Средства
коммуникации как источник международного обмена информацией
Средства
коммуникации как источник международного обмена информацией
Автор:
Мухаммад Аль-Бухари: “Doctor of philosophy (ph. D)
in philology”- доктор философии в
филологии (журналистика) по рекомендации МГУ по теме диссертации: «Роль СМИ в
развитии культуры и образования» (1988г.); 11.04.2004
Процесс коммуникации
Процесс коммуникации в международном обмене
информацией является группой средств, связанных между собой в целях достижения
реакции между людьми. Некоторые объясняют, что изменение понятий происходит
посредством языка или любого другого доступного средства. Цель процесса
коммуникации – произвести изменения в восприятии человека или группы людей,
которые вовлечены в процесс коммуникации.
Другими словами, процесс коммуникации чаще
всего обусловливается стремлением аудитории участвовать в восприятии информации
или в передаче идей, а также ее идеологических позиций.
В коммуникации этот процесс происходит путём
обмена мнений, выраженных понятиями. Слово является наиболее эффективным
средством коммуникации между объектом и субъектом. История науки о коммуникации
восходит к Аристотелю, который заложил основы науки того коммуникативного
процесса, который наблюдается и в наши дни, связь между оратором – субъектом и
массами – объектом.
Согласно этой теории, субъект должен
эффективно, то есть в убедительной форме подавать информацию, чтобы
воздействовать на массы. С точки зрения Аристотеля, коммуникация теряет эффект,
если речь субъекта непонятна и не воспринята объектом.
Линия связи между субъектом и объектом, по Аристотелю, включает в себя 3 следующие
составные: Оратор; Речь; Массы.
Аристотель
указывал, что оратор, то есть передатчик информации, должен чувствовать массы,
следить за ходом их мысли, знать их цели и принципы, а также внутренние
параметры и общественные законы, на основании которых массы воспринимают
информацию. Такое объяснение опирается на общественное положение аудитории и
связано с общественным воспитанием и ценностями данного общества.
Коммуникативная ситуация,
по мнению Ибн Халдуна, объясняется следующими положениями:
1)
Передатчик
информации – субъект. Субъект передает информацию с собственной точки зрения и
в большинстве случаев ошибается, так как не знает сущности информации.
2)
Корреспонденция.
Необходимо обсудить и определить, насколько она совпадает с реальными событиями
и обстоятельствами по сравнению с теми, которые передал субъект.
3)
Получатель
информации – объект. Ему предстоит уточнить степень правдоподобности и
достоверности информации, передаваемой субъектом, нравственность субъекта, его
моральное поведение и ценностные качества.
Очевидно, что мировоззрение
Аристотеля в области коммуникации более объективно и всеобъемлюще в отличие от
мировоззрения Ибн Халдуна, которое более идеалистично, но очень близко
современной этике коммуникации.
Существует ряд современных
теорий коммуникации. Например, теория Колина,
которая выражается в следующей последовательности:
1.
Субъект, передающий
информацию.
2.
Корреспонденция, для
переработки которой человек использует разум и психологические качества:
память, познание и внимание.
3.
Отражение и обратный
эффект, показывающие степень поглощения информации.
На этом круг коммуникации
замыкается.
Эта теория опирается на умственные
способности человека, которые есть стержень коммуникации.
Другой учёный Стивенсон связывал свою теорию коммуникации с явлением
удовольствия. Согласно этой теории, объект испытывает удовольствие оттого, что
читает, слушает или видит, особенно, если присутствуют музыкальные фрагменты,
что уменьшает информационное давление на субъект. Здесь прослеживается
несколько условий:
1)
Общественная
идеология связывает группы людей. Её цель – повысить степень восприятия
информации с общественной и культурной точек зрения;
2)
Корреспонденцию
нужно подать в том стиле, чтобы её развлекательный характер стимулировал
поддержку постоянного контакта объекта с источником информации;
3)
Объект имеет
возможность вступить в диалог с субъектом, опираясь на конкретные факты, а не,
например, предоставленные исполнительными органами материалы, из которых массы
не могут узнать источника передаваемой информации и, естественно, лишены
возможности убедиться в ее достоверности.
Теория Лазара Свилина объясняет коммуникативную ситуацию следующим
образом:
1.
Субъект–это тот, кто
готовит и передаёт материал.
2.
Корреспонденцию
субъект направляет к объекту через средства массовой информации.
3.
Объект–это
аудитория, которая не поддаётся прямому воздействию сразу. Для этого необходимо
повторение информации. Например, воспроизведение ее лидерами общественного
мнения, которые располагают доверием аудитории. Так, представление о лидерах
общественного мнения как важных источниках информации, было получено в
результате научных исследований, которые были проведены в сельской местности.
Лидер общественного мнения, это монополист средств коммуникации, формирующий
стиль и содержание корреспонденции в том виде, который отвечает вкусу
потребителей, то есть объекта.
Теория коммуникации Эсфероса рассматривает коммуникативный
процесс как общественное явление, которое действует внутри общества и связано с
другими общественными явлениями.
По мнению Эсфероса, данная
проблема – тема гуманная. Исходя из этого, суть этой теории состоит в
следующем:
1.
Субъект – общество;
2.
Корреспонденция
выражает мышление масс, их дух, потребности, убеждения;
3.
Объект – тоже
общество;
4.
Средства
коммуникации – радио, телевидение, газеты, а также трибуны, которые наравне с
политиками используют и массы для выражения своих требований. Трибуны доступны
всем и, таким образом, они не являются чьей-либо монополией.
Теория Вифера
и Шеннона определяет связь между субъектом и объектом так:
1)
Субъект – социолог,
который выбирает содержание корреспонденции, предназначенной для объекта. Здесь
субъекту часто приходится составлять корреспонденцию в таком виде, чтобы её
можно было передать через каналы коммуникации объекту.
2)
Корреспонденция
представляет собой, так называемые инструкции, которые социолог хочет передать
объекту, для чего используется эфир в качестве канала коммуникации.
3)
Объект – потребитель
корреспонденции. Он анализирует информацию и придаёт ей первоначальную форму.
Здесь основное место принадлежит способности мышления и восприятия объекта.
Теория Ходента разделяет коммуникативный процесс на семь составных:
1)
проблема
2)
субъект
3)
корреспонденция
4)
средства
5)
передатчик (в
некоторых случаях)
6)
средства приёма
7)
эффект.
Здесь возникает вопрос, насколько и каким
образом средства массовой информации удовлетворяют общественные потребности
человека.
Ответ заключается в том, что средства
распространения информации облегчают процесс двусторонней коммуникации. Это
значит, что средства массовой информации передают информацию о событиях,
имеющих общественную важность.
Человек не всегда поддерживает связь с
другими людьми и ввиду этого испытывает чувство одиночества и
неудовлетворенности. Недостаток общения с внешним миром нередко ведёт к
пессимизму, а радио и телевидение могут оказать услугу в преодолении
пессимистического настроя в том смысле, что особенность звука способна
преодолеть подобное психологическое состояние и в данном случае эффект радио
значительнее, по сравнению с телевидением.
Замечено, что большинство одиноких людей
придают особое значение средствам массовой информации как способу общения и это
общение проходит различные уровни адаптации, а средства массовой информации
компенсируют его путем удовлетворения потребности человека в коммуникации.
Человек, таким образом, посредством СМИ
может поддерживать связь с государственными и общественными деятелями,
принимать участие в обсуждении различных всевозможных проблем, поддерживать
диалог и по желанию прекращать его.
Удовлетворение потребностей при помощи СМИ
стало одним из важнейших элементов жизни современного человека.
Проблема адаптации сегодня связана с
вопросами: Что?; Как? и Почему?
Человек нуждается в адаптации для получения
информации, знаний и образования. Она обусловливает поведение человека, и он
через неё принимает конкретные решения для удовлетворения своих потребностей.
Итак, воздействие средств массовой информации на человека в этой области
значительно.
Соотношение между элементами коммуникации
можно охарактеризовать следующим образом:
1.
Источник – человек или группа людей.
Это важный фактор в коммуникации. Его цель –
изменение в процессе коммуникации и регулирование этого процесса. Иногда может
не хватать нужных и подходящих источников информации, профессионализма в
подготовке содержания информации. Если источником является конкретный человек,
необходимо учитывать его убеждения, отношение к своей работе, к аудитории, а
также учитывать содержание информационного материала, те информационные
средства, которыми он пользуется, если пользуется. Эти факторы влияют на
процесс коммуникации в обучении.
2.
Для того чтобы круг коммуникации замкнулся, необходимо ещё одно звено –
принимающий информацию субъект.
Если источником и её потребителем будет одно
лицо, то в данном случае он и объект, и субъект. Информация субъекта,
направленная к потребителю, важна, но не менее важна информация потребителя –
объекта. В случае негативного отношения объекта – потребителя к источнику –
процесс обучения теряет свою эффективность. В результате у объекта появляется
отношение к восприятию субъекта как, например, к трудным для чтения книгам или
другому трудно доступному учебному материалу. То есть он не в состоянии
принимать информацию субъекта. Восприятие информационного материала тоже
требует умения. Имея возможность принимать информацию, объект сам определяет
для себя важность чтения и слушания. Он не может рассуждать в постоянно
изменяющихся условиях обучения в процессе коммуникации.
3.
Корреспонденция, или информационный материал.
Содержание корреспонденции и его анализ
важный элемент в области коммуникации. Субъект может использовать ряд терминов
в качестве символов для определённых фрагментов информации. Это ведёт к
затруднению её понимания. Что в свою очередь ведёт к ослаблению процесса
коммуникации, например, в процессе обучения иностранному языку: если субъект не
учёл уровень знаний языка объекта, не разработал соответствующий метод
изложения и содержания материала, несомненно, что большая часть этой информации
не будет воспринята объектом независимо от формы и стиля коммуникации. Поэтому
субъект должен подавать материал в стиле, приемлемом для объекта. Весь материал
должен пересматриваться несколько раз для того, чтобы он был более эффективным.
4.
Между субъектом и объектом должен существовать определённый уровень общения.
Иногда источник не имеет ясной картины об
уровне восприятия объекта. Поэтому язык, примеры, стиль которые применяются в
процессе передачи информации, не всегда способствуют полному пониманию и
восприятию информации потребителем. В такой ситуации объект может воспринимать
информацию только посредством своего опыта и имеющейся у него информации
относительно данного материала.
В заключение нужно отметить, что средства
коммуникации являются основой основ для обмена идеями и информацией между
членами общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий