пятница, 4 сентября 2009 г.

Международный обмен информацией и международные отношения 1 из 3


Министерство Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Ташкентский государственный институт востоковедения

Мухаммад аль-БУХАРИ

Международный обмен информацией и международные отношения

Ташкент – 2006

Учебное пособие предназначен для студентов бакалавриата. Затрагивает характеристику процессов работы компьютерных сетей, спутниковых телеканалов и других средств массовой коммуникации для использования международной информации в деле полезного общения и обмена. Изучение проблем коммуникации и международного обмена информации, напрямую связывающую с исследованием проблем самой информации. Характеристика международной журналистики: печать, радио, телевидение - функции, проблемы и перспективы международной журналистики. Международный обмен информацией в рамках международных отношений и государственной внешней политики. Проблемы международного обмена информацией и его роль в международном взаимопонимании. Международный поток информации и его роль в международном сотрудничестве и формировании общественного мнения, а также эффективность международного обмена информации с технической и культурной сторон. Краткий обзор наиболее распространенных в мире теорий журналистики.
Доктор Мухаммад аль-БУХАРИ. Международный обмен информацией и международных отношений. – Т.: ТашГИВ, 2006. – 104 с.
Отв. редактор: член Академии наук Республики Узбекистан, доктор филологических наук, профессор Н. ИБРАГИМОВ.
Рецензенты: доктор политических наук, проф. С. ГАФУРОВ. кандидат исторических наук, доцент К. ИРНАЗАРОВ
ã Мухаммад аль-Бухари. 2005.
ã Ташкентский государственный институт востоковедения, 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня мир переживает новую мощную революцию, способную принципиально изменить жизнь людей - их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий (ИТ), разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако ее смысл становится все более понятным. Наступил век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.
Как и любые технологии, ИТ не нейтральны. Последствия их применения зависят от ценностных установок и политических решений. Поэтому краеугольным камнем при построении информационного общества должны быть социальная приемлемость и социальная поддержка, соответствие нуждам людей. С этой точки зрения информационное общество должно стать почвой для развития эмансипации и укрепления позиций самых разных членов общества.
ИТ распространяются от развитых стран к развивающимся, охватывая все новые культуры, сильно отличающиеся от тех, в которых эти технологии зародились. Внутри этих культур «автоматизация» и «компьютеризация» воспринимаются по-разно­му, часто с опасением, ибо они неизбежно влияют на жизнь индивидуумов и сообществ, а это влияние не всегда понятно и желательно. Для того, чтобы предотвратить дегуманизацию информационного общества, необходимо четко представлять себе возможные побочные эффекты от повсеместного внедрения ИТ - такие, как нарушение приватности или конфиденциальности, утрата работы или квалификации, компьютерные преступления или техностресс и т.п.
Но, как бы то ни было, информационная революция очень быстро меняет мир. Эти изменения неизбежны и чрезвычайно масштабны, и их скорость растет. Помимо серьезнейших экономических последствий информационная революция приносит с собой и не менее серьезные преимущества, некоторые из которых уже оценены людьми в разных странах, включая развивающиеся.
Сегодня стало очевидным преобладание информационной составляющей деятельности людей над всеми другими ее формами и компонентами. Поэтому слово «информация» приобрело поистине магическое значение, а современные информационные технологии, приумножая сегодняшние знания и духовные ценности, расширяя сферы использования достижений науки и техники ХХ века, являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития. Роль международного обмена информацией в современном мире сегодня все более возрастает. Это стало возможным благодаря развитию глобальной системы средств коммуникации. Не случайно японский профессор Юнидим Масуда прогнозировал, что информационные технологии дадут человеку в конце двадцатого столетия реальную возможность получить интересующую его информацию моментально и просто.
Факт свершения информационной революции давно признан во всем мире. В течение последних десятилетий государства и международные организации сосредотачивают свои усилия на том, чтобы сформулировать основные цели и задачи международного обмена информацией. Благодаря ему сокращаются огромные расстояния между странами, континентами, а народы получают возможность расширить свой кругозор, быть более информированными во многих сферах жизни.
Изучение проблем коммуникации и международного обмена напрямую связывается с исследованием проблем самой информации. Одной из основных задач новой международной системы обмена информацией является сокращение разрыва между получением ее развитыми и развивающимися странами.
Данное пособие восполнит недостаток литературы в области исследования международных отношений, развития средств массовой информации и коммуникации.
Думается, что учебное пособие «Международный обмен информацией в рамках международных отношений» привлечет внимание не только журналистов и политологов, но также всех, кто проявляет интерес к деятельности СМИ.
СМИ представляют собой живой организм, находящийся в непрерывном развитии и обновлении. Именно СМИ являются социальным институтом, формирующим общественное мнение, содержание которого влияет на социально-политическую стабильность в обществе.
И не случайно Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов постоянно обращает внимание на необходимость коренного реформирования СМИ, повышения действенности их выступлений. «Всемерное развитие должны получить свободные и независимые СМИ, – подчеркивает И.А. Каримов, – они по праву должны стать четвертой ветвью власти»
[i].
Глава нашего государства отмечает, что с каждым днем СМИ все больше вторгаются в нашу жизнь. И это мы воспринимаем как само собой разумеющееся. За последнее время не только резко возросло количество изданий – в настоящее время в республике зарегистрировано 490 газет и 138 журналов, – но произошли и качественные изменения, касающиеся их роли и места в развитии общества и государственном строительстве.
«Мы не должны забывать, - указывает Президент И.А. Кари­мов, - что СМИ всегда были активным оружием, способным сильно воздействовать на общественное мнение. Поэтому велика и ответственность журналистских кадров, людей, владеющих пером, а значит, и нашими сердцами. Мы должны добиваться, чтобы журналистский корпус представляли люди политически зрелые, ответственные, честные и порядочные, настоящие профессионалы своего дела и патриоты нашей страны».
Неъматула ИБРАГИМОВ, Доктор филологических наук, профессор, член Академии Наук Республики Узбекистан
ТЕМА 1. Международная журналистика в рамках внешней государственной политики
Вопросы:
Международная журналистика разных стран мира в рамках международных отношений и её роль в рамках государственной внешней политики.
Факторы, составляющие внешнюю политику: внутренние, региональные и международные.
Роль и значение ИНТЕРНЕТа в процессах международного обмена информацией в рамках внешней государственной политики.
Анализ понятия «технологическая революция».
Определение понятия «международная информация».
Международная журналистика разных стран в рамках международных отношений играет ключевую роль в государственной внешней политике. Таким образом, внешняя политика любого государства является совокупностью внутренних, региональных и международных факторов.
К внутренним факторам относятся культурное, идеологическое и историческое наследие, общественное и этнографическое положение, экономические и военные возможности с учётом политических систем государств.
К региональным факторам относятся: система, доминирующая в данном регионе, её влияние на внешнюю политику государства, реакция всех элементов силы данного региона и отношение региональной системы к международной. Например, существуют районы Юго-Восточной и Центральной Азии, арабского мира, бассейн Средиземноморья, Карибский бассейн и другие регионы. Процессы реакции происходят как на уровне региона, так и на уровне континентальных систем (Европейского Союза и Организации Африканского Единства).
Международные факторы относятся к международным системам, их особенности развития учитывают отношения между богатыми и бедными странами, крупными и небольшими государствами, элементы силы сторон, их влияние на внешнюю политику государств мира.
Посредством всех этих факторов осуществляется формирование внешней политики любого государства, этим занимаются специальные структуры, в функции которых входит формирование внешней политики государства. Это могут быть как официальные, так и неофициальные негосударственные структуры, и в некоторых случаях последние оказываются влиятельнее.
В некоторых странах существенную роль играет политическая система и её развитие. Современная внешняя политика формируется не одним человеком, как раньше, а целой группой политиков, где один дополняет другого. Такая рабочая группа использует самые современные достижения и технологии в области коммуникации, а также средства, которые позволяют ей узнавать обо всех событиях, произошедших в мире, сразу после их происшествия.
В области внешней политики ставка делается на эти группы, которые включают в себя специализированных советников различных направлений. Они ставят задачу перед группами, и каждый высказывает свое мнение в пределах своей компетентности.
В некоторых случаях одна проблема может решаться разными советниками, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу. В результате такого обсуждения выдвигаются несколько альтернативных решений, которые способны помочь разрешить проблему. При этом выявляются положительные и отрицательные стороны решений, что даёт возможность найти наиболее оптимальный вариант.
Решение принимает правомочное официальное лицо. Государственная внешняя политика базируется на исследовании всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям демократических организаций в государстве (парламент, политические партии и группы, референдум), которые узаконивают любое решение, касающееся внешней государственной политики. Во многих случаях действительный курс внешней политики (Decla­ratory policy) не объявляется, но бывает и наоборот (Action policy).
Существуют конкретные причины того, почему правительство не объявляет действительный курс внешней политики. Внешняя государственная политика вступает в силу сразу после её утверждения. Используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные. К политическим средствам относятся встречи, официальные визиты, дипломатические аккредитованные миссии, дву- и многосторонние договоры, а также дипломатия в верхах, которая используется в случае решения военных, насущных и неотложных вопросов.
Внешнеполитической деятельности способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. Например, передача копии официального документа, через спутниковую связь посредством факсимильного аппарата из Канады в Центральную Азию занимает несколько минут. А современные компьютерные сети и электронная почта в течение нескольких секунд дают возможность получать и распечатывать, хранить и изменять отправленную или полученную информацию.
Средства, которые используются для проведения государственной внешней политики: экономические и финансовые соглашения о сотрудничестве, развитие экономических и внешнеторговых отношений, безвозмездная помощь, кредиты, создание совместных экономических проектов, отправка экономистов, иначе говоря, «дипломатия экономической помощи». Она применяется для достижения конкретных политических целей. С развитием электронной коммерции становится понятной важная роль международной сети ИНТЕРНЕТ. Термин Electronic commerce появился в словаре внешней торговли одновременно с глобальным развитием технологии коммуникаций. Его сопровождало важное развитие, которое влияло на операции международного обмена информацией и международной торговли: обмен товаров, услуг между различными государствами. Понятие «электронная коммерция» (ECommerce) содержит в себе разные виды экономических отношений, которые осуществляются через электронику, то есть через ИНТЕРНЕТ.
Действия новой электронной коммерции выполняются компаниями. Между ними заключаются сделки, и её агентами проводится работа между компаниями и администрацией. Итак, электронная коммерция может выполнять такие функции в международном торговом обмене, как реклама товаров, маркетинг, ведение переговоров, финансовые расчёты; через эту сеть можно передавать пакеты, решения о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира заняли место в сети ИНТЕРНЕТ. Это способствовало расширению сети. Число ее пользователей в настоящее время насчитывает более 5 млн. абонентов по всему миру. Статистические данные показывают, что 20 % коммерческих сделок в США и 10 % в Европе осуществляется через электронную коммерцию, а в будущем ожидается, что эти цифры значительно возрастут. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией и предлагает потребителям различные варианты, экономит время и расходы, как потребителей, так и производителей. Кроме того, она, легко осваивая всё новые рынки, расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией и к достижению трёх основных целей: 1. значительное сокращение расходов на рекламу, проектирование и производство; 2. эффективность в расширении рынка; 3. обеспечение потребностей потребителей, изобретение и улучшение качества продукции в рамках сильной конкуренции и обеспечение информацией.
К военным средствам для проведения внешней политики государства, относятся угрозы или намёки использования военной силы полностью или частично, обеспечение военной техникой и боеприпасами для достижения конкретных политических целей. А также соглашения о военной взаимопомощи, вхождение в военные блоки, альянсы, обмен информацией в военных целях. Это стало возможным после технологической революции коммуникаций.
Анализируя понятие «Технологическая Революция», мы видим, что явление информационной войны не ограничивается технической стороной, которая стала сложнее. Компьютерные сети стали одним из сильнейших орудий, которые используются даже в военных операциях. Но это понятие идёт дальше, и охватывает как природу самой войны, так и сближение эпохи информации с экономическими и общественными изменениями. Особое внимание учёные обращают на то, что в Пентагоне, в кругу учёных, появились убеждения о глубоких изменениях в области политики, экономики, в отражении общественной реакции и общественного мнения.
Анализируя огромное количество разнообразной информации, охватывающей всю человеческую и технологическо-инфор­мационную природу конца XX века, без сомнения можно сказать, что техническая революция будет иметь свое продолжение в XXI веке. Например, в рамках внешней государственной политики соглашения о сотрудничестве охватывают как обмен информационными материалами, кинолентами, видеофильмами, книгами, выставками, так и контакты между информационными, общественными, культурными и образовательными учреждениями, научно-исследовательскими центрами, а также поддержку народной дипломатии, обмена делегациями и туристическими группами.
Международный информационный обмен является сегодня одним из самых эффективных средств в проведении внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности задействованы все – от главы государства до должностных лиц в административной структуре государства, каждый в области своей компетентности.
Средства массовой информации, направленные на зарубежные страны, служат интересам внешней политики через специальные информационные учреждения, дипломатические миссии, аккредитованные в странах прямо или косвенно. Такие учреждения выпускают информационные бюллетени или передают сообщения через международные информационные агентства, когда дипломат даёт заявление в средства массовой информации или через материал, публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Научно-техническое глобальное развитие, которое началось в 90-х годах XX века, дало возможность получения телепередач через спутниковую связь, чтение газет и журналов через сеть ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. На сегодняшний день всем известны международные информационные агентства, международные телестанции США, Англии и Франции, вещающие почти на все страны мира на многих иностранных языках: английском, французском, испанском, арабском, китайском, русском, португальском, фарси, немецком.
Международный обмен информацией отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положения. Нельзя недооценивать важность и возможности целенаправленной информации, её влияние, эффективность чёткого планирования информационной кампании, тактики её работы, наблюдение за событиями, их анализ и комментарий, особенно когда информационная кампания учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы.
Международная информация – важный источник необходимых сведений и данных для любого государства независимо от того, какое влияние имеет оно на международной арене.
Государства используют средства массовой информации также во внешней политике для защиты своих интересов за рубежом. Мы не можем отделить внешнюю журналистику от внутренней, потому что они взаимно дополняют друг друга, подчинены интересам внутренней и внешней политики государства.
Любое государство, которое поддерживает внутренние источники информирования по отношению к внешним, ошибается, так как это ведёт к тому, что зарубежные информационные агентства и международные СМИ, сообщая о событиях, вольно или невольно искажают информацию об этой стране. Подобные искаженные сведения, соответственно формируя международное и общественное мнение, вредят его интересам на международном уровне.
Эта необъективная информация может понизить авторитет государства в мировом сообществе или ухудшить представление о нём с точки зрения зарубежных средств массовой информации и зарубежных информационных агентств, которое не совпадает с национальными интересами такой страны, так как сегодня перед современными технологиями коммуникаций нет ни географических, ни языковых, ни временных границ. От того, как отечественные средства массовой информации будут удерживать инициативу, работать, используя достижения науки и техники, будет зависеть их влияние и помощь в ведении внешней государственной политики.
В этом процессе есть несколько косвенных, но весьма влиятельных факторов, например, воздействие информации противодействующих сил на культурном фоне зарубежной аудитории. Через это можно определить отражение информационных материалов, которые предназначаются для зарубежной аудитории. Любая информационная кампания, как бы ни была она точна в постановке и достижении определенных целей, может достигнуть лишь части из них. Это связано с зарубежной аудиторией, её отношением к таким информационным кампаниям, её реакцией на содержание информационных материалов.
Человек являет собой совокупность чувств, идей и понятий, а не машину, которой управляют по желанию, и именно информационный материал, оказывая внутреннее и внешнее влияние, направляет его реакцию. Те, кто подаёт информацию, постоянно стремятся предвидеть реакцию аудитории, а также факторы, ограничивающие влияние отечественной информации, предназначенной для зарубежья. Отсутствие оперативности в распространении или опубликовании материалов, наличие сильного противника, который использует для достижения цели культурные, исторические и языковые факторы, владеет информационной логикой, идентичной логике зарубежной аудитории, ограничивают влияние распространяемой информации. Среди ограничений также присутствуют и большие финансовые возможности, которые необходимы для успеха развивающихся и слабых государств в их внешней информационной кампании. Именно этот фактор парализует слабые государства. Они не могут противостоять целенаправленной, методичной информации крупных государств.
Этим объясняется успех информационных кампаний богатых стран, независимо от логики, реальности и аргументации факторов, которые они используют в своей информации.
ТЕМА 2. Функции международного обмена информацией
Вопросы:
1. Место и роль международной информации в определении внешней государственной политики.
2. Достижение непосредственной связи с народными массами через средства массовой информации и коммуникации.
3. Представление государства с помощью международной информации.
4. Роль международной информации в принятии решений.
5. Влияние международной информации на принятие политических решений.
Одним из главных отличий людей от других живых существ является то, что они могут общаться друг с другом. Человек постоянно нуждается в средствах наблюдения за окружающими его явлениями и опасностями, в средствах распространения его идей, в средствах, которые бы передавали потомкам мудрость уходящих поколений, их надежды и стремления, в средствах, которые могли бы развлечь людей, помогли им отвлечься от ежедневных трудностей и проблем.
В древности племена возлагали различные функции на отдельных членов племени. Некоторых из них назначали стражами, которые сообщали племени об окружающей опасности (приближении враждебных племён, или же прохождении стад животных, на которых они охотились). В племени был совет. В его обязанности входила забота о нуждах племени, укладе их жизни, внутренней и внешней политике племени, а также контроль за соблюдением родом правил общежития. Был и посланник, который передавал указы совета племени каждому отдельному его члену, письма и послания соседним племенам. Кроме того, каждое племя хранило и передавало мудрость и культурное наследие новым поколениям. Деды обучали молодежь традициям и укладу жизни, матери учили дочерей готовить и шить, а отцы передавали сыновьям военное и охотничье искусство. Развлекали народ сказители, которые рассказывали легенды и баллады о прошлом, о достижениях, славе и подвигах отцов и дедов племени. Певцы пели любимые всеми песни. А во время празднеств танцоры исполняли религиозные и фольклорные танцы. Таковы были первые элементы коммуникации в древности.
Интересно то, что и в современном обществе задачи, стоящие перед людьми, те же, с той лишь разницей, что они выполняются сегодня различными способами, при наличии современных развитых технологий, и информация теперь передаётся на очень большие расстояния по всему земному шару и даже в космос.
Если сегодня нам нужна информация о каких-либо событиях, мы получим её без промедления, точно и чётко сформулированную, через средства массовой информации, которые используют самое современное электронное оборудование. Информация, которую мы получаем, помогает в решении проблем и принятии незамедлительных решений.
Таким образом, функция коммуникаций, применявшихся в родоплеменной общине, по принципу схожа с функцией, существующей сегодня. Единственная разница между ними – это большое разнообразие средств, более сложных и более точных. Это стало возможным благодаря развитию современных средств коммуникации, которые не были известны в древности.
Сегодня государство стало участвовать в общественной жизни, воздействуя на неё через своих представителей как внутри, так и за своими пределами, посредством внутренней и внешней политики.
Средства массовой информации уже проникли в деревни, города, малые населённые пункты, куда раньше не имели доступа. Результатом развития информационных технологий стало открытие системы СМИ перед теми силами, которые стремятся к изменениям как внутри, так и за пределами государства.
Это означает, что функции информации сильно изменились только в количестве.
Почему вопрос о средствах массовой информации так актуален?
Ответ состоит в том, что СМИ сегодня оказались доступны для самых широких масс, для очень большой аудитории. Когда-то средства массовой информации могли достичь только ограниченного числа людей, поле их влияния тоже было ограничено. Теперь же они доступны всем жителям земного шара и эффективно воздействуют на мнение людей, на их поведение и образ жизни. Например, газеты, журналы, книги, которые раньше читались ограниченным числом людей, теперь доступны миллионам. Они печатаются большими тиражами, размножаются и даже отправляются через современные компьютерные сети, электронную почту или радиопередачи, которые слушают миллионы людей в самых отдалённых регионах земного шара.
Также и телепередачи, которые раньше были ограничены определённым географическим отрезком, стали доступны зрителям на всех континентах. Или электронная почта, факс, телекс, заменившие телеграф, дали людям возможность поверить, что средства коммуникации и массовой информации могут эффективно воздействовать на общество и изменять его не только внутри, но и на мировом уровне, то есть на огромном пространстве.
Международная информация имеет теперь свое место, и ее определённые функции определяют внешнюю политику в государстве:
1) Политические группы или организации внутри государства играют роль информаторов. Они являются эффективной и влиятельной силой в принятии политических решений, через свою информационную активность внутри государства или определённого общества. Принятие решений зависит от тех, кто принимает эти решения: от независимых политических деятелей, деятелей партий, различных парламентских фракций, вне зависимости от того, находятся эти деятели или фракции у власти или в оппозиции.
Для достижения максимальной эффективности во внешней политике государства, процесс коммуникации подчиняется нескольким факторам: наличию различных проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия, позиции власти и оппозиции к этим вопросам, а также официальный политический курс государства по этим проблемам. Позиции колеблются между теми, кто одобряет и всецело поддерживает этот курс и теми, кто его поддерживает частично, между теми, кто принимает позицию полного нейтралитета и нейтралитета частичного, теми, кто стоит в крайней оппозиции к правительству или оппозиции умеренной.
В связи с этим, было необходимо чётко определить политический курс государства, его сторонников и противников, в целях использования данных факторов для обеспечения поддержки, чтобы разрешить имеющиеся проблемы. Вместе с тем были попытки изменить утверждённые политические позиции в государстве в пользу решения этой проблемы или, как минимум, создать необходимый климат для положительного диалога. Для этого необходимо также учитывать сущность и реальное положение политической системы в государстве, степень её демократичности, линию поведения в принятии решений и соотношение политических сил, которые принимают участие в решениях.
Чем вызвана эта необходимость?
Тем обстоятельством, что коммуникация народных масс в любом государстве осуществляется через так называемую «элиту», которая влияет на решения, имеет воздействие на общество. В свою очередь, общество состоит из тех, кто имеет право принимать решения и влиять на общественные массы, которые являются силой давления на элиту.
По степени компетентности в области информации, планирования международных информационных кампаний мы можем определить политическую систему стран. Анализ этих знаний может быть использован для планирования информационных кампаний. Кроме того, существуют общественные и культурные факторы, которые определяют направление работы международной информационной кампании.
2) Достичь непосредственной коммуникации с народными массами возможно через средства массовой информации, пресс-конференции, радио, телепередачи, кино и театральные демонстрации, видеофильмы и создание информационных выставок, туризм и обмен визитов. Всё это создаёт благоприятную почву для более эффективной информатизации.
Для проведения своей внешней политики, в целях сокращения расходов, государство часто использует метод диалога с влиятельными политическими силами и группировками. Это происходит потому, что у государства не хватает средств для использования средств массовой информации, которые экономят время. Как и при диалоге с определёнными слоями общества, которые имеют разные интересы, уровень образования и культуры, идеологические убеждения.
Наблюдение общественности за проблемой коммуникации и интерес к ней определённых слоёв общества неоднозначен. Поэтому эффективная коммуникация широких масс требует больших средств и возможностей, которыми располагают только ведущие державы мира, а бедные и развивающиеся страны их не имеют. Государства, имеющие хорошее материальное и техническое обеспечение и располагающие специалистами в области информации, могут использовать оба средства воздействия.
3) Международная информация представляет государства или организации, к которым она относится. Это могут быть внутригосударственные, региональные или международные спе­циализированные объединения, как, например представительство ООН и её специализированные организации, имеющие свои представительства в разных странах мира. А так же представительства Организации Африканского Единства, Лиги Арабских стран, ОПЕКа, Европейского союза и других.
Сегодня мы видим, что ведущие державы используют самую современную технологию и средства коммуникации для своих международных информационных кампаний. Некоторые из видов технологий – это телеканалы, вещающие с помощью параболических антенн через искусственные спутники, распространение и использование компьютерных сетей для индивидуального пользования, а не только на общественном или государственном уровне.
Самой популярной компьютерной сетью на сегодняшний день является международная сеть ИНТЕРНЕТ, которая управляется и принадлежит США, и которая до сих пор не имеет аналогов.
Анализ положения развивающихся и отсталых стран показывает, что они испытывают различные информационные трудности и несут ущерб от отсутствия или нехватки современных технологий и одностороннего потока международной информации. Эти проблемы с каждым днём увеличиваются и усложняются в различных направлениях.
ТЕМА 3. Международный обмен информацией как одна из функций международных организаций
Вопросы:
1. Проблема международного обмена информацией и коммуникации.
2. Проблема свободного международного потока информации.
3. Роль международной информации в мирном сотрудничестве между народами.
4. Роль ООН и ЮНЕСКО в решении проблемы международного обмена информацией.
5. Характеристика специализированным организациям по международному обмену информацией.
Международный обмен информацией является одной из функций международных организаций. Эта функция характерно отличается от работы и деятельности этих организаций в международном сообществе. Дискуссии, которые происходят в рамках этих организаций на конгрессах, конференциях, международных встречах разных уровней, содержат информационный материал, среди их публикаций можно найти отчёты, книги, журналы, информационные бюллетени, статистические бюллетени, видеофильмы, переписку, что в целом является международной информацией.
Эта информация частично или полностью публикуется в средствах массовой информации многих стран мира. А бедные государства, не имеющие средств внешней информации, используют форумы и трибуны международных организаций, чтобы заявить свои документы для публикации в зарубежных средствах массовой информации.
Проблема международного обмена информацией, коммуникации, свободного потока информации, мирного сотрудничества между народами была и является проблемой номер один, которая обсуждается в ООН со дня её появления. После II мировой войны было подписано несколько резолюций, созвано несколько конгрессов, международных встреч для обсуждения проблемы международного обмена информацией.
ООН выпустила целый ряд отчётов и международных документов по этой проблеме. Она сыграла огромную роль в оказании помощи бедным странам для создания их собственных средств массовой информации. Генеральная Ассамблея ООН обсудила различные проблемы, которые до сих пор являются главными в международном обмене информацией. Предметом обсуждения стало, например, толкование термина «свободный поток информации» и тех прав, которые являются результатом свободы информации на международном уровне. Или другой вопрос – свободный поток информации и преодоление всех барьеров, которые мешают коммуникации и международному обмену информации, утверждение эфира радио- и телепередач. Создано несколько соглашений о гражданских и политических правах человека и его права на выражение мысли. Существует резолюция о положении иностранных корреспондентов в тех странах, где их принимают. Отношение к ним базируется исключительно на добром намерении государств и людей, особенно во время кризисов.
Устав ООН осуждает подготовку к войне или агитацию к ней. Согласно международному праву, подготовка к войне или её объявление являются преступлением против человечества и угрозой миру. Сюда входят все пропагандистские мероприятия, которые подготавливают почву к агрессии, сеют ненависть среди народов, распространяют неправильную или искажённую информацию для оправдания своих агрессивных действий.
В ноябре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, где осуждаются все виды пропаганды, несущие угрозу миру, и призывает всех членов ООН принять необходимые меры по ограничению и противостоянию подобным призывам. В рамках Генеральной Ассамблеи ООН был обсуждён проект международной этики журналистов «International Code of Ethics for Information Personnel», а также проекты, связанные с коммерческой рекламой. В них говорится, что реклама необходима, однако она является одним из факторов, отрицательно влияющим на вкусы потребителей. Некоторые даже считают рекламу угрозой национальному менталитету. Это проявляется в навязывании народам одной страны понятий другого государства. То есть, через рекламу одно государство влияет на другое.
Эти проблемы особенно остро стоят перед развивающимися странами. Например, проблема ненужного подражания развитым странам без учёта реальности и первостепенных проблем развивающихся стран.
Международная организация по культуре, просвещению и науке – ЮНЕСКО, – участвуя в укреплении мирного сотрудничества между странами, в рамках упрощения международного обмена информацией старается развить все виды сотрудничества: культурное, научное, образовательное и информационное. Ассамблея ЮНЕСКО обсуждала проблему свободного потока информации и приняла резолюцию от 4.11.1966 года «Декларацию об основных принципах международного сотрудничества» «Declaration on the Principles of International Cooperation». 7 статья Декларации провозгласила следующее:
«Широкое распространение идей и знаний, основанных на свободном обмене и обсуждении, является необходимым для творческой деятельности, поиска правды и развития личности. В культурном сотрудничестве большое значение придается идеям и ценностям, ведущим к созданию атмосферы дружбы и мира. Никакая враждебность не допустима в отношениях и выражении мнений. Все усилия должны быть направлены на предоставление и распространение достоверной информации».
Данная декларация подтверждает существование угрозы для малых и бедных стран. Этой угрозой является культурная, политическая и информационная экспансия крупных государств. И эта опасность может превратиться в принципиальную угрозу для развивающихся и бедных стран, т.к. богатые державы используют существующее неравенство в процессе международного обмена информацией, или использовать обмен в агрессивных целях и в свою пользу, так как они имеют огромные возможности средств массовой информации, которые распространены во всех странах мира.
ООН добавила к обсуждению проблемы международного обмена информацией выполнение информационных функций через выпуск печатной продукции на международных языках, которые используются этой организацией. Кроме того, ООН создала ряд своих представительств в разных странах мира, и влияние этих представительств распространяется также на соседние государства. Например, представительство ООН в Бангкоке, столице Таиланда, охватывает также Камбоджу, Лаос, Малайзию, Сингапур и Вьетнам. А представительство ООН в Каире, столице Египта, охватывает Саудовскую Аравию и Йемен, представительство ООН в Женеве, столице Швейцарии, охватывает Испанию, Португалию, Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и Венгрию.
За последнее время объём информации, выпускаемый ООН, и её специализированными организациями, значительно возрос. Создалась такая ситуация, когда обрабатывать информацию стало очень трудно, несмотря на использование самых современных технологий для распространения и хранения этой информации. Эту ситуацию назвали информационным взрывом.
К специализированным организациям по международному обмену информацией относятся:
Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) World Intellectual Property Organization (WIPO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Действует с 1967 г.; заменила Международное объединенное бюро по охране интеллектуальной собственности, основанное в 1893 г. В состав ВОИС в 1985 г. входило 109 членов.
Цель ВОИС – содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и обеспечить административное сотрудничество союзов, занимающихся проблемами интеллектуальной собственности (под ней понимаются права, относящиеся к литературным, музыкальным, художественным, фотографическим, кинематографическим и научным произведениям, изобретениям, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам и т.д.). Штаб-квартира ВОИС – в Женеве.
Всемирный Почтовый Союз (ВПС) Universal Postal Union (UPU)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН (с 1947 г.). Начало деятельности ВПС относится к 9.10.1874 г., когда 22 государства, подписали в Берне Почтовую конвенцию. До 1878 назывался Всеобщий почтовый союз. В состав ВПС входило в 1985 г. 168 членов.
Официальные цели ВПС – обеспечение эффективной работы почтовых служб, развитие связей между народами, содействие международному сотрудничеству в экономических, культурных и социальных областях. А также в оказании технической помощи развивающимся странам в области организации и совершенствования почтовой службы.
Штаб-квартира ВПС – в Берне.
Международная Организация Навигационной Коммуникации Через Спутниковую Связь. International Maritime Satellite Organization (INMARSAT)
международная межправительственная организация; созданная на основе конвенции, подписанной 3.09.1976 в Лондоне и вступившей в силу 16.07.1979; начала функционировать 3.02.1982. В состав ИНМАРСАТ В 1985 г. входило 43 государства.
Целью ИНМАРСАТ является обеспечение так называемого «космического сегмента» (спутники и обслуживающие их наземные установки), необходимого для улучшения морской связи. Технические и финансовые вопросы деятельности ИНМАРСАТ регламентируются подписанным одновременно с конвенцией эксплуатационным соглашением.
Высший орган ИНМАРСАТ – Ассамблея, созываемая раз в 2 года; другие органы – Совет и Директорат.
Согласно конвенции Совет состоит из представителей 22 участников эксплуатационного соглашения: 18 государств, сделавших наибольший финансовый вклад, и 4 государства, избранных Ассамблеей на основе справедливого географического представительства (в 1984 в Совет вошли представители 26 государств в силу равенства финансового вклада ряда участников). Решения в Совете принимаются так называемым «взвешенным» голосованием (каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его финансовому вкладу). Местопребывание ИНМАРСАТ – Лондон.
Международная Организация Радиовещания и Телевидения (МОРТ). Organisation Internationale de Radiodiffusion et Te'le'vision (OIRT)
международная межправительственная организация; основана в 1946 в качестве преемника Международного союза радиовещания; до 1959 называлась Международная радиовещательная организация. Членами МОРТ являются телерадиоорганизации Алжира, Болгарии, Белоруссии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Ирака, Кампучии, КНДР, Кубы, Латвии, Литвы, Молдовы, Монголии, Румынии, Российской Федерации, Судана, Украины, Финляндии, Чехии, Словакии, Эстонии, Албании, КНР и др.
Цели МОРТ – развитие сотрудничества между радиовещательными и телевизионными службами ее членов, обмен информацией по вопросам, касающимся программ, технического развития, и т.п.
Высший орган – Генеральная ассамблея. Другие органы – Техническая комиссия, комиссии по вопросам радио- и телепрограмм, Технический центр, Совет Интервидения (сеть Интервидения объединяет телевизионные службы членов МОРТ). Штаб – квартира МОРТ – в Праге.
Международная Организация Электронной Коммуникации Через Спутниковую Связь (ИНТЕЛСАТ). International Telecommunications Satellite Organization (INTELSAT)
международная межправительственная организация; создана в 1964 на временной основе представителями 19 государств, подписавшими в Вашингтоне предварительные соглашения о создании международного консорциума спутниковой электросвязи.
Целью ИНТЕЛСАТ является проектирование, создание, эксплуатация и техническое обслуживание коммерческой системы спутниковой связи. Постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ – межправительственное и эксплуатационное – подписаны в Вашингтоне 20.08.1971, вступили в силу 12.02.1973. Первое соглашение, сторонами которого являются государства – члены ИНТЕЛСАТ, содержит основные положения, касающиеся функционирования организации. Второе, сторонами которого являются государства – члены или назначенные ими соответствующие учреждения связи, регулирует практические вопросы сотрудничества.
В состав ИНТЕЛСАТ, участниками которого могут быть лишь члены Международного союза электросвязи, входят 109 государств (1985). Ключевую позицию в организации занимает США.
Органы ИНТЕЛСАТ: Ассамблея; Совещание представителей участников эксплуатационного соглашения; Правление (состоит из представителей государств или организаций, сделавших наибольший финансовый взнос). Решения Правления принимаются «взвешенным» голосованием (каждый член имеет число голосов, пропорциональное долевому взносу представляемой им страны). Штаб - квартира – в Вашингтоне.
Международный Союз Электросвязи (МСЭ). International Telecommunication Union (ITU)
международная межправительственная организация, создана в 1865г. (до 1932г. назывался Международным телеграфным союзом), с 1947г. – специализированное учреждение ООН. В состав МСЭ на 1.01.1985 г. входило 160 членов.
Задачи МСЭ – поддержание и расширение международного сотрудничества в деле улучшения всех видов электросвязи, развитие технических средств служб электросвязи и расширение их применения, установление международных правил для телефонной, телеграфной и радиосвязи. С 1.01.1984 деятельность МСЭ регулируется Международной конвенцией электросвязи 1982.
Высший орган МСЭ – полномочная конференция. Она созывается раз в 5–7 лет; руководящий орган – Административный совет. Постоянными органами МСЭ являются Генеральный секретариат, Международный комитет регистрации частот, а также Международный консультативный комитет по радио и Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии. Штаб - квартира МСЭ – в Женеве.
Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО). United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO)
международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН. Учреждена в ноябре 1945 в Лондоне на конференции представителей 44 стран. Устав ЮНЕСКО, утвержденный этой конференцией 16.11, вступил в силу 4.11.1946. В составе ЮНЕСКО на 1.07.1985 160 членов и 2 ассоциированных члена (30.12.1984 США вышли из ЮНЕСКО).
Основной задачей, которую ставит перед собой ЮНЕСКО, является содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки, культуры и информации.
Высший орган ЮНЕСКО – Генеральная конференция – проводит сессии раз в 2 года с участием представителей всех государств-членов. Ответственность за выполнение принимаемых Генеральной конференцией программ и планов несет Исполнительный совет, избираемый ею в составе 51 человека на 4 года. Постоянный рабочий орган ЮНЕСКО – Секретариат – состоит из Генерального директора и персонала из граждан стран-членов ЮНЕСКО. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией по представлению Исполнительного совета на 6 лет. Штаб-квартира ЮНЕСКО – в Париже.
Международная Организация Журналистов (МОЖ). International Organization of Journalists (IOJ)
международная неправительственная организация; создана на международном конгрессе журналистов в Копенгагене в 1946 г. Членами МОЖ являются национальные организации и профсоюзы журналистов, а также индивидуальные члены (всего св. 200 тыс. журналистов из 120 стран).
Главными целями МОЖ являются защита мира и укрепление дружбы между народами путем свободного, правдивого и честного информирования общественности; борьба против усиления международной напряженности, пропаганды войны, национальной и расовой ненависти, фашизма; защита свободы печати и прав журналистов.
МОЖ выступает за установление нового международного информационного порядка. Большое внимание она уделяет подготовке журналистских кадров для развивающихся государств и с этой целью создает школы солидарности и центры журналистского мастерства, проводит семинары на местах, издает учебные пособия. Высший орган МОЖ – конгресс, созываемый раз в 5 лет. Штаб - квартира – в Праге.
Региональные организации тоже выполняют свои функции через средства массовой информации, передают информацию о своих встречах, конференциях, специальных мероприятиях, объясняют свою точку зрения на региональные и международные проблемы. К таким региональным организациям относятся:
Азиатско–Тихоокеанский Совет (АЗПАК). Asian and Pacific Council (ASPAC)
региональная политико-экономическая организация, образована в 1966 г. Австралией, Малайзией, Новой Зеландией, Таиландом, Филиппинами, Японией, Южной Кореей, Южным Вьетнамом и Тайванем, как орган для проведения политических консультаций и осуществления регионального сотрудничества.
Кризис военно-политической стратегии запада в Юго-Восточной Азии, районе Тихого океана, и Индокитае, обострил противоречия внутри АЗПАК. В 1973 г. из него вышла Малайзия. Принятое в 1973 г. решение, «на неопределенное время» отложить проведение очередной сессии совета, было расценено как фактическое прекращение деятельности АЗПАК. В 1975 г. представителей из АЗПАК отозвали Новая Зеландия и Таиланд.
Ассоциация Государств Юго–Восточной Азии (АСЕАН). Association of South East Asian Nations (ASEAN)
субрегиональная политико-экономическая организация, в которую входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, образована в 1967 г. на конференции министров иностранных дел. Ее официально провозглашенными целями являются развитие экономического, социального, культурного и других видов сотрудничества стран-членов, а также содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии, что было зафиксировано в подписанных в 1976 г. на острове Бали документах: Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Руководящий орган – ежегодные совещания министров иностранных дел (сессии АСЕАН), проводимые поочередно в странах-участницах. Между сессиями действует Постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где намечено проведение очередной сессии. С 1976г. периодически проводятся совещания глав государств и правительств стран-участниц. Рабочие органы – секретариат в Джакарте и 11 отраслевых комитетов по торговле, промышленности, транспорту, финансам и т.д.
Карибское Сообщество. Caribbean Community (CARICOM)
региональная международная межправительственная организация, объединяющая страны и территории Карибского бассейна. В рамках КС создан ряд субрегиональных организаций.
Первым шагом по интеграции карибских стран явилось образование в 1965–68 годах Карибской ассоциации свободной торговли (КАСТ). Договор предусматривал отмену внутрирегиональных таможенных пошлин на многие товары.
В целях оказания помощи в финансировании программ экономического развития региона 18 октября 1969г. был учрежден Карибский банк развития с местопребыванием в Бриджтауне.
Для преодоления разногласий в 1972 г. был подписан договор об учреждении КС и соглашение о создании Карибского общего рынка (КОР).
По инициативе Тринидада и Кубы 5.11.1975 г. был учрежден Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна. Декларация гласила, что государства в своих взаимоотношениях должны руководствоваться принципами национальной независимости и суверенитета, взаимной выгоды и солидарности, право народа на самоопределение.
В июне 1981 г. была образована еще одна субрегиональная группировка – Организация восточнокарибских государств.
Лига Арабских Государств (ЛАГ). League of Arab States
международная межправительственная организация; учреждена 22.03.1945 в Каире на конференции ряда арабских стран.
Устав ЛАГ предусматривает укрепление отношений между государствами–членами, координацию политической деятельности в целях защиты их интересов, независимости, суверенитета, тесное сотрудничество в области экономики, финансов, культуры и т.д. Запрещает использование силы для урегулирования споров, требует уважения существующих в других странах (включая страны – члены Лиги) режимов и отказа от попыток их изменения.
В состав ЛАГ входят Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Палестина, Сирия, Сомали, Судан и Тунис.
Организация Африканского Единства. Organization of African Unity (OAU)
региональная международная межправительственная организация; основана в 1963г. на Аддис-Абебской конференции глав–государств и правительств независимых стран Африки, принявшей Хартию ОАЕ.
Основными целями организации являются: развитие всестороннего политического и экономического сотрудничества между странами Африки и укрепление их солидарности на международной арене для обеспечения лучшей жизни народов Африки; уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте; защита независимости африканских государств.
Высший орган ОАЕ – Ассамблея (Конференция) глав–государств и правительств, созываемая на сессии раз в год. Исполнительный высший орган – Совет министров, созываемый на сессии 2 раза в год; постоянный административный орган – Генеральный секретариат. Решения органов ОАЕ не носят обязательного характера.
Штаб-квартира ОАЕ – в Аддис-Абебе. ОАЕ имеет статус наблюдателя при ООН и ее специализированных учреждениях, с которыми поддерживает связь через свои бюро в Нью-Йорке и Женеве.
Международный обмен информацией является одной из функций этих региональных и международных организаций, но он ограничивается их уставом и всегда обсуждается. На обсуждение может быть оказано влияние со стороны членов объединений, а также со стороны крупных государств, то есть решение организаций не конечное. Эти объединения не государственные (Supranational), но созданы по инициативе стран-членов этих международных организаций.
Задача международного обмена информацией, как одной из функций международных организаций – это участие в поддержке мирного сотрудничества и взаимопонимания между народами, поддержка и распространение знаний в интересах человека и общества, использование всего этого через средства и технологии современной коммуникации и средств массовой информации.
Примечания
[i] Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. – Т.: Узбекистан, 1999. – С. 29 – 30.

Комментариев нет: