ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И КОМУНИКАЦИИ Приложения
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН
Национальный университет Узбекистана имени М.Улугбека
МУХАММАД аль-БУХАРИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ И КОМУНИКАЦИИ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Ташкент – 2012
приложения № 1.
Ø Всемирная
Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) World Intellectual Property Organization (WIPO)
·
международная
межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Действует
с 1967г.; заменила Международное объединенное бюро по охране интеллектуальной
собственности, основанное в 1893 г. В состав ВОИС в 1985г. входило 109 членов.
Цель ВОИС – содействовать охране
интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и
обеспечить административное сотрудничество союзов, занимающихся проблемами
интеллектуальной собственности (под ней понимаются права, относящиеся к
литературным, музыкальным, художественным, фотографическим, кинематографическим
и научным произведениям, изобретениям, научным открытиям, промышленным
образцам, товарным знакам и т. д.). Штаб-квартира ВОИС – в Женеве.
приложения № 2.
Ø Всемирный Почтовый
Союз (ВПС) Universal Postal
Union (UPU)
·
международная
межправительственная организация, специализированное учреждение ООН (с 1947г.).
Начало деятельности ВПС относится к 9.10.1874г., когда 22 государства,
подписали в Берне Почтовую конвенцию. До 1878г. назывался Всеобщий почтовый
союз. В состав ВПС входило в 1985г. 168 членов. Официальные цели ВПС –
обеспечение эффективной работы почтовых служб, развитие связей между народами,
содействие международному сотрудничеству в экономических, культурных и
социальных областях. А также в оказании технической помощи развивающимся
странам в области организации и совершенствования почтовой службы. Штаб-квартира ВПС – в Берне.
приложения № 3.
Ø Международная
Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь International
Maritime Satellite Organization (INMARSAT)
·
международная межправительственная
организация; созданная на основе конвенции, подписанной 3.09.1976г. в Лондоне и
вступившей в силу 16.07.1979г.; начала функционировать 3.02.1982г. В состав
ИНМАРСАТ В 1985г. входило 43 государства. Целью ИНМАРСАТ является обеспечение,
так называемого, «космического сегмента» (спутники и обслуживающие их наземные
установки), необходимого для улучшения морской связи. Технические и финансовые
вопросы деятельности ИНМАРСАТ регламентируются подписанным одновременно с
конвенцией эксплуатационным соглашением. Высший орган ИНМАРСАТ – Ассамблея,
созываемая раз в 2 года; другие органы – Совет и Директорат. Согласно конвенции
Совет состоит из представителей 22 участников эксплуатационного соглашения: 18
государств, сделавших наибольший финансовый вклад, и 4 государства, избранных
Ассамблеей на основе справедливого географического представительства (в 1984г.
в Совет вошли представители 26 государств в силу равенства финансового вклада
ряда участников). Решения в Совете принимаются так называемым
"взвешенным" голосованием (каждый участник имеет число голосов,
пропорциональное его финансовому вкладу). Место пребывание ИНМАРСАТ – Лондон.
приложения № 4.
Ø Международная
Организация Радиовещания И Телевидения (МОРТ) Organization Internationale de Radio diffusion et Television (OIRT)
·
международная
межправительственная организация; основана в 1946г. в качестве преемника
Международного союза радиовещания; до 1959г. называлась Международная
радиовещательная организация. Членами МОРТ являются телерадиоорганизации
Алжира, Болгарии, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Кампучии, КНДР,
Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Румынии, Российской Федерации, Судана,
Украины, Финляндии, Чехии, Словакии, Эстонии, Албании, КНР и др. Цели МОРТ – развитие сотрудничества между
радиовещательными и телевизионными службами ее членов, обмен информацией по
вопросам, касающимся программ, технического развития, и т.п. Высший орган –
Генеральная Ассамблея. Другие органы – Техническая комиссия, комиссии по
вопросам радио и телепрограмм, Технический центр, Совет Интервидения (сеть Интервидения
объединяет телевизионные службы членов МОРТ).
Штаб – квартира МОРТ – в Праге.
приложения № 5.
Ø
Международная
Организация Электронной Коммуникации Через Спутниковую Связь (ИНТЕЛСАТ)
International Telecommunications Satellite Organization (INTELSAT)
·
международная
межправительственная организация; создана в 1964г. на временной основе
представителями 19 государств, подписавшими в Вашингтоне предварительные
соглашения о создании международного консорциума спутниковой электросвязи.
Целью ИНТЕЛСАТ является
проектирование, создание, эксплуатация и техническое обслуживание коммерческой
системы спутниковой электросвязи. Постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ – межправительственное и эксплуатационное – подписаны в
Вашингтоне 20.08.1971г., вступили в силу 12.02.1973г. Первое соглашение,
сторонами которого являются государства – члены ИНТЕЛСАТ, содержит основные положения, касающиеся функционирования
организации. Второе, сторонами которого являются государства – члены или
назначенные ими соответствующие учреждения связи, регулирует практические
вопросы сотрудничества. В состав ИНТЕЛСАТ,
участниками которого могут быть лишь члены Международного союза электросвязи,
входят 109 государств (1985г.). Ключевую позицию в организации занимает США.
Органы ИНТЕЛСАТ: Ассамблея; Совещание
представителей участников эксплуатационного соглашения; Правление (состоит из
представителей государств или организаций, сделавших наибольший финансовый
взнос). Решения Правления принимаются «взвешенным» голосованием (каждый член
имеет число голосов, пропорциональное долевому взносу представляемой им
страны). Штаб
- квартира – в Вашингтоне.
приложения № 6.
Ø Международный
Союз Электросвязи (МСЭ) International Telecommunication Union (ITU)
·
международная
межправительственная организация, создана в 1865г. (до 1932г. назывался
Международным телеграфным союзом), с 1947г. – специализированное учреждение
ООН. В состав МСЭ на 1.01.1985г. входило 160 членов. Задачи МСЭ – поддержание и расширение
международного сотрудничества в деле улучшения всех видов электросвязи,
развитие технических средств служб электросвязи и расширение их применения,
установление международных правил для телефонной, телеграфной и радиосвязи. С
1.01.1984г. деятельность МСЭ
регулируется Международной конвенцией электросвязи 1982г. Высший орган МСЭ – полномочная конференция,
созывается раз в 5–7 лет, руководящий орган – Административный совет.
Постоянными органами МСЭ являются
Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, а также
Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный
комитет по телеграфии и телефонии. Штаб - квартира МСЭ – в Женеве.
приложения № 7.
Ø
Организация
Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (ЮНЕСКО) United
Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO)
·
международная
межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, учреждена
в ноябре 1945г. в Лондоне на конференции представителей 44 стран. Устав ЮНЕСКО, утвержденный этой конференцией
16.11, вступил в силу 4.11.1946. В составе ЮНЕСКО
на 1.07.1985 160 членов и 2 ассоциированных члена (30.12.1984г. США вышли из ЮНЕСКО). Основной задачей, которую
ставит перед собой ЮНЕСКО, является
содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества
народов в области образования, науки, культуры и информации. Высший орган ЮНЕСКО – Генеральная конференция –
проводит сессии раз в 2 года с участием представителей всех государств-членов.
Ответственность за выполнение принимаемых Генеральной конференцией программ и
планов несет Исполнительный совет, избираемый ею в составе 51 человека на 4
года. Постоянный рабочий орган ЮНЕСКО
– Секретариат – состоит из Генерального директора и персонала из граждан
стран–членов ЮНЕСКО. Генеральный
директор назначается Генеральной конференцией по представлению Исполнительного
совета на 6 лет. Штаб-квартира ЮНЕСКО
– в Париже.
приложения № 8.
Ø Международная
Организация
Журналистов (МОЖ) International Organization of Journalists (IOJ)
·
международная
неправительственная организация; создана на международном конгрессе журналистов
в Копенгагене в 1946г. Членами МОЖ
являются национальные организации и профсоюзы журналистов, а также
индивидуальные члены (всего св. 200 тыс. журналистов из 120 стран). Главными
целями МОЖ являются защита мира и
укрепление дружбы между народами путем свободного, правдивого и честного
информирования общественности; борьба против усиления международной
напряженности, пропаганды войны, национальной и расовой ненависти, фашизма;
защита свободы печати и прав журналистов. МОЖ
выступает за установление нового международного информационного порядка.
Большое внимание она уделяет подготовке журналистских кадров для развивающихся
государств и с этой целью создает школы солидарности и центры журналистского
мастерства, проводит семинары на местах, издает учебные пособия. Высший орган МОЖ – конгресс, созываемый раз в 5 лет.
Штаб - квартира – в Праге.
приложения № 9.
Ø Азиатско–Тихоокеанский
Совет (АЗПАК) Asian and Pacific Council (ASPAC)
·
региональная
политико-экономическая организация, образована в 1966г. Австралией, Малайзией,
Новой Зеландией, Таиландом, Филиппинами Японией, Южной Кореей, Южным Вьетнамом
и Тайванем, как орган для проведения политических консультаций и осуществления
регионального сотрудничества. Кризис военно-политической стратегии запада в
Юго-Восточной Азии, районе Тихого океана, и Индокитае, обострил противоречия
внутри АЗПАК. В 1973г. из него вышла
Малайзия. Принятое в 1973г. решение, "на неопределенное время"
отложить проведение очередной сессии совета, было расценено как фактическое
прекращение деятельности АЗПАК. В
1975г. представителей из АЗПАК
отозвали Новая Зеландия и Таиланд.
приложения № 10.
Ø
Ассоциация Государств Юго–Восточной Азии (АСЕАН) Association of South East Asian Nations
(ASEAN)
·
субрегиональная
политика–экономическая организация, в которую входят Бруней, Индонезия,
Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, образована в 1967г. на конференции
министров иностранных дел. Ее официально провозглашенными целями является
развитие экономического, социального, культурного и др. видов сотрудничества
стран–членов. Содействие установлению «мира и стабильности» в Юго–Восточной
Азии, что было зафиксировано в подписанных в 1976г. на острове Бале документах
– Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго–Восточной Азии и Декларации согласия
АСЕАН. Руководящий орган – ежегодные
совещания министров иностранных дел (сессии АСЕАН), проводимые поочередно в странах–участницах. Между сессиями
действует Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той
страны, где намечено проведение очередной сессии. С 1976г. периодически
проводятся совещания глав государств и правительств стран–участниц. Рабочие
органы – секретариат в Джакарте и 11 отраслевых комитетов по торговле,
промышленности, транспорту, финансам и т.д.
приложения № 11.
Ø
Карибское Сообщество. Caribbean Community (CARICOM)
·
региональная
международная межправительственная организация, объединяющая страны и
территории Карибского бассейна. В рамках КС
создан ряд субрегиональных организаций. Первым шагом по интеграции карибских
стран явилось образование в 1965–68 годах. Карибской ассоциации свободной
торговли (КАСТ). Договор
предусматривал отмену внутри региональных таможенных пошлин на многие товары. В
целях оказания помощи в финансировании программ экономического развития региона
18 октября 1969г. был учрежден Карибский банк развития с местопребыванием в
Бриджтауне. Для преодоления разногласий в 1972г. был подписан договор об
учреждении КС и соглашение о
создании Карибского общего рынка (КОР).
По инициативе Тринидада и Кубы 5.11.1975г. был учрежден Комитет по развитию и
сотрудничеству стран Карибского бассейна. Декларация гласила, что государства в
своих взаимоотношениях должны руководствоваться принципами национальной
независимости и суверенитета, взаимной выгоды и солидарности, право народа на
самоопределение. В июне 1981г. была образована еще одна субрегиональная
группировка – Организация восточнокарибских государств.
приложения № 12.
Ø Лига Арабских
Государств (ЛАГ) League of Arab States
·
международная
межправительственная организация; учреждена 22.03.1945г. в Каире на конференции
ряда арабских стран. Устав ЛАГ
предусматривает укрепление отношений между государствами–членами, координацию
политической деятельности в целях защиты их интересов, независимости,
суверенитета, тесное сотрудничество в области экономики, финансов, культуры и
т.д. Запрещает использование силы для урегулирования споров, требует уважения
существующих в других странах (включая страны – члены Лиги) режимов и отказа от
попыток их изменения. В состав ЛАГ
входят Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские
Острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Объединенные Арабские
Эмираты, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.
приложения № 13.
Ø Организация
Африканского Единства Organization
of African Unity (OAU)
·
региональная
международная межправительственная организация; основана в 1963г. на
Аддис–Абебской конференции глав–государств и правительств независимых стран
Африки, принявшей Хартию ОАЕ. Основными
целями организации являются: развитие всестороннего политического и
экономического сотрудничества между странами Африки и укрепление их
солидарности на международной арене для «обеспечения лучшей жизни народов
Африки»; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; защита
независимости африканских государств. Высший орган ОАЕ – Ассамблея (Конференция) глав–государств и правительств,
созываемая на сессии раз в год. Исполнительный высший орган – Совет министров,
созываемый на сессии 2 раза в год; постоянный административный орган –
Генеральный секретариат. Решения органов ОАЕ
не носят обязательного характера. Штаб-квартира ОАЕ – В Аддис-Абебе. ОАЕ имеет статус наблюдателя при ООН и ее
специализированных учреждениях, с которыми поддерживает связь через свои бюро в
Нью-Йорке и Женеве.
приложения № 14.
Ø Организация Исламской Конференции. Organization of the Islamic
Conference OIC
·
Международная
межправительственная организация. Первая Конференция глав государства прав в
мусульманских странах состоялась в 1969г в Рабате. OIC была учреждена в 1972г.
на 3-ей Конференции Министров иностранных дел мусульманских государств в
Джидде. Тогда же был принят ее устав. OIC
объединяет, на основе религиозной общности, 44 мусульманских
государства, а также Организацию Освобождения Палестины /ООП/. Членство
арабской республики Египет и демократической республики Афганистан в OIC было
приостановлено соответственно 1979 и 1980 годах. В 1984г. членство арабской
республики Египет восстановлено. Согласно уставу, OIC ставит, в частности,
такие цели, как поощрение мусульманской солидарности между государствами –
членами; укрепление сотрудничества между ними в экономическом, социальном,
научном и других областях; проведение консультации государств-членов OIC в
международных организациях; стремление к ликвидации расовой сигригации,
дискриминации и искоренению колониализма
во всех ее формах; принятия мер для сохранения мира и безопасности; поддержка
борьбы арабского народа Палестины за восстановление его прав и освобождения его
земли. Руководящие органы - Конференция глав-государств и правительств- c
1981г. созывается раз в 3 год, и конференция министров иностранных дел
-созывается ежегодно, или по мере необходимости. Секретариат, во главе с
генеральным секретарем, “До освобождения
Иерусалима” указывается в уставе OIC.
Штаб-квартира генерального секретариата находится в Джидде. OIC действует
исламский банк развития, Постоянный комитет по сотрудничеству в области науки и
техники и других учреждениях.
В 1975г. OИК представлен статус
наблюдателя при ООН. В связи с различными государственными
социально-экономическими структурами и внешнеполитической ориентацией мусульманских стран, для деятельности ОИК
характерны антиимпериалистические позиции по ряду международных проблем.
приложения № 15.
Ø
Содружество Независимых
Государств /СНГ/.
·
Было создано
8 декабря 1990г. во время встречи в Минске трех славянских государств:
Российской Федерации, Украины и Белоруссии, где были подписаны договора об отмене бывшего
Советского Союза и создания Содружества Независимых Государств, как его замены.
21 декабря 1991г. одиннадцать республик, бывших в составе Советского Союза,
подписали заявление в Алма-Ате /Казахстан/ и протокол-приложение к Минскому
договору. После присоединения Грузии к Содружеству 8 октября 1993г., количество
членов Содружества достигло 12 республик: Российская Федерация, Белоруссия,
Украина, Грузия, Армения, Молдова, Узбекистан, Казахстан, Киргизстан,
Туркменистан, Таджикистан, и Азербайджан. Устав содружества вступил в силу в
1994г.
24 сентября 1993г. девять республик из членов
содружества Российской Федерации - Белоруссия, Армения, Молдова, Казахстан,
Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан подписали договор об
экономическом союзе. Украина и Туркменистан ограничили свое членство в
экономическом союзе. 24 декабря 1993г. Туркмения вступила в равноправные члены
экономического союза, а в октябре 1993г. и Грузия. Цели Содружества Независимых
Государств:
1.
Координация
внешней политики государств-членов;
2.
Достижение
равного экономического и общественного равноправия государств-членов в рамках
общего экономического региона;
3.
Сотрудничество
в целях сохранения мира и международной безопасности. Сокращения военных
расходов на вооружение и достижение полного разоружения.
4.
Сотрудничество
в области оказания помощи в юриспруденции и других областей правового
сотрудничества.
5.
Гарантии
основных прав человека во всех мире, согласно с документами и решениями
сотрудничества.
6.
Сотрудничество
в области здравоохранения и защиты прав эмигрантов.
Исходя из обще объявленных принципов, которые были
созданы Содружеством на ее основании следующие:
- принцип равенства в Суверенитете и взаимное признание;
- уважение неотъемлемых прав государств в самоопределении и невмешательстве
во внутренние дела;
- уважение региональной целостности государств- членов содружества, не
проявление претензии на существующие границы;
- отказ от использования сил или угрозы в ее использовании во взаимных
отношениях между государствами-членами и решение споров в мирном русле;
- уважение основных прав человека, его свободы, в том числе и прав
национальных меньшинств;
- отказ от применения экономического давления во взаимных отношениях между государствами и
удаления всех видов неравенства, на основании гражданства, в отношении
физических и юридических лиц государств - членов содружества, обмен мнениями и
координации позиций в отношении любой экономической агрессии со стороны
государства или государств, не входящих в договор экономического союза против
любого государства сторон договора;
- уважение и полное подчинение международному праву, признанному во всем
мире и подчинение взаимных отношений между государствами - членами содружества
актам международного права;
- укрепление взаимного интереса на основе взаимного согласия.
Основные органы содружества независимых государств:
1.
Саммит в
верхах. Саммит глав республик - совещание республик 2 раза в год.
2.
Совет глав
правительств государств- членов,
совещаются 4 раза в год.
3.
Совет
министров иностранных дел.
4.
Совещательный
комитет по координации - по два члена из каждого государства. Штаб-квартира
комитета Минск /столица Белоруссии/.
5.
Комитет прав
носит совещательный характер. Штаб-квартира в Минске /Белоруссия/.
6.
Общая
ассамблея парламентов государств-членов содружества. Занимается обменом
парламентского мнения между государствами - членами содружества. Штаб-квартира
Санкт - Петербург /РФ/.
7.
Экономический
суд /арбитраж/ для обеспечения выполнения государств - членов содружества своих
экономических обязательств в рамках содружества, а также смотрение возникших
споров в результате их выполнения. Штаб-квартира Минск /Белоруссия/.
Содружество имеет дополнительные и другие
специализированные органы, как, например, Совет Министров обороны, Совет
электроэнергии, Совет таможней, Совет космоса, Совет перевозок по железной
дороге и Комитеты Авиации и статистики.
Договор об экономическом Союзе содержал следующие
цели:
1.
Стремление к
подготовке подходящих условий для достижения стабильного экономического
развития государств - членов содружества на таком уровне, который гарантирует
улучшение уровня жизни их народов.
2.
Создание
совместной экономической зоны на основании принципов свободного рынка и
экономики.
3.
Осуществление
совместных экономических проектов в области взаимных интересов.
4.
Гарантии
движения и передвижения элементов производства между государствами - членами
содружества.
5.
Сотрудничество
в решении экологических проблем и последствий природных катастроф.
6.
Осуществить
поэтапно полный экономический союз между государствами - членами содружества,
который начинается:
А - с создания ассоциации свободной торговли, через
которую могли бы работать государства-члены содружества, снижать и совсем
убрать таможенные ограничения на движение взаимной торговли между ними, а также
координировать таможне законодательства и упростить таможне процедуры;
Б - таможней союз, через согласование тарифов на общих таможнях в отношении
государств не членов союза, а также координация
внешней экономической помощи государств;
В – последующее
создание общего рынка через стремление к созданию и обеспечению
законодательных, экономических и организационных условий, с гарантией упрощения
передвижения элементов производства во внутренних территориях государств-членов
союза;
Г - денежный союз, через создание союза платежей на
основании взаимного признания национальных валют, и решение платежей в этих
валютах через общий банк. Это, как первый шаг для создания денежного союза,
который объединяет все денежные системы государств-членов и образование общей
валюты, которая может достигнуть, в конце концов, экономического объединения и
полной интеграции между государствами-членами.
Государства - члены содружества заявили о поддержке
принципа воздержания от оказания экономического давления в своих экономических
взаимоотношениях, а также проводить согласование и координацию для принятия
необходимых в противостоянии любой экономической агрессии, направленной против одной из организаций - членов договора.
В
этих рамках государства-члены содружества согласились на создание общего
экономического комитета для государств-членов содружества 24 октября 1994г.,
как органа координации общественно-экономических политик государств
содружества. Решение комитета обязательно для всех государств-членов
содружества в условиях большинства ¾ - в отношении решений, связанных с
таможенным союзом, и общим рынком валютного союза. Голосование производится
согласно с долей, которую имеют каждое из государств-членов: Российская
Федерация - 15%, Украина - 14%, Казахстан, Белоруссия и Узбекистан / каждый/ -
5%, остальные государства по 3%.
приложения № 16.
Ø
Экономический
Союз республик центральной Азии.
·
В результате
встречи в верхах, президенты Центральной Азии: Узбекистана, Казахстана,
Туркменистана, Киргизстана и Таджикистана, которая совершалась в Ташкенте
1992г., было заявлено о создании Союза Центральной Азии и создании
экономического совета и банка Центральной Азии, а также снижение таможнях
тарифов между этими государствами. В
1995г. Республика Узбекистан, Казахстан и Киргизстан, создали совместный
оборонительный Союз для укрепления мира в регионе. Цели и принципы союза:
1.
Полное
освобождение от ограничений и
зависимости от России.
2. Интеграция между государствами - членами Союза для обеспечения наилучшей эксплуатации
своих ресурсов и богатств и достижение процветания своих народов.
3. Достижение самообеспечения государств-членов Союза.
4. Создание экономического блока, имеющего региональное
значение для республик Центральной Азии.
Также, в принципе, говорит о взаимном уважении и признании границ действующих между ними, равноправие
в суверенитете, отказ от использования
силы в отношениях между. республиками. Решение всех конфликтов мирным путем,
взаимное сотрудничество в области экономики, которое обеспечит освобождение
коммерческих связей между ними и создание общего рынка, достижение полной
интеграции экономики государств - членов Союза.
Структура и механизм работы:
1. Создание экономического
совета из всех государств-членов Союза.
2. Создание банка Центральной
Азии для финансирования операций развития в государствам Союза.
3. Создание общего
парламентского сообщества между государствами-членами Союза.
приложения № 17.
Ø
ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО» (ЦАС)
·
Участники ЦАС. Казахстан,
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 18.10.2004г.)
История создания Договор об учреждении Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество»
(ЦАС) был подписан 28 февраля 2002 года в Алма-Ате. Новая структура стала
правопреемницей упраздненной организации Центрально-Азиатское экономическое
сообщество (ЦАЭС), созданной в 1994 году. В состав ЦАС вошли Казахстан,
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан.
5 октября 2002г. - на Душанбинском
саммите ЦАС было принято решение подвергнуть ревизии ранее принятые документы
по центрально-азиатской интеграции (всего 243 шт.).
27-28 ноября 2002 года - в Ташкенте
прошел бизнес-форум «Центрально-Азиатское Сотрудничество – углубление процессов
экономической интеграции», на котором подчеркивалась необходимость вовлечения
реального сектора экономик в интеграционные процессы ЦАС.
27 декабря 2002 года - в г. Астане
(Казахстан) состоялась встреча Глав государств-членов Организации
«Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ЦАС), на которой было констатировано,
что укрепление ЦАС соответствует стратегическим интересам государств-членов
Организации. Президент Казахстана Назарбаев выступил на саммите с предложением
создания в рамках ЦАС единого экономического пространства.
5-6 июля 2003г. состоялся очередной
саммит государств-членов ЦАС в Алма-Ате (Казахстан). Новой страной-
председателем организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ЦАС) был
избран Казахстан. Главы государств ЦАС приняли решение создать внутри ЦАС
несколько «тематических» консорциумов: водно-энергетический, продовольственный
и коммуникационный. Предполагается, что эти консорциумы, образованные при
долевом участии каждой страны, позволят решить накопленные экономические и
пограничные проблемы и дадут странам региона дополнительный стимул к дальнейшей
интеграции. За помощью в разработке концепции создания консорциумов ЦАС
обратилась к руководству Всемирного банка, Азиатского банка развития,
Исламского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития.
В феврале 2004г. парламент
Казахстана первым из центрально-азиатских стран ратифицировал Договор об
учреждении Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ЦАС). Процесс
ратификации договора другими участниками ЦАС еще не закончен.
18 октября
Анализируя процессы интеграции на
просторах Центральной Азии, эксперты отмечают, что государствам, входящим в
ЦАС, не удалось добиться существенных успехов в области экономической
интеграции. Кроме того, ЦАС, как и многие другие интеграционные образование на
постсоветском пространстве, отличает аморфность институционального дизайна.
Существенным фактором, препятствующим интеграции государств-участников ЦАС,
остаются нерешенные пограничные проблемы и конфликты по поводу использования
водных ресурсов региона.
Уставные цели и направления деятельности. К числу уставных целей и направлений деятельности ЦАС относится:
·
осуществление
эффективного сотрудничества в политической, экономической, научно-технической,
природоохранной, культурно-гуманитарной сферах;
·
в области
безопасности и укрепления стабильности в регионе, оказание взаимной поддержки в
вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитета, территориальной
целостности государств - членов ЦАС.
Кроме того, страны-члены ЦАС
обязуются сотрудничать в вопросах борьбы с региональной и транснациональной
преступностью, в том числе незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией
и терроризмом.
Согласно принятым документам,
государства-участники ЦАС принимают на себя обязательства осуществлять
согласованные меры «по поэтапному формированию единого экономического
пространства, взаимодействию в области создания общей структуры транспорта и
коммуникаций, проведению согласованной политики в области пограничного и
таможенного контроля».
Нормативные акты. Договор между Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой
Таджикистан и Республикой Узбекистан об учреждении Организации
«Центрально-Азиатское Сотрудничество» (подписан 28 февраля
Положение о Комитете Национальных
координаторов Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество»
Руководящие органы. Руководящими органами Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество»
(ЦАС) являются:
·
Совет Глав
государств и Премьер-министров;
·
Советы министров
иностранных дел, руководителей отраслевых министерств и ведомств;
·
Комитет Национальных
координаторов.
Совет Глав государств и
Премьер-министров рассматривает наиболее важные вопросы, связанные с общими
интересами государств- членов, определяет стратегию, направления и перспективы
развития интеграции в рамках ЦАС.
Совет министров иностранных дел
рассматривает вопросы, относящиеся к текущей деятельности ЦАС, проводит
консультации в рамках Организации по международным проблемам.
Комитет Национальных координаторов
занимается сближением и согласованием позиций государств - членов ЦАС по
вопросам укрепления сотрудничества и углубления интеграции, готовит предложения
для рассмотрения на Совете глав государств и премьер-министров, и Совете
министров иностранных дел, осуществляет текущий контроль за исполнением
принятых решений в рамках ЦАС, занимается решением организационно-технических
вопросов работы органов ЦАС. Комитет Национальных координаторов подотчетен
Совету Глав государств и Премьер-министров.
В рамках ЦАС функционирует
постоянно действующее совещание руководителей служб безопасности и силовых
структур для разработки согласованных действий и принятия упреждающих мер по
пресечению экстремизма и терроризма в регионе.
Ø Организации
«Центральноазиатское сотрудничество»
·
Организация «Центральноазиатское
сотрудничество», образованная 28 февраля 2002 года на базе экономического
сообщества Центральной Азии, за короткую свою историю осуществила значительную
работу. В качестве приоритетных направлений деятельности организации были
определены такие, как эффективное использование водно-энергетических ресурсов,
с учетом интересов государств-членов организации, создание общерегиональной
инфраструктуры транспортной системы, всестороннее развитие производственной
кооперации, торгово-экономических и гуманитарно-культурных отношений, совместное
решение экологических проблем, расширение сотрудничества в сфере безопасности и
укрепления стабильности.
В целом, все это направлено на
обеспечение всеобщей безопасности и дальнейшего развития. Для этого имеются
соответствующие экономические и политические предпосылки. В связи с тем, что
народнохозяйственные комплексы государств-членов организации неразрывно
взаимосвязаны, достижение экономического прогресса и развитие
внешнеэкономических связей в отрыве друг от друга затруднительны.
Следовательно, сотрудничество государств и народов региона предопределено самой
историей. Эту истину подтверждает и схожесть культурных ценностей и
национальных обычаев, традиций народов государств Центральной Азии.
Конечно, нельзя утверждать, что
организация достигла всех поставленных перед нею целей. Тому есть и
объективные, и субъективные причины. Как отмечал Президент Ислам Каримов, у
каждого государства есть, прежде всего, свои интересы, и это естественно.
Иногда национальные интересы ставились выше общерегиональных, что являлось в
определенном смысле преградой при принятии организацией «Центральноазиатское
сотрудничество» решений, реализации достигнутых соглашений.
Несмотря на положительную оценку
происходящих процессов глобализации, члены организации ощутили на себе негативное
воздействие ее отдельных аспектов. Недопустимо внешнее вмешательство в ход
региональной интеграции, в происходящие здесь общественно-политические,
торгово-экономические процессы, в развитие событий.
На Санкт-Петербургском (Россия)
саммите 6 октября 2005г. организации «Центральноазиатское сотрудничество», с
учетом данной точки зрения, был подведен итог проделанной работы за прошедший
период. На заседании Совета глав государств в узком кругу президенты обсудили
вопросы политических, торгово-экономических, гуманитарно-культурных связей,
сотрудничества в укреплении безопасности и стабильности, обменялись мнениями по
проблемам международного значения.
Переговоры в расширенном составе в
основном были посвящены обсуждению вопросов развития торгово-экономических и
гуманитарно-культурных связей. Отмечалось, что межправительственная рабочая
группа составляет список террористических организаций и
религиозно-экстремистских группировок, а также их руководителей и членов.
Парламенты ведут работу по гармонизации национальных законодательств.
Президенты рассмотрели и утвердили проект концепции создания
Центральноазиатского общего рынка, представленный Советом национальных
координаторов.
В рамках организации стали доброй
традицией постоянные контакты руководителей парламентов, а также проведение
региональных бизнес-форумов деловых кругов. В Санкт - Петербурге было решено
активизировать эту работу, организовать форум представителей
гуманитарно-культурной сферы.
Нынешний саммит организации
«Центральноазиатское сотрудничество» стал поворотным в интеграционных процессах
в Евразии. По инициативе руководителя Узбекистана, в целях развития
экономической интеграции и содействия прогрессу на евразийском пространстве,
было принято решение о слиянии организации «Центральноазиатское сотрудничество»
с Евразийским экономическим сообществом /ЕврАзЭС/. Ислам Каримов, комментируя
это решение, отметил, что оно вызвано сегодняшними реалиями. Целесообразность
такого шага обусловлена нынешней ситуацией.
Объединение двух альянсов логично
напрашивалось уже давно. Организация «Центральноазиатское сотрудничество» за
короткий срок получила достаточное развитие. ЕврАзЭС также достигло
определенных успехов. Объективно оценивая, можно констатировать, что цели и
задачи данных организаций практически одинаковы. Нет особых различий и среди их
членов. В составе организации «Центральноазиатское сотрудничество» не была
Беларусь, а в ЕврАзЭС - Узбекистан. Новая структура даст возможность сэкономить
время, снять дублирование, сократить излишние организационные затраты.
Участники саммита поддержали инициативу Президента Ислама Каримова.
Было сообщено, что образование
новой структуры поддержала и Беларусь.
Санкт-Петербургский саммит
завершился с таким важным результатом. Необходимо отметить, что президенты
выразили удовлетворение достигнутыми договоренностями. Накопившие большой опыт
взаимного сотрудничества, государства избрали новый путь интеграционного
развития в регионе, занимающем огромное географическое пространство, обладающем
большими потенциалом и возможностями.
приложения № 18.
Ø Евразийское экономическое
сообщество (ЕврАзЭС)
·
Евразийское экономическое
сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, наделенная
функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих
в нее стран-основателей (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и
Таджикистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и
другими составляющими функционирования общего рынка.
Договор об учреждении Евразийского
экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице
Казахстана, Астане, президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России,
Таджикистана. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим
государствам был предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС – открытая организация. Ее
членом может стать любое государство, которое не только примет на себя
обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического
сообщества и других, действующих в рамках Сообщества, договоров по списку,
определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению
членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять.
Статус наблюдателя при ЕврАзЭС
может предоставляться государству или международной межгосударственной
(межправительственной) организации по их просьбе.
Наблюдатель имеет право
присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, выступать на этих
заседаниях с согласия председательствующего, получать, по мере необходимости,
открытые документы и решения, принимаемые органами ЕврАзЭС. Статус наблюдателя
не дает права голоса при принятии решений на заседаниях органов ЕврАзЭС и права
подписи документов органов ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС - организация, ставшая
правопреемницей Таможенного Союза, созданная в полном соответствии с принципами
ООН и нормами международного права.
ЕврАзЭС создано для эффективного
продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза
Единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в
мировую экономику и международную торговую систему.
Один из главных векторов
деятельности организации - обеспечение динамичного развития стран Сообщества
путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном
использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни
народов.
В число основных
задач Сообщества входит:
1. завершение оформления в полном
объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и
единой системы мер нетарифного регулирования;
2. установление общих правил
торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
3. введение унифицированного
порядка валютного регулирования и валютного контроля;
4. разработка и реализация
совместных программ социально-экономического развития;
5. создание равных условий для
производственной и предпринимательской деятельности;
6. формирование общего рынка
транспортных услуг и единой транспортной системы;
7. формирование общего
энергетического рынка;
8. создание равных условий для
доступа на рынки сторон иностранных инвестиций;
9. предоставление гражданам
государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи
на всей его территории;
10. сближение и гармонизация
национального законодательства.
К числу приоритетных направлений в
деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:
Транспорт – решение
проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур,
завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание
транснациональных транспортно-экспедиторских корпораций.
Энергетика – совместное
освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы
снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический
баланс.
Трудовая
миграция – социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования
и контроля миграции трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции
преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их
работодателями налогов.
Аграрно-промышленный
комплекс – согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС,
формирование единого продовольственного рынка стран Сообщества, сокращение
издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной
продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.
Организационная
структура ЕврАзЭС: К числу руководящих органов Сообщества относятся
Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея,
Суд Сообщества.
Межгосударственный совет - высший орган
Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и
правительств стран сообщества. В мае 2002 года председателем
Межгосударственного Совета избран Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Межгосударственный совет
рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами
государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития
интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач
ЕврАзЭС.
Межгосударственный Совет собирается
на уровне глав государств не реже одного раза в год (2002 г. – Москва, 2003 г.
– Душанбе), на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС
принимает решения консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для
выполнения во всех странах–членах Сообщества. Исполнение решений происходит
путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в
соответствии с национальным законодательством.
28 февраля 2003г. в Москве прошло
заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне премьер-министров. На
заседании обсуждались вопросы синхронизации законодательства стран-участниц
ЕврАзЭС в таможенной и налоговой областях. Стороны одобрили проведение любых
интеграционных инициатив в рамках СНГ, а также принципы создания единого
экономического пространства, подразумевающего выработку единых таможенных и
налоговых правил.
Интеграционный Комитет - постоянно
действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят
заместители глав правительств стран ЕврАзЭС. К числу основных задач
Интеграционного Комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС,
подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного Совета, а
также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых
межгосударственным Советом. Заседания Интеграционного Комитета проводятся не
реже четырех раз в год.
В Интеграционном Комитете решения
принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии
решений в Интеграционном Комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет
Сообщества. Россия имеет 40 голосов, Белоруссия и Казахстан - по 20, Киргизия и
Таджикистан - по 10.
Секретариат - на это структурное подразделение возложена задача
организации и информационно-техническое обеспечение работы Межгосударственного
Совета и Интеграционного Комитета. Секретариат возглавляет Генеральный
секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное
должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным Советом. В октябре
2001 года решением пяти президентов на эту должность был назначен Григорий
Рапота. Свою работу Секретариат осуществляет с 1 января 2002 года. Место
нахождения Секретариата - город Алма-Ата (Казахстан) и город Москва (Россия).
Комиссия постоянных представителей Главы государств,
входящих в Сообщество, назначает постоянных представителей при ЕврАзЭС.
Образованная ими Комиссия постоянных представителей предназначена для
обеспечения работы Сообщества в промежутках между заседаниями Интеграционного
комитета, а также рабочего взаимодействия между Сообществом и соответствующими
органами, ведомствами и организациями государств ЕВРАЗЭС.
Межпарламентская Ассамблея - орган
парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы
гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и
проведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в
целях реализации задач Сообщества.
Межпарламентская Ассамблея
формируется из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В ее
состав входят 28 парламентариев от России, по 14 – от Белоруссии и Казахстана,
по 7 от Киргизии и Таджикистана. Секретариат Межпарламентской Ассамблеи
размещается в Санкт-Петербурге (Россия).
Суд Сообщества обеспечивает единообразное
применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского
экономического сообщества и других, действующих в рамках Сообщества, договоров
и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривает также
споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам
реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках
Сообщества, дает по ним разъяснения и заключения. Местонахождение Суда
Сообщества – город Минск (Белоруссия).
приложения № 19.
Ø Ассоциация "Деловой совет
"ЕврАзЭС" (АДСЕ)
·
Создана в апреле 2002 года, по
инициативе Секретариата Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), с одобрения глав
пяти государств, входящих в ЕврАзЭС.
Государства-члены: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;
страны со статусом наблюдателя: Молдова и Украина. Учредителями Ассоциации
стали: Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз промышленников и
предпринимателей и Ассоциация Финансово-промышленных групп России.
Цели и задачи Ассоциации полностью
соответствуют принятым в рамках ЕврАзЭС политическим решениям, направленным на
формирование единого экономического пространства и создания благоприятных
условий для взаимовыгодного сотрудничества предприятий различных отраслей, на
восстановление хозяйственных связей родственных предприятий-партнеров, на
реальную интеграцию производителей и потребителей продукции, производимой на
территории евразийского пространства.
Главная цель Ассоциации –
всесторонняя помощь её членам, создание условий для стимулирования деловой
активности, обеспечения высокого статуса и защиты их интересов во
взаимоотношениях с органами государственной власти.
Основным механизмом реализации,
стоящих перед Ассоциацией задач, станут профессиональные гильдии и их
общественные советы, которые организационно объединяют родственные предприятия,
находящиеся на территории стран-членов ЕврАзЭС. Гильдии, состоящие из числа
предприятий-лидеров основных отраслей промышленности и сферы услуг, будут не
только аттестовывать своих членов, но и осуществлять конкретную работу в рамках
поставленных перед Ассоциацией задач.
В настоящее время создаются
представительства АДСЕ в государствах-членах ЕврАзЭС, и планируется открытие
филиалов Ассоциации в субъектах Российской Федерации. Началась активная работа
по формированию следующих гильдий: Транспортно-экспедиционной, Банковской,
Строительной, Нефтехимической, Металлургической и Машиностроительной.
Руководящим органом Ассоциации
является Координационный совет, в состав которого, помимо учредителей избраны
авторитетные хозяйственные руководители, представляющие все государства-члены
ЕврАзЭС.
Стать членом «Делового Совета
«ЕврАзЭС» может юридическое лицо, признающее её Устав и способное внести вклад
в реализацию целей и задач, стоящих перед Ассоциацией и её гильдиями.
приложения № 20.
Ø Экономический Форум ЕврАзЭС
·
Активное вхождение
государств-участников ЕврАзЭС в мировое экономическое сообщество, кардинальные
преобразования в экономической и социальной сферах, происходящие в странах
ЕврАзЭС, накопление на рубеже третьего тысячелетия целого ряда глобальных
проблем, решение которых возможно только совместными усилиями – таковы реалии
сегодняшнего дня. Все это определило необходимость создания системы постоянных
диалогов, поиска оптимальных путей, методов и средств проводимых
преобразований, координации совместных действий как на уровне исполнительной и
законодательной власти, так и деловых кругов, общественных организаций.
В качестве одного из важнейших
элементов такой системы по инициативе Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
учрежден Экономический форум ЕврАзЭС, который является формой сотрудничества
деловых и предпринимательских кругов.
Основные цели Форума:
1. широкий обмен информацией о ходе
экономических реформ, формировании нормативно-правовой базы для расширения
предпринимательской деятельности; возможностях и направлениях действий по
согласованному эффективному использованию природного,
производственно-технического, транспортно-энергетического и научно-технического
потенциала государств-членов ЕврАзЭС;
2. всемерная поддержка и содействие
реализации интеграционной стратегии государств и межгосударственных договоров и
соглашений, направленных на поэтапное формирование единого экономического
пространства, создание общего рынка товаров, услуг, труда и капитала;
3. содействие развитию и расширению
взаимовыгодных торговых и кооперационных связей между хозяйствующими субъектами
пяти государств, формированию межгосударственных финансово-промышленных групп,
совместных предприятий и производств;
4. привлечение внимания
правительств государств к проблеме интеграции в сфере реальной экономики, к
активному развитию согласованной политики и унификации в денежно-кредитной,
налоговой, ценовой, таможенной сферах и правил, упрощение платежно-расчетных
отношений и других.
Экономический форум содействует
расширению деловых связей, обмену опытом работы и информацией между
общественными и деловыми кругами и их общественными объединениями не только
пяти государств-членов Евразийского экономического сообщества, но и
государств-наблюдателей в ЕврАзЭС, других государств Содружества, будет
стремиться к активному сотрудничеству с международными экономическими
организациями.
В рамках Экономического форума
проводятся пленарные заседания, круглые столы, выставки, презентации
бизнес-планов компаний, деловые встречи и переговоры и другие. Итоги работы
очередной сессии Форума оформляются принятием рекомендаций круглых столов и
общей декларации Форума, в которых найдут отражение актуальные задачи
взаимовыгодного сотрудничества, требующие решения от исполнительной власти
государств и общественных объединений деловых кругов, а также меры по
расширению торгово-экономических связей.
Первый международный экономический
форум Евразийского экономического сообщества прошел в Москве с 19-20 февраля
2003 г. Главной целью форума явилось налаживание тесного диалога и четкого
взаимопонимания между властью и представителями бизнеса. На форуме обсуждались
перспективные предложения, в частности - об использовании для взаимных расчетов
российского рубля и введению к 2011 году единой наличной валюты стран ЕврАзЭС;
о решении таможенных проблем; создании зоны свободной торговли без пограничных
барьеров. Также на форуме были рассмотрены проблемы межгосударственных
транспортных коридоров и совместные энергетические проекты.
советы и комиссии:
·
Совет
руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
пограничным вопросам государств-членов Евразийского экономического сообщества
·
Совет министров
юстиции при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
агропромышленной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
энергетической политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет
руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности
при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет
руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг при
Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет
руководителей центральных (национальных) банков государств-участников Договора
об учреждении Евразийского экономического сообщества
·
Совет
руководителей налоговых служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Комиссия по
таможенно-тарифному и нетарифному регулированию при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС
·
Комиссии по
взаимодействию в области экспортного контроля при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС
·
Комиссии по
защите внутренних рынков государств-членов ЕврАзЭС при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС
·
Комиссия по
техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в
торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых
степенях и званиях при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
социальной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС
·
Совет по
финансово-экономической политике государств - членов Евразийского
экономического сообщества
приложения № 21.
Ø
Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС), The Shanghai Cooperation Organization
·
Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС), The Shanghai Cooperation Organization является межправительственной
международной организацией. Она была образована 15 июня 2001г. в Шанхае по
инициативе шести государств – Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан
и Узбекистан. Общая площадь территории государств-членов ШОС составляет 30 с лишним
млн. кв. км или три пятых от общей площади Евразийского континента. Численность
населения этих государств-1,455 млрд. человек или, примерно, четверть населения
всего мира. Рабочие языки: китайский и русский.
Органы ШОС:
1. Совет глав государств
является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и основные направления
деятельности организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего
устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и
международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные
международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год.
Председательствование на заседании Совета осуществляет государство-организатор
очередного заседания. Место проведения очередного заседания определяется, как
правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.
2. Совет глав правительств
(премьер-министров) принимает бюджет ШОС, рассматривает и решает основные
вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим, сферам развития
взаимодействия в рамках организации. Совет собирается на очередные заседания
один раз в год.
3. Совет министров иностранных дел
рассматривает и решает вопросы текущей деятельности организации, включая
подготовку заседания Совета глав государств, претворение в жизнь решений
организации и проведение консультаций в рамках организации по международным
проблемам. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания
Совета глав государств. Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных
дел государства-члена ШОС, на территории которого проводится очередное
заседание Совета глав государств. Председатель Совета министров иностранных дел
представляет организацию при осуществлении внешних контактов.
4. Совещания руководителей министерств
или ведомств проводятся для рассмотрения конкретных вопросов
развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. К настоящему
времени сформировался механизм проведения совещаний генеральных прокуроров,
министров обороны, министров экономики и торговли, министров коммуникаций,
министров культуры, а также совещаний руководителей правоохранительных органов
и ведомств по экстренному оказанию помощи пострадавшим от бедствий.
5. Совет национальных координаторов
осуществляет управление текущей деятельностью организации. Совет собирается на
заседания не реже трех раз в год. Председательствует в Совете национальный
координатор государства-члена организации, на территории которого будет
проводиться очередное заседание Совета глав государств. Председатель Совета
национальных координаторов по поручению председателя Совета министров
иностранных дел может представлять организацию при осуществлении внешних
контактов. Национальными координаторами назначаются в странах-членах ШОС, как
правило, должностные лица на уровне заместителя министра иностранных дел или
посла по особым поручениям.
6. Секретариат является
постоянно действующим административным органом ШОС. Место его расположения –
Пекин. Он официально задействован в январе 2004г. На секретариат возложены
организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС,
участие в разработке и проведении в жизнь документов всех органов в рамках
организации, подготовка предложений по ежегодному бюджету организации.
Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается
Советом глав государств. Исполнительный секретарь назначается из числа граждан
государств-членов ШОС на основе ротации, в порядке русского алфавита названий
государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.
7. Региональная антитеррористическая
структура. Главные ее функции заключаются в координации усилий
всех государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Региональная антитеррористическая структура состоит из Совета и Исполнительного
комитета. Совет, в состав которого входят руководители компетентных ведомств
государств-членов организации, представляет собой руководящий орган и обязан
принимать решения. Председатель Исполнительного комитета назначается Советом
глав государств. Место его расположения – Ташкент.
Из истории ШОС 26 апреля 1996г. в Шанхае состоялась встреча глав пяти стран — Китая,
России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, в результате которой было
подписано “Соглашение между Китайской Народной Республикой и Республикой
Казахстан, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой
Таджикистан об укреплении доверия в военной области в районе границы”. Она
рассматривается как первая встреча глав “Шанхайской пятерки”.
24 апреля 1997г. главы “Шанхайской
пятерки” встретились в Москве и подписали пятистороннее “Соглашение о взаимном
сокращении вооруженных сил в приграничных районах”.
3 июля 1998г. в Алма-Ате состоялась
третья встреча глав “пятерки”. Вместо президента России Б.Н. Ельцина, который
по болезни отсутствовал на встрече, в ней принял участие премьер-министр России
Е.М. Примаков. Во время встречи стороны обсудили вопросы, связанные с
региональной безопасностью и сотрудничеством. После ее окончания была подписана
“Совместное заявление участников Алма-Атинской встречи”.
С 24 по 26 августа 1999г. в Бишкеке
прошла 4-я встреча глав 5 стран: Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и
Таджикистана. В ходе встречи стороны обменялись мнениями по вопросам
международной обстановки, региональной безопасности и сотрудничества. По итогам
встречи было подписано “Бишкекская декларация глав государств Республики
Казахстан, Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской
Федерации и Республики Таджикистан”.
В ноябре 1999г. в Бишкеке состоялось
первое совещание глав правоохранительных структур государств-членов “Шанхайской
пятерки”.
В марте 2000г. в Астане состоялась
первая встреча министров обороны “Шанхайской пятерки”. На встрече министры
обороны пяти стран обсудили вопросы, связанные с региональной обстановкой и
сотрудничеством в военной области. По итогам встречи подписано совместное
коммюнике.
С 20 по 22 апреля 2000г. в Москве
состоялось второе совещание глав правоохранительных структур государств-членов
“Шанхайской пятерки”.
23 июня 2000г. в Бишкеке состоялось
первое заседание национальных координаторов государств-участников “Шанхайской
пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с окончательной подготовкой к
саммитам и встречам глав МИД “Шанхайской пятерки”. Стороны также обменялись
мнениями по системе взаимодействия национальных координаторов “Пятерки”.
4 июля 2000г. в Душанбе состоялась
встреча министров иностранных дел Китая, Таджикистана, России, Казахстана и
Киргизстана. Это была 1-я встреча министров иностранных дел в рамках
“Шанхайской пятерки”. В период встречи министры завершили окончательную
подготовку к душанбинской встрече глав государств 5 июля. Была официально
создана система регулярных встреч глав МИД и опубликовано совместное коммюнике.
5 июля 2000г. в Душанбе состоялась
пятая встреча глав “Шанхайской пятерки”. Президент Узбекистана Ислам Каримов в
первый раз принял участие во встрече в качестве наблюдателя. Стороны провели
расширенный обмен мнениями относительно обстановки в регионе и по международным
вопросам, представляющим общий интерес. По окончании встречи главы пяти стран
подписали “Душанбинскую декларацию”.
21 ноября 2000г. в Москве
состоялось совещание экспертов “Шанхайской пятерки” по вопросам Афганистана.
Это было первое совещание представителей внешнеполитических ведомств
“Шанхайской пятерки”.
18-19 декабря 2000г. в Москве
состоялось совещание военных ответственных лиц по иностранным делам “Шанхайской
пятерки”. На совещании стороны подвели итог работы 2000г. и приняли план
сотрудничества военных ведомств “Пятерки” на 2001 год.
10-12 января 2001г. в Пекине
состоялось третье заседание национальных координаторов “Шанхайской пятерки”.
Стороны рассмотрели вопросы, связанные с первоначальной подготовкой к
шанхайскому саммиту и первой встрече глав правительств и МИД “Шанхайской
пятерки”. Стороны также обменялись мнениями по совершенствованию системы
“Пятерки”.
19-го января 2001г. Узбекистан
сообщил китайской стороне, что президент Каримов примет участие в шанхайском
саммите, который состоится в 2001 г., и Республика Узбекистан готова
присоединиться к сотрудничеству “Шанхайской пятерки” в качестве равноправного
государства-участника.
14-15 февраля 2001г. в Бишкеке
состоялась встреча представители правоохранительных ведомств “Шанхайской
пятерки”. Во время встречи стороны обсудили вопросы, связанные с созданием
региональной структуры по борьбе против терроризма.
С 30-марта по 6 апреля 2001г.
координатор китайской стороны, помощник министра иностранных дел КНР Лю
Гучан соответственно в Узбекистане, Киргизстане, Таджикистане и Казахстане
провел встречи с коллегами. Стороны обменились мнениями по присоединению
Узбекистана к “Шанхайской пятерке”.
Со 2 по 7 апреля 2001г. в Пекине
состоялась рабочая встреча экспертов “Шанхайской пятерки”. Стороны достигли
единого мнения относительно соглашения по борьбе против регионального
терроризма, сепаратизма и экстремизма.
7 апреля 2001г. по инициативе
китайской стороны в Алма-Ате состоялось заседание национальных координаторов
“Шанхайской пятерки”. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с присоединением
Узбекистана к “Шанхайской пятерке”, и подготовкой к шанхайскому саммиту.
27 апреля 2001г. в Москве
состоялось четвертое заседание национальных координаторов “Шанхайской пятерки”.
Стороны рассмотрели вопросы, связанные с присоединением Узбекистана к
“Шанхайской пятерке”, временным положением о порядке деятельности Совета
национальных координаторов государств-участников и документами для шанхайского
саммита.
28-го апреля 2001 г. в Москве
состоялась вторая встреча глав МИД стран “Шанхайской пятерки”. Во время встречи
министры обменились мнениями по таким вопросам, как подготовка к шанхайскому
саммиту, международная и региональная обстановка. По итогам встречи были
подписаны “Совместное коммюнике” и “Совместное информационное сообщение”.
10-11 июня 2001г. в Пекине
состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов
государств-участников “Шанхайской пятерки”. В заседании приняли участие
координаторы от КНР, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и
заместитель министра иностранных дел Узбекистана. Стороны парафировали проекты
“Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества”, “Шанхайской
конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом” и Совместного
заявления глав государств-участников «Шанхайской пятерки» о принятии Республики
Узбекистан в число членов этой организации.
14-15 июня 2001г. в Шанхае
состоялся первый саммит глав государств-участников Шанхайской организации
сотрудничества. Главы Китая, России, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и
Узбекистана приняли участие в ряде неформальных встреч и формальных
мероприятий. Стороны подписали “Декларацию о создании Шанхайской организации
сотрудничества”, “Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом” и “Совместное заявление глав государств Республики Казахстан,
Китайской Народной Республики, Киргизской Республики, Российской Федерации,
Республики Таджикистан” и публиковали коммюнике по итогам этой встречи.
Председатель КНР Цзян Цзэминь провел двусторонние встречи соответственно с
главами пяти стран. Главы стран обменились мнениями по развитию двусторонних
отношений в новом столетии. Во время саммита министры МИД государств-участников
Шанхайской организации сотрудничества подписали “Временное положение о порядке
деятельности Совета национальных координаторов государств-участников”. Министры
обороны шести стран подписали “Совместное коммюнике”.
9-10 июля 2001г. в столице
Казахстана Астане состоялась первая рабочая встреча экспертов
государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Эксперты
рассмотрели вопросы, связанные с региональным торгово-экономическим
сотрудничеством.
20-21 августа 2001г. в Алма-Ате
состоялась вторая рабочая встреча экспертов государств-участников Шанхайской
организации сотрудничества. По итогам заседания подписан проект меморандума об
основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и
запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и
инвестиций.
С 13-го по 14-е сентября 2001г. в
Алма-Ате состоялась первая встреча глав правительств стран-участниц Шанхайской
организации сотрудничества. Главы правительств шести стран-участниц ШОС
обсудили вопросы, связанные с региональным торгово-экономическим
сотрудничеством и развитием ШОС, подписали меморандум об основных целях и
направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по
созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций, опубликовали
информационное сообщение. Главы правительств шести стран выразили глубочайшее
возмущение в связи с терактами, совершенными в США 11 сентября 2001г. и
заявили, что Шанхайская организация сотрудничества готова в тесной координации
со всеми государствами и международными организациями принимать эффективные
меры в целях бескомпромиссной борьбы по искоренению глобальной опасности,
исходящей от терроризма.
10-11 октября 2001г. в Бишкеке
состоялась срочная встреча представителей правоохранительных ведомств
стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Стороны рассмотрели
ситуацию в Афганистане и Средней Азии, обсудили вопросы, связанные с усилением
сотрудничества в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма и
опубликовали совместное заявление.
4-5 декабря 2001г. в Москве
состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов государств-участников
Шанхайской организации сотрудничеств. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с
вступлением в силу Хартии ШОС. Они также пришли к соглашению по механизмам и
принципам организации, связанным с принятием соответствующих мер в случае
экстренной необходимости. На заседании стороны также решили провести в начале
января 2002г. неофициальную встречу глав МИД шести стран, ускорить шаги
регионального экономического сотрудничества стран-участниц Шанхайской
организации сотрудничества и подготовку встреч глав министерств культуры и
ведомств по борьбе со стихийными бедствиями.
17-21 декабря 2001г. в Бишкеке
состоялась третья встреча экспертов стран-участниц Шанхайской организации
сотрудничества, посвященная созданию региональной структуры по борьбе против
терроризма. Во время встречи стороны рассмотрели проект соглашения о создании
региональной структуры по борьбе с терроризмом, и пришли к соглашению по
большинству статей данного проекта.
7 января 2002г. в Пекине состоялось
внеочередное совещание глав внешнеполитических ведомств стран-участниц ШОС.
Главы МИД 6 стран-членов ШОС рассмотрели ситуацию в Афганистане, проблемы
международного противодействия терроризму, борьбы против регионального
терроризма, сепаратизма и экстремизма, вопросы более глубокого выявления роли
ШОС и т.д. После совещания главы МИД стран ШОС подписали совместное заявление,
одобрили механизмы и принципы организации, связанные с принятием
соответствующих мер в случае экстренной необходимости.
С 29 по 31 января 2002г. в Москве
состоялась встреча экспертов государств-участников Шанхайской организации
сотрудничеств. Стороны рассмотрели вопросы, связанные с Хартией ШОС.
5-6 марта 2002г. в Москве
состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов
государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. На заседании были
рассмотрены вопросы подготовки к очередной встрече глав шести государств в июне
2002 года в Санкт-Петербурге и совещанию глав МИД государств-участников ШОС в
апреле в Москве. Стороны также согласились интенсифицировать работу над
проектом главного уставного документа ШОС.
22-23 апреля 2002г. в Москве
состоялось очередное заседание Совета национальных координаторов
государств-участников Шанхайской организации сотрудничеств. Стороны рассмотрели
вопросы, связанные с подготовкой к встрече глав шести государств в июне 2002г.
в Санкт-Петербурге и предстоящему совещанию глав МИД государств-участников ШОС
в Москве.
26 апреля 2002г. в Москве
состоялось совещание министров иностранных дел государств-участников Шанхайской
организации сотрудничества. Здесь главы МИД государств-участников обсудили
проблемы, связанные с подготовкой к июньскому саммиту организации в
Санкт-Петербурге, и подписали информационное коммюнике.
7 июля 2002г. была подписана
Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.
8 июля 2002г. было подписано
Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о
Региональной антитеррористической структуре. И 8 июля была подписана Хартия
Шанхайской организации сотрудничества.
В августе прошли встречи
национальных координаторов государств-участников ШОС.
11-го сентября 2002г. главы МИД
выступили с заявлением по случаю первой годовщины события 11 сентября 2001
года.
29 мая 2003г. в Кремле началось
официальное заседание глав государств Шанхайской организации сотрудничества.
Лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) заявили о
необходимости соблюдения норм международного права в борьбе с терроризмом.
Главы стран-участниц ШОС подтвердили "необходимость соблюдения и
выполнения основных целей и принципов Устава ООН и общепризнанных норм
международного права".
C 6 по 12 августа 2003г.
в Казахстане на базе полигона в Учарале (в Алма-атинской области) проводился
первый этап антитеррористических учений "Взаимодействие-2003" стран
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
23 сентября 2003г. в Пекинской
гостинице проводилась встреча в расширенном кругу глав правительств
стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/. Главы правительств
Китая, Казахстана, Киргизстана, России, Таджикистана и Узбекистана в
сопровождении представителей министерств и ведомств прибыли к месту встречи. По
итогам заседания было опубликовано совместное коммюнике.
10 октября 2005 года в Душанбе
начала свою работу заседание старших должностных лиц (СДЛ) государств-членов
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), отвечающих за внешнеэкономическую
и внешнеторговую деятельность.
Глава пресс-центра Министерства
экономики и торговли Таджикистана Гафур Расулов, участники заседания
намерены обсудить вопросы хода и механизмов реализации плана мероприятий по
выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества
государств-членов ШОС. Также намечается подписание итогового документа по
обсуждению предложений по Фонду развития ШОС, долгового Совета ШОС и механизма
межбанковского сотрудничества в рамках ШОС.
В Шанхайскую организацию
сотрудничества (ШОС) входят Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и
Узбекистан. Для участия в заседании приглашены высокие представители от
государств-наблюдателей при ШОС – Монголии, Индии, Ирана, Пакистана.
Очередной Саммит Шанхайской
организации сотрудничества начался 05.07.2005г. с заседания Совета глав
государств в узком кругу. В саммите принимали участие руководители Узбекистана,
России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Во время встречи обсуждалось
нынешнее положение дел и перспективы сотрудничества в рамках организации,
вопросы укрепления безопасности, расширения всестороннего
торгово-экономического партнерства.
Состоялся обмен мнениями по
основным направлениям деятельности ШОС - проблемам безопасности,
торгово-экономическим вопросам, по вопросам развития между
государствами-членами организации социально-культурного и научно-технического
сотрудничества, укрепления связей в сфере транспортных коммуникаций. Президенты
обсудили региональные и международные проблемы, вопросы повышения эффективности
совместной борьбы с таким злом, как терроризм, экстремизм и сепаратизм,
транснациональная организованная преступность, наркобизнес и незаконная
торговля оружием.
В ходе переговоров рассматривались
процесс реализации договоренностей, достигнутых на прошлогоднем Ташкентском
саммите организации, деятельность Региональной антитеррористической структуры в
столице Узбекистана, а также Секретариата в Пекине за минувший период.
Состоялся обмен мнениями по вопросам расширения связей в деле формирования
общего рынка Центральной Азии, всесторонней поддержки и стимулирования
торгово-экономических связей, использования водно-энергетических ресурсов,
освоения нефтегазовых месторождений, сотрудничества в сфере транспорта, науки и
техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма и экологии.
Обсуждались отчеты и предложения, подготовленные по итогам прошедших накануне
саммита заседаний Совета глав правительств ШОС, Совета министров иностранных
дел, Совета министров экономики и торговли, а также встреч секретарей советов
безопасности и национальных координаторов.
Лидеры государств обменялись также
мнениями по вопросам организации Фонда развития регионального сотрудничества
ШОС, Форума деловых кругов, обсудили пути сотрудничества в работе по
восстановлению Афганистана.
По итогам саммита была подписана
Декларация глав государств ШОС, принята Концепция сотрудничества
государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом,
утверждено Положение о постоянных представителях стран ШОС при Региональной
антитеррористической структуре.
На саммите подписаны решения о
придании статуса наблюдателей при ШОС Ирану, Пакистану и Индии. До этого статус
наблюдателя имела только Монголия.
Участие в деятельности Шанхайской
организации сотрудничества /ШОС/ является одним из важных направлений внешней
политики Узбекистана. Правительство республики уделяет большое внимание
вопросам расширения связей с государствами - членами этой организации в сфере
безопасности, торговли и экономики.
На московском саммите ШОС,
состоявшемся 29 мая 2003 года, было утверждено Положение о Совете глав
государств, Совете глав правительств, а также советах министров иностранных
дел, национальных координаторов, руководителей министерств и ведомств.
В январе 2004 года в Пекине
открылся Секретариат организации, в Ташкенте - Исполнительный комитет
Региональной антитеррористической структуры (РАТС). В сентябре того же года по
решению Совета глав правительств была разработана и утверждена долгосрочная
программа многостороннего сотрудничества в области торговли и экономики.
Налажены регулярные контакты между внешнеполитическими, экономическими,
торговыми ведомствами, советами безопасности стран-членов организации.
За минувший период ШОС превратилась
в эффективную организацию. Проделанная работа свидетельствует о ее высоком
авторитете и огромном потенциале.
Участие в ШОС открыло новые
возможности для экономической интеграции Узбекистана со странами - членами этой
организации. В частности, укрепление сотрудничества с такими государствами, как
Россия и Китай оказывает позитивное влияние на дальнейшее расширение связей с
регионами Европы и Юго-Восточной Азии. Нет сомнений, что использование в рамках
ШОС экономического потенциала этих стран, их возможностей в сфере транспортных
коммуникаций и инвестиций благоприятно скажется на Узбекистане.
Вместе с тем и Россия, и Китай
относятся к Узбекистану как к ведущему государству в Центральной Азии. Они
принимают во внимание тот факт, что Узбекистан играет особую роль в развитии
процессов интеграции в регионе, и высоко оценивают ее действия в рамках
организации.
Одно из важнейших направлений
деятельности ШОС - обеспечение безопасности. Узбекистан широко использует
возможности ШОС в данном направлении.
Образование Исполнительного
комитета РАТС ШОС создало благоприятные условия для регионального
сотрудничества в обеспечении мира и стабильности. Органы правопорядка и
безопасности Узбекистана контактируют со своими коллегами из стран-членов ШОС,
обмениваются информацией и опытом в решении существующих проблем. А то, что
Исполнительный комитет данной структуры расположен в Ташкенте, еще более
повысил статус нашей страны как активного участника борьбы против
международного терроризма.
Ташкентский саммит ШОС,
состоявшийся 17 июня 2004 года, явился важным этапом в деятельности
организации. На нем был принят ряд важных документов.
Во время этой встречи на высшем
уровне состоялся обмен мнениями по вопросам обеспечения региональной
безопасности и, в частности, стабилизации обстановки в Афганистане, совместного
восстановления его экономической инфраструктуры.
Не секрет, что сегодня
международный терроризм приобретает новые, более чудовищные формы. В частности,
возрастает опасность ядерного, биологического, электронного, химического
террора. Выявилась неразрывная связь терроризма и торговли наркотиками. Все эти
угрозы свидетельствуют о необходимости усиления совместных действий в рамках
ШОС.
Президент Ислам Каримов во время
встречи отметил, что нельзя ограничиваться только силовыми методами борьбы с
терроризмом, нужно решительно противостоять центрам, отравляющим сознание
людей, финансирующимся извне, и эта борьба должна включать политические,
социально-экономические критерии.
Действующий в Ташкенте с 1 января
2004 года Исполнительный комитет РАТС ШОС является структурой, координирующей
взаимодействие органов правопорядка и безопасности государств-членов в борьбе
против подобных угроз и обеспечивающей обмен оперативной информацией между
ними.
На очередном заседании Совета РАТС
ШОС, проходившем 30 марта 2005 года, отмечалось, что терроризм, сепаратизм и
экстремизм все еще представляют серьезную угрозу для стабильности и
безопасности государств - членов организации. Были приняты решения по вопросам
дальнейшего формирования необходимых правовых основ борьбы с ними.
ШОС призвана обеспечивать не только
безопасность, но и экономическое развитие региона. На заседании Совета глав
правительств, проходившем в сентябре 2003 года в Пекине, была подписана
программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества. В ней нашли
отражение задачи по развитию транспортной инфраструктуры, сферы энергетики,
охране окружающей среды и решению проблем питьевой воды.
Эти вопросы были ключевыми и на
ташкентском саммите. Стороны договорились о дальнейшем расширении торговых
отношений.
Ислам Каримов выдвинул на встрече
предложение о создании Центральноазиатского Общего рынка. Для стран нашего
региона, создавших Организацию Центральноазиатского Сотрудничества, особое
значение имеет углубление сотрудничества в рамках ШОС с такими государствами,
как Россия и Китай.
Ташкентский саммит прошел успешно.
По его итогам были подписаны Ташкентская декларация глав государств-членов ШОС,
Конвенция о полномочиях и иммунитетах ШОС, Соглашение о сотрудничестве против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ряд
документов, касающихся деятельности организации и ее органов.
Такого рода соглашения в рамках ШОС
служат дальнейшему укреплению безопасности Узбекистан, повышению эффективности
борьбы против международного терроризма, а также дальнейшему расширению
торгово-экономического сотрудничества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий