понедельник, 3 ноября 2014 г.

Тема № 11. Международная информационная безопасность


Формы и методы мониторинга СМИ и Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)
Тема № 11.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Вопросы:

11.1- Прогресс в информационно–технологической сфере.
11.2- Глобальная информационная структура.
11.1- Прогресс в информационно–технологической сфере. Прогресс в информационно–технологической сфере наряду с объективными благами, которые он уже дал человечеству, и еще большими, ожидаемыми в будущем, создал принципиально новые потенциальные угрозы использования достижений в этой области в целях, несовместимых с задачами поддержания международной стабильности.
Проблема информационной безопасности как таковая основываться на уже фактически сформировавшейся фундаментальной зависимости всех сфер жизнедеятельности общества и государства – экономики, политики, науки, культуры, обеспечения национальной и международной безопасности, нормального обмена информацией, надежного функционирования информационных и телекоммуникационных систем, технологий и средств.
Увеличение за счет новейших информационных технологий и средств воздействия на индивидуальное и общественное сознание и без того огромного мирового военного потенциала, причем в первую очередь высокоразвитых стран, ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, внесению дополнительной напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, появлению новых сфер конфронтации.
Для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования общественным сознанием для информационной, политической, экономической, культурной и военной экспансии, применяя не ограниченный пока никакими положениями международного права вид оружия – информационный.
Страны, не способные пока создать собственные средства информационного воздействия, начинают проявлять интерес к закупкам таких средств у стран, становящихся тем самым пролиферантами новых видов вооружений. К этому процессу уже подключились политические группировки, «новый» оружейный бизнес, а наряду с ними – террористические и криминальные организации и группы. Таким образом, прогресс в информационных технологиях, так же, как и ранее в ядерных, чреват новым витком гонки вооружений, который вновь отвлечет огромные ресурсы от целей мирного созидания.
11.2- Глобальная информационная структура. В условиях масштабности, жизненно важной значимости и одновременно уязвимости складывающейся глобальной информационной структуры применение информационного оружия как средства ведения широкомасштабных войн может вызвать последствия, вполне сравнимые по силе своего воздействия на критически важные структуры с «традиционным» оружием массового уничтожения (ОМУ). Не случайно в бюджетах некоторых ведущих стран расходы на информационную безопасность предусматриваются в одном пакете с ассигнованиями на защиту от применения ОМУ.
Но война с применением информационного оружия в отличие от «классических» видов ОМУ может носить и внутренний характер. Это оружие как нельзя лучше подходит для применения в гражданских целях, в борьбе за власть, в сепаратистских и межнациональных конфликтах. К сожалению, мы уже имеем и такие примеры. Не менее реальна угроза воздействия на информационные структуры в террористических и криминальных целях, результаты которого в этих условиях также могут иметь катастрофический характер.
Именно в осознании этого – основной итог принятия 54–й сессией Генеральной ассамблеи 1 декабря 1999 года резолюции 54/49.
Естественно, к этому пониманию государства-члены ООН пришли не сразу, и во многом этот процесс был ускорен благодаря активности дипломатии. Пройденный путь отмечен следующими вехами.
Май 1996 года – Международная конференция по глобальному информационному сообществу в Мидранде (ЮАР). Спонтанно поднятый вопрос о назревающем «новом вызове» порождает неожиданно бурную реакцию. Проблема оказалась не только интересной, но как выяснилось, практически созревшей для обсуждения. Стало ясно – ее надо выносить на переговорный уровень.
В ходе подготовки встречи президентов России и США в сентябре 1998 года российской стороной был предложен проект совместного заявления президентов по проблеме информационной безопасности. Американцы приняли проект, к сведению, но обсуждать его отказались. Правда, в итоговом совместном заявлении саммита об общих вызовах безопасности на рубеже ХХI века все же было отмечено, что стороны:
·                    согласились «активизировать совместные усилия по противодействию транснациональным угрозам экономике и безопасности обеих стран, включая те из них, которые являют собой… преступления с использованием компьютерной техники и других высоких технологий»;
·                    Признали «важность содействия положительным сторонам и ослабления действий отрицательных сторон происходящей сейчас информационно–технологической революции, что является серьезной задачей в деле обеспечения стратегических интересов безопасности обеих стран в будущем».
Ясно, что для инициировавшей обсуждение вопроса России такого совместного заявления не могло быть достаточно, и 23 сентября 1998 года Генеральному секретарю ООН, министром иностранных дел Российской Федерации И.С. Ивановым было направлено специальное послание. Оно содержало предложение о внесении в тематику работы Организации, проблемы международной информационной безопасности, посредством рассмотрения представленного проекта специальной резолюции по этому вопросу. Как отмечалось в выступлении российского министра иностранных дел на 53–ей сессии ГА ООН, суть российского предложения заключается в противодействии потенциальной угрозе использования современных достижений в целях, не совместимых с задачами поддержания международной безопасности.
Резолюция на основе российского проекта была принята, хотя и в смягченном виде. В проекте отсутствовали многие нужные, конкретные предложения по организации практического противодействия возможному военному применению информационных технологий, констатации опасности создания информационного оружия и разжигания информационных войн. Но вместе с тем на уровне ООН впервые международным сообществом единодушно было признано наличие военной составляющей мирового процесса информатизации. Это явилось важным политическим достижением. В это время члены ООН еще не были готовы принять наличие проблемы во всей ее многоплановости. Серьезный шаг в этом направлении был сделан на 54–й сессии Генеральной Ассамблеи.
За 1999 год мир получил возможность ответственно взвесить свои представления о роли информации в мире, о мире и войне в информационной сфере. На конкретных примерах трансграничных информационных операций, в том числе непосредственно военных, боевых, в умах многих политических деятелей «несуществующая война» приобрела реальные очертания, постепенно становясь сущностью. Осознавая всю серьезность потенциальной угрозы внешнего или криминального воздействия на свои информационные ресурсы, некоторые страны на национальном уровне начали реализацию долгосрочных государственных программ, направленных на обеспечение информационной безопасности в первую очередь критически важных инфраструктур. Однако при этом они столкнулись с феноменом глобальной взаимозависимости национальных информационных пространств и вынуждены были признать, что успех их национальных усилий по охране своего информационного ресурса в конечном счете, будет зависеть от уровня защищенности и «не агрессивности» информационных пространств других и не обязательно соседних государств, а всех тех, с которыми их информационные ресурсы объективно связаны.
Примерно с начала 90–х годов вопрос информационного оружия и информационных войн стал довольно широко обсуждаться специалистами. Появилось большое число публикаций, на многих конференциях, семинарах, симпозиумах в том или ином виде поднимались вопросы немирного использования программно–технических разработок и путей защиты информационного ресурса от их воздействия. Однако все эти обсуждения и публикации были далеки от международно-переговорного круга проблем и не вызывали большого интереса у неспециалистов. В этом отношении принятие резолюции 53/70 послужило как бы предупредительным знаком на том пути, идя по которому человечество неминуемо попало бы в информационный омут. А омут представляется достаточно глубоким. В него человечество в ХХI веке окунулось бы, как говорится, «с головой».
Оказалось, что к этому времени уже имелись не только значительные наработки в области создания средств воздействия на информационный ресурс, но и многочисленные факты неоспоримо военного применения средств, которые иначе как информационным оружием названы быть не могут.
Выяснилось, что имеется достаточно информации о развертывании рядом индустриально-развитых стран целенаправленных исследований и разработок соответствующих технических средств, технологий и методик их применения, которые позволили бы осуществлять непосредственный контроль над информационными ресурсами потенциального противника, а в необходимых случаях и прямо воздействовать на них. Ведется, а в некоторых странах уже завершена разработка средств информационного противоборства с вероятными противниками как в условиях военных конфликтов различной степени интенсивности, так и в мирное время, причем не, только на стратегическом, но и на оперативном и даже тактическом, вплоть до поля боя, уровнях. Большое внимание уделяется вопросам защиты собственного информационного пространства от действия информационного оружия со стороны враждебных государств, несанкционированного воздействия на инфосферу. Стало известно, что в некоторых странах ведение информационной войны предусматривается военными доктринами и ведется подготовка личного состава вооруженных сил и специальных подразделений, предназначенных для осуществления информационных операций.

Комментариев нет: