2.9- Роль ЮНЕСКО в решении некоторых проблем международного обмена информацией
ЮНЕСКО в конце 40-х годов XX века изучало технологии и учебные требования СМИ и К. С этой целью было направлено 29 специалистов в 126 стран мира. Кроме того, ЮНЕСКО занималось перепиской с видными деятелями 31 страны. В результате этой переписки организация пришла к заключению о необходимости аудио-визуальных средств, решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым государствам для развития СМИ и К этих государств и необходимости поддержать свободу информации законодательством о СМИ и К во всех странах мира. ЮНЕСКО также создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом - лауреатом Нобелевской премии мира. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15 языках мира под названием «Разные голоса одного мира».
В докладе была детально изложена связь между коммуникативным процессом и обществом с исторической и современной точки зрения, а также в рамках международных отношений исследован коммуникативный процесс в современном мире с точки зрения проблем профессиональной журналистики и т.п.
В докладе указана одна из таких проблем - это монополия некоторых международных информационных агентств, при этом под понятием «монополия» рассматривается влияние этих информационных агентств на поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме, искажению содержания информационного материала и одностороннему направлению информации, которая не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более справедливую и с возможностью служить миру и прогрессу на всей планете:
- устранение неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в мире;
- ликвидация негативных последствий монополии и повышенной концентрации СМИ и К;
- обеспечение разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности журналистов;
- уважение традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных ценностей;
- уважение прав всех народов на участие в процессе МОИ на основе сбалансирования взаимных интересов;
- право доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало громкие дебаты, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и Великобритания, а также большинство международных информационных агентств увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов. Несмотря на все это в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в сущности, проблемой МОИ.
ЮНЕСКО длительное время выпускала ряд изданий о свободе информации, о МОИ и СМИ и К в мире. В 1952г. ЮНЕСКО напечатало серию «Отчеты и доклады о массовой информации». До 1970г. ЮНЕСКО издала более 600 докладов о СМИ и К в сельских местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ и К в образовании, о подготовке журналистских кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через спутниковые связи.
В 1955г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе, и мероприятий в области информации. Данная комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных странах мира.
ЮНЕСКО оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских кадров в разных странах мира, среди которых:[1]
- Международный центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре началась в 1957г.
- Международный центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в Киото в 1959г.
- Центр исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров.
- Институт массовой информации в Маниле, столице Филиппин.
- Институт информации в Бейруте, столице Ливана.
- Институт информации в Анкаре, столице Турции.
- Институт информации в Нью-Дели, столице Индии.
В результате усилий ЮНЕСКО в 1959г. были созданы:
- Международная организация исследований массовой информации.
- Международный совет кино и телевидения 1959г.
- Институт исследования кино в Латинской Америке в городе Мехико в 1956г.
- Общество преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии в 1961г.
- Союз африканских информационных агентств в 1963г.
В 1959г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.[2]
В середине 60-х гг. XX века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию СМИ и К в целях образования. В 1964г. в Сенегале была принята шестилетняя программа, направленная на использование аудио-визуальных и других средств обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в усиливая эффективность своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных СМИ и К, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения научной и культурной информации.
После распада бывшего Советского Союза и социалистической системы перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и интеграции в международную информационную систему в таком виде, который обеспечил бы поток информации и укрепил свободу информации в этих государствах.
Сегодня ЮНЕСКО остается главной международной межправительственной организацией, которая может играть ощутимую роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в XXI веке. Однако в результате революции в области средств коммуникации и информации, которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу в условиях глобализации, ЮНЕСКО может обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат сегодня монополии над самыми современными СМИ и К в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического влияния на процессы МОИ. Но опасность в том, что это может обеспечить успех только западной модели цивилизации и оставит национальную культуру большинства народов мира без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди разных культур на земном шаре.
2.10- Международный обмен информацией и международное взаимопонимание
Лучшим средством для международного взаимопонимания является МОИ, который точен и логичен в обзоре событий и дает правдивый и всесторонний анализ, не терпящий искажений, так как стремится излагать только факты. [3]
Эта идеальная картина создаётся сама собой, когда речь заходит о мире, международном взаимопонимании и обсуждении противостояния во всех видах. Противостояние заменяется переговорами в решении местных, региональных и международных проблем, а его участники стремятся учитывать общечеловеческие интересы. Такой подход можно встретить в текстах ряда международных законов, если они действуют практически, или в трудах философов многих веков, изучавших проблему международного взаимопонимания и сотрудничества между народами. Но международные отношения и различные общественные явления характеризуются динамичностью и быстрым изменением. То, что сегодня является лишь идеалом, завтра станет реальностью. Например, то, что было нереальным до распада СССР и социалистического лагеря, которым СССР руководил, сегодня после их быстрого и неожиданного распада и окончания холодной войны между Востоком и Западом стало реальностью.
Сегодня в мире говорят на 2800 языках и диалектах,[4] что затрудняет международное взаимопонимание и требует больших расходов на синхронный или письменный перевод на международных конгрессах, встречах или в средствах массовой информации и коммуникации, когда материалы предназначены для граждан зарубежных стран. В этой связи важны усилия международного союза ЭСПЕРАНТО (Universlle L'Association I'Esperanto), который является как бы смесью европейских языков, особенно французского, английского, испанского и немецкого. Этот союз стремится к распространению искусственного языка эсперанто. Он организовал обучение языку, используя международные отношения для достижения культурного сотрудничества и сближения между народами. Несмотря на то, что ЮНЕСКО признало эсперанто средством интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами, и несмотря на поддержку глав ряда государств, учёных-языковедов, членов научных академий, институтов, профессоров университетов, писателей, художников, артистов, журналистов, среди которых - лауреаты Нобелевской премии, этот язык не смог получить первоначально задуманного распространения.[5]
Мы видим, что крупные державы заинтересованы в распространении собственных языков на международном уровне, это результат политики силы и колонизации в мире. Самыми распространёнными в мире стали языки наиболее развитых стран. Несмотря на крушение системы колониализма во второй половине XX века, необходимость преодоления наследия колонизаторов в независимых государствах налицо, в том числе, использование конкретных языков в целях научного, технического и культурного прогресса. Очевидно, что молодёжь многих стран стремится к изучению языков ведущих стран мира, что помогает в учёбе и научных исследованиях, способствует использованию современных средств коммуникаций, взаимопониманию между народами и МОИ.
В случае несоблюдения последовательности подачи фактов, их искажения, когда тема освещается в интересах государств, распространяющих информацию, в случае намеренного искажения информации в пользу одной из сторон, участвующих в каком-то конфликте, МОИ становится одним из тормозящих факторов в международном взаимопонимании. Таким образом, создаётся манипуляция мышлением человека, использование его в чуждых ему интересах.
Необъективная информация освещает факты с одной стороны, лишает человека возможности получить правдивое изложение фактов и событий, стать их очевидцем. Таким образом, МОИ является одним из средств проведения внешней политики в государствах в совокупности с другими её инструментами. Поэтому при обмене информацией важна объективность, последовательность, не искаженность подаваемых фактов. Это является одной из важнейших задач во внешней политике некоторых государств. Однако страны по-разному используют свои экономические возможности и научно–технический прогресс, прибегая для своих целей к разным источникам информации.
Развитые страны управляют крупными информационными агентствами, которые монополизировали распространение информации во всём мире. Добавим сюда радио и телестанции, международные компьютерные сети, распространённые на международной арене газеты и журналы, современные средства коммуникации, сеть спутниковой связи, через которую мы имеем возможность моментально передать и получить любую информацию без каких–либо ограничений из любой точки земного шара. Научно-технологическое развитие в области коммуникации дало возможность СМИ и К стать очень эффективным и действенным оружием в руках развитых и богатых стран, чтобы с их помощью оказывать влияние на общественное мнение, особенно, в случае использования СМИ и К для разжигания религиозных, национальных и этнических конфликтов. И это вместо того, чтобы призывать к миру, сотрудничеству и взаимопониманию между народами, осуждать все проявления экстремизма и служить общечеловеческим интересам и прогрессу.
2.11- Проблемы международного обмена информацией
А. Экономические препятствия в процессе МОИ. МОИ играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культуры, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но СМИ и К сегодня подчинены власти капитала, который укрепляет собственные экономические, промышленные и коммерческие корни и требует огромных инвестиций. На средства массовой информации и коммуникации налагается государственная монополия или монополия компаний нескольких государств сразу. В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно, в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и СМИ в мире, которые стали монополией стран-производителей.[6] В то же время они недоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и исследований.
Поэтому мы видим, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве оставил свой отпечаток на развитии современных средств коммуникации и СМИ. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные информационные агентства, спутниковые радио и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти СМИ и К являются основным источником распространения информации в мире.
Огромные промышленные инвестиции в области средств коммуникации централизованы в развитых странах. В то же время развивающиеся страны являются потребителями информации развитых стран через импорт и различные международные проекты, через экономическую помощь, что создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами-импортёрами, ибо источники приобретения этих технологий - разные и страны-потребители технологий не готовы к их использованию. Это, в свою очередь, требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процесс получения международной информации и её распространение сами по себе очень дороги. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство разделяет бедные и богатые государства. Но, как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в электронных средствах массовой коммуникации, теле и радиостанциях.
Немало проблем возникает из-за нехватки средств, связанных с использованием странами международных сетей, телеканалов через спутниковую связь. Отсюда видно, что технологический прогресс базируется на возможностях богатых и крупных государств, число которых в международном обществе невелико. Только эти страны могут финансировать огромные проекты по производству технологий и необходимых средств коммуникации для СМИ. Это позволяет им так или иначе влиять на менее развитые страны.
Как известно, СМИ и К в любой стране мира опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс МОИ отражает информацию ведущих развитых государств, а также менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Такие крупные государства, как США, Англия, Франция, и в меньшей степени Россия и другие развитые страны, держат монополию на международные СМИ и К. Это даёт им возможность подавать информацию, исходя из своей точки зрения, то есть, международный обмен информацией является односторонним.
В информационных материалах СМИ и К опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой государства. Например, Юнайтед Пресс, Ассошейтед Пресс, международный канал Си–Эн–Эн, Рейтер, BBC, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС, международная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, которой владеет США, влияют на международную политику благодаря своему техническому, экономическому и политическому потенциалу. Поэтому информация этих агентств является первичной и решающей, влияет на процесс МОИ, направляет его в своих интересах и в интересах своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран знают о своей стране намного меньше, чем о таких развитых странах. Они имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними, потому что получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним, на своём родном языке из развитых государств. Особенно это стала ясно, когда международные радио и телеканалы стали регистрировать как национальные СМИ в большинстве стран мира в 90-е годы ХХ века.
С одной стороны, развитые страны производят всё необходимое для информационного процесса - от аудио и видеомагнитофонов, телекамер до типографских машин и бумаги, а также высокотехнологичную вычислительную технику, приборы для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они выпускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио и телепередачи, кино, видеофильмы и вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут производить так много информационных материалов и техники. В некоторых случаях они устанавливают большие таможенные пошлины на импорт информационной техники из–за рубежа и вводят даже налог на бумагу. Это происходит из-за трудного экономического положения в развивающихся странах.
Отсюда видно, насколько МОИ находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации. В процессах МОИ развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной их аудитории информации. Они даже не могут выпускать ежедневно хотя бы одну газету, которая отражала бы их интересы, то есть оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации, естественно, что аудитория в этих государствах получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.[7]
Б. Политические препятствия в процессах МОИ. В последние годы XX века заметно возросла роль СМИ и К, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах, несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные, по существу, являются потребителями.
Внешняя политика разных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое влияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно, в развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ. Политические, экономические и идеологические проблемы разных стран различны, а в результате международного обмена информацией они усложняются и влияют друг на друга. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы СМИ и К, направленных за рубеж.
Международные СМИ и К в процессах МОИ стремятся служить конкретной политике и в большинстве своём соответствуют требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что, в основном, эти средства направлены против конкретных политических проблем и поддерживают те направления, которые отвечают внешней политике отдельных государств, и только иногда отходят от последовательности и точности в изложении фактов. Часто СМИ и К имеют большой успех в убеждении аудитории. Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию СМИ и К, становится на их сторону при обсуждении. Но иногда бывает иначе. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой того или иного государства. Это создаёт оппоненту благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости собственной позиции.
После распада СССР и социалистической системы и окончания холодной войны между Востоком и Западом, на фоне частичного улучшения международных отношений идеологическая борьба, которая длилась долгое время, ослабла и видоизменилась, то есть приняла вид процесса укрепления демократии, улучшения международной атмосферы, борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. Это произошло с помощью определённых сил, направляющих и контролирующих поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда боролись друг против друга за присвоение себе инициативы в направленности информационных кампаний, ослабло. Это привело к быстрому развитию технологии коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными СМИ и К, является отсутствие связи между внешней политикой государств и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время конфронтаций, возникающих между ними.
Когда же СМИ и К направляют свои усилия на подготовку международного общественного мнения по какой-либо проблеме, они вынуждены занимать позиции, часто не совпадающие с региональным общественным мнением. Это является сложной проблемой для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровне.
Из-за глобального развития современных средств коммуникации и СМИ перешагнули расстояния, географические границы, языковые, культурные и цивилизационные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна человеку, находящемуся на большом расстоянии от этой точки. Государства используют все эти средства как силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможным с распространением СМИ и К по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами коммуникации, кто направляет международные СМИ и К, принимает решения, как оформить и подать информацию в выгодном для себя виде.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессах МОИ требуют от специалистов СМИ и К хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в МОИ, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для СМИ и К границ не существует.
В. Особенности международного обмена информацией. Маршалл Маклюэн говорил, что содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется СМИ и К, потому что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, взаимосвязаны и влияют на СМИ. СМИ и К, которые общество использует или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационное и коммуникационное средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные и коммуникационные средства являются как бы продолжением чувств человека. Телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, микрофон – слуховые, электронно-вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.[8]
Современные СМИ и К, расширяя способности и чувства людей, открывают перед человеком новые возможности, но, в то же время, представляют для него угрозу, потому что способность человека глубже чувствовать, проникать в далёкое делает его более открытым для общества. Чувства можно использовать, оказывать на человека влияние. Чтобы этого не было, Маклюэн указывает на важность максимального информирования людей с помощью СМИ и К. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их вредное воздействие.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологические изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, а не противостоять им, как это иногда делают некоторые.
Одна из проблем МОИ – это обстоятельства, окружающие человека. В разных государствах они различны, равно как в регионах и внутри одного государства, поэтому важно, чтобы специалисты СМИ и К, журналисты могли умело их учитывать. Учёт обстоятельств прост во внутренней информации и более труден в международной, так как обстоятельства, языки и культуры сильно отличаются по странам, регионам и континентам.
С расширением и развитием СМИ и К мир стал похож на «мировую деревню» (Word Village). Этому способствовало немало факторов: развитие средств коммуникации, эмиграция населения, поток туристов, временное проживание граждан различных стран в тех государствах, где можно получить образование или найти работу. Увеличение объёма, скорости и разновидностей корреспонденции, наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту, международные компьютерные сети, развитие радио и телеканалов, распространение спутниковой связи, более тесное соприкосновение с развитыми народами и породило культурные и общественные изменения. Появились новые ценности, не игравшие ранее такой роли.
Специалисты в области СМИ, К и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных кампаний и направленные как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия информации аудиторией, чтобы её реакция не противоречила целям информационной компании. Работники СМИ и К должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Г. Монополия в международном обмене информацией. Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся образовать различные объединения. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ и К, во многих странах основным источником информации остаются всё те же четыре информационных агентства: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс и Франс Пресс. Это притом, что отечественные СМИ и К прилагают огромные усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои государства.
Монополия связана с процессом концентрации международных СМИ и К с описанными выше политическими и экономическими проблемами. В результате монополии получается, что небольшое число государств стало в процессах МОИ источником международной информации для подавляющего большинства стран мира.
Если вспомнить историю, то французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter) и немецкое телеграфное агентство Вольф (Wolff) разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был результат колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Германией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть. Они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества и извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию усилилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на сферы влияния каждого из агентств. На основании соглашения германское телеграфное агентство Вольф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, странах Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В то время телеграфное агентство в Вене было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Центральной и Южной Америке. Совместно с телеграфным агентством Рейтер оно имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи. В поле действия агентства Хавас попал и Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Associated Press) было менее значительным участником той международной монополии. Оно получило право действовать только на территории США.
Российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency) получало информацию через германское телеграфное агентство Вольф.
Хотя американское телеграфное агентство после перестройки стало полноправным членом монополии, в первые десятилетия XX века оно ещё не могло конкурировать с остальными агентствами и, например, отказало южноамериканским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа американцев было соглашение о монополии.
Но монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии и стало сильным конкурентом Ассошейтед Пресс на международном информационном рынке, в частности, в Южной Америке. В связи с этим международная монополия предоставила некоторые преимущества Ассошейтед Пресс как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30–х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошейтед Пресс нарушило соглашение о международной монополии и внедрилось в информационный рынок Японии, который до этого был сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Вольф поддерживали внешнюю политику своих стран. В результате конфронтации международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве национальных интересов.
Вместо Хавас появилось Франс Пресс (AFP), видное международное информационное агентство, а британское Рейтер и американское Ассошейтед Пресс продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после второй мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС,[9] которое после распада СССР превратилось в ИТАР–ТАСС, принципиально отличающееся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что кроме распространения в регионах монополии, в процессе международного обмена информацией международные СМИ и К стараются передавать и поддерживать политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Это до сих пор является существенным и нежелательным для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться такими материалами, и продолжают оставаться субъектами влияния.
Этим-то и объясняется стремление развивающихся и малоразвитых стран образовать региональные и международные блоки для создания собственных сильных СМИ и К, которые бы избавили эти страны от международной монополии в СМИ и К при приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация информационных агентств стран Движения Неприсоединения, объединяющего государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права, конкурирует с международной монополией и ослабляет её влияние на поток информации. Но хотя на эту Ассоциацию возлагались большие надежды, она не смогла всё-таки противостоять четырём основным международным информационным агентствам и существенно изменить движение международной информации. Информация продолжает поступать в направлении с Севера на Юг.[10]
Д. Влияние международного обмена информацией на принятие решений. СМИ и К оказывают большое влияние на массы, особенно, на политической арене, поэтому возникла необходимость исследовать влияние СМИ и К на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения обычно не стремится занять это положение и даже не считает себя таковым. Но лидеров отличает несколько особенностей:
1. Они представляют какую–либо фракцию, на которую имеют влияние.
2. Они являются лидерами в меру своей компетентности.
3. Они выделяются среди других представителей своей фракции и являются наиболее заметными субъектами СМИ и К.
4. Они более других общаются с лидерами иных групп.
5. Они всегда находятся в центре событий.
Таким образом, СМИ и К сами определяют, какую информацию следует публиковать, а какую нет, в зависимости от ситуации. СМИ и К играют роль передатчика информации к массам от лиц, «делающих» политику. [11]
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Так происходит, в основном, в развивающихся и слаборазвитых странах. СМИ и К используются для укрепления конкретных политических целей, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно, в развитых странах, рассматривают СМИ и К, общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что СМИ и К правдиво отражают общественное мнение, и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения сами принимают решения о том, публиковать тот или иной материал или нет.
МОИ оказывает влияние на внешнюю политику государства, на конкретных политических лидеров, так как они принимают решения, исходя из этой информации. Вот почему МОИ играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, принимающие жизненно важные решения, изучают всю информацию и источники международной информации до принятия решения, равно как и информацию дипломатических источников и источников органов безопасности государства.
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь между МОИ и процессом принятия политических решений. Приведенные ниже информационные исследования, выполненные в США журналом «Public Opinion Quarterly», показали, какие СМИ используют ведущие политические и экономические лидеры США в качестве источника для принятия различных политических и экономических решений. В этом исследовании опрошено 545 человек, среди которых:[12]
Лидеры основных групп общества: 48% Промышленники; 53% Непромышленные производители; 29% Мультимиллионеры; 48% Председатели профсоюзов, 58% Члены американского Конгресса, 60% Работники федеральной службы, 51% Официальные лица политических партий, 54% Высшие должностные лица гражданской службы, 65% Работники прессы, 53% Лидеры благотворительных обществ.
Лидеры из не основных групп общества: 15% Академики, в основном, экономисты, 6% Сотрудники Белого дома, 5% Остальные.
Это исследование показало, что к самым читаемым американским газетам и журналам относятся: The New York Timеs - Нью-Йорк Таймс, The Wall Street Journal - Уолл-Стрит Жорнэл, The Washington Post - Вашингтон Пост, The Washington Star - Вашингтон Стар, The New York Post - Нью-Йорк Пост, The Chicago Tribune - Чикаго Трибьюн.
А к наиболее регулярно читаемым газетам и журналам относятся: Time - Тайм, Newsweek - Ньюсвик, The New York Times - Нью-Йорк Таймс, Magazine - Мэгэзин, U.S.News and World Report - Ю.ЭС.Ньюс энд Ворлд Рипот.
В процентном соотношении участники исследования читают: The Wall Street Journal 84% Промышленники 65% Мультимиллионеры 31% Конгрессмены; The Washington Post 82 % Конгрессмены; The Newsweek 81% Работники прессы 68% Конгрессмены 59% Промышленники 53% Лидеры политических Партий 40% Высшие должностные лица гражданской службы; The New York Time Magazine 78% Работники прессы 46% Промышленники 40% Высшие должностные лица гражданской службы 30% Конгрессмены 23% Лидеры политических партий; Time 76% Сотрудники и работники прессы 70% Промышленники 66% Конгрессмены 58% Лидеры политических партий 36% Высшие должностные лица гражданской службы; U.S.News and World Report 70% Конгрессмены 65% Лидеры политических партий 50% Промышленники 30% Должностные лица гражданские службы 24% Работники прессы; The New–York Times 67% Конгрессмены 64% Промышленники 54% Мультимиллионеры; The Life 61% Сотрудники прессы 48% Конгрессмены 42% Лидеры политических партий 33% Промышленники 25% Должностные лица гражданской службы; Business Week 63% Промышленники 26% Лидеры политических партий 21% Должностные лица гражданской службы 20% Конгрессмены 19% Сотрудники прессы; The Foreign Affairs 22% Сотрудники прессы 16% Конгрессмены 14% Лидеры политических партий 14% Председатели благотворительных фондов; The Washington Star 58% Конгрессмены; Journalism 58% Сотрудники прессы 5% Председатели благотворительных фондов 3% Председатели профсоюзов 2% Высшие должностные лица гражданской службы.
В результате исследований стало ясно, что лидеры читают прессу регулярно, но прессу различную, причём колебание составляет от 84% до 2%. Самая читаемая газета среди конгрессменов – Вашингтон Пост – 82%, а наименее читаемая – Уолл Стрит Жорнэл – 31%, самый читаемый журнал Ю. ЭС. Ньюс энд Ворлд Рипот – 70%, а самый мало читаемый – Форин Эффейерс – 16%.
Отсюда видно, что конгрессмены предпочитают газеты журналам. Сотрудники прессы, наоборот, больше читают журналы. Необходимо подчеркнуть, что изучение специфики чтения и обзор мнений общественных лидеров, анализ материалов, которые они используют при этом, помогает специалистам в проектировании информационной политики. При этом повышается эффективность СМИ и К как одного из факторов проведения официальной политики государства.
Примечания[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 223; - аль-Уайни Мухаммад али. «Теория и практика международной журналистики». С.182.; - Ibid., pp. 222-223.[2] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр 224; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. С.183.; - Ibid., p. 224.[3] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 224; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С.41; - Dinker Rao: Mankelar, Mass Media and International Understanding as a Newly–Emerged. Underdeveloped Country Looks at the Problem. . pp. 235–239; Theodore E.: Kruglak. The International News Agencies and the Reduction of International Tensions. pp. 240–244; Khalil Sabat: Role de La Veracite del' Information Dans La Comprehension Internationale. pp. 245–252.[4] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». С. 224; - Oton Pancer: Le Roie de La Langue International Dans La Communication Publique et Dans La Compréhension Internationale. pp. 337–339.[5] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». С. 168; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 43.[6] См.: ухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 170; - аль - Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 50–53.[7] См.: там же; Wilbur Schramm. Mass Media and National Development, The Role of Information in the Developing Countries; - Mohamed Habiboullah Ould Abdou. L'information en Mauritanie; - Mohamed Ali Khandan. Sima, Information et Politique Petroliere.[8] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 174; - Рушти Жихан Ахмад. Научные основы теории журналистики. с.573.[9] См.: там же, с.373; - Marshall McLuhan, Quentin Fiore. The Medium is the Massage. pp.26–40.[10] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 180; - аль Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. c. 61–63; - Thedore E. Kruglak, The International News Agencies and the Reduction of International Tensions. pp. 240–244.[11] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 181; - Марака Жавад. Компетентные лица в решении информационных вопросов арабских, африканских стран и стран Средиземноморья.[12] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 180; - Кайро Ролан. Пресса, радио, телевидение. с. 631–658; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. с.65–70.
ЮНЕСКО в конце 40-х годов XX века изучало технологии и учебные требования СМИ и К. С этой целью было направлено 29 специалистов в 126 стран мира. Кроме того, ЮНЕСКО занималось перепиской с видными деятелями 31 страны. В результате этой переписки организация пришла к заключению о необходимости аудио-визуальных средств, решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым государствам для развития СМИ и К этих государств и необходимости поддержать свободу информации законодательством о СМИ и К во всех странах мира. ЮНЕСКО также создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом - лауреатом Нобелевской премии мира. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15 языках мира под названием «Разные голоса одного мира».
В докладе была детально изложена связь между коммуникативным процессом и обществом с исторической и современной точки зрения, а также в рамках международных отношений исследован коммуникативный процесс в современном мире с точки зрения проблем профессиональной журналистики и т.п.
В докладе указана одна из таких проблем - это монополия некоторых международных информационных агентств, при этом под понятием «монополия» рассматривается влияние этих информационных агентств на поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме, искажению содержания информационного материала и одностороннему направлению информации, которая не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более справедливую и с возможностью служить миру и прогрессу на всей планете:
- устранение неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в мире;
- ликвидация негативных последствий монополии и повышенной концентрации СМИ и К;
- обеспечение разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности журналистов;
- уважение традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных ценностей;
- уважение прав всех народов на участие в процессе МОИ на основе сбалансирования взаимных интересов;
- право доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало громкие дебаты, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и Великобритания, а также большинство международных информационных агентств увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов. Несмотря на все это в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в сущности, проблемой МОИ.
ЮНЕСКО длительное время выпускала ряд изданий о свободе информации, о МОИ и СМИ и К в мире. В 1952г. ЮНЕСКО напечатало серию «Отчеты и доклады о массовой информации». До 1970г. ЮНЕСКО издала более 600 докладов о СМИ и К в сельских местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ и К в образовании, о подготовке журналистских кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через спутниковые связи.
В 1955г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе, и мероприятий в области информации. Данная комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных странах мира.
ЮНЕСКО оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских кадров в разных странах мира, среди которых:[1]
- Международный центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре началась в 1957г.
- Международный центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в Киото в 1959г.
- Центр исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров.
- Институт массовой информации в Маниле, столице Филиппин.
- Институт информации в Бейруте, столице Ливана.
- Институт информации в Анкаре, столице Турции.
- Институт информации в Нью-Дели, столице Индии.
В результате усилий ЮНЕСКО в 1959г. были созданы:
- Международная организация исследований массовой информации.
- Международный совет кино и телевидения 1959г.
- Институт исследования кино в Латинской Америке в городе Мехико в 1956г.
- Общество преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии в 1961г.
- Союз африканских информационных агентств в 1963г.
В 1959г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.[2]
В середине 60-х гг. XX века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию СМИ и К в целях образования. В 1964г. в Сенегале была принята шестилетняя программа, направленная на использование аудио-визуальных и других средств обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в усиливая эффективность своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных СМИ и К, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения научной и культурной информации.
После распада бывшего Советского Союза и социалистической системы перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и интеграции в международную информационную систему в таком виде, который обеспечил бы поток информации и укрепил свободу информации в этих государствах.
Сегодня ЮНЕСКО остается главной международной межправительственной организацией, которая может играть ощутимую роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в XXI веке. Однако в результате революции в области средств коммуникации и информации, которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу в условиях глобализации, ЮНЕСКО может обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат сегодня монополии над самыми современными СМИ и К в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического влияния на процессы МОИ. Но опасность в том, что это может обеспечить успех только западной модели цивилизации и оставит национальную культуру большинства народов мира без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди разных культур на земном шаре.
2.10- Международный обмен информацией и международное взаимопонимание
Лучшим средством для международного взаимопонимания является МОИ, который точен и логичен в обзоре событий и дает правдивый и всесторонний анализ, не терпящий искажений, так как стремится излагать только факты. [3]
Эта идеальная картина создаётся сама собой, когда речь заходит о мире, международном взаимопонимании и обсуждении противостояния во всех видах. Противостояние заменяется переговорами в решении местных, региональных и международных проблем, а его участники стремятся учитывать общечеловеческие интересы. Такой подход можно встретить в текстах ряда международных законов, если они действуют практически, или в трудах философов многих веков, изучавших проблему международного взаимопонимания и сотрудничества между народами. Но международные отношения и различные общественные явления характеризуются динамичностью и быстрым изменением. То, что сегодня является лишь идеалом, завтра станет реальностью. Например, то, что было нереальным до распада СССР и социалистического лагеря, которым СССР руководил, сегодня после их быстрого и неожиданного распада и окончания холодной войны между Востоком и Западом стало реальностью.
Сегодня в мире говорят на 2800 языках и диалектах,[4] что затрудняет международное взаимопонимание и требует больших расходов на синхронный или письменный перевод на международных конгрессах, встречах или в средствах массовой информации и коммуникации, когда материалы предназначены для граждан зарубежных стран. В этой связи важны усилия международного союза ЭСПЕРАНТО (Universlle L'Association I'Esperanto), который является как бы смесью европейских языков, особенно французского, английского, испанского и немецкого. Этот союз стремится к распространению искусственного языка эсперанто. Он организовал обучение языку, используя международные отношения для достижения культурного сотрудничества и сближения между народами. Несмотря на то, что ЮНЕСКО признало эсперанто средством интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами, и несмотря на поддержку глав ряда государств, учёных-языковедов, членов научных академий, институтов, профессоров университетов, писателей, художников, артистов, журналистов, среди которых - лауреаты Нобелевской премии, этот язык не смог получить первоначально задуманного распространения.[5]
Мы видим, что крупные державы заинтересованы в распространении собственных языков на международном уровне, это результат политики силы и колонизации в мире. Самыми распространёнными в мире стали языки наиболее развитых стран. Несмотря на крушение системы колониализма во второй половине XX века, необходимость преодоления наследия колонизаторов в независимых государствах налицо, в том числе, использование конкретных языков в целях научного, технического и культурного прогресса. Очевидно, что молодёжь многих стран стремится к изучению языков ведущих стран мира, что помогает в учёбе и научных исследованиях, способствует использованию современных средств коммуникаций, взаимопониманию между народами и МОИ.
В случае несоблюдения последовательности подачи фактов, их искажения, когда тема освещается в интересах государств, распространяющих информацию, в случае намеренного искажения информации в пользу одной из сторон, участвующих в каком-то конфликте, МОИ становится одним из тормозящих факторов в международном взаимопонимании. Таким образом, создаётся манипуляция мышлением человека, использование его в чуждых ему интересах.
Необъективная информация освещает факты с одной стороны, лишает человека возможности получить правдивое изложение фактов и событий, стать их очевидцем. Таким образом, МОИ является одним из средств проведения внешней политики в государствах в совокупности с другими её инструментами. Поэтому при обмене информацией важна объективность, последовательность, не искаженность подаваемых фактов. Это является одной из важнейших задач во внешней политике некоторых государств. Однако страны по-разному используют свои экономические возможности и научно–технический прогресс, прибегая для своих целей к разным источникам информации.
Развитые страны управляют крупными информационными агентствами, которые монополизировали распространение информации во всём мире. Добавим сюда радио и телестанции, международные компьютерные сети, распространённые на международной арене газеты и журналы, современные средства коммуникации, сеть спутниковой связи, через которую мы имеем возможность моментально передать и получить любую информацию без каких–либо ограничений из любой точки земного шара. Научно-технологическое развитие в области коммуникации дало возможность СМИ и К стать очень эффективным и действенным оружием в руках развитых и богатых стран, чтобы с их помощью оказывать влияние на общественное мнение, особенно, в случае использования СМИ и К для разжигания религиозных, национальных и этнических конфликтов. И это вместо того, чтобы призывать к миру, сотрудничеству и взаимопониманию между народами, осуждать все проявления экстремизма и служить общечеловеческим интересам и прогрессу.
2.11- Проблемы международного обмена информацией
А. Экономические препятствия в процессе МОИ. МОИ играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культуры, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но СМИ и К сегодня подчинены власти капитала, который укрепляет собственные экономические, промышленные и коммерческие корни и требует огромных инвестиций. На средства массовой информации и коммуникации налагается государственная монополия или монополия компаний нескольких государств сразу. В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно, в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и СМИ в мире, которые стали монополией стран-производителей.[6] В то же время они недоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и исследований.
Поэтому мы видим, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве оставил свой отпечаток на развитии современных средств коммуникации и СМИ. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные информационные агентства, спутниковые радио и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти СМИ и К являются основным источником распространения информации в мире.
Огромные промышленные инвестиции в области средств коммуникации централизованы в развитых странах. В то же время развивающиеся страны являются потребителями информации развитых стран через импорт и различные международные проекты, через экономическую помощь, что создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами-импортёрами, ибо источники приобретения этих технологий - разные и страны-потребители технологий не готовы к их использованию. Это, в свою очередь, требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процесс получения международной информации и её распространение сами по себе очень дороги. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство разделяет бедные и богатые государства. Но, как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в электронных средствах массовой коммуникации, теле и радиостанциях.
Немало проблем возникает из-за нехватки средств, связанных с использованием странами международных сетей, телеканалов через спутниковую связь. Отсюда видно, что технологический прогресс базируется на возможностях богатых и крупных государств, число которых в международном обществе невелико. Только эти страны могут финансировать огромные проекты по производству технологий и необходимых средств коммуникации для СМИ. Это позволяет им так или иначе влиять на менее развитые страны.
Как известно, СМИ и К в любой стране мира опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс МОИ отражает информацию ведущих развитых государств, а также менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Такие крупные государства, как США, Англия, Франция, и в меньшей степени Россия и другие развитые страны, держат монополию на международные СМИ и К. Это даёт им возможность подавать информацию, исходя из своей точки зрения, то есть, международный обмен информацией является односторонним.
В информационных материалах СМИ и К опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой государства. Например, Юнайтед Пресс, Ассошейтед Пресс, международный канал Си–Эн–Эн, Рейтер, BBC, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС, международная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ, которой владеет США, влияют на международную политику благодаря своему техническому, экономическому и политическому потенциалу. Поэтому информация этих агентств является первичной и решающей, влияет на процесс МОИ, направляет его в своих интересах и в интересах своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран знают о своей стране намного меньше, чем о таких развитых странах. Они имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними, потому что получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним, на своём родном языке из развитых государств. Особенно это стала ясно, когда международные радио и телеканалы стали регистрировать как национальные СМИ в большинстве стран мира в 90-е годы ХХ века.
С одной стороны, развитые страны производят всё необходимое для информационного процесса - от аудио и видеомагнитофонов, телекамер до типографских машин и бумаги, а также высокотехнологичную вычислительную технику, приборы для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они выпускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио и телепередачи, кино, видеофильмы и вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут производить так много информационных материалов и техники. В некоторых случаях они устанавливают большие таможенные пошлины на импорт информационной техники из–за рубежа и вводят даже налог на бумагу. Это происходит из-за трудного экономического положения в развивающихся странах.
Отсюда видно, насколько МОИ находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации. В процессах МОИ развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной их аудитории информации. Они даже не могут выпускать ежедневно хотя бы одну газету, которая отражала бы их интересы, то есть оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации, естественно, что аудитория в этих государствах получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.[7]
Б. Политические препятствия в процессах МОИ. В последние годы XX века заметно возросла роль СМИ и К, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах, несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные, по существу, являются потребителями.
Внешняя политика разных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое влияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно, в развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ. Политические, экономические и идеологические проблемы разных стран различны, а в результате международного обмена информацией они усложняются и влияют друг на друга. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы СМИ и К, направленных за рубеж.
Международные СМИ и К в процессах МОИ стремятся служить конкретной политике и в большинстве своём соответствуют требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что, в основном, эти средства направлены против конкретных политических проблем и поддерживают те направления, которые отвечают внешней политике отдельных государств, и только иногда отходят от последовательности и точности в изложении фактов. Часто СМИ и К имеют большой успех в убеждении аудитории. Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию СМИ и К, становится на их сторону при обсуждении. Но иногда бывает иначе. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой того или иного государства. Это создаёт оппоненту благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости собственной позиции.
После распада СССР и социалистической системы и окончания холодной войны между Востоком и Западом, на фоне частичного улучшения международных отношений идеологическая борьба, которая длилась долгое время, ослабла и видоизменилась, то есть приняла вид процесса укрепления демократии, улучшения международной атмосферы, борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. Это произошло с помощью определённых сил, направляющих и контролирующих поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда боролись друг против друга за присвоение себе инициативы в направленности информационных кампаний, ослабло. Это привело к быстрому развитию технологии коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными СМИ и К, является отсутствие связи между внешней политикой государств и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время конфронтаций, возникающих между ними.
Когда же СМИ и К направляют свои усилия на подготовку международного общественного мнения по какой-либо проблеме, они вынуждены занимать позиции, часто не совпадающие с региональным общественным мнением. Это является сложной проблемой для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровне.
Из-за глобального развития современных средств коммуникации и СМИ перешагнули расстояния, географические границы, языковые, культурные и цивилизационные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна человеку, находящемуся на большом расстоянии от этой точки. Государства используют все эти средства как силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможным с распространением СМИ и К по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами коммуникации, кто направляет международные СМИ и К, принимает решения, как оформить и подать информацию в выгодном для себя виде.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессах МОИ требуют от специалистов СМИ и К хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в МОИ, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для СМИ и К границ не существует.
В. Особенности международного обмена информацией. Маршалл Маклюэн говорил, что содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется СМИ и К, потому что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, взаимосвязаны и влияют на СМИ. СМИ и К, которые общество использует или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационное и коммуникационное средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные и коммуникационные средства являются как бы продолжением чувств человека. Телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, микрофон – слуховые, электронно-вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.[8]
Современные СМИ и К, расширяя способности и чувства людей, открывают перед человеком новые возможности, но, в то же время, представляют для него угрозу, потому что способность человека глубже чувствовать, проникать в далёкое делает его более открытым для общества. Чувства можно использовать, оказывать на человека влияние. Чтобы этого не было, Маклюэн указывает на важность максимального информирования людей с помощью СМИ и К. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их вредное воздействие.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологические изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, а не противостоять им, как это иногда делают некоторые.
Одна из проблем МОИ – это обстоятельства, окружающие человека. В разных государствах они различны, равно как в регионах и внутри одного государства, поэтому важно, чтобы специалисты СМИ и К, журналисты могли умело их учитывать. Учёт обстоятельств прост во внутренней информации и более труден в международной, так как обстоятельства, языки и культуры сильно отличаются по странам, регионам и континентам.
С расширением и развитием СМИ и К мир стал похож на «мировую деревню» (Word Village). Этому способствовало немало факторов: развитие средств коммуникации, эмиграция населения, поток туристов, временное проживание граждан различных стран в тех государствах, где можно получить образование или найти работу. Увеличение объёма, скорости и разновидностей корреспонденции, наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту, международные компьютерные сети, развитие радио и телеканалов, распространение спутниковой связи, более тесное соприкосновение с развитыми народами и породило культурные и общественные изменения. Появились новые ценности, не игравшие ранее такой роли.
Специалисты в области СМИ, К и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных кампаний и направленные как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия информации аудиторией, чтобы её реакция не противоречила целям информационной компании. Работники СМИ и К должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Г. Монополия в международном обмене информацией. Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся образовать различные объединения. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ и К, во многих странах основным источником информации остаются всё те же четыре информационных агентства: Рейтер, Ассошейтед Пресс, Юнайтед Пресс и Франс Пресс. Это притом, что отечественные СМИ и К прилагают огромные усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои государства.
Монополия связана с процессом концентрации международных СМИ и К с описанными выше политическими и экономическими проблемами. В результате монополии получается, что небольшое число государств стало в процессах МОИ источником международной информации для подавляющего большинства стран мира.
Если вспомнить историю, то французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter) и немецкое телеграфное агентство Вольф (Wolff) разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был результат колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Германией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть. Они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества и извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию усилилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на сферы влияния каждого из агентств. На основании соглашения германское телеграфное агентство Вольф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, странах Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В то время телеграфное агентство в Вене было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Центральной и Южной Америке. Совместно с телеграфным агентством Рейтер оно имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи. В поле действия агентства Хавас попал и Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Associated Press) было менее значительным участником той международной монополии. Оно получило право действовать только на территории США.
Российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency) получало информацию через германское телеграфное агентство Вольф.
Хотя американское телеграфное агентство после перестройки стало полноправным членом монополии, в первые десятилетия XX века оно ещё не могло конкурировать с остальными агентствами и, например, отказало южноамериканским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа американцев было соглашение о монополии.
Но монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии и стало сильным конкурентом Ассошейтед Пресс на международном информационном рынке, в частности, в Южной Америке. В связи с этим международная монополия предоставила некоторые преимущества Ассошейтед Пресс как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30–х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошейтед Пресс нарушило соглашение о международной монополии и внедрилось в информационный рынок Японии, который до этого был сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Вольф поддерживали внешнюю политику своих стран. В результате конфронтации международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве национальных интересов.
Вместо Хавас появилось Франс Пресс (AFP), видное международное информационное агентство, а британское Рейтер и американское Ассошейтед Пресс продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после второй мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС,[9] которое после распада СССР превратилось в ИТАР–ТАСС, принципиально отличающееся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что кроме распространения в регионах монополии, в процессе международного обмена информацией международные СМИ и К стараются передавать и поддерживать политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Это до сих пор является существенным и нежелательным для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться такими материалами, и продолжают оставаться субъектами влияния.
Этим-то и объясняется стремление развивающихся и малоразвитых стран образовать региональные и международные блоки для создания собственных сильных СМИ и К, которые бы избавили эти страны от международной монополии в СМИ и К при приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация информационных агентств стран Движения Неприсоединения, объединяющего государства с одинаковыми позициями и интересами, защищает их интересы и права, конкурирует с международной монополией и ослабляет её влияние на поток информации. Но хотя на эту Ассоциацию возлагались большие надежды, она не смогла всё-таки противостоять четырём основным международным информационным агентствам и существенно изменить движение международной информации. Информация продолжает поступать в направлении с Севера на Юг.[10]
Д. Влияние международного обмена информацией на принятие решений. СМИ и К оказывают большое влияние на массы, особенно, на политической арене, поэтому возникла необходимость исследовать влияние СМИ и К на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения обычно не стремится занять это положение и даже не считает себя таковым. Но лидеров отличает несколько особенностей:
1. Они представляют какую–либо фракцию, на которую имеют влияние.
2. Они являются лидерами в меру своей компетентности.
3. Они выделяются среди других представителей своей фракции и являются наиболее заметными субъектами СМИ и К.
4. Они более других общаются с лидерами иных групп.
5. Они всегда находятся в центре событий.
Таким образом, СМИ и К сами определяют, какую информацию следует публиковать, а какую нет, в зависимости от ситуации. СМИ и К играют роль передатчика информации к массам от лиц, «делающих» политику. [11]
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Так происходит, в основном, в развивающихся и слаборазвитых странах. СМИ и К используются для укрепления конкретных политических целей, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно, в развитых странах, рассматривают СМИ и К, общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что СМИ и К правдиво отражают общественное мнение, и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения сами принимают решения о том, публиковать тот или иной материал или нет.
МОИ оказывает влияние на внешнюю политику государства, на конкретных политических лидеров, так как они принимают решения, исходя из этой информации. Вот почему МОИ играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, принимающие жизненно важные решения, изучают всю информацию и источники международной информации до принятия решения, равно как и информацию дипломатических источников и источников органов безопасности государства.
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь между МОИ и процессом принятия политических решений. Приведенные ниже информационные исследования, выполненные в США журналом «Public Opinion Quarterly», показали, какие СМИ используют ведущие политические и экономические лидеры США в качестве источника для принятия различных политических и экономических решений. В этом исследовании опрошено 545 человек, среди которых:[12]
Лидеры основных групп общества: 48% Промышленники; 53% Непромышленные производители; 29% Мультимиллионеры; 48% Председатели профсоюзов, 58% Члены американского Конгресса, 60% Работники федеральной службы, 51% Официальные лица политических партий, 54% Высшие должностные лица гражданской службы, 65% Работники прессы, 53% Лидеры благотворительных обществ.
Лидеры из не основных групп общества: 15% Академики, в основном, экономисты, 6% Сотрудники Белого дома, 5% Остальные.
Это исследование показало, что к самым читаемым американским газетам и журналам относятся: The New York Timеs - Нью-Йорк Таймс, The Wall Street Journal - Уолл-Стрит Жорнэл, The Washington Post - Вашингтон Пост, The Washington Star - Вашингтон Стар, The New York Post - Нью-Йорк Пост, The Chicago Tribune - Чикаго Трибьюн.
А к наиболее регулярно читаемым газетам и журналам относятся: Time - Тайм, Newsweek - Ньюсвик, The New York Times - Нью-Йорк Таймс, Magazine - Мэгэзин, U.S.News and World Report - Ю.ЭС.Ньюс энд Ворлд Рипот.
В процентном соотношении участники исследования читают: The Wall Street Journal 84% Промышленники 65% Мультимиллионеры 31% Конгрессмены; The Washington Post 82 % Конгрессмены; The Newsweek 81% Работники прессы 68% Конгрессмены 59% Промышленники 53% Лидеры политических Партий 40% Высшие должностные лица гражданской службы; The New York Time Magazine 78% Работники прессы 46% Промышленники 40% Высшие должностные лица гражданской службы 30% Конгрессмены 23% Лидеры политических партий; Time 76% Сотрудники и работники прессы 70% Промышленники 66% Конгрессмены 58% Лидеры политических партий 36% Высшие должностные лица гражданской службы; U.S.News and World Report 70% Конгрессмены 65% Лидеры политических партий 50% Промышленники 30% Должностные лица гражданские службы 24% Работники прессы; The New–York Times 67% Конгрессмены 64% Промышленники 54% Мультимиллионеры; The Life 61% Сотрудники прессы 48% Конгрессмены 42% Лидеры политических партий 33% Промышленники 25% Должностные лица гражданской службы; Business Week 63% Промышленники 26% Лидеры политических партий 21% Должностные лица гражданской службы 20% Конгрессмены 19% Сотрудники прессы; The Foreign Affairs 22% Сотрудники прессы 16% Конгрессмены 14% Лидеры политических партий 14% Председатели благотворительных фондов; The Washington Star 58% Конгрессмены; Journalism 58% Сотрудники прессы 5% Председатели благотворительных фондов 3% Председатели профсоюзов 2% Высшие должностные лица гражданской службы.
В результате исследований стало ясно, что лидеры читают прессу регулярно, но прессу различную, причём колебание составляет от 84% до 2%. Самая читаемая газета среди конгрессменов – Вашингтон Пост – 82%, а наименее читаемая – Уолл Стрит Жорнэл – 31%, самый читаемый журнал Ю. ЭС. Ньюс энд Ворлд Рипот – 70%, а самый мало читаемый – Форин Эффейерс – 16%.
Отсюда видно, что конгрессмены предпочитают газеты журналам. Сотрудники прессы, наоборот, больше читают журналы. Необходимо подчеркнуть, что изучение специфики чтения и обзор мнений общественных лидеров, анализ материалов, которые они используют при этом, помогает специалистам в проектировании информационной политики. При этом повышается эффективность СМИ и К как одного из факторов проведения официальной политики государства.
Примечания[1] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 223; - аль-Уайни Мухаммад али. «Теория и практика международной журналистики». С.182.; - Ibid., pp. 222-223.[2] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр 224; - аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики. С.183.; - Ibid., p. 224.[3] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 224; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С.41; - Dinker Rao: Mankelar, Mass Media and International Understanding as a Newly–Emerged. Underdeveloped Country Looks at the Problem. . pp. 235–239; Theodore E.: Kruglak. The International News Agencies and the Reduction of International Tensions. pp. 240–244; Khalil Sabat: Role de La Veracite del' Information Dans La Comprehension Internationale. pp. 245–252.[4] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». С. 224; - Oton Pancer: Le Roie de La Langue International Dans La Communication Publique et Dans La Compréhension Internationale. pp. 337–339.[5] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». С. 168; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 43.[6] См.: ухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». стр. 170; - аль - Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. С. 50–53.[7] См.: там же; Wilbur Schramm. Mass Media and National Development, The Role of Information in the Developing Countries; - Mohamed Habiboullah Ould Abdou. L'information en Mauritanie; - Mohamed Ali Khandan. Sima, Information et Politique Petroliere.[8] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 174; - Рушти Жихан Ахмад. Научные основы теории журналистики. с.573.[9] См.: там же, с.373; - Marshall McLuhan, Quentin Fiore. The Medium is the Massage. pp.26–40.[10] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 180; - аль Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. c. 61–63; - Thedore E. Kruglak, The International News Agencies and the Reduction of International Tensions. pp. 240–244.[11] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 181; - Марака Жавад. Компетентные лица в решении информационных вопросов арабских, африканских стран и стран Средиземноморья.[12] См.: Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений». с. 180; - Кайро Ролан. Пресса, радио, телевидение. с. 631–658; - аль-Уайни Мухаммад Али. Теория и практика международной журналистики. с.65–70.
1 комментарий:
жду комментариев
Отправить комментарий