воскресенье, 13 сентября 2009 г.

Международные общесвенные отношения 3 из 3

МИНЕСТЕРСТВО ВЫСШСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ НУУ, им. МИРЗО УЛУГБЕКА

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ)

ТАШКЕНТ 2008

К специализированным организациям по МОИ относятся:
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) – World Intellectual Property Organization (WIPO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Действует с 1967 г., заменила Международное объединенное бюро по охране интеллектуальной собственности, основанное в 1893 г. В состав ВОИС в 1985 г. входило 109 членов. Цель ВОИС – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и обеспечить административное сотрудничество союзов, занимающихся проблемами интеллектуальной собственности (под ней понимаются права, относящиеся к литературным, музыкальным, художественным, фотографическим, кинематографическим и научным произведениям, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам и т. д.). Штаб-квартира ВОИС – в Женеве.[1]
Всемирный Почтовый Союз (ВПС) - Universal Postal Union (UPU)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН (с 1947 г.). Начало деятельности ВПС относится к 9.10.1874 г., когда 22 государства подписали в Берне Почтовую конвенцию. До 1878 г. назывался Всеобщим почтовым союзом. В состав ВПС входило в 1985 г. 168 членов. Официальные цели ВПС – обеспечение эффективной работы почтовых служб, развитие связей между народами, содействие международному сотрудничеству в экономических, культурных и социальных областях, а также в оказании технической помощи развивающимся странам в области организации и совершенствования почтовой службы. Штаб-квартира ВПС – в Берне.[2]
Международная Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь - International Maritime Satellite Organization (INMARSAT)
международная межправительственная организация, созданная на основе конвенции, подписанной 3.09.1976 г. в Лондоне и вступившей в силу 16.07.1979 г.; начала функционировать 03.02.1982 г. В состав ИНМАРСАТ в 1985 г. входило 43 государства. Целью ИНМАРСАТ является обеспечение так называемого «космического сегмента» (спутники и обслуживающие их наземные установки), необходимого для улучшения морской связи. Технические и финансовые вопросы деятельности ИНМАРСАТ регламентируются подписанным одновременно с конвенцией эксплуатационным соглашением. Высший орган ИНМАРСАТ – Ассамблея, созываемая раз в 2 года; другие органы – Совет и Директорат. Согласно конвенции Совет состоит из представителей 22 участников эксплуатационного соглашения: 18 государств, сделавших наибольший финансовый вклад, и 4 государства, избранных Ассамблеей на основе справедливого географического представительства (в 1984 г. в Совет вошли представители 26 государств в силу равенства финансового вклада ряда участников). Решения в Совете принимаются так называемым "взвешенным" голосованием (каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его финансовому вкладу). Местопребывание ИНМАРСАТ – Лондон.[3]
Международная Организация Радиовещания и Телевидения (МОРТ) - Organisation Internationale de Radiodiffusion et Te'le'vision (OIRT)
международная межправительственная организация, основана в 1946 г. в качестве преемника Международного союза радиовещания; до 1959 г. называлась Международной радиовещательной организация. Членами МОРТ являются телерадиоорганизации Алжира, Болгарии, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Кампучии, КНДР, Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Румынии, Российской Федерации, Судана, Украины, Финляндии, Чехии, Словакии, Эстонии, Албании, КНР и др. Цели МОРТ – развитие сотрудничества между радиовещательными и телевизионными службами ее членов, обмен информацией по вопросам, касающимся программ, технического развития, и т.п. Высший орган – Генеральная ассамблея. Другие органы – Техническая комиссия, комиссии по вопросам радио и телепрограмм, Технический центр, Совет Интервидения (сеть Интервидения объединяет телевизионные службы членов МОРТ). Штаб–квартира МОРТ – в Праге.[4]
Международная Организация Электронной Коммуникации Через Спутниковую Связь (ИНТЕЛСАТ) - International Telecommunications Satellite Organization (INTELSAT)
международная межправительственная организация, создана в 1964 г. на временной основе представителями 19 государств, подписавшими в Вашингтоне предварительные соглашения о создании международного консорциума спутниковой электросвязи. Целью ИНТЕЛСАТ является проектирование, создание, эксплуатация и техническое обслуживание коммерческой системы спутниковой электросвязи. Постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ – межправительственное и эксплуатационное – подписаны в Вашингтоне 20.08.1971 г., вступили в силу 12.02.1973 г. Первое соглашение, сторонами которого являются государства – члены ИНТЕЛСАТ, содержит основные положения, касающиеся функционирования организации. Второе, сторонами которого являются государства – члены или назначенные ими соответствующие учреждения связи, регулирует практические вопросы сотрудничества. В состав ИНТЕЛСАТ, участниками которого могут быть лишь члены Международного союза электросвязи, входят 109 государств (1985 г.). Ключевую позицию в организации занимает США. Органы ИНТЕЛСАТ: Ассамблея; Совещание представителей участников эксплуатационного соглашения; Правление (состоит из представителей государств или организаций, сделавших наибольший финансовый взнос). Решения Правления принимаются «взвешенным» голосованием (каждый член имеет число голосов, пропорциональное долевому взносу представляемой им страны). Штаб-квартира – в Вашингтоне.[5]
Международный Союз Электросвязи (МСЭ) - International Telecommunication Union (ITU)
международная межправительственная организация, создана в 1865 г. (до 1932 г. назывался Международным телеграфным союзом), с 1947 г. – специализированное учреждение ООН. В состав МСЭ на 1.01.1985 г. входило 160 членов. Задачи МСЭ – поддержание и расширение международного сотрудничества в деле улучшения всех видов электросвязи, развитие технических средств служб электросвязи и расширение их применения, установление международных правил для телефонной, телеграфной и радиосвязи. С 1.01.1984 г. деятельность МСЭ регулируется Международной конвенцией электросвязи 1982 г. Высший орган МСЭ – полномочная конференция, созывается раз в 5–7 лет, руководящий орган – Административный совет. Постоянными органами МСЭ являются Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, а также Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии. Штаб - квартира МСЭ – в Женеве.[6]
Организация Объединенных Наций По Вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, учреждена в ноябре 1945 г. в Лондоне на конференции представителей 44 стран. Устав ЮНЕСКО, утвержденный этой конференцией 16.11.1945 г., вступил в силу 4.11.1946 г. В составе ЮНЕСКО на 1.07.1985 г. 160 членов и 2 ассоциированных члена (30.12.1984 г. США вышли из ЮНЕСКО). Основной задачей, которую ставит перед собой ЮНЕСКО, является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации.
Высший орган ЮНЕСКО – Генеральная конференция – проводит сессии раз в 2 года с участием представителей всех государств-членов. Ответственность за выполнение принимаемых Генеральной конференцией программ и планов несет Исполнительный совет, избираемый ею в составе 51 человека на 4 года. Постоянный рабочий орган ЮНЕСКО – Секретариат – состоит из Генерального директора и персонала из граждан стран–членов ЮНЕСКО. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией по представлению Исполнительного совета на 6 лет. Штаб-квартира ЮНЕСКО – в Париже.[7]
Международная Организация Журналистов (МОЖ) - International Oranization of Journalists (IOJ)
международная неправительственная организация, создана на международном конгрессе журналистов в Копенгагене в 1946 г. Членами МОЖ являются национальные организации и профсоюзы журналистов, а также индивидуальные члены (боле 200 тыс. журналистов из 120 стран). Главными целями МОЖ являются защита мира и укрепление дружбы между народами путем свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против усиления международной напряженности, пропаганды войны, национальной и расовой ненависти, фашизма; защита свободы печати и прав журналистов. МОЖ выступает за установление нового международного информационного порядка. Большое внимание она уделяет подготовке журналистских кадров для развивающихся государств и с этой целью создает школы солидарности и центры журналистского мастерства, проводит семинары на местах, издает учебные пособия. Высший орган МОЖ – конгресс, созываемый раз в 5 лет. Штаб - квартира – в Праге.[8]
Региональные организации тоже выполняют свои функции через средства массовой информации и коммуникации, передают информацию о своих встречах, конференциях, специальных мероприятиях, объясняют свою точку зрения на региональные и международные проблемы. К таким региональным организациям относятся:
Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - Association of South East Asian Nations (ASEAN)
субрегиональная политико-экономическая организация, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, образована в 1967 г. на конференции министров иностранных дел. Ее официально провозглашенными целями является развитие экономического, социального, культурного и др. видов сотрудничества стран–членов, содействие установлению "мира и стабильности" в Юго-Восточной Азии, что было зафиксировано в подписанных в 1976 г. на острове Бали документах – Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Руководящий орган – ежегодные совещания министров иностранных дел (сессии АСЕАН), проводимые поочередно в странах–участницах. Между сессиями действует Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где намечено проведение очередной сессии. С 1976 г. периодически проводятся совещания глав государств и правительств стран–участниц. Рабочие органы – секретариат в Джакарте и 11 отраслевых комитетов по торговле, промышленности, транспорту, финансам и т.д.[9]
Карибское Сообщество - Caribbean Community (CARICOM)
региональная международная межправительственная организация, объединяющая страны и территории Карибского бассейна. В рамках КС создан ряд субрегиональных организаций. Первым шагом по интеграции карибских стран явилось образование в 1965–68 годах Карибской ассоциации свободной торговли (КАСТ). Договор предусматривал отмену внутрирегиональных таможенных пошлин на многие товары. В целях оказания помощи в финансировании программ экономического развития региона 18 октября 1969 г. был учрежден Карибский банк развития с местопребыванием в Бриджтауне. Для преодоления разногласий в 1972 г. был подписан договор об учреждении КС и соглашение о создании Карибского общего рынка (КОР). По инициативе Тринидада и Кубы 5.11.1975 г. был учрежден Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна. Декларация гласила, что государства в своих взаимоотношениях должны руководствоваться принципами национальной независимости и суверенитета, взаимной выгоды и солидарности, правом народов на самоопределение. В июне 1981 г. была образована еще одна субрегиональная группировка – Организация восточно-карибских государств.[10]
Лига Арабских Государств (ЛАГ) - League of Arab States
международная межправительственная организация, учреждена 22.03.1945 г. в Каире на конференции ряда арабских стран. Устав ЛАГ предусматривает укрепление отношений между государствами–членами, координацию политической деятельности в целях защиты их интересов, независимости, суверенитета, тесное сотрудничество в области экономики, финансов, культуры и т.д. Запрещает использование силы для урегулирования споров, требует уважения существующих в других странах (включая страны – члены Лиги) режимов и отказа от попыток их изменения.[11] В состав ЛАГ входят Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.
Организация Африканского Единства - Organization of African Unity (OAU)
региональная международная межправительственная организация, основана в 1963 г. на Аддис–Абебской конференции глав государств и правительств независимых стран Африки, принявшей Хартию ОАЕ. Основными целями организации являются: развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки и укрепление их солидарности на международной арене для «обеспечения лучшей жизни народов Африки»; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; защита независимости африканских государств. Высший орган ОАЕ – Ассамблея (Конференция) глав государств и правительств, созываемая на сессии раз в год. Исполнительный высший орган – Совет министров, созываемый на сессии 2 раза в год; постоянный административный орган – Генеральный секретариат. Решения органов ОАЕ не носят обязательного характера. Штаб-квартира ОАЕ – в Аддис-Абебе. ОАЕ имеет статус наблюдателя при ООН и ее специализированных учреждениях, с которыми поддерживает связь через свои бюро в Нью-Йорке и Женеве.[12]
МОИ является одной из функций этих региональных и международных организаций, но он ограничивается их уставом и всегда обсуждается. На обсуждение может быть оказано влияние со стороны членов объединений, а также со стороны крупных государств, то есть решение организаций - не окончательное. Эти объединения - негосударственные (Supranational), но созданы по инициативе стран-членов этих международных организаций.
Задача МОИ как одна из функций международных организаций – это участие в поддержке мирного сотрудничества и взаимопонимания между народами, поддержка и распространение знаний в интересах человека и общества, использование всего этого через средства и технологии современной коммуникации и СМИ.
МОИ является одним из видов международных отношений. Возникновение и функционирование МОИ напрямую связаны с созданием Лиги Наций. А после создания ООН и других международных организаций МОИ был утвержден и получил признание.
В современной истории международные чиновники занимаются информационной работой и служат интересам международных организаций, строго подчиняясь управлению этих международных организаций. Они сохраняют нейтралитет в отношении членов международных организаций, когда делают информационные заявления, коммюнике, при публикации документов, чтении лекции или в своей работе в информационных центрах международных организаций в разных странах мира.

Информационные центры ООН за рубежом. Информационные центры ООН за рубежом являются инструментом распространения планов мероприятий данной организации. Генеральная ассамблея ООН 1 февраля 1946 г. приняла резолюцию о создании вспомогательной структуры при генеральном секретаре ООН, которая помогала бы ему в работе и состояла из восьми управлений, в том числе, и информационного. Решения данной резолюции также касались создания информационных центров, вследствие чего такие центры были созданы в Вашингтоне в 1946 г. и в Москве 1947 г. Их число постепенно увеличивалось в разных столицах мира.[13]
4 февраля 1952 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № (6) 595, содержащую требование к информационному управлению ООН создать рабочую программу ООН в этом направлении с учетом региональных и языковых особенностей. Резолюцией предусматривалось создание информационным управлением ООН сети информационных центров ООН в различных странах мира для укрепления связей между странами – членами ООН. Кроме того, предусматривалось также разъяснение миссии ООН, информирование о ее мероприятиях и достижениях, преимущественно о роли ООН в решении международных проблем, обеспечение доступным информационным материалом из источников ООН, создание библиотеки ООН и координирование работы со СМИ в тех столицах, где находятся центры.
Генеральная ассамблея ООН одобрила в 1962 г. программы ЮНЕСКО по оказанию помощи СМИ и К развивающихся стран. Это подтверждает роль ООН в области МОИ, после того как ее значение в оказании помощи СМИ и К было ограничено в тех государствах, которые пострадали в результате второй мировой войны. Свободный поток информации, идей и образования укрепился после Лондонского съезда ЮНЕСКО, который прошел 1-16 ноября 1945 г. при участии представителей 45 государств. В результате этого съезда при ООН была создана организация ЮНЕСКО (UNESCO) по вопросам образования, науки и культуры.[14]
Роль ЮНЕСКО в решении некоторых проблем международного обмена информацией. ЮНЕСКО в конце 40-х годов XX века изучало технологии и учебные требования СМИ и К. С этой целью было направлено 29 специалистов в 126 стран мира. Кроме того, ЮНЕСКО занималось перепиской с видными деятелями 31 страны. В результате этой переписки организация пришла к заключению о необходимости аудио-визуальных средств, решения правительственных проблем коммуникации, оказания помощи некоторым государствам для развития СМИ и К этих государств и необходимости поддержать свободу информации законодательством о СМИ и К во всех странах мира. ЮНЕСКО также создало международную комиссию из 16 ведущих международных экспертов из разных географических и культурных регионов мира для изучения проблемы обмена информацией во главе с ирландским ученым Макбрайдом – лауреатом Нобелевской премии мира. ЮНЕСКО опубликовало доклад этой комиссии на 15 языках мира под названием «Разные голоса одного мира».
В докладе была детально изложена связь между коммуникативным процессом и обществом с исторической и современной точки зрения, а также в рамках международных отношений исследован коммуникативный процесс в современном мире с точки зрения проблем профессиональной журналистики и т.п.
В докладе указана одна из таких проблем – это монополия некоторых международных информационных агентств, при этом под понятием «монополия» рассматривается влияние этих информационных агентств на поток информации, который ведет к опасности культурной экспансии в новой форме, искажению содержания информационного материала и одностороннему направлению информации, которая не отражает фактической реальности. Доклад предлагал ряд принципов, на основе которых можно создать новую информационную систему, более справедливую и с возможностью служить миру и прогрессу на всей планете: устранение неравного и несправедливого распределения власти информационных агентств в мире; ликвидация негативных последствий монополии и повышенной концентрации СМИ; обеспечение разнообразия в источниках и каналах информации и неприкосновенности журналистов; уважение традиций, культуры и прав каждой нации, выражение своей точки зрения в международном сообществе, а также выражение своих интересов и общественно-культурных ценностей; уважение прав всех народов на участие в процессе МОИ на основе сбалансирования взаимных интересов; право доступа людей, общественных и этнических групп к источникам информации и активное участие в процессе коммуникации.
Обсуждение доклада в исполнительном совете и на общем собрании ЮНЕСКО вызвало громкие дебаты, особенно когда развивающиеся страны попытались внедрить этот доклад в конкретную программу принципов работы ЮНЕСКО, которые должны соблюдаться международными монополиями. Некоторые страны мира, особенно США и Великобритания, а также большинство международных информационных агентств увидели в этом докладе стремление к ущемлению свободы информации и журналистов. Несмотря на все это в процессе МОИ необходимо сделать особый акцент на особенности каждой культуры, потому что культурная проблема сегодня является, в сущности, проблемой МОИ.
ЮНЕСКО длительное время выпускала ряд изданий о свободе информации, о МОИ и СМИ и К в мире. В 1952 г. ЮНЕСКО напечатало серию «Отчеты и доклады о массовой информации». До 1970 г. ЮНЕСКО издала более 600 докладов о СМИ и К в сельских местностях и развивающихся регионах, о роли СМИ и К в образовании, о подготовке журналистских кадров, а также статистические данные о СМИ и средствах коммуникации через спутниковые связи.
В 1955 г. генеральный секретарь ООН создал экспертную комиссию по изучению мероприятий ООН за пределами ее штаб-квартиры, в том числе, и мероприятий в области информации. Данная комиссия призывала усилить внимание к информационным центрам ООН в разных странах мира.
ЮНЕСКО оказала существенную помощь в создании центров по подготовке журналистских кадров в разных странах мира, среди которых:[15] Международный центр высшего образования журналистов в Страсбурге, учеба в данном центре началась в 1957 г. Международный центр высшего образования журналистов в Латинской Америке, который открылся в Киото в 1959 г. Центр исследования массовой информации в университете города Дакара (Сенегал) для подготовки франкоязычных африканских журналистских кадров. Институт массовой информации в Маниле, столице Филиппин. Институт информации в Бейруте, столице Ливана. Институт информации в Анкаре, столице Турции. Институт информации в Нью-Дели, столице Индии. В результате усилий ЮНЕСКО в 1959 г. были созданы: Международная организация исследований массовой информации. Международный совет кино и телевидения 1959 г. Институт исследования кино в Латинской Америке в городе Мехико в 1956 г. Общество преподавателей журналистики в Южной и Восточной Азии в 1961 г. Союз африканских информационных агентств в 1963 г.
В 1959 г. экономический общественный совет при ООН по предложению ЮНЕСКО обсудил вопрос по оказанию помощи отстающим странам в области информации.[16]
В середине 60-х гг. XX века ЮНЕСКО начала уделять особое внимание использованию СМИ и К в целях образования. В 1964 г. в Сенегале была принята шестилетняя программа, направленная на использование аудио-визуальных и других средств обучения взрослых, а также получил поддержку принцип использования фильмов и современной электронной техники в образовании.
И до сих пор ЮНЕСКО активно работает в усиливая эффективность своей деятельности в разных странах мира, нуждающихся в помощи в области информации, участвует в международных совещаниях, посвященных СМИ и К, включая коммуникации через спутниковую связь, и постоянно призывает к использованию спутниковой связи для образования и распространения научной и культурной информации.
После распада социалистической системы и бывшего Советского Союза перед ЮНЕСКО возникли новые проблемы в оказании помощи новым независимым государствам в обновлении своих информационных систем и интеграции в международную информационную систему в таком виде, который обеспечил бы поток информации и укрепил свободу информации в этих государствах.
Сегодня ЮНЕСКО остается главной международной межправительственной организацией, которая может играть ощутимую роль в создании условий для цивилизованного диалога между народами мира в XXI веке. Однако в результате революции в области средств коммуникации и информации, которая ведет, в конце концов, к открытому диалогу в условиях глобализации, ЮНЕСКО может обеспечить дополнительный успех западных развитых государств, которые держат сегодня монополии над самыми современными СМИ и К в мире, и привести к новому виду политического, культурного, экономического влияния на процессы МОИ. Но опасность в том, что это может обеспечить успех только западной модели цивилизации и оставит национальную культуру большинства народов мира без защиты и безо всякой возможности развития этой культуры среди разных культур на земном шаре.
РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СМИ. Работа с общественностью помогла международным СМИ в получении информации и информационных материалов и повысила возможность распространения СМИ на международном уровне. Компьютерная версия информационных агентств, газет, журналов, радио и теле станций и международных информационных центров в сети «ИНТЕРНЕТ» - самый лучший пример превращения сегодняшнего мира в падубе World Viluagge, международную деревню. Не исключается международная работа с общественностью, как одна из функций дипломатических служб и международной работы с общественностью. Она стала одной из основных задач дипломатических представительств, работающих за рубежом по мере возможности каждого из этих государств.
Тема – 11: РЕКЛАМА, КАК ФУНКЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Вопросы:
1. Отличии местной рекламы с международной.
2. Функции и задачи международной рекламы.
3. Международная реклама и защита национальной культуры.
4. Необходимость международной рекламы в СМИ.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. Международная реклама (International Advertising) опирается на принципы, которые стремятся создать подходящий климат для реализации товаров и услуг посредством рекламы. Основная задача международной рекламы – проникновение на международные рынки.
Способы работы внутренней рекламы коренным образом отличаются от способов международной рекламы. Причина этого различия лежит в особенностях зарубежной и внутренней аудитории, принимающей рекламный материал. Международная реклама должна точно следовать внутренним особенностям региона, куда она направлена.
Реклама не должна трогать святыни любого народа мира. Это касается текстов, рекламных рисунков и фотографий. Кроме того, в рекламе должно учитываться разное значение цветов у разных народов мира. Например, белый цвет является символом траура, а синий цвет является символом полной радости у китайцев, черный цвет является символом траура у народов Ближнего Востока, красный цвет - символом радости у народов Африки, Ближнего и Среднего Востока. Международная реклама также должна избегать использования религиозной символики. Например, полумесяц у мусульман, крест у крестьян, шестигранная звезда у евреев, корова у индусов и т.д. Потому что использование таких символов в рекламе может послужить причиной отклонения рекламы от своих главных целей.[17]
Также необходимо соблюдать языковые особенности при переводе текстов международной рекламы с одного языка на другой, а также стараться сохранить суть переведенного текста, даже если необходимо произвести некоторые изменения слов оригинального текста, чтобы уважать языковые и культурные особенности каждого народа. Например, к этому можно отнести особенности английского языка в разных англоязычных странах, таких как Великобритания, Америка и Австралия, т. е. учитывать отличия диалектов английского, арабского и других широко распространенных языков мира.
Международная реклама в начале появилась на страницах международных газет и журналов, как одна из разновидностей услуг для производителей, коммерсантов и предпринимателей, которые пожелали через рекламу в прессе сократить путь к потребителю на международных коммерческих рынках мира. После этого последовательно развивалось использование рекламы. Появились другие виды рекламы: реклама в кинозалах или на радио- и телепередачах. Международные ярмарки и выставки являются одним из ярких примеров деятельности международной рекламы, т.к. ярмарка открывает большие возможности не только для рекламы товаров и услуг, но и дает возможность прямого контакта производителей и потребителей при наличии предлагаемых товаров или услуг. Такую же роль сегодня играют международные компьютерные сети, которые сократили расстояние между рекламодателем и потребителем и сузили временные рамки, необходимые для установления контактов.
ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМЫ. В последние десятилетия 20-го века наблюдается значительное развитие в области международной рекламы в связи с использованием современных международных каналов коммуникации через компьютерные сети. Благодаря этому рекламодатели и потребители получили не только прекрасную возможность осуществить диалог на расстоянии, но и заключить коммерческие сделки и наблюдать за этапами их выполнения в считанные минуты, тогда когда совсем недавно на это уходило значительное время. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию способов и методов международной рекламы, сделало ее более эффективной.
Глобальное развитие СМИ не ограничивается вышесказанным. Оно способствовало распространению разных культур и сыграло большую роль в сближении этих культур через международный культурный диалог, осуществляемый современными международными средствами массовой коммуникации. Это в свою очередь привело к появлению общечеловеческих ценностей между разными народами мира и новых общих потребительских нужд. Все это ускорило путь международной рекламы к достижению своей цели, а также использованию идей, близких к общим понятиям, которые можно легко и просто перевести с одного языка на другой.[18]
Не смотря на это по-прежнему необходимо изучать эффективность международной рекламы и ее планирования, как со стороны правительства, так и со стороны международных организаций с целью защиты национальных культур менее развитых и бедных государств от влияния культур богатых государств, которое может привести к исчезновению национальных культур. Защита подрастающего поколения от отклонения от общественных норм этики и потребителей от ложной, неэтичной и неправильной рекламы также являются целью изучения эффективности международной рекламы. Необходимо соблюдать точность в выборе международных рекламных агентств и регистрации их в международных организациях, обязать их соблюдать культурные особенности тех районов, куда направлена эта реклама.[19]
Все государства, международные организации и международные рекламные агентства должны сохранять бдительность ради будущего человечества, т.к. рекламодатель заинтересован, прежде всего, в сбыте своего товара или услуг и установлении своего влияния на конкурентов на международном потребительском рынке. Поэтому точное исследование проблем международной рекламы принесет пользу всем, не только рекламодателям и рекламным агентствам. В настоящее время, эпоху World Viluagge, потребитель играет особую роль и влияет через современные средства коммуникации на производителей, рекламодателей, рекламные агентства и даже на СМИ, которые поставляют рекламный материал международной аудитории. Это включает также влияние на планирование информации и рекламной кампании.
Тема – 12. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ.
Вопросы:
1. Понятие информационного планирования.
2. Современные коммуникативные сети, международные информационные компании.
3. Теоретические и практические стороны планирования в международных информационных компаниях.
В результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой коммуникаций, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании государством, или относительном контролировании процесса информационного потока внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество информации, поступающее в сознание людей.
Современные сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана, которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства. Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ. Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей:
1) Теоретическая часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их практического применения Excution Problem для осуществления цели плана.[20]
Во время составления любого плана необходимо определить его общие рамки plan-frame, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного плана.
После определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения исходя из имеющихся возможностей.
Что касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning, и средние планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long term planning, превышающие 7-летний срок.[21]
Обычно средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того, ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать, что информационное планирование является одним из видов политического планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств, возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также оценить вероятность достижения цели при их изменении.[22]
После изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив alternativis. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана, который должен соответствовать следующим 10 пунктам.[23] Определение целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения; Методы; Объект информационного материала; Материальные и людские возможности; Ответственный за выполнение плана; Ответственный за наблюдением и выполнением плана; Анализ и оценка эффективности; Система наблюдения за выполнение плана; Срок выполнения.
Составители информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды соперников, стараться сохранять инициативу initiativ, и кроме того, составление международного информационного плана должно основываться на большом количестве информации об его объектах, с использованием группы специалистов Teamwork в области планирования: экономики, внешней политики, международном информационном обмене, международных средствах массовой информации, политических системах, технологиях международных средств коммуникаций, а также с использованием опыта информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях. Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и достижению поставленных целей.
2) Практическая часть информационного плана соответствует принципам и целям международного информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом на вопрос: Кто говорит и с кем говорит? аккредитованная дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки, художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты, конференции, средства массовой информации и коммуникации - все это является средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов международного информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и массовых организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.; религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы; соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний; участники международных, политических, экономических, научных встреч и конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих, туристических, информационных и художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через последовательное наблюдение за этапами выполнения международного информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда входят объекты международного информационного плана. Это исследование охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории, имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории, где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения. Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников процесса международного информационного планирования и оказать помощь при подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д., которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении максимальной эффективности и влияния.
ЛИТЕРАТУРА
на арабском языке:
1. Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
2. Атиф аль-Гамри: «Новое оружие в запасе международных экономических нарушений», газета «Аль-ахром», 1996\январь 30.
3. Бутрус Бутрус Гали: «Права человека за 30 лет», журнал «Ас-Сияса ад-дувалия», 1979\январь.
4. Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль государства», Каир, журнал «Международная политика» 1998,№134.
5. Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства». Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997.
6. Гала Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета «Аль-Ахрам». 31.03.1997.
7. Гала Мустафа, «Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной программы исследований прав человека,№3, октябрь 1997.
8. Жамиль Ахмад Худур: «Работа с общественностью». Издательство «Альмасира» Аман 1998.
9. Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
10. Ислам Каримов, «Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999.
11. Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996.
12. Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968.
13. Махмуд Ажжохари: «Новые направления в работе с общественностью», англо-египетское издательство, Каир 1971.
14. Мамдух Шавки. «Национальная безопасность и международные отношения», журнал «Ас-сияса ад-дувалия», Каир 1997, № 127.
15. Мухаммад ал-Бухари, Общественные отношения как цель международного информационного обмена. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
16. Мухаммад ал-Бухари, Анализ содержания информационного материала. Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
17. Мухаммад ал-Бухари, Международные отношения стран Азии и Африки Дамаск: 2008 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
18. Мухаммад ал-Бухари, Международная журналистика и международный обмен информацией. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
19. Мухаммад ал-Бухари, Проблемы национальной безопасности в рамке глобализации и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
20. Мухаммад ал-Бухари, Информационное общество и призывы глобализации в некоторые государства мира. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
21. Мухаммад ал-Бухари, Взаимныие интересы в Арабо-Узекских отношениях. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
22. Мухаммад ал-Бухари, Информация и международный обмен информации. Дамаск: 2007 (DarDolphin (TM) Publishers and Animation Cartoons) http://www.dardolphin.org/
23. Мухаммад ал-Бухари, Сабир Фальхут, «Глобальные проблемы международного обмена информацией»: Дамаск, дар Алаудин, 1999г.
24. Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут 1997.
25. Мухаммад Сами абдуль Хамид: «Основа международного права», 1979.
26. Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство. Каир, 1990.
27. Мухаммад аль-Бади: «Общественная структура в работе с общественностью» англо-египетское издательство Каир, 1975.
28. Мухаммад Махмуд аль-Имам «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962.
29. Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123.
30. «Разные голоса: один мир». ЮНЕСКО Париж, 1976.
31. Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии «Знание», сентябрь 1987.
32. Хазим аль-Бабляви, «Арабы и глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997.
33. Хасан нафаа: ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации. Журнал «Ас-сияса ад-давлия», Каир, 1997,№ 127.
на узбекиском языке:
1. Мухаммад ал-Бухари, Жахон ахборот агентликлари. Журнал «Узбекистон матбуоти». Тошкент, 4/2000.
на русском языке:
1. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», (Проект). Т., газеты «Народное слово» № 188/2000.
2. Каримов И.А., Узбекистан: на пороге XXI века, угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т. «Узбекистон», 1997.
3. Каримов И.А., Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. . Т. «Узбекистон», 1995.
4. Каримов И.А., Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология.. Т. «Узбекистон», 1993.
5. Каримов И.А., Узбекистан собственная модель перехода на рыночные отношения. Т. «Узбекистон», 1993.
6. Каримов И.А., Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т. «Узбекистон», 1992.
7. Каримова Л.И. Социциальная психология и реклама: Учебное пособие. Т. 2004.
8. Касымов А., Внешнеполитические ориентиры Республики Узбекистан. ТашГИВ, Т. 2000.
9. Крутских А., Федоров А.. О международной информационной безопасности. Журнал «Международная жизнь», № 2/2000.
10. Музыкант Валерий Леонидович. Теория и практика современной рекламы: Учеб пособие по базовому курсу "Паблик рилейшнз", "Реклама". М. 1998.
11. Мухаммад аль-Бухари, К.Т. Ирназаров: Сирийская Арабская Республика. Дамаск: 04.08.2008. http://www.dardolphin.org/

12. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуров: «ГОСУДАРСТВО КУВЕЙТ»: учебное пособие. Ташкент, Издательство НБУ им. А. Навои. 2007г.
13. Мухаммад аль-Бухари: «Международный обмен информацией и международные отношения»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
14. Мухаммад аль-Бухари: «Политичесие процессы в СМИ»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
15. Мухаммад аль-Бухари: «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2006г.
16. Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г.
17. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Политико-правовые основы интеграции СМИ Республики Узбекистан в мировое информационное пространство»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2003г.
18. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Арабская Республика Египет»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2002г.
19. Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
20. Мухаммад аль-Бухари, С.М. Гафуровым: «Королевство Саудовская Аравия»: учебное пособие. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
21. Мухаммад аль-Бухари, Г.Г. Неклесса: «Средства массовой информации республики Узбекистан: политико-правовые основы их деятельности»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г.
22. Мухаммад аль-Бухари, Принципы международной журналистики и международный обмен информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
23. Мухаммад аль-Бухари, Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией. ТашГИВ, Т. 2000.
24. Мухаммад аль-Бухари, международная журналистика. ТашГИВ, Т. Восоковедение, 1/1999.2000. сс 59-68.
25. Средства массовой информации в республике Узбекистан. «Жахон», Ташкент 1997.
на других иностранных языках:
1. Argenti J., Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
2. Bertrand R. Canfield, International public Relations, in International Communication, op. Cit., p. 384-385.
3. Bettran Canfield, Public Relations Principles, Cases and Problems,5 th Ed. Honewood ILL, Richard Irwin, Inc., Illinois, 1968 p.4.
4. Beeley H.. The Changing Role of British International Propaganda, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 398, Nov. 1971. P. 128.
5. Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989
6. Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Policies and Procedures, International Covvunication, op. sit., p.366-374.
7. Goetz B.E., Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949.
8. Hans Morganthue, Pоlitical Nations, Calcutta, Scientific Book Agency, 1965, chap.28.
9. Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
10. James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalizing and Localizing Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}.
11. Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State, International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
12. Paul Kennedy, Globalizing and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996.
13. Peter Drucker, The Second Information Revolution, Nuw Perspectives Quarterly, Vol/14, No. 2 Spring 1997.
14. Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., p. 346-349.
15. Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activites, in international Communnication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219.
16. Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljublljana 1968, op. P. 401-403.
17. UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
18. Wastson S., The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
07.09.2008
Примечания

[1] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, Главная редакция А.А. Громыко, А.Г. Ковалев, П.П. Севастьянов, С.Л. Тихвинский, т.1, "Наука". М., 1985, с. 223; Червяков И. В. Международные соглашения и организации по охране промышленной собственности. М., 1967.
[2] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, т.1, "НАУКА". М. 1985, с.225; Шибаева Е. А. Международные организации в области транспорта и связи. М., 1960.
[3] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, т.2, "Наука". М. 1985, сс.196; Каменецкая Е. П. Космос и международные организации. М., 1980, сс. 82–89.
[4] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, т.2, "Наука". М. 1985, С. 195 – 198.
[5] там же, с. 196; Каменецкая Е.П., Космос и международные организации. М., 1980, С. 82 – 89. Международное космическое право. Отв. ред. А.С. Пирадов. М., 1985. С. 80 –85.
[6] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, т.2, "Наука". М., 1985. С.213.
[7] там же.
[8] там же.
[9] там же.; Самойленко В.В., АСЕАН: политика и экономика. М., 1982.
[10] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Дипломатический словарь, т.2, "НАУКА". М., 1985. С. 17–18.
[11] там же.
[12] там же.
[13] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Мухаммад Али аль-Уайни. Теория и практика международной журналистики. С.179; Stevan Marjanovic and Dimitrije Pandic, Legal Position and Function of United Nations Information Centrs, Symposiom Ljublljana 1968, op. 401-403.
[14] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; Нафаъа Хасан. «ЮНЕСКО и проблемы многосторонней культуры и цивилизации». // Каир: Журнал «Ас-сияса ад-дувалия», 1997 № 127. С. 14-31; - Разные голоса: один мир. ЮНЕСКО Париж, 1976; - аль-Уайни Мухаммад али. «Теория и практика международной журналистики» с. 181. Robert P. Kright, UNESCI S international Communication Activities, in international Communication. Media, Channels, Functions. Op. Cit., p. 219. UNESCO: On the Eve of its Fortieth Anniversary, UNESCO, Paris, 1985, p. 45.
[15] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; аль-Уайни Мухаммад али. «Теория и практика международной журналистики» с.182. Ibid., pp. 222-223.
[16] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 234-235; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 112-115; аль-Уайни Мухаммад али. Теория и практика международной журналистики, с.183. Ibid., p. 224.
[17] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.187; Roland L. Kramer, International Advertising Media, International Communication. Op.cit., pp. 346-349.
[18] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.188; S. Wastson, The International Language of Advertising, International Communication, op. Cit., p. 357-365.
[19] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 235- 237; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 116-121; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.188; Gordon E. Miracle, Client s International Advertising Policies and Procedures, International Covvunication, op.exit., pp.366-374.
[20] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений»: учебное пособие. Ташкент, БОСМА, 2004г. с. 237-244; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен»: учебное пособие для магистратуры. Ташкент, ТашГИВ, 2001г. с. 121-131; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; доктор Мухаммад Махмуд аль-Имам: «Планирование для экономического общественного развития», институт высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; Омар Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.
[21] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики», англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; Habil Erhart Knauthe, Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
[22] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.196; Ледель Харт: «Стратегия и ее история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46.
[23] Мухаммад аль-Бухари: «Проблемы международного обмена информацией в условиях современных международных отношений» с. 237-244; -Мухаммад аль-Бухари: «Общественные отношения и международный информационный обмен» с. 121-131; доктор Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики» с.198; B.E.Goetz , Management, Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; J. Argenti, Corporate Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.

Комментариев нет: