ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ:
“ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН”
По направлению: магистратура. Международные отношения. Международные экономические отношения. История зарубежных стран.
“ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН”
По направлению: магистратура. Международные отношения. Международные экономические отношения. История зарубежных стран.
Мухаммад аль-Бухари: доктор политических наук
(23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические
проблемы международных систем и глобального развития.), и DOCTOR OF PHILOSOPHY
(ph. D) in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор, факультета
журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека
1.
Введение:
1.1.
Цель и задачи курса “ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ОБМЕН” - характеристика процессов работы с общественностью, происходящих в
международных отношениях в результате коронных изменений в современном мире, в
конце ХХ века. Определение международного обмена информацией с точки зрения
национальной и информационной безопасности. Выявление принципов правильного
использования информации государственными органами. Понятие международной
информационной безопасности, информационного оружия и информационных войн.
Выявление угроз безопасности в информационной сфере. Определение международного
информационного обмена как дипломатическую функцию. Деление дипломатической
практики на примере развитых стран мира и Узбекистана. Понятие народной дипломатии
как функции международного информационного обмена. Определение связь с
международной общественностью и его роль в государственной сфере, в
общественных организациях на примере развитых государств и Узбекистана.
Характеристика международной связь с общественностью как одной из функций
международной организации. Определение рекламы как функции международного
обмена информацией. Понятие информационного планирования и характеристика
международным информационным компаниям.
1.2.
Студент должен иметь представление о развитии системы связь с международной
общественностью, и ее закономерностях, влиянии различных факторов и современных
глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования
общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках
государственных и международных отношений, функции международного обмена
информации и деление дипломатической практики.
Знать и уметь использовать
теоретические понятия, их характеристики в практике связь с общественностью в
рамках международных отношений.
Обладать навыками научного и синтеза
изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных
по темам курса.
1.3.
Курс “ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН” является
продолжением другими дисциплинами специальности, так как содержит ряд новых
понятий о роли народной дипломатии, деятельности международных организаций,
внешней политики Республики Узбекистан.
1.4.
Новые технологии в преподавании предмета: тестовая система оценки знаний студентов
с помощью компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, круглые
столы, дебаты и др.).
1.5
Семестры и методические указания преподавания предмета: 1 и 2 год обучения
магистратуры.
1.6.
Распределение общих и учебных часов. Лекц. 24; Семинар. 24; Рейтинг 12;
Самостоятельных работ студентов 28; Всего 88 ч.
2.
Содержание учебных материалов:
2.1.
Содержание предмета:
Тема – 1. Государство и проблемы глобализацию
Понятие глобализация и её трактовка. Причины появления глобализация. Роль и
значение процесса глобализация в конце ХХ века. Преимущества и недостатки
глобализация.
Тема – 2. Международный
информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности.
Государственные функции. Политика национальной безопасности. Политический
аспект. Внешняя политика. Внутренняя политика. Государственная дипломатическая
деятельность. Экономический аспект. Военный аспект.
Тема – 3. Правильное использование
информации государственными органами. Факторы дипломатической
неприкосновенности при сборе необходимой информации. Принципы дипломатической
неприкосновенности. Информация в рамке секретности в законодательстве некоторых
стран. Необходимые условия для секретной информации. Проблемы политической
информации.
Тема – 4. Попытки ООН по решению проблем,
возникающих от получения информации. Разногласия между государствами севера и
юга, в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности. Необходимые
правила организации передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная
безопасность. Объект применения информационного оружия. Усилия ООН по решению
проблемы информационной безопасности. Проблема одна, подходы разные.
Терминология информационной войны. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в
информационной сфере. Основные направления в информационном оружии. Сценарии
информационных войн. Проблемы информационной безопасности с точки зрения
противников ее отработки в рамках ООН. Необходимость создания международного
механизма по ограничению гонки информационного оружия и предотвращения
информационных войн.
Тема – 7. Международный
информационный обмен как дипломатическая функция. Деление дипломатической
практики. Информационные атташе и информационные советники: в Республики
Узбекистан, США, Великобритании. Функция международного обмена информации.
Информационные центры ООН за рубежом. Роль ЮНЕСКО в решение некоторых проблем
международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как
функция международного информационного обмена. Понятие связь с общественностью.
Профессионально - специализированная работа. Всеобъемлющее общественное
значение. Роль специалиста в связь с общественностью.
Тема – 9. Роль связь с
общественностью. Значение связь с общественностью в государственной сфере, в
области государственных и общественных организаций на примере практики США,
Великобритании, Франции, Италии, Бельгии и Узбекистана.
Тема – 10. Международная связь с
общественностью как одна из функций международной организации. Связь с
общественностью и СМИ. Значение и роль международной связь с общественностью.
Необходимость работы с общественностью.
Тема – 11. Реклама как функция
международного обмена информации. Основные задачи и цели международной рекламы.
Глобальное развитие СМИ и международной рекламы.
Тема – 12. Информационное
планирование и международные информационные компании. Основа информационная
планирования. Теоретическая часть информационного плана. Практическая часть
информационного плана.
3.3.
Технические средства информации:
международная сеть “ИНТЕРНЕТ”.
международная сеть “ИНТЕРНЕТ”.
Примерные темы семинарских занятий:
Тема – 1. Государство и проблемы глобализациию.
Тема – 1. Государство и проблемы глобализациию.
1.1.
Трактовка понятию “глобализация”.
1.2.
Причины появления и распространения глобализация.
1.3.
Влияние глобализация на развитие общества.
1.4.
Факторы, способствовавшие всемирному распространению глобализация.
Тема – 2, международный
информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности.
2.1.
Государственные функции.
2.2. Понятие политики национальной безопасности.
2.2. Понятие политики национальной безопасности.
2.3.
Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика
государства.
2.4.
Принципы внешней политики Республики Узбекистан.
Тема – 3. Правильное использование
информации государственными органами.
3.1.
факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации.
3.2.
Принципы дипломатической неприкосновенности.
3.3.
Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран.
3.4.
Проблемы получения информации и их решения.
Тема – 4. Попытки ООН по решению
проблем, возникающих от получения информации.
4.1.
Роль и значение ООН в решении проблем по получению информации.
4.2.
Разногласия между государствами севера и юга из-за необходимости соблюдения
политики национальной безопасности.
4.3.
Необходимые правила передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная
информационная безопасность.
5.1.
Понятие международной информационной безопасности и её необходимость.
5.2.
Сущность информационного оружия и объект его применения.
5.3.
Роль ООН и др. международных организаций в решении проблемы информационной
безопасности.
5.4.
Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в
информационной сфере.
6.1.
Причины появления угроз информационной безопасности.
6.2.
Понятие информационных войн и сущность их сценария.
Проблемы информационной безопасности и их решение в рамках ООН.
Проблемы информационной безопасности и их решение в рамках ООН.
6.3.
Необходимость создания международного механизма по ограничению информационного
оружия и предотвращению информационных войн.
Тема – 7. Международный
информационный обмен как дипломатическая функция.
7.1.
Значение международного обмена информацией в дипломатии и его функции.
7.2.
Классификация дипломатия.
7.3.
Функции пресс советника и пресс атташе, задачи и функции информационных
представительств за рубежом.
7.4.
Роль информационных центров ООН за рубежом в решении проблем международного
обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как
функция международного информационного обмена.
8.1.
Определение значения и содержания международного связь с общественностью.
8.2.
Функции специалиста по международным связям с общественностью.
8.3.
Информационные функции связь с международной общественностью.
Тема – 9. Роль связь с
общественностью.
9.1.
Сфера деятельности работы с общественностью.
А. В правительственной системе;
Б. В государственных учреждениях и
организациях.
9.2.
Значение специалиста в связь с общественностью.
9.3.
Деятельность связь с общественностью в развитых странах мира.
Тема – 10. Международная связь с
общественностью как одна из функций международной организации.
10.1.
Международная связь с общественностью одна из функций международной
организации.
10.2.
Взаимоотношение Международная связь с общественностью и СМИ.
10.3.
Международная связь с общественностью СМИ Республики Узбекистан.
Тема – 11. Реклама как функция
международного обмена информации.
11.1.
Отличии местной рекламы с международной.
11.2.
Функции и задачи международной рекламы.
11.3.
Международная реклама и защита национальной культуры.
11.4.
Необходимость международной рекламы в СМИ.
Тема – 12. Информационное планирование
и международные информационные компании.
12.1.
Понятие информационного планирования.
12.2.
Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
12.3.
Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных
компаниях.
Содержание самостоятельного обучения:
1.
Влияние процессов международного информационного обмена на Республику
Узбекистан.
2.
Основные направления внешней политики Республики Узбекистан в рамке
международного обмена информацией.
3.
Доступ к информации и право на её получение в законодательстве Республике
Узбекистан.
4.
Попытки ООН и др. международных организаций в решении проблем по международному
информационному обмену.
5.
Политика информационной безопасности в Республике Узбекистан.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
6. Угрозы информационной безопасности Республики Узбекистан и пути их предотвращения.
7.
Место и роль МИД Республики Узбекистан в международном информационном обмене
(на примере деятельности ИА “ЖОХОН”).
8.
Роль и функции Совета Общества Дружбы и культурно-просветительских связей
Узбекистана с зарубежными странами по международным связям с общественностью.
9.
Роль связь с общественностью в государственных и правительственных организациях
Республики Узбекистан.
10.
Роль информационных агентств “ЖОХОН”, “УзА”, “ТУРКИСТОН-ПРЕСС” в информировании
общественности о достижениях Республики Узбекистан и её связей с зарубежными
государствами.
11.
Взаимоотношение международной рекламы и национальной культуры и их отражение в
СМИ Республики Узбекистан.
12.
Основные принципы политики информационного планирования Республики Узбекистан.
Содержание самостоятельной работы:
самостоятельные работы студентов по
разработке плана информационной компании направленной на конкретную зарубежную
аудиторию.
Информационно-методическое обеспечение.
1.
Основная литература:
1.
Конституция Республики Узбекистан.
2.
Каримов И.А.: По пути безопасности и стабильного развития. Т.6. Т.: 1998.
3.
Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и
гарантии прогресса. “Узбекистан”. Т.: 1997.
4.
Каримов И.А.: Мыслить и работать по-новому – требование времени. Т.5. Т.: 1997.
5.
Каримов И.А.: По пути созидания. Т.4. Т. 1996.
6.
Каримов И.А.:УЗБЕКИСТАН: национальная независимость, экономика, политика,
идеология. Т. 1996.
7.
Каримов И.А.: Наша цель: свободная и процветающая Родина. т,2. “Узбекистан”.
Т.: 1996.
8.
Каримов И.А.: Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: 1993.
9.
Каримов И.А.: Не построив новый дом, не разрушай старого. Т.: 1993.
10.
Каримов И.А.: УЗБЕКИСТАН свой путь обновления и прогресса. Т.: 1992.
11.
Алешина И.: Паблик рилейшнз для менеджеров и маклеров. М.: “Гном-Пресс”, 1997.
12.
Ансов И.: Стратегическое управление. /Пер. с англ./. М.: “Прогресс”, 1989.
13.
Блэк С.: Паблик рилейшнз. Что это такое. /Пер. с англ./ М.: “Новости”, 1990.
14.
Бурунков А.Ф.: дипломатический протокол в России и дипломатический этикет. М.:
“ИНТЕРПРАКС”, 1993.
15.
Венедиктова В.И.: О деловой этике и этикете. М.: фонд “Правовая культура”,
1994.
16.
Горский Д.П.: Логика. М.: “Учпедгиз”, 1961.
17.
Дороти Доти: Паблисити и паблик рилейшнз. /Пер. с англ./ М.: “Филин”, 1996.
18.
Замятый Л.: Сотрудничество в области информации. М.: 1982.
19.
Касымов А.: Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. Т.: “ТашГИВ”,
2000.
20.
Касымов А., Васькин И.: Основные направления внешней политики Республики
Узбекистан. Т.: 1994.
21.
Касымов Б.: Центральное, региональное сотрудничество в области информации. Т.:
1995.
22.
Кашлев Ю.: Массовая информация и международные отношения. М.: 1981.
23.
Кашлев Ю., Вачнадзе Г.: Информационный обмен. М., 1993.
24.
Колосов Ю.: Новый международный информационный порядок. М.: 1983.
25.
Крутских А., Федоров А.: О международной информационной безопасности. Журнал
“Международная жизнь”, № 2/2000.
26.
Мухаммад аль-Бухари: Принципы международной журналистики и международный обмен
информацией. Т.: “ТашГИВ”, 2000.
27.
Мухаммад аль-Бухари: Международные информационные агентства и международная
пресса в рамках обмена информацией. Т.: “ТашГИВ”, 2000.
28.
Мухаммад аль-Бухари: Международная журналистика, Т.: журнал “Востоковедение”, №
1, 1999.
29.
Мухаммад аль-Бухари: Jaxon fxborot agentliklari va xolqaro matbuot. Т.:
“ТашГИВ”, 2000. (на арабском языке)
30.
Мухаммад аль-Бухари: Xalqaro jurnalistika va xalqaro axborot almashish
asoslari. Т.: “ТашГИВ”, 1999. (на арабском языке)
31.
Мухаммад аль-Бухари: Жахон ахборот агентликлари. Т.: журнал “Узбекистон
матбуоти”, № 4/2000.
32.
Медынский С.Е.: Компонуем кинокадр. М.: “Искусство”, 1992.
33.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедори Ф.: Основы менеджмента. /Пер. с англ./ М.:
“Дело”, 1992.
34.
Невзлин Л.Б.: Паблик рилейшнз – кому это нужно ? Основы учебного курса. М.:
“Экономика”, 1993.
35.
СМИ в Республики Узбекистан. Т.: “Жохон”, 1997.
36.
Тункин Г.И.: Право и сила в международной системе. М.: 1983.
2.
Дополнительная литература:
1.
Американская Энциклопедия (WORLD BOOR).
2.
Вачнадзе Т.: Международный обмен информацией. Тбилиси: 1980.
3.
Галушко Р.М.: Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской
Америки. М.: 1986.
4.
Дипломатический словарь.
5.
Журналистика развивающихся стран. М.: 1986
6.
закон Республики Узбекистан “О средствах массовой информации”. Новые законы
Узбекистана (Законы и постановления, принятые на IX и X сессиях Олий Мажлиса
Республика Узбекистан первого созыва). № 18, “Адолат”, 1998.
7.
Зарубежная печать. Справочник. М.: 1986.
8. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: “Шарк”, 1995.
8. Конституционное право Республики Узбекистан. Сборник нормативных актов. Т.1,2. Т.: “Шарк”, 1995.
9.
Международные конвенции по защите прав человека в борьбе с преступностью.
Сборник международных соглашений и рекомендаций. Т.5. Т.: “Шарк”, 1995.
10.
Права человека. Единства общечеловеческого и национального. Сборник
международных договоров и законов Республики Узбекистан. Т.3,4. Т.: “Шарк”,
1995.
11.
Справочник Журналиста. М.: 1984.
12. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
12. Типов Б.: Новый международный информационный обмен. М.: 1983.
13.
Энциклопедический словарь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий