ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Ташкент - 2005
Автор: Мухаммад аль-Бухари, доктор политических наук (DС) Специальность 23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 – Политические пробллемы международных систем и глобального развития, и “Doctor of philosophy (ph. D) in philology”- доктор философии в филологии (Специальность 10.01.10 - журналистика) профессор кафедры Международных отношений политология и право ТашГИВ.
Рецензенты:
Доктор философских наук, Профессор Жураев Темур Абдулахатович
Доктор политических наук, Профессор Мунавваров Зохилло Инамходжаевич.
Доктор политических наук, профессор Жураев Нарзула Касымович.
Содержание
Введение
Глава I. Методологические проблемы роль СМИ и международной журналистики в становлении международного обмена информацией
1.1. Средства массовой информации (СМИ) и их место в МОИ
1.2. Международная журналистика и её задачи в рамках внешней политики государства.
1.3. Международные теории журналистики
Глава II. Международный обмен информацией в рамках международных отношений
2.1. Международный поток информации с точки зрения анализа содержания и формирование общественного мнения
2.2. Международный обмен информацией и международное сотрудничество. Культурные стороны международного обмена информацией и его эффективность
2.3. . Международный обмен информацией и международные организации
Глава III. Международный информационный обмен с точки зрения национальной и информационной безопасности
3.1. Национальная безопасность как одна из важнейших функций государства
3.2. Усилия ООН по решению проблем, возникающих при получении информации
3.3. Проблемы создания информационного механизма ограничения гонки информационного оружия и предотвращения информационных войн
Глава IV. Связи с общественностью как функция международного обмена информацией
4.1. Связь с общественностью и роль специалиста в работе с общественностью
4.2. Связь с общественностью как одно из средств взаимопонимания между народами и одна из функций международных организаций
4.3. Реклама как функция международного обмена информацией
4.4. Информационное планирование и международные информационные кампании
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Информационная революция как результат глобального научно-технического прогресса средств массовой информации и коммуникации (СМИ и К) обусловила её ключевую роль в глобализации повседневного общения, в формировании духовной жизни на планете в целом, несмотря на объективные преграды, вытекающие из различий в общественно-политических системах существующих государств и уровней их развития.
Государство было, есть и будет главным элементом международных отношений. И несмотря на возрастающее день за днём значение СМИ и К в международных отношениях и международном информационном обмене, именно государство является той основной силой, которая контролирует этот процесс. Роль и возможности государства на международной арене напрямую связаны с его внутренней стабильностью и целостностью, уровнем экономического и политического развития, степенью интегрированности в структуры международного сообщества и рядом других факторов.
Конечно, информационная революция всё-таки наложила свой отпечаток на роль государства в процессе международного обмена информацией. Сегодня невозможно говорить об информационном суверенитете государства или о регулировании потока информации внутри него: информация превратилась в те невидимые подвижные элементы духовной жизни (Intagible and Invizible), для которых, несмотря на всевозможные методы по защите от современного потока информации, политические и географические границы не являются препятствием. Что было нереальным во вчерашнем мире коммуникаций, сегодня стало вполне нормальным явлением. Современная техника коммуникаций уменьшила влияние факторов расстояния и времени на процесс передачи информации в цепи:
Источник субъект (корреспондент) объект (аудитория).
Сегодня стало невозможным говорить о полном одностороннем формировании общественного мнения, то есть о методе, обеспечивавшем подчинение руководству и использовавшемся в прошлом коммунистической системой во главе с бывшим Советским Союзом. Государство не может противостоять происходящим изменениям в эпоху глобализации.
«Глобализация» (Globalization) означает превращение системы совокупных взаимосвязей человека, общества и природы в систему глобального (всеобъемлющего) характера, то есть перемещение ее из определенной ограниченной сферы в «безграничный» мир. Здесь понятие «безграничный» означает весь мир, в котором происходит движение, сотрудничество, обмен и взаимодействие с учетом политического, экономического, культурного и другого разнообразия и без учета общепринятых географических границ различных государств. В связи с этим глобализация ставит под вопрос перспективы национального государства (Nation-State), границы его суверенитета, а также его роль на внутреннем и внешнем уровнях.
Согласно одному из подходов к понятию глобализации, разработанному американскими политологами, появилось следующее определение термина: «распространение одного образа, включающего идеологический, политический и экономический аспекты представлений конкретного круга людей или конкретной нации, на всех или во всем мире». Конечно же, такое определение не является общепризнанным, но ввиду того, что проблемы глобализации впервые начали изучаться и приобретать теоретически оформленную форму в США, она, по сути, явилась призывом к принятию американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно, всего американского образа жизни другими странами.
Глобализация, в основном, является результатом научно-технической революции, которая сделала качественный скачок в середине ХХ века, радикально преобразуя материальное производство, духовное развитие и условия жизни человека, включая социальные и политические процессы современности, которым она придает особую динамику.
Ускорение глобализации было продолжением научно-технической революции и процесса научно-технического развития, которые сопровождались глобальным развитием современных средств массовой коммуникации и носителей информации. Это, в свою очередь, обновило образ и природу производства, а также повлияло на международные отношения. Война уже не является основным средством разрешения споров между развитыми странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает преодолеть известные национальные политические границы, а также пересмотреть распределение и поднять уровень жизни человека. Все это расширяет рынки промышленно развитых государств для реализации современной продукции, что означает создание «большого потребительского общества» (Consumer Society).
Все вышеперечисленные признаки послужили точкой опоры для перехода от национального капитализма к транснациональному, признаки которого были связаны с возникновением глобализации и проявились в расширении производства и торговли до уровня международного рынка. Глобализация отразилась в экономических усилиях вкладчиков капитала, коммерсантов, предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ранее ограничена национальными границами того государства, к которому они принадлежали. Благодаря глобализации экономический успех стал зависеть от свободных международных промышленных и финансовых групп, которые получают поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное государство перестало быть главным двигателем экономического процесса на мировом уровне, его место занял частный сектор, особенно, в сферах производства, маркетинга и международной конкуренции.
Глобализация не ограничивается только экономикой, она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, включая такие, как политическая, культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а также конкретных политических систем для взаимодействия с властью. Видно, насколько увеличилось число международных экономических центров в современном мире, стало больше политических центров, что создало альтернативу властным структурам. Это, в свою очередь, повлияло на демократическое развитие на всех уровнях, вызвало отказ от монополии власти и обеспечило возможность ее перехода из одного центра в другой, разнообразило влияние их на общество, прекратило концентрацию капитала на государственном уровне и ослабило центральное управление.
Быстрому распространению глобализации способствовала победа капитализма над социализмом, крах которого показал несостоятельность марксизма как идеологии и экономической теории. Крах тоталитарной системы власти в Восточной Европе и СССР и переход к новым различным видам демократического правления по своей сути означали отражение общемировых демократических процессов на основе рыночной экономики.
Прямая межконтинентальная связь через международные коммуникативные и компьютерные сети, космические спутники, теле-радиостанции дает возможность наглядно показать, что представляет собою глобализация. Теперь она стала понятной и простым людям всего земного шара. Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст возможность еще более расширить культурные связи между всеми народами мира и поможет найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы национальным интересам.
Однако правительства многих стран проявляют опасения по поводу трансляции передач, которые якобы направлены против идеологии и систем управления этих стран. На их взгляд подобные передачи могут угрожать политической и общественной стабильности государств. Существуют определённые влиятельные общественно-политические силы различных государств мира, также выражающие свои сомнения по поводу открытой информационной системы, которая будто бы может угрожать культуре, обычаям и традициям различных народов мира.
Глобализация связана с гегемонией рыночной экономики, что, в свою очередь, поднимает вопрос о роли государства в этом процессе. О том, что глобализация не позволяет легко перейти к рыночной экономике, так как тогда роль государства в этом процессе исключается или ограничивается.
Большинство тех, кто признает важность рыночной системы, всегда связывали ее с необходимостью существования сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить об исключении или ограничении роли государства, а, наоборот, нужно подчеркнуть эту роль и отметить ее важность, правда, с некоторой поправкой на требования рыночной системы.
США - самая крупная капиталистическая страна мира, где государство вмешивается в экономическую жизнь и определяет условия экономической активности, а также условия финансовой политики и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому что важным условием для государственной власти является не противоречить развитию экономической жизни и, в том числе, на информационном рынке.
Свободная экономика не означает отсутствия государства. Разница между либеральной системой и системой централизованного планирования заключается не только в принципе «вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования для государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным лицам и частным проектам, из чего вытекает возможность объединения государства и частного сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни происходит через другие, более эффективные средства. Это подъем производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области образования, здравоохранения, судебной власти, информации, безопасности и обороны, сюда также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Свободная экономика не пренебрегает основами общественной справедливости. Те страны, которые придерживаются этого принципа, идут в авангарде по показателям помощи бедным, справедливого распределения доходов, страхования граждан от безработицы, болезней, обеспечения старости и др. Существует также прямая связь между уровнем экономического развития и условиями общественной справедливости. Это объясняется тем, что развитие национальной экономики на высоком уровне увеличивает возможности экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест всем тем, кто в этом нуждается, а это и является основным показателем общественной справедливости.
Новая роль государства дает возможность приспособиться к условиям нового международного порядка, не уменьшая государственного суверенитета при распространении глобализации, что достигается соблюдением принципа взаимного уважения и равноправия между странами и народами мира. Согласное и сознательное слияние в новую международную систему происходит не безосновательно. Глобализация исторически обусловлена: она является логическим результатом бурного развития техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансивной природы капиталистического производства. Нельзя остаться за пределами глобализации, напротив необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это сознательное сотрудничество должно предотвратить отставание от мировых процессов развития, оно нужно, чтобы не остаться на обочине истории.
Современная цивилизация выросла на руинах цивилизаций и культур средневековья, отклонив теологические идеи, то есть, отделив религию от государства. Тем самым она смогла осуществить демократическую мысль, исторически возникшую у людей на региональном уровне, она основана на уважении различных, даже противоположных мнений, то есть на плюрализме, свободе мысли и уважении прав человека вне зависимости от политических и географических границ.
От менее развитых государств глобализация требует «больших шагов» в направлении всеобщего обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических платежей. Это, а также организация рыночных процессов.
В мографии сделана попытка раскрыть роль государств, международных СМИ и организаций в рамках международного обмена информацией, значение которого в современном мире все более возрастает. Это стало возможным благодаря развитию глобальной системы средств коммуникации. Не случайно учёные прогнозировали, что развитие глобальной системы средств коммуникации в конце двадцатого столетия даст человеку реальную возможность получить интересующую его информацию моментально и просто.
Факт свершения информационной революции давно признан во всем мире. В течение последних трех десятилетий государства и международные организации сосредоточивают свои усилия на том, чтобы сформулировать основные цели и задачи международного обмена информацией. Благодаря информационной революции сокращаются огромные расстояния между странами, континентами, и народы получают возможность расширить свой кругозор, быть более информированными во многих сферах жизни.
Изучение проблем коммуникации и международного обмена информацией напрямую связывается с исследованием проблем самой информации и международных отношений. Одной из основных задач новой международной системы обмена информацией является исправление диспропорции между получением информации развитыми и развивающимися странами.
В свете изложенного, объектом и предметом исследования являются роль и место международных СМИ и К при обмене информацией в международных политико-экономических отношениях. Объект исследования важен и актуален и с точки зрения необходимости изучения следующих основных направлений: Международный обмен информацией в рамках международных отношений. Принципы международной журналистики в рамках международных отношений. Общественные отношения как цель международного информационного обмена. Основными целями и задачами монография являются:
1. Изучение проблем коммуникаций и международного обмена информацией (МОИ), напрямую связанных с исследованием проблем самой информации. Анализ международного обмена информацией в рамках международных отношений и государственной внешней политики. Анализ развития системы МОИ, её закономерностей, влияния различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникаций и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двухсторонний диалог в рамках международных отношений.
2. Выявление основных тенденций развития современного международного обмена информацией и его роль в международном взаимопонимании. Операционализация теоретических понятий и характеристик МОИ в практике работы со СМИ и К в рамках народной дипломатии и международных отношений. Проведение анализа и оценки международного потока информации, его роли в международном сотрудничестве и формировании общественного мнения, а также эффективности международного обмена информацией с технической и культурной стороны на фоне анализа наиболее распространенных в мире теорий журналистики.
3. Характеристика проведения сравнительного анализа международной журналистики: проблем и перспектив развития международной журналистики. Анализ основных процессов, происходящих в международной журналистике и выявление принципов международной журналистики, применяемых в рамках международных отношений, функций и проблем международной журналистики на современном этапе ее развития. Исследование роли международной журналистики в поиске решений международных конфликтов, а также изучение международной монополии в СМИ.
4. Изучение теоретических понятий и их характеристик в практике работы со СМИ и К и общественностью в рамках международных отношений. Анализ характеристики процессов работы с общественностью, происходящих в международных отношениях в результате коренных изменений в современном мире, особенно, в конце ХХ века.
5. Проведение анализа международного обмена информацией с точки зрения национальной и информационной безопасности и принципов правильного использования информации государственными органами. Выявление понятия международной информационной безопасности, информационного оружия и информационных войн, безопасности в информационной сфере.
6. Изучение и оценка международного информационного обмена как одного из элементов дипломатической функции и классификация информационной работы дипломатических миссий на примере развитых стран мира и Узбекистана.
7. Уяснение понятия народной дипломатии как функции международного информационного обмена, определение работы с общественностью и её роли в государственной и общественной сферах на примере развитых государств и Узбекистана. Определение теоретических понятий народной дипломатии, их характеристик в практике работы с общественностью в рамках международных отношений. Характеристика международной работы с общественностью как одной из функций международной организации.
8. Определение понятия информационного планирования и характеристика деятельности международных информационных центров и компаний.
9. Концептуализация международного обмена информацией на основе системного анализа деятельности СМИ и К в условиях современных международных отношений.
Теоретической и методологической основой стали основополагающие выводы и положения, содержащиеся в трудах Каримова И.А., узбекских, арабских и зарубежных ученых. Концептуально-теоретические разработки современной политологической науки, теории международных отношений, права и журналистики, метод политологического исследования эволюции места и роли обмена информацией в международных отношениях на информационном материале.
В монографии впервые предпринята попытка историко-политологического анализа эволюции места СМИ и К в международных отношениях на пороге XXI века. Показано влияние современных средств массовой информации и коммуникации на эволюцию международных отношений, особенно, во второй половине ХХ века. Исследована роль межгосударственного обмена информацией в контексте укрепления ее места в качестве одного из основных видов деятельности государств, завоевывающего все более ощутимые позиции в их внешнеполитической деятельности. Показано неординарные место и роль международного обмена информацией в деятельности ведущих международных и региональных организаций. Предпринята попытка спрогнозировать перспективу регионального и международного сотрудничества в области информационной безопасности, предсказать вероятный путь дальнейшей трансформации и интеграции на более высокий качественный уровень мало развитых и развивающихся стран мира в мировую информационную систему. Впервые предпринята попытка анализа и концептуализации нынешнего состояния и перспектив развития международной системы обмена информацией в современных международных отношениях. Очерчены трудности, лежащие на пути динамичного развития взаимовыгодного информационного сотрудничества, в том числе, и в плане дальнейшего укрепления их позиций по многим вопросам современных международных отношений.Ценность данного монография, прежде всего, определяется тем, что укрепление места и роли глобальных СМИ и К в конце ХХ века сопровождалось процессами формирования новых независимых государств и окончанием длительного периода «холодной войны». Научное изучение механизмов взаимозависимости и взаимовлияния этих государств с развитыми странами мира и, в целом, с мировым сообществом в истории любого региона и государства, несомненно, имеет важное теоретическое значение. Оно служит обогащению теории государства, международных правовых и политических отношений. Исследование специфических черт, подчеркивающих глобальность и отличие некоторых регионов и стран от других регионов и стран мира необходимо, несмотря на их географическую отдаленность. Также важно и изучение опыта эволюции места и роли различных стран мира в международных политико-информационных отношениях, а также особенностей их превращения в полноправных субъектов мирового сообщества на протяжении ХХ века.
Такие монография представляют несомненный практический интерес для сегодняшнего Узбекистана, вступившего на путь независимого суверенного развития относительно недавно и энергично приступившего к решению сложной задачи восстановления традиций собственной национальной государственности и культуры. Республика Узбекистан, безусловно, остро нуждается в научной разработке таких проблем, которые имеют выраженный прикладной характер и могут быть использованы при выработке собственной стратегии строительства современной системы СМИ и К, активно участвующей в процессе международного обмена информацией и отражающей демократические преобразования, охватывающие все сферы жизнедеятельности республики. В новых условиях создание научно обоснованной базы развития государственности способствует быстрому восстановлению прерванных внешними силами древних традиций международных отношений узбекского государства и ускорению его интеграции в мировую систему обмена информацией.
Монографы могут быть использованы в практической деятельности государственных и общественных организаций, занимающихся внешнеполитической и информационной проблематикой. А также могут использоваться в учебном процессе по подготовке востоковедов, журналистов, историков, политологов и специалистов международных отношений и международных экономических отношений в контексте изучения проблем влияния международного обмена информацией на глобализацию системы международных отношений и международных экономических отношений.
Данное Монографие, возможно, восполнит недостаток литературы в области исследования проблем влияния развития средств массовой информации и коммуникации на международные отношения и методы реализации современных внешних связей.
Дактор Мухаммад аль-Бухари
Глава I
Методологические проблемы, роль СМИ и международной журналистики в становлении международного обмена информацией
1.1. Средства массовой информации (СМИ) и их место в МОИ.
Пресса является одним из древнейших инструментов массовой коммуникации. Она возникла на несколько столетий раньше, чем соперничающие с ней радио и телевидение.
Существуют некоторые особенности, отличающие прессу от других СМИ. Газета не способна передать информацию так быстро, как радиовещание, или так реально, как телевидение. В то же время ее роль в жизни образованных людей гораздо важнее перечисленных аудио-визуальных средств массовой информации.
Первые газеты появились в 1454 году, сразу после изобретения первого печатного станка. Этим изобретением сразу же воспользовалась христианская церковь для укрепления своей власти, а в мусульманском мире в течение нескольких веков религиозные деятели запрещали печать.
При помощи типографий церковь распространяла свои взгляды на религию и общественную жизнь. Именно печать стала одним из главных факторов, содействовавших развитию Реформации в XVI - XVII в.в., охватившей большинство стран западной и центральной Европы. Типографии печатали и распространяли шедевры средневековья и эпохи Возрождения, ранее закрытые в хранилищах рукописей, отныне они стали доступны для каждого. Издавалась также некоторая коммерческая информация для предприятий и купцов. Несомненно, что именно печатные листовки сыграли далеко не последнюю роль в распространении идей французской и американской буржуазных революций среди народных масс. В действительности же печать стала играть очень важную роль в жизни общества, и наглядный тому пример — изменение отношений между людьми.
Постепенно печатные издания превратились в средства, отражающие общественно-политические настроения населения в конкретных исторических условиях и на конкретном отрезке времени. В ХХ веке СМИ превратились в наиболее эффективный инструмент распространения демократических ценностей. К примеру, печать предоставляла возможность баллотирующемуся на какой-либо государственный пост кандидату, равно как и голосующему за него, узнавать многое друг о друге благодаря публикациям на печатных страницах. Газета стала одним из важнейших средств образования на всех его этапах. Объявления, публиковавшиеся на страницах газет, информировали о реализации огромного количества товаров, производившихся предприятиями того времени. Газета осуществляла контакт между теми, кто искал работу и кто её предлагал.
С началом промышленной революции типографии, использовавшие энергию пара, в первой половине XX века уступили место электрическим. Это сократило расходы на печать, что, в свою очередь, вызвало снижение стоимости объявлений на страницах газет, и, как следствие этого, увеличение тиража. Все эти факты способствовали значительному распространению газет и превращению их в дешевое средство массовой коммуникации. И в этом усматривали обоюдную выгоду как рекламодатели-производители, так и сами издатели.
Другая важная отличительная черта газеты и её печатных материалов по сравнению с другими СМИ - возможность читателя располагать своим временем. Он может перечитывать газету по мере необходимости. Кроме того, газета является одним из самых оптимальных средств для ведения опосредованного диалога между различными слоями общества.
Радио относится к одному из самых доступных СМИ, так как оно имеет возможность воздействовать на слушателя, преодолевая барьер неграмотности и географические преграды.
Радио доступно практически всем, то есть его слушатель может быть человеком любого возраста и уровня образования. Прослушивание радио не сковывает слушателя, как, например, телевидение, здесь зритель должен занять определённое положение перед телеэкраном и удерживать аудио-визуальный контакт с телепередатчиком.
В нашем обществе радио стало одним из ведущих СМИ и достигло такого уровня, когда оно может осуществлять контакт между людьми, не требуя повышенного внимания и личных отношений. Радио все больше становится источником развлечения, нежели информации, которая требует сосредоточенности и внимания.
Определить первоначальный источник научных изобретений, которые привели к возникновению радио, трудно. В течение четырех лет с 1890 по 1894 г.г. ученым Пранли были предложены основные принципы работы телеграфа. В период с 1894 по 1899 г.г. проводил свои опыты в этой области Маркони, которому впервые удалось послать радиотелеграмму через Ла-Манш.
Дальнейшие научные исследования расширили человеческие возможности, и, наконец, французский инженер Раймонд Прайар и его друг доктор Роберт Фонд Смит из Бельгии добились приёма и передачи радиосигналов с расстояния в несколько километров. Это произошло в 1914 году, но с началом первой мировой войны опыты были прекращены.
После окончания войны опыты были продолжены и привлекли всеобщее внимание. Но первые регулярные радиопередачи начали транслироваться из Детерва-Ньюз в США только в 1920 году. Их основателем в Англии стал Дейли Мейль тоже в 1920 году. Что касается Франции, то первых успехов достиг генерал Вери, когда в 1921 году ему удалось осуществить первую радиопередачу.
Таким образом, 20-е годы XX века стали важным периодом в жизни этого изобретения. Радио получило быстрое распространение и стало широко использоваться. А в 1925 году успешное применение радио пополнилось еще изобретением электрического граммофона. В 1934 году впервые была изобретена запись на мягких грампластинках, а в 1945 году мир получил магнитофон. В 1948 году американцы Протан и Барден создали радиоприёмник в его современном виде.
С 1950 года радио получило быстрое распространение среди широких масс. В 1958 году была изобретена пластинка стереозаписи и радиопередача вступила в новый этап своего развития.
Телевидение: первые опыты по передаче чёрно-белого изображения на расстояние были начаты в XIX веке и продолжались до 1905 г., когда немецкий изобретатель Дикори создал фототелеграф. После него француз Эдуард Плейн развил это изобретение и дал ему в 1907 г. название "альперинограф".
Эти опыты проводились вначале с использованием механических средств, а затем с электропередатчиками. В 1923 году англичанин Джон Луиджи Биард и американец С.Ф. Джинкинс разработали конструкцию средства передачи - трубку с отверстиями (кинескоп). В 1928 г. Грабовский и Белянский разработали в Ташкенте телефот.
Эти опыты получили успешное продолжение в 30-е годы XX века, когда англичанин Александр Плаз начал исследования в области телевидения. В 1936 году он смог транслировать передачи по два часа ежедневно. В 1938 году французский телецентр Плазол в Ля-Коривал начал ежедневные телепередачи. А в следующем году США уже вели вещание на большой объем аудитории.
В 1945-1946 г.г., после окончания второй мировой войны круг телезрителей был сильно расширен. В 50-е годы XX века произошёл переход на систему цветных телепередач и кабельное телевидение. Началось создание усилительных наземных станций, и стала возможной трансляция телепередач через спутниковую связь. Это сопровождалось одновременным освоением космоса человеком.
Телевидение является одним из уникальнейших средств связи, включающих в процесс получения информации одновременно и слух, и зрение.
Наблюдения учёных показали, что телевидение привлекает гораздо большее внимание зрителя по сравнению с другими СМИ, особенно, у детей и подростков. Научные исследования также выявили, что и дети, и взрослые считают, что телеинформация надолго остаётся в их памяти.
Разница между радио и телевидением заключается в следующем: телевидение действует на два органа чувств человека: слух и зрение, оно требует полного внимания и бездействия, а во время прослушивания радио слушатель может читать, ходить, работать, вести машину, думать и даже не открывать глаз.
Схожесть же ТВ с другими СМИ заключается в том, что, во-первых, оно более близко к коммуникации, сочетает в себе изображение и звук, движение и свет, способно увеличивать малые объекты и передвигать недвижимые предметы.
Во-вторых, оно может передавать события прямой трансляцией или непосредственно после их происшествия.
В-третьих, телевидение даёт возможность использовать различные методы и способы рекламы, что увеличивает её эффективность на аудиторию.
В-четвёртых, оно стало самым распространенным СМИ, потому что практически имеется в каждом доме. Кроме того, ТВ дало возможность показывать телепередачи не только внутри страны, но и далеко за её пределами, через спутниковую связь. Это увеличивает эффективность международного обмена информацией (МОИ).
Итак, мы видим, как изменилось положение человека со времён небольших общин, изолированных друг от друга, вследствие чего коммуникация фактически отсутствовала. Это положение изменилось радикально с развитием человеческой цивилизации. Парадоксально, но фактом является то, что на развитие современных СМИ огромное влияние оказали войны.
Во-первых, это связано с первой мировой войной 1914-1918 г.г. и второй мировой войной 1939-1945 г.г. Передвижение войск через территории государств и континентов способствовало развитию средств коммуникации, улучшению путей сообщения по суше, воде, воздуху и появлению водных и воздушных портов.
Во-вторых, получили распространение современные средства коммуникации: телеграф, телефон и электронная вычислительная техника (компьютер), а также СМИ: газеты, радио, телевидение и т.д.
В-третьих, начало информационной революции конца ХХ века благодаря развитию новых информационных и коммуникационных технологий, которые оказали серьёзное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней, оказало серьёзное влияние на расширение коммуникационных возможностей человека. Речь идёт о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации.
Природа информационной революции пока до конца не исследована, однако её смысл становится всё более понятным. Наступает век экономической глобализации, и существуют самые разные мнения по поводу того, какое влияние этот процесс может оказать на развитие отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.
Всё это коренным образом изменило мышление людей, расширился их кругозор. Сейчас уже невозможно изолировать людей друг от друга, как и отделить событие, случившееся в какой-то одной точке земного шара, но способное повлиять на весь мир.
Мир сегодня стал доступен каждому посредством коммуникации. Человек стремится понять и переработать информацию, которую ежедневно обрушивают на него СМИ и К.
СМИ постепенно вышли из внутренних рамок и стали средством коммуникации и общения между различными народами. Они играют важную роль в международных отношениях и в рамках международного обмена информацией.
СМИ и К стали одним из инструментов, благодаря которым можно достигать важных целей и решать задачи в различных областях жизнедеятельности человека. Особую роль они играют в выработке стратегии и тактики внешней и внутренней политики различных стран мира, международных, региональных и местных организаций.
1.2. Международная журналистика и её задачи в рамках внешней политики государства.
Через СМИ и К всегда стараются распространять идеи, способные убедить людей, повлиять на общество. А при выходе изданий в свет редакции как бы раздвигают географические, равно как и политические границы, распространяют свои принципы в других государствах с целью культурного диалога между народами. СМИ таких издательств носят международный характер, так как информация, имеющая международный характер, является неотъемлемой частью внешней политики независимых государств и служит высшим государственным интересам. Эффективность достижения этих целей зависит от веса и роли государства на международной арене, а также от реакции на ежедневные международные события.
Это обстоятельство приобретает особое значение особенно после начала экономических, политических, военных и общественных кризисов, которые охватывают те или иные государства или же те регионы, в которых супердержавы имеют свои стратегические интересы. Оно сохраняется и при природных катаклизмах, экологических катастрофах, а также при наличии опасности для жизни на планете в целом.
Международная информация охватывает различные аспекты деятельности государства, включая, прежде всего, экономические, политические, военные, общественные, культурные, гуманитарные, и др., совпадающие с внешней политикой каждого государства и возникающие из высших государственных интересов.
Эти факторы влияния объективно содействуют укреплению международного взаимопонимания и диалогу между народами. Именно международное взаимопонимание помогло государствам по-новому взглянуть друг на друга, углубить сферы культурного и человеческого общения. Немалую роль в этом сыграли СМИ. Благодаря глобальному развитию техники и СМИ и К в XX веке осуществлены глобальные изменения в культуре и обществе, несмотря на идеологические разногласия, экономические и политические противоречия.
Функции международной журналистики: Одним из главных отличий людей от других живых существ является то, что они могут общаться друг с другом. Человек постоянно нуждается в средствах наблюдения за окружающими его явлениями и опасностями, в средствах распространения его идей, в средствах, которые бы передавали мудрость, надежды и стремления уходящих поколений, нуждается в средствах, которые могли бы развлекать людей, помогали бы отвлекаться от ежедневных трудностей и проблем.
В глубокой древности эти функции возлагались на отдельных членов племени. Некоторые играли роль стражей, они сообщали племени об опасности, такой, например, как приближение враждебных племён или прохождение стад животных, на которых охотились. В племени был совет. Он заботился о нуждах племени, укладе жизни, внутренних и внешних отношениях, контролировал соблюдение правил общежития. Были и посланники, которые передавали указы совета племени каждому отдельному его члену, послания соседним племенам. Кроме того, каждое племя хранило и передавало мудрость и культурное наследие новым поколениям. Деды обучали молодежь традициям и укладу жизни, матери учили дочерей готовить и шить, а отцы передавали сыновьям военное и охотничье искусство. Сказители развлекали народ легендами и балладами о достижениях, славе и подвигах отцов и дедов, о прошлом племени. Певцы пели любимые всеми песни. А во время празднеств танцоры исполняли религиозные и фольклорные танцы. Таковыми были первые элементы коммуникации в древности.
Интересно то, что и в современном обществе задачи, стоящие перед людьми, те же, с той лишь разницей, что они выполняются сегодня различными способами, при наличии современных развитых технологий, и информация теперь передаётся на очень большие расстояния по всему земному шару и даже в космос.
Если сегодня нам нужна информация о каких-либо событиях, мы получим её без промедления, точно и чётко сформулированную, через СМИ и К, которые используют самое современное электронное оборудование. Информация, которую мы получаем, помогает в решении проблем и принятии незамедлительных решений.
Таким образом, функция коммуникаций, применявшихся в родоплеменной общине, по принципу схожа с функцией, существующей сегодня. Единственная разница между ними - большое разнообразие средств, более сложных и более точных. Это стало возможным благодаря развитию современных средств коммуникации, которые не были известны ни в древности, ни в середине ХХ века.
Сегодня государство стало воздействовать на общественную жизнь через своих представителей как внутри, так и за своими пределами посредством проведения целенаправленной внутренней и внешней политики.
СМИ и К уже проникли в города, деревни, малые населённые пункты, куда раньше не имели доступа, результатом чего стало открытие системы СМИ и К перед теми силами, которые стремятся к изменениям как внутри, так и за пределами государства. Это означает, что функции информации сильно изменились только количественно. Почему вопрос о СМИ и К так актуален?
Ответ состоит в том, что СМИ и К сегодня оказались доступны для самых широких масс, для очень большой аудитории. Когда-то СМИ и К могли достичь только ограниченного числа людей, поле их влияния тоже было ограничено. Теперь же они доступны всем жителям земного шара и эффективно воздействуют на мнение людей, на их поведение и образ жизни. Например, газеты, журналы, книги, которые раньше читались ограниченным числом людей, теперь доступны миллионам. Они печатаются большими тиражами и даже отправляются через современные компьютерные сети, электронную почту или телерадиопередачи, которые слушают миллионы людей в самых отдалённых регионах земного шара.
Телепередачи, которые раньше были ограничены определённым географическими рамками, стали доступны зрителям на всех континентах. Электронная почта, факс, телекс, заменившие телеграф, дали людям возможность поверить, что средства коммуникации и массовой информации могут эффективно воздействовать на общество и изменять его не только внутри, но и на мировом уровне, то есть на огромном пространстве.
Международная информация приобрела теперь свое место и функции, которые она восполняет, отражая внешнюю политику государства.
1. Политические группы или организации внутри государства играют роль своеобразных генераторов информации. Они являются эффективной и влиятельной силой при принятии политических решений за счет своей информационной активности внутри государства или определённого общества. Принятие решений зависит от независимых политических деятелей, лидеров партий, различных парламентских фракций, независимо от того, находятся эти лидеры или фракции у власти или нет.
Чтобы достигать максимальной эффективности во внешней политике государства, процесс коммуникации должен учитывать несколько, факторов: наличие различных проблем, вокруг которых разворачивается дискуссия, отношение власти и оппозиции к этим проблемам, а также официальный политический курс государства. Позиции колеблются между теми, кто одобряет и всецело поддерживает этот курс, и теми, кто его поддерживает частично, между теми, кто принимает позицию полного нейтралитета, нейтралитета частичного, и теми, кто стоит в крайней оппозиции к правительству или оппозиции умеренной.
В связи с этим возникает необходимость чётко определить политический курс государства, его сторонников и противников в целях использования данных факторов для обеспечения поддержки, чтобы разрешить имеющиеся проблемы. Вместе с тем, возможны попытки изменить утверждённые политические позиции в государстве в пользу конкретней проблемы или, как минимум, создать необходимый климат для положительного диалога. Для этого необходимо также учитывать сущность и реальное положение политической системы в государстве, степень её демократичности, линию поведения в принятии решений и соотношение политических сил, которые принимают участие в решениях. Чем вызвана эта необходимость?
Тем обстоятельством, что коммуникация с народными массами в любом государстве осуществляется через так называемую «элиту», которая влияет на решения, имеет воздействие на общество. В свою очередь, общество состоит из тех, кто имеет право принимать решения и влиять на народные массы, которые являются силой давления на элиту.
По степени компетентности в области информации, планирования международных информационных кампаний мы можем определить политическую систему стран. Этот анализ может быть использован для планирования информационных кампаний. Кроме того, существуют общественные и культурные факторы, которые определяют направление международной информационной кампании.
2. Достичь непосредственной коммуникации с народными массами возможно через СМИ, пресс-конференции, радио, телепередачи, кино и театральные демонстрации, видеофильмы и создание информационных выставок, туризм и обмен визитов. Всё это создаёт благоприятную почву для более эффективной информатизации общества.
Для проведения своей внешней политики в целях сокращения расходов государство часто использует метод диалога с влиятельными различными политическими силами и группировками посредством использования средств массовой коммуникации, которые дают экономию времени.
Наблюдение общественности за проблемой коммуникации и интерес к ней определённых слоёв общества неоднозначен. Поэтому эффективная коммуникация с широкими массами требует больших средств и возможностей, чего бедные и развивающиеся страны не имеют или имеют в ограниченном объёме и что есть только у ведущих стран мира. Государства, имеющие хорошее материальное и техническое обеспечение и располагающие специалистами в области информации, могут использовать все средства воздействия.
3. Международная информация представляет государства или организации, к которым она относится. Это могут быть внутригосударственные, региональные или международные универсальные и специализированные объединения, как, например, ООН и её специализированные организации, имеющие свои представительства в различных странах мира. К ним также можно отнести Организацию Африканского Единства, Лигу Арабских государств, ОПЕК, Европейский союз и ряд других.
Сегодня мы видим, что ведущие державы используют самую современную технологию и средства коммуникации для своих международных информационных кампаний. В первую очередь, это телеканалы с использованием искусственных спутников, распространение и использование компьютерных сетей не только на общественном или государственном уровне, но и для индивидуального пользования.
Самой популярной компьютерной сетью на сегодняшний день считается до сих пор не имеющая аналогов международная сеть ИНТЕРНЕТ, общепризнанным центром которой является США.
Анализ положения развивающихся и отсталых стран показывает, что они испытывают информационные трудности и несут ущерб от отсутствия или нехватки современных технологий и одностороннего потока международной информации. Эти проблемы с каждым днём увеличиваются и усложняются в различных направлениях.
Проблемы международной журналистики: Несмотря на постоянные усилия, которые предпринимаются развивающимися и бедными странами для выхода из информационного кризиса, трудности не исчезают. Причиной этого является отставание национальных ресурсов от глобального научного и технологического развития в области современных СМИ и К. При этом возникает ряд проблем, которые можно сформулировать в следующем порядке:
1. Смешивание государствами международных, региональных и местных информационных функций и требований без учёта особенностей и специфики этих функций.
2. Отсутствие чёткого разделения между внутренней, региональной и внешней политикой государства в плане определения перспектив для информационной международной кампании и определения первичных задач.
3. Неподготовленность кадров и устаревшие технологии в отечественных информационных учреждениях, нехватка финансовых средств и новых информационных технологий и оборудования, необходимых для международных информационных кампаний или их неэффективное использование для достижения поставленных целей. Сюда можно отнести и неудовлетворительное использование помощи извне, в первую очередь, помощи развитых стран и международных специализированных организаций.
4. Критическая нехватка высококвалифицирова-нных кадров, которые специализируются в области местной и международной информации. Нехватка специалистов с профильной подготовкой является причиной подбора кадров, не компетентных в области международной информации, которая в большинстве случаев формируется из политических соображений, что влечёт за собой следующие трудности:
а) отсутствие координации между теми, кто проводит планирование и исполняет его, а также теми, кто наблюдает за исполнением в международной информационной кампании;
б) недостаток знаний специфики зарубежной аудитории, не определившийся информационный стиль, отсутствие ориентации в развитии методов передачи и содержания информационной корреспонденции, предназначенной для аудитории международной информационной кампании;
в) отсутствие сотрудничества и даже координации между информационными агентствами и научно-исследовательскими центрами, причастными к формированию международной информации.
Что касается подготовки отечественных специалистов в области информации, то она ограничивается теоретическими исследованиями, которые касаются истории, а не сущности планирования информационной корреспонденции. Это и анализ содержания (контент-анализ), и измерение отражения запланированного эффекта информации, и действительно оказанного эффекта отражения информации и средств информации.
Международная журналистика в рамках внешней государственной политики: Международная журналистика в рамках международных отношений играет ключевую роль при проведении внешней политики того или иного государства, ибо внешняя политика любого государства является совокупностью учёта ряда наиболее важных внутренних, региональных и международных факторов.
К внутренним факторам относятся культурное, идеологическое и историческое наследие, общественное и этнографическое положение, экономические и военные возможности с учётом политических систем государств.
К региональным факторам относятся: система, доминирующая в данном регионе, её влияние на внешнюю политику государства, реакция всех силовых элементов данного региона и отношение региональной системы к международной.
Международные факторы относятся к международным системам, их особенности развития учитывают отношения между богатыми и бедными странами, крупными и небольшими государствами, силовые элементы сторон, их влияние на внешнюю политику государств мира.
Посредством учёта всех этих факторов осуществляется формирование внешней политики любого государства, этим занимаются специальные структуры, в функции которых входит формирование внешней политики. Это могут быть как официальные, так и неофициальные государственные структуры, и в некоторых случаях последние оказываются влиятельнее.
Во всех без исключения странах существенную роль играет политическая система и уровень её развития. Современная внешняя политика формируется не одним человеком, как раньше, а системой государственных органов, имеющих отношение к сфере внешней политики, а также целой группой политиков, где один дополняет другого. Такая рабочая группа должна иметь самые современные достижения коммуникации, средства, которые позволяют ей получать последнюю информацию обо всех событиях, происходящих в мире, как можно быстрее.
В области внешней политики ставка делается на эти группы, которые включают в себя специализированных советников различных направлений. Те ставят задачу перед этими группами, и каждый высказывает свое мнение в пределах собственной компетентности.
В некоторых случаях одна проблема может решаться разными советниками, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу. В результате такого обсуждения выдвигается несколько альтернативных решений, которые способны помочь в разрешении проблемы, при этом выявляются положительные и негативные стороны, что даёт возможность найти наиболее оптимальный вариант.
Решение принимает официальное правомочное лицо. Государственная внешняя политика базируется на исследовании всех современных научных методов, которые достаточно развиты и помогают при принятии решений. Это не противоречит функциям таких демократических организаций в государстве, как парламент, политические партии, группы и даже референдум, которые узаконивают любое решение, касающееся внешней государственной политики. Во многих случаях бывает не объявлен действительный курс внешней политики (Declaratory policy) и наоборот (Action policy).
Для этого существуют конкретные причины. Внешняя государственная политика входит в силу сразу после её утверждения, используются все возможные средства для её исполнения: политические, экономические, военные, информационные, общественные и культурные.
К политическим средствам относятся встречи, официальные визиты, дипломатические аккредитованные миссии, двух и многосторонние договоры, а также дипломатия в верхах, которая используется в случае решения наиболее важных политических, экономических, военных и других вопросов, требующих участия высших руководителей.
Внешнеполитической деятельности способствует глобальное развитие средств коммуникации и передвижения, что сокращает расстояние между государствами, экономит время и усилия. Например, передача копии официального документа через спутниковую связь посредством факсимильного аппарата из Канады в Центральную Азию занимает несколько минут. А современные компьютерные сети и электронная почта в течение нескольких секунд дают возможность получать и распечатывать, хранить и изменять отправленную или полученную информацию.
К средствам, которые используются для проведения государственной внешней политики, относятся политические, торгово-экономические, финансовые и военные соглашения о сотрудничестве, развитии многоплановых отношений. Особая роль отводится безвозмездной помощи, кредитам, созданию совместных экономических проектов, командированию экономистов, иначе говоря, «дипломатии экономической помощи», которая, в конечном счете, применяется для достижения конкретных политических целей. Здесь становится понятной важная роль международной сети ИНТЕРНЕТ в деле «электронной коммерции». Термин Electronic commerce появился в словаре внешней торговли одновременно с глобальным развитием технологии коммуникаций, его сопровождало существенное развитие связи, которое влияло на операции международного обмена информацией и международной торговли: обмен товаров, услуг между различными государствами. Понятие «электронная коммерция» (Ecommerce) содержит в себе разные виды экономических отношений, которые осуществляются через электронные средства связи, то есть через ИНТЕРНЕТ.
Как правило, новая электронная коммерция осуществляется посредством заключения сделок между компаниями и её агентами. Итак, электронная коммерция может выполнять такие, функции в международном торговом обмене, как реклама товаров, маркетинг, переговоры, финансовые расчёты; через эту сеть можно передать пакеты, решение о продаже или покупке. Поэтому крупнейшие компании мира активно занимают место в сети ИНТЕРНЕТ. Это способствует расширению сети, число ее пользователей в настоящее время насчитывает более 5 млн. абонентов по всему миру. Статистические данные показывают, что 20 % коммерческих сделок в США и 10 % в Европе осуществляются через «электронную коммерцию» (1997 г.), а в будущем ожидается значительное увеличение. Электронная коммерция даёт возможность упростить международный обмен информацией и предлагает потребителям различные варианты, экономит время и расходы как потребителей, так и производителей. Кроме того, она расширяет круг маркетинга от местного рынка до международного, может легко осваивать новые рынки.
Особенности электронной коммерции ведут к значительным изменениям методов международного обмена информацией и к реализации трёх основных достоинств:
1. Значительное сокращение расходов на рекламу, проектирование и производство.
2. Эффективность в расширении рынка.
3. Удовлетворение потребностей потребителей, обеспечение и улучшение качества продукции в рамках сильной конкуренции и снабжение информацией.
К военным средствам проведения внешней политики государства относятся угрозы или намёки использования военной силы полностью или частично, обеспечение военной техникой и боеприпасами для достижения конкретных политических целей, а также соглашения о военной взаимопомощи, вхождение в военные блоки, альянсы, обмен информацией в военных целях. Это стало возможным после технологической революции коммуникаций.
Анализируя понятие «технологическая революция», мы видим, что явление информационной войны не ограничивается технической стороной, которая стала сложнее. Компьютерные сети стали одним из сильнейших орудий, которые используются даже в военных операциях. Но дело идёт дальше и охватывает как природу самой войны, так и сближение эпохи информации с экономическими и общественными изменениями. Особое внимание следует обратить на то, что в Пентагоне, в кругу учёных, появились убеждения о глубоких изменениях в области политики, экономики, в отражении общественной реакции и общественного мнения.
Анализируя тенденции развития различных сфер жизнедеятельности человека и его воздействие на природу конца XX века, без сомнения, можно сказать, что научно-техническая революция будет иметь свое дальнейшее продолжение в XXI веке.
Международный информационный обмен является сегодня одним из самых эффективных средств для реализации внешней политики государства. Во внешнеполитической деятельности задействованы все – от главы государства до служащего, занимающего самую низшую ступень в административной структуре государства, каждый в области своей компетентности.
В современной практике СМИ и К активно используются для обнародования внешнеполитических шагов к зарубежным странам и служат интересам внешней политики. Обычно прибегают к возможностям специальных информационных учреждений, собственных дипломатических миссий, аккредитованных в зарубежных странах. Такие учреждения обычно выпускают информационные бюллетени или передают информацию через международные информационные агентства, делается заявление дипломата в СМИ страны пребывания или через материал, публикуемый в журналах и газетах, широко распространённых на международном уровне, а также через радио и телевидение.
Глобальное научно–техническое развитие, которое началось в 90–е годы XX века, дало возможность приёма телепередач через спутниковую связь, чтение газет и журналов через сети ИНТЕРНЕТ и другие международные компьютерные сети. На сегодняшний день всем известны международные информационные агентства, крупнейшие теле-радио компании США, Англии и Франции, вещающие на все страны мира на многих иностранных языках.
Международный обмен информацией отражает реальное культурное, научное, политическое, военное, экономическое, общественное положение. Нельзя переоценить важность и возможности целенаправленной информации, её влияние, эффективность чёткого планирования информационной кампании, тактики её работы, наблюдение за событиями, их анализ и комментарий, особенно, когда информационная кампания учитывает специфику аудитории, получающей корреспонденции и информационные материалы. (См. главу IV, параграф 4).
Это, в свою, очередь позволяет сделать вывод о том, что международная информация – важный источник необходимых сведений и данных для любого государства, независимо от того, какое влияние имеет оно на международной арене.
Вместе с тем, государства активно используют СМИ и К во внешней политике для защиты своих интересов за рубежом. Мы не можем отделить зарубежную журналистику от национальной, потому что они взаимно дополняют друг друга, подчинены интересам внутренней и внешней политики.
Любые государства, которые поддерживают внутренние источники информирования по отношению к внешним, ошибаются, так как это вредит их интересам на международном уровне и открывает широкую дорогу перед международными информационными агентствами и международными СМИ и К для нанесения ущерба политике таких стран, для искажения их позиций перед международным и общественным мнением.Это может понизить их авторитет в мировом сообществе или ухудшить представление о них с точки зрения зарубежных СМИ и зарубежных информационных агентств, которое не совпадает с национальными интересами таких стран, так как сегодня нет ни географических, ни языковых, ни временных границ перед современными средствами коммуникации. От того, как отечественные СМИ будут удерживать инициативу, работать, использовать достижения науки и техники, будет зависеть их влияние и помощь в ведении внешней государственной политики.
В этом процессе есть несколько косвенных, но весьма влиятельных факторов, например, воздействие информации противодействующих сил на культурном фоне зарубежной аудитории. Через это можно определить отражение информационных материалов, которые предназначаются для зарубежной аудитории. Любая информационная кампания, как бы не была она точна в постановке и достижении определенных целей, может достигнуть лишь части из них. Это связано с зарубежной аудиторией, её отношением к таким пропагандистским кампаниям, как реакция на содержание информационных материалов.
Человек являет собой совокупность чувств, идей и понятий, а не машину, которой управляют по желанию, и его реакцию вызывает именно информационный материал, оказывая внутреннее и внешнее влияние на него. Те, кто подают информацию, постоянно стремятся предвидеть реакцию аудитории, а также факторы, ограничивающие влияние отечественной информации, предназначенной за рубеж. Отсутствие оперативности в распространении или опубликовании материалов, наличие сильного противника, который использует для достижения цели культурные, исторические и языковые факторы, владеет информационной логикой, идентичной логике зарубежной аудитории, ограничивают влияние распространяемой информации.
Здесь играет роль и отсутствие больших финансовых возможностей, которые необходимы для успеха развивающихся и слабых государств в их внешней информационной кампании. Именно этот фактор парализует слабые государства перед сильными государствами, они не могут противостоять целенаправленной методичной информации крупных государств.
Этим объясняется успех информационных кампаний богатых стран, независимо от логики, реальности и аргументации, которые они используют в своей информации.
Международная журналистика и международ-ные конфликты: Сегодня в мире много политических конфликтов и противостоянии. Одной из самых важных остаётся Палестинская проблема, которая является источником угрозы миру и безопасности на Ближнем Востоке и во всём мире уже более полувека.
В результате этого конфликта было несколько разрушительных войн 1948, 1956, 1967, 1973, 1982 гг. Как известно, согласно решению ООН № 181 от 1947 года на территории Палестины, которая в то время была подмандатной территорией Великобритании, должно было быть образовано два государства: арабское и еврейское. Еврейское создано 14 мая 1948 года и известно как государство Израиль. Арабское же государство до настоящего времени не создано. Это и является основным вопросом в Ближневосточном конфликте.
Первая арабо-израильская война вспыхнула на следующий день после провозглашения государства Израиль 15 мая 1948 года и закончилась захватом Израилем части земель, которые по решению ООН должны были принадлежать арабскому государству. После этого было заключено перемирие. Но в 1956 году со стороны Англии, Франции и Израиля последовала тройственная агрессия, направленная против Египта, которая закончилась выводом войск с оккупированной египетской земли.
Позже, в 1967 году последовала новая израильская агрессия, направленная против Иордании, Сирии и Египта, которая закончилась оккупацией израильской армией египетского Синайского полуострова и палестинского сектора Газа, находившегося под управлением Египта, а также полной оккупацией западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот. Западный берег Иордана, ныне принадлежащий Палестине, в то время был под управлением Иордании.
После этого наступило временное перемирие и прекращение огня. Но в 1973 году началась четвёртая по счёту арабо-израильская война с участием Египта и Сирии, при поддержке войск ряда арабских стран, с целью освобождения арабских земель от израильских оккупантов. Она закончилась очередным захватом египетских и сирийских земель.
После прекращения огня развернулись политические дебаты по урегулированию конфликта и достижению мира на Ближнем Востоке. Первым значительным успехом было подписание мирного договора между Израилем и Арабской Республикой Египет, известного, как «Кемп-Девидское» соглашение. Несмотря на подписание Договора, в 1982 году израильские войска вторглись в Ливан. Оккупация части земель этого суверенного государства продолжалась до мая 2000 года, когда израильские солдаты без всяких переговоров с Ливаном покинули южный Ливан.
Всеобщий мирный процесс на Ближнем Востоке начался с момента открытия международной Мадридской мирной конференции по Ближнему Востоку в 1991 году. Конференция была призвана способствовать решению ближневосточной проблемы с участием всех заинтересованных сторон и международных посредников в лице США и России. В результате этой конференции была подписана Декларация принципов и израильско-иорданский мирный договор.
В 1979 году началась кровавая, разрушительная война в Афганистане, когда СССР вмешался во внутренние дела соседнего государства. После эвакуации советских войск война приобрела межэтнический и религиозный характер, превратившись в гражданскую войну. Это вызвало угрозу миру и стабильности в соседних, граничащих с Афганистаном, государствах и в других государствах мира, как доказали события после 11 сентября 2001 г.
После распада социалистической системы и СССР возникли новые очаги нестабильности, в частности, конфликт в Карабахе между Азербайджаном и Арменией, чеченский конфликт, столкновения между Абхазией и Грузией и др.
Угрозу миру почти восемь лет несла недавно завершившаяся гражданская война в Таджикистане, а также Югославский кризис, нестабильное положение в Албании, где произошёл стремительный распад всех структур государственной, военной и политической власти. Не снята до конца напряжённость между Северной и Южной Кореей. Продолжается уже несколько лет гражданская война в Сомали и в Южном Судане. Сохраняется нестабильная обстановка в Персидском заливе, продолжается противостояние между двумя ядерными державами, Индией и Пакистаном за Джамму и Кашмир. Существуют конфликты и в других регионах Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, эти уроки истории показывают, что каждый конфликт имеет несколько источников и уровней: внутренний, региональный и международный. Понимание природы и развития конфликта позволяет искать наиболее приемлемые пути его решения.
В результате исход любого конфликта зависит от силы, на которую опирается каждая из сторон, военных, информационных, экономических, психологических, людских ресурсов и степени внешней поддержки. Немаловажно и духовное состояние людей. Залогом успеха служит также элемент внезапности, развитие тактики и стратегии, использование новых способов и методов борьбы, неизвестных ранее.
К этому следует добавить возможности людей, участвующих в конфликтах, их обеспеченность техникой и информацией. Решения принимаются, исходя из существующей информации о психологическом и духовном состоянии противника. Для принятия решений необходима логика и дальновидность, так как урегулирование любого конфликта - сложный и трудный процесс. В этом процессе, как правило, заинтересованы обе стороны. Конфликт разрешается путём изучения причин, послуживших исходной точкой конфликта, поиском мер, которые способствовали бы мирному решению вопроса. Разрешение конфликта не всегда достигается путём компромисса, а иногда требует задействования военной и экономической силы или же дипломатического участия политических сил.
Конфликтующие стороны могут использовать различные комбинации или совокупность этих сил. В зависимости от обстоятельств на внутреннем, региональном и международном уровне обе стороны, участвующие в конфликте, должны проявлять гибкость в тактике управления конфликтом.
СМИ и К при этом мобилизуют общественное мнение на местном и международном уровне. Учитывая официальную государственную точку зрения на конфликт, в передаче информации об основных событиях, при отражении позиции государства СМИ и К также объясняют и анализируют все аспекты данного конфликта, его причины. При этом специалисты СМИ и журналисты должны учитывать специфику аудитории, для которой предназначена информация, её исторический и культурный менталитет и то, насколько эта аудитория доверяет и согласна с официальной точкой зрения правительства своей страны по данному конфликту.
Важен тон и характер, взятый на вооружение СМИ и К при изложении сути вопроса. Ведь информация как мощное идеологическое оружие не менее важна, чем военная или экономическая сила. К тому же она является движущей силой, влияющей на общество и настроение противника. Правильно поданная информация - это эффективная поддержка для борьбы на политическом фронте и хороший материал для серьёзной дипломатической работы.
1.3. Международные теории журналистики.
При создании научной теории любой сферы деятельности человека следует учитывать комплекс факторов как в гуманитарных, так и в жизненных аспектах. Она рождается из всего истинного, что окружает человека, круга его интересов и его отклика. Язык был необходим для жизни коллектива как основа формирования отношений между человеком и его собратьями, при помощи языка стала возможна связь между людьми, поколениями, обществами.
В широком смысле язык стал основным институтом коммуникации между людьми. С другой стороны, язык является инструментом выражения идей и обмена мнениями.
Появление печати открыло дорогу промышленной революции, которая стала возможной благодаря научно-технической революции (НТР). XX век явился революционным в области техники коммуникации и информации. С развитием технологии в области СМИ и К были преодолены большие географические расстояния. Однако государство подчинило СМИ и К политическим, экономическим и общественным целям. Учёные в области информации и коммуникации начали работать над созданием информационной теории, исходя из политических интересов.
Нет ничего странного в том, что развивающиеся страны в вопросах передачи информации оказались в положении, навязываемом им колониальной политикой. Развивающиеся страны страдают также от острых политических разногласий, которые не могли не отразиться на их информационных кампаниях.
Информация связана с политическим, экономическим, идеологическим, воспитательным, образовательным и культурным развитием общества. Оценка реальных окружающих обстоятельств напрямую связана с национальным языком.
Сознание и язык возникли на одном определённом этапе общественного развития человечества, что дало людям возможность поддерживать друг с другом отношения, развивать коммуникацию.
Современная наука создала множество возможностей и различных средств для выражения языка, разработки и применения его теоретических и практических, прикладных деталей. Поэтому очевидно, что специфика потребностей человека многозначна, а способы её удовлетворения, с точки зрения коммуникации и информации, также различны. Работники СМИ стали использовать теорию, пригодную для повышения уровня информационных материалов и осуществления, необходимых функций информации.
Первый информационный уровень - передача информации посредством языка объекту простым и ясным стилем изложения.
Второй информационный уровень - это уровень убеждения. Его цель - убедить объект, то есть потребителя информации, и склонить его к точке зрения субъекта.
Третий информационный уровень - это выражение, которое относится к искусству и используется средствами массовой информации в аудиовизуальных видах СМИ. Акцент делается на использование движимого и неподвижного изображения.
В заключение мы рассмотрим самые распространённые в мире теории информации.
А. Теория абсолютной власти.
Абсолютная власть - это один из видов власти, которая находится в руках одного лица – монарха (короля, императора или диктатора). При этом не признается свобода или демократия и, ни при каких условиях, народ к власти не допускается. Такая власть опирается на идею «священного права от Бога». Эта идея утверждает властителя наместником Бога на земле.
Известно, что в 1450 году появилась печать, которая в то время подчинялась власти церкви и монарха. В зависимости от степени этого подчинения она связана с природой общества, в котором существует. Общество подчиняется или абсолютной власти или господствующей философии. Мир - свидетель нескольких видов таких философией и абсолютных властей. Например, власть церкви и духовенства в европейском обществе периода средневековья, которая полностью подчинила себе общество. Здесь мы видим, что государство ставится выше человека в структуре общественных ценностей.
Поэтому человек не может полностью достичь целей, полноценно развивать свои возможности и таланты. Он всецело подчиняется власти государства, не имея права свободного выбора. Самая высшая ступень его мышления всё равно остаётся мышлением подчинённого, что принижает его как личность.
В государстве с абсолютной властью один человек или ограниченная группа людей занимает руководящие посты, владеет неограниченной властью, остальные подчиняются им, в таких странах места для власти народа нет. Каковы истинные источники абсолютной власти?
Ответ на этот вопрос-в концепции «полномочий от Бога», в расовом факторе в таких обществах, которые утверждают, что их раса - высшая среди всех и имеет право властвовать над всеми. Приведённые ниже положения (в сокращении) позволяют лидеру или определённой группе людей изучать обстоятельства, осознавать опасность, находить способы её ликвидации. Истинным источникам власти является монополия этой ограниченной группы людей, считающих себя мудрее других, которые будто бы вправе руководить народом, то есть «власть сильного». Установление источников власти, из которых государство с абсолютной властью берёт свою философию, не так важно. Она ограничена определённой группой людей, ни один человек не может достичь её, потому что цель государства с абсолютной властью - сохранить единомыслие народа с взглядами власти, чтобы народ оставался в подчинении и зависимости.
Основной принцип абсолютной власти - власть от Бога. На этом принципе была основана власть всех монархий. Власть передавалась аристократией по наследству, таким образом, её положение, титулы и привилегии в области политики и власти сохранялись. Эта теория относится к самой древней исторической эпохе. И, возможно, господство этой теории в монархиях как Запада, так и Востока было примерно одинаковым, не считая незначительных различий, привносимых каждым новым властителем. Нельзя отрицать, что некоторые из них верили в справедливость, равноправие, плюрализм, допускали и создавали при себе Советы, но были и те, кто применял силу, провозглашая себя «наместником Бога на земле». Европа находилась под этой властью в эпоху средневековья.
Журналистика и абсолютная власть. Пресса и её методы не смогли ничего изменить в теории абсолютной власти, наоборот, эта теория укреплялась и продолжала оказывать существенное давление на прессу, на её информационные функции и отношение к обществу. Власть всегда старалась укрепить политико-идеологические основы – в современном понимании “теорию абсолютной власти” - для сохранения своего положения и окружала себя опытными советниками. Советники могли осознать цели государства, заключающиеся в подчинении общества своей власти и сохранении стабильности общества.
Таким людям давались высокие должностные посты, чтобы они в качестве советников работали на лидеров - монополистов власти, которые могли использовать идеологические факторы в своих интересах.
Таким образом, они должны были служить интересам власть имущего класса. Это давало возможность советникам обращаться к народу от имени власти, через СМИ, существовавшие в то время. Среди них была такая пресса, в которой запрещалось появление идей, способных разбудить народ от глубокого сна. Эта теория в современную эпоху была тесно связана с теорией фашизма и нацизма. Например, система власти Гитлера в нацистской Германии, фашистской власти в Италии, Испании и Португалии, где государство контролировало все СМИ и ставило перед ними задачу мобилизации народа, возбуждения тех или иных чувств и формирования нужных мнений для использования в своих экспансионистских целях, послужила началу второй мировой войны, в результате которой были уничтожены миллионы невинных людей.
Цензура и власть государственных структур над прессой. Цензура - это один из важных аспектов в теории абсолютной власти. Она берёт начало в религиозной цензуре средневековой Европы. Когда Римская церковь была на пике власти, её права были объявлены полученными от Бога, в религиозном подчинении у церкви находились многие государства. Её власть распространялась на общественное мнение, на свободу слова в течение нескольких веков. Новое изобретение-типографии церковь использовала в своих интересах. Ее власть проявилась в издании лицензий для типографий и публикаций, а со временем в том, что люди, выбравшие эту профессию, попадали под церковную власть. В то время лицензия была «привилегией», которая обязывала издателя печатать и распространять то, что угодно власти.
Но этот метод себя не оправдал. Поэтому власть создала предварительную цензуру, и все письменные оригиналы стали просматриваться представителями правительства ещё до их опубликования. Государства-угнетатели сообщались с народом с такими ограничениями, проблемами и барьерами, которые открывали дорогу только перед государством, то есть физическим лицам путь был закрыт, а все виды свободы прессы аннулированы в целях безопасности и целостности государства. Источником такой философии в наше время был фашизм и расизм, которые преследовали цель ограничения основных прав человека.
Идеологическая и политическая история теории абсолютной власти. Платон считал, что разделение власти внутри государства на две или более равные части является началом распада государства. Он указывал, что пока человек имеет инстинкт потребностей, власть должна запрещать материальные интересы, пресекать чувства эгоизма у масс для удержания власти в своих руках. Многие средневековые философы после Платона обосновывали власть на принципах Макиавелли, который призывал к подчинению всех и вся для безопасности государства. Они оправдывали безнравственные действия, которые употреблялись политическими лидерами, жёсткую цензуру на диалоги и обсуждения, на публикацию информации в обществе и считали, что это оправдывает себя, пока служит интересам власти и государства, то есть цель, по их мнению, оправдывала средства.
Жорж Мигель, которого называли «отцом современного фашизма и коммунизма», создал теорию абсолютной власти в законченном виде, когда сказал: «Государство - дух морали и результат умственной деятельности». Он также выдвинул идею государства как конечной цели, оно должно иметь значительную долю прав над личностью и обществом. Итак, теория абсолютной власти навязывает идеологически жёсткие виды и возникает из идеологического участия мудрецов при условиях служения общества их теориям. Государство поощряет эту теорию и направляет усилия к её возрождению и цензуре всего. Об этом писали Сократ, Платон и Аристотель в своих философских теориях, они были сторонниками власти, угнетающей народ.
Платон дал идеологический образ аристократического государства и считал природу человека, его материальные интересы, эгоистические чувства результатом перехода власти от аристократической модели к демократической. Он утверждал, что демократия ведёт к распаду государства, и государство не может быть в безопасности, если не будет в руках мудрых деятелей и законодателей, которые имеют высшие идеологические ценности, необходимые для принятия всем обществом, чтобы оно шло по выбранному ими пути. Платон считал также, что высший класс общества должен ставить власть выше эмоций и инстинктов организма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий