Национальное
телевидение Узбекистана состояние и перспективы развития
Национальное телевидение
Узбекистана: состояние и перспективы развития
Национальное
информационное агентство Узбекистана. 25.02.2019г. Подготовлено
совместно с пресс-центром МННО «Буюк Келажак», УзА
Телевидение
является самым популярным средством предоставления и потребления информации,
важным носителем рекламы. Сегодня в меняющемся мире перемены важны и для телевидения
Узбекистана.
Об этом в
интервью с продюсером и руководителем направления работы с «VIP & Media
Stars» крупнейшего в Европе и в странах СНГ медиа-холдинга России, экспертом
МННО «Буюк Келажак» Азизой Иргашевой.
- Азиза
Анваровна, каким, на ваш взгляд, должно быть национальное телевидение?
- В первую
очередь работа телевидения должна быть направлена исключительно во благо людей.
Основная же функция телевидения «давать» обществу информацию и развлекать. При
этом телевидение является не только источником новостей, но и главным
пропагандистом массовой культуры.
Структурно на
рынке должно быть место и государственной телекомпании, либо его формату в виде
общественного телевидения с подконтрольными государству, управленческими и
редакционными структурами. Должны развиваться и независимые телевещательные
компании, фактически не аффилированные с государством, компании, производящие
телевизионный контент.
С позиции
доставки сигнала, при переходе на DTT (цифровое телевидение), наиболее
популярными становятся спутниковая или кабельная платформы. Большие перспективы
имеет и IPTV - телевидение по протоколу интернета, мировой объем которого, по
данным исследования Grand View Research, прогнозируется в размере 117,07
миллиарда долларов к 2025 году. В ближайшие семь лет показатель совокупного
темпа роста составит 13,7 процента, причем самым быстрым рост будет в Латинской
Америке - среднегодовой темп до 2025 года составит 21 процент. По количеству
абонентов крупнейшим регионом будет Азиатско-Тихоокеанский. Его рост составит
более 8 процентов за этот период.
Эксперты в
телеиндустрии отмечают, что развитию IPTV способствуют совершенствование инфраструктуры
интернет-доступа и трансформация провайдеров в мультисервисные цифровые
платформы. Кроме того, положительно сказывается сотрудничество операторов и
производителей телевизоров. В некоторых странах также принимаются
законодательные меры для выхода новых игроков на рынок.
- Почему в
Узбекистане не хватает хороших и критически мыслящих журналистов? Что нужно для
этого сделать?
- Средства
массовой информации играют важную, но неоднозначную роль в жизни общества. С
одной стороны, они распространяют информацию и тем самым делают общество более
осведомленным, а с другой, в определенной степени они манипулируют сознанием
человека. Существует несколько концепций, которые описывают влияние современных
СМИ на общество. Это -
Концепция
«волшебной пули» - материалы телеканалов, радиостанций, газет, журналов и
других СМИ реализуют свои цели, так как аудитория их пассивна, ее мышление не
является критическим,
Концепция
«подкожной инъекции» - определяет то, что любая информация как бы внедряется в
сознание людей и заставляет их действовать соответствующе,
Концепция
«пустого сосуда» - впитала в себя все догмы, которые распространяют СМИ.
Во многом
неоднозначная роль СМИ в конкретном обществе имеет отношение к месту,
занимаемому ими в политической системе. Недаром прессу называют четвертой
властью, инструментом контроля по принципу «сказал - сделал».
Узбекистан
сегодня по-новому открывается миру и, как следствие, меняется и система
подготовки журналистов, методы их работы, возможности излагать свободно свои
мысли. Необходимо введение «технологии преемственности подготовки журналистов»,
а именно от получения навыка основ журналистики в школьных газетах и
специализированных внешкольных кружках до получения в последующем приоритетного
права на поступление на факультет журналистики и последующее гарантированное
обеспечение рабочим местом в СМИ.
- Как
повысить рейтинги телеканалов?
- Рейтинги на
телевидение появляются в результате многочисленных сложных измерений, в основе
которых система, формирующаяся как результат договоренностей основных
участников, заинтересованных в проведении исследований и получении их
результатов. Участниками телеизмерений являются телеканалы и их владельцы;
рекламные агентства и рекламодатели; Sales-houses – компании,
использующие результаты измерений для управления продажами рекламы; отраслевые
организации (индустриальные комитеты, ассоциации), осуществляющие
контрольные, посреднические или медиаторские функции; измеритель –
организация, которая проводит исследования, отвечает за качество и достоверность
предоставляемых данных.
Данные,
предоставляемые измерителем, являются основой для формирования единой
«валюты» на рынке телевизионной рекламы. Валюту формируют показатели, к
основным из которых относятся рейтинг телевизионного события (TVR), совокупный
рейтинг (GRP), стоимость одного процента рейтинга канала (СРР). Современная
концепция «валюты» на рынке телеизмерений предполагает, что рекламодатель в
первую очередь покупает не время, а аудиторию. Соответственно, есть только один
способ повышения рейтинга телевизионного канала, это высокое качество контента
и его конкурентоспособность на рынке.
- Нужны
ли нам все имеющиеся 13 телеканалов системы Национальной телерадиокомпании
Узбекистана? Как оптимизировать и повысить их привлекательность?
- На
сегодняшний день, общемировая тенденция развития государственного телевидения
следующая:
·резко
сокращается доля государственного или общественного вещания в общих объемах
телепросмотра до 40–50 процентов;
·практически
не создаются крупные государственные и негосударственные телекомпании,
расщепляются телемонстры, они делятся также на телевидение и радио. Так
произошло во Франции с ОРТФ, в Финляндии с Yleisradio (Юлейсрадио);
·растет число
коммерческих телевизионных структур.
Бояться или
удивляться этой общей мировой тенденции сокращения государственных каналов и
увеличения коммерческих (не государственных) не следует: во многих средствах
массовой информации крупный капитал имеет свои доли, что создает разнообразие
мнений и оценок в обществе, избравшем путь демократического развития.
Тренд к
реорганизации государственного телевидения присутствует практически во всем
мире, например, в большинстве стран Европы признают, что государственные
телеканалы для общества играют важную роль, так как они:
·обслуживают
все слои населения от детей до пенсионеров, в то время, как коммерческие
обслуживают в основном массовую аудиторию и, как правило, не делают передач для
детей, социально не защищенных;
·защищают и
развивают национальную культуру, традиции, преследуют просветительские цели;
·объединяют
народы вокруг центральной власти и единой национальной идеи.
Повысить
привлекательность государственных телеканалов в условиях жесткой конкуренции
можно лишь наличием высококачественного, востребованного телеаудиторией контента.
- Как
государству следует содержать телеканалы? Каким образом перейти на
самофинансирование телеканалов?
- Телевидение
в целом существует за счет трех основных источников финансирования. Первым и
основным является реклама. Второй источник доходов формируется за счет
государственных финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку телеканалов. Кроме
того, государство субсидирует доставку телевизионного сигнала на малонаселенные
территории, обеспечивая доступ к информации. Важную поддержку государство
осуществляет при производстве социально значимых телепрограмм. Наконец, третий
источник – это телезрители. В настоящее время в Узбекистане существенная
нагрузка на содержание государственных телевизионных каналов ложится на
государственный бюджет, так как реклама пока не дает соответствующих доходов, а
платное телевидение еще не развито на должном уровне.
Что касается
перехода на модель самофинансирования государственных телеканалов, то здесь
необходимы экономический расчет и определения востребованности среди
телевизионной аудитории перспектив работы конкретного государственного
телевизионного канала. Только рейтинги и социальная значимость для страны того
или иного государственного канала покажут, есть ли необходимость его содержать
или надо закрыть.
- Чего
не хватает в национальном телевидении?
- На мой
взгляд, катастрофически мало собственного, оригинального и качественного
контента, то есть фильмов, сериалов, развлекательных и информационных программ.
С точки зрения творческой концепции, очень много однотипного, необходимо более
четкая дифференциация направленности телевизионных каналов. Это должен быть или
развлекательный, или информационный, или образовательный, или еще какой-то
канал. На рынке Узбекистана также пока отсутствуют крупные производители
собственного телевизионного контента, которые могли бы тесно сотрудничать с
телевещательными компаниями.
Еще одним
фактором, сдерживающим развитие телевизионного рынка, является достаточно либеральное
отношение к соблюдению авторских прав. Необходимо ужесточить меры
ответственности за нарушения в области интеллектуальной собственности. Кроме
того, важным фактором, тормозящим развитие телевидения в Узбекистане, является
очень низкая цена за единицу рекламного времени. Рынок телевизионной рекламы в
стране оценивается до 40 миллионов долларов США, объем рекламных затрат на душу
населения – всего в 0,5-0,7 доллара. Из 20 крупнейших мировых рекламодателей на
медиарынке страны присутствуют только шесть компаний. Для сравнения: в России и
Казахстане их по 16, а в Украине – 12. Среди причин недостаточного интереса
рекламодателей к телевидению Узбекистана – качество контента и законодательные
ограничения. По закону на час эфира должно приходиться не более шести минут
рекламы, в то время как в США – не более 16 минут, в Китае – 12 минут, в
Казахстане, России и странах Европы — по девять минут.
- Как
развита телеиндустрия в Российской Федерации?
- По данным
из открытых, общедоступных источников, в настоящее время телевидение в России
делится на государственное и коммерческое. Государственное телевидение
представлено полугосударственным акционерным обществом «Первый канал»,
государственным предприятием «Всероссийская государственная телерадиокомпания»,
объединяющая каналы «Россия-1», «Россия-К» и «Россия-24», частично
государственным (через мэрию Москвы) акционерным обществом «ТВ Центр», и
акционерным обществом, принадлежащем государственной корпорации НТВ, через
холдинг «Газпром-медиа» в нее входят ТНТ, ТВ-3 и другие каналы. Единственная
коммерческая информационно-развлекательная телекомпания, имеющая
общефедеральные эфирные телеканалы – РЕН ТВ, через «Национальную Медиа Группу»
связан с «Пятым каналом». Существуют также ряд информационно-развлекательных телеканалов,
не имеющих эфирных аналоговых федеральных телеканалов – коммерческие «Дождь» и
РБК и межгосударственная телерадиокомпания «Мир» и Общественное телевидение
России «ОТР» (вещают только через спутниковое, кабельное, цифровое телевидение,
IPTV и интернет, либо через аналоговое эфирное телевидение только в некоторых
регионах). Крупнейшая коммерческая развлекательная телекомпания – СТС.
Телевизионное вещание осуществляется через эфирное, как аналоговое, так и
цифровое, а также спутниковое, кабельное телевидение, IPTV и интернет.
- Какой
должна быть система менеджмента телеканалов?
- Современная
система менеджмента в телевизионной индустрии – это целостный комплекс сложных
управленческих действий, которые направленны на высокую производительность и
получение максимальной прибыли за счет обеспечения конкурентоспособности
телевизионной продукции и эффективности управления телеканалом в целом.
Система
менеджмента на телевидении должна включать в себя весь комплекс управленческих
направлений, который при правильной координации способен стать единым
оптимизированным механизмом. Он включает в себя: финансовый менеджмент –
управление финансовыми ресурсами; инвестиционный менеджмент – управление
инвестиционной деятельностью в различных масштабах; стратегический менеджмент –
сферами ответственности являются развитие телеканала, постановка целей,
реализация стратегий; информационный менеджмент; инновационный менеджмент;
маркетинг; управление проектами, которое в свою очередь включает в себя
управление персоналом, проектированием, качеством; риск-менеджмент;
экологический менеджмент; креативный менеджмент; менеджмент качества.
Телевизионный
менеджмент в своей повседневной деятельности использует все те же
управленческие инструменты, что и любой бизнес, но все же отличается тем, что
во главу угла ставится креативно-творческая составляющая.
-
Почему мы увлекаемся корейскими и турецкими сериалами?
- Телевидение – одна из деталей
жизни современного человека. Сегодня оно окружает нас повсюду: в транспорте, на
улице, на работе, в местах отдыха. Но самое главное, оно присутствует в наших
домах. Оказываясь дома, многие люди сразу же включают этот «чудо-аппарат» или
же интернет с целью продолжить смотреть или найти какой-либо интересный
телесериал. Человек может этого не замечать, но, просматривая телесериалы, с
течением времени он все сильнее погружается в мир других людей – любимых
персонажей. Человек реагирует не на национальную принадлежность сериала
(турецкий он, американский или корейский), а на общечеловеческие ценности в них:
на любовь, дружбу, предательство, измену, интриги. Одним словом, реагирует на
качественно произведенный телевизионный продукт.
- Обсуждается возможность передачи
региональных телеканалов системы Национальной телерадиокомпании Узбекистана
хокимиятом. Насколько это будет эффективно?
- На мой взгляд, прежде чем
принимать подобное важное решение в масштабах всей страны, необходимо на одном
небольшом «пилотном проекте» посмотреть, насколько это будет эффективно.
Необходимо смоделировать ситуацию, после чего время и рейтинги покажут,
правильное ли это управленческое решение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий