воскресенье, 13 февраля 2011 г.

МЕЖД. ОБЩ. ОТНОШЕНИЯ 2


Тема – 11:

РЕКЛАМА, КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
1. Отличие местной рекламы с международной.
2. Функции и задачи международной рекламы.
3. Международная реклама и защита национальной культуры.
4. Необходимость международной рекламы в СМИ.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ
Международная реклама (International Advertising) опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг посредством рекламы. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки.
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, красный цвет - символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики. Например, полумесяц у мусульман, крест у крестьян, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Потому что, использование таких символов в рекламе может служить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.
Также, необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама изначально появилась на страницах международных газет и журналов, как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, целью которых было с помощью рекламы в прессе сократить путь к потребителю на международный коммерческий рынок. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.


ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ

В последние десятилетия 20-го века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда когда совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой.[ii]
Несмотря на это, необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения общепринятых норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.[iii]
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, в эпоху World Viluagge, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
[i] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.187; - Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346-349.
[ii] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.188; - S. Wastson, The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
[iii] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.188; - Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op.xit., pp.366-374.

Тема – 12

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

Вопросы:
1. Понятие «информационное планирование».
2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
В результате глобального прогресса в средствах массовой коммуникации, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете, полном или относительном контролировании государством, процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события и процесс международного обмена информацией, стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ
Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей:
1) Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения Execution Problem для осуществления цели плана, как показано на следующей схеме:
ЦЕЛИ
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ
ГИБКИЕ ЦЕЛИ
СРЕДСТВА
ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРОВ
ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки plan-frame, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning и средние планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие 7-летний срок.[ii]
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется на нижеследующей схеме:[iii]
НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА
СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБ­ХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖ­НОСТЯМИ
ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТЬ ЦЕЛЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ
ВОЗМОЖ­НЫЕ СРЕД­СТВА
После изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив alternativis. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам, показанным на схеме.[iv]


Определение целей и содержания информационного материала
Определение сферы выполнения.
Методы.
Объект информационного материала
Материальные и людские возможности

Ответственный за выполнение плана

Ответственный за наблюдением и выполнением плана

Система наблюдения за выполнение плана

Срок выполнения

Анализ и оценка эффективности

Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников, стараться сохранять инициативу initiativ, и кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах, с использованием группы специалистов Teamwork в области планирования: экономики, внешней политики, международном информационном обмене, международных средствах массовой информации, политических системах, технологиях международных средств коммуникаций, а также с использованием опыта информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.

2) Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит и с кем говорит?

Ø аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Связь с общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства массовой информации и коммуникации - все это является средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов международного информационного плана:

1) высшее руководство страны

2) лидеры, члены парламента и парламентская оппозиция

3) лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции)

4) лидеры профессиональных общественных и массовых организаций

5) руководство СМИ

6) Предприниматели, бизнесмены и т.д.

7) религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы

8) соотечественники в эмиграции

9) культурные и религиозные организации

10) участники культурных и художественных фестивалей

11) участники спортивных состязаний

12) участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов

13) посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок

14) Аудитория через СМИ.

Через последовательное наблюдение за этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.

[i] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г. с. 237-244; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г. с. 121-131; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; - доктор Мухаммад Махмуд аль-Имам: «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; - Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.

[ii] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; - Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.

[iii] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.196; - Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46.

[iv] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; - Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; - доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.198; B.E.Goetz , Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; - J. Argenti, Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.


ЛИТЕРАТУРА
на арабском языке:
1. Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
2. Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
3. Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996.
4. Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
5. Атиф аль-Гамри: «Новое оружие в запасе международных экономических нарушений», газета «Аль-ахром», 1996\январь 30.
6. Бутрус Бутрус Гали: «Права человека за 30 лет», журнал «Ас-Сияса ад-дувалия», 1979\январь.
7. Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «Международная политика» 1998,№134.
8. Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997.
9. Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997.
10.Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека,№3, октябрь 1997.
11.Жамиль Ахмад Худур: «Связь с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998.
12.Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968.
13.Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971.
14.Мамдух Шавки. «Национальная безопасность и международные отношения», журнал «Ас-сияса ад-дувалия», Каир 1997, № 127.
15.Мухаммад ал-Бухари, Общественные отношения как цель международного информационного обмена. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons)
http://www.dardolphin.org

16.Мухаммад ал-Бухари, Анализ содержания информационного материала. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
17.Мухаммад ал-Бухари, Международные отношения стран Азии и Африки Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
18.Мухаммад ал-Бухари, Международная журналистика и международный обмен информацией. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
19.Мухаммад ал-Бухари, Проблемы национальной безопасности в рамке глобализации и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
20.Мухаммад ал-Бухари, Информационное общество и призывы глобализации в некоторые государства мира. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
21.Мухаммад ал-Бухари, Взаимныие интересы в Арабо-Узекских отношениях. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
22.Мухаммад ал-Бухари, Информация и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org
23.Мухаммад ал-Бухари, Сабир Фальхут, «Глобальные проблемы международного обмена информацией»: Дамаск, дар Алаудин, 1999г.
24.Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997.
25.Мухаммад Сами абдуль Хамид: «Основа международного права», 1979.
26.Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990.
27.Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975.
28.Мухаммад Махмуд аль-Имам «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962.
29.Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123.
30.«Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976.
31.Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание», сентябрь 1987.
32.Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997.
33.Хасан нафаа: ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации. Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.
на узбекском языке:
1. Мухаммад ал-Бухари, Жахон ахборот агентликлари. Журнал «Узбекистон матбуоти». Тошкент, 4/2000.
на русском языке:
1. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», (Проект). Т., газеты «Народное слово» № 188/2000.
2. Каримов И.А., Узбекистан: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистон», 1997.
3. Каримов И.А., Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. . Т. «Узбекистон», 1995.
4. Каримов И.А., Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.. Т. «Узбекистон», 1993.
5. Каримов И.А., Узбекистан собственная модель перехода на рыночные отношения. Т. «Узбекистон», 1993.
6. Каримов И.А., Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т. «Узбекистон», 1992.
7. Каримова Л.И. Социциальная психология и реклама: Учебное пособие. Т. 2004.
8. Касымов А., Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. ТашГИВ, Т. 2000.
9. Крутских А., Федоров А.. О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
10.Музыкант Валерий Леонидович. Теория и практика современной рекламы: Учеб пособие по базовому курсу "Паблик рилейшнз", "Реклама". М. 1998.
11.Мухаммад аль-Бухари, К.Т. Ирназаров: Сирийская Арабская Республика. Дамаск: 04.08.2008.
http://www.dardolphin.org

12.Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуров: «ГОСУДАРСТВО КУВЕЙТ»: учебное пособие. Ташкент, Издательство НБУ им. А. Навои. 2007г.
13.Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
14.Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
15.Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
16.Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
17.Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2003г.
18.Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Арабская Республика Египет»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2002г.
19.Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
20.Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Королевство Саудовская Аравия»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
21.Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Средства массовой информации республики Узбекистан: политико-правовые основы их деятельности»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
22.Мухаммад аль-Бухари, Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
23.Мухаммад аль-Бухари, Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
24.Мухаммад аль-Бухари, международная журналистика. ТашГИВ, Т. Восоковедение, 1/1999.2000. сс 59-68.
25.Средства массовой информации в республике Узбекистан. «Жахон», Ташкент 1997.
на других иностранных языках:
1. Argenti J., Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
2. Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.
3. Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.
4. Beeley H... The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
5. Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989
6. Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Polixies and Procedures, International Covvunication, op. xit., p.366-374.
7. Goetz B.E., Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949.
8. Hans Morganthue, Pоlitical Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
9. Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
10.James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}.
11.Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
12.Paul Kennedy, Globalizion and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996.
13.Peter Drucker, The Second Inforation Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997.
14.Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., p. 346-349.
15.Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219.
16.Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljublljana 1968, op. P. 401-403.
17.UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
18.Wastson S., The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
Международная сеть «ИНТЕРНЕТ».
http://www.mfa.uz

http://www.press-service.uz
www.uza.uz
http://www.imal.uz
http://intra.ru/pub/vestnik/v3_99/2_5.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.http://intra/ru/pub/vestnik/v3_99/2_1.htm.www.crj.ru
www.mzh.ru
www.journalist.r2.ru
www.cjes.ru
www.ruj.ru
www.journ.msu.ru
presidents_office@press-service.uz
http://Muhammad-2010.blogspot.com/
http://Muhammad-2009.blogspot.com/
http://Muhammad.blogspot.com/
http://bukharimailru.blogspot.com/
http://muhammad-bukhari.blogspot.com/
http://muhammad.albukhari.com/
22.08.2010
Учебное пособие рекомендовано к печати научно-методическим советом НУУз. им. Мирзо Улугбека. Протокол № (2) от 26.10.2010.
Учебное пособие рекомендовано к печати научно-методическим советом факультета журналистики НУУз. им. Мирзо Улугбека. Протокол № (1) от 15.09.2010.
Учебное пособие рекомендовано к печати кафедры связи с общественностью и реклама факультета журналистики НУУз. им. Мирзо Улугбека. Протокол № (2) от 10.09.2010.

© М. аль-Бухари, 2011
РЕЦЕНЗИЯ

На учебное пособие (цикл лекций) «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Мухаммада Аль-Бухари доктора политических наук. Специальность: 23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические проблемы международных систем и глобального развития. - DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. Специальность: 10.01.10 – Журналистика, и.о. профессора, кафедры Связи с общественностью и реклама факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека.
Думаю, что учебное пособие (цикл лекций) «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» привлечет внимание журналистов, политологов, экономистов и специалистов по международным и общественным отношениям, а также всех других лиц, проявляющих интерес к деятельности связей с общественностью.
Средства массовой информации и коммуникации (СМИ и К) представляют собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении. Именно СМИиК являются социальным институтом, формирующим общественное мнение, которое влияет на социально–экономическую политическую стабильность в обществе.
И не случайно, Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов постоянно обращает внимание на необходимость коренного реформирования СМИ и К повышение действенности их выступлений. «Всемерное развитие должны получить свободные и независимые СМИ, - подчеркивает И.А. Каримов, - они по праву должны стать четвертой ветвью власти».[1]
В тоже время необходимо усилить роль СМИиК как института общественного контроля за исполнением законов и принятых законодательных актов, за исполнением государством и чиновниками своих обязанностей. Именно СМИ и К должны быть активным форумом, где каждый человек имел бы возможность выразить свое мнение. Именно СМИ и К должны стоять на защите демократических ценностей и идеалов нашего общества, вести активную работу по формированию политического, правового и экономического сознания людей.
Мы не должны забывать, указывает Президент И.А. Каримов, что СМИ всегда были активным оружием, способным сильно воздействовать на общественное мнение. Поэтому велика и ответственность журналистских кадров, людей, владеющих пером, а значит, и нашими сердцами. Мы должны добиваться того, чтобы журналистский корпус представлял людей политически зрелых, ответственных, честных и порядочных, настоящих профессионалов своего дела и патриотов нашей страны.
Журналист ответственен перед читателями, зрителями, слушателями и перед обществом в целом, а также в его лице конституционные институты - за содержание сообщений, предлагаемых им для обнародования, за правдивое, своевременное информирование аудитории об актуальных проблемах, представляющих общественный интерес. Обеспечение прав граждан на информацию - первейшая обязанность журналиста.
Недопустимо использование СМИиК в ущерб интересам общества, правам и законным интересам личности, для проведения войн и насилия, национальной, социальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также для манипулирования общественным мнением.
Отличительной особенностью настоящего учебного пособия (цикла лекций) является то, что в нем дается понятие о международных связях с общественностью, массовой информации по законодательству Республики Узбекистан.
Тема – 1. Государство и проблемы глобализации:
1.1. Трактовка понятия «глобализация»;
1.2. Причины появления и распространения глобализации;
1.3. Влияние глобализации на развитие общества;
1.4. Факторы, способствовавшие всемирному распространению глобализации.
Тема – 2. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности:
2.1. Государственные функции;
2.2. Понятие политики национальной безопасности;
2.3. Государственная дипломатическая деятельность, внешняя и внутренняя политика государства;
2.4. Принципы внешней политики Республики Узбекистан.
Тема – 3. Правильное использование информации государственными органами:
3.1. Факторы дипломатической неприкосновенности при сборе необходимой информации;
3.2. Принципы дипломатической неприкосновенности;
3.3. Трактовка информации в рамках секретности в законодательстве некоторых стран;
3.4. Проблемы получения информации и их решения.
Тема – 4. Попытки ООН решения проблем, возникающих при получении информации:
4.1. Роль и значение ООН в решении проблем при получении информации;
4.2. Разногласия между государствами севера и юга из-за необходимости соблюдения политики национальной безопасности;
4.3. Необходимые правила передвижения и получения информации.
Тема – 5. Международная информационная безопасность:
5.1. Понятие международной информационной безопасности и её необходимость;
5.2. Сущность информационного оружия и объект его применения;
5.3. Роль ООН и др. международных организаций в решении проблемы информационной безопасности;
5.4. Сферы информационного противоборства.
Тема – 6. Угрозы безопасности в информационной сфере:
6.1. Причины появления угроз информационной безопасности;
6.2. Понятие информационных войн и сущность их сценария;
6.3. Проблемы информационной безопасности и их решение в рамках ООН;
6.4. Необходимость создания международного механизма по ограничению информационного оружия и предотвращению информационных войн.
Тема – 7. Международный информационный обмен как дипломатическая функция:
7.1. Значение международного обмена информацией в дипломатии и его функции;
7.2. Классификация дипломатии;
7.3. Функции пресс советника и пресс атташе, задачи и функции информационных представительств за рубежом;
7.4. Роль информационных центров ООН за рубежом в решении проблем международного обмена информацией.
Тема – 8. Народная дипломатия как функция международного информационного обмена:
8.1. Определение значения и содержания понятия «международная связь с общественностью»;
8.2 Функции специалиста по международным связям с общественностью;
8.3. Информационные функции связи с международной общественностью.
Тема – 9. Роль связи с общественностью:
9,1. Сфера деятельности связи с общественностью:
А. в правительственной системе;
Б. в государственных учреждениях и организациях;
9.2. Значение специалиста в связи с общественностью;
9.3. Деятельность связи с общественностью в развитых странах мира.
Тема – 10. Международная связь с общественностью как одна из функций международной организации:
10.1. Международная связь с общественностью одна из функций международной организации;
10.2 Взаимоотношение Международной связи с общественностью и СМИ;
10.3. Международная связь с общественностью и СМИ Республики Узбекистан.
Тема – 11. Реклама как функция международного обмена информации:
11.1. Отличии местной рекламы с международной;
11.2. Функции и задачи международной рекламы;
11.3. Международная реклама и защита национальной культуры;
11.4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
Тема – 12. Информационное планирование и международные информационные компании:
12.1. Понятие информационного планирования;
12.2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании;
12.3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
И также примерная учебная программа.
Учебное пособие (цикл лекций) написано в доходчивой форме и может быть использовано всеми, кто хочет лучше познать особенности труда журналистов в области связей с общественностью, постичь политико-правовые основы их деятельности.
Содержание учебного пособия, (цикла лекций) считаю, отвечает требованиям курса «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» и может быть рекомендовано к утверждению и публикации.
Учебное пособие (цикл лекций) Мухаммада Аль-Бухари, состоит из 12 тем и несомненно, является хорошим учебным пособием не только для студентов НУУз им. Мирзо Улугбека, а также для студентов магистратуры по специальностям:
(5А320105) Связи с общественностью;
(5А320104) Издательское дело и редактирование;
(5А320101) журналистика (виды деятельности);
(3А20200) Международная журналистика;
(5А310105) – Международные системы и политические проблемы глобального развития;
(5А341101) Международные экономические отношения;
(5А220502) История международных отношений.
Ирназаров К. Т.: доктор исторических наук, зав кафедры Связи с общественностью и реклама факультета журналистики НУУз. Ташкент 10.09.2010г.
Абдусаттаров Р.Х., кандидат филологических наук, доцент, замдекана факультета журналистики НУУз. им. Мирзо Улугбека. Ташкент 11.10.2010г.
Маматова Я.М. кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики НУУз им. Мирзо Улугбека. Ташкент 11.10.2010г.
Ёвкачев Ш. А.: доктор политических наук, зав кафедрой «политология» ТашГИВ. Ташкент 09.10.2010г.

[1] См.: Каримов И.А. «Узбекистан, устремленный в XXI век». С.29-30.

Журналистика факультети

“Оммавий алокалар ва реклама ” кафедрасининг
2010 йил 10 сентябрь 2-сонли мажлиси
Баённомасидан кўчирма

Хатнашдилар: кафедра мудири, т.ф.д. К.Т.Ирназаров, проф. М.Аль-Бухари, доцентлар: Р.Х.Абдусатторов, М.М.Хусанов, Г.У.Нишонова, Т.Эшбеков, Д.С.Саъдуллаев, катта ўкитувчилар: Н.Т.Турсунова, О.В.Карташова, Т.Жабборов, Б.Алиханов, ўкитувчилар А.А.Марунов, Д.Р.Ибатуллина, М.Курбонова, котиба Д.Зайниддинова.
Кун тартиби:
Турли масалалар.
1. Профессор Мухаммад Аль-Бухарининг «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ўкув Кўлланмасини тасдиклаш.
Эшитилди:
Профессор Мухаммад Аль-Бухари «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ўкув Кўлланмасининг мазмуни Кахида маълумот берди.
Сўзга чийди:
Кафедра мудири т.ф.д. К.Т.Ирназаров: Профессор Мухаммад Аль-Бухарининг «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ўкув Кўлланмаси оммавий алокалар ва халкаро оммавий алокалар сохаси билан боғлиқ фаолият олиб борувчи журналистлар, политолог, ихтисодчи мутахасислар учун Кимматли адабиёт бўлиши мумкин. Оммавий ахборот ва коммуникация воситалари бугун жуда шиддат билан ривожланмокда, сохада рўй бераетган янгиланиш ва ўзгаришлар оммавий ахборот ва коммуниккация воситаларининг ижтимоий институт сифатидаги мавкеини янада мустахкамлашга харакат Килмокда. Мазкур ўкув Кўлланмасининг ўзига хос жихати шундаки, унда халкаро оммавий алокалар, оммавий ахборот ва мавзуга оид Конунчилик асослари бўйича тушунчалар берилган. Кўлланма “Давлат ва глобаллашув муаммолари”, “Давлат органлари томонидан ахборотнинг ишлатилиши”, “Халкаро ахборот хавфсизлиги” ва “Ахборот сохасидаги хавфсизлик масалалари”, “Халкаро ахборот алмашинувида реклама” каби мавзуларни хамраб олади. Мазкур мавзулар халкаро ва миллий ахборот хафсизлиги нуктаи назаридан ёритилган. Кўлланмада халкаро муносабатларни мувофиклаштиришдаги йирик халкаро ташкилотларнинг фаолияти ва вазифалари хам ёритилган. Мазкур кўллманмани чоп этишга тавсия бераман.
Ф.ф.н. Р.Х.Абдусатторов: Кўлланманинг мавзуси жуда долзарб. Бугун оммавий ахборот воситалари жахон хамжамияти эътиборига давлат сархадлари ва чегараларидан холи бўлган холда етиб бориш имконига эгадир. Бундай шароитда улар бевосита халкаро ахборот маконида ва халқаро коммуникация субъекти сифатида фаолият олиб боради дейиш мумкин. Бунда ОАВ тизимига кириб келаетган еш журналист кадрларнинг бу сохадаги билим ва савиясини ошириш мухим хисобланади. Шу жихатдан, олимнинг «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ўкув кўлланмасинингахамияти катта.
карор килинди:

1. Профессор Мухаммад Аль-Бухарининг «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» ўкув кўлланмаси чоп этишга тавсия этилсин.
2. Ушбу карор тасдики факультет илмий кенгашидан сўралсин.

Кафедра мудири: т.ф.д. К.Т.Ирназаров
Котиб: Д.Зайниддинова

Комментариев нет: