суббота, 23 ноября 2019 г.

Сирия как фактор политической трансформации Ближнего Востока

Сирия как фактор политической трансформации Ближнего Востока
Сирия как фактор политической трансформации Ближнего Востока


Абдуллаев Нодир Абдулхаевич, кандидат политических наук,
проректор ТГИВ

Аннотация:
В настоящий момент Ближний Восток остается одним из самых взрывоопасных регионов мира. Сегодня Сирия стала своего рода центром глобального политического кризиса. В данной статье исследуются политические предпосылки возникновения и развития региональной проблемы, раскрываются ее особенности, а также проведен анализ внешних факторов, которые оказывали и оказывают воздействие на эволюцию ближневосточной проблемы. Изучены предпосылки разрастания конфликтного потенциала и обострения борьбы за влияние на Ближнем Востоке. Рассматривается роль Сирии в рамках соперничества ведущих арабских стран и Ирана за региональное лидерство и сделаны выводы о целях, преследуемых ими на Ближнем Востоке. Исследуются вопросы становления внешнеполитической деятельности Сирии, анализируется влияние палестинского фактора на ее региональную политику, раскрывается позиция Сирии по ливанской проблеме. Анализируется ряд факторов, влияющих на эволюцию внешней политики Сирии в новой геополитической ситуации в регионе.

Ключевые слова: Ближний Восток, Сирия, сирийский кризис, сирийская позиция, мирный процесс, ведущие страны, факторы, конфликт, внешняя политика, сунниты, шииты.

Арабский мир переживает волну политических изменений и потрясений, которая привела к политической трансформации и стала первоосновой новых политических процессов в них. Новое политическое мышление, формирующееся в международных отношениях, требует переосмысления ранее существовавших принципов и подходов к решению конфликтных ситуаций. Экспертно-аналитические круги уделяют повышенное внимание происходящим политическим процессам на Ближнем Востоке. В этой связи, для востоковедов-политологов большой интерес представляет сирийская проблема, в которой наблюдаются серьезные изменения, обусловленные социально-политическими реалиями современного мира. Ближний Восток постоянно является ареной политического противостояния США и России. В нынешних условиях, когда в политической арене арабских стран укрепляется влияние России, имеющей свои стратегические интересы на Ближнем Востоке, военно-политические позиции стран региона качественно меняются. При этом следует отметить, что российский интерес к Сирии не только обусловлен политическими аспек­тами и факторами национальной безопасности, но имеет и экономический подтекст.
Особую актуальность приобретает реализация национальных интересов самих ближневосточных стран, в частности, Сирии, занимающей важное место в регионе как в политическом, так и военном отношениях. После обретения полномасштабной российской поддержки, во внешнеполитической деятельности САР произошли кардинальные изменения. Определенный интерес представляют анализы политического, экономического и военного развития Сирии, его место и роль в международных отношениях, взаимоотношение Сирии с соседними арабскими государствами, а также их эволюция. В настоящее время в условиях активизации политических процессов в регионе, имеется необходимость научного анализа истории внешней политики Сирии. В связи с этим исследование динамики развития внешней политики Сирии в ближневосточном регионе приобретает особую актуальность.
Сирия, была, одной из первых арабских страны, добившихся политической независимости. Однако дальнейшая история Сирии стала историей упорной борьбы за сохранение и упрочение политической независимости и достижение экономической самостоятельности, за демократию и социальный прогресс.
Так, американский исследователь Г.Фуллер, раскрывая отношение США к ближневосточному региону в целом, отмечает, что: “Ближний Восток для американцев представлял собой непримиримость национальных страстей, религиозное своеобразие и опасность политических взрывов”[1]. Другой американский исследователь Х.Кобан[2], анализируя политические процессы в регионе, основное внимание уделяет проблемам размещения сил в странах Ближнего Востока, развитию регионального конфликта и вмешательству в него зарубежных стран, а также применение Сирией различных политических и военных средств.
Происходящие события на Ближнем Востоке, обуславливают необходимость отказа внешних политических сил от традиционно применявшихся ими стратегий и технологий влияния. При всей приверженности традиционализму ведущие государства пытаются обеспечивать свои национальные интересы, изменяя форму и масштабы присутствия, балансируя между «жесткими» и «мягкими» средствами воздействия на ход политического процесса в регионе. Определяющее значение в контексте влияния на ближневосточный политический процесс имеют стратегии и технологии, реализуемые США. В течение длительного периода эта сверхдержава разрабатывала и реализовывала комплекс разнообразных технологий влияния применительно к особенностям политического процесса в зоне Залива. Для разрешения конфликтной ситуации, прогнозирования ее дальнейшего развития важнейшее значение приобретает изучение эволюции стратегий и технологий, используемых в отношении арабских стран. «Арабская весна» отразила глубинные трансформационные процессы, происходящие в современной системе международных отношений. Арабские волнения демонстрируют общую тенденцию на их маргинализацию, усложнение социального аспекта в контексте глобализации, что с особой остротой проявилось в условиях мирового кризиса. Иерархия ключевых игроков глобальной арены изменяется[3].
Несмотря на то, что причиной роста недовольства народных масс были накопившиеся в сирийском обществе такие внутренние противоречия как межконфессиональная напряженность, неудачные либе­ральные реформы, отчуж­дение между властью и народом, значительным фактором перерастания протестных выступлений в полномасштабную гражданскую войну, стало столк­новение интересов внешних факторов. Политическая борьба различных региональных и нерегио­нальных государств «подпитывает» вооруженное противостояние в стране и существенно затрудняет урегулирование сирийского конфликта. «Арабская весна» в Сирии способствовала повышению конфликтного потенциала и усиле­нию борьбы за влияние на Ближнем Востоке между Ираном, Саудовской Аравией и Турцией, став катализатором эскалации этнорелигиозной напряженности. Одной из основных причин вовлеченности региональных держав в сирийский конфликт стало обострение суннитско-шиитского противостояния на всей территории Ближнего Востока.
Исследовании, затрагивающих проблемы политического влияния глобальных и региональных факторов на ближневосточный политический процесс, достаточно велик. Прежде всего, следует отметить труды арабских авторов, представляющих политическую науку региона. Несмотря на доминирование в массиве арабской литературы исторических исследований, в нем присутствуют и аналитические работы политологического характера, содержащие попытки рассмотрения тех или иных политических процессов в системе и динамике региональных и глобальных отношений.
Большинство исследований американских историков и политологов, посвященных проблемам политических отношений на Ближнем Востоке, отличается охватом анализируемой тематики, наличием концептуальных подходов в оценке роли США и ведущих арабских стран. С другой стороны, эти работы также характеризуются политической ангажированностью, чрезвычайным субъективизмом в оценке роли США. В настоящее время в политической науке сформировались отдельные направление в рамках исследования проблематики внутрирегиональных политических отношений на Ближнем Востоке. Основными из них являются изучение стратегии и тактики США и России в регионе, исследование политики арабских стран.
Изучение внешней политики Сирии в контексте анализа ближневосточной проблемы позволяет адекватно оценить данный конфликт, выявить основные причины его возникновения, определить факторы и средства, влияющие на ход развития международных отношений на Ближнем Востоке в целом, и региональной политики САР, в частности.
Большие изменения, произошедшие на международной арене в начале 90-х годов ХХ века, привели к положительным сдвигам на пути урегулирования ближневосточной проблемы. Анализ факторов и средств, обуславливающих характер данной региональной проблемы, позволил определить, что между конфликтующими сторонами идеологические противоречия не играли решающей роли, поэтому стремление Сирии иметь хорошие отношения с бывшим СССР и воспользоваться его поддержкой преследовало в большей степени собственно национальные интересы. На основе анализа политических предпосылк и причин эволюции межгосударственных отношений в регионе выявляется наличие сложных разновекторных связей между конфликтующими сторонами. Такой анализ позволяет определить эволюцию межгосударственных отношений на Ближнем Востоке, как процесса, имеющего определенную позитивную направленность, в частности, ушедшая в прошлое блоковая ориентация ряда арабских стран.
Исходя из специфики ближневосточной проблемы пути обеспечения безопасности в регионе в целом можно обозначить в виде трех основных схем. Первая, привлечение ближневосточных стран в различные системы безопасности и военно-политические объединения, вторая, создание системы взаимных гарантий и “выборности” вариантов взаимосогласия, третья, создание универсальной системы региональной безопасности. Несмотря на привлекательность двух первых схем, создание системы коллективной безопасности в регионе имеет более позитивные перспективы, так как она учитывает интересы всех стран Ближнего Востока.
Анализ становления внешнеполитической доктрины САР в решении ближневосточной проблемы позволяет раскрыть активную роль вооруженных сил Сирии в выработке основных направлений ее внешнеполитической деятельности, что обусловлено рядом причин, вытекающих из особенностей военно-политической ситуации в самом регионе, способствующей объединению стратегических задач Сирии в политической и военной сферах. Это также отвечает интересам Сирии, направленным на обеспечение ее лидирующей позиции в регионе. Сирийская дипломатия основывается на идее, согласно которой создание системы безопасности в ближневосточном регионе должно учитывать разные уровни интересов – национальные, региональные, межарабские и международные. При этом, важное значение отводится выработке и укреплению продуманной единой позиции всех арабских стран по отношению к арабо-израильскому конфликту, что является определяющим условием построения многогранной системы региональной безопасности и в перспективе может укрепить политический авторитет САР в регионе.
Переговорные процессы различных уровней с участием государств, втянутых в ближневосточный конфликт, показывает, что данная проблема качественно меняется, сохраняя при этом свою приоритетность во внешней политике как Сирии, так и других арабских стран. В тоже время, политическое решение ближневосточной проблемы не полностью обеспечивается экономическими факторами. По мере того, как Ближний Восток поворачивается лицом к установлению мира, усиливается конкуренция между странами – посредниками, имеющими в этом регионе свои интересы.
Изучение перспектив развития мирных процессов на Ближнем Востоке позволяет определить, что судьба этих процессов зависит от позиции Израиля. Анализ сирийско-израильских отношений касательно ближневосточной проблемы показывает сложность установления нормальных взаимоотношений между этими странами, что обусловлено недоверием Сирии к часто меняющейся позиции Израиля.
Вместе с тем, наличие серьёзных разногласий между различными палестинскими группировками, различие их позиций по отношению ближневосточного урегулирования, рассматриваются как препятствия на пути достижения взаимопонимания между Сирией и палестинскими организациями.
Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке осложняется также существованием сирийско-ливанского противоречия. Исследование данной проблемы позволяет определить его как ситуацию, изначально имеющую многовекторную и многофакторную характеристику. Развитие политических процессов в Ливане, их сложность и противоречивость в 90-х годах ХХ века способствовали упрочению позиций Сирии в политической жизни Ливана. Прежде всего, события в Ливане не возникли по причине только внутриливанских проблем, это скорее всего является реакцией на ухудшение политической ситуации как в арабском мире, так и в международных отношениях. Стремление Сирии к установлению равновесия сил в Ливане отвечает ее геополитическим и стратегическим интересам.
В этой связи следует отметить, что одним из основных направлений внешней политики Сирии по отношению к Ливану является противодействие усилению позиций Израиля. Сирия имеет стратегическую цель, направленную на создание в Ливане благоприятной для себя “буферной зоны”. Вместе с тем, анализ политических процессов 90-х годов ХХ века позволил сделать вывод, что Сирия усиливает свое присутствие на переговорах по решению многовекторной и весьма сложной ближневосточной проблемы, где палестинский фактор играет одну из определяющих ролей.
Усиление разногласий между Сирией и Турцией подтверждает предположения Египта, Саудовская Аравии о том, что в регионе меняется геополитическое содержание международных отношений. Осложнение сирийско-турецких отношений показывает, что здесь переплетены интересы как самой Турции, так и других стран. Анализ противостояния Сирии и Турции позволил определить, что несмотря на призывы США все решить мирным путем, Соединенные Штаты неоднозначно относятся к вопросам безопасности Турции. В тоже время, Лига арабских государств стремится не допустить ущемления интересов Сирии. Тем не менее сохранение опасности со стороны Турции обусловлено еще и тем, что сирийско-турецкие проблемы в целом остаются нерешенными.
Изучение возможных вариантов решения данной проблемы позволяет определить, что имеются два важных момента, которые могли бы сблизить сирийско-турецкие позиции: во-первых, САР ни при каких условиях не поддержала бы создание Курдского государства; во-вторых, обе стороны, как Сирия, так и Турция в принципе не желают, чтобы имеющиеся между ними проблемы переросли в открытые и продолжительные военные столкновения.
Резюмируя, следует отметить, что наиболее важный принцип внешнеполитической деятельности Сирии на современном этапе заключается в том, что в новых геополитических условиях в регионе необходимо создание сильного арабского блока, выработка единой позиции арабских стран. Сирийская дипломатия исходит из того, что формирование системы региональной безопасности должно осуществляться как на уровне международных, так на уровне межарабских отношений, что усилит гарантии решения ближневосточной проблемы.
Прекращение гражданской войны в Сирии невозможно без урегулирования противоречий между Россией, США, Турцией, Израилем, Саудовской Аравией и Ираном. Прекращение боевых действий может реализован после налаживания политического диалога и взаимных уступок.
В Ближнем Востоке растет межгосударственная внешнеполитическая конкуренция между США и России. Просматривается значение и некоторое усиление “восточного” - российского фактора воздействия.
Возникновение новой геополитической ситуации в регионе еще более активизировало роль военного фактора в решении ближневосточной проблемы. Военные продолжают занимать важное место во внешнеполитической деятельности стран региона, в частности, Сирии. Одновременно сохраняются острые разногласия между самими арабскими странами. Это в большей степени выражается в различии и даже противоречии их позиций по различным проблемам в регионе. Сирийская дипломатия действует, исходя из того, что формирование системы региональной безопасности должно осуществляться по различным направлениям: национальным, региональным, международным, а также между самими арабскими странами, с учетом интересов всех сторон.

Литература:
1.                  Аватков В., Соколова Н. https://otherreferats.allbest.ru/international/ 00265197_0.html
2.                  Долгов Б.В. Демократия и исламизм в арабских странах (Алжир, Тунис, Египет). Элек.библиотека Музея антропологии и этнографии РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_04/978-5-02-025251-6/
3.                  Корольков Л. Меняющаяся геометрия ближневосточных раскладов//Международные процессы. 2015. Т. 13. №1. http://www.intertrends.ru/fortieth/Korol%27kov.pdf
4.                  Сапронова М. Становление новой государственности на Арабском Востоке. Международные процессы, Том 13, № 3, сс. 26-39DOI 10.17994/IT.2015.13.2.42.2
5.                  Али М.А. Соура Сурия, асбабаха ва қувваха ва малятаха = Сирийская революция, ее причины, движущие силы и результаты // Сирийский центр научных исследований. 2014. 26 авг. На араб. яз. http://www.syriasc.net/
6.                  Fuller G. The Middle East in US - Soviet Relations. // Middle East Journal. Vol. 44, No.3, Summer 1990, - P.417.
7.                  Berman I. Tightening the economic noose - curbing Iran's nuclear ambitions // Middle East Quarterly. 2013. Summer. http://www.ilanberman.com/ 10092/tightening-the-economic-noose
8.                  Cobban H. The Making of Modern Lebanon. – L.: Hutchinson, 1985



[1] Fuller G. The Middle East in US - Soviet Relations. // Middle East Journal. Vol. 44, No.3, Summer 1990, - P.417.
[2] Cobban H. The Making of Modern Lebanon. – L.: Hutchinson, 1985.
[3] Аватков В., Соколова Н. https://otherreferats.allbest.ru/international/00265197_0.html

Комментариев нет: