пятница, 4 сентября 2009 г.

Международный обмен информацией и международные отношения 2 из 3


Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Ташкентский государственный институт востоковедения

Мухаммад аль-БУХАРИ

Международный обмен информацией и международные отношения

Ташкент – 2006

ТЕМА 4. Международный обмен информацией и международное взаимопонимание
Вопросы:
1. Определение международного взаимопонимания посредством международного обмена информацией.
2. Иностранные языки как средство интеллектуального международного обмена информацией.
3. ЭСПЕРАНТО, как средство интеллектуального международного обмена информацией.
4. Международный обмен информацией, как один из факторов, тормозящих международное взаимопонимание.
5. Международная информационная безопасность.
6. Разногласия между государствами Севера и Юга в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности.
Лучшим средством международного взаимопонимания является международный обмен информацией. Он должен быть точен и логичен в обзоре событий, давать правдивый и всесторонний анализ, не терпящий искажения и должен содержать только факты.
Эта идеальная картина создаётся сама собой, когда речь заходит о международном мире, взаимопонимании и обсуждении противостояния во всех видах. Противостояние заменяется переговорами в решении местных, региональных и международных проблем, а его участники стремятся учитывать общечеловеческие интересы. Такой подход можно встретить в текстах ряда международных законов, если они приведены в практическое исполнение, или в трудах философов на протяжении многих веков, где говорится о проблеме международного взаимопонимания и сотрудничества между народами. Но международные отношения и различные общественные явления характеризуются динамичностью и быстрым изменением. То, что сегодня является лишь идеалом, завтра станет реальностью. Например, то, что было нереальным до распада СССР и социалистического лагеря, которым СССР руководил, сегодня, после их быстрого и неожиданного распада и окончания холодной войны между Востоком и Западом, стало реальностью.
Сегодня в мире говорят на 2800 языках и диалектах, что затрудняет международное взаимопонимание и требует больших расходов на синхронный или письменный переводы на международных конгрессах, встречах или в средствах массовой информации, которые предназначены для граждан зарубежных стран. Поэтому международный союз ЭСПЕРАНТО (Universlle L'Associa­tion I'Esperanto) является как бы смесью европейских языков, особенно французского, английского, испанского и немецкого. Этот союз стремится к распространению языка эсперанто. Он организовал обучение, используя международные отношения для достижения культурного сотрудничества и сближения между народами. Несмотря на то, что ЮНЕСКО признало эсперанто как средство интеллектуального международного обмена и сотрудничества между народами, и несмотря на поддержку глав ряда государств, учёных-языковедов, членов научных академий, институтов, профессоров университетов, писателей, художников, артистов, журналистов, среди которых ряд лауреатов Нобелевской премии, этот язык не смог получить задуманного распространения.
Мы видим, что крупные державы заинтересованы в распространении своих языков на международном уровне, в результате политики силы и колонизации в мире. Самыми распространёнными в мире стали языки стран колонизаторов. Несмотря на уменьшение колонизации во второй половине XX века, преодоление наследия колонизаторов в независимых государствах налицо, в том числе использование этих языков в целях научного, технического и культурного прогресса. Очевидно, что молодёжь многих стран стремится к изучению языков ведущих стран мира, что помогает им в учёбе и научных исследованиях, способствует использованию современных средств коммуникации, взаимопониманию между народами и международному обмену информацией.
В случае несоблюдения последовательности подачи фактов, их искажения, когда тема освещается в интересах государств, распространяющих информацию, в случае намеренного искажения информации в пользу одной из сторон, участвующей в конфликте, международный обмен информацией является одним из тормозящих факторов в международном взаимопонимании. Таким образом, создаётся манипуляция мышлением человека, использование его в своих интересах.
Необъективная информация освещает факты с одной стороны, лишает человека возможности получить правдивое изложение фактов и событий и стать их очевидцем. Таким образом, международный обмен информацией является одним из средств проведения внешней политики в государствах в совокупности с другими инструментами внешней политики. Поэтому при обмене информацией так важны объективность, последовательность, неискаженность подаваемых фактов. Это является одной из важнейших задач во внешней политике некоторых государств. Однако многие страны по разному используют свои экономические возможности и научно-технический прогресс, прибегая для этих целей к источникам информации.
Развитые страны управляют крупными информационными агентствами, которые монополизировали распространение информации во всём мире. Добавим сюда радио- и телестанции, международные компьютерные сети, распространённые на международной арене газеты и журналы, современные средства коммуникации, сеть спутниковой связи, через которую мы имеем возможность моментально передать и получить разнообразную информацию из любой точки земного шара без каких-либо ограничений. Научно-технологическое развитие в области коммуникации дало возможность средствам массовой информации стать очень опасным оружием в руках развитых и богатых стран и с их помощью оказывать влияние на общественное мнение.
Особая опасность заключается в том, что средства массовой информации могут быть использованы для разжигания религиозных, национальных и этнических конфликтов, вместо того, чтобы призывать к миру, сотрудничеству и взаимопониманию между народами, осуждать все проявления экстремизма и служить общечеловеческим интересам и прогрессу.
Международная информационная безопасность. Прогресс в информационно-технологической сфере, наряду с объективными благами, которые он уже дал человечеству, и еще большими благами, ожидаемыми в будущем, создал принципиально новые потенциальные угрозы использования достижений в этой области в целях, несовместимых с задачами поддержания международной безопасности и стабильности международного обмена информацией (МОИ). Проблема информационной безопасности процессов МОИ как таковая основывается на уже сформировавшейся фундаментальной зависимости всех сфер жизнедеятельности человека, общества и государства – экономики, политики, науки, культуры, образования, обеспечения национальной и глобальной безопасности, нормальных процессов МОИ, надежного функционирования информационных и телекоммуникационных систем, средств и технологий. Увеличение за счет новейших информационных технологий и средств воздействия на индивидуальное и общественное сознание и без того огромного накопленного в мире военного потенциала, причем, в первую очередь, у высокоразвитых стран, ведет к изменению глобального и региональных балансов сил, к внесению дополнительной напряженности между традиционными и нарождающимися центрами силы, к появлению новых сфер конфронтации.
Для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в информационных технологиях и средствах манипулирования общественным сознанием для информационной, экономической, культурной, политической и военной экспансии, применяя неограниченный пока никакими положениями международного права вид оружия – информационный.
Страны, пока неспособные создать собственные средства информационного воздействия, начинают проявлять интерес к закупкам таких средств, становясь тем самым инициаторами создания новых видов вооружения. К этому процессу уже подключились политические группировки, «новый» оружейный бизнес, а наряду с ними – террористические и криминальные организации и группы. Таким образом, прогресс в информационных технологиях, так же, как и ранее в ядерных, чреват новым витком гонки вооружений, который вновь отвлечет огромные ресурсы от целей мирного созидания и нормальной системы МОИ.
В условиях масштабности, жизненно важной значимости и одновременно уязвимости складывающейся глобальной информационной структуры, применение информационного оружия, как средства ведения широкомасштабных невидимых войн, может вызвать последствия, вполне сравнимые по силе своего воздействия на потенциально важные объекты с «традиционным» оружием массового поражения (ОМП). Не случайно в бюджетах некоторых ведущих стран расходы на информационную безопасность предусматриваются в одном пакете с ассигнованиями на защиту от применения ОМП. Но война с применением информационного оружия в отличие от «классических» видов ОМП может вносить и внутренние изменения в процессы МОИ.
Это оружие как нельзя лучше подходит для применения в гражданских целях, в борьбе за власть, в сепаратистских и межнациональных конфликтах. К сожалению, мы сегодня имеем такие примеры. Не менее реальна угроза воздействия на информационные структуры в террористических и криминальных целях, результаты которого в этих условиях также могут дать катастрофический эффект в процессах МОИ.
Как итог осознания этого – принятие 54-й сессией Генеральной ассамблеи ООН 1 декабря 1999 года резолюции 54/49. Естественно, к пониманию этого государства-члены ООН пришли не сразу. Во многом процесс был ускорен благодаря активности дипломатов.
Пройденный путь отмечен следующими вехами: май 1996 года – Международная конференция по глобальному информационному сообществу в Мидранде (ЮАР). Спонтанно поднятый вопрос о назревающем «новом вызове» породил неожиданно бурную реакцию. Проблема оказалась не только интересной, но, как выяснилось, практически созревшей для обсуждения. Стало ясно – ее надо выносить на переговорный уровень.
Россия инициировала обсуждение проблемы международной информационной безопасности в процессах МОИ. 23 сентября 1998 года министром иностранных дел Российской Федерации И.С. Ивановым было направлено специальное послание Генеральному секретарю ООН. Оно содержало предложение о внесении в повестку работы Организации проблемы международной информационной безопасности посредством рассмотрения представленного проекта специальной резолюции по этому вопросу. Как отмечалось в выступлении российского министра иностранных дел на 53-й сессии ГА ООН, суть российского предложения заключается в противодействии потенциальной угрозе использования современных достижений в области информационных технологий в целях, несовместимых с задачами поддержания международной безопасности.
Резолюция на основе российского проекта была принята, но в смягченном виде. В проекте отсутствовали многие нужные, конкретные предложения по организации практического противодействия возможному военному применению информационных технологий, констатации опасности создания информационного оружия и разжигания информационных войн. Но вместе с тем, на уровне ООН впервые международным сообществом единодушно было признано наличие военной составляющей мирового процесса международного обмена информацией. Это явилось важным политическим достижением. В это время, наверно, члены ООН еще не были готовы признать наличие проблемы во всей ее многоплановости. Серьезный шаг в этом направлении был сделан на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В 1999 году мир получил возможность ответственно подойти к проблеме и взвесить свои представления о роли МОИ в мире, о войне и мире в информационной сфере. На конкретных примерах трансграничных информационных операций в процессах МОИ, в том числе, непосредственно военных, боевых, в умах многих политических деятелей «несуществующая война» приобрела реальные очертания, постепенно становясь явью. Осознавая всю серьезность потенциальной угрозы внешнего или криминального воздействия на свои информационные ресурсы, некоторые страны на национальном уровне начали реализацию долгосрочных государственных программ, направленных на обеспечение информационной безопасности, в первую очередь критически важных инфраструктур МОИ. Однако при этом они столкнулись с феноменом глобальной взаимозависимости национальных информационных пространств и вынуждены были признать, что успех их национальных усилий по охране своего информационного ресурса, в конечном счете, будет зависеть от уровня защищенности и «неагрессивности» других информационных пространств - и не обязательно соседних государств, а всех тех, с которыми их информационные ресурсы объективно связаны в процессах МОИ.
Примерно с начала 90-х годов вопрос информационного оружия и информационных войн стал довольно активно обсуждаться специалистами разных стран. Появилось большое число публикаций. На многих конференциях, семинарах, симпозиумах в том или ином виде поднимались вопросы немирного использования программно-технических разработок и путей защиты информационного ресурса от их воздействия в процессах МОИ. Однако все эти обсуждения и публикации были далеки от международно-переговорного круга проблем и не вызывали большого интереса у неспециалистов по МОИ. В этом отношении принятие резолюции 53/70 послужило как бы предупредительным знаком на пути, идя по которому, человечество неминуемо попало бы в информационный омут, а омут представляется достаточно глубоким в процессах МОИ. В него человечество в XXI веке окунулось бы «с головой».
Оказалось, что к этому времени уже имелись не только значительные наработки в области создания средств воздействия на информационные ресурсы, но и многочисленные неоспоримые факты военного применения средств, которые иначе как информационным оружием названы быть не могут.
Выяснилось, что имеется достаточно информации о развертывании рядом индустриально развитых стран целенаправленных исследований и разработок соответствующих технических средств, технологий и методик применения, которые позволили бы осуществлять непосредственный контроль над информационными ресурсами потенциального противника, а в необходимых случаях и прямо воздействовать на них в процессах МОИ. В настоящее время ведется, а в некоторых странах уже завершена, разработка средств информационного противоборства, с вероятными противниками как в условиях военных конфликтов различной степени интенсивности, так и в мирное время, причем не только на стратегическом, но и на оперативном и даже тактическом уровнях, вплоть до поля боя на арене МОИ.
Большое внимание уделяется вопросам защиты собственного информационного пространства от действия информационного оружия со стороны враждебных государств, несанкционированного воздействия на инфросферу. Как известно, в некоторых странах ведение информационной войны предусматривается военными доктринами и ведется подготовка личного состава вооруженных сил и специальных подразделений, предназначенных для осуществления информационных операций в процессах МОИ.
Разногласия между государствами севера и юга в связи с необходимостью соблюдения национальной безопасности. Есть противоречие между двумя группами стран, первая из которых представлена промышленно развитыми государствами, а вторая – теми государствами, которые поддерживают новый международный экономический порядок согласно решению ООН в 1974 г., т.е. разногласия между государствами развитого Севера и развивающегося Юга.
В результате дискуссии члены технических комитетов пришли к выводу, что в процессах МОИ необходима координация действий между государствами по вопросам природных катастроф и информированию тех государств, которых это касается. Относительно информации, полученной через искусственные спутники, возникает много разногласий, для устранения которых необходимо следующее:
Первое. Государство, подвергающееся электронным наблюдениям на расстоянии, должно запретить делать фотоснимки его территории без разрешения на съемку, а также отказать в передаче этой информации другим государствам, организациям, общественным или собственным учреждениям. Большинство развивающихся стран поддержали это, чего не сделали развитые страны.
Наблюдения с расстояния должны соблюдать права государства-объекта наблюдения по использованию своих природных ресурсов, в том числе и по информации об этих ресурсах.
Второе. В условиях отсутствия конкретных юридических основ, международное сообщество пока ещё далеко от принятия правил организации передвижения и получения информации через спутники связи в процессы МОИ. Необходимо принять некоторые общие правила, которые могли бы оказать помощь в этой области.
ТЕМА 5. Проблемы международного обмена информацией
Вопросы:
1. Особенности международного обмена информацией.
2. Политические препятствия в процессе международного обмена информацией.
3. Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией.
4. Монополия в международном обмене информацией.
5. Влияние международного обмена информацией на принятие политических решений.
6. Проблемы получения информации на современном этапе.
7. Необходимые правила организации передвижения и получения информации.
А) Политические препятствия в процессе международного обмена информацией. В последние годы XX века заметно возросла роль средств массовой информации, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующихся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах, несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные являются их потребителями.
Внешняя политика различных стран мира и всемирное общественное мнение взаимно влияют друг на друга. Такое взаимовлияние представляет собой очень сложную политическую проблему, связанную с интересами и противоречиями в различных странах мира, особенно в развитых. Эти интересы выходят далеко за пределы их географических и политических границ. Политические, экономические и идеологические проблемы разных стран разнятся, а в результате международного обмена информацией становятся сложными и оказывают взаимовлияние. Но это только один из факторов во внешней политике государства, который зависит от эффективности и силы средств массовой информации, направленных за рубеж.
Международные средства массовой информации в процессе международного обмена информацией стремятся служить конкретной политике и, в своём большинстве, соответствуют политике и требованиям международного взаимопонимания. Это связано с тем, что в основном, эти средства противостоят конкретной политической проблеме и поддерживают те направления, которые содействуют проведению внешней политики государства. Иногда эти направления отходят от последовательности и точности в изложении фактов. Но эти средства массовой информации имеют большой успех в убеждении аудитории. Большинство потребителей информации впоследствии принимает позицию этих СМИ, становится на их сторону в обсуждении проблем. Но факты говорят о другом. Это происходит потому, что международная ситуация, международное взаимопонимание и международные симпатии соотносятся с внешней политикой этого государства. Это создаёт противнику благоприятные условия для убеждения международной общественности в справедливости и правдивости своих позиций.
После распада социалистической системы и СССР, а также окончания холодной войны между Востоком и Западом и частичного улучшения международных отношений, идеологическая борьба, которая длилась долгое время, была ослаблена и видоизменена, то есть приняла вид укрепления демократии, улучшения международной атмосферы и борьбы против религиозного фундаментализма и международного терроризма. За это ответственны определённые силы, направляющие и контролирующие поток информации. Соперничество между региональными и международными блоками, которые всегда боролись друг против друга за присвоение себе инициативы в направлении ударов в информационных кампаниях, ослабло. Это привело к быстрому развитию технологии коммуникаций. То, что полвека назад было еще мечтой, сегодня стало реальностью. Одной из самых сложных проблем, стоящих перед международными средствами массовой информации, является отсутствие связи между внешней политикой государства и международным, региональным общественным мнением. Это заметно во время конфронтаций, время от времени возникающих между ними.
Когда же средства массовой информации направляют свои усилия для подготовки международного общественного мнения по какой–либо проблеме, то они вынуждены принимать позиции, часто не совпадающие с региональным общественным мнением. Это является сложной проблемой для тех, кто планирует и проводит политику на внутреннем, региональном и международном уровнях.
Глобальное развитие современных средств коммуникации, средств массовой информации перешагнуло расстояние, географические границы, языковые, культурные и цивилизационные барьеры между народами. Сегодня информация о событии, случившемся в любой точке земного шара, доступна для человека, находящегося на большом расстоянии от его эпицентра. Таким образом, государства сумели использовать все эти средства как некую силу, регулирующую общественное мнение. Это стало возможно с распространением средств массовой информации по всей планете. Инициатива и выбор оказались в руках у тех, кто владеет современными средствами коммуникации, кто направляет международные средства массовой информации, принимает решения, как оформить и подать информацию в том виде, в каком им это выгодно.
Мир стремится к улучшению международных отношений и положительному сотрудничеству между народами. Но это не значит, что международные проблемы и конфронтации закончились, наоборот, возникли новые, а некоторые просто видоизменились или обновились. Изменения в международном положении, глобальная динамика международных отношений и повышение эффективности в процессе международного обмена информацией требуют у специалистов средств массовой информации хорошего знания международных отношений в области экономики, политики, культуры, науки и истории. Они должны также хорошо владеть информацией и иметь представление о ведущих политических тенденциях в современном мире, о позиции различных государств в современных международных отношениях. Это необходимо для того, чтобы государство, заняв свое определённое место в международном обмене информации, проводило правильную внутреннюю и внешнюю политику, особенно теперь, когда для средств массовой информации границ не существует.
Б) Экономические препятствия в процессе международного обмена информацией. Международный обмен информацией играет важную роль в современном обществе, так как участвует в обогащении и обновлении культуры, даёт представление народам друг о друге, старается создать новые традиции в обществе. Но средства массовой информации и коммуникации сегодня подчинены власти капитала, который укрепляет экономические, промышленные и коммерческие корни и требует огромных инвестиций. На средства массовой информации налагается государственная монополия или монополия нескольких государств сразу. В последнее время наблюдается глобальное развитие в экономике и науке, особенно в последние десятилетия XX века. Это сопровождается развитием мировых коммуникаций и средств массовой информации в мире, которые стали монополией стран-производи­телей. В то же время они недоступны для бедных стран, потому что создание таких технологий требует больших ресурсов, инвестиций и исследований.
Поэтому мы видим, что экономическое положение и прогресс технологий и науки в любом государстве, оставил свой отпечаток на развитии средств коммуникации и современных средств массовой информации. Это дало возможность развитым странам монополизировать международные информационные агентства, спутниковые радио- и телеканалы, наиболее популярные газеты и журналы. Эти средства массовой информации являются основным источником информирования в мире.
Огромные промышленные инвестиции в области средств коммуникации централизованы в развитых странах. В то же время развивающиеся страны являются потребителями информации развитых стран, через импорт и международные экономические проекты помощи. Это создаёт большие технические сложности в эксплуатации технологий странами-импортёрами, потому что источники приобретения этих технологий разные. И страны-потребители технологий не готовы к их использованию. А это требует дополнительных изменений техники ещё до начала её эксплуатации, что ведёт к увеличению расходов.
Процесс получения международной информации и её распространение сами по себе очень дорогостоящи. Многие государства не могут позволить себе таких расходов. Это обстоятельство отличает бедные и богатые государства. Но как и раньше, развивающиеся страны испытывают острую нужду в информационных службах и в электронных средствах массовой коммуникации, теле- и радиостанциях.
Немало проблем из-за нехватки средств, необходимых для использования странами международных сетей и телеканалов через спутниковую связь. Отсюда видно, что технологический прогресс базируется на возможностях богатых и крупных государств, которых в международном обществе – единицы. Только эти страны могут финансировать дорогостоящие проекты по производству технологий и необходимых средств коммуникации для средств массовой информации. Это позволяет им так или иначе влиять на менее развитые страны.
Как известно, средства массовой информации в любой стране мира опираются на внутреннюю информацию, подаваемую в интересах своего государства. Ряд научных исследований показал, что прогресс международного обмена информацией отражает информацию ведущих развитых государств, а также менее развитых, но имеющих влияние на международную внешнюю политику. Крупные государства, такие как США, Англия, Франция, в меньшей степени Россия и другие развитые страны, держат монополию на международные средства массовой информации. Это даёт им возможность подавать информацию, исходя из своей точки зрения, то есть, международный обмен информацией является односторонним.
В своих сообщениях и материалах средства массовой информации опираются на информацию своих государств и союзников. Важные международные события освещаются в соответствии с официальной политикой государства. Благодаря своему военному, политическому и экономическому потенциалу, посредством своих информационных агентств, таких как Юнайтед Пресс, Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Франс Пресс, ИТАР–ТАСС, международного канала Си-Эн-Эн, международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ (которой владеют США), а также благодаря развитой информационной инфраструктуре и современным технологиям, богатые страны влияют на международную политику, поэтому информация агентств этих государств является первичной и решающей. Она влияет на процесс международного обмена информацией, направляет его, опираясь на свои интересы и интересы своих союзников.
Такое неравное положение в некоторых случаях приводит к тому, что граждане многих стран знают о своей стране намного меньше, чем о таких развитых странах, имеют лучшее представление об отдалённых государствах, чем о граничащих с ними, потому что получают основной поток информации, направленный непосредственно к ним на их родном языке из развитых государств.
С одной стороны, развитые страны выпускают всё необходимое для информационного производства: от аудио- и видеомагнитофонов и телекамер до типографской техники, бумаги, а также высокотехнологичной вычислительной техники, приборов для передачи и приёма радиосигналов. С другой стороны, они пускают огромный поток информационных материалов через газеты, журналы, книги, радио- и телепередачи, кино-, видеофильмы и вспомогательные средства обучения. Очевидно, что развивающиеся страны не могут производить эти информационные материалы, технику. В некоторых государствах устанавливаются большие таможенные пошлины на импорт зарубежной информационной техники, и даже налог на бумагу. Это происходит из-за трудного экономического положения в развивающихся странах.
Отсюда видно, насколько международный обмен информацией находится под влиянием экономического положения всех государств мира. Страны, которые владеют информационными технологиями и возможностями, влияют на весь мировой поток информации и на государства, которые попадают в международный поток информации. В процессе международного обмена информацией развивающиеся и бедные страны находятся в прямой зависимости от поданной для их аудитории информации. Они даже не имеют возможности выпускать ежедневно хотя бы одну газету, которая отражала бы их интересы. То есть они оказываются под полным влиянием зарубежного международного потока информации. И естественно, что аудитория этих государств получает информацию гораздо менее полную, чем аудитория развитых стран.
В) Особенности международного обмена информацией. Маршал Маклюэн говорил, что содержание информации нельзя рассматривать в отдельности от технологии, которая используется средствами массовой информации, потому что публикация информационных материалов и природа аудитории, к которой направлена информация, напрямую взаимосвязаны и влияют на средства массовой информации. Средства массовой информации, которые общество использует или вынуждено использовать, определяют реакцию общества на обсуждаемую проблему. Каждое новое информационное средство образует новые обстоятельства, влияющие на людей, на способ их мышления и работы.
Информационные средства являются продолжением чувств человека. Телевизионная камера, например, увеличивает наши зрительные возможности, микрофон – слуховые, а электронно-вычислительная техника (компьютер) расширяет функции человеческого мозга в той же мере, что и сознание.
Современные средства массовой информации (в качестве увеличителя способностей и чувств) открывают перед человеком новые возможности, но в то же время представляют для него угрозу, потому что способность человека чувствовать, проникать в далёкое и недоступное, делает его доступным и уязвимым. Ведь чувства можно использовать и оказывать на них влияние. Для преодоления этой угрозы Маклюэн указывает на важность максимального информирования людей с помощью средств массовой информации. Зная процесс формирования технологий, окружающих человека, можно взять их под контроль и преодолеть их возможное влияние.
Наряду с технологическими возможностями, формирующими мировоззрение людей, актуальной является и проблема аудитории. Это сфера, где человек чувствует себя личностью, осознаёт свою индивидуальность и способен преодолеть негативные обстоятельства, возникающие в окружающем его мире. Мы должны признать, что технологические изменения неизбежны, они происходят постоянно. Их необходимо понимать и осмысливать, вместо того, чтобы противостоять им, как иногда делают некоторые.
Одна из проблем, стоящих перед процессом международного обмена информацией, – это обстоятельства, окружающие человека. В разных государствах они различны, как в регионах, так и внутри одного государства. Поэтому важно, чтобы специалисты средств массовой информации и журналисты могли умело владеть этой информацией. Такие знания легко получить в отношении к внутренней информации и гораздо труднее в отношении международной, где обстоятельства и языки стран, регионов и континентов разнятся.
С расширением и развитием средств массовой информации мир стал похож на международную деревню. Этому способствовало немало факторов: развитие средств коммуникации, эмиграция населения, поток туристов, проживание граждан различных стран в других государствах с целью получения образования или работы; увеличение объёма, скорости и разновидностей корреспонденций; наступление эпохи прямого диалога через телексное, факсимильное оборудование, электронную почту и международные компьютерные сети; развитие радио- и телеканалов, распространение спутниковой связи.
Более тесное соприкосновение с развитыми народами породило культурные и общественные изменения. Появились новые ценности, ранее не игравшие такой роли.
Специалисты в области средств массовой информации и журналисты должны учитывать эти изменения, связанные с деятельностью информационных кампаний, направленной как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. Это необходимо для более эффективного восприятия аудиторией информации, чтобы её реакция не противоречила целям информационной кампании. Работники СМИ должны учитывать культурное, научное и технологическое развитие, разницу политических систем и убеждений в различных странах мира, разницу в уровне развития между государствами одной системы.
Г) Монополия в международном обмене информацией. Сегодня в мире как никогда сильны интеграционные процессы. Страны стремятся к различным объединениям. Несмотря на значительный прогресс в области СМИ, во многих странах основным источником информации остаются всё те же 5 информационных агентств: Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Юнайтед Пресс, Франс Пресс и ИТАР–ТАСС. Это притом, что отечественные агентства прилагают все усилия, и почти во всех странах мира есть большая сеть иностранных корреспондентов, которые отправляют информацию непосредственно в свои агентства.
Монополия связана с концентрацией процесса международного обмена информацией и указанными выше политическими и экономическими проблемами. В результате монополизации получается, что небольшое количество стран является источником международной информации для подавляющего большинства государств мира.
В свете исторических фактов видно, что французское телеграфное агентство, которое носило название Хавас (Havas), английское телеграфное агентство Рейтер (Reuter), немецкое телеграфное агентство Вулф (Wolff) разделили мир на сферы влияния более века тому назад. В то время это был продукт колониальной политики, внедрённый европейскими странами: Францией, Пруссией и Британией. Именно эти страны стали компаньонами в области международной информационной связи. У них была только одна цель – получение прибыли и поддержка тех правительств, которые помогали бы им сохранить свою власть. То есть они имели общие интересы.
В 1856 году эти агентства договорились о координации своей работы для устранения соперничества между собой и для извлечения максимальной прибыли. Международная монополия на информацию усилилась после подписания информационного соглашения в 1870 году, которое разделило мир на несколько сфер влияния с правом работы каждого агентства. На основании этого германское телеграфное агентство Вулф установило монополию на приём и передачу информации в Германии, а также в Австрии, Голландии, Скандинавии, Российской империи и на Балканах. В это время телеграфное агентство Вены было филиалом германского телеграфного агентства.
Французское телеграфное агентство Хавас получило монопольное право на распространение информации в Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Средней и Южной Америке. Совместно с телеграфным агентством Рейтер, которое имело право действовать в Британской империи, на Дальнем Востоке и в Османской империи, Хавас распространяло своё вещание на Египет.
Американское телеграфное агентство (The New York Asso­ciated Press) было менее значительным участником этой международной монополии. Оно получило право действовать только внутри США.
А российское телеграфное агентство (The Russian Telegraph Agency), получало информацию через германское телеграфное агентство Вулф.
Хотя американское телеграфное агентство после его реконструкции стало полноправным членом этой монополии, в первые десятилетия XX века оно не могло конкурировать с остальными агентствами. Это агентство отказало южноамериканским газетам в просьбе сотрудничать с ними. Издателей этих газет не устраивала французская информация и пропаганда, которую они получали через французское телеграфное агентство Хавас. Причиной отказа было соглашение о монополии.
Но эта монополия распалась с появлением американского телеграфного агентства Юнайтед пресс, которое не состояло членом международной монополии и стало сильным конкурентом Ассошиэйтед Пресс на международном информационном рынке, в частности в Южной Америке. В связи с этим международная монополия дала некоторые преимущества Ассошиэйтед Пресс, как представителю монополии на рынке Южной Америки и США.
Таково было положение вплоть до 30-х годов XX века, когда американское телеграфное агентство Ассошиэйтед Пресс нарушило соглашения о международной монополии и внедрилась в информационный рынок Японии, которая была сферой влияния британского телеграфного агентства Рейтер.
Французское телеграфное агентство Хавас, британское телеграфное агентство Рейтер и немецкое телеграфное агентство Вулф – каждое из них поддерживало внешнюю политику своей страны. В результате этой конфронтации, международная монополия распалась. Когда под влиянием нацистской пропаганды из этого союза вышла Германия, было сожжено французское телеграфное агентство Хавас, французы выдвинули против него обвинение в предательстве своих национальных интересов.
Вместо Хавас появилось другое видное международное телеграфное агентство – Франс Пресс (AFP), а британское и американское агентства (Рейтер и Ассошейтед Пресс) продолжали свою работу. Таким образом, немецкое агентство исчезло, французское изменилось, а английское и американское продолжали свою деятельность, как и раньше. Это произошло после II мировой войны. В то время на международной арене возникло советское телеграфное агентство ТАСС, которое после распада СССР превратилось в ИТАР–ТАСС, принципиально отличающееся от остальных по своему устройству.
Отсюда видно, что, кроме распространения в районах монополии, в процессе международного обмена информацией, международные средства массовой информации стараются передавать и распространять политические, экономические и военные позиции в соответствии со своими интересами. Эта проблема до сих пор является существенной и нежелательной для развивающихся и бедных стран, которые вынуждены пользоваться этими материалами, продолжая оставаться объектами влияния.
Это объясняет стремление развивающихся и малоразвитых стран создавать региональные и международные блоки для организации сильных средств массовой информации, которые бы избавили эти страны от международной монополии в средствах массовой информации и коммуникации в приёме, передаче и распространении международной информации. Например, Ассоциация телеграфных агентств стран Неприсоединения, которая объединила государства с одинаковыми позициями и интересами, была призвана защищать их интересы и права, ослабляя международную монополию с её влиянием на поток информации. И хотя на эту ассоциацию были возложены большие надежды, она не смогла противостоять основным пяти международным телеграфным агентствам или изменить ход международной информации. Информация продолжала поступать с Севера на Юг.
Д) Влияние международного обмена информацией на принятие политических решений. Средства массовой информации оказывают большое влияние на массы, особенно на политической арене, поэтому возникла необходимость изучить влияние средств массовой информации на политических деятелей и на принятие политических решений. Лидер общественного мнения не стремится занять это положение и не считает себя лидером. Но лидеров отличают несколько особенностей: 1) они представляют какую-либо фракцию, на которую имеют влияние; 2) они являются лидерами в меру своей компетентности; 3) они отличаются от других представителей своей фракции и являются наиболее заметными субъектами средств массовой информации; 4) они более других общаются с лидерами других групп; 5) всегда находятся в центре событий.
Таким образом, СМИ сами определяют, какую информацию следует опубликовать, а какую нет, в зависимости от ситуации.
Средства массовой информации играют роль посредника между властью и массами, передавая информацию от лиц, проектирующих политику.
Общественное мнение по поводу проведения политики при этом не учитывается. Это происходит в основном в развивающихся и слабо развитых странах. Средства массовой информации используют для укрепления конкретных политических решений, для создания определённой почвы перед началом каких–либо событий, а также для создания, укрепления и поддержки точки зрения оппозиции. Этим объясняется то обстоятельство, что политические деятели, особенно в развитых странах, рассматривают средства массовой информации и общественное мнение как равные силы, влияющие друг на друга. Это касается и тех, кто формирует внешнюю политику государства.
Некоторые политические аналитики считают, что средства массовой информации правдиво отражают общественное мнение и исходят из этого в формировании внешней и внутренней политики. Но факты показывают, что в любой стране мира информационные учреждения принимают решения о том, публиковать или не публиковать тот или иной материал.
Международный обмен информацией оказывает влияние на внешнюю политику государства, конкретных политических лидеров, так как они принимают решения, исходя из этой информации. Вот почему международный обмен информацией играет важную роль во время экономических и политических кризисов, природных катастроф, военных столкновений или при угрозе применения военной силы.
Политические лидеры, которые принимают жизненно важные решения, изучают все источники международной информации до принятия решения, равно как и дипломатические источники, и источники органов безопасности государства.
Существует целый ряд научных учреждений, которые изучают связь международного обмена информацией с процессом принятия политических решений.
Информационные исследования, проведённые в США журналом «Public Opinion Quarterly», показали, какие средства массовой информации используют ведущие политические и экономические лидеры США в качестве источника для принятия и выполнения различных политических и экономических решений. В исследовании приняли участие 545 человек, среди которых – лидеры основных групп общества: промышленные производители 48; непромышленные производители 53; мультимиллионеры 29; председатели профсоюзов 48; члены американского конгресса 58; работники федеральной службы 60; высшие должностные лица гражданской службы 54; официальные лица политических партий 51; лидеры благотворительных обществ 53; работники прессы 65.
Лидеры из неосновных секторов общества: сотрудники Белого дома 6; академики, в основном экономисты 15; остальные 5; всего 545.
Это исследование также показало, что к самым читаемым американским газетам и журналам относятся: Нью-Йорк Таймс The New York Timеs; Уолл Стрит Джорнэл The Wall Street Journal; Вашингтон Пост The Washington Post; Вашингтон Стар The Washington Star; Нью–Йорк Пост The New –York Post; Чикаго Трибьюн The Chicago Tribune.
А к наиболее регулярно читаемым газетам и журналам относятся: Тайм Time; Ньюсвик Newsweek; Нью–Йорк Таймс The New York Times; Мэгэзин Magazine; Ю.Эс.Ньюс энд Уорлд Репот U.S.News and World Report.
В процентном соотношении это выглядит так: World Street Journal (Уорлд Стрит Джорнэл) читают, промышленные работники 84 %; мультимиллионеры 65 %; конгрессмены 31 %. The Washington Post (Вашингтон Пост) конгрессмены 82 %. The Newsweek (Ньюсвик) работники прессы 81 %; конгрессмены 68 %; промышленные работники 59 %; лидеры политических партий 53 %; высшие должностные лица гражданской службы 40 %. The New York Time Magazine (Нью-Йорк Тайм Мэгэзин) работники прессы 78 %; промышленные работники 46 %; высшие должностные лица гражданской службы 40 %; конгрессмены 30 %; лидеры политических партий 23 %. Time (Тайм) сотрудники и работники прессы 76 %; работники промышленности 70 %; конгрессмены 66 %; лидеры политических партий, высшие должностные лица 58 %; гражданской службы 36 %. U.S.News and World Report (Ю.Эс. Hьюс энд Уорлд Рипот) конгрессмены 70 %; лидеры политических партий 65 %; промышленные работники 50 %; должностные лица гражданские службы 30 %; работники прессы 24 %. The New York Times (Нью-Йорк Таймс) конгрессмены 67 %; промышленные работники 64 %; мультимиллионеры 54 %. Business Week (Бизнес Уик) работники промышленности 63 %; лидеры политических партий 26 %; должностные лица гражданской службы 21 %; конгрессмены 20 %; сотрудники прессы 19 %. The Life (Лайф) сотрудники прессы 61 %; конгрессмены 48 %; лидеры политических партий 42 %; работники промышленности 33 %; должностные лица гражданской службы 25 %.The Washington Star (Вашингтон Стар) конгрессмены 58 %. Journalizm (Журнализм) сотрудники прессы 58 %; председатели благотворительных фондов 5 %; председатели профсоюзов 3 %; высшие должностные лица гражданской службы 2 %. The Foreign Affairs (Форин Эффеерс) сотрудники прессы 22 %; конгрессмены 16 %; лидеры политических партий 14 %; председатели благотворительных фондов 14 %. В результате этих исследований стало ясно, какие общественные слои читают прессу регулярно, но с различным процентным соотношением, колебание составляет от 84 % до 2 %. Самая читаемая газета среди конгрессменов – «Вашингтон Пост» (82 %), а наименее читаемая – «Уорлд Стрит Джорнэл» (31 %), самый читаемый журнал – «Ю. ЭС. Ньюс энд Уорлд Репот» (70 %), а самый малочитаемый – «Форин Эффейерс» (16 %).
Отсюда видно, что конгрессмены предпочитают газеты журналам. Среди сотрудников прессы наоборот, больше читают журналы. Необходимо подчеркнуть, что изучение специфики чтения и обзора мнений общественных лидеров, анализ материалов, которые они используют при этом, помогает специалистам в проектировании информационной политики. При этом повышается эффективность средств массовой информации как одного из факторов проведения официальной политики государства.
Международный информационный поток и международный обмен информацией.После распада СССР появились новые независимые государства. Они, а также страны бывшей социалистической ориентации, обрели политическую независимость. Но, тем не менее, некоторые из них попали под влияние других развитых стран. Наряду с этим существуют страны, которые упорствуют в неподчинении развитым странам (Добавим к этому постоянное стремление наций нестабильных регионов, требовать отделения и национального суверенитета, получения политической самостоятельности).
Позиция силы и её влияние на международный обмен информацией является результатом научно–технического прогресса именно в области коммуникации. Сегодня многие страны мира имеют более тесные связи, расстояние между ними как бы сократилось.
Международный обмен информацией и коммуникацией играет особую роль в международных отношениях, в формировании национальной активности народов. Но, с другой стороны, международный обмен информацией имеет неравнозначный характер. Это один из важнейших аспектов международной политики. Становится очевидным, что свободный поток информации является односторонним. Для того чтобы он стал по настоящему свободным, необходимо утвердить равновесие между странами в этом направлении. Существует целая серия дисбалансов: между развитыми странами, менее развитыми и развивающимися; между странами с разным политическим, экономическим и общественным строем; между развитыми странами с одинаковой политической системой, так как они всё ещё имеют разные возможности; между крупными державами и небольшими государствами; между развивающимися странами, так как одни из них имеют очень высокий национальный доход (в основном, от экспорта природных ресурсов), а другие очень низкий; между объёмом позитивной и негативной информации.
Все вышеперечисленные виды дисбаланса не ограничиваются только информационным потоком, коммуникацией или международным обменом информацией, но включают в себя все виды подготовки и распространения информации в целях научного развития, экспорта и импорта современных технологий. В результате, это приводит к увеличению пропасти между странами-поставщиками информации и странами–потребителями.
Это подтолкнуло государства, входящие в международные союзы, такие, например, как Организация Неприсоединения, Организация Исламского Конгресса и региональных союзов, Лига арабских государств и Организация африканского единства, создать независимые международные средства массовой информации, утвердить равновесие в потоке информации и уменьшить её негативное влияние.
Международные союзы призвали эти страны к созданию вместо уже существующей системы, новой мировой системы международного обмена информацией, которая была бы более гибкой и свободной, справедливой, эффективной и уравновешенной. Она должна быть построена на принципах демократии и равноправия между всеми странами мира. Поток информации, система международного обмена информации и коммуникации тесно связаны с понятиями «свобода информации», «свободный поток информации», «равновесие в потоке информации» или «свободное развитие средств массовой информации».
Но существует ряд проблем, возникших в результате некоторых политических действий, ограничивающих свободу международного обмена информацией. Эти проблемы можно легко устранить. Необходимо стремление стран и народов к преодолению таких проблем, как, например, насилие против журналистов, жёсткий закон и цензура, занесение фамилий некоторых журналистов в чёрный список (то есть список тех, чьи материалы не публикуются), запрет на свободное передвижение журналистов, газет, книг, запрет на их импорт и экспорт из развитых стран (это связано с угрозой утечки новейших технологий).
Принцип свободного потока информации был использован как одно из политических средств в ходе конфронтации между социалистическими странами во главе с бывшим СССР и развитыми капиталистическими странами во главе с США в годы холодной войны. Наряду с этим велась экономическая борьба: богатые страны использовали экономическое давление на развивающиеся и бедные страны для достижения своих целей во внешней политике. В связи с этим, развивающиеся страны рассматривают принцип свободного потока информации как устранение монополии промышленно развитых стран на поток информации, поступающей в развивающиеся страны.
Понятие «свободная информация» для них означает двусторонний поток информации, как утверждение справедливости в международном обмене информацией.
Принцип свободного потока информации привёл только к одностороннему потоку информации (радио- и телепередач, компьютерных и культурных продуктов) из промышленно развитых стран в менее развитые и развивающиеся страны. Это лишь укрепило монополию развитых стран.
Односторонний поток информации, опираясь на исторические и культурные факторы, может влиять на страны даже в пределах одного географического региона. В Европе страны, контролирующие поток информации на европейском континенте, никогда не акцентируют внимание в своих средствах массовой информации на достижениях и успехах малых европейских стран.
На основании этого мы можем сделать следующие выводы:
Огромный поток информации идёт с североамериканского и европейского континентов. Односторонний поток информации концентрируется на севере и направляется к югу земного шара, который принимает более 90 % информационных материалов через Лондон, Париж и Нью-Йорк.
Здесь ясно прослеживается неравенство в объёме производства газет, журналов, книг, радио-, телепередач, других информационных материалов, а также неравенство в распространении этих материалов через международные сети средств массовой информации. Это отражает реальное положение дел в международном информационном обмене. Вот почему страны-монопо­листы средств коммуникаций были недовольны стремлением группы стран неприсоединения укрепить своё положение в международном обмене информацией.
Односторонний поток информации стал отражением монополии в политическом, экономическом строе развитых стран, которые оказывают значительное влияние на весь мир и постоянно утверждают зависимость менее развитых стран от них. Это достигается путём концентрации международных средств массовой информации на проблемах, конфликтах, терроре, имеющих место в менее развитых государствах.
Международный поток информации является вертикальным, а не горизонтальным, потому что он односторонний. Всё вышеприведённое указывает на формулу силы в международном обмене информацией и в рамках международных отношений.
После глобального развития современных средств коммуникации, информация стала одним из видов услуг, товаром. То есть сформировались способы её передачи, приёма и хранения. Коммерческая информация заняла большую площадь в общем потоке информации. Её печатают газеты, журналы, транслируют на радио и телевидении, передают через международные компьютерные сети. А это понижает культурную и общественную ценность международных средств массовой информации во внутреннем обмене информацией.
Проблемы получения информации. В процессах МОИ возникает ряд проблем, которые связаны с получением у государства информации незаконным путем или негласно. Эта проблема возникла в результате научного прогресса в области СМИ, коммуникации и носителей информации. Традиционный способ получения информации осуществлялся между государством и конкретными лицами, гражданами этого или других государств, дающих информацию, или гражданами нейтральных государств, занимающихся разведкой в интересах какого–то одного государства. Но классическая картина изменилась, и сегодня эта связь стала прямой между двумя государствами без посредников для передачи информации в процессах МОИ. Это случилось благодаря получению необходимой информации прямо с искусственных спутников или самолетов-разведчиков. Раньше цель определяла природу действия, а в результате развития роли государства в этих связях средство стало определять природу действия.
С этим также связана и другая проблема МОИ, возникающая в результате получения информации через искусственные спутники, самолеты-разведчики или электронные дистанционные наблюдения в помощь определенному государству, в то время как государство, являющееся объектом наблюдения, даже не знает об этом. Здесь возникает вопрос о размерах обязательств, касающихся передачи сведений, и будет ли эта информация разыгрываться, как козырная карта, то есть использоваться в целях оказания политического давления.
Необходимые правила организации передвижения и получения информации.
Первое: ограничить свободу полётов (а может чего-то другого?) в космосе в соответствии с национальной безопасностью конкретных государств.
Второе: соблюдать права всех государств на получение информации, связанной с его территорией или природными богатствами.
Третье: организовать международное сотрудничество в рамках МОИ для оказания помощи всем государствам в получении и использовании полученной информации. Одновременно сохранить право любого государства возлагать международную ответственность на того, кто занимается незаконным сбором информации об этом государстве, и требовать эту информацию, так как она получена незаконно.
Наше мнение заключается в том, что мир начала третьего тысячелетия стал более взаимосвязан, чем раньше. А это подтверждает тот факт, что сохранение национальной безопасности при наличии процессов МОИ недостижимо через противостояние между разными государствами. Оно может быть достигнуто только через тесное сотрудничество между ними в области технологического и научного прогресса, транспорта и коммуникаций, благодаря которым расстояние между всеми уголками земного шара станет короче. А оно уже стало короче.
Несомненно, что, если государство, отказываясь применять силу, поддерживает принципы и правила международного права в духе солидарности, дружбы и братства, это способствует достижению безопасности не только в одном конкретном государстве, но и в целом мире, помогает человечеству избежать кровопролития и разрушительных войн, сила которых стала намного больше в результате глобального научно–технического развития во всех областях жизни, в том числе и в области военной промышленности и производства оружия массового поражения.
Поэтому необходимо направлять усилия международного сотрудничества на решение экономических внутригосударственных проблем. Государство, в свою очередь, должно концентрировать внимание на обеспечении собственных граждан продуктами питания, на подъеме их экономического и культурного уровня, на обновлении общественного строя внутри государства, чтобы можно было достичь развития во всех областях жизни. Это намного лучше, чем потеря времени и усилий на противостояние и концентрацию сил против другого государства. Это очень важно потому, что научные открытия в области транспорта, коммуникаций и передачи информации через спутниковую связь и другие каналы передвижения информации значительно изменили понятие государственного суверенитета. Настоящий суверенитет стал достигаться посредством того, чем располагает государство, исходя из своих возможностей в результате научного прогресса во всех областях жизни.
В конце XX века стало понятно, что одни государства имеют полный суверенитет, а другие нет. Суверенитет стал измеряться с политической точки зрения, развитием научно-технологичес­ких возможностей государства, так как эти достижения дают возможность знать обо всем, что происходит в данном регионе и даже в других точках земного шара. Некоторые государства располагают намного большей информацией о других государствах, чем те сами о себе; политические границы не защищают от этого, они нестойки перед технологическим прогрессом. Например, передачи радио и телевидения переносятся через политические границы любого государства без его согласия, и государства стали бессильны в этой ситуации. Единственное что они могут сделать – создать законодательные акты, которые запрещают подобное нарушение границ, или организовать опровергающие передачи на этих же волнах, регистрировать передачи зарубежного радио и телевидения и передавать их в эфир на национальных волнах, как это стало модно в конце ХХ века. В любом случае, возможности стран в этих областях в большинстве случаев неравны, а это, в свою очередь, вынудило ряд государств мира поставить вопрос перед международным сообществом об обеспечении международной информационной безопасности в процессах МОИ.
Новая сфера конкуренции между государствами мира – это экономический прогресс, который стал равняться развитию военной мощи, а рост производства – росту выпуска оружия. В современных условиях завоевание международных рынков для государства не менее важно, чем военные базы за рубежом или дипломатическое влияние на другие государства. И современное информационное оружие стало серьезной угрозой для процессов МОИ, оно угрожает всему процессу экономической интеграции накануне и в начале XXI века.

Комментариев нет: