2.12- Международный обмен информацией как дипломатическая функция
Дипломатия является одним из основных средств выражения внешней политики государства, и задачей МИДа является дипломатическая деятельность через его центральные департаменты. Эти департаменты бывают территориальными (географическими), например, департамент Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и т.д., функциональными - экономические и информационные отделы и т.д., административными – отделы дипломатических представительств, консульств и т.д. [1]
Принято, что в составе посольств и консульств, действующих за рубежом, работают советники или атташе в военной, экономической, информационной области, и все они подчиняются главе дипломатической миссии (послу), но на самом деле имеют двойное подчинение, отчитываясь также тому официальному органу, который их послал.
История показывает, что сфера дипломатических отношений раньше была тайной, но постепенно она стала гласной. Одним из первых подобных случаев в истории дипломатии было то, что большевики после захвата власти в России в 1917г., предали огласке все секретные международные договоры Российской империи.
Во второй раз это произошло в 1918г., когда президент США Вильсон обнародовал программу, содержащую 14 принципов.
В третий раз Лига Наций выдвинула требования о том, что члены Лиги должны регистрировать свои договоры и международные обязательства, для того, чтобы Лига признала их официально. После второй мировой войны эту миссию выполняет ООН, распространяя договоры и обязательства в рамках открытой дипломатии.
Несмотря на это дипломатическая практика многих стран продолжает оставаться тайной, например, в случаях переговоров о соглашениях, договорах, согласии сторон по некоторым секретным пунктам в целях соблюдения требований национальной безопасности и высших национальных интересов.
А. Виды дипломатической деятельности. Дипломатическая деятельность подразделяется на:
- классическую дипломатию, которая осуществляется через двусторонние переговоры и действует по сей день;
- дипломатию конгрессов или многостороннюю (коллективную) дипломатию, которая осуществляется через международные конгрессы, семинары, встречи. Она охватывает такие области международных отношений, как политическая, экономическая, юридическая, общественная, профессиональная, научная, культурная и т.д.
Многосторонняя дипломатия требует от представителя, участвующего в международных форумах, кругозора и глубоких знаний по теме международного конгресса, а также владения информационными возможностям, когда он выступает с заявлением в рамках конгресса или за его пределами, когда делает заявление в СМИ и К;
- парламентскую дипломатию или дипломатию международных организаций,[2] которая осуществляется посредством дипломатических маневров или «закулисных игр». Здесь видны особая роль политических, экономических, международных и региональных группировок, влияние международного порядка на дипломатическую практику при управлении борьбой между государствами, а также разнообразие политических позиций в международных отношениях, например, в дипломатических отношениях, происходящих в рамках ООН;
- дипломатию в верхах – вид, являющийся отражением современной действительности. Она отличается быстротой в принятии важных решений, чему способствует глобальное развитие средств коммуникации и транспорта, что, в свою очередь, влияет на дипломатическую практику. Раньше в такой дипломатии, в основном, опирались на самих дипломатов, а сегодня их роль изменилась, и они, в большинстве случаев, стали выполнять указания своих правительств.
Для обсуждения важных вопросов сегодня стали обычными встречи глав государств и правительств. Такие встречи подготавливаются по дипломатическим каналам.
- народную дипломатию - в ее рамках работа с общественностью, дипломатия СМИ и К, дипломатия общественных и профессиональных организаций, научных, культурных, экономических и политических учреждений через связи с соответствующими организациями в разных странах мира. Народная дипломатия, в целом, стремится служить интересам государства, его внутренней и внешней политике.
Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: дипломатическая деятельность является инструментом осуществления внешней политики государства, орудием управления международными отношениями через переговоры.
Известно, что искусство ведения переговоров ведет к достижению максимальной цели при минимальных потерях, а отсутствие этого искусства может привести к войне.[3]
Если мы предположим, что существует информационная дипломатия, т.е. дипломатия через СМИ и К, тогда мы можем говорить о развитии функции дипломатических отношений. Дипломаты стали выполнять информационные задачи через заявления, коммюнике, распространение информации, разные контакты, а также создание отношений с политическим руководством, элитой и лидерами общественного мнения. Процесс работы с общественностью сегодня стал одной из задач дипломатических отношений.
Итак, мы видим, что дипломатическая работа сегодня связана с информационной работой. Это объясняет причины, призывающие некоторые специальности политических наук признать журналистику и работу с общественностью одной из областей дипломатии и учитывать это при подготовке дипломатов. Также наблюдается тенденция к распространению национальной культуры тех государств, дипломаты которых одновременно с осуществлением своих функций в дипломатической практике несут и международную информацию.
Б. Советник по вопросам информации и Атташе по вопросам информации. XX век стал свидетелем широкомасштабного и всестороннего развития работы дипломатических миссий, куда сегодня входят советники и атташе по делам культуры, торговли, информации, военному делу и т.д. Работа дипломатических миссий зависит от уровня развития представляемого ими государства и стремления данного государства увеличить число членов своей дипломатической миссии, работающих за рубежом, обеспечить дипломатические представительства различными специалистами, которые будут служить его интересам, а также выполнять конкретные задачи, требующие решения.
Советники или атташе по вопросам информации осуществляют функции распространения и МОИ посредством связей с влиятельными группами тех государств, где они аккредитованы. В эти группы входят: руководители государства, члены парламента и политических партий, лидеры общественного мнения, оппозиция и другие группы, оказывающие непосредственное влияние на политические решения.
Одновременно они выполняют следующие функции:
- общение с аудиторией через публикацию материалов;
- наблюдение за реакцией на публикуемый материал в СМИ и К;
- чтение лекций;
- проведение пресс-конференций;
- участие в радио и телепередачах;
- выступление в печатных изданиях;
- проведение информационных выставок, туристических декад;
- поддержка туризма и обмена ознакомительными делегациями и т.д.
Советники или атташе по вопросам информации информируют свое государство о своей деятельности в данной стране, о ее политическом и экономическом положении, об общественном мнении и развитии пропаганды оппозицией, а также предлагают способы работы с этой пропагандой.
Бедные и развивающиеся страны заметно страдают от низкого уровня квалификации своих информационных советников и атташе, которые, в большинстве случаев, назначаются, исходя из соображений, не связанных с особыми квалификационными требованиями к этой должности. Эти страны нуждаются в постоянном развитии своих информационных органов и кадров до уровня, отвечающего требованиям данной работы. В становлении информационных систем развивающихся стран огромную роль играют специализированные международные организации, а также развитые страны мира.
В Соединенных Штатах Америки функции информационных советников и атташе в дипломатических представительствах за рубежом осуществляет Информационная служба США «US Informаtion Service» (USIS), входящая в структуру Информационного агентства США «US Informаtion Agency» (USIA). Несмотря на то, что эти советники и атташе подчиняются главам дипломатических представительств США за рубежом, они одновременно возглавляют информационные центры, которые предоставляют необходимую информацию о США тем странам, где они аккредитованы.
Международные информационные службы США получили свое дальнейшее развитие после решения бывшего Президента Джимми Картера создать новое Информационное агентство (International Communication Agency), которое заменило Информационную службу США. Новое международное Информационное агентство США официально начало свою деятельность в апреле 1978г. Основные задачи агентства:
- повышение взаимопонимания между США и другими странами мира;
- объяснение картины американского общества и политики США на международном уровне, в особенности, в вопросах культуры и свободы личности;
- обеспечение доступа США к международной информации с целью обогащения американской культуры;
- предоставление информации о международных проблемах для активного участия США в их решении.
В Великобритании для создания личных отношений с известными редакторами прессы и другими деятелями информационных служб работают офицеры-сотрудники по вопросам информации (Information Officers) в Министерстве Внешних Связей и по делам Содружества (The Foreign and Commonwealth Omce). Сэр Гарольд Билл,[4] бывший посол Великобритании, говорил: «это объясняет возвращение к традиционному понятию «информационных атташе», которые тесно работают с политическим отделом своего посольства и занимаются укреплением связей с прессой».
Британский комитет Плуден (The Plouden Commice) в 1964г. определил характер деятельности информационных атташе с политической и технической точки зрения. Пресс-атташе должен тесно сотрудничать со своими коллегами из дипломатического представительства в политических и экономических делах, оценивать их деятельность как членов посольства, а также согласовать свои действия со своим начальником и коллегами из посольства, что повышает уровень его значения и влияния в работе.[5]
Он нуждается в большом количестве информационных материалов, которые могли бы помочь ему в осуществлении своей информационной функции. Этот материал он получает в Центральном информационном бюро в Лондоне (The Central Office of Information in London), которое является профессиональным учреждением, занимающимся обеспечением информацией государственных учреждений внутри страны и за рубежом.
Республика Узбекистан с первых дней своей независимости в 1991г. укрепляет собственные дипломатические представительства за рубежом в лице атташе по вопросам информации. Для этого при Министерстве иностранных дел было создано информационное агентство «Жахон», занимающееся отправкой за рубеж атташе по вопросам информации, имеющих двойное подчинение. Информационные атташе регулярно посылают в агентство репортажи и отчеты о своей работе, а также о состоянии общественного мнения страны, где они аккредитованы, отвечая на все интересующие Узбекистан вопросы. Одновременно они подчиняются главам узбекских дипломатических представительств в тех государствах, где они аккредитованы.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1- Глобализация международного обмена информацией в рамках международных отношений в современном мире предстаёт не только как среда, повседневно отражающая любые вопросы и конфликтные ситуации, которые происходят на планете, но и как фактор, способный сыграть в жизни человека, особенно, в критические моменты, как, например, 11 сентября 2001 года, решающую роль, а потому также требующий к себе управленческого отношения.
2- СМИ и К в современном мире являются главным источником международного обмена информацией, который, в свою очередь, обладает управленческим значением и оказывает самое непосредственное воздействие на формирование политики того или иного государства, указывает на то, что для СМИ и К становится всё более привычным осуществление дипломатических функций.
3- МОИ в рамках современных международных отношений, характерной чертой которых является новое мышление, тем не менее, не может не нести на себе следы идеологических противоборств, оказываясь приверженным политическим ценностям, исповедуемым группами государств, что наиболее четко проявляется в таких проблемах отношений, как Восток-Запад, Север-Юг.
4- Международные организации, в сферу деятельности которых входят проблемы международного обмена информацией, например, международные центры ООН, ЮНЕСКО и другие, несут функции международного обмена информацией и являются своего рода уникальным катализатором международного взаимопонимания.
Рекомендации для самостоятельной работы:
1. Понятие анализа содержания международного информационного потока.
2. Методы, способы и технология международных СМИ и К в формирование общественного мнения.
3. Роль международных СМИ и К в процессе международного сотрудничества.
4. Понятие эффективность. Культурные стороны МОИ с точки зрения теории коммуникации.
5. Соотношение между элементами коммуникации, и исследование особенности МОИ в процессе коммуникации.
6. Проблемы. Монополия. Влияние МОИ и роль международных организаций в процессе международного взаимопонимания.
7. Советник и Атташе по вопросам информации как дипломатическая функция в МОИ.
Рекомендуемая литература
1. Ландже Оскар: Управление и экономическое развитие. 1970.
2. Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, 2, "Наука". М., 1985.
3. Ебренсон Листер: Что делается в богатом и бедном мирах. 1971.
4. Кайро Ролан: Пресса, радио, телевидение. 1984.
5. Каменецкая Е. П.: Космос и международные организации. М., 1980.
6. Куен Эдвард: Введение в средства коммуникации. 1977.
7. Мухаммад аль-Бухари: «Международные отношения стран Азии и Африки»: (цикл лекций). Дамаск 24.08.2008 г. http://www.albukhari.com/muhammad/.
8. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: (цикл лекций). Дамаск 04.08.2008. http://www.dardolphin.org/.
9. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
10. Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
11. Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
12. Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
13. Мухаммад аль-Бухарри: «Международный обмен информацией в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2002г.
14. Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
15. Международное космическое право. Отв. ред. А.С. Пирадов. М., 1985.
16. Основные факты об ООН. 1972г.
17. Римский клуб: От противостояния к диалогу. 1980г.
18. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.
19. Шибаева Е. А. Международные организации в области транспорта и связи.
20. Шрамм Уилбр: СМИ и национальное развитие.
21. ЮНЕСКО: Заключительный доклад международной комиссии по проблемам рекламы. Париж, 1978.
Примечания[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 214; - Хужа Абдулазиз Мухеаддин. Влияние современные СМИ и коммуникации на традиционные методы дипломатичесой практики. с. 223-236; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с. 171-172; - Hans Morganthue, Pоlitical Nations. chap.28.[2] См.: Там же; - Adi H., Doktor. p. 146.[3] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 214; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с.176-177.; - H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science. p. 128.[4] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 219; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с.176-177.; - H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda. P. 128.[5] См.: там же; Ibid., p. 129.
Дипломатия является одним из основных средств выражения внешней политики государства, и задачей МИДа является дипломатическая деятельность через его центральные департаменты. Эти департаменты бывают территориальными (географическими), например, департамент Западной и Восточной Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и т.д., функциональными - экономические и информационные отделы и т.д., административными – отделы дипломатических представительств, консульств и т.д. [1]
Принято, что в составе посольств и консульств, действующих за рубежом, работают советники или атташе в военной, экономической, информационной области, и все они подчиняются главе дипломатической миссии (послу), но на самом деле имеют двойное подчинение, отчитываясь также тому официальному органу, который их послал.
История показывает, что сфера дипломатических отношений раньше была тайной, но постепенно она стала гласной. Одним из первых подобных случаев в истории дипломатии было то, что большевики после захвата власти в России в 1917г., предали огласке все секретные международные договоры Российской империи.
Во второй раз это произошло в 1918г., когда президент США Вильсон обнародовал программу, содержащую 14 принципов.
В третий раз Лига Наций выдвинула требования о том, что члены Лиги должны регистрировать свои договоры и международные обязательства, для того, чтобы Лига признала их официально. После второй мировой войны эту миссию выполняет ООН, распространяя договоры и обязательства в рамках открытой дипломатии.
Несмотря на это дипломатическая практика многих стран продолжает оставаться тайной, например, в случаях переговоров о соглашениях, договорах, согласии сторон по некоторым секретным пунктам в целях соблюдения требований национальной безопасности и высших национальных интересов.
А. Виды дипломатической деятельности. Дипломатическая деятельность подразделяется на:
- классическую дипломатию, которая осуществляется через двусторонние переговоры и действует по сей день;
- дипломатию конгрессов или многостороннюю (коллективную) дипломатию, которая осуществляется через международные конгрессы, семинары, встречи. Она охватывает такие области международных отношений, как политическая, экономическая, юридическая, общественная, профессиональная, научная, культурная и т.д.
Многосторонняя дипломатия требует от представителя, участвующего в международных форумах, кругозора и глубоких знаний по теме международного конгресса, а также владения информационными возможностям, когда он выступает с заявлением в рамках конгресса или за его пределами, когда делает заявление в СМИ и К;
- парламентскую дипломатию или дипломатию международных организаций,[2] которая осуществляется посредством дипломатических маневров или «закулисных игр». Здесь видны особая роль политических, экономических, международных и региональных группировок, влияние международного порядка на дипломатическую практику при управлении борьбой между государствами, а также разнообразие политических позиций в международных отношениях, например, в дипломатических отношениях, происходящих в рамках ООН;
- дипломатию в верхах – вид, являющийся отражением современной действительности. Она отличается быстротой в принятии важных решений, чему способствует глобальное развитие средств коммуникации и транспорта, что, в свою очередь, влияет на дипломатическую практику. Раньше в такой дипломатии, в основном, опирались на самих дипломатов, а сегодня их роль изменилась, и они, в большинстве случаев, стали выполнять указания своих правительств.
Для обсуждения важных вопросов сегодня стали обычными встречи глав государств и правительств. Такие встречи подготавливаются по дипломатическим каналам.
- народную дипломатию - в ее рамках работа с общественностью, дипломатия СМИ и К, дипломатия общественных и профессиональных организаций, научных, культурных, экономических и политических учреждений через связи с соответствующими организациями в разных странах мира. Народная дипломатия, в целом, стремится служить интересам государства, его внутренней и внешней политике.
Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: дипломатическая деятельность является инструментом осуществления внешней политики государства, орудием управления международными отношениями через переговоры.
Известно, что искусство ведения переговоров ведет к достижению максимальной цели при минимальных потерях, а отсутствие этого искусства может привести к войне.[3]
Если мы предположим, что существует информационная дипломатия, т.е. дипломатия через СМИ и К, тогда мы можем говорить о развитии функции дипломатических отношений. Дипломаты стали выполнять информационные задачи через заявления, коммюнике, распространение информации, разные контакты, а также создание отношений с политическим руководством, элитой и лидерами общественного мнения. Процесс работы с общественностью сегодня стал одной из задач дипломатических отношений.
Итак, мы видим, что дипломатическая работа сегодня связана с информационной работой. Это объясняет причины, призывающие некоторые специальности политических наук признать журналистику и работу с общественностью одной из областей дипломатии и учитывать это при подготовке дипломатов. Также наблюдается тенденция к распространению национальной культуры тех государств, дипломаты которых одновременно с осуществлением своих функций в дипломатической практике несут и международную информацию.
Б. Советник по вопросам информации и Атташе по вопросам информации. XX век стал свидетелем широкомасштабного и всестороннего развития работы дипломатических миссий, куда сегодня входят советники и атташе по делам культуры, торговли, информации, военному делу и т.д. Работа дипломатических миссий зависит от уровня развития представляемого ими государства и стремления данного государства увеличить число членов своей дипломатической миссии, работающих за рубежом, обеспечить дипломатические представительства различными специалистами, которые будут служить его интересам, а также выполнять конкретные задачи, требующие решения.
Советники или атташе по вопросам информации осуществляют функции распространения и МОИ посредством связей с влиятельными группами тех государств, где они аккредитованы. В эти группы входят: руководители государства, члены парламента и политических партий, лидеры общественного мнения, оппозиция и другие группы, оказывающие непосредственное влияние на политические решения.
Одновременно они выполняют следующие функции:
- общение с аудиторией через публикацию материалов;
- наблюдение за реакцией на публикуемый материал в СМИ и К;
- чтение лекций;
- проведение пресс-конференций;
- участие в радио и телепередачах;
- выступление в печатных изданиях;
- проведение информационных выставок, туристических декад;
- поддержка туризма и обмена ознакомительными делегациями и т.д.
Советники или атташе по вопросам информации информируют свое государство о своей деятельности в данной стране, о ее политическом и экономическом положении, об общественном мнении и развитии пропаганды оппозицией, а также предлагают способы работы с этой пропагандой.
Бедные и развивающиеся страны заметно страдают от низкого уровня квалификации своих информационных советников и атташе, которые, в большинстве случаев, назначаются, исходя из соображений, не связанных с особыми квалификационными требованиями к этой должности. Эти страны нуждаются в постоянном развитии своих информационных органов и кадров до уровня, отвечающего требованиям данной работы. В становлении информационных систем развивающихся стран огромную роль играют специализированные международные организации, а также развитые страны мира.
В Соединенных Штатах Америки функции информационных советников и атташе в дипломатических представительствах за рубежом осуществляет Информационная служба США «US Informаtion Service» (USIS), входящая в структуру Информационного агентства США «US Informаtion Agency» (USIA). Несмотря на то, что эти советники и атташе подчиняются главам дипломатических представительств США за рубежом, они одновременно возглавляют информационные центры, которые предоставляют необходимую информацию о США тем странам, где они аккредитованы.
Международные информационные службы США получили свое дальнейшее развитие после решения бывшего Президента Джимми Картера создать новое Информационное агентство (International Communication Agency), которое заменило Информационную службу США. Новое международное Информационное агентство США официально начало свою деятельность в апреле 1978г. Основные задачи агентства:
- повышение взаимопонимания между США и другими странами мира;
- объяснение картины американского общества и политики США на международном уровне, в особенности, в вопросах культуры и свободы личности;
- обеспечение доступа США к международной информации с целью обогащения американской культуры;
- предоставление информации о международных проблемах для активного участия США в их решении.
В Великобритании для создания личных отношений с известными редакторами прессы и другими деятелями информационных служб работают офицеры-сотрудники по вопросам информации (Information Officers) в Министерстве Внешних Связей и по делам Содружества (The Foreign and Commonwealth Omce). Сэр Гарольд Билл,[4] бывший посол Великобритании, говорил: «это объясняет возвращение к традиционному понятию «информационных атташе», которые тесно работают с политическим отделом своего посольства и занимаются укреплением связей с прессой».
Британский комитет Плуден (The Plouden Commice) в 1964г. определил характер деятельности информационных атташе с политической и технической точки зрения. Пресс-атташе должен тесно сотрудничать со своими коллегами из дипломатического представительства в политических и экономических делах, оценивать их деятельность как членов посольства, а также согласовать свои действия со своим начальником и коллегами из посольства, что повышает уровень его значения и влияния в работе.[5]
Он нуждается в большом количестве информационных материалов, которые могли бы помочь ему в осуществлении своей информационной функции. Этот материал он получает в Центральном информационном бюро в Лондоне (The Central Office of Information in London), которое является профессиональным учреждением, занимающимся обеспечением информацией государственных учреждений внутри страны и за рубежом.
Республика Узбекистан с первых дней своей независимости в 1991г. укрепляет собственные дипломатические представительства за рубежом в лице атташе по вопросам информации. Для этого при Министерстве иностранных дел было создано информационное агентство «Жахон», занимающееся отправкой за рубеж атташе по вопросам информации, имеющих двойное подчинение. Информационные атташе регулярно посылают в агентство репортажи и отчеты о своей работе, а также о состоянии общественного мнения страны, где они аккредитованы, отвечая на все интересующие Узбекистан вопросы. Одновременно они подчиняются главам узбекских дипломатических представительств в тех государствах, где они аккредитованы.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1- Глобализация международного обмена информацией в рамках международных отношений в современном мире предстаёт не только как среда, повседневно отражающая любые вопросы и конфликтные ситуации, которые происходят на планете, но и как фактор, способный сыграть в жизни человека, особенно, в критические моменты, как, например, 11 сентября 2001 года, решающую роль, а потому также требующий к себе управленческого отношения.
2- СМИ и К в современном мире являются главным источником международного обмена информацией, который, в свою очередь, обладает управленческим значением и оказывает самое непосредственное воздействие на формирование политики того или иного государства, указывает на то, что для СМИ и К становится всё более привычным осуществление дипломатических функций.
3- МОИ в рамках современных международных отношений, характерной чертой которых является новое мышление, тем не менее, не может не нести на себе следы идеологических противоборств, оказываясь приверженным политическим ценностям, исповедуемым группами государств, что наиболее четко проявляется в таких проблемах отношений, как Восток-Запад, Север-Юг.
4- Международные организации, в сферу деятельности которых входят проблемы международного обмена информацией, например, международные центры ООН, ЮНЕСКО и другие, несут функции международного обмена информацией и являются своего рода уникальным катализатором международного взаимопонимания.
Рекомендации для самостоятельной работы:
1. Понятие анализа содержания международного информационного потока.
2. Методы, способы и технология международных СМИ и К в формирование общественного мнения.
3. Роль международных СМИ и К в процессе международного сотрудничества.
4. Понятие эффективность. Культурные стороны МОИ с точки зрения теории коммуникации.
5. Соотношение между элементами коммуникации, и исследование особенности МОИ в процессе коммуникации.
6. Проблемы. Монополия. Влияние МОИ и роль международных организаций в процессе международного взаимопонимания.
7. Советник и Атташе по вопросам информации как дипломатическая функция в МОИ.
Рекомендуемая литература
1. Ландже Оскар: Управление и экономическое развитие. 1970.
2. Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, 2, "Наука". М., 1985.
3. Ебренсон Листер: Что делается в богатом и бедном мирах. 1971.
4. Кайро Ролан: Пресса, радио, телевидение. 1984.
5. Каменецкая Е. П.: Космос и международные организации. М., 1980.
6. Куен Эдвард: Введение в средства коммуникации. 1977.
7. Мухаммад аль-Бухари: «Международные отношения стран Азии и Африки»: (цикл лекций). Дамаск 24.08.2008 г. http://www.albukhari.com/muhammad/.
8. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: (цикл лекций). Дамаск 04.08.2008. http://www.dardolphin.org/.
9. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
10. Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
11. Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
12. Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
13. Мухаммад аль-Бухарри: «Международный обмен информацией в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2002г.
14. Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
15. Международное космическое право. Отв. ред. А.С. Пирадов. М., 1985.
16. Основные факты об ООН. 1972г.
17. Римский клуб: От противостояния к диалогу. 1980г.
18. Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.
19. Шибаева Е. А. Международные организации в области транспорта и связи.
20. Шрамм Уилбр: СМИ и национальное развитие.
21. ЮНЕСКО: Заключительный доклад международной комиссии по проблемам рекламы. Париж, 1978.
Примечания[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 214; - Хужа Абдулазиз Мухеаддин. Влияние современные СМИ и коммуникации на традиционные методы дипломатичесой практики. с. 223-236; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с. 171-172; - Hans Morganthue, Pоlitical Nations. chap.28.[2] См.: Там же; - Adi H., Doktor. p. 146.[3] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 214; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с.176-177.; - H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science. p. 128.[4] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 219; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. с.176-177.; - H. Beeley. The Changing Role of British International Propaganda. P. 128.[5] См.: там же; Ibid., p. 129.
1 комментарий:
жду коментариев
Отправить комментарий