Функции
международного обмена информацией
Автор:
Мухаммад Аль-Бухари: “Doctor of
philosophy (ph. D)
in philology”- доктор философии в филологии (журналистика) по
рекомендации МГУ по теме диссертации: «Роль СМИ в развитии культуры и
образования» (1988г.); 11.04.2004
ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА
ИНФОРМАЦИЕЙ
Международный
Обмен Информацией (МОИ)
является одним из видов международных отношений. Возникновение и работа
Мои напрямую связано с созданием Лиги Наций. А после создания ООН и других
международных организаций МОИ был утвержден и получил признание.
В современной истории международные сотрудники
занимаются информационной работой и служат интересам международных организаций,
строго подчиняясь управлению этих международных организаций. Они сохраняют
нейтралитет в отношении членов международных
организаций, когда делают информационные заявления, коммюнике, в
публикации документов, чтении лекции или в своей работе в информационных
центрах международных организаций в разных странах мира.
Информационные центры ООН за рубежом
являются инструментом распространения планов мероприятий данной организации.
Генеральная ассамблея ООН 1 февраля 1946г. приняла резолюцию о создании
вспомогательной структуры при генеральном секретаре ООН. Структура, которая
помогла бы ему в работе, и состоит из восьми управлений, в число которых
входило и информационное управление. Решения данной резолюции также касались
создания информационных центров, вследствие чего такие центры были созданы в
Вашингтоне в 1946г. и в Москве 1947г. Их число постепенно увеличивалось в
разных столицах мира.
4 февраля 1952г. Генеральная ассамблея ООН
приняла решение № (6)595, содержащее требование к информационному управлению
ООН создать рабочую программу ООН в этом направлении с учетом региональных и
языковых особенностей. Решение поручило информационному управлению ООН создать
сеть информационных центров в разных странах мира для укрепления связей между
странами – членами ООН. Кроме того, было поручено также распространить и
разъяснить миссию ООН, информировать о ее мероприятиях и достижениях,
сосредоточиться на роли ООН в решении международных проблем, обеспечить
доступным информационным материалом из источников ООН, создать библиотеки ООН и
координировать работу со СМИ в тех столицах, где находятся центры.
Генеральная ассамблея ООН одобрила в 1962г.
программы ЮНЕСКО по оказанию помощи СМИ развивающихся стран. Это подтверждает
роль ООН в области международного обмена информацией, после того как ее
значение в оказании помощи СМИ было ограничено в тех государствах, которые
пострадали в результате второй мировой войны. Свободный поток информации, идей
и образования укрепился после Лондонского съезда ЮНЕСКО, который прошел с 1-16
ноября 1945г. в присутствии представителей 45-ти государств. В результате этого
совещания при ООН была создана организация ЮНЕСКО (UNESCO) по вопросам науки, культуры и
образования.
РОЛЬ
ЮНЕСКО В РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
ЮНЕСКО в конце 40-х годов 20 века изучало
технологии и учебные требования СМИ. С этой целью было направлено 29
специалистов в более чем 126 стран мира. Кроме того ЮНЕСКО занималось
перепиской с видными деятелями 31 страны. В результате этой переписки
организация пришла к заключению о необходимости аудиовизуальных средств,
решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым
государствам для развития СМИ этих государств и необходимости поддержать
свободу информации законодательством о СМИ во всех странах мира. ЮНЕСКО также
создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных
географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена
информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом – лауреатом Нобелевской
премии за мир. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15-ти языках мира
под названием «Разные голоса одного мира».
В докладе была детально изложена связь между
коммуникативным процессом и обществом, с исторической и современной точки
зрения. А также, в рамках международных отношений, был изучен доклад по
коммуникативному процессу в современном мире с точки зрения проблем профессиональной
журналистики и т.п.
В докладе, указана одна из таких проблем –
это монополия некоторых международных информационных агентств, при этом под
понятием монополия, рассматривается влияние этих информационных агентств на
поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме,
искажения содержания информационного материала и одностороннего направления
информации, которое не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд
принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более
справедливую и с возможностью служить миру, развитию прогресса во всем мире:
ü устранение
неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в
мире;
ü ликвидация
негативных последствий монополий и повышенной концентрации СМИ;
ü обеспечение
разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности
журналистов;
ü уважение
традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в
международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных
ценностей;
ü уважение
прав всех народов на участие в процессе международного обмена информацией на
основе сбалансирования взаимных интересов;
ü право
доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и
активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение
доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало много шума и
громких дебатов, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот
доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны
соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и
Великобритания, а также большинство международных информационных агентств
увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов.
Не смотря на все это, в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на
особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в
сущности, проблемой международного обмена информацией.
ЮНЕСКО
длительное время издавало ряд печатных изданий о свободе информации, о МОИ и
СМИ в мире.
В
1952г. ЮНЕСКО выпустила серию докладов «Отчеты и доклады о массовой
информации». И до 1970г. ЮНЕСКО выпустила более 600 докладов о СМИ в сельских
местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ в образовании, о подготовке журналистских
кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через
спутниковые связи.
В
1955г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению
мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе и мероприятий в
области информации.
Данная
комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных
странах мира.
ЮНЕСКО
оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских
кадров в разных странах мира, например:
Ø Международный
центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре
началась в 1957г.
Ø Международный
центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в
Киото в 1959г.
Ø Центр
исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для
подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров.
Ø Институт
массовой информации в Маниле, столице Филиппин.
Ø Институт
информации в Бейруте, столице Ливана.
Ø Институт
информации в Анкаре, столице Турции.
Ø Институт
информации в Нью-Дели, столице Индии.
В результате усилий ЮНЕСКО в 1959г. были
созданы
Ø международная
организация исследований массовой информации.
Ø Международный
совет кино и телевидения 1959г.
Ø Институт
исследования кино в Латинской Америке в
городе Мехико 1956г.
Ø Общество
преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии 1961г.
Ø Союз
африканских информационных агентств 1963г.
В
1959г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил
вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.
В
середине 60-х гг. 20 века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию
СМИ в целях образования. В 1964г. в Сенегале была принята шестилетняя
программа, направленная на использование аудиовизуальных и других средств
обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и
современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в
усилении эффективности своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в
помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных
СМИ и коммуникациям, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно
призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения
научной и культурной информации.
После распада социалистической системы и
бывшего Советского Союза перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи
новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и
интеграции в международную информационную систему в таком виде, который
обеспечил бы поток информации, и укрепил свободу информации в этих
государствах.
Сегодня ЮНЕСКО остается главной
международной правительственной организацией, которая может играть ощутимую
роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в 21
веке. Однако в результате революции в области коммуникации и информации,
которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу и глобализации ЮНЕСКО может
обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат
сегодня монополии над самыми современными средствами коммуникации и информации
в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического
влияния. Это обеспечит успех западной модели цивилизации и оставит национальную
культуру без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди
разных культур на земном шаре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий