суббота, 1 ноября 2014 г.

Тема № 9. Международный обмен информацией, как одна из функций международных организаций


Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Тема № 9.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ, КАК ОДНА МЗ ФУНКЦИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Вопросы:
9.1- Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций.
9.2- Международный обмен информацией и международное взаимопонимание.
9.3- Проблемы международного обмена информацией.
9.1- Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Эта функция характерно отличается от работы и деятельности этих организаций в международном сообществе. Дискуссии, которые происходят в рамках этих организаций на конгрессах, конференциях, международных встречах разных уровней, содержат информационный материал, среди их публикаций можно найти отчёты, книги, журналы, информационные бюллетени, статистические бюллетени, видеофильмы, переписку, что в целом является международной информацией.
Эта информация частично или полностью публикуется в средствах массовой информации и коммуникации многих стран мира. А бедные государства, не имеющие средств внешней информации, используют форумы и трибуны международных организаций, чтобы заявить свои документы для публикации в зарубежных средствах массовой информации и коммуникации.
Проблема международного обмена информацией, коммуникации, свободного потока информации, мирного сотрудничества между народами была и является проблемой номер один, которая обсуждается в ООН со дня её появления. После Второй Мировой войны было подписано несколько резолюций, созвано несколько конгрессов, международных встреч для обсуждения проблемы международного обмена информацией.
ООН выпустила целый ряд отчётов и международных документов по этой проблеме. Она сыграла огромную роль в оказании помощи бедным странам для создания их собственных средств массовой информации и коммуникации. Генеральная Ассамблея ООН обсудила различные проблемы, которые до сих пор являются главными в международном обмене информацией. Предметом обсуждения стало, например, толкование свободной информации и тех прав, которые являются результатом свободы информации на международном уровне. Или свободный поток информации и преодоление всех барьеров, которые мешают коммуникации и международному обмену информации, утверждение эфира радио и телепередач. Создано несколько соглашений, о гражданских и политических правах человека и его права на выражение мысли. Существует резолюция о положении иностранных корреспондентов в тех странах, где их принимают. Особенно во время кризисов. Отношение к ним базируется на добром намерении государств и людей.
Устав ООН осуждает, подготовку или агитацию к войне. Согласно международному праву подготовка к войне или её объявление является преступлением против человечества и угрозой миру. Сюда входят все пропагандистские мероприятия, которые подготавливают почву к агрессии, сеют ненависть среди народов, распространяют неправильную или искажённую информацию для оправдания своих агрессивных действий.
В ноябре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, где осуждаются все виды пропаганды, несущие угрозу для мира, и призывает всех членов ООН принять необходимые меры по ограничению и противостоянию подобным призывам. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН был обсуждён проект международной этики журналистов «International Code of Ethics for Information Personnel», а также проекты, связанные с пропагандой коммерческой рекламы. В них говорится, что реклама необходима, однако она является одним из факторов, отрицательно влияющих на вкусы потребителей. Некоторые даже считают рекламу угрозой для воспитания человека. Это проявляется в навязывании народам одной страны понятий другого государства. То есть, через рекламу одно государство влияет на другое.
Эти проблемы особенно остро стоят перед развивающимися странами. Например, проблема ненужного подражания развитым странам без учёта реальности и первостепенных проблем развивающихся стран.
ЮНЕСКО в рамках упрощения международного обмена информацией старается развить все виды сотрудничества: культурное, научное, образовательное и информационное, участвуя в укреплении мирного сотрудничества между странами. Ассамблея международной организации по культуре, просвещению и науке ЮНЕСКО обсуждала проблему свободного потока информации и приняла резолюцию от 4.11.1966 года «Декларацию об основных принципах международного сотрудничества» «Declaration on the Principles of International Cooperation». 7 статья Декларации провозгласила следующее:
«Широкое распространение идей и знаний, основанных на свободном обмене и обсуждении, является необходимым для творческой деятельности, поиска правды и развития личности. В культурном сотрудничестве большое значение придается идеям и ценностям, ведущим к созданию атмосферы дружбы и мира. Никакая враждебность не допустима в отношениях и выражении мнений. Все усилия должны быть направлены на предоставление и распространение достоверной информации».
Данная декларация подтверждает существование угрозы для малых и бедных стран. Этой угрозой является культурная, политическая и информационная экспансия крупных государств. И эта опасность может превратиться в жизненную угрозу для развивающихся и бедных стран, если богатые державы будут использовать неравенство в процессе международного обмена информацией или использовать обмен агрессивно в свою пользу, так как они имеют огромные учреждения средств массовой информации и коммуникации, которые распространены во всех странах мира.
ООН добавила к обсуждению проблемы международного обмена информацией выполнение информационных функций через выпуск печатной продукции на международных языках, которые используются этой организацией. Кроме того, ООН создала ряд своих представительств в разных странах мира, а также государств–соседей. Например, представительство ООН в Бангкоке, столице Таиланда, охватывает также Камбоджу, Лаос, Малайзию, Сингапур и Вьетнам. А представительство ООН в Каире, столице Египта, охватывает Саудовскую Аравию и Йемен, представительство ООН в Женеве, столице Швейцарии, охватывает Испанию, Португалию, Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и Венгрию.
За последнее время объём информации, выпускаемой ООН, а также её специализированными организациями, значительно возрос. Создалась такая ситуация, когда обрабатывать информацию стало очень трудно, несмотря на использование самой современной технологии для распространения и хранения этой информации, так называемый, информационный взрыв.
К специализированным организациям по международному обмену информацией относятся:
- Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) World Intellectual Property Organization (WIPO) смотр. приложения № 1.
- Всемирный Почтовый Союз (ВПС) Universal Postal Union (UPU) смотр. приложения № 2.
- Международная Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь International Maritime Satellite Organization (INMARSAT) смотр. приложения № 3.
- Международная Организация Радиовещания И Телевидения (МОРТ) Organization Internationale de Radio diffusion et Television (OIRT) смотр. приложения № 4.
- Международная Организация Электронной Коммуникации Через Спутниковую Связь (ИНТЕЛСАТ) International Telecommunications Satellite Organization (INTELSAT) смотр. приложения № 5.
 - Международный Союз Электросвязи (МСЭ) International Telecommunication Union (ITU) смотр. приложения № 6.
- Организация Объединенных Наций По Вопросам Образования, Науки И Культуры (ЮНЕСКО) United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) смотр. приложения № 7.
- Международная Организация Журналистов (МОЖ) International Organization of Journalists (IOJ) смотр. приложения № 8.
Региональные организации тоже выполняют свои функции через средства массовой информации и коммуникации, передают информацию о своих встречах, конференциях, специальных мероприятиях, объясняют свою точку зрения на региональные и международные проблемы. К таким региональным организациям относятся:
- Азиатско–Тихоокеанский Совет (АЗПАК) Asian and Pacific Council (ASPAC) смотр. приложения № 9.
- Ассоциация Государств Юго–Восточной Азии (АСЕАН) Association of South East Asian Nations (ASEAN) смотр. приложения № 10.
- Карибское Сообщество. Caribbean Community (CARICOM) смотр. приложения № 11.
- Лига Арабских Государств (ЛАГ) League of Arab States. смотр. приложения № 12.
- Организация Африканского Единства Organization of African Unity (OAU) смотр. приложения № 13.
- Организация Исламской Конференции. Organization of the Islamic Conference OIC. смотр. приложения № 14.
- Содружество Независимых Государств /СНГ/. смотр. приложения № 15.
- Экономический Союз республик центральной Азии. смотр. приложения № 16.
- Организация «Центрально-азиатское сотрудничество» (ЦАС) смотр. приложения № 17.
- Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) смотр. приложения № 18.
- Ассоциация "Деловой совет "ЕврАзЭС" (АДСЕ) смотр. приложения № 19.
- Экономический Форум ЕврАзЭС. смотр. приложения № 20.
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), The Shanghai Cooperation Organization. смотр. приложения № 21.
Международный обмен информацией является одной из функций этих региональных и международных организаций, но он ограничивается их уставом и всегда обсуждается. На обсуждение может быть оказано влияние со стороны членов объединений, а также со стороны крупных государств, то есть решение организаций не конечное. Эти объединения не государственные (Supranational), но созданы по инициативе стран-членов этих международных организаций.
Задача международного обмена информацией, как одной из функций международных организаций – это участие в поддержке мирного сотрудничества и взаимопонимания между народами, поддержка и распространение знаний в интересах человека и общества, использование всего этого через средства и технологии современной коммуникации и средств массовой информации.
9.2- Международный обмен информацией и международное взаимопонимание. Лучшим средством для международного взаимопонимания является международный обмен информацией, который точен и логичен в обзоре событий, и дает правдивый и всесторонний анализ, не терпящий искажения, и стремится излагать только факты.
Эта идеальная картина создаётся сама собой, когда речь заходит о международном мире, взаимопонимании и обсуждении противостояния во всех видах. Противостояние заменяется переговорами в решении местных, региональных и международных проблем, а его участники стремятся учитывать общечеловеческие интересы. Такой подход можно встретить в текстах ряда международных законов, если они приведены в практическое исполнение, или в трудах философов на протяжении многих веков, где говорится о проблеме международного взаимопонимания и сотрудничества между народами. Но международные отношения и различные общественные явления характеризуются динамичностью и быстрым изменением. То, что сегодня является лишь идеалом, завтра станет реальностью. Например, то, что было нереальным до распада СССР и социалистического лагеря, которым СССР руководил, сегодня после их быстрого и неожиданного распада и окончания холодной войны между Востоком и Западом стало реальностью.
Сегодня в мире говорят на 2800 языках и диалектах, что затрудняет международное взаимопонимание и требует больших расходов на синхронный или письменный перевод на международных конгрессах, встречах или в средствах массовой информации и коммуникации, которые предназначены для граждан зарубежных стран. Поэтому международный союз ЭСПЕРАНТО (Universlle L'Association I'Esperanto) является как бы смесью европейских языков, особенно французского, английского, испанского и немецкого. Этот союз стремится к распространению языка эсперанто. Он организовал обучение, используя международные отношения для достижения культурного сотрудничества и сближения между народами. Несмотря на то, что ЮНЕСКО признало эсперанто как средство интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами, и, несмотря на поддержку глав ряда государств, учёных-языковедов, членов научных академий, институтов, профессоров университетов, писателей, художников, артистов, журналистов, среди которых ряд лауреатов Нобелевской премии, этот язык не смог получить задуманного распространения.
Мы видим, что крупные державы заинтересованы в распространении своих языков на международном уровне, в результате политики силы и колонизации в мире. Самыми распространёнными в мире стали языки стран колонизаторов. Несмотря на уменьшение колонизации во второй половине XX века, преодоление наследия колонизаторов в независимых государствах налицо, в том числе использование этих языков в целях научного, технического и культурного прогресса. Очевидно, что молодёжь многих стран стремится к изучению языков ведущих стран мира, что помогает им в учёбе и научных исследованиях, способствует использованию современных средств коммуникаций, взаимопониманию между народами и международному обмену информацией.
В случае не соблюдения последовательности подачи фактов, их искажения, когда тема освещается в интересах государств распространяющих информацию, в случае намеренного искажения информации в пользу одной из сторон, участвующих в конфликте международный обмен информацией является одним из тормозящих факторов в международном взаимопонимании. Таким образом, создаётся манипуляция мышлением человека, использование его в своих интересах.
Необъективная информация освещает факты с одной стороны, лишает человека возможности получить правдивое изложение фактов и событий и стать их очевидцем. Таким образом, международный обмен информацией является одним из средств проведения внешней политики в государствах в совокупности с другими инструментами внешней политики. Поэтому при обмене информацией важна объективность, последовательность, не искаженность подаваемых фактов. Это является одной из важнейших задач во внешней политике некоторых государств. Однако многие страны по–разному используют свои экономические возможности и научно–технический прогресс, прибегая для этих целей к источникам информации.
Развитые страны управляют крупными телеграфными агентствами, которые монополизировали распространение информации во всём мире. Добавим сюда радио и теле станции, международные компьютерные сети, распространённые на международной арене газеты и журналы, современные средства коммуникации, сеть спутниковой связи, через которую мы имеем возможность моментально, передать и получить любую информацию без каких–либо ограничений из любой точки земного шара. Научно-технологическое развитие в области коммуникации дало возможность средствам массовой информации и коммуникации стать очень опасным оружием в руках развитых и богатых стран и с их помощью оказывать влияние на общественное мнение.
Особенно в случае использования средств массовой информации и коммуникации для разжигания религиозных, национальных и этнических конфликтов. И это вместо того, чтобы призывать к миру, сотрудничеству и взаимопониманию между народами, осуждать все проявления экстремизма и служить общечеловеческим интересам и прогрессу.
9.2- Проблемы международного обмена информацией
А – Политические препятствия в процессе международного обмена информацией. В последние годы XX века заметно возросла роль средств массовой информации и коммуникации, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные являются их потребителями.
Внешняя политика различных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое взаимовлияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно в развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ. Политические, экономические и идеологические проблемы разных стран разнятся, а в результате международного обмена информацией становятся сложными и оказывают взаимовлияние. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы средств массовой информации и коммуникации, направленных за рубеж.
Международные средства массовой информации и коммуникации в процессе международного обмена информацией стремятся служить конкретной политике и в большинстве своём соответствуют политике и требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что, в основном, эти средства противостоят конкретной политической проблеме и поддерживают те направления, которые содействуют проведению внешней политики государства, иногда эти направления отходят от последовательности и точности в изложении фактов. Но эти средства массовой информации и коммуникации имеют большой успех в убеждении аудитории. Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию этих средств массовой информации и коммуникации, становятся на их сторону в обсуждении проблем. Но факты говорят иначе. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой этого государства. Это создаёт противнику благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости своих позиций.
После распада социалистической системы и СССР и окончания холодной войны между Востоком и Западом и частичного улучшения международных отношений, идеологическая борьба, которая длилась долгое время, была ослаблена и видоизменена, то есть приняла вид укрепления демократии, улучшения международной атмосферы и борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. За это ответственны определённые силы, направляющие и контролирующие поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда боролись друг против друга за присвоение себе инициативы в направлении ударов в информационных кампаниях, ослабло. Это привело к быстрому развитию технологии коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными средствами массовой информации и коммуникации, является отсутствие связи между внешней политикой государства и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время конфронтаций, время от времени возникающих между ними.
Когда же средства массовой информации и коммуникации направляют свои усилия для подготовки международного общественного мнения по какой–либо проблеме, то они вынуждены принимать позиции, часто не совпадающие с региональным общественным мнением. Это является сложной проблемой для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровне.
Глобальное развитие современных средств коммуникации, средств массовой информации перешагнуло расстояние, географические границы, языковые, культурные и цивилизованные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна для человека, находящегося на большом расстоянии от его эпицентра. Таким образом, государства сумели использовать все эти средства как некую силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможным с распространением средств массовой информации и коммуникации по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами массовой коммуникации, кто направляет международные средства массовой информации и коммуникации, принимает решения, как оформить и подать информацию, в том виде, в каком им это выгодно.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессе международного обмена информацией требуют у специалистов средств массовой информации и коммуникации хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в международном обмене информацией, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для средств массовой информации и коммуникации границ не существует.
Б – Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией. Международный обмен информацией играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культуры, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но средства массовой информации и коммуникации сегодня подчинены власти капитала, который укрепляет экономические, промышленные и коммерческие корни и требует огромных инвестиций. На средства массовой информации и коммуникации налагается государственная монополия или монополия нескольких государств сразу. В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и средств массовой информации в мире, которые стали монополией стран–производителей. В то же время они недоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и исследований.
Поэтому мы видим, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве, оставил свой отпечаток на развитии средств коммуникации и современных средств массовой информации. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные телеграфные агентства, спутниковые радио и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти средства массовой информации и коммуникации являются основным источником информирования в мире.
Огромные промышленные инвестиции в области средств коммуникации централизованы в развитых странах. В то же время развивающиеся страны являются потребителями информации развитых стран, через импорт и международные экономические проекты помощи, что создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами-импортёрами. Потому, что источники приобретения этих технологий разные. И страны-потребители технологий не готовы к их использованию. А это требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процесс получения международной информации и её распространение сами по себе очень дорогостоящи. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство отличает бедные и богатые государства. Но, как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в электронных средствах массовой коммуникации, теле и радиостанциях.
Немало проблем из-за нехватки средств, связанных с использованием странами международных сетей, телеканалов через спутниковую связь. Отсюда видно, что технологический прогресс базируется на возможностях богатых и крупных государств, которых в международном обществе единицы. Только эти страны могут финансировать огромные проекты по производству технологий и необходимых средств коммуникации для средств массовой информации и коммуникации. Это позволяет им, так или иначе, влиять на менее развитые страны.
Как известно, средства массовой информации и коммуникации в любой стране мира, опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс международного обмена информацией отражает информацию ведущих развитых государств, а также менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Крупные государства, такие как США, Англия, Франция, и в меньшей степени Россия и другие развитые страны, держат монополию на международные средства массовой информации и коммуникации. Это даёт им возможность подавать информацию исходя из своей точки зрения, то есть, международный обмен информацией является односторонним.
В информационных материалах, средства массовой информации и коммуникации опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой государства. Например, Юнайтед Пресс, Ассошейтед Пресс, международный канал Си–Эн–Эн, международная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, которой владеет США, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС влияют на международную политику, благодаря своему политическому и экономическому потенциалу. Поэтому информация этих агентств является первичной и решающей, влияет на процесс международного обмена информацией, направляет его в своих интересах и в интересах своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран знают о своей стране намного меньше, чем о таких развитых странах, имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними, потому что получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним на их родном языке из развитых государств.
С одной стороны, развитые страны выпускают всё необходимое для информационного производства от аудио и видеомагнитофонов, телекамер до типографской техники и бумаги для них, а также высокотехнологичную вычислительную технику, приборы для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они выпускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио и телепередачи, кино и видеофильмы, и вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут производить эти информационные материалы, технику и в некоторых случаях устанавливают большие таможенные пошлины на импорт информационной техники из-за рубежа, и даже налог на бумагу. Это происходит из-за трудного экономического положения в развивающихся странах.
Отсюда видно, насколько международный обмен информацией находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации. В процессе международного обмена информацией развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной для их аудитории информации. Они даже не имеют возможности выпускать ежедневно хотя бы одну газету, которая отражала бы их интересы. То есть, они оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации, естественно, что аудитория этих государств получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.
В – Особенности международного обмена информацией. Маршал Маклюэн говорил, что содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется средствами массовой информации и коммуникации, потому, что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, напрямую взаимосвязаны и влияют на средства массовой информации и коммуникации. Средства массовой информации и коммуникации, которые общество использует или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационной средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные средства являются продолжением чувств человека, телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, а микрофон – слуховые, электронно-вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.
Современные средства массовой информации и коммуникации (в качестве увеличителя способностей и чувств) открывают перед человеком новые возможности, но в то же время представляют для него угрозу, потому, что способность человека чувствовать, проникать в далёкое и недоступное, делает его доступным для общества. Чувства можно использовать и оказывать на них влияние. Для преодоления этой угрозы Маклюэн указывает на важность максимального информирования людей с помощью средств массовой информации и коммуникации. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их возможное влияние.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологические изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, вместо того, чтобы противостоять им, как некоторые иногда делают.
Одна из проблем, стоящих перед процессом международного обмена информацией, – это обстоятельства окружающие человека. В разных государствах они различны, равно как и в регионах, внутри одного государства, поэтому важно, чтобы специалисты средств массовой информации и коммуникации и журналисты могли умело владеть этой информацией. Эти знания легко получить в отношении к внутренней информации и более трудно в отношении международной, где обстоятельства и языки разнятся в странах, регионах и континентах.
С расширением и развитием средств массовой информации и коммуникации мир стал похож на международную деревню. Этому способствовало немало факторов:
- развитие средств коммуникации;
- эмиграция населения;
- поток туристов;
- проживание граждан различных стран в других государствах с целью получения образования или работы.
Повышение объёма, скорости и разновидности корреспонденции и наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту, международные компьютерные сети, развитие радио и телеканалов, распространение спутниковой связи.
Более тесное соприкосновение с развитыми народами и породили культурное и общественное изменение. Появились новые ценности, не игравшие такой роли, как ранее.
Специалисты в области средств массовой информации и коммуникации и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных компаний, направленных как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия аудиторией информации, чтобы её реакция не противоречила целям информационной компании. Работники средства массовой информации и коммуникации должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Г – Монополия в международном обмене информацией. Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся к различным объединениям. Несмотря на значительный прогресс в области средства массовой информации и коммуникации во многих странах основным источником информации остаются всё те же 5 информационных агентств: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс, Франц Пресс и ИТАР–ТАСС. Это притом, что отечественные агентства прилагают все усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои агентства.
Монополия связана с концентрацией процесса международного обмена информацией и вышеуказанными политическими и экономическими проблемами. В результате монополии получается, что небольшое количество стран являются источником международной информации для подавляющего большинства.
Освещая исторические факты, видно, что французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter), немецкое телеграфное агентство Вулф (Wolff), разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был продукт колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Пруссией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть. То есть они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества между собой и для извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию увеличилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на несколько сфер влияния, с правом работы каждого агентства. На основании этого германское телеграфное агентство Вулф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В это время телеграфное агентство Вены было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Средней и Южной Америке. А также совместно с телеграфным агентством Рейтер, которое имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи, Хавас распространяло своё вещание на Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Associated Press) было менее значительным участником этой международной монополии. Оно получило право действовать только внутри США.
А российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency), получало информацию через германское телеграфное агентство Вулф.
Хотя американское телеграфное агентство после его реконструкции стало полноправным членом этой монополии, впервые десятилетия XX века оно не могло конкурировать с остальными агентствами. Это агентство отказало южноамериканским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа было соглашение о монополии.
Но эта монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии, и стало сильным конкурентом Ассошейтед Пресс на международном информационном рынке, в частности в Южной Америке. В связи с этим международная монополия дала некоторые преимущества Ассошейтед Пресс как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30-х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошейтед Пресс нарушило соглашения о международной монополии и внедрилось в информационный рынок Японии, который был сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Вулф поддерживали внешнюю политику своей страны. В результате этой конфронтации, международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве своих национальных интересов.
Вместо Хавас появилось агентство Франс Пресс (AFP), как видное международное телеграфное агентство, а британское Рейтер и американское Ассошейтед Пресс продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после Второй Мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС, которое после распада СССР это агентство превратилось в ИТАР–ТАСС, принципиально отличающийся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что кроме распространения в районах монополии, в процессе международного обмена информацией, международные средства массовой информации и коммуникации стараются передавать и распространять политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Эта проблема до сих пор является существенной и нежелательной для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться этими материалами, и продолжают оставаться субъектами влияния.
Это объясняет стремление развивающихся и малоразвитых стран создавать региональные и международные блоки для создания сильных средств массовой информации и коммуникации, которые бы избавили эти страны от международной монополии в средствах массовой информации и коммуникации в приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация телеграфных агентств стран Неприсоединения, которая объединяет государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права предотвращает международную монополию, ослабляет её влияние на поток информации. И хотя на эту ассоциацию были возложены большие надежды, она не смогла противостоять основным пяти международным телеграфным агентствам или изменить ход международной информации. Информация продолжала поступать с севера на юг.
Д – Влияние международного обмена информацией на принятие решений. Средства массовой информации и коммуникации оказывают большое влияние на массы, особенно на политической арене, поэтому возникла необходимость изучить влияние средств массовой информации и коммуникации на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения не стремится занять это положение и не считает себя лидером. Но лидеров отличают несколько особенностей:
1. Они представляют какую–либо фракцию, на которую имеют влияние;
2. Они являются лидерами в меру своей компетентности;
3. Они отличаются от других представителей своей фракции и являются наиболее заметными субъектами средств массовой информации и коммуникации;
4. Они более других общаются с лидерами других групп;
5. Всегда находятся в центре событий.
Таким образом, средства массовой информации и коммуникации сами определяют, какую информацию следует опубликовать, а какую нет, в зависимости от ситуации.
Средства массовой информации и коммуникации играют роль передатчика информации от лиц, проектирующих политику к массам.
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Это происходит в основном в развивающихся и слабо развитых странах. Средства массовой информации и коммуникации используют для укрепления конкретных политических целей, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно в развитых странах, рассматривают средства массовой информации и коммуникации и общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что средства массовой информации и коммуникации правдиво отражают общественное мнение и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения принимают решения о том, публиковать тот или иной материал или нет.
Международный обмен информацией оказывает влияние на внешнюю политику государства, конкретных политических лидеров. Так как они принимают решения исходя, из этой информации. Вот почему международный обмен информацией играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, которые принимают жизненно важные решения, изучают все источники международной информации до принятия решения, равно как и дипломатические источники, и источники органов безопасности государства.
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь между международным обменом информации и процессом принятия политических решений.
Информационные исследования, проведённые в США журналом «Public Opinion Quarterly», показали, какие средства массовой информации и коммуникации используют ведущие политические и экономические лидеры США в качестве источника для принятия решений и выполнения различных политических и экономических решений. В исследовании приняли участие 545 человек, среди которых – лидеры основных групп общества: промышленные производители - 8; непромышленные производители - 3; мультимиллионеры - 9; председатели профсоюзов -  8; члены американского конгресса  - 8; высшие должностные лица гражданской службы -  4; официальные лица политических партий -  1; лидеры благотворительных обществ - 3; работники прессы  - 5,
Лидеры из не основных секторов общества: сотрудники Белого дома - 6; академики, в основном экономисты -  5; остальные -  5; Всего -  45.
Это исследование показало, что к самым читаемым американским газетам и журналам относятся «The New York Timеs»; «The Wall Street Journal»; «The Washington Post»; «The Washington Star»; «The New –York Post»; «The Chicago Tribune».
А к наиболее регулярно читаемым газетам и журналам относятся:  «Time»; «Newsweek»;  «The New York Times»;  «Magazine»;  «U.S.News and World Report».
В процентном соотношении это выглядит так: «World Street Journal» читают - Промышленные работники 84%; Мультимиллионеры 65%; Конгрессмены 31%. «The Washington Post»  Конгрессмены 82%. «The Newsweek» - Работники прессы 81%; Конгрессмены 68%; Промышленные работники 59%; Лидеры политических партий 53%; Высшие должностные лица гражданской службы 40%. «The New York Time Magazine»  - работники прессы 78%; Промышленные работники 46%; высшие должностные лица гражданской службы 40%; Конгрессмены 30%; лидеры политических партий 23%. «Time» - Сотрудники и работники прессы 76%; Работники промышленности 70%; Конгрессмены 66%; лидеры политических партий высшие должностные лица 58%; гражданской службы 36%. «U.S.News and World Report»  Конгрессмены 70%; лидеры политических партий 65%; Промышленные работники 50%; Должностные лица гражданские службы 30%; работники прессы 24%.. «The NewYork Times»  Конгрессмены 67%; Промышленные работники 64%; Мультимиллионеры 54%. «Business Week» - Работники промышленности 63%; лидеры политических партий 26%; Должностные лица гражданской службы 21%; Конгрессмены 20%; сотрудники прессы 19%. «The Life» - сотрудники прессы 61%; Конгрессмены 48%; лидеры политических партий 42%; работники промышленности 33%; Должностные лица гражданской службы 25%. «The Washington Star»  – Конгрессмены 58%. «Journalism» - Сотрудники прессы 58%; Председатели благотворительных фондов 5%; Председатели профсоюзов 3%; высшие должностные лица гражданской службы 2%. «The Foreign Affairs» - сотрудники прессы 22%; Конгрессмены 16%; лидеры политических партий 14%; Председатели благотворительных фондов 14%.
В результате этих исследований стало ясно, какие общественные слои читают прессу регулярно, но с различным процентным соотношением, колебание составляет от 84% до 2%. Самая читаемая газета среди конгрессменов – «The Washington Post » – 82%, а наименее читаемая – «The World Street Journal» – 31%, самый читаемый журнал « The U. S. News and World Report – 70%, а самый мало читаемый – «The Foreign Affairs» – 16%.

Отсюда видно, что конгрессмены предпочитают газеты журналам. Среди сотрудников прессы наоборот, больше читают журналы. Необходимо подчеркнуть, что изучение специфики чтения и обзора мнений общественных лидеров, анализ материалов, которые они используют при этом, помогает специалистам в проектировании информационной политики. При этом повышается эффективность средств массовой информации и коммуникации, как одного из факторов проведения официальной политики государства.

Комментариев нет: