Сирийская
Арабская Республика 10 Древние
Церкви и Мечети Сирии
11
Древние Церкви и Мечети
Сирии
11.1.
Сирийская православная (яковитская) церковь,
Сирийский
православный патриархат Антиохии и всего Востока, одна из ветвей монофиситства. Сторонников её обычно
называют яковитами (якобитами). Предпосылки для возникновения этой церкви были
созданы расколом в Антиохийском патриархате, когда часть его духовенства и
мирян (в основном жители внутренних сельских районов, мало подверженных
греческому культурному влиянию) не согласились с решением Халкидонского
Вселенского собора, в котором говорилось о наличии у Иисуса Христа двух
естеств. Годом создания церкви обычно считают 543, когда монах Яков Барадай
(500—578) был рукоположен в епископы Эдессы (по имени этого религиозного
деятеля его сторонники и получили своё название — яковиты).
В доктринальном
отношении яковитская церковь тождественна другим монофиситским церквям,
придерживаясь положения об одном Божественном естестве Иисуса Христа.
Особенностями
культа яковитов являются, в частности, крещение «триединым» обливанием,
употребление для причащения заквашенного хлеба с добавлением масла и соли,
отсутствие тайной исповеди священнику, а также одноперстное крестное знамение
(возможно, призванное подчеркнуть их веру в наличие у Иисуса Христа единого
естества и единой воли). В богослужении используется дохалкидонская литургия
св. Якова Иерусалимского, совершаемая как на старосирийском, так и на
арабском языках. Хотя яковиты почитают святых и иконы, последних в яковитских
церквах мало.
Среди
яковитов широко распространено монашество и весьма уважаемы отшельники,
совершающие аскетические подвиги (например, живущие на вершине колонн).
Возглавляет
Сирийскую православную (яковитскую) церковь патриарх, имеющий с 1959 г.
резиденцию в Дамаске и по традиции, укоренившейся с 1293 г., получающий при
вступлении на патриарший престол имя Игнатий. Ему подчинены 11 епархий:
4 — в Сирии, 2 — в Турции, 2 — в Ираке, по одной — в
Ливане, Палестине и США.
Численность
сторонников Сирийской православной (яковитской) церкви — около
0,2 млн. человек. Наиболее значительные их группы имеются в Сирии
(85 тыс.), Ираке (20 тыс.), Турции (9 тыс.), Ливане
(8 тыс.) и США (50 тыс.). По этнической принадлежности яковиты
являются арабами (внутри них они образуют особую субэтноконфессиональную
группу). Некоторые исследователи считают яковитов арабизированными ассирийцами
(речь идёт о современных ассирийцах).
Яковитской
по вероучению и культу является функционирующая в Южной Индии Православная
сирийская церковь Востока.
11.2.
Прямая улица
Она
сохранилась до сих пор, хотя стоят на ней давно уже не те дома, что во времена
апостола Павла и Анании.
Будущий апостол Павел
был жестоким гонителем христиан и носил имя Савл. Бог ослепил его в наказание
за его жестокость. Ослепший Савл прибыл в Дамаск. Там то его и излечил от
слепоты Анания, на месте дома которого находится подземная церковь.
Понявший свою ошибку
Савл принял имя Павла и впоследствии вошел в историю как один из самых
преданных христианству и учению Христа апостолов.
11.3.
МАР САРКИС
МАР САРКИС (МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО СЕРГИЯ) находится
на вершине (1790 м над уровнем моря) слева от ущелья. Монастырь возведен на
месте языческого храма и является одним из древнейших действующих монастырей.
Проведенные
исследования показали, что возраст деревянных перекрытий – около 2 тыс лет.
Среди икон - икона Девы Марии, являющаяся копией иконы, написанной Св. Лукой и
хранимой в монастыре Сейдная. Два алтаря: один Св. Сергия (в центре) и Девы
Марии (в помещении слева) являются уникальными, так как один сохранился с
языческих времен.
11.4.
Мечеть Омейядов
На месте этой мечети
издавна стояли храмы. Они посвящались разным богам. Последним сооружением, на
смену которому и пришла мечеть,
являлся собор св. Иоанна, в котором молились около 70 лет и мусульмане и христиане.
Позднее, в мае 2001 года, совместная молитва мусульман
и христиан, в этой мечети состоялась снова – во время визита в Дамаск папы
Иоанна Павла второго. Некоторые части здания собора остались нетронутыми и
органично вписались в облик мечети. Мечеть строилась 10 лет.
Инициатива
постройки мечети принадлежит халифу аль-Валиду (начало восьмого века), которому
в свое время принадлежали бани "Каср Амра" в Иордании - единственный
и уникальный памятник той эпохи, стены которого украшены изображениями живых
существ.
Мечеть украшена
великолепными мозаичными панно, ее полы устланы прекрасными коврами.
Внутри
мечети, в молельном зале, находится часовня Иоанна Крестителя. Утверждают, что
в ней находится голова святого, отрубленная по приказу Ирода Антипы и подаренная
Саломее в награду за танец, который она станцевала во дворце, находившемся
недалеко от современной Мадабы (Иордания). Но это - не единственная святыня
подобного рода: тут же, если пройти влево от часовни, - место паломничества
шиитов: голова внука пророка Мухаммада - Хусейна и прядь волос самого пророка.
11.5.
Сайда Зейнаб
Недалеко от центра
Дамаска находится большая и прекрасная мечеть. Воздвигнута она была в честь
внучки пророка Мухаммада, Зейнаб.
История жизни этой
женщины интересна и трагична. Мы знаем, что она рано потеряла свою мать,
которая умерла вскоре после кончины пророка. Ей довелось пережить обоих своих
братьев, которые стали жертвой заговоров и борьбы за власть в молодом
мусульманском государстве.
Зейнаб имела талант
преподавателя, обучала женщин основам Ислама. Имела несомненный дар
красноречия. У нее было пятеро детей - 4 сына и одна дочка. Так случилось, что
она отправилась вместе со своим братом Хусейном в его последнюю поездку. Стала
свидетельницей гибели брата, некоторых его детей, а так же других близких и
дорогих ей людей.
По приказу халифа Язида
ее и других женщин, а также детей из семьи пророка доставили в Дамаск, где над
ними всячески издевались, не давали одевать надлежащие одежды, унижали. Но даже
в такой сложной и опасной ситуации Зейнаб не теряла самообладания, пытаясь
защищать тех, кого еще можно было спасти. Она не боялась стыдить Язида за его
преступления. Через некоторое время Зейнаб и ее окружение были отпущены. Они похоронили
своих павших и отправились в Мекку. Зейнаб вернулась из этой поездки
поседевшей. Довольно скоро (единой даты источники не называют) она умерла.
Некоторые считают, что
умерла и похоронена она была в районе Мекки, некоторые считают, что тело ее
ныне находится в Каире. Другие считают местом ее захоронения Дамаск. Как бы то
ни было, в Дамаске в прекрасной синей мечети находится гробница, в которой,
согласно верованию многих, и покоится внучка Пророка.
11.6. Сайда Рукыя
Здесь,
покоится правнучка пророка Мухаммада, внучка имама Али, одна из дочерей имама
Хусейна - Рукыя.
Сегодня это место
входит в программу обязательного посещения многочисленных шиитских паломников,
а так же мусульман, приезжающих в Дамаск со всего света. Женщинам-немусульманкам
при входе выдаются темные накидки, надев которые они могут посетить эту мечеть.
Рукыя была маленькой
четырехлетней девочкой. Стараясь пощадить ее чувства, близкие не сообщили ей о
смерти отца. А она продолжала спрашивать всех о папе.
Узнав об этом, убийцы
ее отца показали ребенку отсеченную голову Хусейна. Девочка умерла от ужаса.
Сегодня на могилу
Рукыи паломники приносят игрушки и конфеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий