; ЦТГ-Г-Тюринген Эрфурт 536.200; Захсише цайтунг Дрезден 513.400; Фрайе прессе Хемниц 468.600; Зюддойче цайтунг Мюнхен 404.500; Рейнише пост Дюссельдорф 403.600; Франкфуртер альгемайне Франкфурт-на-Майне 400.400; Аугсбургер альгемайне Аугербург 372.000; Зюдвест-прессе Ульм 355.800; Б.Ц. Берлин 313.471; Гессише/Нидерзахсише альгемайне Кассель 304.500; Кельнер штадт-анцайгер Кельн 293.400; Рейнпфальц Людвигсхафен 246.700; Меркише альгемайне Потсдам 218.500; Вельт Гамбург 216.900; Бременер цайтунг Бремен 216.600; Брауншвейгер цайтунг Брауншвейг 211.400; Рур-нахрихтен Дортмунд 210.900; Остзее -цайтунг Росток 207.600; Франфуртер рундшау Ф.-на-Майне 188.400; Берлинер моргенпост Берлин 184.000; Лаузитцер рундшау Котбус 185.200; Вестойче цайтунг Дюссельдорф 174.200; Тагесшпигель Берлин 140.500; Тагесцайтунг Берлин 62.200.
Еженедельники и воскресные газеты: Проданное количество газет название издания выпуск; 2.476.000 Бильд ам зонтаг Гамбург; 460.200 Цайт Гамбург; 380.900 Вельт ам зонтаг Гамбург; 152.500 Байернкурир Мюнхен; 145.500 Вохе Гамбург; 111.000 Рейнишер меркур Бонн; 046.800 Зонтагсблатт Гамбург; Информационно-политические журналы: 1.033.800 Шпигель Гамбург; 796.900 Фокус Мюнхен.
Вопросы:
1. Первая газета Германии.
2. Немецкое законодательство о СМИ.
3. Монополия прессы.
4. Характерные черты немецкой прессы.
4. Соединенные Штаты Америки. Если сравнить прессу Европы и прессу США, то американскую прессу можно считать огромным миром. Источники говорят, что в 1970 г. в США издавалось более 8.000 периодических изданий (среди них 1.748 ежедневных газет), общий тираж которых превысил 62 млн. экземпляров.
В среднем количество страниц обыкновенной ежедневной газеты в США составляет 53 страницы. Было подсчитано, что американский читатель в год потреблял около 36,3 кг. газетной бумаги и только в 1971 году на приобретение населением периодических изданий было потрачено свыше 3 млрд. американских долларов, причем 2 млрд. американских долларов – на покупку ежедневных газет и 745 млн. американских долларов. – на покупку еженедельных журналов и воскресных газет.
В то время в американской прессе работало более чем 350 тыс. человек.[28] Сегодня же пресса в США (mass mediа) переживает настоящий кризис из-за сильной конкуренции радио и телевидения, а в последнее время и сети Интернет. Поэтому, как и пресса других стран, пресса в США поспешила открыть свои собственные каналы в этой мировой информационной сети. Благодаря таким каналам стало возможным выпускать газеты и в других городах почти в одно и то же время, что и в том городе, в типографиях которого происходит набор определенной газеты.
Краткий исторический обзор развития прессы в США.[29] Первая американская газета вышла в 1690 году в английской колонии Северной Америки. Это была Бостонская ежемесячная газета ”Public”(Паблик), издателем которой был владелец типографии Бенджамин Харрис.
Позже в 1728 г. в Филадельфии вышла пенсильванская газета, изданная Бенджамином Франклином, одним из тех редких журналистов, которые могли работать в условиях жесткой цензуры британских властей.
Постепенно количество издаваемых газет в колониях росло и достигло 14 наименований – в 1740 г., 34 – в 1775 г., 43 – в 1782 г.
Во время гражданской войны против Англии большую и важную роль играли две бостонские газеты: “Sam” (Сэм) и “Adams” (Эдэмс) и журнал “Pensilvania” (Пенсильвания), издающийся с 1774г. Томасом Беном. По окончании войны пресса США начала развиваться ускоренными темпами, и уже с 1784 г. газета “Пенсильвания букат” становится первой американской ежедневной газетой. В 1800 году количество издаваемых в США газет достигло 200 наименований, 17 из которых были ежедневными.
Одна из статей принятой на референдуме 1791 года Конституции США запрещала издание закона, так или иначе ограничивающего свободу мысли и выражения, т.е. свободу прессы.
Концентрация прессы. В период между 1930 и 1970 гг. в США исчезло 3.500 газет. Это было результатом или самостоятельного прекращения работы редакцией, или поглощения этих газет другими, более крупными. Раймонд Никсон (Raymond B. Nixon) отметил, что в 1830 г. в США было только 3% городов, имевших одну ежедневную газету, а в конце 60х г.г. ХХ века количество таких городов достигло 86,5%.[30] Это доказывает существование концентрации газет в руках малочисленных владельцев. В результате этого исчезла жесткая конкуренция между газетами за читателя, и началось освоение местных рынков читателей в маленьких городах с населением, не превышающим 150 тыс. человек.
Развитие прессы в США (1880–1968 гг.)[31] Тираж газет (млн. экз.) (1880) 3,093 (1909) 22,426 (1920) 27,791 (1930) 39,589 (1940) 41,132 (1945) 45,955 (1961) 58,080 (1968) 61,561; Количество газет и другой периодики (1880) 850 (1909) 2,002 (1920) 2,042 (1930) 1,942 (1940) 1,878 (1945) 1,744 (1961) 1,763 (1968) 1,749; Количество городов (1880) 389 (1909) 1,207 (1920) 1,295 (1930) 1,402 (1940) 1,426 (1945) 1,336 (1961) 1,461 (1968) 1,50; Количество городов, где издается одна ежедневная газета (1880) 149 (1909) 509 (1920) 716 (1930) 1,002 (1940) 1,092 (1945) 1,107 (1961) 1,222 (1968) 1,284; Процентное отношение количества городов (%)(1880) 38,3 (1909) 42,2 (1920) 55,3 (1930) 71,5 (1940) 76,6 (1945) 79,3 (1961) 83,6 (1968) 85,6; Количество городов, имеющих более одной газеты (1880) - (1909) 9 (1920) 27 (1930) 112 (1940) 149 (1945) 161 (1961) 160 (1968) 150; Количество городов, имеющих совместные издания газет (1880) - (1909) - (1920) - (1930) - (1940) 4 (1945) 11 (1961) 18 (1968) 21; Количество городов, не имеющих конкуренцию между газетами (1880) 150 (1909) 518 (1920) 743 (1930) 1,114 (1940) 1,245 (1945) 1,279 (1961) 1,400 (1968) 1,455; % (1880) 38,6 (1909) 42,9 (1920) 57,4 (1930) 79,4 (1940) 87,3 (1945) 91,6 (1961) 95,8 (1968) 97,0.
Крупные пресс-группы в США. CHICAGO TRIBUNE NEWS GROUP (ЧИКАГО ТРИБЬЮН НЬЮС ГРУП) является самой крупной пресс-группой в США, но контролирующей только 6% тиража ежедневных и 10% – воскресных газет США. Данные проводимых пресс-исследований говорят, что тираж ежедневных газет США меньше по сравнению с тиражами газет Японии, Великобритании и ФРГ. Следуюший график показывает тиражи издаваемых газет всех крупных 20ти пресс-групп США. Название пресс-группы газет Кол-во – Тираж - Воскресных газет Кол-во – Тираж - Еженедельных газет Тираж; Chicago Tribune Newspaper (Чикаго Трибьюн Ньюспэйпа) 7 - 3.627.912 – 5 - 4.959.433 - 26.337.375; Newhouse Newspaper (Ньюхауз Ньюспэйпа) 23 - 3.190.180 - 14 - 3.391.495 - 22.455.248; Scripps-Haward Newspaper (Ew.Scpipps Co) (Скрипс-Хавард Ньюспэйпа) 17 - 2.504.466 - 7 - 1.841.753 - 18.788.344; Hearst Newspaper (Хест Ньюспэйпа) 8 - 2.080.647 - 7 - 2.712.635 - 14.850.223; Night Newspaper (Найт Ньюспэйпа) 7 - 1.390.117 - 6 - 1.508.523 - 9.847.865; Gannett Newspaper (Гэннит Ньюспэйпа) 29 - 1.290.710 - 8 - 611.558 - 8.289.612; Cowless Newspaper (Каулис Ньюспэйпа) 11 - 1.108.637 - 7 - 1.342.057 - 7.993.868; Ridder Publications (Ридер Пабликейшнз) 16 - 1.143.847 - 10 - 1.128.047 - 7.941.820; Times Mirror Company (Таймз Миррор Кампани) 3 - 964.702 - 2 - 1.222.059 - 7.006.908; Ochs Estate Newspaper (Окс Истэйт Ньюспэйпа) 3 - 914.576 - 2 - 1.559.383 - 6.890.803; Field Enterprises Inc. (Филд Интэпрайзиз Инк.) 4 - 1.015.071 - 1 - 717.814 - 6.794.942; James M.Cox Newspaper (Джеймз Эм. Кокс Ньюспэйпа) 7 - 861.403 - 3 - 780.564 - 5.941.637; Central Newspaper (Pulliam) (Сэнтрл Ньюспэйпа) 7 - 742.400 - 4 - 688.034 - 5.112.434; Robert Me Lean Newspaper (Роберт Ми Лин Ньюспэйпа) 2 - 709.137 - 2 - 746.912 - 4.931.897; Thomson Newspaper[32] (Томпсон Ньюспэйпа) 36 - 708.228 - 13 - 350.302 - 4.546.290; Kansas City Star Cоmpany (Канзас Сити Стар Кампани) 4 - 674,916 - 2 - 406.652 - 4.443.601; Copley Press (Кэплей Пресс) 17 - 639.813 - 6 - 503.677 - 4.339.353; (Хэйтре-Хэнкс Ньюспэйп) Hatre-Hanks Newspaper 15 - 426.832 - 10 - 355.586 - 3.774.496; Booth Newspaper (Бут Ньюспэйпа) 9 - 534.373 - 6 - 434.350 - 3.680.588; Richond Newspaper (Bryan) (Ричмонд Ньюспэйпа) 4 - 471.741 - 2 - 379.934 - 3.210.380.
Американский ученый Роберт Перпондж (Robert Purponge) заметил, что «современная технология коммуникаций позволяет газетам передавать целые полосы в разные уголки США. Но, несмотря на это, в большинстве случаев местная редакция оказывается важней и престижней. Что касается пресс-групп, то они ограничиваются передачей главных статей, политических дебатов и репортажей известных журналистов. Это представляет для читателей особый интерес и значимость без увеличения расходов со стороны редакций».
Неудивителен тот факт, что содержание газет, принадлежащих к разным пресс-группам, одинаково по основной информации. Особенно это становится заметным во время предвыборных президентских кампаний, когда руководители пресс-групп вырабатывают курс передовых статей. Такая предвыборная реклама той или иной кандидатуры достаточно прибыльная.
Помимо газет американские пресс-группы охватывают радио- и телестанции.
Например:
- TIME GROUP (ТАЙМ ГРУП) владеет такими журналами: “Les Magazines” (Лес Мегазинз); “Time” (Тайм); “Fortune” (Форчен); “Spots illustrated” (Спортс илюстрейтид); “Architectuall Forum” (Акичектъюэл Фоурэм); “House and home” (Хауз энд хоум).
А также крупными радиотелекомпаниями, 13 сетями кабельного ТВ (Par cables), издательством, компанией по производству аудиовизуальных средств обучения, заводами по производству бумаги, тысячами квадратных километров леса. Кроме того, эта группа является компаньоном “Metro Goldwin Mayer” (Метро Голдвин Майер) и сотрудничает с компаниями по средствам коммуникации в Латинской Америке, Германии, Австралии, Гонг-Конге.
- POST COMPANY GROUP (ПОУСТ КАМПАНИ ГРУП), владеет газетой: “Washington Post” (Вашингтон Пост) И журналами: “Newsweek” (Ньюсвик); “Art news” (Арт ньюс). А также передвижными телерадиостанциями «CBS of Jackson ville Florida” (СиБиЭс оф Джексон вилле Флорида) и «Washington DC» (Вашингтон ДиСи)
- CHICAGO TRIBUNE GROUP (ЧИКАГО ТРИБЬЮН ГРУП), владеет газетами: “Chicago Tribune” (Чикаго Трибьюн); “Chicago Today” (Чикаго Тудэй); “New York Daily News” (Нью-Йорк Дэйли Ньюс). А также несколькими ежедневными газетами Флориды, сетями кабельного ТВ в штатах Калифорния и Мичиган. Помимо всего этого имеет свои интересы в радио- и телестанциях городов Миннесота, Колорадо, Коннектикут.
- NEWS HOUSE GROUP (НЮС ХАУЗ ГРУП) кроме 23 ежедневных газет владеет журналами: “Ms. Call’s” (Миссис Колз); “Voque” (Вог); ”Cilamour” (Силамор).
- «Mademoiselle House and Garden» (Мадемуазель Хауз энд Гадн). Контролирует газетный рынок в городах Syracuse (New York), Portland (Oregon), Sant Jous (Missouri), Бирмингем (Alabama), в которых управляет также и рядом радиотелестанций.
- HEARST GROUP (ХЕСТ ГРУП), владеет восемью ежедневными газетами и такими крупными журналами как: “Harper’s Bazaar” (Харперз Базар); «Good house keeping” (Гуд Хаузкипинг); “Cosmopolitan” (Космополитэн); “Town and Country” (Таун энд Кантри); “House Beautiful” (Хауз Бьютифул); “Popular Mechanics” (Попьюлэ Микэникс). Кроме этого, руководит телерадиостанциями в Балтиморе и несколькими телерадиостанциями сети NBC, в том числе вечерней газетой “News American” (Ньюс Эмерикэн).
Известно, что количество издаваемых ежедневных газет в США составляет четверть количества газет всех других стран мира вместе взятых. Несмотря на этот факт, в процентном отношении количества читателей к выпускаемым тиражам ежедневных газет США стоят после Великобритании, Швеции, ФРГ, Люксембурга, Японии, Швейцарии. Следующая таблица показывает общий тираж газет в США, который увеличился в течении 100 лет в 24 раза.[33] Год – тираж; 1870 - 2,601,547; 1900 - 15,102,156; 1930 - 39,589,172; 1945 - 48,384,188; 1950 - 53,829,072; 1955 - 56,147,359; 1965 - 58,881,846; 1966 - 60,358,000; 1970 - 62,107,527.
Здесь нужно учитывать, что некоторые американские газеты выходят 2 раза в день: утром и вечером. В 1970 году таких газет было 18. А нижеприведённый график показывает положение утренних и вечерних газет в 1945, 1970г.г. год – утренние – тираж – вечерние – тираж; 1945 - 330 - – 1419 - –; 1970 - 334 - 25,933,783 - 1429 - 63,173,744.
Тиражи некоторых наиболее крупных газет в США.[34] название газеты штат тираж; New York Daily News Нью-Йорк Дэйли Ньюс New York 2.129.909; Wall Street Journal Уол Стрит Джорнл New York 1.215.750; Los Angeles Times Лос-Анжелес Таймз California 966.293; New York Times Нью-Йорк Таймз New York 846.132; Chicago Tribune Чикаго Трибьюн Illinois 767.793; Detroit News Детройт Ньюс Michigan 639.703; Philadelfia Bulletin Филадельфия Бюллитен Pennsylvania 634.371; New York Post Нью-Йорк Пост New York 623.345; Detroit Free Press Детройт Фри Пресс Michigan 593.369; Chicago Sun Times Чикаго Сан Таймз Illinois 536.108; Los Angeles Herald Examiner Лос-Анжелис Херальд Игзэмина California 512.922; Mihcaukee Journal Михкоки Джорнл Wisconsin 503.811; Minneapolis Tribune and Star Минеаполис Трибьюн энд Стар Minnesota 512.620; Washington Post Уошингтон Пост D.C. 500.118; San Francisco Chronicle Сан Франсиско Хроникл California 478.704; Atlanta Journal and Constitution Атланта Джорнл энд Конститьюшн Georgia 464.675; Philadelphia Inquirer Филадельфия Инкуайа Pennsylvania 463.503; Long Island Newsday Лонг Аилэнд Ньюсдэй New York 458.548; Boston Globe Бостон Глоуб Massachusetts 456.074; Chicago Tribun Чикаго Трибьюн Illinois 434.849; Chicago’s today Чикагоустудэй Illinois 429.052; Long Island Press Лонг Аилэнд Пресс New York 418.028; Boston Record American Бостон Рекорд Америкэн Massachusetts 410.003; Indianapolis Star and News Индианаполис Стар энд Ньюс Indiana 407.328; Jouisvelle Courier Journal Джузвел Куриа Джорнл Kentucky 405.202; Cleveland Plain Dealer Клэвэлэнд Плэйн Дилер Ohio 403.145; Miami Herald Майами Геральд Florida 383.244; Cleveland Press Клэвэлэнд Прэсс Ohio 375.653; Des Moines Tribune and Register Дэс Мойнис Трибьюн энд Рэджиста Java 355.204; Baltimore Sun Балтимор Сан Maryland 354.492; Pittsburgh Press Питсбург Пресс Pennsilvania 343.778; St.Jouis Post Dispatch Сент. Джуис Поуст Диспатч Missouri 326.376; Washington Star Вашингтон Стар D.C. 303.506; Houston Chronicle Хьюстэн Хроникл Texas 303.041; Houston Post Хьюстэн Поуст Texas 294.677; St.Jouis Globe Democrat Сент. Джуис Глоуб Демократ Missouri 292.789; Denver Post Денвер Поуст Colorado 254.623.
Реклама является главным источником доходов американской прессы, в результате чего объём каждой газеты колеблется в пределах 53, 60 и 80 страниц. Огромное количество рекламы и различных объявлений затрудняет чтение газет, так как читатель вынужден искать продолжение материала на других страницах. Этот факт отметил и американский исследователь Д. Хэмберг, говоря, что «сегодняшние газеты толстые, как телефонные справочники, и что их трудно читать».[35] А количество газет небольшого формата (Tabloid) не превышает 20.
Пресса в США отличается от прессы в других странах мира методом распространения газет. Более 700 тыс. подростков в возрасте 10-15 лет разносят газеты по домам – так распространяется около 90% всех ежедневных газет. За такую доставку газет прямо на дом у американцев высчитывается часть их заработка.
Одна из особенностей американской прессы – это разнообразие её материалов в воскресных газетах. Это различная информация о литературе, искусстве, науке, экономике, спорте и т.д., а также огромное количество иллюстрированных репортажей. Объём одной такой газеты составляет 350-400 стр., а её вес достигает 1 кг (например, газета «New York Times»). В 1963 году воскресных газет было 585, общим тиражом 59,675 тыс. экземпляров[36].
Также в США выпускаются и специальные газеты, направленные к меньшинствам американского общества. Это, например, газета: «The Atlanta Daily World» Атланта Дэйли Уорлд-30 тыс. экз.; «Daily Defender» Дэйли Дифэндэ-40 тыс. экз. Эти издания ориентируются на граждан США, которые читают на итальянском, испанском, венгерском, русском, иврите, арабском и др. языках, т.е. газеты для национальных меньшинств.
Журналы.[37] В США журналы имеют больший успех, чем ежедневные газеты. Специалисты объясняют этот факт тем, что журнал в отличие от газеты предоставляет более обстоятельный анализ происходящих событий. Читатель ждёт от журнала репортаж, статью или интервью, глубже рассматривающие информационный материал, который он услышал в последних сводках новостей ТВ или РВ. Это, например, журналы: «News Magazines» Ньюс Мэгазинз; «Newsweek» Ньюс Уик; «US News and World Report» ЮЭС Ньюс энд Уорлд Рипот. А также широко известный во всем мире и отличающийся своим стилем журнал «TIME». Этот стиль в своей работе пытаются заимствовать другие журналы такие как: «Der Spiegel» ФРГ; «L’Express» Франция; «Elseviers» Голландия; «Tiempo» Мексика и др.
Наиболее популярные журналы в США в 70х гг. XX в. Название тираж; The Reader’s Digest Ридерз Дайджест 17.602.526; TV Guide ТиВи Гайд 13.729.289; Mc Call’s Мэк Колз 08.532.49; Better Homes and Gardens Бэта Хоумз энд Гардэнз 07.571.606; Woman’s Day Вумэнз Дэй 07.201.775; Ladie’s Home Journal Лейдиз Хоум Джорнл 06.964.719; Family Circle Фэмили Серкл 06.509.415; National Geographic Нэшнл Джиографик 06.077.806; Good House Keeping Гуд Хаузкипинг 05.678.017; Playboy Плэйбой 05.379.003; Red Book Рэд Бук 04.566.264; Time Тайм 03.904.462; American Home Америкэн Хоум 03.696.940; The Farm Journal Фарм Джорнл 03.028.994; The Senior Xcholostic unit Синьэ Эксхолостик юнит 02.682.334; The American Legion Америкэн Лиджион 02.593.963; Boy’s Life Бойз Лайф 02.534.946; Newsweek Ньюс Уик 02.500.000.
Некоторые исследования читательской аудитории в США показывают, что один экземпляр журнала читает 2,26-6,67 человек. Это ещё раз доказывает то, что в этой стране массовую прессу в основном составляют журналы. Они то и представляют национальную прессу США.
Вопросы:
1. Краткий обзор истории развития прессы.
2. Концентрация прессы.
3. Крупные пресс группы
4. Объём газет и журналов.
5. Специфика рекламы в американской прессе.
ТЕМА 10. Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки
1. Япония[38] Япония является одним из гигантов мировой прессы. Первыми отечественными газетами была газета «Tokyo Nichi Nichi Shimbun», вышедшая в свет в 1872 г., и затем поменявшая своё название на «Mainichi Shimbun», газета «Youmiuru Shimbun» (1874) и газета «Osahi Shimbun»(1899), являющаяся сегодня самой крупной ежедневной газетой. Направленная ко всем слоям общества без каких-либо различий и ограничений, японская пресса считается самой демократической прессой в мире. Освещая или анализируя политические события, она учитывает традиции своего народа и требования журналистской этики, тем самым, способствуя общественному развитию страны.
Информационный рынок Японии контролируют 3 ежедневные газеты, тираж которых составляет 5 млн. экз. или 47% от общего тиража всех ежедневных газет. Всего в Японии издаётся свыше 172 газет, объём каждой из них не превышает 25-30 страниц.
Наиболее популярные издания в Японии в 70-х гг. XX в. название тираж; Asahi Асахи 9.120.820; Amuri Амори 7.969.165; Mainichi Миничи 6.993.120; Sarhey Сархи 3.036.371; Seido Сидо 3.025.000; Nihonkeijai Нихонкижаи 1.510.373; Sports Спортз 1.296.650; Nihhan Sports Нихан Спортз 1.000.000; Komei Коми 1.000.000.
Главные японские газеты выходят 2 раза в день (утром и вечером) и одновременно в нескольких городах. Например, газета «Asahi» издаётся в городах Токио, Асаки, Нагоя, Сепо, Хикайдо. Среди других газет, выпускающихся за пределами Токио, следующие: «Chuniehi» Чонихи (1.271.565 экз.), «Hokaido» Хокаидо (1.553.785 экз.), «Wishiwihon» Вишивихон (1.033.940 экз.), «Hochi» Хочи (0.920.830 экз.).
Как и в других странах в Японии есть газеты, специализирующиеся в спорте, экономике (газета «Nuhonkeizai» и т.д.); газеты, издающиеся различными сектами (газета «Suko Shimbun» издаётся религиозной сектой «Sokagokkai»), партийными органами (газета «Komei» издаётся органом партии Комито, представляющей интересы секты «Sokagokkai»).
В отличие от США, японские еженедельные и ежемесячные журналы, в сравнении с ежедневными газетами, развиты меньше. Причина – в малом доходе, получаемом этими изданиями за рекламу и объявления и, как результат этого, высокая их стоимость, Многие журналы издаются политическими партиями. Среди самых популярных японских журналов следующие: название издатель тираж (экз.); Asachi Grafu Асахи Графу Manichi 200.000; Economistu Экономисту 100.000; Mainichi grafor Маиничи Графор 90.000; Achachata Shukan Ачачата Шукан Коммунистическая Партия Японии 1.000.000; A yu Minshu А иу Миншу Либеральная Демократическая Партия Японии 500.000; Shahai shimbun Шахаи Шимбун Общественная Демократическая партия Японии 200.000; Bungai shinji Бунгаи шаинжи литературный журнал 750.000; Yashein Яшеин детский журнал 660.000.
Благодаря своему невероятному терпению и огромным усилиям японцы разрешили трудную задачу печатания рисованных букв (Ideogramme) и вертикального чтения газет – специфики письменного японского языка.
Интересен тот факт, что газета «Asahi» была первой в мире газетой, которая почти одновременно (с незначительной разницей во времени в 20 мин.) выпустила в свет номер в Токио и Саппора. В городах, расстояние между которыми составляет 1 тыс. км. Позже этот способ одновременного издания в разных местах распространился и в других уголках земного шара. Кроме этого, газета «Asahi» первая использовала вычислительную технику для автоматического оформления полос (Ordinateur).
Именно в Японии успешно прошёл первый в мире эксперимент по механическому распространению газет по домам. Это был метод, который позволил получать газеты, страницу за страницей, дома через телерадио (Modulation of de frequence). Своё дальнейшее развитие этот метод получил в японской компании «Matsuhita», а в наши дни благодаря международной сети Интернет он стал проще и доступнее.
Здесь необходимо отметить, что в 1952 году редакции японских газет отказались от услуг агентств по распространению гезет и, как в США, стали пользоваться услугами 300 тыс. школьников. Так, например, в 1967 г. 90,1% от общего тиража всех газет было распространено путём доставки на дом, 0,8% – по почте и 9,1% – было продано на улицах, в киосках и т.д.
Вопросы:
1. Первые газеты Японии.
2. Самая демократическая пресса мира.
3. Информационный рынок Япония.
4. Эксперимент по механическому распространению газет по домам.
2. Китайская Народная Демократическая Республика[39] СМИ КНДР отличаются от СМИ капиталистических стран своим пониманием свободы прессы.
Это различие заметно и сегодня. После возвращения бывшей британской колонии Гонг-Конга Китаю, в республике стали параллельно существовать две разные политические системы: коммунистическая и капиталистическая. Последняя – в Гонг-Конге, который имеет статус автономии в рамках КНДР.
В Статьях №25, 26, 27, 87 Конституции КНДР от 1954 года говорится, что государство гарантирует свободу слова, собраний и демонстраций и в случае надобности должно обеспечить своих граждан всеми необходимыми для этого материальными средствами. СМИ Китая должны поддерживать исключительно марксистскую точку зрения, а их материалы совпадать с актуальными задачами и стратегическими целями Коммунистической Партии КНДР. К тому же материалы, касающиеся политики КП КНДР, должны соответствовать требованиям её ответственных органов.
Французский исследователь Роджер Пелисер (Roger Pelissier) в своей статье, опубликованной в 1971 году во французской печати[40] отметил, что только партия имеет право определять дату, место, количество и направленность (то есть к каким общественным слоям населения будет обращена та или иная газета) создаваемых газет. «С появлением аграрных кооперативов Центральный Комитет Коммунистической Партии Китая принял решение о создании в 1956 году 360-ти газет для жителей сельскохозяйственных регионов страны. Пресса страны считает вполне нормальным явлением претворять такие постановления в жизнь. И слова одной из центральных ежедневных газет «Jem min Jih pao» (Джэм мин Джи бао) подтверждают это: «Пресса – это действенный инструмент в руках партии, позволяющий внедрять социалистическую культуру»[41].
Несмотря на редкие исключения (газеты, совместно издаваемые КП Китая и национальной буржуазией) почти все китайские СМИ в своей работе полностью подчинены КП (в том числе известная стенгазета «To tseupao» – Tу цупао). Все информационные материалы подлежат цензуре партийного органа по делам прессы и всей партии в целом согласно административной цепочке: за нижестоящими комитетами материалы проверяют вышестоящие. Они наблюдают за деятельностью СМИ с целью соблюдения нужной идеологической линии и в случае надобности принятия поправок.
Редакторы газет и журналов в Китае регулярно прослушивают специальные курсы лекций и участвуют в конференциях, которые организовывает ЦК КП Китая. Цель таких курсов и конференций – разъяснение и утверждение партийной идеологии. На работу редактора, назначаются с разрешения высшей партийной власти того органа, которым издаётся та или иная газета или журнал. Обычно редакторами бывают члены партии, окончившие Институт журналистики в Пекине и те, кто особо рьяно поддерживают партию и её курс. Так же назначаются десятки тысяч корреспондентов, работающих в разных уголках страны.
Что касается тиража издаваемых в Китае газет, то источники показывают, что он очень мал в сравнении с числом населения. Специалисты связывают это со спецификой чтения газет в этой стране. Например, тираж газеты «Jem min Jih Pao», созданной ЦК КП Китая 15 июня 1949 года как собственный орган, не превышает 2 млн. экз. Она распространяется во все партийные организации и государственные учреждения.
В обязанность администраций входит чтение газеты среди своих сотрудников, служащих, учащихся и так далее. Здесь следует заметить, что в Китае во всех государственных учреждениях, общественных организациях, военных частях, школах, университетах, на заводах и фабриках существуют специальные клубы чтения, которые и организовывают массовое чтение газет. К тому же передовые и другие статьи на актуальные темы повторно публикуются в сельских газетах. А наиболее важные и интересные фрагменты этих статей передают ещё и по радио. Поэтому Роджер Пелисер сделал вывод, что материалы китайской прессы, несмотря на её маленький тираж, доступны большинству китайского народа, в том числе и неграмотным.
Среди других популярных изданий страны следующие: ежедневная газета «Jie Fangjun pao» Жие Фангжун бау, тираж которой превышает 1 млн. экз. газета для учителей «Hang-hai Wen hui-pao» Ханг-хаи Вен Хуи-пао. Опубликовав в 1965 году статью Yao Wen Yuan (Яо Вен Иуан) эта газета дала стартовый сигнал началу культурной революции в Китае. идеологический журнал КП Китая «Hong gui» Хонг Гуи. Выходит 2 раза в месяц тиражом более 1 млн. экз.
Вопросы:
1. Правовые основы деятельности китайской СМИ.
2. Зависимость прессы от Центрального Комитета Коммунис­тической партии Китая.
3. Подготовка редекторов газет и журналов.
4. Массовые чтения газет.
Примечания
[1] Доктор Жихан Ахмед Рушти. Научные основы теории журналистики. – Каир: Дар аль-Фикр аль Араби, 1978. – С. 373; Marshall McLuhan, Quentin Fiore. The Medium is the Massage: An Inventory of Effect. – N.Y.: Bantam Books 1967. – P.26-40.
[2] Доктор Мухаммад Али аль Уайни: Теория и практика международной журналистики. – Каир: Англо-египетское издательство, 1990. –С. 61–63; Thedore E. Kruglak. The International News Agencies and the Reduction of International Tensions // Symposium Ljubljana, 1968, op. cit. – P. 240–244.
[3] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университетская печать, 1984. – С. 32–34.
[4] Там же. – С. 206.
[5] Там же. – С. 206–209.
[6] Там же. – С. 209.
[7] Там же. – С. 209–210.
[8] там же, сс. 210-211.
[9] там же, сс. 211-212.
[10] Там же. – С. 213.
[11] Там же. – С. 213–219.
[12] Там же. – С. 297–317.
[13] Там же. – С. 320–321.
[14] Там же. – С. 350.
[15] Там же. – С. 352-361; Presse-Actuaiste et L'echo de La Presse et de La «ublicite».
[16] Там же. – С. 32-34.
[17] Там же. – С. 499.
[18] Там же. – С. 500.
[19] Там же. – С. 501.
[20] Там же. – С. 505–509.
[21] Джеймс Корран, Жин Ситон. Власть без ответственности: Пресса и радио в Великобритании. Перевод Хазим Сагиа. – Абу Даби: Издательство Аль-Мужа­ма Асакафи, 1993. – С. 145; Ежегодный отчет АРА 1985-1986; Журнал «Жордан» о публикации сбыта и распространения, 1984 г.; Ежегодник «Британский фонограф», 1986 г.; British Videogramme Association (Галлоп, 1986).
[22] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. –С. 505–509.
[23] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 34–35.
[24] Там же. – С. 567–585.
[25] Там же.
[26] Там же. – С. 573; Герман Майн. СМИ ФРГ. – Германия: Коллекиум, 1996. – С. 18–79.
[27] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университетская печать, 1984. – С. 575; Факты о Германии. Департамент по прессе и информации федеративного правительства, Societats-Verlag, 1997. – С. 451–458.
[28] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 457.
[29] Там же. – С. 35–36.
[30] Там же. – С. 458; Nixon R.B., Gazette. 1968, том 14, часть 3.
[31] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 461.
[32] Этой группой руководит Thomson of Fleet, курд по национальности. Является лордом британской прессы, владетелем лондонской газеты «Times», а также множества газет, издающихся в городах США, население которых не превышает 100 тыс. человек. В 1967г. его THOMSON NEWSPAPERS GROUP (ТОМПСОН НЬЮСПЭПЙПАЗ ГРУП) купила у BRUCH GROUP (БРАЧ ГРУП) 12 газет.
[33] там же, с. 468.
[34] там же, с.469;
- Burbage R., Cazemajou J.: Пресса, радио, телевидение в США, A. Cohin,
1972.
[35] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С.472; Burbage R., Cazemajou J. Пресса, радио, телевидение в США, A. Cohin, 1972.
[36] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 475.
[37] Там же. – С. 475-480; Advertising Age.
[38] Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 589–605.
[39] Там же. – С. 607–615.
[40] Рожер Плессер. Организация журналистики в КНР. Журнализм, 1971, № 34; Роланд Кайро. Пресса, радио, телевидение. Перевод Мршли Мухаммед. – Алжир: Университет, 1984. – С. 609.
[41] Газета «Народ» (Китай), 1954, 25 июнь.

Комментариев нет: