Министерство Высшего и среднего специального образования республики узбекистан
Ташкентский государственный институт востоковедения
Ташкентский государственный институт востоковедения
Мухаммад аль-БУХАРИ
Принципы международной журналистики в рамках международных отношений
Ташкент – 2006
3. Арабская Республика Египет: По словам одного из исследователей СМИ Египта Салахаддина Хафеза: «Египет является первой цивилизацией Древнего мира, пытавшейся сообщить будущим потомкам о важнейших моментах политической и экономической жизни своего времени. Так, ещё ферониты, выдалбливая на камнях храмов и столбов древние письмена, описывали свои свершения, победы и поражения…»
Современную прессу Египет узнал в XVIII веке. Известно, что 1-ой арабской типографией была типография, перенесённая из Европы в Ливан, второй же является типография, привезённая в Египет Наполеоном Бонапартом во время его известного военного похода.
Уже с того времени такие понятия как «пресса», «печать», «типография» и «информация» прочно вошли в жизнь египетского общества. Именно в прессе нашли своё широкое освещение события периода обновления и просвещения, периода, связанного с именем Рафаа Атахтауи. Вернувшись из Франции, где он находился среди посланников Мухаммеда Али (в то время правителя Египта – М.аль Б.) Рафаа Атахтауи привёз с собой идеи великих просветителей западного мира и свою известную работу «Тахлис аль ибриз фи тахлис бариз». Работу, которая глубоко проникла в арабские умы и открыла перед ними широкие перспективы становления личности, идеи возрождения культуры, распространения демократии и равноправия[1].
Сегодня перед египетской прессой стоит множество задач. Некоторые из них, такие как законодательные и политические, существуют ещё с тех времен, когда Наполеон издал здесь первую газету на французском языке. Вслед за этой газетой во времена Мухамеда Али в 1828 году вышла газета «Аль Вакаиъ Аль Мисрия» («Египетские события»). Это и было началом рождения настоящей египетской прессы. Позже был создан ряд законов о цензуре. Законы, накапливались год за годом, и на сегодняшний день намного превысили количество законов о свободе печати.
В 90-х годах ХХ века Египет стал свидетелем начала научно-технической революции, послужившей толчком революции в области информации и коммуникации. Революция дала человеку возможность получения более полной информации о событиях, происходящих в любой точке мира, где бы он ни находился.
Благодаря использованию Египтом спутниковой и сотовой связей, кабельного телевидения, светового волокна и др. в получении информации, телевидение оказалось намного предпочтительнее прессы. Такое положение вещей поставило не только прессу Египта, но и прессу других стран мира перед лицом острой конкурентной борьбы за существование.
Поэтому самой важной задачей, стоящей перед прессой Египта на сегодняшний день в условиях борьбы с ТВ и другими электронными средствами информации и под давлением конкуренции прессы других стран, является как можно быстрое и качественное внедрение новейшей технологии.
В связи с этим от прессы Египта и прессы других развивающихся стран требуется более полное и глубокое изучение понятия «общества», своей взаимосвязи с системами власти, постоянно меняющимися в этих странах, специфики своих задач в этих изменениях, а также изучения закономерностей, контролирующих эти изменения.
Из истории египетской прессы.[2] Египет был первой страной арабского мира, который узнал прессу благодаря Наполеону Бонапарту, пытавшемуся завоевать страну не только с помощью пушек, но и с помощью печатного слова. В 1798 году французы издали здесь первую газету на французском языке.
Позже, когда французская армия под натиском народного сопротивления была вынуждена покинуть Египет, к власти пришел Мухаммед Али. Он же выпустил в 1828 году первую, официально зарегистрированную газету под названием «Аль Вакаиъ аль Мисрия» («Египетские события»). Следом за ней в 1867 году вышла первая народная газета «Вади Аниль» («Нильская долина»). В последующие годы количество издаваемых газет увеличивалось и к 1892 г. достигло 86 наименований. Все эти и последующие издания освещали события, происходящие в политико-экономической, социально-общественной и культурно-просветительской жизни страны.
Первый закон о прессе в Египте издал во время своей экспедиции генерал Бонапарт. Это было 14 января 1799 года. Второй закон был издан генералом Абдуллой Мину 26 ноября 1800 г. Это был указ, касающийся газеты «Атаньмиа» («Развитие»). 13 июля 1823 года османский вали (главный вилоята) Египта Мухаммед Али издал указ, в котором запрещал без своего разрешения печатать что-либо в типографии Булак (Каир).
Позже, пришедший к власти, Саид Баша издал два закона о печати. В первом он установил «профилактическую цензуру» на печать, а также запретил печатать газеты без лицензии дивана внутренних дел. Второй закон запрещал газетам, издаваемыми иностранными лицами в Египте, опубликовывать какую бы то ни было критику правительства. В октябре 1866 г. в Египте был создан и включен в структуру Управления иностранными делами Департамент по делам прессы и печати. Основная задача этого Департамента заключалась в цензуре за арабскими и зарубежными газетами. 11 декабря 1870 г. был издан Майонский закон, признавший свободу прессы в Османской империи и во всех ее вилоятах. 13 декабря 1878 г. решился вопрос подчинения газет и всей печати Министерству внутренних дел. 26 ноября 1881 г. был издан закон о печати и прессе, первый закон о прессе в Египте, определивший ее права и обязанности. Закон состоял из 23-х статей. В них говорилось о предварительном получении лицензии на издание газеты, о залоге в 100 жунайхов (египетских фунтов) за издание каждого номера. По этому закону, для сохранения и поддержки в стране порядка, общественной этики и религиозных традиций, правительство имело право закрыть (временно или окончательно) или конфисковать газету после предупреждения по распоряжению министра внутренних дел или без предупреждения по решению Совета по цензуре. К тому же министр внутренних дел мог запретить издание или распространение в стране любой иностранной газеты. Также этот закон предоставлял физическим и юридическим лицам право на бесплатное опубликование в течение трех дней или в ближайшем номере газеты опровержения ранее напечатанного в этой же газете материала, причинившего им материальный или моральный ущерб. 27 февраля 1936 г. вышел закон № 20 о печати и типографиях. 24 мая 1960 г. вышел закон № 156 о прессе, в 3-й статье которого говорилось о передаче национальных газет национальным союзам. Эта национализация прессы, как основного направляющего общественного мнения, предоставляла ей наиболее полную свободу в пропаганде идей демократического, социалистического общества. Позже вышло несколько поправок к вышеуказанному закону в законах № 140 (1963 года), № 146 (1967 года) и № 22 (1969 года), расширявших национализацию газет. Вышедший 24 марта 1964 года закон № 151 о пресс-учреждениях в своей 4-й статье передавал права национальных союзов (которыми наделял их закон № 156 за 1960 год) исполнительному комитету арабского социалистического союза.
В 1975 году по решению этого социалистического союза был создан Высший Совет по делам прессы, и были определены его полномочия. 1-я статья Указа Союза провозглашала прессу в арабской республике Египет независимой народной властью, четвёртой властью (после законодательной, исполнительной и судебной), стоящей на службе общества. Властью, которая не только выражает народное мнение, но и участвует в его формировании, учитывая ряд таких общественных требований как сохранение прав и свобод граждан и уважение их частной жизни.
Египетская пресса. По Конституции Арабской Республики Египет «пресса является независимой народной властью, действующей согласно законам страны»[3]. Пресса в Египте делится на национальную и партийную. В национальную прессу входят газеты, издающиеся в редакциях Арабского Социалистического Союза или с его участием, газеты, выпускаемые учреждениями Парламента, журнал «Октобр», информационное агентство «Аш-шарк аль-Аусад» и национальная компания по распространению прессы.
Партийная пресса. Статья 13 «Закона о прессе» гарантирует свободу издания газет политическими партиями, физическими и юридическими лицами согласно законодательству[4]. Статья 19 этого же закона гласит, что владение политическими партиями, физическими и юридическими лицами газетами также гарантируется согласно законодательству.
Согласно законодательству задачей прессы является не только формирование и выражение общественного мнения и обеспечение граждан информацией, но и предоставление им права участия в решении проблем государства.
Управляет прессой в Египте Высший Совет по делам прессы. Закон определяет способ его формирования и отношения с государственными властями.
Высший Совет по делам прессы. Этот Совет является независимым органом, занимающимся улучшением деятельности прессы и гарантирующим согласно законодательству её свободу и независимость. Председатель и члены Совета назначаются Президентом Республики. В их число входят: спикер Парламента, генеральный директор Союза национальных пресс-учреждений, редакторы партийных газет, председатель Союза журналистов, глава национальной информационной службы, генеральный директор информационного агентства «Аш-Шарк аль-Аусад», председатель Совета секретарей Телерадиообъединения, председатель профсоюза работников прессы, типографий и компаний по распространению прессы, генеральный директор национальной компании по распространению прессы или специалист по распространению прессы, председатель Союза писателей, два юриста, рекомендованные Парламентом и ряд общественных деятелей, интересующихся прессой, также рекомендованных Парламентом. Срок членства в Совете – 4 года с правом продления.
Полномочия Высшего Совета по делам прессы. Совет имеет право высказывать и отстаивать свою точку зрения при обсуждении проектов Закона о прессе. Совет вправе принимать решения по вопросам развития прессы Республики согласно современным достижениям науки и техники. А также для лучшего распространения газет и журналов по регионам страны Совет имеет право создания фонда помощи прессе. Совет защищает права журналистов. Совет утверждает кодекс о чести журналиста и осуществляет контроль над его исполнением. Гарантирует минимальную заработную плату журналистам и сотрудникам пресс-учреждений. Определяет полномочия Социалистического арабского Союза, а также полномочия министра по делам информации, предоставленные им Законом 1970 года «О создании Профсоюза журналистов». Совет имеет право выдачи журналистам разрешения временно или постоянно работать в иностранных СМИ, функционирующих внутри Египта (но только после получения журналистом такого разрешения с места его настоящей или предыдущей работы). Совет решает проблемы, мешающие нормальное функционирование органов прессы. Для редакций совет устанавливает размер квоты на бумагу и определяет стоимость газет и журналов. А также размер объявлений и платы за них государственными учреждениями и частным сектором с учётом прав читателя согласно международным нормам. Совет координирует отношения между газетами в экономических и административных вопросах согласно законам о прессе и союзах журналистов.
Газеты, журналы и другие периодические издания, выходящие в Арабской Республике Египет. [5] Национальные издательства.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «АЛЬ-АХРАМ» ИЗДАЁТ: ежедневную газету Аль-ахрам Пирамида; ежедневную газету Аль-ахрамад-дували Международная пирамида; ежедневную газету Аль-ахрам аль-Масаи Вечерняя пирамида; Еженедельник Асинаа валь Иктисод Промышленность и экономика; Еженедельник Аль-ахрам уикли Еженедельная пирамида; Еженедельный журнал Мажалет нсуф адуния Половина мира; Еженедельник Аль-ахрам ар-рияди Спортивная пирамида; Еженедельный журнал Мажалет алаа один Аллаудин; Еженедельник Аль-ахрам аль иктисоди Экономическая пирамида; Еженедельник L’Hepbdo Ле Хепбдо; 1 раз в месяц Ашабаб ва улум аль мустакбаль Молодёжь и науки будущего; 1 раз в 2 месяца Красат аль-ахрам аль истратижия Стратегические тетради; 1 раз в 3 месяца Ассиаса Аддувалия Международная политика; 1 раз в год Атакрир ассунуи аль истратижи Ежегодный стратегический доклад.
Последние 3 журнала выпускаются центром по политическим и стратегическим исследованиям, действующим внутри издательства АЛЬ-АХРАМ. В настоящее время им руководит Асайед Ясинь.
Издательство аль-ахбар издаёт: Ежедневную газету Жаридит аль-ахбар Новости; Еженедельник Ахбар альйом Ежедневные новости; Еженедельный журнал Мажалет ахер саа Последний час; Еженедельник Ахбар аррияда Новости спорта; Еженедельник Ахбар аль Хавадис Событийные вести; Еженедельник Ахбар анножум Новости о звёздах; Еженедельник Ахбар аль адаб Новости литературы; Еженедельник Ахбар ассаярат Автомобильные новости; Ежемесячник Китаб альйом Книга сегодня; Ежемесячник Китаб альйом аттиби Книга медицины сегодня.
Издательство ат-тахрир выпускает: ежедневную газету Жаридид аль Джумхурия Республиканская газета; ежедневную газету Жаридит аль Масаа Вечерняя газета; ежедневную газету Egyption gazzette Иджипшэн газетте - Египетская газета; ежедневную газету Le Progres EGYPTIEN Ле Прогре ЭЖИПТИЕН-Египетский прогресс; Еженедельник Жаридид алькура валь малайиб Футбол и стадион; Еженедельный журнал Мажалет хуррияти Моя свобода; Еженедельную газету Жаридит акидати Моя идеология; 1 раз в месяц Китаб аль Джумхурия Республиканская книга.
Издательство роз аль-юсуф издаёт: Еженедельный журнал Мажалет Роз аль Юсуф; Еженедельник Сабах аль Хейр Доброе утро.
Издательство аттавун издаёт: Еженедельник Жаридит аттавун Кооперативная газета; Еженедельную газету Жаридату ассиаси аль масри Египетский политик; Ежемесячник Аль мажалату аз зираиа Аграрный журнал.
Издательство аль хилал издаёт: Еженедельник Мажалет аль Мусаввар Иллюстрационный журнал; Еженедельный журнал Мажалату Хауа Ева; Еженедельник Мажалет аль Кауакэб Журнал звёзд; 1 раз в месяц Китаб аль Хилал Книга Полумесяц; 1 раз в месяц Табибука аль Хаас Твой собственный врач.
Издательство дар аль-маариф издаёт: Еженедельный журнал Мажалет Октобр Октябрь;
1 раз в месяц Мажалет компьютер.
Издательство дар ашаб издаёт: Еженедельник Раи ашааб Народное мнение.
В Египте зарегистрированные политические партии издают около 22 ежедневных, еженедельных и ежемесячных изданий.
Объединения, общества, профсоюзы
Всего профессиональные объединения Египта выпускают 13 регулярных изданий, среди которых: Мажалет адирасат аль эльмия независимый журнал «Информационные исследования»; Мажалет аль фунун Искусство; Мажалет идарату аль Амаль журнал «Менеджмент»; Мажалату аль барид аль ислами Исламская почта.
Профсоюзы Египта издают 19 регулярных изданий. Это: Мажалет ассахафиюн Журналисты; Мажалет асияха уаль фанадек Туризм и гостиницы; Мажалет аль этисалат Коммуникации; Аль мажалла аль мисрия лиль улум аттеббия Египетский журнал медицинских наук.
Среди 37-ми изданий, выпускаемых общественных организациях Египта, следующие: Аль мажаля аль мисрия лижжирахит аттажмил уаль ислах Египетский журнал микрохирургии; Мажалет аль хилал аль ахмар аль масри Журнал египетского красного полумесяца; Нашрет танзим аль усра Бюллетень регулирования семьи; Мажалет аттурок аль арабия Журнал «Арабские автодороги»; Мажалет ассакафа аль джадида Журнал «Новая культура»; Мажалет ассакафатуль хандасия Журнал «Инженерная культура»; Мажалет ааляму альбина Журнал «Мир строителей»; Мажалет аль хурафиюн Журнал ремесленников; Мажалет рисалятуль ислам Журнал «Исламская миссия»; Мажалет рисалят ашшбаб аль масихи Журнал «Миссия христианской молодежи».
Государственные учреждения и предприятия издают: Еженедельный журнал Мажалатуль аль-изаа ва ат-телевизион Журнал «Радио и Телевидение»; еженедельник Аль жарида аль расмия Официальная газета; еженедельник Аль вакаиа аль расмия Официальные события; 2 раза в месяц Мажалет аль кахира журнал «Каир»; 1 раз в месяц Мажалет минбаруль ислам Журнал «Исламская трибуна»; 1 раз в месяц Мажалатуль амаль Журнал труда; 1 раз в месяц Мажалатуль ал иршад аззирайи Журнал сельскохозяйственной ориентации; 1 раз в месяц Мажалатуль асхар Журнал «Аль-Асхар»; 1 раз в месяц Мажалатуль дифа Журнал обороны; 1 раз в месяц Мажалет аттанмия уальбиаа Журнал развития и экологии; 1 раз в месяц Мажалет аль илм Журнал «Наука»; 1 раз в месяц Мажалет аль масрах Журнал «Театр»; 1 раз в месяц Мажалет аль мужахид Журнал «Аль-Муджахед»; 1 раз в месяц Мажалет аннасер Журнал «Победа»; 1 раз в месяц Мажалет аль бетруль Журнал Нефть; 1 раз в месяц Мажалет ашшурта Журнал «Полиция»; 1 раз в 3 месяца Мажалатуль шеър Журнал «Стихотворения»; 1 раз в 3 месяца Мажалатуль аддифаъ аль жауви Журнал «Воздушная оборона»; 1 раз в 3 месяца Мажалатуль аш шуун аль идарийа Журнал «Административные дела»; 1 раз в 3 месяца Мажалет ахбар аль марказ аль кауми лиль бухус Журнал «Новости национального исследовательского центра»; 1 раз в 3 месяца Мажалет атикнолоджия уаттаслих Журнал «Технология и вооружение»; 1 раз в 3 месяца Мажалет ашарк лильтамин Журнал «Восточное страхование»; 1 раз в 3 месяца Мажалет илм аннафс Журнал «Психология»; 1 раз в 3 месяца Мажалет алам аль китаб Журнал «Мир книг»; 1 раз в 3 месяца Мажалет аль хатиф Журнал «Телефон»; 1 раз в 3 месяца Жаридат хисабат аль хукума Газеты «Правительственные отчеты»; 1 раз в 3 месяца Мажалет аль фенун аш шабия Журнал «Народное искусство»; 1 раз в 3 месяца Мажалет ашъар Журнал «Поэзия»; 1 раз в 3 месяца Мажалет аттанмия ва асинаъа Журнал «Развития и промышленности».
Высшие учебные заведения Египта издают 19 регулярных изданий, спортивные клубы – 7, экономические и промышленные компании – 8. Иностранные посольства в Египте – 3 издания. ЮНЕСКО – 5 изданий, среди которых: Мажалет аль-илм уаль-мужтамаъ Журнал «Наука и общество»; Аль-мажаля адуалия лиль улум аль-ижтимаийя Международный журнал общественных наук; Мажалет ад-дирасат аль-эламия Журнал «Информационные исследования».
Издают свои информационные бюллетени и международные информационные агентства, имеющие в Египте свои представительства. Например, информационные агентства RUTERUS и SPR выпускают ежедневные бюллетени, а информационное агентство MENA – еженедельный.
Кроме всего перечисленного, в областях Арабской Республики Египет издается 54 газеты, журнала и других периодических издания.
Вопросы:
1. История египетской прессы.
2. Законодательство о СМИ.
3. Высший совет по делам прессы и его полномочия.
4. Сегодняшняя ситуация прессы Египта.
5. Национальные издательства.
4. Южная Корея: В конце 1992 г. в Южной Корее издавалось 100 ежедневных газет, 6.841 других периодических изданий (еженедельных, ежемесячных, ежеквартальных) и 2.000 некоммерческих изданий - всего 6.941.
Своими корнями современная пресса Кореи уходит в конец XIX в., когда христианский миссионер и американский врач Филип Жи Сан, больше известный как Су Чжи Пхапл, в 1896 г. издал газету «Таниб син мон» (Независимая газета). Это была 4-х страничная газета малого формата, на английском и корейском языках, выходившая 3 раза в неделю тиражом 300 экз.
Газеты «Часон ильбо» и «Тона ильбо», издающиеся с 1920 г., являются старейшими газетами Кореи. Их возникновение приходится на период борьбы корейского народа против японских оккупантов.
Несмотря на то, что 31 августа 1989 г. было создано Бюро по распространению печати пресса страны, умышленно не публикует статистические данные о выпускаемых и распространяемых тиражах, считая это коммерческой тайной.
Доходы от рекламы составляют 70% доходов прессы и в 1992 г. достигли 1,1 триллиона фон или 1,4 млрд. долл. США. Доходы от рекламы в прессе составляют 40.5% от общей суммы доходов Южной Кореи от рекламной индустрии.[6]
Вопросы:
1. Возникновение прессы Южной Кореи.
2. Бюро по распространению печати.
3. Доходы от рекламы.
4. Объём газет.
ТЕМА 11. Теория международной журналистики. При создании научной теории следует учитывать комплекс факторов, как в гуманитарных, так и в жизненных аспектах. Она рождается из всего истинного, что окружает человека, круга его интересов и его отклика. Язык был необходим для жизни коллектива как основа формирования отношений между человеком и его собратьями, при помощи языка стала возможна связь между людьми, поколениями, обществами[7].
В широком смысле язык стал основным институтом коммуникации между людьми. С другой стороны, язык является инструментом выражения идей и обмена мнениями.
Появление печати открыло дорогу промышленной революции, которая стала возможной благодаря научно-технической революции (НТР). XX век явился революционным в области коммуникации и информации. С развитием технологии в области СМИ были преодолены большие географические расстояния. Однако государство подчинило СМИ политическим, экономическим и общественным целям. Учёные в области информации и коммуникации начали работать над созданием информационной теории, исходя из политических интересов. Нет ничего странного в том, что развивающиеся страны в вопросах передачи информации оказались в положении, навязываемом им колониальной политикой. Развивающиеся страны страдают также от острых политических разногласий, которые не могли не отразиться на их информационных кампаниях.
Информация связана с политическим, экономическим, идеологическим, воспитательным, образовательным и культурным развитием общества. Оценка реальных, окружающих обстоятельств, напрямую связана с национальным языком.
Сознание и язык возникли на одном определённом этапе общественного развития человечества, что дало людям возможность поддерживать друг с другом отношения, развивать коммуникацию[8].
Современная наука создала множество возможностей и различных средств для выражения языка, разработки и применения его теоретических и практических, прикладных, деталей. Поэтому очевидно, что специфика потребностей человека многозначна, а способы её удовлетворения, с точки зрения коммуникации и информации, также разные. Работники средств массовой информации стали использовать теорию, приемлемую в их информационных материалах для повышения уровня информационных материалов и осуществления необходимых функций информации.
Первый информационный уровень – передача информации посредством языка объекту простым и ясным стилем изложения.
Второй информационный уровень – это уровень убеждения. Его цель – убедить объект, то есть потребителя информации и склонить его к точке зрения субъекта.
Третий информационный уровень – это выражение, которое относится к литературному искусству и используется средствами массовой информации в аудиовизуальных видах СМИ, а также чтение. Акцент делается на использование движимого и неподвижного изображения.
В этой главе мы в первую очередь рассмотрим самые распространённые в мире теории информации.
4.1. Теория абсолютной власти. Абсолютная власть – это один из видов власти, которая является властью короля, халифа, императора или диктатора, при этом, не признается свобода или демократия и ни при каких условиях народ к власти не допускается. Такая власть, как одна из видов власти, опирается на идею «священного права от Бога». Эта идея утверждает властителя наместником Бога на земле.
Введение в теорию абсолютной власти. Известно, что в 1450 году появилась печать, которая в то время подчинялась власти. В зависимости от степени этого подчинения, она связана с природой общества, в котором существует. Общество подчиняется или абсолютной власти или господствующей философии. Мир - свидетель нескольких видов таких философий и абсолютных властей. Например, власть церкви и духовенства в европейском обществе, которая полностью подчинила себе общество. Здесь мы видим, что государство ставится выше человека в структуре общественных ценностей. Поэтому человек не может достичь целей, развивать свои возможности и таланты. Он полностью подчиняется власти государства, не имеет права свободного выбора. Самая высшая ступень его мышления всё равно остаётся мышлением подчинённого, что аннулирует его как личность.
В государстве с абсолютной властью один человек или ограниченная группа людей, занимает руководящие посты, владеют неограниченной властью, остальные подчиняются им, в таких странах места для власти народа нет.
Каковы истинные источники абсолютной власти?
Ответ на этот вопрос в концепции «полномочий от Бога», в расовом факторе в таких обществах, которые утверждают, что их раса - высшая среди всех и имеет право властвовать над всеми. Приведённые ниже положения (в сокращении), позволяют лидеру или определённой группе людей, изучать обстоятельства, осознавать опасность, находить способы её ликвидации. Истинным источникам власти является монополия этой ограниченной группы людей, считающих себя мудрее других, которые вправе руководить народом, то есть «власть сильного». Установление источников власти, из которых государство с абсолютной властью берёт свою философию, не так важно. Она ограничена определённой группой людей, ни один человек не может достичь её, потому что цель государства с абсолютной властью - сохранить единомыслие народа с взглядами власти, чтобы народ оставался в подчинении, в зависимости и нужде.
Б. Основы теории абсолютной власти. Первый принцип - власть от Бога. Этот принцип был использован королями, императорами в управлении. Власть передавалась аристократией по наследству, таким образом их положение, титулы и привилегии в области политики и власти сохранялись. Эта теория относится к самой древней исторической эпохе. И возможно, господство этой теории в монархиях, как Запада, так и Востока было одинаковым, не считая незначительных различий, привносимых каждым новым властителем. Нельзя отрицать, что некоторые из них верили в справедливость, равноправие, плюрализм, допускали и создавали при себе Советы, но были и те, кто применяли силу, провозглашая себя «наместниками Бога на земле». Европа находилась под этой властью в эпоху Средневековья, когда народ был закрепощён той или иной властью.
В. Журналистика и абсолютная власть. Пресса и её методы не смогли ничего изменить в теории абсолютной власти, наоборот, эта теория укреплялась и продолжала оказывать существенное давление на прессу, на её информационные функции и отношение к обществу. Управление всегда старалось укрепить теорию абсолютной власти для сохранения своего положения и окружало себя мудрыми советниками, имевшими идеологические привилегии. Советники могли осознать цели государства, заключающиеся в подчинении общества своей власти и сохранения стабильности общества.
Таким людям давались высокие должностные посты, чтобы они в качестве советников работали на лидеров - монополистов власти, которые направляли идеологические факторы в своих интересах.
Таким образом, они должны были служить интересам власть имущего класса. Это давало возможность советникам, обращаться к народу от имени власти, через средства массовой информации, существовавшие в то время. Среди них была такая пресса, в которой запрещалось появление идей, способных разбудить народ от глубокого сна. Эта теория в современную эпоху была тесно связана с теорией фашизма и нацизма. Например, система власти Гитлера в нацистской Германии, фашистской власти в Испании и Португалии, где государство контролировало все средства массовой информации и поставило перед ними задачу мобилизации народа, настроить его агрессивно, чтобы использовать в своих экспансионных целях, которые послужили началу II мировой войны, в результате которой были уничтожены миллионы невинных людей.
Г. Цензура и власть государственных структур на прессу. Цензура – это один из важных аспектов в теории абсолютной власти. Она берёт начало в религиозной цензуре Средневековой Европы, когда Римская церковь была на пике власти. Её права были объявлены как полученные от Бога, в подчинении у церкви находились многие государства. Её власть распространялась на общественное мнение, на свободу слова в течение нескольких веков. Новые печатные изобретения типографии, власть церкви использовала в своих интересах. Эта власть проявилась в издании лицензий для типографий и публикаций, а со временем, в том, что люди выбравшие эту профессию попадали под эту власть. В то время, лицензия была «привилегией», которая обязывала издателя печатать и распространять то, что угодно власти. Но этот метод себя не оправдал. Поэтому власть создала предварительную цензуру и все письменные оригиналы, стали просматриваться представителями правительства, ещё до их опубликования. Государства-угнетатели общались с народом с такими ограничениями, проблемами и барьерами, которые открывали дорогу только перед государством, то есть физическим лицам путь был закрыт, а все виды свободы прессы аннулированы в целях безопасности и целостности государства.
Источником такой философии был фашизм, расизм. Преследовалась цель аннулирования всех прав человека.
Д. Идеологическая и политическая история теории абсолютной власти. Платон считал, что разделение власти внутри государства на две или более равные части, является началом распада государства. Он указывал, что причина в том, что пока человек в уме имеет инстинкт потребностей, власть должна запрещать материальные интересы, пресекать чувства эгоизма у масс, для удержания власти в своих руках. Многие средневековые философы после Платона утверждали власть, основанную на принципах Макиавелли, который призывал к подчинению всех и вся для безопасности государства. Они оправдывали безнравственные действия, которые употреблялись политическими лидерами, жёсткую цензуру на диалоги и обсуждения, на публикацию информации в обществе и считали, что это оправдывает себя, пока служит интересам власти и государства, то есть цель, по их мнению, оправдывала средства.
Жорж Мигель, которого называли «отцом современного фашизма и коммунизма», создал теорию абсолютной власти в законченном виде, когда сказал: «Государство - дух морали и результат умственной деятельности». Он также выдвинул идею государства как конечной цели, оно должно иметь значительную долю прав над личностью и обществом. Итак, теория абсолютной власти навязывает идеологически жёсткие виды и возникает из идеологического участия мудрецов, при условии служения общества их теориям. Государство поощряет эту теорию и направляет усилия к её возрождению и цензуре всего.
Об этом писали Сократ, Платон и Аристотель в своих философских теориях, которые были сторонниками власти, угнетающей народ.
Платон дал идеологический образ аристократического государства и считал природу человека, его материальные интересы, эгоистические чувства результатом перехода власти от аристократической модели к демократической. Он утверждал, что демократия ведёт к распаду государства. Что государство не может быть безопасно, если не будет в руках мудрых деятелей и законодателей, которые имеют высшие идеологические ценности, необходимые для принятия всем обществом, чтобы оно шло по выбранному ими пути. Платон считал также, что высший класс общества должен ставить власть выше эмоций и инстинктов организма.
4.2. Теория свободной прессы. Она называется так, потому что верит в человека, считает человека своей основой, а также в то, что человек с рождением уже имеет природные права, верит и утверждает, что человек разумное существо, и в то же время этичное. Этика подчиняет человека неписаным законам, он имеет абсолютную жизненную свободу, свободу мнения. Этика призывает к управлению жизни человека им самим, без вмешательства власти. Основатели этой теории считают, что человек стоит выше государственного устройства и страны, а они только средства, через которые человек реализует свою деятельность. Когда государство противостоит человеку, он должен бороться с препятствиями, которые мешают достижению его целей. Эта теория возникла из теории абсолютной власти, угнетения и рабства человека. В ней власть - короли, аристократы, феодалы и церковь. Церковь подчиняла себе все слои общества, они были угнетены политически, экономически, психологически и даже религиозно. Угнетение проявлялось в крепостной системе, где испытывались самые жестокие виды эксплуатации человека. Поэтому система свободы и либерализм чудодейственно воздействовали на человека, а демократическое, либеральное общество во время своего появления имело грандиозный успех.
А. Принципы теории свободы. Теория свободы опирается на 2 принципа: Принцип свободы личности; Принцип конкуренции.
Оба этих принципа тесно связаны с экономическими и политическими теориями. Принцип свободы личности является выражением теории свободы. Он опирается на свободу деятельности человека, как личности, во всех экономических и политических аспектах. Это реакция на теорию господства феодалов над человеком в течение нескольких веков. Пионеры этой теории боролись за невмешательство государства в личные дела человека, в его экономическую или идеологическую деятельность, а также в дела средств массовой информации.
Б. Идеология теории свободной прессы. Теория свободной прессы возникла в результате политических и идеологических изменений в Европе. Самым важным событием в истории Европы до сегодняшнего дня остаётся французская революция 1789 года, которая провозгласила права человека и сформировала принципы, сыгравшие значительную роль в истории человечества. Эти принципы дали человеку возможность освободиться и заниматься экономической и идеологической деятельностью без ограничений и без государственного вмешательства. Государство несло ответственность за ряд функций: 1. Сохранение суда или юриспруденции, поддержание безопасности внутри государства; 2. Защита государства от внешней агрессии; 3. Уважение прав граждан, их мысли, экономическую, политическую, идеологическую и общественную деятельность.
Появление теории свободы укрепило веру в человека, в противовес теории абсолютной власти, которая расценивала человека лишь как часть общества, и ограничивала его ценность понятием власти. Итак, теория свободы видела цель существования общества в радости человека. А сторонники теории абсолютной власти полагали, что главной целью является защита интересов всего общества, даже за счёт жизни отдельного человека. Всё это способствовало появлению разных видов капиталистической демократии и монополии, в самом широком понятии.[9]
Понятие теории свободы достигло огромного успеха. Было распространено образование, доступное по сравнению с распадом феодальной эпохи угнетения. Большинству граждан было дано право выбора, в том числе право человека на выбор деятельности.
Наряду с этим имела место конкуренция, которая возникла в результате стремления к получению максимальной прибыли. Выросло производство, что содействовало общественному прогрессу и процветанию. Понятие свобода сначала возникло в средних слоях европейского общества, которое требовало свободы и защиты прав большинства. Это стало очевидным, когда ряд политических движений поддержали принципы и призывы к свободе.
С появлением на арене философа Жана Люка, теория свободы получила ещё большее развитие. Он говорил, что народ - источник всякой власти. И объяснил это тем, что народ может вручить власть другому, если он видит, что правительство бездействует.
После него пришёл Джон Мильтон в 1644 году, который заявлял, что «нечестность не сможет устоять, если будет сравниваться и проверяться другими факторами», то есть должна быть полная свобода обмена мнениям.
А Джон Раскин считал, что человек, компетентный в своей области, должен стремиться просвещать других, говоря всё, что считает необходимым, независимо от того, какие это будут темы, государственные или личные, обсуждать их.
Джон Стюарт полагал, что зрелый человек имеет право в обществе думать и делать, что хочет, если это не наносит ущерб обществу.
Все вышеперечисленные философские идеи распространились сначала в США и Европе. В основном они утверждали следующее: 1. Практиковать свободу, в самом широком смысле этого понятия; 2. Уважать человечество и ценить человека; 3. Обеспечить будущее человека; 4. Достичь процветания и счастья для общества.
Эти принципы не находили практического применения до последних десятилетий XX века, во время господства стран с прогрессивной промышленностью, монополистов в области экономики, средств массовой информации и коммуникации.
В. Свобода прессы и средств массовой информации: Каждая теория имеет свою конкретную формулировку, через которую она влияет на стиль и образ информации. Философия информации возникает из философии государства. Информация, в теории абсолютной власти – это информация давления. Как уже было сказано, государство занимает место народа посредством писателей и уполномоченных, которые выступают от его имени, в интересах государства. Мысли, не совпадающие с политикой и интересами государства, не получают огласки. Прибавим к этому цензуру на средства массовой информации и коммуникации.
После возникновения теории свободы возник ряд противоречий в толковании свободы среди представителей Запада и Востока. Каждая из сторон обвиняла другую в угнетении и эксплуатации человека, и установила свой стиль, идеалы и философию, которые и пропагандировала.
Марксисты просто смеялись над теорией свободы, принятой в западном мире. И Сталин заявил, что «понятие «свобода» для безработных не существует, что свобода может быть только в случае полной ликвидации в обществе эксплуатации, нищеты и страха»[10]. Эти слова не требуют комментариев.
Западная же пресса заявила, что их пресса пользуется абсолютной свободой, а советская испытывает давление власти, является однопартийной и полностью находится под контролем государственной цензуры. СССР опроверг это заявление и подчеркнул, что советская пресса не подчиняется капиталу, как американская, которая извлекает денежную выгоду.
Американская пресса назвала себя «прессой оперативной информации» и заявила, что она имеет возможность быстрого распространения информации, может больше, чем развлечение читателя и даёт ему только полезную и нужную информацию. Ответ советской прессы был следующим: «оперативная информация и развлечение читателей не основной аспект служащий обществу через солидную прессу, потому что развлекательная информация в большинстве своём противоречит этике журналистов, соответственно с советскими понятиями».
Запад ставил на первый план свободу, а на второй-ответственность, в экс-СССР мы наблюдали обратное. Но после распада социалистического лагеря и СССР ситуация изменилась.
Появились признаки открытости, в западном понимании, свободы и демократии средств массовой информации независимых государств, возникших на руинах бывшего СССР и социалистической системы в Восточной Европе.
4.3. Социалистическая теория прессы. Понятие «социалистическая теория» появилось в 1830 году и продолжало развиваться до 1948 года. За этот более чем вековой период возникло множество понятий и философских течений, политических идеологий, которые стали как бы продолжением этого понятия. Своё начало оно берёт со времён французской революции, в которой были использованы листовки для распространения идей. Термин «социализм» как политический термин в современном понимании общественной и экономической системы появился в газете «Клуб» в 1832 году.
Пьер Леро, ученик философской школы Сен-Симона, употребил этот термин для выражения общественно-реформаторской философии, в которую верили последователи Сен-Симона. Эта философия призывала к гуманному отношению к низшим слоям общества. Но понятие «социализм» стремительно расширялось благодаря Форе, Протону и Луису Блану и стало одним из общественных систем.
А. Социалистические течения. В Европе сформировались три социалистических течения. Они призывали к борьбе человека против монополии капитализма в социалистическом понятии:
1. Производительный социализм поддерживал проекты развития национальных богатств и возможности освобождения капитала в региональных и международных проектах. Он призывал людей, способных к производству и отдаче, жить и работать без вмешательства в государственные дела, а их оставить во имя равенства и общих целей на усмотрение коммерсантов, промышленников, интеллигенции, учёных и инженеров. Во главе философской школы Сен-Симона встали его ученики.
2. Кооперативный социализм это направление в Англии возглавил философ и промышленник Роберт Оуэн, а во Франции Шарль Форе. Роберт Оуэн считал, что решение проблем зависит от создания человечной социалистической модели, которая привлечёт всех честных людей из класса богатых финансистов и промышленников. Он сам показал пример создания социалистической колонии на принципах равенства и разделения прибыли. Капиталистический стиль обращения там исключался.
3. Научный социализм: его философскую, общественную и экономическую теорию создал Карл Маркс, после того как освоил диалектическую философию Хигеля, теорию свободной экономики Адама Смита и общественно-философские воззрения Сен-Симона и его учеников.
Б. основы теории социалистической прессы: Теория социалистической прессы опирается на следующие принципы: 1. Средства массовой информации - собственность народа; 2. Все учреждения и средства массовой информации тесно связаны с социалистическим обществом. Для них была определена объективная роль, которой должны были подчиняться все работающие в области информации. Действительной прессой признавалась та, которая одобряла академический подход.
Поэтому она верила только в материальное. Ставила общественную ответственность на первое место, а свободу на второе и таким образом выражала интересы рабочего класса[11].
Социалистическая информационная система провозглашает следующее: 1. Свобода слова; 2. Свобода собрания, в том числе народного; 3. Свобода собраний, демонстраций и провозглашение манифестов для достижения конкретных целей.
Однако после развала социалистической системы и СССР уже нельзя говорить о советской социалистической теории информации. Кроме того, произошёл переход новых государств от социалистической системы к демократической, которая имеет свои политические и информационные методы, свои собственные международные отношения, основанные на новых понятиях. В некоторых государствах начался процесс адаптации теории свободной информации.
4.4. Теория общественной ответственности: Эта теория возникла как противопоставление всем ранее существовавшим теориям. Возможно, в её появлении важную роль сыграла II Мировая война, которая повергла многих в шок.
В связи с этим, идеологи вывели новые понятия, принципы и функции, которые стали отражением либеральной теории. XX век стал практическим внедрением этих идей и теорий в обществе и государстве. Самое широкое распространение эти идеи получили в США, где их приняли и откуда они получили распространение на весь мир. Они были направлены на критику основных принципов либеральной теории (теории свободы):
1. Человек должен знать правду, её нельзя скрывать, нельзя также выдавать человеку недостоверную, искажённую и неполную информацию.
2. Необходимо, чтобы была положительная критика, которая вступает в диалог с человеком и принимает его идеи для исправления недостатков демократичным методом и в то же время мирным.
3. Распространение целей общества, его экономических, образовательных, педагогических и просветительских планов, так как средства массовой информации ставят своей целью обслуживание общества и его процветание. Уважение политических, экономических, культурных и общественных прав человека.
4. Равноправие в получении информации для каждого в целях повышения культурного и политического уровня посредством идеологии государства или его собственной.
Основные функции теории общественной ответственности представляют собой: 1. Служение политической системе, выбранной большинством членов общества.; 2. Информирование общественности, а также возведение на должный уровень принципа народовластия; 3. Защита прав человека в обществе, прав государства для служения обществу, уважение общественной системы и распространение информации; 4. Служба обществу через информирование его о культурных, экономических, политических и общественных мероприятиях; 5. Создание равноправных проектов развлечения и досуга человека через норму свобод, предоставленных государством, что создаёт комфорт для членов общества; 6. Опора на самофинансирование.
В либеральной теории (теории свободы) критиковалось следующее:
Неспособность прессы правильно выражать свою и общественную точки зрения. Теория общественной ответственности не считает обязанностью передавать только правду обо всех точках зрения, без какой бы то ни было, дезинформации и искажения.
Либеральная теория играет на чувствах, и поэтому не может дать полную правду, а выдаёт её лишь частично и то с искажениями, вводя тем самым общество в заблуждение. Человек может поддерживать действия государства, не зная его стремлений и конечных целей, но когда он обнаруживает обман, уже поздно.
Теория общественной ответственности противоречит этой теории, и утверждает необходимость человеку использовать свободу информации, его права конкуренции с государством, в том виде, который ведёт к сотрудничеству и прогрессу.
Средства массовой информации несут на себе более других ответственность за общественное развитие. Свобода содержит в себе больше возможностей, чем ответственности. Поэтому свобода не ограничивается лишь природными на неё правами, но и другими условными правами относящимися к ответственности, которую выполняет человек по отношению к себе и к обществу.
Никто не имеет права посягать на свободу других. То есть правительство и народ дают прессе право на выражение мнений.
Однако, пресса может лишиться этого права в случае употребления его в корыстных целях. Нельзя отделить общество, прессу и государство друг от друга. Посредством этих трех составляющих человек должен иметь возможность выражать своё мнение.
4.5. Теория международной ответственности в журналистике: Целью теории международной ответственности является: 1. Связь структур и средств массовой информации и их сотрудников с проблемами каждого отдельно взятого человека, где бы он ни находился. 2. Повышение ответственности за информацию до уровня, требуемого для освещения международных проблем, которое требует беспристрастности. 3. Достижение объективного участия структур информации в борьбе за человеческое существование. 4. Осуждение и борьба против угрозы жизни человечества, которая выражается в ядерных войнах, монополии и международных противоречиях.
Цели и задачи этой теории в основном исходят из понятия человеческого общества в целом. Эта теория стала продолжением предыдущих информационных теорий и возможно, самая объективная из них, так как выходит из рамок одного отдельного общества и распространяется на всё мировое пространство. Без выдвижения вперёд определённой нации, потому что данная теория отрицает идеалы расизма, религии и нации и служит человеку во всех аспектах его жизни, верит в достижение полной свободы, которая даст человеку возможность выражать своё мнение и идеи через средства массовой информации. Философия этой теории - «любовь человека человеку».
Несмотря на противоречия между людьми, эта теория утверждает братство, её призывы ясны и понятны, она опирается на логический фактор - связь одного человека с другим согласно их интересам, истории, географии и религии. Это требует от человека любви к ближнему в этом большом гуманном мире, к которому человечество стремится.
Конечный фактор может быть противоположным той цели, которую преследует эта теория, так как основная её цель - адаптация природы человеческой информации для достижения высшей цели. Но достижение цели этой теории невозможно, если в среде её сторонников не будет личности, преданной её гуманным принципам и идеалам.
Эгоистичные устремления человека ведут некоторых теоретиков и политиков, возглавляющих движения общества или идеологические и философские течения, к ограниченности кругозора.
Преданность здесь выражается в совокупности гуманных принципов.
В теории также утверждается, что человек, правильно понимающий принципы международной ответственности, - это тот, кто призывает к истинной свободе в истинном понимании этого слова, которое осуждает и борется против отсталости, которая, в свою очередь, ведет к религиозным и экспансионистским конфронтациям, к экономическому, политическому и общественному рабству. Человек в конце концов преодолеет их. Поэтому распространение информационно-технологической революции и подчинение информационных структур монополиям направлено на служение самим монополиям.
Внедрение этой теории зависит от того, сумеют ли люди раздвинуть региональные границы и подняться над конфронтацией, противоречиями, личными, классовыми и региональными интересами.
Зависит она от индивидуальных действий некоторых людей, например, таких как британский философ Бертранд Рассел который осуждал Вьетнамскую войну, от деятельности некоторых свободомыслящих писателей, осуждающих расовую дискриминацию и т.д.
Но отдельных стремлений для поддержания этой теории недостаточно, и она всё ещё далека от распространения или оказания влияния. Так как в основном международные усилия, как информационные, так и политические направлены на поддержание прав угнетённых народов, на их справедливые требования и осуждение проектов экспансии и расовой дискриминации ниже требуемого уровня.
Мы считаем, что ООН должна пересмотреть все информационные действия, опирающиеся на принцип права владения технологией, которая означает право монополии на информацию. Тогда как человеческие проблемы и права угнетённых народов в целом показывают суть гуманной информации, которая выступает в поддержку любви, мира и взаимопонимания между народами, на основе взаимного уважения, общечеловеческих ценностей и равноправия идей, понятий и позиций, это не означает отсутствие какой бы то ни было цензуры. Должна существовать цензура на расовую дискриминацию, на разжигание войн, разжигание межнациональных конфликтов и т.п.
Монополия не должна руководствоваться мнением отдельных людей, она должна ставить интересы общества превыше всего и уважать коллективные интересы.[12]
Вопросы:
1. Язык как инструмент выражения идей и обмена мнениями.
2. Революция в области коммуникации и информации.
3. Создание информационных материалов.
4. Теория абсолютной власти.
5. Теория свободной прессы.
6. теория общественной ответственности.
7. Теория международная ответсвенности.
Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения
1. Значение СМИ и ИНТЕРНЕТ в процессе междунаролного обмена информацией.
2. Международная журналистика в эпохе современной информационной революции.
3. Современные функции международной журналистики после глабального развития коммуникативной техники.
4. Основные проблемы международной журналистики и пути их решения.
5. Историческая роль международной журналистики в наблюдении и поиске приемлемых путей решения международных конфликтов.
6. Материалы международных информационных агентств как основной источник информации и роль международной сети ИНТЕРНЕТ как носителя информации.
7. Роль национальных агентств, союзов информационных агентств и специализированных агентств в международном обмене информацией.
8. Роль международной сети ИТЕРНЕТ в ослоблении монополии и влиянии международных СМИ на международный поток информации.
9. Влиятельное место СМИ евопейских стран и США в процессе международного обмена информацией.
10. СМИ стран Азии и Африки в процессе международного обмена информацией.
11. Международные теории журналистики на современном этапе.
Примерное содержание тем семинарских занятий
Лекция №1: Международные средства массовой информации:
1. Причины религиозной реформы XVI-XVII вв.
2. Роль международных СМИ в демократизации общества.
3. СМИ РУз в системе международных СМИ.
4. Негативное влияние международных СМИ на формирование общественного мнения.
Лекция № 2: Международная журналистика:
1. Определение международного взаимопонимания.
2. Влияние международной журналистики на принятие каких-либо решений.
3. Роль международной журналистики в интеграции Узбекистан в мировую информационную систему.
Лекция № 3: Функции международной журналистики:
1. Значение международной информации в принятии политических решений.
2. Задачи международной журналистики сегодня.
3. Аудитория национальных СМИ и международных СМИ, их роль в достижении цели внутренней и внешней политики государства.
4. Требования к эффективной массовой коммуникации.
Лекция № 4: Проблемы международной журналистики:
1. Состояние кадров в области местной и международной информации.
2. Трудности решения проблем международной журналистики.
3. Проблема технической оснащённости СМИ.
4. Факторы, тормозящие вступление узбекских СМИ в мировую информационную систему.
Лекция № 5: Международная журналистика и международные конфликты:
1. Роль международной журналистики в решении международных конфликтов.
2. Отражение международных конфликтов в международном СМИ.
3. Усилие СМИ РУз за мирное решение международных конфликтов.
4. Отражение глобальных международных конфликтов в СМИ РУз.
Лекция № 6: Возникновение и развитие международных информационных агентств:
1. Причины возникновения международного информационного агентства.
2. Место и роль международных информационных агентств в мировой информационной системе.
3. Влияние международных информационных агентств на другие СМИ.
4. Информационное агентство «Жахон» при МИД Р. Уз в системе международных информационных агентстсв.
Лекция № 7: Национальные информационные агентства, союзы информационных агентств и специализированные информационные агентства:
1. Цель и задачи специализированных агентств.
2. Роль национальных информационных агентств в информировании населения.
3. Необходимость союзов информационных агентств в международной информационной системе.
4. Краткий обзор деятельности Национального информационного агентстсва Р. Уз.
Лекция № 8: Международная монополия в международном обмене информацией:
1. Причины возникновения международной монополии в СМИ.
2. Цель монополии в международнм обмене информацией.
3. Негативнные и положительноые стороны влияния информационной и причины распада монополии.
4. Взаимоотношение СМИ Узбекистан с влиятельными СМИ.
5. Реальная роль международной сети ИНТЕРНЕТ в ослаблении монополии ведущих СМИ мира.
Лекция № 9: Возникновение и развитие международной прессы в европейских странах и США:
1. Причины создания международой прессы в европейских странах и США.
2. Эволюция развития международой прессы Европы и США.
3. Роль европейской и американской международной прессы в демократизации общества.
4. Влияние международной прессы Европы и США на СМИ РУз.
Лекция № 10: Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки:
1. Влияние европейской и американской международной прессы на развитие печати стран Азии и Африки.
2. Значение международной прессы стран Азии и Африки в защите прав человека.
3. Место азиатской прессы в международном информационном потоке (на примере Японии, Южной Кореи и Китая).
4. Место африканской прессы в мировой информационной системе (на примере Арабской Республики Египет).
Лекция № 11: Теория международной журналистики:
1. Тенденции развития международной теории журналистики и её место на современном этапе.
2. Теоретическая основа реформ в системе СМИ РУз.
Доктор Мухаммад аль-Бухари. Принципы международной журналистики в рамках международных отношений. – Т.: изд-во ТашГИВ, 2006. – С. 116.
Тех. редактор: С. Юсупова
Корректор: Л. Галяутдинова
Комп. верстка: Фирас аль-Бухари
Учебное пособие рассмотрено и утверждено научно-методическим советом ТашГИВ (протокол № 1 от 14.10.2004)
Подписано в печать 17.04.06.
Формат 60х84 1/16 Усл. печ. л. 7,25. Тираж 200. Заказ №
Отпечатано на мини-типографии Ташкентского государственного института востоковедения
Ташкент, ул. Шахрисабз, 25.
© Мухаммад аль-Бухари, 2006
©Ташкентский Государственный институт востоковедения, 2006
Примечания[1] Пресса в Египте. Предисловие Салахадина Хафеза. Информационная служба Каира, 1994, с. 3.[2] Там же. – С. 7–9.[3] Там же. – С. 13.[4] Там же. – С. 14–15.[5] там же, сс. 79-90.[6] Корея: Факты и цифры. Внешняя информационная служба Кореи. 1993. – С. 115–118.[7] См.: Хусейн аль Одат: Информация и проблемы развития. Доклад в Комитете «Алеско» по проблемам коммуникации и информации в арабском мире. – Тунис, 1983. – С. 9–10.[8] См.: Жихан Рушти: Системы коммуникации и информации в развивающихся странах. Том 1. «Аль-Хаммами». 1972. – С. 82.[9] См.: полный данный текст в журнале «Аль-Эълам аль-араби» («Алеско»). –№ 2, декабрь 1982. –С. 171.[10] См.: Доктор Жабар Ода Аль Убайди, Хади Хасан Улеуй: Введение в арабскую информационную политику. – Санъа: Альжил аль-Джадид, 1993. – С. 21–23.[11] См.: UNESCO: Final Report. Intergovernmental Conference on Communication in Latin American & the Carribian. San Jose Costa, July 1976. – P. 23.[12] См.: Доктор Жабар. Ода Аль-Убайди, Хади Хасан Улеуй: Введение в арабскую информационную политику. – Санъа: Альжил аль-Джадид, 1993. – С. 29-31.
Комментариев нет:
Отправить комментарий